игумен Маркелл (Павук), кандидат богословия, преподаватель КДА, " Святитель Феофан Затворник как проповедник " ; Каширина В.В., доктор филологических наук, сотрудник издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря, " Проповедь на Тамбовской земле при святителе Феофане Затворнике (по материалам " Тамбовских епархиальных ведомостей " ) " ; иеромонах Питирим (Творогов), преподаватель МДАиС, " Гомилетическое наследие святителя Феофана Затворника " ; Битехтина Л.Д., доктор философских наук, профессор РПИ, " Методологические основы психологии в учении о духовной жизни святителя Феофана Затворника. (Специфика. Истоки. Развитие) " ; иеромонах Геннадий (Поляков), преподаватель СПбДАиС, " Учение святителя Феофана Затворника о духовности ангелов и душ в свете святоотеческого богословия " ; монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, " Музей Феофана Затворника как непрекращающаяся проповедь святителя и живая связь его с современностью " ; Горбатов Е.Н., ведущий сотрудник РГАДА, " Иеромонах Феофан (Говоров) в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме. 1847-1854 гг. (по документам Архива внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД РФ) " ; Лукьянова А.Е., член Русского генеалогического общества, " Свято-Успенская Вышенская пустынь Тамбовской епархии в эпоху затвора епископа Феофана (Говорова). 1872-1894 гг. (по материалам Государственного архива Рязанской области) " ; Свирин А.Н., преподаватель РАО, " Темы духовного назидания в письмах епископа Феофана (Говорова) " к почитательнице " . 1866 г. (по материалам Центрального исторического архива Москвы) " ; Попов В.В., студент МДА, " Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов: богословие и молитва " . Среди тем, которые были затронуты в ходе конференции: составление Летописи жизни и творчества святителя Феофана; гомилетическое наследие святителя, духовно-нравственное учение и общественное служение святителя; богословские взгляды и личные взаимоотношения святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова); пребывание иеромонаха Феофана (Говорова) в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1848-1854 гг.; Свято-Успенская Вышенская пустынь в эпоху затвора святителя; история музея святителя Феофана в этой обители в наши дни.

http://religare.ru/2_82923.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В новую книгу о святом Феофане Затворнике вошли ранее неизвестные документы 1 мин., 02.06.2016 Издательский Совет Русской Церкви выпустил первый том из серии «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», в который вошли ранее неизвестные материалы о святом. Выход книги приурочен к празднованию Дня славянской письменности и культуры, который отмечался 24 мая 2016 года. В первом томе серии рассказывается о жизни известного православного подвижника России с момента его рождения до рукоположения в епископа Тамбовского и Шацкого (1815-1859), сообщает сайт Издатсовета. В издание вошли материалы, найденные исследователями в фондах архивов и библиотек России, Украины, Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, Ново-Валаамского монастыря (Финляндия). Отмечается, что многие из представленных материалов публикуются впервые, что «делает «Летопись» уникальным документом по жизнеописанию святителя Феофана, обобщающим все известные сведения о нем». В настоящий момент идет работа над следующими томами серии, которая, предположительно, включит в себя пять книг. Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815-1894) — епископ Русской Православной Церкви, известный богослов, публицист-проповедник. Читайте также: Феофан Затворник: святой опровергает эпоху Святитель Феофан Затворник. Разгребание песка   Фото с сайта  svtheofan.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-novuyu-knigu-o-svyatom-...

< В. > < В. > < В. > 110 В рук. А объектный суффикс согласован со словом м. р. «кровь», в рук. В – с именем «Иезавель». 119 Сир. (pardays drwez) значит также и «ликующий рай». В Ис.58:10 (Пешитта) стоит причастие (rwê) «напоенный водой», и из-за схожести написания букв le и zayin здесь можно предположить lapsus calami. < А. > < А. > < А. > < А. > 209 В Деян.1:23 упомянут Матфий. Ж. Паризо предположил, что в тексте тахвиты имела место описка переписчика: вместо (mattay) – (tôlmay) (Parisot 1894. P. xlvii). С. Брок высказал мнение, что в раннесирийской традиции именно Толмай выступает заместителем Иуды, но, к сожалению, не привел иных примеров, подтверждающих это (Brock 1987. Р. 27). М.-Ж. Пьер заявила, что, кроме текста тахвиты Афраата, только в сирийской версии «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вместо Матфия назван Толмай (Pierre 1988. Р. 301). 232 Ср.: 2Пар.14:11 : «помоги народу Твоему, предав войско великое в руку малых; и тогда узнают все обитатели земли, что мы достойно уповаем на Тебя...» (Пешитта); «не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем...» (Синод.). < В. > < В. > < А. > 284 Ср.: Мф.5:2324 : «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Пешитта=Синод.). < А. > < А. > 321 Общие справочные сведения во вступительной статье взяты из статьи: Musurillo 1970. См. также: Успенский 1863; Говоров 1886; Pellegrino М. La poesia di S. Gregorio Nazianzeno. Milan, 1932; Routher R. Gregory of Nazianzus: Rhetor and Philosopher. Oxford, 1969. 322 S. Patris nostri Gregorii Theologi opera omnia, quae extant post operam et studium monachorum ordinis S. Benedicti edente et accurante_A. B. Caillau. T. II. Paris, 1842. (Издание А. Б. Кайо является II томом, в который вошли стихотворные сочинения свт. Григория; I том с прозаическими произведениями был издан значительно ранее Д. Клемансетом. [Paris, 1778].) Перечень стихотворений этого малодоступного издания с указанием страниц, стихотворных размеров, числа стихов и имени предшествующего издателя (Биллия, Муратори или Толля) можно найти в качестве отдельного приложения в: Говоров 1886. С. IXII. О более ранних изданиях см.: Говоров 1886. С. 929.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

52:4; Пс. XIII:3), но в обоих псалмах, в которых находятся эти слова, читается и следующее: «Неужели не вразумляются делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб?» Следовательно, был и в то время народ Божий. Поэтому сказанное: «Нет делающего добро, нет ни единого», сказано о сынах человеческих, но не о сынах Божиих. Ибо перед тем оговорено: «Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога»; а затем прибавлены вышеприведенные слова, выражающие осуждение всем сынам человеческим, т. е. принадлежащим к граду, живущему по человеку, а не по Богу. Глава XI. О том, что первоначально в употреблении человеческом был тот язык, который получил название еврейского от Евера, в семействе которого он и сохранился, когда последовало различие в языках    Поэтому, как в то время, когда у всех был один язык, недостатка в сынах погибели не было; потому что один язык был и до потопа, тем не менее, однако же, все, за исключением лишь семейства праведного Ноя, заслуженно подверглись истреблению потопом; так и тогда, когда за нечестивое превозношение народы были наказаны различием языков, подверглись разделению и град нечестивых получил имя смешения, т. е. был назван Вавилоном, было семейство Евера, в котором сохранился язык, бывший некогда общим.    От того-то, как я заметил выше, когда писатель стал перечислять сыновей Сима, которые, каждый отдельно, были родоначальниками отдельных народов, он упомянул первым Евера, хотя Евер был праправнуком его, т. е. родился в пятом от него колене. Так как в семействе последнего, по разделении других народов иными языками, сохранился тот язык, о котором не без основания думают, что он прежде был общим для всего рода человеческого, то язык этот и назван был потом еврейским. Нужно же было в отличие от других дать ему собственное имя подобно тому, как получили собственные имена и остальные. Пока же он был один, назывался просто человеческим языком, или человеческим говором, так как им одним говорил весь род человеческий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пасхе мы слышим знаменитую беседу апостола Павла с пресвитерами Ефеса. Павел знает, что уже не увидит этих людей, дорогих ему, и дает им последние наставления. Прежде всего он произносит следующий совет: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Хоть эти слова и адресованы пресвитерам, но в целом совет о внимании себе касается всех христиан и неоднократно повторяется в Писании. «Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим» (Сир. 13:16), – пишет Иисус, сын Сирахов. «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), – говорит Дух Святой устами Моисея. Однако все написанное в Библии нуждается в опытном раскрытии самой жизнью. Что, собственно, значит: внимай себе? Раскрытие этих слов осуществили и описали в своих книгах великие подвижники древности. Давайте обратимся к их опыту и посмотрим, что они писали об этом. «Внимание есть непрестанное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Богом всегда, непрерывно дышит и Его призывает», – говорит прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Эти слова очень похожи на изречение апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). И Павел, и прп. Исихий говорят о блаженном и вожделенном состоянии пребывания умом и сердцем во Христе, Господе нашем. О том же и Сам Христос пророчествовал, говоря: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Такое состояние упокоения сердца во Христе, когда Сам Он с Отцом и Духом Святым приходит к человеку и поселяется в душе его, и есть открытие Царства Божия, которое, по словам Христовым, внутри нас есть (ср. Лк. 17:21). Именно так понимается «внимание» в аскетическом опыте Церкви. Но как же можно достичь такого внимания, которое Исихий называет «безмолвием сердечным»? Путь к этой великой цели подробно описан в таких известных всему православному миру книгах, как «Добротолюбие», «Лествица», «Невидимая брань», «Душеполезные поучения», и изложен более понятным для нас языком в творениях великих русских подвижников свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана (Говорова).

http://pravoslavie.ru/121702.html

Верующий всецело вверяет себя Богу, зная Его вечную неизменную любовь ко всему сотворенному (см. Прем. 11:25 ). Человек, веруя в Бога, охотно познает Его волю, принимает ее и живет по ней. Христианин призывается познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ). Спаситель, говоря ученикам: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня— и совершить дело Его ( Ин.4:34 ), тем самым свидетельствует, что цель Его пришествия на землю состоит в том, чтобы совершить дело искупления человечества, дело, предопределенное волею Божиею (Ин.3:16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ). Совершить это величайшее дело и таким образом исполнить волю Божию — вот та пища духовная, которая удовлетворяет потребности Его Духа более, чем пища телесная удовлетворяет потребности тела, так что из-за первой можно позабыть о последней… «Кто решится, кто захочет творить волю Божию, тот по внутреннему чувству и опыту удостоверится, что… под волей Божией разумеется здесь в обширном смысле нравственный закон, данный человеку как во внешнем откровении, так и в совести, по преимуществу, без сомнения, в откровении письменном, ветхозаветном, которое само по себе есть путь ко Христу. Кто хочет творить волю Божию и тем самым совершенствоваться нравственно, того внутренний голос уверит, что учение Христово есть учение Божественное. При таком стремлении к нравственному совершенству открывается душе человека непосредственно все величие учения Евангельского в его непреоборимой силе» ( 47 . Т. 3. С. 161, 260). «Живи как заповедано, — читаем у святителя Феофана (Говорова), — имея в виду одно угождение Богу; и не стой, а все более и более преуспевай в совершенствовании своей жизни по воле Божией» ( 17 . С. 327). Ибо воля Божия есть освящение ваше… (1Фес.4:3.) Воля Божия направлена к тому, чтобы ничего не погубить ( Ин.6:39 ). Значит, если по всеведению Божию общение одного человека с другим будет спасительным для обоих, то воля Божия будет способствовать установлению этого спасительного для них общения, не подавляя, разумеется, при этом проявлений личной воли каждого.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Все творчество В. Н. Крупина приводит читателя к магистральному пушкинскому пути Спасения: «Веленью Божию, о муза, будь послушна». Это путь Жизни вечной, словесный антивирус среди завалов мифологической лжи. Слово – это основа всей нашей жизни. Святитель Василий Великий сформулировал: «Тело питается яствами, а душа – словом». Река времени, в которой мы живем, образуется слиянием речек наших речений. В последние два века на человечество обрушился девятый вал из обилия антиевангельских клеветнических слов, и русский народ вырождается и вымирают, подобно тому, как вымирали люди, отделенные от источника питания в блокадном Ленинг раде. Древний мудрец печалился: «И смешались с иными народами, и навыкли делам их, и принесли в жертву сынов и дочерей своих бесам» (пс. 15, 35). Родниковой чистоты русская речь В.Н. Крупина и других русских писателей продолжает питать порядком обмелевшую и загрязненную реку нашей жизни. Поэт в России больше, чем поэт, В нем должен быть пророческий полет. А, если в нем пророческого нет, То это не поэт, а рифмоплет». Коснемся только некоторых навязанных нам мифов. Миф первый: до революции все в России было хорошо, а потом взбунто-валась чернь и наступило «царство тьмы». Но российская аристократия уже к 1837 году, по слову М. Ю. Лермонтова, стала «жадной толпой, стоящей у трона», палачами «свободы, гения и славы». К началу ХХ века отношение ведущих сословий России к государственной власти и их взаимные отношения вошли в состояние полного разлада, что и привело к падению Царства. Общей болезнью для всех было оскудение веры, порождавшее нежелание служить Богу, Царю и ближнему. Весь народ, и особенно интеллигенция, горячо аплодировали Федору Шаляпину, грозно возвещавшему со сцены: «И на бар и Царя, на попов и господ он отыщет покрепче дубину!» По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского «правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели». Еще в XIX веке ушедший в затвор владыка Феофан (Говоров) предупреждал, что если в России все пойдет таким же образом, то через поколение или два иссякнет наше православие. Член Святейшего Синода протопресвитер Георгий Шавельский отмечал, что главный интерес архиереев издавна состоял в сборе денег с духовенства. Очевидно, что к ХХ веку горячий и животворящий внутренний дух веры и любви перелился в тяжелое великолепие внешних форм, застыл в них, и у Церкви остались силы только на претерпевание мученичества. Все произошло по Писанию: «…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»» (Откр. 3, 15 – 17). Образованные люди страстно хотели «новой жизни», но для лучшей жизни надо реализовывать лучшие родные евангельские слова.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/06/...

Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99. См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма 11, 21. 7. Плоды Духа Священное Писание и творения святоотеческие постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом. Можно было бы без конца приводить слова Писания и Отцов, литургические тексты, подтверждающие это и свидетельствующие о важнейшем, возможно, для человека факте - о том, что человек по богозданной природе своей, по глубине доступных ему переживаний является существом подобным Тому, Кто есть совершенная Любовь, совершенная Радость и Всеблаженство. Господь говорит апостолам: все это " сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15:11); " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна " (Ин. 16:24). И ученики действительно " исполнялись радости и Духа Святого " (Ден. 13:52). Иоанн Богослов обращается к своим духовным детям: " Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему " (1 Ин. 3:1-2). Апостол Павел " любовь, радость, мир " (Гал.5:22) называет в качестве первых плодов Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Женщин в обмороке выносят». Эосфор (греч.) — то же, что Люцифер (дат. «светоносец»), одно из прозваний сатаны; в русской традиции — Денница. Героиня «Русалки» не имеет имени: она — «дочь», «любовница», а не Маша или (как в опере Даргомыжского) Наташа. Имеется в виду диалог «Феаг», который в течение веков приписывался «раннему Платону», но в XIX столетии был объявлен неподлинным. Ныне он считается, по определению А. Ф. Лосева, «сомнительным, но близким к полной не подлинности» (Лоссе А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986. С. 37). Мемуары Е. Д. Францевой публиковались в журнале «Русское Обозрение» в 1890 г. 1–3). В науке они считаются малодостоверными. «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Арбитр изящного (лат ). Выражение «Неизвестному Богу» восходит к эпизоду из «Деяний апостолов», где ап. Павел говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам» ( Деян. 17:22-23 ). Слова «Иисусу Неизвестному» навеяны названием работы Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный» (в 3х тт., Белград, 1932 —1934). «Наука любви» (лат.). Стихотворение «Дружба» (1825). П. Мериме неоднократно — и в статье «Александр Пушкин» (1868), и в разговорах с И. С. Тургеневым, на которые русский писатель ссылался в своей Пушкинской речи 1880 г.,— высказывал мысль о том, что Пушкин был продолжателем эллинских традиций в литературе. Имеется в виду стихотворение «Когда сожмешь ты снова руку» (1818). Начало стихотворения 1816 г. Подразумевается элегия «Я видел смерть; она в молчанье села» (1816). Неточная цитата из «Песни» («Мой друг, хранитель-ангел мой», 1808); у Жуковского: «Любовь мне жизнь…». Послание В.Ф. Раевскому «Ты прав, мой друг,— напрасно я презрел» (1822). «Итак, выпьем» (лат.). Феофан Тамбовский (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815—- 1894), известный более как Феофан Затворник ,— в 1863–1866 гг.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Заострим благочестивое наше внимание на двух пунктах, по Апостолу, не дающих прийти (открыться) человеку беззакония, т. е. антихристу. 1) Ещё не взят от среды «Держай»; 2) не пришло ещё отступление. «Держай» означает: удерживающий отступление. Но что разумеет Апостол под словом «Держай», под удерживающим? И что это за «отступление»? Чьё отступление? От чего или от кого «отступление»? Разве не было отступлений много раз в течение всей истории христианства? Отступление Апостол разумеет от Господа нашего Иисуса Христа, как и апостол Пётр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель, и многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами: суд их давно готов и погибель их не дремлет» ( 2Пет. 2:13 ). Отступление не магометан, не язычников, которым не от кого отступать, ибо они и не принимали христианскую религию; отступление не каких-нибудь сектантов или еретиков имеет в виду апостол Павел; отступление от веры в Бога не одной страны или народности, но, как говорит еп. Феофан Затворник (Говоров), – отступление всемирное. Но каким образом может произойти всемирное отступление? Очевидно – под обольщением сатаны, под лестью бесовской. Итак, «отступление» св. ап. Павел имел в виду не евреев, распявших Христа, не явных атеистов, не признающих Божества, но уверовавших во Христа православных христиан всего мира – всеобщее отступление от Искупителя, которое совершится под действием «обольщения погибающих». Отступление произойдёт по всем странам мира не всех исключительно православных христиан, а только «погибающих», которым Бог попустит «дух обольщения» за то, что они не примут «любы истины», т. е. Искупления для своего спасения. Но как именующие себя православными христианами могут не принять Искупления? А вот тут и воздействует «тайна беззакония», которая в действии от времён Апостола, но совершится, когда «будет взят от среды Держай», т. е. удерживающий отступление.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010