VII - VIII в. В отличие от др. авторов той эпохи (Георгия Синкелла, Феофана Исповедника) Н. создавал произведение в жанре истории, а не хроники. Он использовал маркеры классицизирующего языка (двойственное число, оптатив), элементы ритмизации прозы, при переработке источников хронографического характера опускал даты и повышал стилистический регистр заметок, в к-рых усматривал просторечия. По всей видимости, Н. замыслил «Краткую историю» как продолжение сочинения ранневизантийского историка Феофилакта Симокатты (1-я пол. VII в.), доведшего повествование до казни имп. Маврикия 21 нояб. 602 г. Произведение Н. лишено вступления и начинается со слов «После казни императора Маврикия…». В рукописи X в. Vat. gr. 977 сочинение Феофилакта (Fol. 1-185) непосредственно предшествует сочинению Н. (Fol. 185-209v). В той же последовательности знакомился с этими трудами в сер. IX в. патриарх К-польский Фотий ( Phot. Bibl. 65-66). Помимо Ватиканской рукописи «Краткая история» дошла также в т. н. Лондонской версии в рукописи 1-й пол. X в. Brit. Mus. Add. 19390. Текст Лондонской версии доведен до 713 г., текст Ватиканской - до 769 г., при этом Ватиканская версия в совпадающей части представляет собой стилистическую переработку Лондонской. Две версии отражают 2 стадии авторской работы над текстом. В обеих редакциях отсутствуют сведения о правлении имп. Константа II (641-668), что, возможно, связано с утратой листа рукописи в несохранившемся архетипе «Краткой истории», к к-рому восходят обе дошедшие редакции ( Mango. 1990. P. 14-15). Наиболее убедительная датировка «Краткой истории» принадлежит ее издателю С. Манго. По его мнению, это «творение юношеских лет» Н., относящееся к 80-м гг. VIII в. (Ibid. P. 8-12). Альтернативная гипотеза П. Шпека относит ее создание к 90-м гг. VIII в., а возможно, даже к нач. IX в. ( Speck. 1988). Ту же датировку (между 790 и 797) предлагает У. Тредголд ( Treadgold. 2013. P. 27). Мн. источники «Краткой истории» не сохранились в оригинале, однако их можно реконструировать и датировать, сопоставляя параллельные фрагменты у Н.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

На приверженцев Православия пытался опереться в своем мятеже против Анастасия Виталиан. И вот в новой ситуации, несмотря на то, что в разгроме мятежника решающую роль сыграл в свое время он сам, Юстин теперь, возможно – по совету племянника, решил приблизить Виталиана к себе. Виталиан был назначен на высшую военную должность командующего армией, расквартированной в столице и ее окрестностях, – magister militum praesentalis – и даже удостоен звания консула на 520 год, которое в ту эпоху обыкновенно носили император, члены императорского дома с титулами августов или цезарей и лишь самые высокопоставленные сановники из лиц, не принадлежащих к числу близких родственников автократора. Но уже в январе 520 года Виталиан был убит во дворце. При этом ему было нанесено 16 кинжальных ран. У византийских авторов находим три основных версии относительно организаторов его убийства. По одной из них, он был убит по приказу императора, поскольку тому стало известно, что он «замыслил поднять против него мятеж» . Это версия Иоанна Никиусского, в глазах которого Виталиан был особенно одиозен, потому что, приближенный к императору, он настаивал на том, чтобы монофизитскому патриарху Антиохии Севиру был урезан язык за его «проповеди, полные мудрости и обвинений против императора Льва и его порочной веры» , иначе говоря – против православного диафизитского догмата. Прокопий Кесарийский в «Тайной истории», написанной с неистовством одержимого ненавистью к святому Юстиниану, именно его называет виновником смерти Виталиана: самовластно правивший именем своего дяди, Юстиниан вначале «спешно послал за узурпатором Виталианом, предварительно дав тому ручательство в его безопасности», но «вскоре, заподозрив его в том, что он нанес ему оскорбление, он беспричинно убил его во дворце вместе с его близкими, отнюдь не считая препятствием для этого принесенные им ранее столь страшные клятвы» . Большего доверия заслуживает, однако, версия, изложенная значительно позже, но, вероятно, основанная на не сохранившихся документальных источниках. Так, по словам Феофана Исповедника, писателя рубежа VIII–IX веков, Виталиан был «убит коварным образом теми из византийцев, которые гневались на него за истребление столь многих соотечественников их при восстании его против Анастасия» . Повод подозревать Юстиниана в заговоре против Виталиана могло дать то обстоятельство, что после его убийства он занял должность магистра армии, ставшую вакантной, хотя в действительности у племянника императора, несомненно, имелись более прямые и неукоризненные пути к высшим постам в государстве, так что серьезным аргументом это обстоятельство служить не может.

http://pravoslavie.ru/59910.html

Фотия Константинопольского или св. Максима Исповедника в былое время, или же преп. Серафима, старца Амвросия Оптинского или еп. Феофана Затворника , – в наши дни, как обязательно за-стилизованных под грубость и недисциплинированность, ради охранения своего «смирения» и из боязни потерять свою духовную устремленность. Искажением христианского духа веет от слов Тертуллиана , – уже в то время уклонившегося в свой монтанистический ригоризм, что «Богу важнее чистота души, чем опрятность тела». Непонятно, почему употребление мыла и зубной щетки может уменьшить чистоту нашей души? В чем однако состоит эта внешняя подготовка и к чему должно быть направлено внимание священника, чтобы себя постоянно держать внешне благопристойным? а) В отношении своего внешнего вида. Пастырь должен всегда помнить, что «по одежке встречают». Внешность имеет огромное значение в человеческом общежитии. Она может оттолкнуть от себя какой-нибудь незначительный на первый взгляд мелочью. Человеку свойственно врожденное чувство брезгливости и в силу его он не может себя заставить преодолеть ряд внешних мелочей: опрятности, запаха, слуха и пр. Священник не смеет никогда упускать это из виду. Не обратив внимание на ничтожную, казалось бы, мелочь, он потеряет нечто гораздо более значительное, как умение привлечь к себе требовательного человека. Из сказанного следует, что пастырь должен очень тщательно заботиться о своем внешнем облике, т. е. быть всегда чистым и опрятным, как в отношении одежды, так и тела. Ряса и подрясник должны   быть   подшиты,   чисты   и  аккуратны. Бедность одежды никто священнику в укор не поставит, но неопрятность ее может вызвать оттолкновение окружающих. Даже больше, богатая, шелковая или муаровая ряса может подействовать точно также весьма неблагоприятно и подать повод упрекнуть священника в щегольстве и франтовстве. Но бедная одежда никогда не будет укором пастырю, если он ее носит с достоинством и держит в порядке и опрятности. Обувь должна быть чиста; пусть и старая, но она всегда должна быть зашита и в порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Тот подвиг, о котором всегда рассказывала всем, новопосвящаемым в жизнь Малой Угольки, матушка схимонахиня Феофана, — был даже мало доступен нашему сознанию: подвиг исповедничества. По годам не помню, что когда было. Но рассказ о пребывании в одиночной холодной камере, среди каменных стен — и вода на полу, а посередине камень, на котором отец Иов молился. А сам он об этом говорит, что “дюже хорошо молиться было”. В вышедшей в 2008 г. книге Григория Рачука “Подвижник Руси Карпатской архимандрит Иов (Кундря)” этот подвиг отца Иова описывается подробно, но местные не приняли этой книги и надеются создать другую. Они считают, что образ отца архимандрита не получился. А потом, при нас было столько мирности, молитвенной благодати и любви ко Господу и человеку, что то страшное отодвигалось. А сам ты возвращался в самые счастливые дни своего детства. После молитвы о тебе, высочайшего дара, батюшка хотел тебя всегда как-то ещё пожалеть, а значит покормить. Поэтому я часто слышала от него: “Пойдем, Вера, до хижи, кислого молочка поедите”. Очень хотелось и очень страшно было войти в домик (хи­жу), где живёт святой. Он, этот домик, очень маленький (сейчас, говорят, его сломали), состоял из двух частей. В первой стоял стол и две лавки, во второй ложе, полка с книгами. Иконы простые, местного письма, закарпатского. В первой половине я бывала часто, во второй один раз. Батюшка наливал кислого молочка и садился напротив. Спрашивал про жизнь в большом городе, очень удивлялся на нашу жизнь. Мне было 33, я работала в газете “Московские hobocmu”—“Nouvelles de Moscou”, во французской редакции. Как-то отец Иов спрашивает, курят ли мои сотрудницы. Я говорю — да, все курят. Батюшка без всякого осуждения говорит: “То они огненный потоп возвещают”. Очень для меня было таинственно, но ничего не выясняла. Познала я тогда страх — быть рядом со святым, близко от него. (Потом из духовной литературы узнала, что враг, издеваясь над тобой, может в этот момент подсунуть какой-нибудь неподобающий помысл.) Но я именно боялась, а вдруг я как-то мыслью своей оскверню святое жилище старца, и всегда старалась убежать. Да, убежать от яркого света, потому что лик отца Иова был очень светлым, сиял всегда.

http://pravmir.ru/poezdka-v-zakarpate/

Т. 91. Col. 309–312). Это сочинение представляет собою стенографическую запись публичного диспута Максима Исповедника с Пирром, состоявшегося в Африке в 645 году 1261 . Пирр был видным церковным деятелем того времени, примыкавшим к партии монофелитов (хотя скорее по оппортунистическим, чем по идейным соображениям). После смерти Константинопольского патриарха Сергия он занял его кафедру (638 г.), но затем, вовлеченный в дворцовые интриги и борьбу за власть, вынужден был бежать в Карфаген (641 г.) 1262 . Указанный диспут окончился полной победой Максима Исповедника . Пирр обратился в Православие, был любезно принят папой Феодором, но затем, по словам хрониста Феофана, «как пес возвратился на свою блевотину» (ср. 2Пет. 2,22 ) 1263 , однако вскоре же умер. Выдержка из «Диспута с Пирром» в «Изборнике» по сравнению с «Патрологией» Миня сильно переработана: прямая речь здесь переводится в косвенную, диалог становится монологом. Можно сравнить: Пирр: Так что же? Естественны ли добродетели? Максим: Да, естественны. Пирр: Если же естественны, то почему они не одинаковым образом содержатся во всех единоприродных (существах)? Максим: Они содержатся одинаковым образом во (всех) единоприродных (существах). Пирр: Откуда же в нас такое неравенство? Вся эта беседа заключается в «Изборнике» почти в одном предложении: «Добродетели, которые в нас, суть естественны и содержатся одинаковым образом во всех людях. Неравенство же...» В самом конце первой части добавлена целая фраза, которая хотя и перекликается с текстом в «Патрологии», но очень сильно отличается от него. Окончание статьи (со слов «не бо и с плотию») есть почти целиком в гл. 100 из так называемых «Московских гностических глав», изданных С.Л. Епифановичем 1264 . Согласно мнению этого ученого, данные главы составлены позднейшим компилятором из утерянных ныне сочинений Максима Исповедника 1265 . Г.У. Балтазар не соглашается с подобным мнением и считает «Главы» юношеским произведением Максима 1266 , однако П. Шервуд разделяет точку зрения С.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В «тепличных» условиях мы, по его мнению, развились бы только до интеллектуального и эмоционального уровня, подобного состоянию людей, страдающих болезнями Дауна и Альцгеймера, а также не были бы способны к творчеству с. 77-84]. Похожую мысль высказывает и писатель-ученый Гай Марчи. С его точки зрения, условия, царящие на Земле, превосходно закаляют человеческий дух, они – идеальная «школа души», наилучшая среда для познания и воспитания. Именно с учетом этого Бог, как Творец, предпочел безопасному миру мир контрастный, волнующий и провокационный с. 33-34]. Подход в духе преп. Исаака, конечно, мало согласуется с магистральной линией святоотеческих толкований. Более того, он соборно осужден Церковью. 109-е правило весьма авторитетного Карфагенского собора гласит: «Ежели кто скажет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, [все равно] умер бы телом, то есть вышел бы [душой] из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества, – [таковой] да будет анафема» с. 122]. Избежать подпадания под этот анафематизм можно, если мыслить в русле свв. Мефодия, Ефрема, Василия, Григория, Августина и Феофана. Их подходы к рассматриваемой теме, как мы видели, тоже вполне могут дать ключ к решению поставленной в статье проблемы. Версия же преп. Исаака Сирина может быть уравновешена приведенным выше мнением преп. Максима Исповедника, который тоже рассматривает царящие в падшем мире условия как своеобразное училище для наших душ. Но говорит он об этом в том смысле, что Господь Своим Промыслом обращает к нашему благу даже последствия прародительского греха, используя их в духовно-педагогических целях. Потому и в искаженном нашим падением состоянии творение в своей основе остается «хорошим весьма» . 3. Итог Итак, богословская гипотеза о первозданной нетленности мира и человека не является единственно возможной. А потому и рассматриваемое в статье противоречие между библейско-святоотеческим взглядом и данными современной науки не выглядит неразрешимым.

http://bogoslov.ru/article/6028401

В нач. VIII в. арабы-мусульмане, объединенные халифатом династии Омейядов, после неск. десятилетий успешных завоеваний достигшие пика своего могущества, предприняли новую попытку овладеть К. ( Theoph. Chron. P. 395-398; Niceph. Const. Brev. hist. 54-56). Халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик отправил к К. главные силы арабов во главе со своим братом Масламой. Византийцы знали о планах врага и уже в 715 г. имп. Анастасий II начал подготовку к обороне, укрепляя флот и городские стены. Несмотря на продолжавшуюся в Византии междоусобную борьбу за престол, свержение в 715 г. Анастасия II, а в марте 717 г. и его преемника Феодосия III, К. сумел выступить против мусульман во всеоружии. Оборону возглавил опытный полководец Лев Исавр, провозглашенный императором 25 марта 717 г. Летом араб. армия соединилась с флотом в захваченном Авидосе и переправилась через пролив на европ. берег Геллеспонта. 15 авг. арабы подошли к К. и начали осаду. 3 сент. их корабли во главе с флотоводцем Сулейманом вошли в Боспор и блокировали визант. эскадру в Золотом Роге, к-рый византийцы перекрыли цепью. Однако нек-рые араб. корабли были снесены ветром под самые городские стены и там уничтожены «греческим огнем». Полная морская блокада К. арабам не удалась; византийцы могли выходить на север по проливу в Понт и доставлять в город провизию, хотя и в недостаточных объемах. Осада продолжалась много месяцев, и нехватку снабжения вскоре испытали обе стороны. Зима 717/8 г. оказалась крайне суровой и снежной, и в араб. лагере от голода умирали тысячи людей, лошадей и верблюдов. Весной 718 г. к арабам прибыло многочисленное подкрепление на флотах из Египта и Африки, но большая часть этих сил находилась на азиат. берегу близ Никомидии, а флот опасался приближаться к визант. эскадре, по-прежнему стоявшей под стенами К. Некоторые егип. моряки-христиане начали дезертировать и переходить на сторону Византии. Воспользовавшись деморализованным состоянием араб. флота, византийцы напали на него, разгромили и фактически ликвидировали угрозу нападения на К. с моря. Оставшееся под стенами города араб. войско было ослаблено голодом, лишилось надежной поддержки флота, с большим трудом поддерживало коммуникации с азиатским берегом и уже не могло предпринимать штурм К. Вскоре на арабов напали подошедшие с севера Фракии болгары хана Тервеля, вероятно заключившие союз с византийцами. Потеряв перевес в силах и на суше, остатки войска мусульман ушли от стен К. 15 авг. 718 г., в день Успения Пресв. Богородицы. Часть их кораблей, перевозивших войско, затонула в буре на Пропонтиде; общие потери мусульман измерялись десятками тыс. чел. По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника, из неск. сот кораблей, участвовавших в осаде К., в Сирию вернулось лишь 5. Масштабная экспедиция подорвала финансы халифата, и ее провал стал одной из причин ослабления и последующего прекращения династии Омейядов. Угроза захвата К. арабами была устранена.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

41 Werden – (филос.), образование, возникновение. Im Werden (begriffen) sein – быть в процессе становления; возникать. 42 Кюльпе (Külpe), Освальд (1862–1915) – нем. философ и психолог, один из основоположников критического реализма, проф. в унтах Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель вюрцбургской школы в психологии. Известность К. принесла его теория мышления, не связанного с чувств, образами и определяемого внутр. детерминирующими тенденциями. 43 Дакю (Dacque) Эдгар (1878–1945) – нем. палеонтолог и натурфилософ; с 1920 по 1926 – профессор в Мюнхене. В противоположность идеям Дарвина утверждал, что собственно человек является той целью, к которой приводит образование видов. 45 Исайя авва, Добротолюбие, том I, О хранении ума, гл. 18, с. 461. Ср. Русское изд. Добротолюбие (т. 1–5), М, 1900 (репринт Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1992) (По Позову с. 406). 46 А. Позов цитата приведена без сноски. Вряд ли, эти слова принадлежат Афанасию II Синаиту, патриарху Александрийскому (XIII- XIV). Подобные слова, пишет преп. Максим Исповедник : «Святаго Григория из первого слова о Сыне: «Посему Монада от начала подвившаяся, остановилась на Триаде» и снова его же из второго [слова] о мире: «Ибо Монада, двигаясь по причине богатства, преступила диаду (ибо выше материи и формы, из которых состоят тела), и определилась Триадой по причине совершенства» (Перевод сделан по изданию: La deuxineme lettre a Thomas de S. Maxime Le Confesseur//Byzantion XXXIV (1964) Fasc. 2, p. 429–445. Перевод с древнегреческого иеромонаха Феофана (Арескина). 47 Пинеальная железа – эпифиз (греч. epiphysis – шишка, нарост). Располагается железа в центре головного мозга, в задней части третьего желудочка. В старинных русских медицинских руководствах железа эта называлась «душевной». 59 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, Главы о заповедях и догматах…, гл. 31–32, с. 187. (По Позову с. 203). 66 Плотин, 6-Ennead, I. 7 §§34–40. Плотин (203/4 или 204/5–269/70) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Род. в Никополе (Египет). Философией стал заниматься в Александрии. В Риме в 243/4 начал здесь широкую преподавательскую деятельность. В отличие от Оригена и своего сотоварища по школе Аммония Саккаса, Плотин подверг критике стоич. платонизм и был совершенно непричастен к христианскому богословию. Перед смертью Плотин завещал своему ученику Порфирию проредактировать, привести в порядок и издать записанные самим лекции. Каждый отдел Порфирий разделил на девять частей, вследствие чего каждый отдел получил у него название «Эннеады», т. е. «Девятки», и все шесть отделов тоже получили с тех пор общее название «Эннеады».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Ту же мысль о внутреннем, духовном восприятии Бога и Его познании в душе чрез нравственную чистоту выражает и св. Григорий Нисский : «…He как зрелище какое, кажется мне, пред лице очистившему духовное око предлагается Бог; напротив того, высота сего изречения (шестой Заповеди блаженства.– В. С.), может быть, представляет нам то же, что открытее изложило Слово, другим сказав: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:12 ), чтобы научились мы из сего, что очистивший сердце свое от всякой твари и от страстного расположения в собственной своей лепоте усматривает образ Божия естества» (26:4–13). Душа, «наслаждаясь одним созерцанием Сущаго», устранив «всякое телесное движение, ничем неприкровенною и чистою мыслию в божественном бодрствовании приемлет богоявление…» (27:271, 272), и тогда, по мысли Преосвященного Феофана Затворника , Бог, не имея вида или образа, зрится без образа. Обусловленный нравственной чистотой духовный свет есть «видение Бога», – говорит преп. Антоний. Приводя слова псалма «во свете Твоем узрим свет» ( Пс. 35:10 ), он вопрошает: «Что же это за свет, в котором видит человек свет?» и отвечает: «Это тот свет, о коем упоминает Господь наш Иисус Христос в Евангелии, – т. е. чтобы весь человек был светел и не было в нем ни одной части темной ( Лк. 11:36 )» (11:41). Только «благочестивая душа знает Бога всяческих», а «быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию», а это «значит знать Бога», – говорит тот же св. отец (1:91). Понятие «чистоты сердца», соединенной с ведением Бога, уточняет преп. Симеон: «Блажени», говорит Бог, «чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Чистым же сердцем делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства», при «воздействии и присещении Духа Святаго», – поясняет он далее (5:28). Однако, как гордость является началом греха и, по словам преп. Максима Исповедника , «есть Божественного и человеческого знания лишение» (3:297), так смирение, духовная нищета поставляется как основная добродетель, способствующая, в истинном своем проявлении, устранению страстей, общению с Богом и Его познанию: «Где истинное смирение, – говорит преп. Симеон, – там и глубина смиренномудрия; где смиренномудрие, там и воссияние Святаго Духа; где воссияние Святаго Духа, там обильное излияние света Божия и Бог с премудростию и ведением тайн Его; где это, там Царствие Небесное и сознание царствия, и сокровенные блага боговедения…» (15:35). Ссылаясь на учение отцов, преп. Симеон утверждает, что преспеяние души есть преспеяние ее в смирении. Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости (15:165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

12-е. И сегодня надо взывать непрестанно: даждь, Господи, рабу Твоему непотребному терпение, «ими же веси судьбами, спаси мя недостойнаго»! Читаю на беседе житие св. преподобного Феофана Исповедника; вот образец жизни Божией, чистой, целомудренной, строгой, преданной воле Божией. А мы вс  ё думаем, что и это не погубит, и это не беда: так и не отказываем себе ни в чём, а сластолюбие, чревоугодие многим грехам причина. 18-е. Начало дня проводил за служением: отрадно и легко. А выйдешь из храма, враг уж и напевает тебе свою страшную песню. О, как надо презирать покой телесный и всякое недовольство! Господи, научи рабом Твоим ведать глаголы жизни вечной убедительно, со страхом, со дерзновением, чтобы, как стрелы громовые, слова Твои пронизывали сердца людские. Признаю за истину, что живая беседа в храме Божием приносит больше плода, чем умная проповедь, произнесённая по тетради. Но чтобы вести её, надо побороть всё смущения врага: пустой стыд, робость, мысль о ненаходчивости. Господь даст глагол благовествующему силою многою, многою. 20-е. Пишу в назидание себе и тем, кто, может быть, когда и прочитает сии строки и вспомнит убожество и окаянство моё. Никто кроме Единого Бога не знает моей худобы и скорби; по наружности бываем хороши, а внутри скверны и нечисты, разжигаемые страстями и похотями… Жалуемся, что не имеем усердия в молитве, и не диво, что напиваемся и наедаемся, о небесном житии мало думаем, милости не творим никому, сокрушения о грехах не имеем. При том же и враг более всего ненавидит христианскую молитву. Чтобы молитва наша была приятна и доходна до Бога, должно молиться с напряжённым вниманием, это — трудное дело, а всякого труда ленивый раб бегает. Надоедает и тяготит молитва холодная, а тёплая молитва приятна и себе и Богу. 24-е. Ко мне привели женщину. Она 7 лет страдает беснованием. Как хочется помочь этой несчастной! Одно нужно: решиться молиться с горячей верой, а сердце боится — как да расслабеешь верою во время молитвы и отойдёшь посрамлённым... О, как необходима вера, вера живая! Горе душе, когда она некрепка, неустойчива! А бес своим кричанием уж и свидетельствует о своём пребывании в душе рабов Божиих.

http://bogoslov.ru/article/6174200

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010