Византийская агиография и гимнография IX столетия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Византийская агиография IX век был эпохой расцвета агиографического жанра. Мученические и исповеднические подвиги страдальцев за почитание икон стали темой житий и мартирий, написанных после преодоления иконоборческой ереси. Стефан, который, возможно, служил диаконом в храме Святой Софии, исполняя также должность нотария и рефендария, и участвовал в деяниях VII Вселенского Собора, составил, по его же словам, через 42 года после казни соименного ему святого Стефана Нового (следовательно, около 810 г.) его житие с подробным описанием мученического подвига защитника икон, казненного по приказу императора Константина Копронима. Житие Стефана Нового послужило образцом для позднейших агиографических произведений Это житие послужило образцом для позднейших агиографических произведений о святых, пострадавших от гонителей икон: в 820-е годы монахом Феостириктом было написано житие Никиты Мидикийского – исповедника, пострадавшего при возобновлении гонений на иконопочитателей. В те же годы было составлено анонимное житие святителя Иоанна Готского, родившегося в Тавриде, ставшей в VIII столетии прибежищем для монахов, гонимых за почитание икон, там же хиротонисанного во епископа и подвизавшегося в противостоянии иконоборцам. В этом ряду стоят и жития патриархов Константинопольских Никифора Исповедника и Мефодия, знаменитых духовных писателей: преподобного Феодора Студита, преподобных Феодора и Феофана Начертанных, а также знаменитого историографа Феофана Исповедника. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый В IX веке написаны были и жития угодников не из числа мучеников и исповедников. Высокими литературными качествами и незаурядным своеобразием отличается написанное монахом Никитой житие его деда и восприемника святого праведного Филарета Милостивого, внучка которого по имени Мария стала супругой императора Константина VI, несчастного сына святой Ирины.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХИАНСКАЯ СХИЗМА [От греч. μοιχεα - прелюбодеяние], церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями. Первая фаза (795-797) В 795 г. имп. Константин VI развелся с женой Марией из Амнии, внучкой св. Филарета Милостивого, и насильно заточил ее в мон-рь (Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 469) употребил глаголы «заставил» и «убедил» уйти в мон-рь), затем женился на ее кувикуларии (фрейлине) Феодоте. Согласно тенденциозному сообщению Феофана Исповедника, к разводу императора склоняла его мать св. имп. Ирина , желая дискредитировать сына, хотя именно она в 788 г. выбрала ему невесту. Константин утверждал, что Мария пыталась его отравить. Патриарх К-польский свт. Тарасий противился разводу, беспрецедентному в христианской империи, однако в конце концов уступил и позволил Иосифу (PMBZ, N 3447), иконому Св. Софии и игумену Кафарского мон-ря (τν Καθαρν) в Вифинии, обвенчать Константина с Феодотой. Поздние источники сообщают, что император угрожал Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de sanctis patriarchis. Col. 1852D) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 26), однако все эти утверждения преследуют цель оправдать поведение патриарха в «михианском» деле. Игум. Саккудийского мон-ря прп. Платон и его племянник прп. Феодор Студит, бывшие в родстве с Феодотой, протестовали против «прелюбодейного брака» и разорвали общение со свт. Тарасием. Их поддержала и императрица Ирина, которая оказывала поддержку всем противникам своего сына ( Theoph. Chron. P. 471). После неудачных попыток склонить преподобных Платона и Феодора к примирению, в 797 г. император велел подвергнуть их бичеванию и сослать в Фессалонику. В авг. того же года Константина VI свергли и ослепили, ссыльные и заключенные по делу о его разводе были освобождены. Преподобные Платон и Феодор примирились с патриархом Тарасием, к-рый запретил иконома Иосифа в служении (в научной лит-ре иногда говорится о лишении сана, но источниками этот факт не подтверждается). Вторая фаза (806-811)

http://pravenc.ru/text/2563840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕСТ Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Греч. Μδεστος] († 18.12. 630/1), свт. (пам. 18 дек.), патриарх Иерусалимский (не ранее 21 марта 630). Сведения о деятельности М. в период персид. оккупации Палестины (614-630) сохранились в неск. визант. источниках нач. IX в. («Краткая история» свт. Никифора I , патриарха К-польского, «Хронография» прп. Феофана Исповедника ) и в сочинениях современника М. Антиоха Стратигия , насельника лавры прп. Саввы Освященного: в послании к мон. Евстафию, а также в «Повествовании о взятии Иерусалима персами», сохранившемся в груз. переводе. Еще одним греч. источником является Похвальное слово прмч. Анастасию Персиянину (BHG, N 86), авторство которого приписывалось Георгию Писиде († между 631 и 634) или свт. Софронию I , патриарху Иерусалимскому († 638). Кроме того, важными источниками сведений являются армянские («История императора Ираклия» еп. Себеоса (VII в.), «История рода Арцруни» Товмы Арцруни (IX-X вв.)) и арабские («Хроника» Евтихия († 940), патриарха Александрийского) исторические сочинения. К моменту персид. вторжения в Палестину М. был настоятелем киновии св. Феодосия в Иудейской пустыне. Как свидетельствует мон. Антиох Стратигий, в результате разрушения персами лавры прп. Саввы Освященного было убито 44 насельника. М. захоронил их и вновь собрал скрывавшуюся в пустыне братию. После взятия Иерусалима персид. военачальником Шахрбаразом (май 614) и пленения патриарха свт. Захарии М. стал «блюстителем Апостольского престола» (φλαξ το αποστολικο θρνου - Vita sancti Anastasii//PG. 92. Col. 1688) и восстановил многие церкви Иерусалима, разграбленные персами при участии местных иудеев (Epistula Antiochi monachi//PG. 89. Col. 1425-1428). В частности, в 615 г. под рук. М. были восстановлены мартирий и ротонда Воскресения Христова (см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). М. также заново отстроил храм Вознесения Господня на Елеонской горе . По всей видимости, это стало возможным уже после 622 г., когда на фоне первых военных успехов имп. Ираклия (610-641) в ходе большого Восточного похода (622-628) шаханшах Хосров II (590-628) был вынужден перейти к политике относительной терпимости в отношении правосл. Церкви ( Sauget. 1967). На деятельность по восстановлению церквей, а также для широкой благотворительности, адресованной палестинским христианам, М. получал средства от свт. Иоанна V (III) Милостивого , патриарха Александрийского (610-619/20), а позднее и от имп. Ираклия, к-рый передавал на нужды Иерусалимской Церкви налоги, собираемые с Дамаска.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Во-вторых, важнейшим делом епископа должна стать неустанная забота о созидании крепкой в вере христианской общины, в которой бы царили благочестие и чуткое отношение к ближнему. На приходах следует организовать центры помощи нуждающимся и обездоленным, где страждущие не только могли бы получить столь необходимые пропитание, одежду и временный кров, но и имели бы возможность услышать слово о Христе — слово утешения, ободрения и поддержки. Именно так, научая свою паству милосердию и состраданию, ты поможешь ей подниматься по лестнице богопознания и духовного совершенствования, ибо, по выражению великого таинника Господня апостола Иоанна, всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Пусть примером такой жертвенной любви станет для тебя подвиг преподобного Феофана Милостивого, чью память сегодня творит Православная Церковь. Особое внимание уделяй воспитанию подрастающего поколения, которому вскоре предстоит нести ответственность за будущее нашей Церкви, страны и народа. Работа с юношеством не должна ограничиваться лишь стенами воскресных школ и приходских кружков, но должна простираться на различные просветительские программы, участие в которых помогало бы молодым людям лучше разобраться в себе, правильно расставить ценностные приоритеты, способствовало бы нравственному возрастанию наших современников. Важно, чтобы в реализации подобных проектов были заинтересованы также государство и социальные институты. Плодотворно взаимодействуя с власть предержащими и выстраивая конструктивный диалог с гражданскими организациями, памятуй о том, что лишь совместными усилиями Церкви, светского руководства и всего российского общества станет возможным подлинное духовное преображение нашего Отечества. Магадан, город, где находится твоя епископская кафедра, — центр Колымского края, русской голгофы, где в годы репрессий пострадало множество людей, в том числе и тех, кто был верен Христу даже до смерти (ср.: Откр. 12, 11). Подвиг новомучеников и исповедников — это духовный потенциал огромной силы, который может поддержать и обогатить религиозную жизнь наших современников. Помни об этом в своей миссионерской и просветительской работе и трудись, не жалея живота своего, дабы к лучшему менялась жизнь твоей паствы, чтобы она возрастала духовно и количеством, чтобы богатство и красота природы Колымского края привлекали к себе наших соотечественников, способных приумножить силу и славу России.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_ioann_h...

Еще три тамбовских монастыря возникли из общин, состоявших из престарелых дев, вдов и женщин, желавших вести монашеский образ жизни. Один из них – Темниковский женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Он обрел статус монастыря в 1859 году, то есть в год приезда святителя [xvii] . Епископ Феофан отметил в своей проповеди, что первейшая обязанность каждой монахини – это посещение всех положенных по уставу служб, так как иной способ поведения для нее противоестественен [xviii] . В городе Кадом был расположен Милостиво-Богородицкий монастырь. С 1797 года на этом месте существовала богадельня, в 1849 году переименованная в общину, а в 1868 году получившая статус монастыря [xix] . В 1860 году, во время визита епископа Феофана, это была развивающаяся монашеская община, которая особенно остро нуждалась в архипастырском наставлении. Святитель призывал насельниц к усердной молитве: «Итак, раздражайте в себе молитву. Дело сие просто: как обыкновенный огонь поддерживаете вы, подкладывая дрова; так ухитряйтесь поддерживать и молитвенный огонь в сердце, одно за другим влагая в нее разные духовные помышления, кои составят духовное топливо» [xx] . Он дал рекомендации монашествующим по должному совершению молитвы: «Телу – стояние, поклоны, молитвословие; духу – внимание, чувство, отрешение от всего и устремление к Богу. Поутрудите себя в стоянии, бдении, поклонах и получите огнь молитвы» [xxi] . Характерной чертой наставлений святителя, обращенных к монахиням, было то, что он их не только поучал, но по-отечески вдохновлял. Кадомских сестер он утешал так: «Много болезней, много и наград. Тот, Кому обручены вы, видит ваши подвиги, радуется им и обрадывает сердце ваше. Чем больше скорбей, тем более утешений» [xxii] . В 1861 году святитель посетил Усманский Софийский женский монастырь, который был открыт недалеко от города Усмани в 1817 году благодаря усилиям помещицы Надежды Георгиевны Федоровой [xxiii] . После богослужения Затворник напомнил монахиням об их обетах и о том, что Господь будет судить их не за то, какие обеты они дали, а как их исполнили. «Читайте Четью-Минею и собирайте в память, как неутомимо трудились Святые Божии, мужи и жены, не жалея ни сил, ни даже живота» [xxiv] . Он советовал насельницам обители помогать друг другу: «А между вами разве нет ревностных, так ревностных, чтоб их ревность была более заметна среди всех? Но и без того одна другую подгоняйте, советами и примерами» [xxv] .

http://bogoslov.ru/article/5583955

Иван III согласился даже принять на себя имя ктитора этой обители, вследствие чего в ней устроена была ктиторская чаша его имени, из которой, по существовавшему обычаю, пила за трапезой вся братия за его здоровье, пока он был жив, а потом на память ему, когда он скончался. Около того же времени приходил в Россию и из другого афонского монастыря по имени Ксиропотамона от лица игумена и всей братии старец Герасим просить милостыни «на прокормление и на подможение» той честной обители, ограбленной турками. Великий князь наделил и этого старца и отпустил в Святую гору, но на пути он был ограблен и взят в плен татарами, потом продан в Астрахань, из Астрахани – в Казань, откуда выкупили его русские и привезли в Москву. Здесь митрополит Симон (1495–1505) принял в нем живое участие и написал окружное послание, в котором, изложив все случившееся с этим старцем, призывал сынов России подавать старцу милостыню как на содержание его обители, так и на уплату тем, которые выкупили его из плена. Присылал, хотя неизвестно в каком году, и Белградский митрополит из Сербии двух старцев, Анастасия и Иоанникия, с просьбою о милостыни, и Иван Васильевич не только принял их милостиво и одарил, но еще пожаловал им от себя грамоту, чтобы и впредь, когда захочет, Сербский митрополит мог присылать с нею в Россию за сбором милостыни. В княжение Василия Ивановича эти же самые старцы действительно еще два раза приходили в Россию, сперва от митрополита Григория, потом (в 1509 г.) от преемника его Феофана. Рассказав новому государю, что сделал для них его отец, они просили Василия Ивановича, чтобы и он оказал милость белградской митрополичьей обители, принял на себя звание ее ктитора и выдал им новую грамоту на проезд в Россию, о чем говорилось также и в грамотах Сербского митрополита и сербского деспота Иоанна, которые они представили нашему великому князю. С этими старцами в 1509 г. прибыли из Сербии еще два старца: Евгений – от вдовы сербского деспота Стефана инокини Ангелины, просившей пособия на построение новой церкви и Иоанникий – от Преображенского Сысоева монастыря в Кучайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец Господь, обращая речь к апостолам, показал, что терпеть поношения особенно свойственно учителям: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради, – пронесут имя ваше, яко зло Сына Человеческого ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, еже (беша) прежде вас». Не всякий поносимый достигает этой высокой степени блаженства, но «только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно» (Блаж. Феофилакт. Благовестн. ч. 1, стр. 96). Это злословие, переносимое за Христа в смирении духа, приобретает подвижнику великую награду на небесах, – «сугубое возмездие, и одно увенчивает его за самое дело, а другое – за клевету» (Преп. Нил Синайский . Твор. св. отц. М. 1858 г. т. 31, стр. 107). В противоположность этим блаженствам, принадлежащим истинным ученикам Евангелия, Господь возвестил горе людям горделивым и тщеславным, поставляющим богатство и чувственные удовольствия исключительным предметом своих желаний, целью всей своей деятельности: «Горе вам, богатым: яко отстоите утешения вашего. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете. Горе, егда добре рекут вам вси человецы». 84 (Сост. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове...» прот. П. Матвеевского , Спб. 1890 г., стр. 325–329). 2. Райское сердце В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце ( Мф.5:1–12 ). В настроение его входят смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь Рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь Рай, в который готовым вступишь по смерти, как предначертанный наследник. (Из кн. «Мысли на каждый день года» епископа Феофана, стр. 87–88). 84 Внутренняя связь девяти изречений о блаженстве. Все добродетели, указанные в этих изречениях, по существу своему находятся в самой тесной связи, так что одна добродетель без другой не могут проявляться и составить цельной, добродетельной жизни, потому что общим их основанием служит любовь к Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Удивительным образом, когда мы попадаем на информационную удочку, наживка сама превращается в акулу и проглатывает нас целиком. К сожалению, в ее утробе находиться совсем не так уныло, как Ионе, поэтому мы не сразу вспоминаем о молитве и Боге. Только когда все наши жизненные соки утекут в информационный вакуум, в набитой знаниями голове, как это ни парадоксально, станет пусто, в сердце – уныло и тяжело, тогда мы наконец вспоминаем, что и молитвы все пропустили, и важные дела не сделали, и в общем-то и не приобрели ничего. Наверное, сейчас в голове одного современного человека вмещается столько знаний, сколько не было у многих древних цивилизаций. И в то же время одно праведное сердце древнего Филарета Милостивого вмещало в себя столько любви, сколько сейчас не наскребется и в сердцах многих тысяч наших современников. Пост – время размышлений. Мысли тянутся, как караваны верблюдов. Если быть бдительным, можно среди грузов найти драгоценности. Если быть нерадивым и спать, как лев преподобного Герасима, – глядишь, и последнего осла уведут. Постараемся поступать по заповеди святителя Феофана и бдеть молитвой в глубине сердечной. Середина поста уже пройдена. Мы ограничили себя во всем. Око, которое не может насытиться зрением (см.: Еккл. 1: 8), дает пищу для беспокойного мятущегося ума. Пора стеснить и их. А чтобы они не вопили от голода, дать им пищу, подходящую для покаянного времени: чтение Евангелия и Псалтири. Бери, душа, ешь и пей! Находи в этом усладу, вкус и радость. Ибо истинно говорю тебе: иной пищи ты не получишь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1370 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Нина 17 апреля 2021, 01:28 В отличие от многих комментаторов у меня такая проблема есть. В прошлом году решила Великим постом отказаться от одного вредного сайта, в котором провела почти год. И у меня получилось. В этом году попробовала отказаться вообще от интернета и месенджеров, не получилось. Спасибо за статью автору. Буду перечитывать Катерина 10 апреля 2021, 16:22

http://pravoslavie.ru/138489.html

Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. В церквах хранились: 2 напрестольных Евангелия (1627, 1644; 2-е было выполнено «на полуалександрийской бумаге, обложено рытым бархатом, лицевая дека» имела серебряный с позолотой чеканный оклад, украшенный «по местам разноцветными камнями, в наугольниках изображены евангелисты без символов, в средине Распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, у досок литые застежки» (передано церкви как дар кн. Ромодановского Меньшого «по деде своем» кн. Григории (в схиме Геннадий)), Евангелие 1669 г., серебряный позолоченный потир (дар кн. Ромодановского Мельшого 1663 г.), 2 больших серебряных кадила, серебряное с позолотой блюдо с гербом кн. Ромодановского, 2 серебряные ложки, на одной из которых вырезано: «Johan Rodde an 1689». В ризнице хранились Требник (1646) митр. Киевского св. Петра (Могилы), Синодик «в бумажном переплете, от заглавного листа 53 гравюры с бордюрами, изображающими Евангельские притчи и св. отец Церкви». В трапезной Богоявленского собора у зап. дверей находилось 15 каменных надгробий князей и княгинь Ромодановских (Там же. С. 357-358). 14 окт. 1864 г. по благословению свт. Владимирского и Суздальского Феофана Затворника (Говорова) при Богоявленской ц. было открыто Богоявленское церковное правосл. братство. В 60-х гг. XIX в. на средства вязниковского купца и промышленника, уроженца Мстёры О. О. Сенькова в Иоанновском храме был сделан чугунный пол, а также мастерами из Палеха под рук. В. А. Салабанова выполнена настенная роспись. В 1867 г. по проекту владимирского епархиального архит. Н. А. Артлебена на средства Сенькова вместо шатровой колокольни бывш. Иоанновского монастыря была построена каменная. В Иоанновском храме (1809) почитались иконы святителей Иоанна Милостивого («древняго письма», украшена жемчужной ризой), Николая Чудотворца Можайского («голова святого высечена из камня»), Филиппа, митр. Московского («древняго письма»), Св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; хранилось напрестольное Евангелие (1649). В храме служили священник и псаломщик, на содержание которых полагалось 1,2 тыс. р. в год. Приход состоял из 217 дворов слободы Мстёра, в которых проживало 649 мужчин и 722 женщины.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010