Византийская агиография и гимнография IX столетия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Византийская агиография IX век был эпохой расцвета агиографического жанра. Мученические и исповеднические подвиги страдальцев за почитание икон стали темой житий и мартирий, написанных после преодоления иконоборческой ереси. Стефан, который, возможно, служил диаконом в храме Святой Софии, исполняя также должность нотария и рефендария, и участвовал в деяниях VII Вселенского Собора, составил, по его же словам, через 42 года после казни соименного ему святого Стефана Нового (следовательно, около 810 г.) его житие с подробным описанием мученического подвига защитника икон, казненного по приказу императора Константина Копронима. Житие Стефана Нового послужило образцом для позднейших агиографических произведений Это житие послужило образцом для позднейших агиографических произведений о святых, пострадавших от гонителей икон: в 820-е годы монахом Феостириктом было написано житие Никиты Мидикийского – исповедника, пострадавшего при возобновлении гонений на иконопочитателей. В те же годы было составлено анонимное житие святителя Иоанна Готского, родившегося в Тавриде, ставшей в VIII столетии прибежищем для монахов, гонимых за почитание икон, там же хиротонисанного во епископа и подвизавшегося в противостоянии иконоборцам. В этом ряду стоят и жития патриархов Константинопольских Никифора Исповедника и Мефодия, знаменитых духовных писателей: преподобного Феодора Студита, преподобных Феодора и Феофана Начертанных, а также знаменитого историографа Феофана Исповедника. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый В IX веке написаны были и жития угодников не из числа мучеников и исповедников. Высокими литературными качествами и незаурядным своеобразием отличается написанное монахом Никитой житие его деда и восприемника святого праведного Филарета Милостивого, внучка которого по имени Мария стала супругой императора Константина VI, несчастного сына святой Ирины.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Сего ради положили опять послать к великому твоему благоутробию от Собора нашего священноинока Иоасафа, со старцем келарем, да восприимут святую твою милостыню по обычаю, ибо мы впали в долг и в нужду великую от дани, которую на нас накинули, и заплатили четыре тысящи золотых, и те заняли у жидов и турок, и положили сосуды монастырские в заклад у них. И о сем молим великое твое благоутробие, покажи богатую свою милость богомольцам своим и заплати тот долг, чтобы выкупить священные сосуды». Грамоты патриархов и воеводы подтверждали справедливость этих жалоб архиепископа на бедствия, постигшие Синайскую обитель, и просили царя помочь ей 8 . Но добрые отношения, установившиеся между Москвой и Синаем, едва было не нарушились по следующему обстоятельству: в 1623 году прибыл в Москву за милостыней так называемый синайский митрополит Иеремия с просительной грамотой от братии Синайской горы и всего Собора Палестины и с рекомендательной от Иерусалимского патриарха Феофана. Последний писал государю: «Святые монастыри терпят великую нужду – и более всех других Синайская Богоявленная обитель, и не имеет где главы преклонить и к кому прибегнуть, чтобы милость обрести. Прибегаем к тебе, милостивому и милосердному царю, потому что ведаем царствие твое; и так мы послали сего преосвященного митрополита, брата и сослужебника нашего смирения, господина Иеремию, который был прежде сего в Радосе, мужа вернаго и любезнаго. Он послан из Святыя Горы Синайския, от епископа боголюбиваго и от всего собора к тебе, государю, для милостыни и помощи, и мы равномерно молим тебя, да приимешь его». Точно так же Феофан рекомендовал Иеремию и Филарету Никитичу как мужа верного и любезного и просил с честью принять его. Благодаря этой рекомендации Феофана, особенно уважаемого в Москве, Иеремия был принят Филаретом Никитичем с особенной честью и на представлении патриарху был одарен им щедрее, чем другие митрополиты, бывшие тогда в Москве. Поощренный этим первым успехом, Иеремия захотел получить больше и подал Филарету Никитичу интересную челобитную, в которой между другими напыщенными восхвалениями и пожеланиями говорится и следующее: «Молим Богу и весь порабощенный род греческой, чтобы нам сподобил Бог видеть на Вселенском Константинопольском престоле царя царей, великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, да и мы обрящем покой и легкость».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Об этом только упомянул Пророк, зная что кто так поступает, тот видит, что за полунощным бдением у него стоят и все другие делания, свойственные подвизающимся; потому нечего было и поминать об них. По ходу же его наставительных молитвенных воззваний, надобно было коснуться сего предмета, как звена, совершенно необходимаго в цепи его уроков». 377 Так тесно связанная с мыслью о присутствии и вездесущии Божием непрестанная молитва святителя-затворника, совершаемая как подвиг, наполняла все существо души его, была постоянно возгреваемым в нем пламенем любви к Богу, ближним и добродетели и была истинным раем для отрешенной от всех радостей мира души его, согласно святоотеческому изречению, им же переведенному на русский язык следующими словами. «Бог все наполняешь и есть везде. Безсмыслен тот, кто думает, что око Божие чего-нибудь не видит. Напечатлей в сердце твоем веру и в душе твоей убеждение, что Бог присущ тебе в час молитвы твоей и внимает милостиво прошениям твоим. Вера несомненная, надежда непоколебимая, любовь неугасаемая, суть рай души» 378 . Недаром особенно любимым чтением святителя Феофана было житие старца Серафима Саровского 379 . Он многому и от него учился в пламенной молитве. Наставляя однажды в молитве жаждавшую спасения душу одной духовной дщери своей, он писал ей: «Батюшка о. Серафим научит. Помните, как он однажды во время обедни обнят был огнем сердечным. Вот блаженное состояние! – Оно возможно и в нас. – И небольшаго труда требует, – только постояннаго. Вот и рай! – Ищите и обрящете. Толцыте и отверзется вам» 380 . Желая, чтобы и другие имели этот рай в душе, святитель Феофан во многих своих писаниях учит молитве и о молитве, как то мы отчасти и видели из выше приведенного 381 . Но не довольствуясь этим частичным, так сказать, и разбросанным там и сям учением о молитве 382 , святитель Феофан рано задумал и совершил одно и целостное дело по тому же предмету, за которое, без сомнения, всегда благодарны ему будут ревнующие о благочестии вообще и о молитве в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Декабре того же года приехали в Москву за милостынею из Сербской земли два старца Беочинского монастыря, иеромонах Логгин и Острицкий игумен Петроний. В Мае прибыл Ватопедского монастыря игумен Никодим за милостынею и привез с собою две грамоты к Царю, от Иерусалимского Патриарха Феофана и от бывшего игумена Пахомия. Феофан ходатайствовал о нем, зная его лично и святую обитель, и что они страдали от великого долга и многих напастей Агарянских, к которым еще присоединился и голод, и потому молил, чтобы усердным сердцем и благословенною рукою, изобильно подали ему святую милостыню. Грамота писана 1622 года Июня 10-го. (Св. 2. 2. 7131 г.) В Мае прибыли также в Путивль с Афонской горы: Введенского Хиландаря монастыря Архимандрит Феодор и Есфигменского монастыря строитель Авксентий, ехавшие в Москву для испрошения милостыни по жалованным грамотам, и принесли с собою: мощи Св. мученика Пантелеимона, Св. мученика Иакова Персянина, образ Спаса Вседержителя, писанный на меди; Феодор исходатайствовал своей обители утверждение царских грамот, дарованных Иоанном и Феодором на подворье Хиландарское в Москве. Почти в одно время с игуменом Ватопедским, 1-го Мая 1623 года, приехал к Путивлю с Синайской горы из монастыря Неопалимой купины Митрополит Иеремия, который много сделал соблазна в России и вреда своим братиям Восточным. Он объявил воеводам, что едет в Москву бить челом Государю о милостыне, имея у себя два листа, от Патриарха Иерусалимского Феофана к Царю и к Патриарху Филарету, и еще один от братии Синайской горы и всего собора Палестины. 3-го Июля, будучи представлен Государю вместе с Ватопедским игуменом Никодимом и старцем Логином, поднес мощи архидиакона Стефана, масло, которое является из древа на праздник светлого Христова воскресения в горе, где постился Илия пророк, и древо жезла Моисеева; игумен Никодим привез из Ватопеда мощи преподобного Михаила Синадского. (Из 3-го) В грамоте, поданной Иеремиею от Иерусалимского Патриарха, было писано: «ведомо буди, самодержавный Царь, что род наш, будучи обладаем Агарянскими языками, многую нужду терпит и труды, ради православной веры; святые монастыри терпят великую нужду и более всех других Синайская Богоявленная обитель и не имеет где головы приклонить и к кому прибегнуть, чтобы милость обрести. Прибегаем к тебе, милостивому и милосердому Царю, потому что ведаем царствие твое; и так мы послали сего преосвященнаго Митрополита, брата и сослужебника нашего смирения, господина Иеремию, который был прежде сего в Родосе, мужа вернаго и любезнаго. Он послан из святыя горы Синайския, от Епископа боголюбиваго и от всего собора, к тебе Государю, для милостыни и помощи, и мы равномерно молим тебя, да приимешь его.» В грамоте к патриарху Филарету Феофан писал о том же и просил его с своей стороны ходатайствовать у Царя о не оставлении царскою милостынею бедного Синайского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В исходе 1639 года, в Августе, приехали к Государю из Царяграда от Иерусалимского Патриарха Феофана, от Севастийского Митрополита Иосифа и от Цареградского архимандрита Амфилохия с грамотами Гречане, Роман Савельев и Прохор Афанасьев. Севастийский Митрополит писал: что Роман Савельев, возвратившись из Москвы в Царьград, отдал Государевы грамоты Каймакану Мусе-Паше и четыре сорока соболей, а потом извещал о Турецких вестях, что в Царьграде и под Вавилоном и на Белом море делалось, и что Александрийского Патриарха Митрофана не стало. В грамотах же Иерусалимского Патриарха Феофана и Цареградского архимандрита Амфилохия писано: что «те Гречане люди верные, Государю служат и о его государевых делах радеют и бьют челом, чтобы пожаловал их своим милосердным жалованьем, как ему Бог известит». Указом царским 18 Октября 1640 года, велено послать с теми Гречанами к Цареградскому архимандриту Амфилохию Государева жалованья сорок соболей в пятьдесят рублей. Из отпуска грамоты Государя, от 5 Сентября 1640 года, к Севастийскому Митрополиту Иосифу видно, что еще в Мае 1639 года посланы к нему были с Иваном Петровыми серебряные вызолоченные церковные сосуды, шуба соболья и в Троицкий монастырь старцам сорок соболей; не смотря на то опять послали к нему три сорока соболей, ибо как видно, сей Митрополит Иосиф и архимандрит Амфилохий были тайными агентами царскими в Турции. Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 В Октябре 1640 года приехали к Путивльской заставе из Литвы старцы с Афонской горы, Иверского монастыря архимандрит Пахомий с келарем и братиею, отправленные к Государю бить челом о милостыне. В Москве, в Посольском приказе, они объявили между разными политическими известиями, что нового Патриарха в Царьграде при них не было, Александрийского же Патриарха Митрофана в Мутьянской земле не стало; каким образом случилась ему смерть, того подлинно не ведают, но говорят в Мутьянской земле всякие люди, что его окормили отравою, по повелению Кирилла, нового Патриарха Цареградского. Об архимандрите и его старцах писал Мутьянской земли воевода Матфей; чтобы Государь, ради его, пожаловал принял их милостиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В ее первоначальной версии, созданной в 846/7 году, рассказ о правлении Ирины заканчивается следующей фразой (эта часть " Хроники " сохранилась только в церковнославянском переводе XIV века, именуемом " Летовник " ): " И обретшихсе на сьмрьти ей сь клетвами страшными известивши, яко сыновней слепоте не быти причестне " , т. е.: " [Ирина], находясь при смерти, со страшными клятвами известила присутствовавших, что непричастна к ослеплению сына "  (пер. Д. Афиногенова). Одним из важных религиозных мероприятий в правление Константина и Ирины было перенесение мощей Евфимии Всехвальной , вмц. Халкидонской, в 797 году с острова Лемнос в Константинополь. Обнаружение в 781 году во Фракии саркофага с надписью: " Христос родится от Марии Девы, и верую в Него. При Константине же и Ирине, о солнце, вновь меня увидишь "  - следует считать инсценировкой с целью легитимации регентства Ирины. Основным источником сведений о правлении Ирины является " Хронография " прп. Феофана Сигрианского . Кроме того, важная информация содержится в актах VII Вселенского Собора, " Хронике " Георгия Амартола, др. исторических произведениях более позднего времени. Ирина часто упоминается в агиографических памятниках, созданных ее современниками, или в житиях современных ей святых. Агиографические источники не содержат дополнительных сведений о правлении императрицы, однако в отличие от " Хронографии " , автор которой был настроен по отношению к Ирине критически, создают образ благочестивой правительницы. Почитание Анонимное Житие Ирины , изданное Ф. Алькеном , сохранилось в единственной рукописи , которую этот исследователь датировал XI веком, И. Шевченко - сер. XII века, а Ж. Дюмеж - XIII веком. В заглавии этого произведения указан чин святости Ирины: " Житие преподобной в царствующих Ирины Афинянки " . Первые 24 листа текста основаны на " Хронографии " прп. Феофана Исповедника (использовалось также Житие Филарета Милостивого , написанное в 821/822 г.), последние три страницы - на неизвестном источнике.

http://drevo-info.ru/articles/13680362.h...

Многие дети благодаря конкурсу узнали имя святителя Феофана. Как признается Мария Хрусталева (15 лет, г. Лиски Воронежской обл.): « Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст ... Сколько их, учителей наших духовных, помощников наших незримых, заступников наших перед Господом. Мы обращаемся к ним в молитвах и просим помочь, уберечь, наставить. Благодаря конкурсу «Учитель благочестия» я познакомилась с великим учителем Русской Церкви святителем Феофаном Затворником , одним из истинных евангельских пастырей, «истинных учителей благочестия и чистоты», который писал, что каждой «душе нужен свет небесный – истина Божия». Столетия отделяют нас от времени, когда жил святитель, многое изменилось за это время, но душа человеческая все та же, и за коны её становления не изменились. С молоком матери впитал Феофан Затворник любовь к Богу и человеку. Вера, привитая с детства, дала ему силы преодолеть все невзгоды и лишения. Вера даёт и нам надежду, что мы, христиане, будем стараться жить по заповедям Божиим с чистым сердцем. Хотелось бы, чтобы так и было. Да по может нам Господь!» 208 Название второго раздела книги «Жизнь как шар» взято из известной цитаты святителя Феофана, в которой показана его полная покорность воле Божией: «Частые и неожиданные перемены в моем служении... приучили быть безмолвно покорным всякому назначению, подобясь шару, без треска катящемуся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов. И Бог не оставлял Своею помощию. Пусть и теперь неизвестность нового будущего положения и служения более, нежели смущает. Но, как и в будущем, будет всем править та же Десница, которая милостиво хранила в прошедшем, то с преданностью повергаясь в руце Бога живаго, благонадежно успокаиваюсь в святой воле Его...» Знакомясь с жизнью святителя, юные авторы стремились понять и объяснить это сравнение. Как пишет Галина Гойкалова (12 лет, с. Тимирязево Воронежской обл.): «Его жизнь действительно похожа на шар, прозрачный, светящийся тихим, ласковым светом, – светом истины, светом правды». 209

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

42 Письмо 707 к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине//Там же. Вып. IV. С. 181. Также: «Вот почему между истинными христианами всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни. Но сколько похвально чувство такой потребности, столько же обязательно удовлетворение ее от лица тех, кои имеют долг к тому, и силы на то. Она и была всегда удовлетворяема как изданиями сих писаний в полном их составе, – например, св. Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих; так не менее того изборниками из них. К числу таких-то изборников принадлежит и известное всем Добротолюбие, как наилучший из них» (Письмо 1050//Там же. Вып. VII. С. 6). 44 Письмо к монахине Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря Тамбовской губернии Софии Николаевне Булатовой от 21 октября 1892 г.//Там же. Вып. I. С. 143. 46 Письмо 705 к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине//Там же. Вып. IV. С. 173. 50 Письмо 709 к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине//Там же. Вып. IV. С. 184. 64 «Не знаете разве, что Царь царствующих призвал нас на брак в чертог Свой? Почему же предаемся нерадению и не стараемся добыть себе светлую одежду, и ясно горящие светильники и елей в сосудах наших? Как не рассудите, что никто не входит туда обнаженным?» (Подвижнические наставления святого Ефрема Сирина . Слово 30//Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 317 (311–339)). 70 Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Наставления безмолвствующим, в сотне глав//Добротолюбие. М., 1900. Т. 5. С. 308 (305–424). 71 [Слово] в день явления Казанской Божией Матери. В женском Владимирском монастыре. 22 октября 1863 г.//Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. С. 64–65. 73 Проповедь на Новый год (1864-и)//Там же. С. 155–156. И далее: «Как весною все облекается в новую одежду, которую каждое растение производит однакож из себя: так в конце мира, ныне сокровенно действующее обновление сбросит скрывающую его тленную оболочку, и явится во всем великолепии своем. – И тогда будет небо ново и земля нова» (Там же. С. 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Бедная наша матушка-Москва находится теперь в скорбном состоянии! Дай Господи, чтобы сия заразительная болезнь прекратилась скорее! Много утешил приезд нашего возлюбленного Царя в старую нашу столицу: народ Его иначе не называл, как наш Оживитель. Истинно, Он сим поступком привязал всех к Себе на веки. Спаси и помилуй Его, Господи! Ты желала знать, не моей ли работы четки, которые я тебе послала? они y меня давно находились, a связаны они почтенным схииеромонахом Феодором, который находится в Юрьевской святой обители духовником. Вот тебе и подробная история о них. Скажи мое усердное почтение матушке игуменьи и любезной матери Феофании, не позабудь за меня поцеловать ручку и y преподобного священноархимандрита Феофана и попросить мне Его отеческое благословение. Продли, Господи, его святую жизнь еще на многие лета! Целую тебя от всего моего сердца. Спасайся и меня немощную не забывай. На веки тебя многолюбящая Г. А. Орлова-Чесменская. 9 С.-Петербург. 31-го января 1831 года. Поздравляю тебя от всего моего сердца, преподобная матерь Варсонофия, с наступлением Нового года. Дай Господи тебе все то получить от Господа нашего милосердого, что твоя чистая и святая душа просит от Него! Благодарю тебя премного за твои два послания; очень мне жаль было, что ваш посланный отправился без моей посылки к тебе, a она была готова к его отъезду, хотя меня и не было в городе. Батюшка получил твою посылку исправно, моя милая, тебе он посылает Божие благословение и кажется, что хотел тебя сам за твое усердие благодарить. Как я тебе благодарна за благословение почтенного отца Феофана, продли Господи его жизнь еще на многие лета; его пример много добра делает на сем свете! Посылка моя отправляется ныне к тебе с каким-то извозчиком, который обещал ее тебе доставить через десять дней; тут ты все найдешь, об чем ты писала, только одного не могла исполнить: найти Ефрема Сирина такого формата, как Следованный Псалтырь, в чем прошу твоего милостивого прощения, моя милая Варсонофия. Прошу сказать мое усердное почтение матушке игуменьи, равно и почтенной матери Феофании, вместе с моей благодарностью, что меня окаянную помнят. Целую тебя от всего моего сердца и желаю милости Божией и доброго здоровья. Спасайся, преподобная моя матерь, и меня многогрешную не позабывай, на веки тебя искренно многолюбящая

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я осмелился предложить на общее рассуждение еще один предмет. Так как епархиальный архиерей не имеет возможности с достоверностью знать, что у него делается в епархии; так как благочинные, обязанные доводить до сведения Епархиального начальства о всем, что происходить между подведомыми им причтами, частию сами не знают об этом, а частию скрывают из опасения повредить своей братии, то естественно желать, чтобы у каждого архиерея были в распоряжении особо доверенные лица, коих бы он, во всякое время, мог посылать в то или другое место, для точного и беспристрастного дознания о каком-либо событии. Все молчат; только председатель собора возгласил: „Да, 50 епархий – 50 нужно тысяч: где их взять?“.. В ответ на это я сказал: тысяч нам не давайте, а дайте только право иметь нам особо доверенных лиц. Содержание их можно принять на счет епархиальных средств. В Тверской, напр., епархии изысканы же средства на содержание викария и епархиального миссионера. Тем, кажется, и закончена была наша соборная беседа. Возвратившись домой с собора, я нашел у себя письмо и целую массу ученых сочинений, присланных мне Вице-Директором Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, бывшим профессором С.-Петербургской дух. академии, Иларионом Алексеевичем Чистовичем . Вот содержание письма: „Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Ваше Высокопреосвященство милостиво дозволили мне —347— 1884 г. представить Вам мои сочинения. Пользуясь таким благосклонным дозволением, я считаю приятным долгом представить Вашему Высокопреосвященству изданные мною книжки: История СПб. Духовной Академии 3266 ; Феофана Прокоповича 3267 ; Древнегреческий мир и христианство 3268 ; Курс опытной психологии 3269 и две части Очерка Истории Западно-Русской Церкви 3270 , которые при сем и имею честь препроводить. Мне хотелось доставить их Вашему Высокопреосвященству лично, но при настоящем присутствии в С.-Петербурге такого множества высоких духовных сановников я не осмеливался утруждать собою ваше внимание; а между тем, становится совестно, что я до сих пор не исполнил этого долга пред Вашим Высокопреосвященством“. 19-го ч. получено было мною письмо из Москвы от секретаря Синодальной Конторы. Он писал 18-го ч. в Ответ на мое письмо от 2-го октября:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010