Софийский собор Символом «вольности» Новгорода являлся его главный храм Святой Софии, и, отправляясь, например, на войну, новгородцы шли, по их выражению, «умереть честно за Святую Софию». Значительное богатство торгового города, а также неподвластность его Орде способствовали спокойному развитию в Новгороде исконных традиций православной культуры и искусства. Неудивительно поэтому, что именно здесь во второй половине XIV века строилось немало замечательных храмов с прекрасными росписями и иконами. Среди них наиболее известны церкви Успения на Волотове (1352-1353) и Спас-Преображения на Ильине (1374) с ее непревзойденными по духовной мощи образов фресками 1378 года великого художника средневековья Феофана Грека, храм святого великомученика Феодора Стратилата на Ручье (1360-1361), где также сохранилась часть стенных росписей, выполненных в близкой Феофану творческой манере. Весьма экспрессивными фресками, написанными около 1380 года совместно сербскими и русскими мастерами, была украшена тогда и церковь Спаса на Ковалеве. Великий Новгород. Детинец с птичьего полета С XIV века новгородцы предпочитали номинально считать своими князьями великих князей Московских, которые порой пытались добиться в Новгороде и власти реальной, что, однако, стало возможным лишь в следующем столетии. Так, в середине XV века великий князь Василий II Темный (1415-1462) дважды заставлял новгородцев откупаться «серебром» за сохранение их независимости. Важно при этом отметить, что, несмотря даже на собственный новгородский патриотизм, местный архиепископ Евфимий († 1458), понимая необходимость и неизбежность будущего объединения Руси, лично весьма способствовал сближению Новгорода с Москвой. Евфимия, бывшего прежде игуменом Лисицкого Богородицкого монастыря, избрали новгородским владыкой на вече по жребию, после чего он, как полагалось, принял (в 1434 г.) посвящение во архиепископа. Святитель Евфимий являл собою образец истинного монаха - милостивого и для всех доступного владыки, неизменно строгого постника и великого молитвенника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

После восшествия на престол Елисаветы Петровны и милостивого указа её о невинноссыльных, иркутский епиекоп Иннокентий взял Малиновского, за неимением учителей, в школу и ходатайствовал пред духовным и гражданским начальством о возвращении ему прежнего сана, поскольку он «о лишении священномонашества всегда пребывает в унылости». Синод, по сношению с Тайной канцелярией, разрешил возвратить ему сан и прежнее звание, и определить его в какой-нибудь пристойный московский монастырь. Но унылость до того изнурила все его силы, что, прибывши в Мосву, он просил св. Синод освободить его от всякого начальства и уволить в Киево-Печерский монастырь на уединенное житие: «примечая по вся дин не малую во всем теле моем здравия слабость и умножающуюся болезнь, и к всякому правительству неудобство, разсудил я в себе, по совести христианской, неудобоносимых не касатися, но на уединенное токмо проситься житие». Однакож, это желание его не исполнилось. В 1742 году он был посвящен в епископа сарского. В 1748 г. Государыня поручила спросить у него: не желает ли он быть московским архиереем? Платон отвечал: «по высокомонаршему вашего императорскаго величества повелению, изволил писать ко мне преосвященный Симеон, епископ псковский, требуя письменнаго от мене известия – первое: о нынешнем здравия моего состоянии, второе – ежели-де приключившаяся немощь не препятствует – желаю ли я быть архиереем московским? На что с глубочайшею покорностию ответствуя, восприемлю дерзновение вашему императорскому величеству всеподданнейше представить: что касается до болезни моей, то я больше в безнадежии остаюсь, дабы мне впредь возможно быть могло придти в совершенное здравие, и (понести) епаршеския всякия тяжести: последовательно не только при московской, но и при крутицкой епархии быть не желаю, а ежели бы за старостию моею и неудобоисцельною болезнию окончати прочее жизни своея на обещании моем в лавре киевопечерской, ежели бы в том воля божестственная и я бы возмогл быть пожалован высокоматернею вашего императорскаго величества монаршею милостию, о которой рабски прося, и повергая себе к ногам Государыни моея, на ту едину по Бозе уповаю. Марте, 1748 года». Однакож в следующем месяце он переведен был в Москву, где после шестилетнего правления скончался, 14 июня 1754 года. 5. Родышевский. – Новые допросы. – Освобождение. – Посвящение в епископы. – Смерть

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

«Для чего сделал выписки из Барония»? По поручеино Варлаама, что надо де выдать древнее предание о должности благочестивых царей и прочих правоверующих христиан. Варлаам дал ему это поручение чрез Аврамова. «Откуда же выписывать», спрашивал он у Аврамова. Аврамов отвечал, что не знает, и советовал сходить к Варлааму. Маркел пошел к Варлааму. Архимандрит прочитал ему кое-что из Максима Грека , а на вопрос его откуда, ничего не сказал. После того сам он спросил: «разве из новопереведеннаго Барония»? Варлаам отвечал: «изрядно, очень хорошо. Пиши поскорей, для представления ея величеству». Кроме того, Варлаам сказал ему, что он докладывал о нем Государыне и её величество приказала в нынешний (1730 или 1731 год) Великий пост дело его с новгородским рассмотреть и совершить вскоре. После того ему приказано было, на основании этих выписок, написать к лицу её величества челобитную которую он и послал к Варлааму с Аврамовым. «Для чего писал о патриархах?» Маркелл отвечал, что Варлаам говорил ему: «подожди мало, когда-де Бог даст и ея величество соизволит указать быть у нас, как-де и надеемся, что патриарху быть, тогда оный Феофан архиепископ к рукам приберется, а теперь-де он очень силен и кто-де с ним контру ни возимеет, то все-де он переломает и не кому-де с ним ныне тягаться, для того, что он первенствующий архиерей». К тому же он Маркелл слышал, что в России патриархом будет Варлаам и уповал, что чрез это будет содействовать скорейшему его произведению. Ясно, что Маркелл действовал по внушению, и опираясь па силу царского духовника, Варлаама. Теперь уж он сам не скрывал этого и не прикрывался ревностью о православии. По особому счастью, его не сослали в Сибирь. Маркелл содержался в Тайной канцелярии до смерти императрицы Анны. В 1740 году 19-го декабря, вследствии милостивого манифеста правительницы, высочайшим указом велено было освободить его из Тайной канцелярии и отослать в Синод для определения в монастырь, в который Синод рассудит. Синод отправил его к новгородскому архиепископу Амвросию. Маркелл просил возвратить вещи, отобранные у него в 1726 году. Оказалось, что они проданы были по оценке за 14 рублей. Ему выдали за них деньги. 557

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Между тем Патриарх писал, от 15-го Мая 1631 года, благодарственную грамоту Царю за присланную от него с послами Савиным и Анфимовым милостыню десяти сороков соболей, и другою грамотою извещал Патриарха Филарета Никитича об отправлении с своею благодарностию в Москву архимандрита Амфилохия, которого просил принять милостиво. И Патриарх Иерусалимский благодарил также Царя за шесть сороков соболей, присланных для Св. гроба, и за двести девять золотых для всех божественных монастырей Святого града 7). Грамотою 26-го Февраля 1631 года Патриарх Кирилл поручал благосклонности Государя посылаемого от Султана посла Ахмета-Агу, называя его верным и разумным. 9) Прибыл наконец архимандрит Амфилохий с грамотами от Патриарха, и вместе с ним Греческой Амплейской области Патриаршего монастыря архимандрит Даниил, из Солуни диакон 3ахариа и из Азова иеромонах Игнатий. – В грамотах своих Патриарх Кирилл благодарил за присылку к нему четырех икон, обложенных серебром и золотом, и чары для освящения воды. Была приписка собственноручная Патриарха, что подлинную его грамоту держит великий архимандрит Амфилохий; он свидетельствовал в другой грамоте о бедственном положении Троицкой Патриаршей обители, которая имела до тысячи пяти сот руб. долгу и заложила в руки иноплеменным священные сосуды и ризы, посему просил для их выкупа помочь архимандриту Даниилу. 10) Посланный Патриарший принес Государю святое миро и мощи священномученика Киприана, а архимандрит Даниил образ Богородицы с затворами, резанными на серебре и Патриарху резной крест с двенадцатью праздниками. Амфилохий получил от Государя камку, сорок соболей и сорок руб. денег, от Патриарха столько же мехами, но низшего достоинства, и деньгами двадцать пять руб., а Даниил от Царя камку, сорок соболей и двадцать рублей деньгами. Архидиакон Захария получил меньшего достоинства сорок соболей, камку и пятнадцать рублей, от Патриарха же образ, тафту, сорок куниц и двенадцать рублей деньгами. В грамоте к Патриарху Кириллу извещал Филарет Никитич о приезде в Москву Турецкого посла для подтверждения с Царем дружбы, мира и любви. – «Послали мы, Великий Государь, Святейший Патриарх к вам Святейшему Патриарху Кириллу, с архимандритом Амфилохием, псалтырь следованную в десть, да минею общую, печати Московской, для того что в ней служба ризы Господней вся сполна и двое часов царских, перед Рождеством Христовым и Богоявлением Господнем, и иные потребныя вещи, которых прежде сего в минеях общих не бывало, да еще из кельи нашей к вам сто руб. денег; послам же нашим велели приходить к вам и в делах с вами совещаться и обо всем докладывать, чтобы в наших делах им помощь чинили.» Царь с своей стороны грамотою от 7-го Июля извещал Патриарха Иерусалимского Феофана, что с послами Прончищевым и Бормосовым, отправленным к Султану Мурату, послано к Патриархам шесть сороков соболей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Вот сколько враг придумал злых помышлений, чтобы отвлекать и добрых людей от подаяния. Сознаемся, что в большей или меньшей мере мы все увлекались ими по временам. Но все положим в сердце своем не поддаваться им более. Ибо если они так слабы пред простым нашим рассуждением, как устоять нам на суде правды Божией, которая видит все – и в делах и в чувствах сердца, до последних его сокровенностей. Не так смотреть должны на бедность и бедных христианский смысл и христианское сердце. Истинные христиане приемлют ум Христов для суждения о всем и носят закон Бога своего в сердце своем, в руководство для дел. Бедные и все нуждающиеся – у них это меньшая братия Христова, или сам Христос, приближающийся к нам чрез них и себе присвояющий все, оказываемое им, – это ходящие среди нас милость и благословение Божие!.. Делая их участниками своего достояния малым подаянием, освящаем чрез то все остальное и удерживаем за собой титло достойного намерению Божию обладания им. Господь есть Владыка и нас и всего нашего. Благословляя нас достатком, Он предает его нам, как в притче виноград делателям – с условием доставлять ему во время свое плоды его. Неимущие – это рабы Господа – домовладыки, которых посылает он к нам приять плоды с достояния нашего. Подаваемое чрез их руки возносится к Господу; но так, что по закону милости Его снова возвращено будет нам, в виде вечного покоища, созидаемого из того правдой Божией. Неимущие посему суть делатели обители нам на небе – наши поверенные, коим доверяется все там учредить в такой полноте, которой достало бы на всю вечность»! «Конечно, трудно нам сродниться с мыслью, и тем паче дойти до сердечного убеждения, что в подаянии милостыни, мы, иждивая, умножаем и, тратя, приобретаем; но оно так есть, если не всегда в отношении к временному, то всегда в отношении к вечному. Господь, снисходя, немощи нашей, неоднократно являл сие самим делом, в жизни разных благотворителей. Припомните житие св. праведного Филарета Милостивого. Как усердно, щедро и с каким терпением он сеял милостыню! И какой обильный принесло плод сеяние его, когда внучка его Мария сделалась супругой царя. Над ним точно еще здесь сбылись слова апостола: сеяй о благословении, о благословении и пожнет. Обитель св. Феодосия Палестинского, во время голода и засухи, питала всех окрестных жителей и всех приходивших, а житницы всегда оказывались полными, даже в то время, как в них не чаяли найти и зерна. Что размножило горсть муки и чванец елея у вдовы, принявшей пророка Илию? Ее милостивость. От чего не истощались, а росли богатства у Авраама, Иова, Товии? От того, что они были благоподатливы. От чего и ныне есть роды, кои с незапамятных времен не прекращаются и живут в довольстве, передавая его из поколения в поколение? От того, что они не живут для одних себя, а считают долгом своим всегда делить избытки свои со всеми нуждающимися».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Всё это рисует нам византийскую аристократию, как замкнутый, гордый своим богатством, сановитостью и традициями класс, который во всём старается отделить себя от прочих сословий. Женщины-аристократы получают затворническое воспитание в тишине гинекеев, среди мамок и нянек, многочисленной женской прислуги и наперсниц 1272 . Они появляются на улице лишь изредка, и не иначе, как в сопровождении целой свиты рабынь и служанок 1273 ; самые знатные из них странствуют в носилках 1274 , но обычно они проводят время в своих теремах за пряжей, тканьём и чтением Св. Писания 1275 . Несмотря на разорение и обеднение своей семьи, внучки Филарета Милостивого не желают выходить из дома, подобно простонародью. Они продолжают поддерживать своё достоинство, и сидеть в ревнивом затворничестве терема-кувуклия, куда к ним принуждены подниматься царские послы 1276 . Интереснейшие документы для понимания сословной гордости наследственной аристократии конца IV века, представляют «orationes funebres» св. Григория Богослова (отцу, брату и сестре), которые, помимо своей непосредственной цели, преследуют ещё задачу публичного восхваления знатного и почитаемого рода, подобно тем «elogia», которые в изобилии сохранены для нас надписями. Рядом со столичной аристократией агиографическая литература выдвигает перед нами и провинциальную знать. Кроме вышеприведённых примеров следует отметить таких представителей малоазийской аристократии, как пр. Иоанн Молчальник, Евдоким, Михаил Малеин, Феодор Гаврский и Каллист, один из Аморейских мучеников. Иоанн Молчальник происходил из Никополя Армянского, от знатных и богатых родителей, выдвинувшихся военной и придворной службой. Его брат и племянник выдвинулись в качестве первых столичных сановников при Зиноне, Анастасии и Юстиниане. Его шурин правил армянской епархией; сам Иоанн построил в Никополе великолепный храм 1277 . Пр. Евдоким и пр. Феодор Гаврский в качестве местных магнатов правили высшие военные должности в своих родных областях – Каппадокии и Трапезунте. Пр. Михаил Малеин происходил от каппадокийского стратига. Дед его, по отцу, тоже был патрикием и стратигом. Дед по матери служил в качестве стратилата Востока, бабушка приходилась родней будущему имп. Роману I. На сестре Михаила женился кесарь Барда, а его брат унаследовал от отца и деда должность стратига Каппадокии 1278 . Перед нами целая генеалогическая картина, рисующая то огромное значение, какое приобретали в провинции знатные роды, из поколения в поколение выставлявшие местных стратигов, и мощно двигавшие процесс феодализации. В этом отношении интересно сопоставить известие жития пр. Евфросинии Младшей, что отец святой, происходившей из знатных пелопоннесцев, семь раз был здешним стратигом 1279 , или сообщение жития Феофана Исповедника , что преподобный ещё ребёнком унаследовал от отца титул стратига Эгейского моря 1280 , или, наконец, рассказ жития пр. Никона Метаноите о спартанском магнате Иоанне Малакине, обвинённом перед Василием II в попытке измены и отложения 1281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впереди на белом листе припись не разобрана, на след. за ним листе: Яз дьякон Алексей продал князю Никите 24 тетрати и руку приложил. См. 388. 271. (1180.) Канонник, полууст., исх. XVI века, в четверть, 113 листов. л. 1. Канон Живоначалной Троице гл. 7. л. 3. Указ како поются статии на молебне. л. 5. Канон молебен в нахождение брани иноплеменник. л. 6 об. Канон к самому Господу и ко всем Святым, егда из града исходити противу ратных, певаем за князя и за люди. л. 12. Канон Рожеству Господа нашего Ис. Христа г. 1. л. 15. Канон Рожеству преч. Богородицы гл. 2. л. 17 об. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Феофана. л. 22. Канон Живоначальной Троице г. 4. л. 24. Канон Взнесению Христа Бога нашего, творение Иоаннов. л. 27. Канон Преображению Господа нашего Ис. Христа гл. 4. л. 31. Канон Покрову преч. Богородици гл. 4. л. 36. Канон Успению преч. Богородици, творение кир Козмы. л. 39. Канон Милостивому Спасу гл. 8. л. 43 об. Канон Нерукотворенному образу Господню гл. 4. л. 48. Канон молебен пресв. Богородици Одигитрие, творение священноинока Игнатиа. л. 52 об. Канон Стретению пресв. Богородици Владимирская гл. 4. л. 57. Канон св. Богоявлению Господа нашего. Ис. Христа, творение Козмы ермонаха. л. 60 об. Канон Сретению Господа нашего Ис. Христа, творение Козмы. л. 64 об. Канон Введению пресв. Богородицы гл. 4. л. 68. Канон благодарен, рекше неседален, пресв. Богородици, творение Иосифа. л. 72. Канон на Воздвижение честнаго Креста, творение кир Козмы. л. 76 об. Канон Знамения преч. Богородицы в Велнком Новеграде. л. 80 об. Канон положению Ризы преч. Богородицы, творение Иосифово. л. 84. Канон (на) Вход в Иерусалим, творение Козмы мниха. л. 87. Канон Происхождению честнаго Креста гл. 6. л. 90 об. Канон Зачатию св. Анны гл. 1. л. 94. Канон Явлению иконе преч. Богородици иже на Колоче гл. 4. л. 99 об. Канон о св. Купине, по вся суботы, гл. 6. л. 104. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и преч. Его Матере, певаем за бездождие. л. 108 об. Канон молебен к Господу Богу нашему и преч. Его матере певаем за ведрие, егда дождь рамен идет. В конце: молитва – похвала к пресв. Богородицы по каноне, в коей между прочим читается: спаси и помилуй благовернаго и христолюбиваго Государя нашего Царя и Вел. Князя Феодора Ивановича всеа Русии Самодержца на многа лета.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он уже знал отчасти эту семью: нередко то тот, то другой из монашествующих его епархии просил у него благословения побывать »пользы ради и совета духовного« у отшельников Рославльских; не раз он слыхал об их достоподражательной жизни и от схимонаха Оптиной пустыни о. Вассиана, который пользовался благосклонностью Владыки. Этих-то пустыннолюбцев вознамерился призвать и Преосвященный Филарет для устройства, предполагаемого им при Оптиной пустыни Скита и для постоянного их в нём водворения. Бог вспомоществовал благому намерению Архипастыря: оно исполнилось ранее, чем он мог предполагать. В конце 1820 года один из числа Рославльских отшельников, инок Моисей, имея необходимую нужду быть в Москве, вздумал по пути туда побывать и в Оптиной пустыни, о которой много был наслышан от приходившего к ним оттуда, «пользы ради и совета», подвижника монаха Феофана. Настоятель Оптиной пустыни, Игумен Даниил, зная о благом намерении Преосвященного, представил ему о. Моисея. Отечески милостиво принял его монахолюбивый Владыка и советовал переместиться с братией в его Епархию, дабы принять на своё попечение заведение и устройство Скита в любом месте леса, принадлежащего к Оптиной пустыни. О. Моисей, по его собственным словам, будучи привлекаем благосклонностью Архипастыря, вниманием о. Игумена Оптиной пустыни Даниила и старца оной о. Вассиана, хотя и соглашался сердечно на исполнение их общего совета, но не мог совершенно решиться последовать ему без свидания и совета со своими старцами и сожительствующею братией, почему и отправился в обратный путь, получив от преосвященного Филарета письмо к начальному их старцу – Иеросхимонаху Афанасию, следующего содержания: «Брат ваш, а мой сын по духу, схимонах Вассиан, возвестил мне, что вы имеете желание, для удобнейшего прохождения подвигов монашеской жизни, избрать себе и с единодушными вам братьями уединённое место при Введенской Оптиной пустыни. То же самое подтвердил и о. Моисей, бывший у меня проездом в Москву. Таковое желание ваше, считая особенной милостью Божией к моему недостоинству, я готов принять вас и других пустынножителей, которых вы с собой взять заблагорассудите, со всей моею любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

652 Августа Ирина правила как регент при Константине VI с сентября 780 г., затем была отстранена от власти и вновь обрела ее в 797 г., низложив сына, которого она при- казала ослепить и держать в Большом императорском дворце под сильной охраной. Оставалась автократором ромеев до дворцового переворота 31 октября 802 г., который привел к власти бывшего логофета геникона, Никифора I. 653 Агиограф намеренно сгущает краски. Молодой василевс был воинственный, храбрый человек, но слабый политик, неискушенный в придворных интригах. 654 Незнатную, но пригожую, скромную и набожную Марию из города Амния на северо-востоке Малой Азии (дочь Никиты из Амния и внучку Филарета Милостивого, богатого пафлагонского георга – землевладельца, а затем известного подвижника). Константин вступил с ней в брак в ноябре 788 г. и имел от Марии двух дочерей. Она была навязана императору в супруги после смотрин невест, устроенных его матерью, Ириной, ввиду того, что более ранняя помолвка юного Константина с Ротрудой, дочерью короля франков Карла Великого, оказалась расторгнута. 655 Мария, которую Константин, по словам хрониста Феофана, ненавидел, была ложно обвинена в попытке отравить василевса, в январе 795 г. насильно пострижена и заточена в построенный ею монастырь ton Despoinon (Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 469. 23–26; подр. см.: Доброклонский A. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Его эпоха, жизнь и деятельность//Записки имп. Новороссийского ун-та. – Одесса, 1913 (1914). – Т. 113. – С. 352–353). 657 Пылкому, видному собой Константину, видимо, давно нравилась эта придворная – кувикулария его жены, императрицы Марии (Theophanis Chronographia. – P. 470. 1–3), но идея сочетаться с Феодотой (Феодотией) «беззаконным» браком, похоже, была подсказана самой августой Ириной, которая таким образом пыталась подорвать авторитет недальновидного сына в глазах Церкви, народа, армии и самой добиться императорской власти. Ниже в Житии содержится указание на то, что Феодота (Феодотия) приходилась двоюродной сестрой Феодору Студиту , то есть была близкой родственницей, дочерью одного из его дядей (см. гл.15).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010