Впрочем, возможно, что этим выражением апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из иудеев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божиих (1:1). Во 2 стихе он выражает пожелание: " благодать вам и мир да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего " — этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем. Далее апостол начертывает лествицу деятельного восхождения к вершине христианского совершенства. В основание этой лестви-цы апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства — к любви (ст. 3-8). Кто небрежет об этих плодах истинной веры, " тот слеп " (ст. 9). Предложив лествицу христианского совершенства, св. апостол Петр убеждает восходить по ней: " старайтесь делать твердым ваше звание и избрание " (ст. 10). Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится " в этой телесной храмине " , " зная, что скоро должен оставить храмину свою " . Апостол увещевает и после его отшествия приводить на память его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец — свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10-18). А если и сего недостаточно, то " мы имеем вернейшее слово пророков " , которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководиться этим пророческим словом, которое сияет, как светильник в темном месте, в не просвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце до тех пор, пока " не начнет рассветать день и не взойдет утренняя заря в сердцах их " — прекрасный образ просвещения человеческой души, воспрянувшей от греховного сна светом учения Христова.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

Все, что мы доселе говорили, доказывает, как глубоко знал народ свой и все стороны его жизни св. Евангелист Иоанн, но нам остается еще указать на одну из сторон его знания, на которую вообще мало обращают внимание, упуская из виду время начертания Евангелия его. Евангелие от Иоанна начертано после разрушения Иерусалима Титом в 70–71 годах; храм представлял собою груду развалин, народ Иудейский был рассеян и продан в рабство, единства и центра его жизни отныне нет. Мы перейдем сейчас к ближайшему рассмотрению религиозного и нравственного значения этого события для церкви Христовой, здесь же остановимся только на том знании всей страны, Иерусалима и храма, которое так ясно выступает в Евангелии, начертанном, когда город, в котором происходили Евангельские события, уже не существовал. Только очевидец событий мог сделать указание на притвор Соломона, по которому ходил Господь, потому что была зима ( Ин. 10:22–23 ); на купальню у овечьих ворот, именуемую Вифезда, при которой было пять крытых ходов, в которой лежали больные ( Ин. 5:2 ). Точно также, как очевидец событий, Иоанн ( Ин. 18:1 ) объясняет положение сада за потоком Кедронским; только он один знает, что «на том месте, где Господь был распят, был сад, и в саду гроб новый», и что «там положили Иисуса, потому что гроб был близко» ( Ин. 19:41–42 ). В то время, когда Иоанн начертывал Евангелие, на «святом месте стояла уже мерзость запустения» предреченная пророком Даниилом 48 . Осмеливаясь сделать попытку вникнуть в тайны Божией воли и премудрости, мы решаемся высказать нашу мысль, что разрушение Иерусалима и центра Иудейства было не только одним наказанием упорному и злобному народу, столице которого Господь неоднократно предрекал гибель 49 , но это разрушение было еще по воле Премудрого началом полного отделения и отчуждения христианства от иудейства, отделения, необходимого для полной свободы церкви Христовой. Последний остававшийся в живых Апостол, служивший соединительным звеном между древним законом и новым Заветом, переживший разрушение того, что он считал с детства святыней, наставляемый и научаемый Духом Святым, делается орудием Господней воли и по повелению Божию начертывает то Евангелие, которое окончательно разъясняет христианам значение прошедших событий и раскрывает волю Божию о поклонении Богу не в Иерусалиме, а в «духе и истине» ( Ин. 4:21, 23, 24 ), – поклонение, не зависящее от местности, ибо пришел час, когда, «не на горе сей и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу»,– и весь христианский мир соделался храмом Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вслед за сим начертавший эти строки прибавляет свою мысль вообще о словесах мудрецов: «Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди и составители их от единого пастыря» (ст. 11), – разумея конечно Иегову, дарующего мудрость. И следующие стихи приличествуют учителю, объясняющему ученику значение учения Екклезиаста, предупреждая его об опасности начертания и чтения многих книг: «А что сверх всего этого, сын мой, то берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» 731 . Таким образом, сводя учение Екклезиаста к повелениям, изреченным ранее Моисеем, учитель останавливает внимание слушающего на «сущности» всего высказанного Екклезиастом, дабы отдельный части этой книги не поколебали души учащегося. «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (ст. 14). Эти слова как бы резюмируют последние слова (ст. 7) Екклезиаста: «а дух возвратится к Богу», – предполагая суд над душею, представшей пред Вседержителя. Мы еще потому держимся мнения, что 7-й стих есть последний стих книги, начертанной Екклезиастом, что именно этим последним словом: «возвратится прах в землю... а дух возвратится к Богу» – должен был он закончить исповедь души своей, – так как в этом стихе заключается тот гармонический аккорд, в котором мог найти успокоение ветхозаветный человек после тревожных раздирающих сердце нот сомнения и тоски и почти отчаяния. Мы повторяем, что говорили выше: Екклезиаст есть одна из замечательнейших и поучительнейших книг: без нее мы бы не знали мучений, сомнений и колебаний, которые волновали душу мудрых среди народа Израильского; мы бы не могли видеть глубины тех страданий, которые исцелены словом любви Господа нашего Иисуса Христа, открывшего нам небо и указавшего нам путь к вечному покою и счастью. Не мудростью человеческою, а просвещенный Духом Божиим восклицал Давид: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; – не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой, даже и плоть моя упокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. XV, 8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Второй вывод Жезлу Иосифа кланялся Иаков, жезл Аарона хранился с великим почетом в златокованом ковчеге, жезл Моисея был чудотворным. Все эти жезлы были проображением Креста Христова, как было сказано выше. Если же тень Креста Господня была в таком почете, то насколько более мы должны почитать саму истину и поклоняться Кресту Господню, обращая внимание не на вещество, из которого сделан Крест, а на содержание образа и отношение его к Самому на нем распятому Иисусу, как и Иаков поклонился не веществу жезла Иосифова, но Таинству, предвиденному и начертанному в жезле. Глава 2. Твердость Камня Веры о Кресте Господнем от Нового Завета Из Божественного Писания ясно видим, что Христос, Спаситель наш, был распят на Кресте не случайно, не вынужденно, не за свои грехи, но по Своей воле избрав Крест в Свое прославление, наше же спасение. Он избрал Крест, как алтарь для принесения непорочной жертвы, чтобы ею умилостивить Бога, разгневанного на нас. Он избрал Крест, как некую лестницу, по которой Он взойдет на престол и получит царскую власть, и Его царству не будет конца. Он избрал Крест, как орудие нашего избавления, которым содеял спасение на земле. Он избрал Крест, как некое мерило, которым измеряется цена искупления рода человеческого. Он избрал Крест, как оружие, которым победил диавола и упразднил его власть. Из всего этого ясно, в какой чести Крест был у Христа, Спасителя нашего, если Он выбрал его по Своей воле и стал причиной его прославления. Если же Крест был в чести у Христа, как лестница, вознесшая Его к славе и царству, то насколько более в чести должен быть Крест Господень у нас, чтобы мы избавились от врагов и получили спасение. Хочешь ли узнать, как Христос по своей воле избрал Крест? Послушай, что Он говорит в Евангелии от Иоанна: Я отдаю жизнь Мою, (...) Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). И снова: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили ( Деян. 2, 23 ), И снова: Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян. 3, 18 ). И снова: Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына (...) Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой ( Деян. 4, 27–28 ). Видишь, что Христос избрал Крест по своей воле, а не вынужденно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Далее будет упомянуто несколько текстов пророка Исаии, которого именуют «ветхозаветным евангелистом», что особенно ярко явствует из заключительной части его книги, содержащей удивительные утешения народу. Некоторые главы, в частности 52-ю и 53-ю, называют как бы написанными у Креста Господня из-за исключительности начертанного там образа страдающего Отрока, который в христианской традиции оказался неразрывно связанным со страстями Сына Божия. Нужно начать со слов, которые Господь привел в проповеди у Себя на родине в Назаретской синагоге. Он разогнул книгу пророка Исаии и прочел слова: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное...» ( Ис 61: 1–2 ). Это часть большой речи-обращения, которой кончается книга пророка Исаии. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: «...Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это...» ( Лк 4:21–22 ). Все в Назаретской синагоге согласились, что Иисус Христос, действительно имеет на Себе Духа ( Лк 4:21–22 ). Потом Господь испытал их веру, и Его односельчане не выдержали обличения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Он ушел от них незамеченным. Важно, что с этого речения Спаситель начал проповедь у Себя на родине. О том, что свой народ не принял Его, говорится в книге пророка Исаии, содержащей выразительный образ страждущего Отрока Господня: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис 53: 3 ). Об этом вспоминает святой Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин 1 : И). О торжественном Входе Господа в Иерусалим говорится у пророка Захарии, который пророчествовал после возвращения из плена, то есть в VI веке до Р.Х. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах 9: 9 ). Эти слова приводятся во всех Евангелиях при описании Входа Господня в Иерусалим ( Мф 21:4–5 и пар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Демон припал к ногам преподобного, приветствовал его, потом сел близ него, начал плакать пред ним и говорить: мы слышали, владыко наш, что ты был взят в плен, отведен в Самару, посажен в мрачную темницу, - что Бог, по молитвам святителя Николая избавил тебя и привел в области Греческие. Все мы домашние твои, плача и рыдая, искали тебя повсюду, обошли многие города, и селения, расспрашивая о тебе. Не нашедши тебя, мы вдались прилежным, слезным молитвам к святителю Николаю, чтоб открыл нам о тебе, в каком месте ты, сокровище наше, пребываешь. И не презрел нашего моления скорый помощник всем, святой Николай, но открыл нам все о тебе. Мы, рабы твои, возрадовались, а я, предваряя всех, пришел к тебе, моему господину. Иди же в дом твой, чтоб увидели тебя все, желающие видеть лицо твое, и прославится ради тебя Бог, избавивший тебя чудесно из плена и оков. О безмолвии же нисколько не беспокойся: там есть монастыри и уединенные пустыни, удобные для отшельников; ты изберешь место по твоему благоусмотрению. Рассуди сам здраво, что приятнее Богу: отшельничество ли в горах и каменных пещерах, приносящее пользу только себе, или жительство богоугодного, боговдохновенного мужа посреди многих, многих обращающего к Богу и наставляющего на путь спасения. По истине приятнее второе по свидетельству Самого Бога, начертанному в Священном писании: изводяй честное от недостойного, яко уста Моя будет. Сам знаешь, как много в городе нашем заблуждающихся во тьме страстей и нуждающихся в лице, могущем привести их к покаянию. Тебе уготовится великое воздаяние от Бога, если ты, господин мой, придешь и обратишь их к Богу. И нас, любящих тебя всем сердцем, за что так презираешь, устраняясь от нас и скрываясь в этой пустыне? Когда демон говорил это и многое этому подобное, - святой начал несколько колебаться в душе, но сказал в ответ: в это место я приведен не человеком и не Ангелом, но Самим Богом и Божиею Материю: если не последует их воли и повеления, чтоб я вышел отсюда, то я не выйду. Демон, услышав это, исчез.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Евр.10:5 .  Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Евр.10:6 .  Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Евр.10:7 .  Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Показав недостаточность Ветхозаветных жертв, апостол теперь доказывает и окончательную бесплодность их принесения после принесения единой жертвы Христовой. Приводимое в подтверждение этого места Св. Писания заимствовано из Пс.39:7–9 , где Давид выражает мысль, что, так как Бог не хочет от него никаких внешних жертв, то сам певец желает принести Богу иную жертву: свое исполнение воли Божией и Закона Его, начертанного в известных священных книгах и в сердце Псалмопевца. В чем именно состоит это исполнение воли Божией, Псалмопевец определенно не говорит; но видно только, что он имеет в виду – совершить нечто положительное, а не удержаться от чего-то (как думали некоторые – исполнить запрещение строить храм). Наконец, кем, и когда, и где объявлена была эта воля Божия, которую хочет исполнить пророк, тоже указывается неопределенно – «в главизне книжной» ( ν χεφαλδι γραμματιχ, буквально с еврейского – в свитке книжном), т. е. по мнению некоторых – в самом первом псалме самого Давида, где прославляется именно блаженство праведника, воля которого в Законе Господнем. Приведенное место псалма Давидова апостол применяет в отношении ко Христу, Который пришел в мир исполнить волю Божию относительно принесения другой истинной жертвы Богу за человечество, отменив неугодные Богу прежние жертвы. Это исполнение воли Божией Мессиею – Христом состояло в Его воплощении и обречении Себя на вольные страдания и смерть, будучи предопределено в совете Божием тотчас же по падении первых людей ( «в главизне книжной», о чем повествуется в начале всех книг). Евр.10:8 .  Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех , – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», Евр.10:9 .  потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно. Показав выше различие между Новым и Ветхим Заветом, которое состоит в том, что последний пишется чернилами, а первый Духом, тот - на камнях, а этот - на сердцах, также что последний убивает, а первый животворит, теперь хочет показать, что и слава Евангелия больше. Поскольку же закон имел ощутительную славу, то есть славу в лице Моисея, а Новый Завет имеет славу мысленную, которой никто не видит чувственно, то показывает превосходство евангельской славы посредством умозаключения, говоря, что закон был служителем смерти. Не сказал: виновник смерти, чтобы не дать повода еретикам, но: служитель. Ибо виновник смерти был грех, а закон подверг наказанию. Кроме того, закон был только буквой и не подавал подвизающимся никакой помощи, как подает крещение, но возлагал еще неизгладимые наказания. Ибо этот служитель смерти был начертан на камнях. Если, таким образом, закон при таком свойстве своем был так славен, то во сколько более имеет славы благодать, которая несравненно превосходит его? Что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей. Прикровенно обвиняет иудеев. Они, говорит, были так грубы, что не могли взирать даже на чувственную славу. Не сказал, что закон и скрижали имели славу, но лице Моисееве; ибо прославлен был Моисей, а не скрижали закона. Но и самую славу Моисея уничтожает, называя ее преходящей. Заметь, однако, что не назвал ее худой, но имеющей конец и перестающей. То не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Так как назвал закон служением смерти, то естественно было назвать Евангелие служением жизни; но апостол дал ему название высшее - назвал его служением Духа. Ибо Новый Завет имеет силу сообщать не только жизнь, но - что гораздо важнее - Самого Духа, дающего жизнь. Тем славнее, значит, он в сравнении с законом. Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. Снова в другом виде представляет ту же мысль. Изъясняя свои слова: буква убивает, называет закон служением осуждения, как карателя грехов, а не виновника их. Евангелие же называет служением оправдания; потому что оно не только освобождает от наказания, но и делает грешников праведными. Поэтому Евангелие будет обладать гораздо большей славой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

Если же смерть носящее служение букве, начертанное на камнях, было так славно, что не могли сыны Израилевы взирать на лице Моисеево, ради славы лица его преходящей, – то не много ли большая слава будет служению духа? Если служение осуждения в славе, то тем больше сияет славою служение оправдания. То, прежде прославленное в части своей, утратило славу, когда явилась превосходящая слава: если преходящее славно было, тем более славно пребывающее. Имея такое упование, действуем мы с великим дерзновением: не так, как Моисей, когда полагал покрывало на лице свое, чтобы не могли взирать сыны Израилевы на конец (на истощение) преходящего. Но – ослеплены помышления их, и доныне то же покрывало лежит неснятое при чтении Ветхого Завета: снимает его Христос. Доныне, когда читается Моисей, лежит у них на сердцах покрывало; но, когда обратятся ко Господу, снимается покрывало ( Исх.34 ). Дух есть Господь, а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицем, как в зеркале взирая на славу Господню, в тот же образ (Его) преобразуемся от славы в славу, как от Духа Господня (силою Духа Господня). Глава 4 Итак, взысканы милостью Божией на такое служение, не унываем; но, отвергнув тайну срамных дел, чужды всякого лукавства, и не искажая лестью слова Божии. являем людям истину, и в том представляемся совести всякого человека пред Богом. Если же и покровено завесою благовествование наше, то покровено для погибающих, для неверующих, у коих бог века сего ослепил разум, чтоб не воссиял им свет благовествования о славе Христа, Иже есть образ Бога невидимого. Не сами же себя мы проповедуем, но Христа Иисуса Господа, сами же мы – рабы ваши Иисуса ради. Сам Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, воссиял в сердцах наших, чтобы сподобились мы во свете явить познание славы Божией в лице Иисуса Христа. Человеческая немощь и сила в ней Христова Но сокровище сие носим мы в скудельных (глиняных) сосудах, дабы превосходящая сила не наша видима была, но Божия. Отовсюду мы терпим притеснение, но не озлоблены; пребываем в смущении, но не отчаиваемся;

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Если это (т. е. вышеуказанные добродетели) в вас есть и умножается», – прибавляет апостол, то, очевидно, что вера ваша в Иисуса Христа есть истинная вера, приносящая обильные· плоды. А всякий, кто не заботится о таких плодах, свидетельствует о своей духовной слепоте и о преступном забвении полученной им благодати в крещении. Предложивши лестницу христианского совершенства, св. ап. Петр убеждает христиан восходить по ней (10–20 ст.) «Более и более старайтесь делать твердым (т. е. оправдывать на деле и закрепить за собой) ваше звание (христианское) и избрание (ко спасению). Поступая так, вы никогда не преткнетесь (несмотря на трудность пути ко спасению). Напротив, вам откроется свободный вход в вечное царство Господа нашего Иисуса Христа». Мое опасение, – как бы так внушает далее апостол, – пойдете ли вы по начертанной вам лестнице христианского совершенства, и побуждает меня постоянно повторять вам мои наставления «доколе нахожусь в этой телесной храмине», которую, однако же, скоро я должен оставить, по откровению Господню. Но и после моего отшествия вы приводите на память мои наставления, ибо не бездоказательно я вас учил, а как очевидец – свидетель и ученик прославленного во время преображения на Фаворе Сына Божия, А если и этого недостаточно, то «мы имеем вернейшее слово пророков», которые предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили. Научайтесь же от пророческого слова и руководствуйтесь им, как светильником, сияющим в темном месте, доколе не приобретете вы совершеннейшего познания истины христианской и доколе Свет мира, Господь Иисус Христос, не воспламенит совершеннейшею любовью к Нему сердца ваши. Глава 2-ая . 1–3 ст. Предупреждая, что как в прежние времена вместе с истинными пророками были в народе и лжепророки, так и впоследствии будут пагубные лжеучители, ап. Петр догматическую сторону их лжеучений обозначает так, что они будут «отметаться искупльшего их Владыки», т. е. станут отвергать догмат о Богоношении Сына Божия. Это самые нечестивые и погибельные еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010