Усиленные и долговременные занятия чтением и писанием, при нещадении своего здоровья вообще, произвели эту болезнь глазную, о которой ранее того, именно от марта того же 1879 года, преосв. Феофан тому же А.Г. Говорову писал: «Я писал В. Т-не, чтобы разведала о глазе. Не стала бы она ужасаться. Тут ничего нет ужасного и скорбного. Просто, ослабел глаз. Чай ведь уж и годы 328 . И катаракт, если он это на глазу, не есть вещь необычная. Его можно и не снимать. Прокоротаю век и с одним глазом 329 . И затем от 29 марта: «я уже писал тебе, что у меня правый глаз стал слабеть. Опасаясь пропустить время для излечения начинающейся болезни, я ездил в Тамбов. Там определили, что зачался катаракт. Ему надо созреть – год-другой; потом операция снимет нарост». Насчет глаза я совершенно успокоился. Буду ждать и поменьше утруждать глаза 330 . Предположенный приезд в Москву состоялся в последней половине августа того же 1879 года. Находившийся при страдавшем болезнью глаза преосв. Феофане за это время безотлучно племянник его А.Г. Говоров сообщает, что по приезде в Москву «Преосвященный остановился в доме Афонскаго монастыря на Большой Полянке и строго приказал мне никому не говорить о своем пребывании в Москве. В это время он посетил в Москве только одного митрополита Макария, своего бывшего товарища. Зато в сопровождении меня, афонскаго монаха о. Владимира и своего келейнаго монаха Евлампия, ходил пешком в Кремль на поклонение св. мощам и Московским святителям» 331 . Вернувшись из Москвы (где катаракт, как не созревший еще, так и не был снят, по совету известного глазного врача, доктора Крюкова) снова в любимое уединение свое на Вышу, святитель Феофан продолжал свою затворническую жизнь, пробыв в полном затворе до самой кончины своей в 1894 году и все это время поддерживая с живыми людьми, кроме раньше упомянутых трех лиц (духовника, настоятеля обители и келейника), сношения только письменные. Как прежде, так и теперь, в полном затворе, его безграничная любовь простиралась на всех, и на сродников и на сторонних, и письма его во множестве из Выши направлялись в разные стороны обширной России, простираясь нередко и за пределы последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Велико просветительное значение творений о. Иоанна Кронштадтского, епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова), затворника Вышенского, давших так много в области аскетизма. Архиеп. Филарет (Гумилевский), в своем " Обзоре русской духовной литературы " в числе мирян упоминает известного славянофила Ивана Вас. Киреевского (ум. 1855), философа, так понимавшего свою ученую деятельность: " мы возвратим права истинной религии, изящное согласим с нравственностью, возбудив любовь к правде, глупый либерализм заменим уважением законов и чистоту жизни возвысим над чистотой слога " . Он часто пользовался беседами старца Филарета, схимника новоспасского и оптинского старца о. Макария. Киреевский принимал участие в приготовлении к печати отеческих сочинений, издававшихся Оптиной пустынью. Ему же принадлежит обработка жития архим. Паисия (Величковского), где столько воспоминаний о великих подвижниках. Архиеп. Филарет пишет что поэт и философ А.С. Хомяков " был твердым бойцом с заблуждениями запада. Известны два письма его, где он обличает как папизм, так и реформацию, в рационализме. Нельзя сказать, что эти письма без ошибок: но сочинитель верно понял болезни запада " . В числе мирян надо указать на Юрия феод. Самарина, упомишавшегося на стр. 789. Ранее его полемического труда " Иезуиты и их отношение к России " (1865 г). была известна его замечательная диссертация о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче, которую он защищал в 1844 г. в московском университете. В ней ярко выявились его богословские воззрения. Часть ее была напечатана в 1844 г.; полностью она вошла в его " Сочинения " , изданные посмертно его братом. Необходимо также отметить просветительную деятельность А.Н. Муравьева (1806-74), писателя, много способствовавшего ознакомлению русского общества со святынями православной Церкви и русской в частности. Известно его " Путешествие по Св. местам " (1850) и описание исторических обителей и храмов России. Сочинения его были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими довольно широкое распространение в среде высшего русского общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

791 У Епископа Порфирия в описании Афона упоминается, что он видел в библиотеке монастыря Русика Псалтирь 13 века с акафистом Сладчайшему Иисусу. Еще он нашел в Дохиарском монастыре древний акафист Архангелам, и в келье Кавсокалива не древний акафист Великомуч. Варваре. Очевидно, греки забыли о них. 794 Стрельбицкий, еп. Волынский † 14 апреля 1902 г. Некролог: Церк. Вед. 1902 г. 17; Церк. Вестн. 1902 г. 18. 798 Замечательно, что от Московского Епархиального Начальства не было никакого приветствия, хотя в заседании и присутствовали оба викария; митрополит же оставался в Петербурге. 804 Издана под названием: Иллюстрирован. полная популярная библейск. Энциклопедия, в четырех выпусках. Москва, 1891. 810 Симеон Покровский инспектор Тверск. Сем. с 1884–1890 г. С 1890 г. – рект. Волынской сем. Ныне (с 1896 г.) епископом Екатеринославским. 813 слове: ξαδλφη напеч. основательное исследование бывшего профессора Московской духовной академии А. Ф. Лаврова (впоследствии Алексия, архиепископа Литовского,) – в Приб. к твор. Св. Отц. 1891 г. кн. 1, стр. 238–269. –Примечание автора Хроники. 816 Елизавете Степановне, начальнице Александро-Мариинского дома призрения в Сергиев. Посаде † в 1905 г. 821 Евангелие в 8-ю д. л., с изображениями Евавгелистов, в бархатном голубом переплете. На верхней доске Евангелия написаны красками Волхвы и звезда. 827 Здесь идет речь о преосвященном Феофане (Говорове) преемнике Макария по ректорству в СПб. академии и по Тамбовской епархии. 828 Брат Макария, протоиерей Казанского в Петербурге собора, Булгаков женат был на сестре Кирилла. Примечание автора Хроники. 831 Филиппов, Государств. контролер; † 29 ноября 1899 г. По словам Субботина Филиппов много зла сделал церкви православной и много услуг оказал расколу. (См. Вера и Церковь 1903 г., т. II, 7, стр. 283 прим. 1). 836 Прот. Петр А. Соколов служил в Тверск. семинарии до 1893 г.; с 23 мая 1893 г. – настоятель Тверск. Спасо-Преображ. собора. 860 докторе Русселе вот что пишет корреспондент «Нового Времени» 5159), от 11 июля:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Между прочим, в то время, как он держал выпускные экзамены в 1841 году, его навестили в Киеве родные: тетка Мария Никифоровна, сестра Анна и племянницы Переверзевы, которых всех он принял с любовью, а сестре подарил и книгу: «Толкование на 5 глав Евангелия от Матфея» митрополита Киевского Филарета, с надписью: «от любящего брата любезной сестре» 35 и как о ней, так и о других родных не переставал заботиться и после, успокаиваясь лишь тогда, когда ему удавалось что-либо сделать в пользу их и для них. А затем, самое образование, им полученное, призывало его к действованию в мире и среди, а не вне мира. И продолжительный период воспитания его приготовил в нем «великого и полезного деятеля» на поприще служения церкви и отечеству. Дальнейшая самостоятельная деятельность его, впрочем, не исключала, как увидим, продолжения его самовоспитания и самообразования, в видах дальнейшего всестороннего усовершенствования, достижения в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4, 13 ). 3 См. о сем в примеч. к статье о преосв. Феофане, помещенной в Церков. Ведомостей за 1894 год. Этим исправляются ошибки и недоразумения относительно числа месяца и года рождения почившего святителя, встречающиеся в некрологах его. 4 Село Чернавск расположено на двух реках, – Сосне и Чернавке и кроме упомянутой Владимирской имеет еще Покровскую и Пятницкую церкви. 5 До 1825 года кафедральным городом Орловско-Севской епархии был город Севск, ныне уездный, имеющий, вместо семинарии, духовное училище. 6 Один из сыновей Г.Н. Переверзева Иван Гаврилович окончил курс в С.-Петербургской дух. академии, в которую поступил при содействии преосв. Феофана, бывшего в то время (1857–1859 гг.) ректором ее, и ныне состоит, в сане протоиерея, законоучителем Тамбовской классической гимназии, поступив в Тамбов в наставники тамошней духовной семинарии в то время, когда епископом в Тамбове был преосв. Феофан. 7 Сын Гавриила Васильевича, оставшийся после смерти его 4-х лет и, можно сказать, воспитанный преосв. Феофаном, Алексей Гаврилович Говоров, ныне состоящий судебным приставом при Московском Окружном суде, еще не раз будет упомянут в нашем настоящем очерке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

15       Письмо святителя Феофана к Бурачек Елизавете Васильевне//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 470. Л. 4об. 18       Копия свидетельства о рождении святителя Феофана//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 39. Ед. хр. 4009. Л. 1. 21       Священник Иоанн Саввич Попов умер в 1834 г., а о кончине Анны Авраамовны см.: Лукьянова А.Е. Родственное окружение Святителя Феофана, Затворника Вышенского //Доклад на VI Феофановских чтениях. 22       Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 2об.–3. 27       Всего отцом Александром Крутиковым было получено от святителя Феофана около 200 писем, но часть их сгорела при пожаре в доме Крутиковых в 1872 году. 28 О влиянии святителя Феофана на методы его племянника Ивана Александровича Крутикова в преподавании толкования Священного Писания в Курской духовной семинарии вспоминал его ученик, Анатолий Танков: «Изъяснение Священного Писания у нас, в 1-м отделении, преподавал кандидат Московской духовной академии, недавно окончивший курс ее, И.А. Крутиков. Особенностью преподавания было то, что И.А. Крутиков всеми мерами старался о том, чтобы ученики прочитали текст Священных книг, разобрались в нем, умели пересказывать главы этих книг и знали толкование смысла текста, в особенности не вполне понятных его слов и выражений. Почти весь урок проходил в непосредственном изучении текста Библии. Такой, самый, конечно, рациональный метод изучения Св. Писания, безусловно в настоящее время имеющий широкое применение, в наше время был желанною новостью, так как ранее ученики семинарии и даже студенты Академии очень много изучали о Библии Ветхого и Нового Завета и по поводу Библии, а не подлинный ее текст и его смысл. Преосвященный Феофан начертал ему подробное наставление, как вести дело, и настойчиво, с особым ударением ставил во главу угла непосредственное знакомство учеников с текстом Св. Писания. “Остальное все тогда приложится…” – писал он» (Танков А. Воспоминание из прошлого нашей семинарии//Курские епархиальные ведомости. 1914. Неоф. 12 (22 марта). С. 255, 256).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

" Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место, в итоге всё собрали полностью - и позвоночник, и косточки. Затем стали под метёлочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили. Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках - доверенное лицо отца Марка. Он всё упаковал в клеёночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в Лавру " .  В Лавре отец Георгий (Тертышников) , имевший медицинское образование, омывал, систематизировал, подписывал мощи и приводил их в порядок. По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова) останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором Лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди. " Я не знаю, кто, кроме отца Марка и отца Георгия (Тертышникова), был посвящён в эту тайну, - рассказывал отец Елевферий. - Об этом знал отец Кирилл. И потом отец Георгий сказал мне, что они там находятся и что он собирает материалы для канонизации епископа Феофана " . В 1988 году мощи переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка , расположенного в трёх километрах от Вышенского монастыря. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение четырнадцати лет. 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана в возрождённую женскую Вышенскую пустынь . Молитвословия Тропарь, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Вышенский подвижниче,/святителю Феофане богомудре,/писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/и всем верным путь ко спасению указал еси,/моли Христа Бога//спастися душам нашим.

http://drevo-info.ru/articles/4056.html

В 1917 – 1918 гг. И.Д. Андреев принимал участие во Всероссийском Поместном Соборе Российской Православной Церкви от Петроградского Университета. В нашем сообщении мы коснулись попечения святителя Феофана о некоторых племянниках из рода Говоровых. Кроме неупомянутых здесь многочисленных племянников, было ещё множество племянниц, и о всех святитель заботился трогательно и самоотверженно. Димитрий Пимкин, иерей, настоятель храма в честь святителя Феофана Затворника города Тамбова, студент Московской Духовной академии. Открытие церковных сельских школ и благочиннических библиотек при святителе Феофане в Тамбовской епархии В ходе реформ времён 1804–1814 гг. в Российской империи была создана стройная система образования, начиная от низших школ и заканчивая высшими, которая просуществовала с небольшими изменениями вплоть до революции 1917 г. Эти реформы предусматривали создание сети церковно-приходских школ, которые «предназначались для начального обучения детей и других сословий, в первую очередь податных» 325 . В первой половине века школ открывалось мало, процесс ускорился в 1850-х гг. Святитель Феофан, став Тамбовским преосвященным, особое внимание уделил открытию таких школ. Им в 1860 г. был издан специальный циркуляр, призывающий священнослужителей открывать школы для народа у себя на приходах. В 1862 г. были разработаны правила для приходских училищ, где главное наблюдение за школами возлагалось на ректора семинарии. Святитель надеялся, что духовенство отнесётся к этому делу с энтузиазмом, п о этому в правилах предлагалось вступать в переписку с ректорам по всем училищным вопросам, причём эта переписка «должна быть свободна от всяких стеснений; для сего дозволить духовенству откровенно выражать все свои нужды, соображения, наблюдения, с полным доверием и убеждением, что их откровенность будет хранима с осторожностью, и что за неё никто не подвергнется ничьей притязательности и никакой ответственности» 326 . В этих же правилах определялись и средства содержания училищ: «Приглашать прихожан к пожертвованиям на приобретение учебных пособий для местных училищ. Ещё лучше, – уговорить прихожан избрать из среды себя надёжного попечителя училища, на котором и будет лежать удовлетворение c помощью прихожан всех материальных нужд училища» 327 . И сам святитель «при всяком удобном случае приглашал к пожертвованиям на великое и богоугодное дело народного образования» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Так А.Г. Говоро издал до 15-ти названий более или менее крупных учено-литературных трудов своего дяди, из коих большую часть мы и упоминали выше с упоминанем имени издателя 484 . Затем, «в 1888 году, – как пишет сам А.Г. Говоров в своих воспоминаниях о преосв. Феофане, – преосвященный пожелал облегчить мне труды по издании книг. Он нашел возможным, чтобы я за условленную сумму уплачиваемых мне денег передал издание и продажу его сочинений русскому Афонскому Пантелеимонову монастырю, с которым и совершено было мною по сему предмету 25 августа 1888 года особенное письменное соглашение» 485 . Опыты быстроты и аккуратности издания и распространения Афонцами книг духовного содержания преосв Феофан видел еще гораздо раньше 1888 года, и притом на своих же сочинениях. «Добрые Афонцы отпечатали, – писал, он например от 29 ноября 1878 года в Киеве, имея в виду издание ими писем о том, Что есть духовная жизнь. – Какие молодцы они распространять книги! Я сам не издаю, именно потому, что сядут книги на плечах. А у них они духом расходятся». 486 И Афонцы, как мы уже и могли видеть из представленного выше перечня сочинений преосв. Феофана, – весьма многие из них и не раз издавали и переиздавали. – При всем том многое не только из предположенного Вышенским затворником 487 , но и из написанного не издано осталось до его кончины, как, например, Толкование на послание св. Ап. Павла к Евреям, Иночество св. Василия великого и устройство им монастырей 488 , Разъяснение чина покаяния, Ответ штундистам и др. 489 Вообще не напрасно сказано: Разум премудраго яко потоп умножится ( Сирах. 21 16). Реки премудрости и разнообразного ведения истекали от богопросвещенного разума святителя Феофана – и все на духовную пользу церкви и общества, так как все писания его, как мы могли видеть из представленного их перечня, были именно духовного содержания. Даже сведения из наук светских, напр. исторических и естественных сообщаются у преосв. Феофана с оттенком духовным. Так, например это мы могли видеть на приведенных в свое время выдержках из его писем по восточному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Обыденная жизнь преосвященного Феофана во Владимире и его отношения к подчиненному духовенству и всем пасомым были таковы же, что и в Тамбове. О первом, как уже указывали, свидетельствует его племянник Говоров 193193 ; и о последнем находим свидетельство у одного современника, служившего при пр. Феофане преподавателем Владимирской Духовной семинарии. Он между прочим говорить: «Преосвященный Феофан жил как истинный архиерей Божий, хорошо помня богомудрое апостольское слово Павлово: «не высокомудрствующе, но смиренно ведущеся ( Рим. 12:16 ). Благодушие, ласка и приветливость не сходили с его уст. Идя к нему для какого либо объяснения мог быть уверен всякий даже положительно виноватый человек, что ни одного жестокого, а нем Солее грубого иди заносчивого слова не дозволит себе этот мудрый и самообладающий судия – святитель» 194194 . Принимал он свободно всех и каждого, не удалялся от людей, был общителен. Но с течением времени в личном характере пр. Феофана стали замечаться большие перемены: он не так стал общителен, чаще стол уединяться для молитвы, Богомыслия и душеспасительных размышлений, книг почни не выпускал из рук, чаще стал совершать прогулки за город, иногда доезжал доже до Боголюбова монастыря, находящегося в 7 верстах от Владимира. В нем все более и более усиливалось религиозное стремление к высокоподвижнической жизни, каковое стремление, как мы знаем, обнаруживалось еще в первые годы его служения на учебно-воспитательском поприще, когда он выражал желание сидеть все время в церкви и молиться, отрешившись от всего стороннего. Кроме того, ему сильно хотелось в уединении, покое и тишине предаться трудам духовного писательства и тем служить св. церкви и спасению ближних. Но тому и другому сильно препятствовала, указанная нами, обширная практическая деятельность его в качестве епархиального архиерея. При том, он по своей должности обязан был заниматься здесь и такими делами, которые вовсе были несродны его характеру и которые часто нарушали его высокое духовное настроение и доставляли скорбь его любвеобильному сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010