Итак, нужна некая универсальная система координат, которая может стать основанием для желаемой всеми справедливости. И эта система координат есть. Она всеобъемлюща, детально разработана и прошла испытание столетиями. Речь идет о христианстве. «…нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного…» (Кол. 3:11), «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:9-21), «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк 12:13-17), «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:6-15), «Трудно богатому войти в Царство Небесное…» (Мф 19:16-30), «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:47-56), «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:1-12). Разве от прочтения этих цитат, являющихся лишь каплями в море Священного Писания, стены «лабиринта» не разбиваются вдребезги? Разве вместо бесплодных терзаний и мутных идеологических конструктов, засевших у нас в головах, не возникает ощущения ясности и свободы? Ощущения того, что ответы – вот они, только протяни руку. Мы тут не о духовном просветлении говорим – этой стороны вопроса мы не касаемся. Мы говором о сугубо прагматичных вещах. Нужен объединяющий концепт? Вот он. Нужно основание для справедливости? Вот же оно. Теперь собственно о справедливости и христианстве как морально-этическом основании для нее. Библия буквально пронизана идеей справедливости, которая неразрывно связана с праведностью, являющейся в свою очередь характеристикой следования Божьим заветам. Т.е. в христианстве справедливость – это божественное понятие, возвращаясь к цитате Ильина – не следование «общим правилам, не система», а сама жизнь, жизнь во Христе. Уже из этой высшей справедливости, впрочем, вытекает справедливость приземленная, функциональная, облаченная в формы, к которым мы привыкли: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис 10:1-4). Но эта справедливость, повторимся, вытекает из высшей справедливости: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс 118:137-144).

http://pravmir.ru/ne-izmenimsya-myi-ne-i...

…Продали Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю в полную собственность принадлежащее им право на издание сочинений, переводов и сборников преосвященнейшего еп. Феофана. Получили 10 т. р. серебром. Нотариус Николай Курилко. Дальнейшая судьба детей Алексея Гавриловича Говорова пока не прояснена. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Евгений Игнатов, иерей, студент 4-го курса Екатеринодарской духовной семинарии, Краснодар В православном нравственном богословии принято считать, что в основе нравственного начала находится нравственное чувство, заложенное в человека Богом. Такое чувство принято называть естественным нравственным за коном, по причине его безусловного и всеобщего характера. И действительно, общечеловеческий опыт говорит о том, что у всех народов во все эпохи присутствуют критерии добра, осуждается и предаётся возмездию зло, и это помогает народам сохранить целостность и предохранить их от растления и упадка. Об этом в Священном Писании говорит пророк Моисей: «Слово сие (закон) близко к тебе: оно в устах твоих и в сердце твоём» ( Втор. 30, 14 ). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, о врожденном нравственном чувстве говорится так: «Он… показал им добро и зло. Он положил око Своё на сердца их» ( Сир. 17, 7 ). Ещё более ясно о существовании в людях естественного нравственного закона высказывается апостол Павел: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» ( Рим. 2, 14–15 ). Представление о реальности естественного нравственного закона закреплено в восточной патристической мысли доникейского периода, у отцов каппадокийцев и в более поздний период. Святой Иустин Философ первым из отцов изложил учение о естественном законе в «разговоре с Трифоном иудеем». Ибо он предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела – зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пятый член символа веры (Верую в Господа Иисуса Христа) „воскресшего в третий день по писанием». Тексты „Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь святому увидеть тление». ( Пс. 15:10 ). „Он (Иисус) начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Лк. 11:29 ). (Ангелы) „сказали (женам): что вы ищете живого между мертвыми? Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». ( Лк. 24:5–7 ). „Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потомучто увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». ( Ин. 20:29 ). „Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти». ( Рим. 6:9 ). „А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». ( 1Кор. 15:17 ). „Он (Сын Человеческий) положил на меня (Иоанна) десницу Свою и сказал мне: не бойся! Я есмь Первый и Последний, и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. ( Откр. 1:17–18 ). Изречения „Чудо – ручательство, что Учитель пришел с неба. Но цель чуда этим не исчерпывается: чудо уверяет нас, что Господь природы есть в то же время Господь совести. Оно удостоверяет моральный характер Творца». (Лейтон). „Чудесное на земле – естественно на небе». „Разумети силу воскресения Его». ( Флп. 3:10 ). „Сила воскресения Христова еще не явлена. Акт воскресения мы знаем, но значение его в системе бытия сокрыто от нас. Если воскресший есть Бог, и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного, то сила воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез него должно снисходить и во все области бытия. Как все сие есть, – сокрыто; ибо и человечество еще чает воскресения, а не причастилось его. Когда совершится сие воскресение, тогда во всем величии явится значение воскресения Христова и во всей твари; а дотоле и она чает и воздыхает о свободе от тления». (Еп. Феофан Говоров). „Смерти празднуем умерщвление, иного живота вечного начало». (Из пасхальных песнопений).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

С другой стороны Божественное присутствие ощущается даром Святого Духа. В День Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов и Собой заполнил всю Церковь. Никакой человеческий грех, никакая человеческая греховность не можешь удалить Святого Духа из Церкви, но, с другой стороны, каждый из нас призван быть сосудом, в котором находится эта Святыня, мы призваны быть Храмами Святого Духа — и в этом отношении мы являемся Храмами, но часто оскверненными. Как апостол Павел говорит: «Мы святыню носим в глиняных сосудах», — указывая на то, что они должны быть золотые, а не глиняные, и без трещин, а мы все с трещинами и греховные. И мы можем терять осознание Святого Духа, как бы Он в нас не действовал, мы можем заглушать Его голос. Апостол Павел говорит, что иногда Дух Святой говорит в нас ясным говором, называя Бога Отцом нашим. Это значит, что в такой момент мы должны бы быть детьми Божьими так же, как Иисус Христос является Сыном Божьим. То есть, через укорененность во Христе, приобщенность к Нему, соединение с Ним стать уже не приемными детьми, как святой Ириней Лионский очень смело говорит: «Во Христе и силой Святого Духа, стать Единородным Сыном Божиим», — коллективно как бы, всем вместе, что уже не приемный ребенок, а единородный сын, каждый из нас, или дочь. И, в-третьих, во Христе и в Духе, мы все в Боге, поэтому Церковь в этом отношении — нечто непостижимо великое, потому что она уже Царствие Божие, пришедшее в силе. Как бы оно тут, но оно должно еще осуществиться, оно тут в своей полноте, но каждый из нас должен ее осуществить в себе или войти в ее полноту. И вот это мы должны помнить, что меньше этого Церковь не может быть, но, с другой стороны, как ясно из того, что я уже сказал, каждый из нас вносит в историческо-эмпирическую церковь свое несовершенство, свою греховность, свою неполноту, а кроме того, коллективно Церковь, как историческое явление, приняла на себя формы, которые ей не присущи. И это, мне кажется, сейчас проблема, которую Церковь должна глубоко рассмотреть и на которую она должна творчески отозваться. Что было в Ранней Церкви и чего нет у нас

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-sur...

Такое значение праздника и послужило причиной того, что Господь этот именно день избрал временем исполнения Своего обетования о Святом Духе, имевшем даровать Его церкви новый закон благодати. В виду такой важности праздника иудеи стекались на него в Иерусалим в таком же множестве, как и на Пасху. Каждый из них считал своим священным долгом побывать в священном городе, чтобы принести в благодарность Богу за собранную жатву установленную законом жертву, и это считали для себя обязательным не только палестинские, но и внепалестинские иудеи, жившие почти во всех странах известного тогда мира. Поэтому в Иерусалиме около этого времени можно было встретить иудеев — строгих ревнителей закона, прибывших из Рима, Египта, Крита, Аравии, Месопотамии, из всех областей Малой и Западной Азии, — из “всякого народа под небесами,” а также прозелитов из разных языческих народов. И без того многолюдный и шумный, Иерусалим представлял в это время вид волнующегося моря людей, переполнявших и улицы, и дома, и окрестные возвышенности. Гул разноязычных говоров стоном стоял над городом. Но вот настал и сам праздник Пятидесятницы. Одной из замечательных особенностей его было то, что предшествующая ему ночь проводилась в бдении. “Когда Бог хотел открыть закон,” толковали книжники, “то Он повелел поднять народ от сна; во избежание этой преступной сонливости, мы в бдении проводим всю эту ночь.” Собравшись в синагоги или в частных домах, иудеи действительно проводили эту ночь в священных песнопениях и в чтении священных книг, повествовавших о даровании синайского закона, а также и тех мест из них, где говорится о любви Всевышнего к своему избранному народу. И можно представить себе настроение собравшихся, когда они под впечатлением мысли о событиях синайского законодательства выслушивали величественное чтение из пророков, огненными чертами изображавших величие Сущего, как напр. чтение из пророка Аввакума: “ Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Чтобы не случилось того же с христианской женщиной, она во избежание этого должна была, по апостолу Павлу, отличаться от языческой женщины, прежде всего, скромностью и домашним уединением. Поэтому, на наставление о молчании, временно-исторически обусловленное, не нужно смотреть как на унижение женщины по произволу мужскому, а скорее, как на охранение женщины в беззащитное время, из уважения к ее личности и ее достоинству. Не нужно, при этом, упускать из внимания и принципиально-христианской стороны апостольских наставлений женщине. Повиновение, послушание или покорность жены в отношении мужа следует рассматривать только с той точки зрения, какую обозначил Спаситель словами: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Сын Человеческий не для того пришел, чтоб Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» ( Мк. 10:43–45 ). Главенство Христа над церковью покоится на величайшей любви Его к ней и самоотверженном служении ей. Так и главенство мужа в отношении жены своей должно характеризоваться чертами самой высокой любви к ней и самоотверженной преданности. Теперь бросим общий исторический взгляд на семейно-бытовой и общественный уклад русской жизни и посмотрим, как отразилось влияние христианства на положении женщины в древней Руси. «Тяжка и незавидна была судьба русской женщины» – справедливо говорит один из выдающихся русских публицистов 70-х годов: – «много слез пролито ею на пути ее исторического существования; много горя, унижения и рабства вынесла она в семейной и общественной жизни, не искупив своих страданий ничем, что могло бы возвысить и отметить ее в истории человечества» 11 . В то время, когда в Италии, например, Данте создает в своей «Divina Comedia» пленительный образ Беатриче, представляющей самую широкую идеализацию любви, выводящей Данте из бездны заблуждений и своей ясной душой направляющей его к небу, а Петрарка, чарующий певец бескорыстно-благородной, рыцарской любви, украшает свою Лауру – эту духовную невесту – благоухающим потоком цветов; когда Ариосто, в своем «Orlando furioso» создает высоко-женственные типы Олимпии, Анджелики и Изабеллы, и даже циничный Боккаччио в состоянии возвыситься до истинно трагического образа Гризельды, – в это время жалкая литература нашей родной стороны на все лады твердит только один излюбленный домысл народной мудрости, что «курица не птица, а женщина не человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Этот обычай поспешила исполнить и Преблагословенная Матерь Богомладенца в сороковой день после Его рождения. У храма ее ожидала удивительная встреча («сретенье»), в ознаменование которой праздник и получил свое название. Встретил Их Старец Симеон, который, по преданию, входил в число 72 переводчиков («толковников») Ветхого Завета на греческий язык. Дело было в том, что египетский царь Птолемей Филадельф (годы правления 287–247 гг. до P. X.) собирал для основанной им в Александрии библиотеки все значимые книги Древнего мира. В связи с этим, он обратился к Иерусалимскому первосвященнику с просьбой прислать ему список еврейских священных книг и опытных переводчиков, владеющих греческим языком. В числе прибывших в Александрию был и Симеон, которому досталась книга пророка Исаии, наиболее ясно предсказывающая обстоятельства Боговоплощения. Начав работу и дойдя до текста Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис. 7; 14 ), он посчитал, что в текст вкралась ошибка. Симеон хотел поменять слово «Дева» на «молодая женщина», рассуждая: как же дева может родить? В этот момент ему явился ангел Господень и удержал его руку, пообещав, что Симеон своими глазами увидит исполнение записанного здесь пророчества. Сретение Господне Много лет он ждал этого момента, и когда Божия Матерь принесла Богомладенца в храм, Симеон по Божественному наитию пошел им навстречу. Увидев Младенца-Христа, Симеон взял его на руки и сказал Ему слова, которые уже много сотен лет звучат за православным богослужением: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ( Лк. 2; 29–32 ). Епископ Феофан (Говоров) писал о Сретении: «В лице Симеона весь Ветхий Завет , неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, лицом к Лицу. Иосиф и Богородица были удивлены такими словами, а Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2; 34, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2,19–20 ). Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), – говорит святой апостол Павел о себе и о других христианах. Как бы ни велики и неоценимы были страдания и воскресение Христа Спасителя, они не принесут пользы тем, которые не участвуют сами в Его страданиях – не распинают свои грехи, страсти. Искупительными плодами Его пользуются только те, которые добровольно участвуют в них – живут не беспечно, не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 и далее). Святая Церковь воплотила в свою жизнь и эти апостольские веления и свидетельства. «Прежде всего покайтесь, – учит святитель Феофан (Говоров), Вышенский затворник († 1894). – Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как не очистивши поля нельзя ни сеять на нём, ни сажать, так и без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, чтоб вы ни сделали без него, все – всуе» ( Феофан Затворник , свт. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1890. С. 51). «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Стих. 8 на «Господи воззвах». Вечерня). «Изведи из темницы душу мою» (Стих. 10 на «Господи воззвах». Вечерня). «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Триодь постная. Неделя мытаря и фарисея. Из песнопения Утрени), – звучит в церковных песнопениях. Но покаяние не есть только раскаяние в греховном прошлом, а и действительный подвиг и приобретение добра. «Покаяние, по слову преподобного Иоанна Лествичника († 649), есть завет с Богом об исправлении жизни» ( Иоанн Лествичник , прп. Слово 5, 1//Лествица). Если нет исправления, нет подвига благого изменения жизни – значит нет и истинного покаяния. Сущность содержания Новозаветного нравственного закона есть любовь к Богу. Это первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:38 ). Но она непременно должна соединяться с любовью к ближнему. Мы, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил брата своего ( 1Ин.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

18 . Письма к почившему в Бозе Высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому//ПО. 1888. С. 693–708. 19 . Письма Преосвященного Феофана Затворника к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске//ДЧ. 1894. Ч. 2. С. 563. 20 . Письма Степана Онисимовича Бурачка ко Льву Александровичу Кавелину (в монашестве Леониду)//НИОР РГБ. Ф.148. К.5. Ед. хр. 57. Л. 4; 5–6. 21 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Ольге Степановне Бурачок от 21 августа 1890 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 66 об. – 67, 67 об. 22 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Ольге Степановне Бурачок от 19 февраля 1891 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 68–68 об. 23 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 15 сентября 1847 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 440. Л. 3–3 об. 24 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 22 января 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 2–3 об. 25 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 27 января 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 6 об–7 об. 26 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 25 апреля 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 8–8 об. 27 . Платон (Казанский), архимандрит. Поучения в дни воскресные и праздничные, произнесенные в продолжении 1860 года в Тверском Успенском Желтиковом монастыре. 1862. С. 222. III. 28 . Платон (Казанский), архимандрит. Рассуждения о духовных предметах [Текст]/[соч.] Желтиковского архимандрита Платона. – Тверь: Тип. Никулина и Комп., 1862 – 64 с. 29 . Послужной список иеромонаха Феофана за 1854 г.//АВПРИ. Ф. 161. II–9 Оп. 46. 1854. Д. 7. Л. 12–14. 30 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о переводе иеромонаха Феофана (Говорова) из Новгородской семинарии в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра богословских наук.//РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Ед. хр. 1487. Л. 1–2 об. 31 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) в члены Комитета для рассмотрения конспектов учебных предметов.//РГИА. Ф. 796. Оп. 126. Ед. хр. 592. Л. 1–1 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

342 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 88–89. 345 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. (?). 346 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 95. 350 Блаженный Феодорит, еп. Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла. С. 25. 351 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 96. 353 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 97. 357 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 98. 359 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 98. 364 Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. С. 101–102. 366 Cranfield C.E.B. A Critical and Exegetical (Commentary... Vol. I. P. l03–104. См. также: Dunn J.D. J. Romans... Vol. I. P. 47. Schreiner T.R. Romans... P. 72; Feuillet A. La Citation d’Habacuc II. 4 et les huit premiers Chapitres di l’Eptre aux Romains. New Testament Studies 6. 1959–60. P 52–80. Фейе несколько иначе, чем Кранфильд разбивает Послание, но также считает, что ст. 17 предопределяет его структуру (по Шрейнеру. Р. 74. 22). 367 Cranfield С.Е. В. A Critical and Exegetical Commentary... Vol. I. P. 100. Джуит и Котански, напротив, считают, что κ πστεως ες πστιν связано с ποκαλπτεται (Jewett R., Kotansky R.D. & Epp, E.J. Romans: A commentary... P. 144, со ссылкой на F. Blass and A. Debrunner. A Greek Grammar of the New Testament and Other Early Christian Literature. Trans. R.W. Funk. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1961. § 472–474). 368 Sanday W. & Headlam A.C.//Critical and Exegetical... P. 28; Lagrange, M.-J. Saint Paul.. Épître aux Romains. Études bibliques, 1931. Repr. Paris: Gabalda, 1950. P. 20; Schmidt H.W. Der Brief des Paulus an die Römer. Theologischer Handkommentar zum Neuen Testament 6. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1963, S. 28; Kuss O. Der Römerbrief übersetzt und erklärt. Regensburg: Pustet, 1957–78. 1:24.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010