Н. м. был причислен к третьеклассным, т. е. в нем должно было подвизаться 12 монашествующих. В 1791 г. в мон-ре было 10 насельников, но только двое являлись монашествующими. Прибывший в 1793 г. в обитель игум. Феофан (Соколов) с неодобрением писал: «Во всем монастыре было только двое постриженных: иеродьякон под запрещением и иеромонах в параличе; службу служил белый священник» ( Морошкин. 1862. С. 57). Благодаря деятельности архим. Феофана численность братии стала возрастать, и в 1823 г. по его просьбе к штатному составу К. Н. м. было прибавлено 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 4 монаха и 2 послушника ( Субботин. 1862. С. 50). В 1830 г. свт. Игнатию (Брянчанинову) новоезерские монахи показались «мирянами», «очень свободными в обращении» ( Игнатий (Брянчанинов). 2007. Т. 7. С. 170). В 1832 г. в К. Н. м. проживало ок. 70 чел., в т. ч. 9 иеромонахов и 7 иеродиаконов. Проф. С. П. Шевырёв отмечал, что в 1847 г. в числе иноков были светски образованные люди ( Шевырёв. 1850. С. 87). К 1865 г. в К. Н. м. числились 17 монашествующих и 21 послушник, к 1916 г.- 63 насельника, в т. ч. настоятель, бывш. настоятель, 4 иеромонаха, 5 иеродиаконов и 8 монахов, к 1919 г.- ок. 60 монахов. Перед закрытием обители жили 5 монахов ( Богословский. 1865. С. 277; Голицын. 1990. С. 328; Смирнова. 1999. С. 78). Именитые настоятели, насельники и посетители В 1623-1628 и 1631-1632 гг. игуменом К. Н. м. был Тит (Романов), постриженик Борисоглебского на Устье мон-ря . Благодаря его трудам ружное жалованье было заменено рыболовными угодьями на 3 озерах, сделана 1-я попытка начать каменное строительство ( Сазонова. 2011. С. 149), составлена Основная редакция Жития прп. Кирилла, начаты труды по его канонизации. Возрождение мон-ря после упадка в кон. XVIII в. традиционно связывают с игум. Феофаном (Соколовым). С 1799 г. прп. Феофан также являлся благочинным 5 монастырей, причем особое внимание уделял Горицкому девичьему. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), архим. Феофан «отвергал душевное делание как очень удобное к переходу в прелесть и выказал очень малую начитанность.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

21. Поселянин Е. Преподобный Серафим Саровский . М., 1903. 22. Поселянин Е. Великий Саровский подвижник старец Серафим Странник. 1902. Т. 2. Ч. 2. 23. Серафим (Алексиев), архим. Свети Серафим Саровский . София. 1957. 24. Чичагов Л. И., свящ. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. 25. Царевский А. Саровская пустынь в ее прошлом и настоящем. 1893. 26. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Сочинения. В 7 т. СПб., 1886. 27. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Отечник. СПб., 1891. 28. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Избранные письма. Машинопись. СТСЛ, 1968. 29. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. 1908. Апрель. 30. Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова) , составленное его ближайшими учениками, и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881. 31. Знаменский Ф., прот. Преосвященный Игнатий Брянчанинов , еп. Кавказский и Черноморский//Прибавления к Церковным ведомостям. 1903. 31. 32. Лесков н. С. Инженеры-бессребреники‚ 4. – Полное собрание сочинений. В 36 т. Т. 1. СПб., 1902. 33. Михаил (Чуб), архиеп. Епископ Игнатий (Брянчанинов) //ЖМП. 1967. 5–6. 34. Свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к разным лицам//Христианское чтение. 1895; Богословский вестник. 1913, 1914 и 1917; Русская старина. 1900. 35. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Кавказский и Черноморский. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. 36. Путинцев М., прот. Черта из жизни епископа Игнатия (Брянчанинова) //Душеполезное чтение. 1878. Ч. 1. 37. Рункевич С. Г. Письма аскета//Христианское чтение. 1895. Ч. 1. 38. Соколов Л. Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1–2. 39. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М., 1906. См. также: Христианин, 1908. 12. 40. Крутиков И. Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. 41. Свт. Феофан (Говоров). Богоугодная жизнь вообще. М., 1899. 42. Свт. Феофан (Говоров). Мысли на каждый день года. Петроград, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

Мф. 15, 8. Архимандрит Рафаил. Тайна спасения. М., 2001, с. 298. Цит. по: Путь умного делания. Архиепископ Антоний (ГолынскийМихайловский) о молитве Иисусовой и божественной благодати. Красногорск, 2000, с. 356. Еф. 5, 19. Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой в письмах… М., 2005, с. 37. Добротолюбие, указ. изд., т 5, с. 217, 218). Лавсаик, указ. изд., с. 69 – 70. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 110 – 111. Преподобный Максим Исповедник. Подвижническое слово. Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 146. Новосибирский Сергий (Соколов). Рим. 8, 26. См. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой в письмах к схимонаху Агапию, архимандриту Агафангелу и схиигумену Герману. М., 2005. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 151, 166. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 231. Свами Нараянананда. Практические наставления по достижению Самадхи. М., 2003, с. 70 – 73. Монах Иосиф Дионисиатис. Наставник молитвы Иисусовой. М., 2005, с. 203 – 204. Святой Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 224. Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. М., 2002, с. 201 – 202. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 386. Лк. 9, 10 – 11. Преподобный Феодор Санаксарский. Наставления духовным чадам. РождествоБогородичный Санаксарский монастырь, 2003, с. 137. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 70. Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой… указ. изд., с. 40. Иноков Каллиста и Игнатия наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 308. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Собр. соч., указ. изд., т.1, с. 271. Святитель Филарет Московский. Призовите Бога в помощь. Указ. изд., с. 331. Мф. 22, 37. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 114. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб., 2006, с. 187. Преподобный Максим Исповедник. Избранные творения. Указ. изд., с. 120. С. Большаков. На высотах духа. М., 1995, с. 5 – 6. Перевод Е. Рейна.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Гоманьков А.В. Книга Бытия и теория эволюции.//Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин. 1999 с.179-180. Как пишет Ярослав Козлов, " Наиболее любим телеологистами свт. Феофан Затворник. Его охотно цитировали о. Александр Мень, прот. Николай Соколов и многие другие. Высказывание Святителя действительно выглядит убедительно: " Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и из животного стал человек " . (Цитаты приводятся по прот. Александр Мень. Истоки религии. Брюссель, 1991. - С.160, в том же виде встречаются ещё у ряда авторов).Этот аргумент был бы неопровержим, если бы телеологисты изъяли и сожгли подлинные труды святого. Этого, к счастью, не произошло, благодаря чему мы можем узнать, что же на самом деле писал свт. Феофан: " Созда Господь тело человека из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? - оно было живое тело - было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него Дух Свой - и из животного стал человек " . свт.Феофан Затворник. Собрание писем. T.I. М., 1994. - С. 98. Даже для читателя, не знающего особенностей русского языка XIX века (трансформаторы цитаты такие особенности знали) очевидно, что животною - это прилагательное в творительном падеже, а животного - существительное в родительном, а значит не об обезьяне пишет Святитель и не о коне, и не о жирафе. Он говорит вообще о другом. " Было животное... " , было живое, " с душою животною " , с душою живой. Самое главное, что в этом месте своего сочинения Святитель рассматривает совершенно другой аспект творения. Человек, по слову свт. Феофана, это не только живое с живой душой, но и Дух Святой. Такое единство материального, душевного и благодати, в православной антропологии и называется человеком " . " За рекордно короткое время преподобный стал классиком эволюционной художественной литературы. Вот фраза, приписывающая святому славу " дарвиниста до Дарвина " : " До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному " .

http://pravoslavie.ru/sobytia/chelovekko...

Вашего спасения желатель Архимандрит Феофан Преподобнейшая мать! Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше я получил, которым вы меня обрадовали, а паче Самого Бога, что повинулись воле Его. Возрадуются и Ангели Божии о включении вас в число их; Жених ваш Небесный введет в чертог Свой с мудрыми девами. Тогда-то возрадуется душа твоя о Господе, и радости твоей никто же возьмет от тебя во веки. Надобно верить тому, что Господь обещал любящим Его, и исполнит. Даруй Боже, чтоб вы последовали Ангелам Божиим, смирением, кротостию, послушанием. Немного в здешней жизни потерпеть, но какоеж воздаяние будет, превосходящее ум человеческий. Что касается до племянницы твоей, Елизаветы Павловны, ежели она совершенно возлюбила Господа своего, то Он и приведет ее и удостоит Ангельского образа, имиже весть, Своими судьбами, а для исполнения ее желаний продолжит и жизнь. По просьбе вашей и матери Игумении, я приеду на 25 число, и ежели Господь благоволит, и отслужу. Итак, желая вам милости Божией, пребуду Вашего Преподобия усерднейший всех благ желатель Архимандрит Феофан. И Божие благословение на вас да будет! Преподобнейшая мать! Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше, а при нем с письма копия, и письмо к Р.... С.... братцу вашему, я получил от человека вашего, и две просфоры получил же. Благодарение мое приношу за просфоры. Письмо к Р.... С...., человеку вашему идущему в Петербург, для вручения Р.... С.... я отдал; копию с письма я читал, содержание оного духовное, и надобно из него вам пользоваться, как мирские о посвятивших себя Богу разумеют. Когда вы вступали в обитель, с каким расположением? – Не инаковым, чтоб оставить все мирское пристрастие и предать себя Богу, послужить Ему, и ежедневно моляся: – сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех: и паки поработати тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому: наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, – прошедшее забывать, а на предняя простираться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

О сем событии так пишет сам Феофан в своем сказании о жизни Игумена Феодора: «когда о добродетельном житии Отца сего далеко распространился слух; тогда многие мирские стали приходить в обитель и требовать от него в духовных нуждах своих наставления. Пустынь сия находилась близь города Темникова, тогда состоявшего в Воронежской губернии и Епархии. Бывший в сем городе воевода Нилов пожелал иметь Отца Феодора духовником своим, и просил его о том прилежно. Отец Феодор говорил, что не согласен быть ему духовником иначе, как на том условии, чтобы он во всем, к пользе душевной относящемся, непременно следовал его наставлению. Воевода расположился быть во всем покорным ему, как сын отцу, и продолжал исполнять сие три года без всякого сопротивления. Напоследок вышел из послушания, стал посты и постные дни пренебрегать; в городе летом печатал печи в домах; а ежели кто хотел, чтобы распечатана была печь, положил с каждой печи налог по рублю; дела стал решать несправедливо, на мзде, обвинять невинных, а винных оправдывать. Слыша много жалоб и ревнуя об исправлении его, Отец Феодор строго обличал воеводу. Но сколько ни обличаем он был от Отца Феодора, за ничто поставлял все сии обличения. Напоследок, в жатвенное время принуждал строить свои покои. Крестьяне просили Отца Феодора, чтоб съездил в Темников и лично убедил воеводу дать им время убраться с хлебом. Отец Феодор, видя такое притеснение, приехал в город Темников, и пришел в дом к воеводе. Воевода, услышав о сем, ушел в Канцелярию, сел за зерцало и велел позвать Отца Феодора. Когда сей пришел, воевода начальнически спросил, какую имеет он до него нужду? Отец Феодор пересказал ему все его дела, и убеждал оставить грабление и притеснение бедных. Воевода велел дневальному записать в протокол, что Настоятель Санаксарской пустыни при зерцале называл его грабителем, и после представил о том воронежскому Губернатору. Губернатор донес покойной Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, а от нее вышло повеление исследовать сие дело. Почему Губернатору велено призвать Отца Феодора и отобрать от него ответ. Отец Феодор брал тогда с собою и меня (Феофан говорит о себе) для писания ответа, – подав который, отпущен был обратно в пустынь. Чрез несколько же недель вышло повеление, отправить его, как беспокойного человека, в Соловецкий монастырь; велено и имение его в сундуках отпустить с ним, сделав опись. Отец Феодор показал приехавшим из города свое имение: войлок коровьей шерсти, обшитый толстою холстиною, небольшую подушку, такою же шерстью набитую, шубу овчинную, мантию и рясу, – и сказал: описывайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

И так, желая вам милости Божией, пребуду усерднейший ваш, доброжелатель Игумен Феофан Новоезерский. 1818 г. 19 Сент. Милости» Божия да будет с тобою! Письмо ваше я получил, в котором вы изъяснили волнование ваших мыслей, и требуете от меня решения оным. Я напротиву того отсылаю вас к тихому пристанищу, учению Христа Спасителя нашего Господа Иисуса, ежели желаете ученицею Его быти. Он изрек пречистыми Своими устами: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и братию, и сестр, не может Мой быти ученик ( Мф. 14:26 ). Из письма вашего видно, что вы очень горячи к своей сестрице; сие не согласно с учением Христа Спасителя нашего. Любите ее, и будьте от любви сея свободнее, чтоб не предпочесть ее любви Божией. Любовь человеческая душе нашей малую пользу приносит; но любовь к Богу вся исполняет, и есть вечное приобретение. Не беспокойтесь разлучением маловременным с сестрицею вашею. Я советую вам прежде съездить, а не пешком идти в Киев, помолиться угодникам Божиим: Антонию и Феодосию и прочим Печерским чудотворцам, а потом уже предпринять путь и в Горицы, и ум свой обращать паче к Богу Создателю нашему, нежели к человеку, и имя Его непрестанно помнить не в продолжительных, хоть в кратких словах; Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную, не остави мене Господи Боже мой, ниже отступи от Мене. Он есть всех благ податель временных и вечных, и близ всем призывающим Его. Он услышит молитву вашу и ниспослет вам благодать Свою ко исправлению жизни и нравов ваших и сохранит неврежденною во всех путех ваших. Предайте себя во всем житии вашем воле Божией, как вы уже себя и расположили. Итак желая вам временных, а паче вечных благ, яже уготова Бог любящим Его, пребуду усерднейший ваш доброжелатель Игумен Феофан Новоезерский, 1818 г. 13 Марта. Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше от сестрицы вашей я получил. Вы требуете вторичного благословения в напутствие ваше. Да благословит Господь Бог путь ваш; по приезде в Киев увидите мощи прославляемых Святых Чудотворцев Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

1791 года в Сентябре 14 дня Отец Феофан поставлен в Игумена Новгородской Епархии Моденского монастыря. Слава о духовной жизни его распространилась повсюду. В два года управления сим монастырем прибыло туда более двадцати человек братии, число богомольцев со дня на день умножалось, так что прежний Игумен, остававшийся здесь же на покое, удивляясь сему, говорил: «странно, я сорок лет живу здесь, и почти никогда никто сюда не прихаживал». Феофан в столь короткое время успел устроить братскую трапезу и колокольню – каменные. Но в 1793 г., по желанию и прошению граждан Белоезерских, переведен был Игуменом же в Кирилло-Новоезерский монастырь, состоящий на красном острову нового озера, в тридцати верстах от Белоезерска и находившийся тогда в крайнем упадке. До него было в этой обители семь человек, и с ним пришли пять. Здесь с тою же ревностию, покорностью и смирением, с какими всегда исполнял возлагаемые на него послушания, прежде всего ввел он в сию обитель общежитие, и по всем частям учредил в ней новый порядок, по образцу монастыря Пешношского. Устав Церковного Богослужения, введенный Отцом Феофаном в Новоезерскую пустынь, неизменно соблюдается и доныне. Всенощное бдение на Воскресные и праздничные дни начинается в летнее время в семь часов по полудни, а зимою в час по полуночи, и продолжается обыкновенно четыре часа; в простые же дни утреня начинается в два часа по полуночи, и продолжается три часа. В шесть часов бывает ранняя Литургия, после которой отправляются молебны и панихиды для проходящих богомольцев. С девяти часов совершается Литургия поздняя. По окончании ее братия по два в ряд, служащий Иеромонах с так называемою просфорою Пречистыя, и Настоятель, поя Псалом 144: Вознесу Тя, Боже мой, и проч. идут в трапезу, где, по прочтении положенных уставом молитв, оная просфора раздробляется и раздается братии. Потом Настоятель благословляет трапезу, в продолжении которой чтутся поучения св. Отцев. По трапезе читаются благодарные молитвы, и раздается братии остальная часть просфоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

В пустыне сей Феодор провел два года, прилагая труды к трудам и утверждаясь в благочестии. В 1775 г. прибыли сюда из Молдавии два монаха – Антоний и Арсений, вероятно, для сбора милостыни. Беседа с ними возбудила в Феодоре сильное желание сходить в Иерусалим для поклонения Гробу Господа и всем Святыням святой земли. Получив благословение Отца Клеопы, с сими монахами отправился он в преднамеренный путь и благополучно прибыл в монастырь Тисман (в Валахии). Архимандрит того монастыря Отец Феодосий принял его благодушно и, зная внешние расстройства в Молдавских монастырях после окончания войны России с Турциею, а притом предвидя в нем украшение монахов своей обители, удержал его у себя, и не допустил даже к известному добродетельною жизнью Паисию 5 . Феодор внял совету Феодосия, и чрез три дня по приезде в Тисман пострижен был в монашество и наречен Феофаном, имея 24 года от рождения. По заключения мира между Россиею и Турциею в Кайнарджи (в 1774 г.), Турки жестоко стали притеснять обители и, между прочими, монастырь Тисман, так что монашествующим не возможно было долее оставаться в нем. Настоятель монастыря Феодосий 6 , не находя более способного, отправил монаха Феофана к светлейшему Князю Потемкину с прошением дать братии монастыря Тисмана какую-либо обитель в пределах России. С ним отправлен был, в виде кучера, монах Отец Анастасий, из рода Потемкиных, много содействовавший успеху сего посольства 7 . Посольство имело желанный успех. По ходатайству Светлейшего, для помещения монашествующих в Тисмане, назначена Модченская Софрониева пустынь, состоящая в 20-ти верстах от города Путивля, Курской Епархии. На время сего переселения (от 1778 до 1780 года) Отец Феофан удалился во Флорищеву пустынь, находящуюся Владимирской губернии в Гороховском уезде, где скоро и был произведен во Иеродиакона. А через два года возвратился к мудрому Наставнику своему Отцу Феодосию в пустынь Софрониеву. В скором времени, для занятия некоторых должностей в Александро-Невском монастыре, указом Святейшего Синода вытребованы были туда из Софрониевой пустыни пять человек, опытнейших и трудолюбивейших в делах жизни монашеской. В числе других послан был и Отец Феофан. Здесь сначала проходил он должности – Канонарха и Ключника, потом ради отличного прохождения всех послушаний, ради крайнего смирения и кротости, взят был в келейника к Преосвященному Митрополиту Гавриилу, и в 1785 году рукоположен во Иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

На обратном пути в Белоезерск, он, переночевав, почувствовал себя до того нехорошо, что в алтаре стоять уже не мог, где ему казалось холодно, и через всю церковь идти было трудно, и потому становился у западной стены церкви между печей, но все-таки, невзирая на свою слабость, неупустительно ходил ко всем службам и в таком состоянии находился до 4 декабря, которое пришлось в субботу. В этот день игумена у утрени не было, и чтением Пролога и Благовестика распорядился старец Феофан. И вот какой особенный для меня случай сохранился в воспоминаниях об этом дне. В это время я находился в послушании при кухне помощника келаря. Желая получить благословение старца после утрени, я вышел в сени несколько ранее его выхода и остановился дожидаться его и когда он вышел, я поклонился ему в ноги и, приняв от него благословение, направился к лестнице, до которой было несколько шагов, а спустившись до половины лестницы, я приостановился, чтобы еще взглянуть на старца, уходящего в келию, но, к крайнему моему удивлению, я увидел его неподвижно стоящим на одном месте и пристально смотрящим мне вослед и когда я на него оглянулся, он тронулся с места и медленно побрел в свою келию. Это было последним его посещением церкви, и я его более уже не видал. После ранней литургии отец игумен с братией его соборовал и приобщал Святых Таин; к поздней обедне старец желал было идти, но его отговорили, а к вечерне он до того ослаб, что и сам почувствовал, что идти не в силах, и потому вечерню с канонами и акафистом у него правили в келии, и после того еще некоторые из братий его посещали, а отец игумен оставался при нем неотходно. Он со всеми мог еще разговаривать, и сказал, между прочим, что ежели он будет не в силах идти к утрене, чтобы ее справили у него в келии. В исходе 9 часа он до того ослабел, что пожелал, чтобы ему питали отходную... Двенадцать раз ударили в большой колокол... и весь монастырь узнал, что старца не стало в живых. Тело его простояло в келии 8 дней и нимало не изменилось; погребение последовало на 9 день, в воскресение, декабря 12-го; отпевание совершалось в теплой церкви Смоленской Божией Матери; по окончании отпевания тело вынесли из церкви, обнесли вокруг собора и в оный внесли и там предали земле, с левой стороны царских врат под аркой, с противоположной стороны святых мощей преподобного Кирилла. Отпевание совершал отец благочинный, архимандрит Кирилловский, Иннокентий, бывший прежде наместником в Невской Лавре. Богомольцев было многое множество, приезжали очень издалека. После его смерти все его келейные вещи, конечно незначительные, розданы многим на память о старце. После его смерти осталось духовное завещание, из которого видно было, что еще задолго до его смерти было ему особенно свыше указано место, где погребсти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010