Исх.24:9 .  Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, Исх.24:10 .  и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. Исх.24:11 .  И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили. Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения Господу. Замечание о поклонении Ему издали ( Исх.24:1 ), о виде подножия ( Исх.24:10 ) и о сохранении в живых после видения ( Исх.24:11 ) ясно свидетельствует, что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление им Господа есть появление не Его самого, т.е. не Его сущности и внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на гору и остаться живым ( Исх. 19:24 ), так теперь, удостоенный союза с Богом, остается цел и невредим. Исх.24:12 .  И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. Как видно из последних слов ст. 11: «ели и пили» ( Исх.24:11 ), повеление о новом восхождении на Синай дано было Моисею после того, как он сошел со старейшинами с горы. Цель нового восхождения – получение «скрижалей каменных, закона и заповедей, которые Господь написал для научения». Не отмеченное в настоящем случае, число скрижалей указано в других местах ( Исх. 31:18, 32:15 ); их было две, и каждая была исписана с обеих сторон ( Исх. 32:15 ). Слова: «закон и заповедь» едва ли могут означать десятословие, начертанное на скрижалях, так как оно обыкновенно называется «откровением», «словами завета», «десятословием» ( Исх. 25:16, 31:18, 32:15, 34:28, 40:20 , Втор. 10:4 ). «Закон и заповедь» указывают на те законы и повеления, которые даны Моисею во время его пребывания на горе и изложены в главах 25–31. Сообразно с этим выражение: «которые Я написал в научение их» должно относить только к скрижалям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений. Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает. Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5–6). Неопалимая купина. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет      Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте. Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери. Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины. Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него. Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена). Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи. В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь. На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

http://pravoslavie.ru/103661.html

Как святилище истинного Бога Храм должен был быть не только национальной святыней ветхозаветной Церкви: он Дом молитвы для всех народов. Эта мысль выражена в словах Соломона, обращенных к Богу в день освящения Храма (3 Цар 8,41-43): «Если и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у Храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль». Тем самым Храм становится прообразом грядущей Вселенской Церкви. Однако в Ветхом Завете было открыто, что между земным Храмом и Богом нет той неразрывной связи, которая существовала в языческих религиях: гибель храмов была катастрофой для самих богов. Бог же, открывшийся в Библии, Сам мог покинуть Свое святилище, если люди оказывались недостойными Его Присутствия. Не само убранство Храма и жертвы нужны Богу, а верность пути, начертанному Им (ср. Пс 49). Творцу принадлежит вся Вселенная, и Он не нуждается ни в чем. Как бы подчеркивая эту истину, Храм Соломона имел космическую символику. Две бронзовые колонны у вдоха, а также орнамент из растений и животных означали мир живых существ, херувимы на стенах олицетворяли стихийные силы ветра и бури, светильники — звезды, огромный бронзовый бассейн во дворе, поддерживаемый изваяниями быков («медное море»), — мировые воды, семисвечник (евр. — Древо жизни. Двир, Святое святых, был кубической комнатой, отделенной от святилища стеной и завесой. Там царила полная тьма и находился Ковчег, трон незримого Бога. Над ним простирали крылья два огромных изваяния. То были деревянные, обложенные золотом херувимы — небесные стражи с телом льва (или быка?), с человечьим лицом и орлиными крыльями. Мрак Двира напоминал о священном мраке Синая, о неприступности тайны Сущего. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (8,12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благодатное Небо Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат. Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5). Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

http://pravicon.com/info-17

Навуходоносор помнит сон; но, в силу особенного характера сновидения, он желает, чтобы мудрецы вавилонские сами изложили ему содержание сна, чтобы через это получить правильный критерий относительно того, что и объяснение сновидения со стороны мудрецов будет верное. Такое положение наглядно подтверждается Дан.2:9 : «Повеление от меня исходит ( Дан.2:8 ). Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его». Итак, повторяем, царь хотел испытать вещую мудрость халдеев: если они представят содержание речи, которое совпадет с содержанием виденного сна, то значит и объяснение сна, которое они предложат, будет так же истинное; а это весьма надобно было Навуходоносору, так как сновидение его было чрезвычайное, необыкновенное. Откуда же могло произойти частное мнение, что речение « » в Дан.2:5, 8 обозначает слово о сне вавилонского царя? В таком, по крайней мере, смысле можно понимать переводы целого выражения: = λγος (=τ μα) π’ μο πστη» (Феодот.)= λγος (=τ πργμα) π’ μο πστη (по LXX)=«Sermo recessit a me» (лат. Вульгат.)=Слово отступило есть от мене (первопечатн. Острожск. Баблия + Елизав. Библия )=Слово отступило от меня (русский синод. перевод Библии). Что за причины были у древних переводчиков разбираемое выражение книги Даниила передать именно таким образом и понять его в смысле «слова о сне Навуходоносора» – если только мы, со своей стороны, с таким, именно, оттенком поняли переводные слова – тем более что в Дан.2:1 , те же древние переводчики делают, как мы видели, различие между первой и второй половинами стиха, в которых говорится о совершенно отдельных предметах. Решить этот вопрос не легко; тем не менее, предложим свою личную догадку, которая будет заключаться в следующем: придавая речению « » в Дан.2:5, 8 оттенок слова о сне Навуходоносора, не имели ли в виду древние переводчики Дан.4:30 и Дан.5:26 , причём, в первом месте « » означает голос с неба, а во втором – слово, начертанное таинственной рукой на стене царского чертога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Наконец в искушении Господа нашего Иисуса Христа, – подъявшего все наши слабости и болезни, – у Mamф. IV, 6 и Лyku IV, 10 – 11 слова одного из искушений взяты искусителем из псалма 90-го ст. 11–12 («Ангелам Своим заповесть о Тебе...»). В Евангелии от Иоанна, начертанном последним в котором особо подробно и глубоко раскрыты великие тайны воплощения Господа и великой любви Его к людям 375 , мы находим многие ссылки на ветхозаветные тексты, освещенные новым светом откровения и в числе их несколько псалмов. В Ев. от Uoahha II, 17 , по поводу изгнания из храма торжников и менял, ученики вспоминают слова псалма 68-го, ст. 10, и понимают, что это пророчество о Господе нашем Иисусе Христе: «ревность по доме Твоем снедает Меня». Uoah. VI, 31 . Иудеи в Капернауме после чуда насыщения хлебом нескольких тысяч народа на горах северной Тивериады-Юлии, требуют от Господа знамения и указывают на чудеса Моисея, приводя слова псалма 77-го ст. 24: «хлеб с неба дал им есть». По этому поводу Господь наш раскрывает слушающим тайну Своего пришествия, глаголя ( Uoah. VI, 35 ): «Аз есмь хлеб жизни», (и ст. 51): «Аз есмь хлеб живый, сшедый с небес» 376 . Иоан. Х, 30–36 . В Иерусалиме во время одного из многочисленных злобных нападений книжников и фарисеев на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он открыл народу тайну Своего пришествия в священных словах, долженствовавших исполнить души радостью: «Аз и Отец едино есма» (X, 30) – Иудеи схватили камни, чтобы побить на смерть Того, Который указывал на общение Бога с человеками 377 . Когда Господь с кротостью спросил их, за которое из добрых дел Его хотят они побить Его каменьями, Иудеи ответствовали: за то, что Ты будучи человек, делаешь Себя Богом. Тогда Господь словами псалма 81-го ст. 6 раскрывает – не Иудеям только – а всему человечеству, что такое человек среди Божиих творений: «Я сказал – вы боги». «Если, говорит Господь, ( Иоан. Х, 34–36 ) Бог назвал богами тех, к которым было слово Божие.... ...Тому ли, которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите – богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий». В словах псалма уже заключается откровение о значении на земле человека, освященного благодарю и удостоившегося слышать откровение – Слово Божие. Возвышенный выше других тварей земных разумом своим, с печатью на челе образа и подобия Божия, способный восприять знание высших духовных истин, человек просвещается Откровением и, воспринимая его, делается носителем в душе своей Духа Божия; и как таковой он делается сопричастником вечных Божественных совершенств, настолько, конечно, насколько капля росы может отражать в себе необъятное небо или блеск солнца. Но тем не менее человек неземное только существо, Сам Господь ему сказал: «вы боги». От самого человека зависит стать богом по повелению Всевышняго, отдав Господу всю душу свою и стремясь исполнить волю Божию, явленную нам Сыном Божиим, милосердным Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Народу и книжникам не было известно, что пророчества исполнились и что Господь Иисус действительно родился в Вифлееме Иудейском ( Мф. 2:1 ). Премудрости Божией угодно было, чтобы до времени это оставалось неизвестным и чтобы к Господу Слову шли человеки, влекомые благодатию, исходящею из уст Его, влекомые любовию и верою, ибо в этих чувствах было спасение людей. Может быть, если бы огласился факт, что Господь родился в Вифлееме, то и в Иерусалиме толпы народа пожелали бы сделать Его Царем, что не было согласно с волею Божиею и не могло служить к возрождению человека. Посему Господу не угодно было открыть людям исполнение пророчеств, доколе все они не исполнились в Его страдании и смерти и воскресении и напоении верующих животворною струею Духа Святого Утешителя, Его же Господь послал от Отца 811 . Дотоле же надлежало быть разделению по словам Господа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» 812 . И Симеон Богоприимец Духом Святым вещал, взяв на руки Младенца Иисуса: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец» 813 . Развитие души человеческой конечно не в квиетизме и не в самодовольном покое мысли, в котором находились Иудеи, уверенные, что они достигли совершенства, а в движении по пути, начертанному Господом, в стремлении к истине и добру, и это стремление создало мир христианский. Это же стремление выделило чад тьмы из среды чад света 814 , и чада тьмы вышли из мира любви, потому что они не принадлежали к нему 815 , а мир любви нравственно и духовно ушел далеко вперед, оставив назади чад тьмы, ставших врагами его, и одолел их любовию и верою: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» 816 . 44 . Нецыи же от них хотяху яти его: но никтоже возложи нань руце. 45 . Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте его; 46 . Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек. 47 . Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Начертанное здесь с целью губить души в жизни Искусственное изображение, как скрытая стрела, Стремлением беззаконным пущенная, совершенно уничтожено. 10 . Что ты говоришь, дерзкий, [называя] губительным для душ в жизни спасительное для мира подобие (μοωμα) Христа? [Называешь] стрелою беззаконного нападения то, что уничтожает заблуждение, так как с того [времени], как начал взирать на него [то есть на подобие Христа] с верою тот, кто подвергается укушению духовных змий, образ, видимый в древности ( Чис.21:9 ), прогоняет смертоносный яд змия. Когда Слово не имело плоти, Оно спасало, а не погубляло. А теперь, когда Оно облеклось плотию в образе, по сравнению с нами неизмененном 25 , то неужели Его изображение не только не спасает, но и губит мир? Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго u, и осел ясли господина своего ( Ис.1:2–3 ), Сергий же Мене не позна; можно бы прибавить: «И жестоко Меня оскорбил». Человек погибельнейший, беззаконнейший и христоненавистнейший! Ты против Христа, ты – против изображения Христа, которое и Ангелы почитают, которого и демоны трепещут? Ибо чье имя на нем надписывается? Разве Кроноса или Зевса, Ареса 26 или Афродиты 27 , которых призывание – обман и которых изображение (παγωγ) – безбожие? Если же [изображается] Иисус Христос , и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ), как говорят слова Писания, то смотри, что ты произнес хулу, подобно иудеям, не только на Христа, но и на Святого Духа, назвавши в Духе Святом изображенное и сказанное имя Иисуса Христа губящим души в жизни. О, язык, изрекающий нечестивое! О, уста, говорящие неправду против высоты (ср. Пс.72:8 ) Божией! То ли, что идол есть что-нибудь, говорит апостол, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:19–20 ). У нас же один Бог , в Отце и Сыне и Святом Духе почитаемый и поклоняемый. Мы знаем, что Сын Божий, истинно сделавшись человеком, поступал во всем подобно нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не Господь отвергнул народ, а народ отвергался Его; как в пустыне во время исхода, так во время судий и не верных Господу царей, так наконец перед Пилатом 1589 ; и тогда окончательно совершился приговор Господа Иисуса о Иерусалиме и пророчество Исаии: „вот вы проданы за грехи ваши и за преступления ваши отпущена мать ваша“. „Вы отреклись Святого и Праведного“. ( Деян. 3:14 ). (Но обратившиеся ко Господу спасутся). 2 . Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот прощением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. 3 . Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Господь укоряет народ Свой, что когда Он проявлял Себя в многократных чудесах и пророчествах и звал к Себе, то никто не приходил на зов Его, никто не отвечал на напоминания об обетованиях, и об обязанностях народа к своему Творцу и Царю. Причина тому было неверие, что и высказано в стихах 2–3, так как в них рисуется затмение мысли народа Израильского, переставшего понимать даже всемогущество Творца. Так понизился умственный и нравственный уровень народа со времени исхода из Египта, когда он воспел вместе с Моисеем величественную песнь, начертанную в гл. XV Исхода; или со времени песни Деворы во времена Судей, или со времени вдохновенного XVII Пс. начертанного Давидом 1590 . Это неверие было последствием, во-первых, распущенности нравов: ибо всегда этим путем человек близится к отрицанию Бога, и во-вторых идолопоклонства, которое есть обожание страстей своих и плоти под различными символами. Но внезапно речь пророчества изменяется. Вседержитель глаголет устами Раба Своего. 4 . Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. 5 . Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Прежде всего напомним слова Господа нашего Иисуса Христа: „Как научил Меня Отец Мой, так и говорю“ ( Ин. 8:28 ) 1591 . В человеческих образах говорит священная речь человеку об Богочеловеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но этого было недостаточно, так что Давид завещевает Соломону прибавить к сему еще ( 1Пар. 22:14–15 ) и перед смертью отдает свою собственную казну в три тысячи талантов офирского золота и семь тысяч талантов серебра чистого для обложения стен и для священных сосудов. Кроме того, по слову Давида, главы семейств и колен и другие знатные лица жертвуют пять тысяч слишком талантов золота и десять тысяч талантов серебра, меди восемнадцать тысяч талантов и железа сто тысяч талантов, не считая драгоценных камней ( 1Пар.29:3–8 ). Когда Соломон, после трехлетнего царствования своего, в которое, по словам свящ. историка, золото в Иерусалиме сделалось равноценным простому камню, приступить к исполнению завещания отца своего о храме, запасы Давида оказались недостаточными для выполнения начертанного им плана. Поэтому Соломон заключает с Тирским царем Хирамом особый договор, по которому последний обязывался доставлять Соломону рабочих своих и ливанский лес за пшеницу, ячмень, оливковое масло и вино ( 2Пар.2 ; 3Цар.5 ). Количество рабочих из одних иностранцев, живших в земле Израильской и уже Давидом назначенных для подготовительных работ по храму, библейский источник исчисляет в 153,600 человек, из коих 70,000 были носильщиками, 80,000 каменосеками в горах и 3,600 надзирателями ( 2Пар.2:17–18 ). Но и сами евреи были обязаны участвовать в постройке в количестве 30,000 человек, которые партиями в 10,000 отправлялись на Ливан для работ в продолжение одного месяца и потом возвращались на родину для двухмесячного отдыха ( 3Цар.5:13–19 ). Кроме того, по свидетельству Евполема, Тирский царь Хирам выслал Соломону 80,000 финикийских в тирских работников, – и Египетский царь Вафрес – 80,000 своих мастеров, число же еврейских мастеров, по нему, простиралось до 160,000 134 . Эти работы велись уже при Давиде несколько лет и, кроме того, около десяти лет при Соломоне. Весь этот труд и массы материала должны были, главным образом, пойти на восточную стену храмового мола и на самый храм, ибо свой дворец Соломон строил уже после освящения храма, равно как и дополнительные работы по отделке дворов производились и после построения храма, как свидетельствуют 3Цар.9:10 и 2Пар.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010