Феофан Исповедник также говорит, что Константин V стал императором и царствовал «по попущению Божию» (παραχωρσαντος το Θεοιι) 471 . Однако православная догматика проводит четкую линию между тем, что случается по воле Божией и по Его попущению. Ничто, даже зло, не может произойти без попущения Божия – но именно зло происходит только по попущению, а не по воле Творца, поскольку это необходимо для сохранения принципа свободной воли разумного творения. Поэтому, по крайней мере теоретически, приведенные слова хрониста подразумевают, что, по его мнению, свою власть Константин получил не от Бога, Который не хотел, чтобы он царствовал, но попустил это. Ниже будет видно, что эта идея получила довольно широкое распространение и в некоторых случаях выражена гораздо рельефнее, чем у Феофана, Далее, одна из особенностей Хронографии состоит в том, что в ней политическая нелояльность по отношению к императорам считается законной и похвальной реакцией на ересь, исходящую от этих императоров. В таком духе выдержаны сообщения о выходе пап из-под власти Константинополя (р. 408,21–25), о восстании Косьмы против Льва III (р. 405,14–17) и о мятеже Артавазда против Константина Копронима (р. 414,24–415,12). Как мне представляется, значение этой тенденции, в особенности применительно ко второму периоду иконоборчества, сильно недооценивается в научной литературе. Далее я надеюсь показать, что Феофан был не единственным автором, у которого встречаются такие идеи, – другое дело, что он мог высказывать их свободно, поскольку у него речь идет не только о сравнительно отдаленном прошлом, но и о свергнутой к тому времени династии (Хронография была закончена в 813 г.). Однако то же самое обстоятельство повлияло на общую интенсивность антииконоборческой полемики у хрониста. Поскольку главной мишенью нападок Феофана оказался император Никифор, вопрос об иконах неизбежно отошел на второй план. Совершенно иная картина наблюдается в следующей группе источников, которые необходимо проанализировать, – полемических сочинениях самого патриарха Никифора (как уже говорилось, его «Краткая история» отражает скорее придворную, нежели церковную точку зрения), написанных уже после возобновления ереси в 814–815 гг. Сюда относятся три Antirrhetici, Apologeticus pro sacris imaginibus, Apologeticus Minor и Refutatio et Eversio. Последний памятник опубликован только совсем недавно, хотя издать его намеревались несколько выдающихся ученых, включая Г. Острогорского и П. Александера. Кроме того, сохранилось несколько мелких произведений патриарха – «Двенадцать глав», «Против иконоборцев», «Против Евсевия и Епифанида» и De Magnete 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

977 Продолжатель Феофана пишет: «В северной же части две колонны из настоящего крапчатого камня отделяют его [Тетрасер, расположенный за Сигмой] от Мистирия, который не случайно получил такое наименование. Дело в том, что, подобно звучащей пещере, он возвращает слушающим звук той же силы. Если подойти к стене восточной или, пускай, западной конхи и тихо про себя что-нибудь сказать, то стоящий на противоположной стороне, приложив ухо к стене, может расслышать эти тихо произнесенные слова. Такое чудо там происходит» (Theoph. Cont. III 42). 978 Феодор и его младший брат Феофан, монахи из палестинской Лавры св. Саввы, в 813 г. прибыли в Константинополь, где были вовлечены в борьбу вокруг почитания икон. Как убежденные защитники иконопочитания, братья были отправлены в ссылку Львом V, но вернулись при Михаиле II. При Феофиле они были вновь высланы, а в июле 836 г. вызваны в столицу и, после допроса, подвергнуты наказанию: на их лицах были вырезаны обличительные стихи, сочиненные неким Христодулом. За это исповедники получили прозвание Начертанных (Γραπτο). Феодор, которому было за 60, умер 28 декабря 840 или 841 г.; Феофан пережил Феофила и после восстановления Православия (843) стал митрополитом Никейским; умер 11 октября 845 г. 980 χρυσ τοφα – от лат. tufa. Шлемы римских и византийских полководцев украшались пучками из конского волоса. 981 Перевод по PHK Sl 1 . В TL рассказ передан в существенно отличающейся (и, заметим, с технической точки зрения фантастичной) редакции: «...и, поднявшись на черепичную крышу Великой церкви, выпустил стрелу с веревкой в конного Юстиниана, созданного из бронзы. Когда стрела вонзилась туда, он сам, пройдя по веревке, привел в изумление зрителей и закрепил султан». 985 Продолжатель Феофана (III, 38) описывает этот эпизод несколько иначе: «В один из дней, поняв, что находится при последнем издыхании и умирает, приказал самодержец отрубить ночью голову Феофову и доставить ее ему как горькое и скорбное приношение умирающему. А когда, во исполнение приказа, ее принесли, схватил ее рукой за нос и сказал: «Теперь и ты не Феофов, и я не Феофил " ». Cp. Ps.-Sym. Р. 646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духа“, „печатью Дара Духа Святаго“, придавая творениям его бесконечную цену и смысл неизъяснимый, таинственный. О том, как жить благочестно и по-христиански, праведно, как среди омута современных, самых изощренных искушений и бед, бедствий и падений, соблазнов, грузов и тяжестей своих греховных склонностей и злых привычек и слабостей не впадать в отчаяние и уныние чрезмерное, как пожелать себе и другим спасения и начать дело и делание преуспеяния своего нравственного облика и духовного совершенствования, как самоотверженно отвоевать, бодро, смело, исповеднически, на этом земном, многотрудном пути шаг за шагом доброе и святое, вперед и вперед, все глубже и глубже входить внутрь во святая святых Царства Божия: вот о чем говорят, благовествуют книги Святителя Феофана. Преосвященный аскет, кажется, все решительно объял своим благодатным умозрением и проницательностью просвещенного разума. Ни одна подробность духовной жизни не ускользнула от его зоркого внимания и тщательного, добросовестного исследования. Все он так внятно и понятно объяснил и изъяснил, осветил таким ясным светом душу человеческую во всех ее изгибах, показал ее во всех, самых интимных, неуловимых для обыкновенного человека движениях, что по прочтении, душа, ум и разум, воля и сердце и совесть, молча говорят человеку: “да, это так верно, справедливо, истинно, будь согласен со Святителем и ему единому следуй и спасешься сам и других спасешь”. Строгий, точный до ясновидения, выдержанный, глубокомысленный ум епископа Феофана придает особое, из ряда вон выходящее, провиденциальное значение его книгам. Он ведет незримо и увлекательно за собою человека сразу или последовательно, постепенно, выше и выше, со ступени на ступень горнего восхождения, и в своих требованиях, посылках и предпосылках, мыслительной работы созидательной согласуется с нравственным положением, духовною зрелостью и незрелостью человека в данные минуты воспитательного руководства. Он никого не принуждает, а убеждает советом, увлекает свободою и тем, что не взваливает на плечи такого духовного груза и ига, которого человек неопытный не сможет снести, уразуметь и уяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

τος δ μστιξι πολυειδσι παραδος ξρισεν (ς) μ πειθομνους παντελς μτε τας θωπεαις (ατο) μτε τας πειλας το λιτηρου Θεοφλου. Georg. Mon. Chronicon breve (lib. 1-6), PG 110, 1133:22-30. Написана между 15 марта (перенесение мощей свт. Никифора) и 11 июня (кончина свт. Мефодия) в 847 г. В Клиторологии Филофея. Повесть о прощении Феофила. Цит. по: Афиногенов 2004. С. 107. Повесть о прощении Феофила. Там же. Об этом сказано в Похвальном слове Феофану исповеднику, сохранившемся только на слав. языке. Ср. соотв. рус. пер.: " Верующий же пусть надеется, если он будет просить прощения за грехи, то Тот, Кто раньше изгладил даже запечатанный пергамен ночью, явно услышит и его " . Цит. по: Афиногенов 2004. С. 77. Афиногенов 2004. С. 111. Продолжатель Феофана 6, 10-12 Согласно Генесию. См.: Genes. Regum lib. 4,3:29-41 (ed. A. Lesmüller-Werner, J. Thurn, TLG 3040/1). В начале жития указывается: " В неделю православия житие с похвалой блаженной и святой царицы Феодоры, владыка, благослови " (A. Markopoulos. " Βος τς ατοκρτειρας Θεοδρας [BHG 1731] " , Symmeikta 5. 1983. P. 257). Житие Феодоры (Markopoulos 1983. P. 266). PG 99, 1768-1780. В докт. диссертации " Синодик православия: историко-догматический анализ " . Об иконоборчестве см. строки 1-179, 752-769 (Gouillard 1967. P. 45-57, 93). Mich. Cerul. Homilia dicta in prima dominica quadragessimae festo restitutionis imaginum, PG 120, 725D. Mich. Cerul. Homilia, PG 120, 728B. Т.е. Феофана Сигрианского, автора " Хронографии " . Рус. пер. по: Mich. Cerul. Homilia, PG 120, 724-736. Io. Scyl. Synopsis historiarum 9,7:3-13 (Жизнь Константина) (ed. J. Thurn, TLG 3063/1). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНГАНЕ [Греч. Αθγγανοι], малоазийская секта IX в., данные о к-рой содержатся в «Хронографии» Феофана Исповедника, а также в анонимной хронике Продолжателя Феофана и в Житии Патриарха Никифора, написанном Игнатием диаконом. Визант. авторы помещали А. во Фригии и связывали их появление с влиянием на местных христиан иудаизма, а также ереси павликиан . А. практиковали иудейские обычаи и обряды, кроме обрезания, к-рое они заменяли св. Крещением. После посвящения член секты получал в наставники некрещеного иудея (иудейку). По нек-рым данным, А. занимались магией и гаданиями. Под их влиянием находились даже императоры Никифор I (802-811) и Михаил II (820-829); в то же время имп. Михаил I (811-813) издал указ об изгнании А. из К-поля вместе с павликианами (812) и о применении против них смертной казни ( Theoph. Chonogr. P. 495, 497; RegPatr. N 383, 384). Известен «Чин принятия афинган», переведенный на церковнослав. язык в составе визант. Номоканона XIV титулов . До недавнего времени А. считались одной из иудео-христ. сект VIII-IX вв. (Ж. Гуйяр, П. Кроун, Ж. Дагрон, Х. Сигнес Кодоньер). Однако в работах П. Шпека и Р. Гильзенбаха они рассматриваются как крещеные цыгане, сохранившие свои странные для византийцев обычаи (в частности продолжавшие активно заниматься гаданиями). Именно благодаря замкнутости и своеобразию этой этнической группы византийцы (а вслед за ними и совр. ученые) воспринимали А. как особую религ. секту. Но название «А.» (в вольном переводе с греч. оно звучит как «неприкасаемые») не содержит в себе религ. мотивировки и, скорее всего, представляет грецизированную форму этнонима Ατσγγανοι - «цыгане». Лит.: Rochow I. Die Häresie der Athinganer im 8. und 9. Jahrhundert und die Frage ihres Fortlebens//Studien zum 8. und 9. Jahrhundert in Byzanz/Hrsg. v. H. Köpstein, F. Winkelmann. B., 1983. S. 163-168; Чин принятия афинган// Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований/Подгот. к изд. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. Т. 2. С. 130-133; Gilsenbach R. Weltchronik der Zigeuner, I.: Von den Anfängen bis 1599. Fr./M., 1994. S. 263; Signes Codo ñ er J. El período del segundo iconoclasmo en Theophanes Continuatus, análysis y comentario de los tres primeros libros de la crónica. Amst., 1995. (Classical and Byzantine Monographs; 33); Speck P. Waren die Athinganoi eine christliche Sekte?//XVIII международный конгресс византинистов: Резюме сообщений. М., 1991. Т. 2. С. 1100; idem. Die vermeintliche Häresie der Athinganoi//JÖB. 1997. Bd. 47. S. 37-50. К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77084.html

Высокую оценку первому научному труду будущего учёного-архиерея дал профессор Ф.Г. Елеонский . В своём отзыве он писал: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае, этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета академии» с. 14]. Совет прислушался к мнению заслуженного профессора, и кандидат богословия Василий Быстров был оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории с. 14] с правом переработать кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию. В 1898 году Василий Быстров был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он рукополагается в сан иеродиакона и иеромонаха.В 1901 году иеромонах Феофан был возведён в сан архимандрита и назначен исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Свою магистерскую работу архимандрит Феофан написал и издал в 1905 г. После выхода в свет диссертации, он был возведён в звание экстраординарного профессора и утверждён в должности инспектора академии. Интересная история связана с изданием диссертации с. 1]. Не желая славы, будущий архиепископ, после появления книги в продаже объездил книжные магазины и постарался скупить все экземпляры, которые потом сжёг . К счастью тираж не был полностью уничтожен, многие экземпляры сохранились, и книга даже было переиздана в 2004 г . После прочтения книги можно составить представление как работал архиепископ Феофан. Ему необходимо было внимательно прочитать всю Библию, чтобы не пропустить ни одного места, так или иначе относящегося к выбранной теме. Эти отрывки он должен был исследовать, сравнив древние тексты и прочитать все доступные комментарии. Вся эта работа не видна для читателя. Часто она оставляет след только в виде нескольких цифр, указывающих главу и стих той или другой библейской книги. Так же архиепископу Феофану, чтобы написать книгу, необходимо было изучить еврейский язык Священного Писания , греческий и латинский языки экзегетической литературы святоотеческого периода, новые языки – немецкий, английский и французский. Как видно из содержания книги, ему пришлось познакомиться и с языками других семитских народов. Кроме того, необходимо было тщательно исследовать некоторые дополнительные вопросы, соприкасавшиеся с его темой, – вопросы филологического и исторического характера. Результаты этой работы видны только самому внимательному читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Максиме Исповеднике . Так мы и цитовали его в своей работе: „Преп. Максим Исповедник и византийское богословие, Киев 1915“, представляющей оттиски, из введения во II т. нашего сочинения о МИ (=II, стр. 20–156). Случайности военного времени прервали печатание нашего сочинения, а необычайное вздорожание типографского труда в настоящее время сделали его (при больших размерах сочинения) невозможным. Теперь, чтобы спасти напечатанное в 1913–1915 г. от возможного конечного уничтожения, мы решаемся выпустить отпечатанную часть Приложений особой книжкой и под особым заглавием, надеясь все же при более благоприятных условиях довести свое дело до конца. Настоящее издание представляет собою дополнение к Миню (Migne, PG., t. 90 и 91). В нем помещены только греческие оригинальные тексты, в порядке, приспособительном к изданию Миня; (resp. Комбефи). Текст их, как и у Миня , рецензирован применительно к общепринятой орфографии, с указанием чтений рукописи в вариантах (см. стр. 1, пр. 1). Наше издание, как и издание Миня, не критическое. Для филологических целей оно не годится. Может оно удовлетворять лишь скромным требованиям богословского пользования, давая возможность ознакомиться с содержанием неизданных творений МИ. Издаваемые тексты по историко-литературной стороне и по существу своего содержания нуждаются лишь в кратких замечаниях. „Житие A“ (по обозначению проф. М.Д. Муретова , издавшего его в разбивку в Твор. МИ, т. I, 1916, стр. 15–17 н д.–168) есть древнейшее пространное житие МИ. Оно зависит от Феофана (а не Феофан от него, как думает проф. Муретов; Феофан, an. 612 " зависит от III слова об образе Божием Анастасия Син. и Libellus synodicus, с. 121. 124–133, изд. Fabricius, Bibliotheca graeca, t. XI, 243–245), от Compendium Vindob. (cp. стр. 231–37 и 216_14; 48–18 к 2116_18; 59–62 и 2118_19; 104_6 и 2231–32) и от „Истории краткой“ (cp. 14–8 и 1016–19; 424–25 и 1113–16; 1531; 813–33 и 1026, 111). Πο времени написания оно стоит после Феофана (ок. 813 г.), но раньше груз. Жития, составленного ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Хондзинский П.В., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистическиех концепций в русском богословии//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2017. – Вып. 70. – С. 24. Например, по словам С.С. Хоружего, «...путь Обожения требует не растворения и утраты, но усиления и расширения индивидуального самосознания, конкретно-личной идентичности человека…» (Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии//Вопросы философии. – 1995. – 9. – С. 82). Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности//Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд-во АСТ, 2006. – С. 654. Хондзинский П.В., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистическиех концепций в русском богословии//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2017. – Вып. 70. – С. 20. Если мы рассматриваем личность как совокупность высших свойств человеческой существа (разума, духа), то сталкиваемся с проблемами в области христологии. Ведь Христос принял в свою ипостась всю полноту человеческой природы, и если бы ипостась-личность сводилась бы к природным качествам, то он неизбежно должен был принять и человеческую ипостась, но, как известно, учение о двух ипостасях во Христе является несторианской ересью. См., напр.: Малков П.Ю. Ипостась: личность или индивидуум? (К вопросу о присутствии в святоотеческом наследии смысловых аналогов понятия «личность»)//Он же. По образу Слова: Сб. ст. – М., 2007. URL: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=3691.0 . «Перед человеком была поставлена задача объединить пять великих разделений в природе ( нетварное и тварное, умопостигаемое и чувственное, небеса и земля, рай и мир (за пределами рая), мужское и женское) посредством правильного использования естественных способностей. Начиная с его собственного разделения на мужское и женское, человек должен был через бесстрастие, в Божественном целомудрии отринуть свою природу и стать просто " обнаженным человеком " ; затем, проходя через другие противоположности, в конце концов он мог бы объединить нетварное естество с тварным, по дару благодати являя их как единое. Однако первый человек оказался не в состоянии не только сохранить соединение имеющихся основ, но даже отпал от приближения к своему прототипу , пошел по пути, ведущему к дальнейшему разделению и почти пришел к небытию» (Панайотис К. Христу. Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека. URL: ).

http://bogoslov.ru/article/5608044

Филофея Коккина (ок. 1300 – 1378), более того, вскоре после Константинопольского поместного собора весны 1368 г., на котором была осуждена протомистская ересь Прохора Кидониса (но не сам Аквинат, как аргументирует, в частности, Х. Триандафилопулос ) и, что главное, был канонизирован св. Григорий Палама. Как показано И. Полемисом, Н. Расселом и другими учеными, именно ересь братьев Прохора и Димитрия Кидонисов и явилась, в первую очередь, тем идейным фоном, который послужил основой для написания Пяти слов.Представляя собой центральное произведение Феофана Никейского, этот памятник отличается богатством логической аргументации, апелляцией к золотым вершинам святоотеческого Предания (особенно к творениям св. Максима Исповедника – см. в комментариях), многосторонностью затрагиваемых в нем вопросов философской антропологии и аскетики, сотериологии и сопутствующих догматических и философских проблем. Предлагаем вниманию читателя перевод Первого из Пяти слов, выполненный по критическому изданию Г. С. Захаропулоса. Перевод выполнен Д. И. Макаровым в 2003 – 2004 гг., отредактирован Д. А. Черноглазовым и Г. И. Беневичем в 2014 г. и еще раз сверен переводчиком. Переводчики и редакторы хотели бы поблагодарить Д. А. Поспелова, который стоял у истоков данного проекта.          Д. И. Макаров, Д. А. Черноглазов, Г. И. Беневич   Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском свете     Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего Света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем-то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же речь пойдет о Божественном причастиии божественном приобщении .   1. Разрешение какого бы то ни было вопроса бывает часто затруднительным и трудносхватываемым , ибо познавательная сила души, затмеваемая неведением, словно неким облаком (νφος) или завесой (προκλυμμα) , едва ли позволяющим без труда найти путь к истине, беспорядочно блуждает, словно слепец – до тех пор, пока ей не случится либо встретить какого-нибудь поводыря , который смог бы без труда доставить ее к искомому, либо, продвигаясь будто бы наощупь во многом поту и трудах, [самой] обрести истину посредством тех или иных  логических приемов .Когда же искомые вещи являются чем-то превышеестественным, так что превосходят всякое слово и разумение, то, соответственно, и постижение оных в любом случае будет сопряжено с определенными трудностями (а в какой мере – никто не в силах и предположить).

http://bogoslov.ru/article/3995754

Именно в церковности общества, родителей, детей, всей современной ему действительности он полагал решение всех проблем становления человека как личности, и… рассуждая о первобытном состоянии человека, святитель раскрывал систему христианской антропологии, говорил о состоянии человека после грехопадения и подробно излагал практику православной аскезы… Ревность к нравственному исправлению пасомых у святителя Феофана была велика. Его пламенные проповеди никого не оставляли равнодушными. Ещё в начале служения на владимирской земле в слове «В неделю по Рождестве Христове» 29 декабря 1963 г. святитель заметил: «Дошло до моего слуха, будто вы считаете мои поучения очень строгими и полагаете, что ныне думать так нельзя, жить так нельзя, а стало и учить так нельзя. Времена не те!!! – Как я порадовался, услышав это! Значит, вы внимательно слушаете, что говорю, и не только слушаете, но готовы бы исполнять то». Далее святитель развивает своё «оправдание». «При всем том с суждением вашим согласиться никак не могу и считаю своим долгом оговорить его и поправить», – говорит архипастырь и доказывает, что «строгость» принадлежит не ему, а христианству, которое «должно пребыть вечно, не неизменно, нисколько не состоя под зависимостью и управлением духа века, а напротив само будучи назначено управлять или властвовать над ним во всех, покоряющихся его водительству… Например, в слове «На новый год (1864 й)» он поднимает одну из самых важных тем, актуальных и до настоящего времени. «Все нынешнее западное образование во всех его видах есть итог того движения, которому толчок дало возрождение, – говорит архипастырь. – Оно есть плод сего последнего. Почему и есть и в духе, и в теле, – и в главном, и в частях все пропитано языческими началами, враждебными христианству. Всякой, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится, больше или меньше, враг Христу. Так об этом свидетельствует опыт. До Запада нам какое бы дело. Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных начал христианских и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы, если б не были в необходимости войти с ним в сношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010