И вот пошли войска в наступление. Вгрызлись они в оборону врага. Завязали бои с фашистами. Ждёт генерал Говоров, ждут другие генералы на командном пункте фронта первых сообщений от наступающих войск. Вот оно, поступило наконец первое сообщение. Держит генерал Говоров трубку полевого телефона, слушает. Потеплело лицо. Улыбнулся. Значит, вести хорошие. — Так, так, — изредка приговаривает Говоров. Слушает, слушает. Но вот чего-то не разобрал. — Как, как? — переспросил. — Повторите, — попросил. Повторили. Пожал Говоров плечами. Видимо, опять что-то не очень ясное. Вновь повторили. — Ах, название. Теперь понятно, — сказал Говоров. — Значит, селение так называется? — Так точно, товарищ командующий, селение, — послышалось в трубке. Закончил Говоров разговор, повернулся к своим помощникам: — Поздравляю, товарищи, первый успех наметился. А вот и первый трофей, — генерал сделал паузу, посмотрел на помощников. — Порожки. — Что порожки? — кто-то не понял. — Порожки. Деревня с названием Порожки, — сказал Говоров. — Вот первый населённый пункт, который взят в наступлении нашими войсками. — Порожки! — вырвалось у генералов. — Порожки, — повторил Говоров. Улыбнулся: — Ну что же — если порожки перешагнули, можно и дальше. Пошло гулять по фронту: — Перешагнули через порожки. Переползли. — Переехали. — Через порожки прыгнули. Пошли войска за Порожки дальше. Ударили с севера, ударили с востока. Стремительно развернулось наступление советских войск. Прорвали они полностью фашистскую блокаду Ленинграда. Погнали врага на запад. Пошли богатырским шагом. «Вперёд, на запад!» Восточный вал После Курской победы Советская Армия быстро пошла вперёд. Под ударами наших войск фашисты поспешно отходили на запад. Широк, и могуч, и прославлен Днепр. Кручи седые стоят, как скалы. Словно ветер, быстра вода. Здесь, на Днепре, на правом высоком его берегу, и укрепились теперь фашисты. Создали мощную оборону. Несокрушимой стеной подымается правый берег. Свою оборону на Днепре фашисты назвали Восточным валом.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

49 Копия с донесения генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В. П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 9об.–10; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99 об.; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М.Базили к русскому посланнику в Константинополе В. П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 197 об. 50 Письмо архимандрита Порфирия из Константинополя государственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3607. Л. 12 об.; Письмо архимандрита Порфирия из Константинополя государственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 234 об. 51 Отчёт об учёных занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об. – 245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского) . СПб., 1910. Т. Ι. С. 487. 52 Отчёт об учёных и художественных занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1853 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 2. Л. 30–30 об. 54 Отчёт об учёных занятиях Русской Духовной Мисии в Иерусалиме за 1850 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 582.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι. С. 488–489. 61 Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1об. 62 Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова из Буюкдере архимандриту Порфирию от 1 сентября 1851 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 19 –19 об. 63 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 24 октября 1851г.//СПбФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 130–131; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 18 декабря 1851 г.//Там же. С. 134–135; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 9 января 1852г.//Там же. С. 140–141; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову от 9 января 1852 г.//АВПРИ. Ф.161. II-9. Оп. 46. Д. 26. Л. II, 17–18 об.; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) из Иерусалима в Киев архимандриту Порфирию (Успенскому) от 9 января 1852г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3610. Л. 34; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову от 9 января 1852 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3610. Л. 5–6 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сегодня мы также вспоминаем выдающегося военачальника маршала Советского Союза Леонида Александровича Говорова, скончавшегося 19 марта 1955 года. Он родился 10 февраля 1897 г. в селе Бутырки Тверской губернии в крестьянской семье. Образование Говоров получил в Константиновском артиллерийском училище (1917), Военной академии имени Фрунзе (1933) и Академии Генштаба (1938). Революцию встретил в звании подпоручика. В сентябре 1918 г. был мобилизован в армию адмирала А.В.Колчака, но в январе 1920 г. добровольно вступил в Красную армию, командовал артиллерийским дивизионом. С 1938 г. Говоров служил преподавателем, с 1941 г. начальником Артиллерийской академии. В 1940 г. во время советско-финской войны Говоров, будучи начальником штаба артиллерии, успешно разработал организацию прорыва сильно укрепленного района противника и был досрочно произведен в комдивы. С началом Великой Отечественной войны был назначен начальником артиллерии Западного направления и Резервного фронта. В августе - октябре 1941 г. начальник артиллерии Западного фронта. Говоров сыграл важную роль в срыве октябрьского наступления фашистских войск на Москву. Г.К.Жуков писал: «В нашей обороне под Москвой основная тяжесть борьбы с многочисленными танками противника ложилась прежде всего на артиллерию, и, следовательно, специальные знания и опыт Говорова приобретали особую ценность». Затем Говоров служил командующим 5-й армией и командующим Ленинг радским фронтом. Руководил прорывом блокады Ленинграда, а затем во главе фронта участвовал в разгроме немецких войск в Прибалтике. За прорыв обороны врага на Карельском перешейке летом 1944 г. Говорову было присвоено звание маршала, в 1945 г. - Героя Советского Союза, к концу войны он был награжден орденом «Победа». После войны командующий войсками Ленинградского военного округа, а затем главный инспектор сухопутных войск. В 1948-52 гг. Говоров был командующим войсками ПВО и с 1950 г. - зам. министра обороны СССР . День скорбной памяти День памяти Друга Царской Семьи

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/de...

Я писал ее с большим воодушевлением, за то отец ректор повелел мне представить ему список. Тогда я долго не по земле ходил, а выше облаков» 1313 . Говорова в семинарии интересовали вое науки, но особенный интерес возбудили в нем уроки психологии, философии и Священного Писания . Психологию с философией преподавал Остромысленский. один из лучших студентов 1-го выпуска Киевской духовной академии. Он был красой семинарии. Ученики заслушивались его лекциями, которые излагались языком понятным и увлекательным. Он возбуждал в учениках особенный интерес к вопросам о Боге. мире, душе человека со всеми ее силами и способностями и обстоятельно решал эти вопросы с истинно-христианской точки зрения. Говоров с особенным вниманием слушал лекции Остромысленского, часто бывал у него на дому и по нескольку часов беседовал с ним о философских и психологических вопросах. Говоров так увлекся этими предметами, что сам пожелал остаться на повторительный курс в философском классе, несмотря на то, что постоянно был в числе лучших учеников. Священное Писание Говоров знал так хорошо, что однажды на экзамене обратил на себя внимание присутствовавшего на нем преосвященного Никодима. Кроме того Говоров, обладая богатой памятью, хорошо знал иностранные языки, особенно греческий, так что, за отсутствием учителя, посылался лектором в низшее отделение семинарии. Не только науки, но и искусства интересовали любознательного юношу. Особенно он любил музыку и церковное пение. Когда Георгий Говоров был в богословском классе, в семинарии произошла большая перемена, которая едва не лишила его высшего богословского образования. Ректор Исидор переведен был на должность ректора Московской духовной семинарии, а на его место был прислан Софония, бывший до. того времени инспектором Нижегородской семинарии. Он отличался формализмом и, преподавая догматическое богословие, от учеников требовал, чтобы они заучивали учебник наизусть. Говоров хорошо учил задаваемые уроки, но не буквально, что Софониа очень не нравилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 2. См. Сопроводительное письмо о посылке с утварью к иеромонаху Феофану (Говорову)//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 30; Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к иеромонаху Феофану (Говорову)//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1, 41. Л. 146—147 об.; Письмо к иеромонаху Феофану (Говорову)//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 14. Л. 61—62; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к В.П. Титову//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3610. Л. 9; Письмо К.М. Базили к В.П. Титову//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 745. Л. 80—81; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 27 февраля 1852 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 74 об.—75; Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к К.М. Базили от 27 февраля 1852 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 13. Л. 133. Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об.—245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 485. Отчет об ученых занятиях членов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1850 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 582—583об.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 490. Сарруф Фадлалла Иванович (1826—1902/1903) — православный араб, уроженец Дамаска, с 1848 года состоял на службе в Русской духовной миссии в Иерусалиме; в 1854 году вместе с ее членами выехал в Россию и принял русское подданство, по окончании Крымской войны был драгоманом при Русской духовной миссии, для которой он приобрел земельные участки и недвижимость на Ближнем Востоке; впоследствии читал лекции по арабскому языку в Санкт-Петербургском университете. Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 2об. Отчет об ученых занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1851 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 586.; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 684. Свидетельство об этом самого иеромонаха Феофана см. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 7 ноября 1851 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 132об.

http://bogoslov.ru/article/5558528

2 Письмо архим. Феофана (Говорова) к А. Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1–2об. 4 Прошение бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии соборного иеромонаха Феофана об исходатайствовании ему у Св. Синода разрешения на увольнение с миссионером архимандритом Порфирием в Иерусалим//РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 1246. Л. 1 – 1об. 5 Записка архимандрита Порфирия к директору Канцелярии обер-прокурора Св. Синода К. С. Сербиновичу от 6 июня 1847 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед.хр. 28809-б. Л. 45 7 Представление Св. Синоду от Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского//РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 1246. Л. 2–2об.; Представление Св. Синоду от Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б.Л. 24 8 Определение Святейшего Правительсвующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) вместе с двумя студентами Санкт-Петрбургской Духовной семинарии сопутствовать архимандриту Порфирию (Успенскому) от 20 августа 1847г.//РГИА. Ф. 796. Оп.128. Ед. хр. 326. Л. 28–28об.; Копия всеподданнейшего доклада К.В. Несельроде с сообщением об инструкции и штатном содержании Миссии и о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) и двух студентов спутниками к архимандриту Порфирию (Успенскому) (доклад высочайше утверждён 28 августа 1847 г.)//Там же. С. 35–38; Письмо к К.В. Несельроде из канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода от 21 августа 1847 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 1. Л. 40–40об.; Черновик письма графа К.В. Нессельроде об отправлении Духовной миссии в Иерусалим от 28 августа 1847 г.//Там же. С. 42–45. 9 Сметы постоянных и единовременных расходов Русской Духовной Миссии в Иерусалим от 28 августа 1847г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Д. 3605. Ч. 1. Л. 89, 97. 10 Определение Св. Синода о награждении иеромонаха Феофана (Говорова) дополнительным годовым окладом бакалаврского жалованья от 29 октября 1847 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 1746. Л. 1–3об. 11 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к С. О. Бурачку от 6 августа 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 65об., 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

12 . Определение святейшего Правительствующего Синода об утверждении выпускников Киевской духовной академии в степени магистра богословия от 31 декабря 1842 г.//ЦГИАУ. Ф. 711. КДА. оп. 3. ед. хр. 267. л. 1–1 об. 13 . Определение святейшего Правительствующего Синода об утверждении иеромонаха Феофана (Говорова) в степени магистра богословия//РГИА. Ф. 796. оп. 122. ед. хр. 995. л. 45. 14 . Определение святейшего Правительствующего Синода от 27 ноября 1842 г. о назначении на вакантную должность инспектора Новгородской духовной семинарии иеромонаха Феофана (Говорова)//РГИА. Ф. 796. оп. 123. ед. хр. 1570. л. 3–3 об. 15 . Отношение правления Новгородской духовной семинарии в Киевскую духовную академию информирующее о получении и вручении магистерского креста инспектору Новгородской семинарии иеромонаху Феофану (Говорову) от 20 апреля 1843 г.//ЦГИАУ. Ф. 711. оп. 3. ед. хр. 237. л. 22. 16 . Отношение правления Новгородской духовной семинарии в Киевскую духовную академию, информирующее о получении и вручении диплома на степень магистра богословия инспектору Новгородской семинарии иеромонаху Феофану (Говорову)//ЦГИАУ. Ф. 711. оп. 3. ед. хр. 237. л. 20. 17 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Макриновым//ИР НБУ. Ф. 160. ед. хр. 1968. л. 1–1 об. 18 . Письмо иеромонаха Феофана к Степану Онисимовичу Бурачку от 22 апреля 1843 г.//РО ИРЛИ Ран. Ф. 34. ед. хр. 440. л. 1. 19 . Послужной список иеромонаха Феофана (Говорова) за 1854//АВПРИ. Ф.161. II–9. оп. 46. 1854 г. д. 7. л. 12–14. 20 . Предложение обер-Прокурора святейшего Правительствующего Синода графа Н.А. Протасова от 13 ноября 1842 г. о замещении вакантной должности инспектора Новгородской духовной семинарии//РГИА. Ф. 796. оп. 123. ед. хр. 1570. л. 1–2 об. 21 . Рецензии на сочинения выпускников Киевской духовной академии и постановления святейшего Правительствующего Синода об утверждении их в ученых степенях//РГИА. Ф. 796. оп. 122. ед. хр. 995. л. 9–51 об. 22 . Рецензия митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) на магистерской диссертации иеромонаха Феофана (Говорова)//РГИА. Ф. 796. оп. 122. д. 995. л. 13 об. – 14 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3)      Озаботиться изготовлением школьных и церковных книг на языках: пермяцком, зырянском и мордовском. 4)      Принять немедленно меры по изучению говоров пермяцкого, зырянского и мордовского языков. Пермяки и зыряне в отношении говоров представляют пока область совершенно неизученную. Пермяки имеют говоры Чердынский и Соликамский. Какая разница между этими говорами? Есть ли возможность переводами, напр., на Соликамский говор пермяцкого языка удовлетворить школьные и церковные нужды Чердынских пермяков и наоборот? Нет ли у них такого общего лексикона слов, при посредстве которого, без излишних денежных затрат, можно было бы печатать книги, одинаково понятные для той и другой части племени? Надо сознаться, что в этом отношении у нас мало что сделано. В отношении мордвы дело это обстоит несколько лучше. Мордва распадается на эрзю и мокшу. Уже изучено большинство говоров мордвы. Выяснилось, что у этой мордвы существует четыре говора: два эрзянских и два мокшанских. Говоры эти можно назвать мокшанские – Пензенским и Тамбовским, эрзянские – Симбирским и Тамбовским. Кроме этих главных, есть несколько мелких подразделений этих же говоров. Остались необследованными говоры мордвы, живущей в Саратовской губ., за Волгой и в Сибири. Результатом работы явились словари говоров мордовского языка, к сожалению, остающиеся ненапечатанными. 5)      Необходимы миссионерские и диалектологические атласы по каждому данному племени. Средства для этих атласов должны изыскать наиболее заинтересованные ведомства, т. е. Вед. Правосл. Исповедания, Мин. Нар. Просв. и Мин. Внутр. Дел. Для осуществления приведённых положений необходимо полное участие и центральной власти, и местных учреждений, участие не в виде только общего покровительства, но и щедрого ассигнования. Участник Съезда. Беды во лжебратии (см. 5179 «Казанск. Телегр.»). «Члены миссионерского съезда не должны забывать, что инородческое образование является не христианским только просветительным делом, но и делом, употребляя выражение Ильминского, «величайшей политической важности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От ликующих, праздноболтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви. Литургический язык с его ключевыми словами – любовь, жертва, путь — оказался непреодолимо убедительным для молодежи того времени. Он истолковал им их дело как «святую жертву», как продолжение литургии. Я только упомяну о еще одной псевдоморфозе церковнославянского – официальном языке сталинской пропаганды, состоявшем, по подсчетам лингвистов, на 80% из славянизмов (таков состав старой редакции михалковского «Гимна Советского Союза»). И, наконец, последняя на сегодня тема: литературный русский язык. Его положение было очень сложно. «Сверху» располагался священный церковнославянский язык, совпадая с ним в зоне возвышенных, отвлеченных слов. С другой стороны, «снизу» его омывало море живых говоров, в отношении к которым он сам напоминал церковнославянский. Это чувствовали все русские писатели, вплоть до Солженицына: русский литературный язык как будто бесплотен, абстрактен, безличен — в сравнении с ярким, вещным словом народных живых говоров. У русского писателя до определенного времени было три возможности, три регистра: нейтральный литературный язык, высокий церковнославянский и живое, играющее слово говоров. У нормативного советского писателя уже не было ни церковнославянского, ни литературного: спасти положение могло только слово говоров. Литературный русский язык, о котором уже упомянутый Исаченко написал в свое время скандальную статью (по-французски) «Русский ли литературный русский язык по своему происхождению?» И ответил: «Нет, это не русский язык, это церковнославянский язык: он так же отлит по образу церковнославянского, как церковнославянский – по образу греческого». Я опускаю его аргументы, но в самом деле, литературный русский язык отличается от говоров подобным образом, как – со всеми mutatis mutandis – отличался от них церковнославянский. Это во многом другой язык. Кстати, в документах Собора 1917 года, изданных о. Николаем Балашовым, мне встретилась замечательная заметка кого-то из участников дискуссии о богослужебном языке, касающаяся «непонятности» церковнославянского.

http://pravmir.ru/cerkovnoslavyanskij-ya...

языка. Последние результаты исторического изучения русского языка находим в классических трудах А. И. Соболевского. И большие труды его, и отдельные этюды, и частные исследования имеют в настоящее время очень важное значение. Они отличаются точным методом и полны самых богатых, ценных, иногда совершенно новых, результатов, основанных на обстоятельном изучении фактического материала. Раннейший труд Соболевского, под общим заглавием „Исследование в области русской грамматики“ (1881), представляет собой рассмотрение исторического развития некоторых древних падежных и глагольных форм. Широкое сравнение данных, извлечённых из рукописей, и особенностей живых народных говоров приводит исследователя от хронологии памятников к праславянским явлениям, соответствующим русским. – „Очерки из истории русского языка“ (1884) посвящены характеристике древнерусских говоров на основании изучения значительного количества памятников древнерусской письменности. Главной характерной чертой галицко-волынского говора служит =е (камнье, тридьнвьный, мчь), которое, по мнению Соболевского, вышло из е путём удлинения его после падения глухих и позднее превратилось в (розка – Из других примет галицко-Волынского говора отметим слияние ы и и в один звук, отвердение е и находящихся пред ним согласных, переход в в у и наоборот, г=h. Так как подобных примет Соболевский не нашёл в древних памятниках киевского происхождения, то он пришёл к выводу, что древний киевский говор был совершенно отличен от древнего галицкого наречия и принадлежал к числу говоров великорусских. – Путём обстоятельного рассмотрения древних памятников псковского происхождения XIV в. (9 рукописей) устанавливаются главные отличительные признаки —47— псковского говора: мена ж и з, ш и с, переход е в а, даже под ударением; другие признаки общи с другими северно-русскими говорами: мена ц и ч; жг вм. жж. (=ц. сл, жд) 1 л. мн. ч. ме; замена через ы; замена неударяемого о через а, неудар. е через и и др. – Дальнейшему изучению древне-русских говоров по памятникам древней письменности посвящён целый ряд статей в Р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010