Монастырь Святого Николая Анапавсаса Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь святого Николая Анапавсаса  — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан не позднее XIII века. Чтобы посетить монастырь Святого Николая Анапавсаса, надо сначала подняться на холм по 143 ступеням к подножию скалы храма, а потом по 85 ступеням, высеченным в скале. Содержание История [ править править код ] Время основания монастыря точно неизвестно. Полагают, что первые аскеты появились на этой маленькой и относительно низкой скале в XIII веке, а основателем обители был монах Никанор Анапавсас (Αναπαυσς — с греческого «успокоитель»). Поскольку скала, на которой стоит храм, имеет небольшую площадь, пригодную для строительства, все здания монастыря разворачивались в высоту. Современное состояние [ править править код ] На первом уровне расположена часовня Святого Антония, площадь ее алтаря около 4 м 2 , поэтому принять она может лишь одного священнослужителя. На втором уровне — храм Святого Николая, построенный еще в XVI веке, а иконописное убранство для него чуть позже выполнил выдающийся художник с Крита — Феофан Стрелитзас Бафа. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, маленькая церковь Святого Иоанна Предтечи, где хранятся мощи. Собор Святого Николая Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в случае храма Анапавсаса — на заострённые кельи. Встречается такой тип в маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого» типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом. Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей, что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса, названного Бафом, также известного как Феофан Критский: «Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского - Стрелитзаса».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

404.  Пяток ваий, утро, трипеснец господина Феодора, гл. 8, п. 5. 405.  Святой и Великий Пяток, вечерня на Господи, воззвах, гл. 2. 406.  Канон о Распятии, п. 1. 407.  Тогда же, там же, п. 6. 408.  Тогда же, там же, п. 9. 409.  Похвала 66. 410.  Похвала 69. 411.  Среда, 4 седмица, Канон Кресту, господина Феофана, гл. 4, п. 4. 412.  Святой и Великий Пяток. Царские часы, 9 час. Тропарь, слава, гл. 6. 413.  Похвала 38. 414.  Суббота сырная, утро, канон, гл. 8, п. 5, богородичен. 415.  Пяток, 3 седмица, утро, по 3 стихословии крестобогородичен, гл. 1. 416.  Среда, 5 седмица, утро, по 3 стихословии крестобогородичен, гл. 2, господина Феодора. 417.  Там же, на стиховне, крестобогородичен, гл. 8. 418.  Кондак святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. 419.  Св. и Великий Четверток, малое повечерие, трипеснец св. Андрея Критского, гл. 8, песнь 5. 420.  Канон на Распятие, п. 4. 421.  Тогда же, там же, п. 5. 422.  Похвала 95. 423.  Канон на Распятие, п. 5. 424.  Тоже. 425.  Там же, п. 6. 426.  Там же, п. 7. 427.  Пяток сырной, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл.6. 428.  Пяток, 3 седмица, утро, по 3 стихословии, крестобогородичен, гл.1. 429.  Среда, 3 седмица, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл.2. 430.  Среда, 4 седмица, утро, по 2 стихословии, крестобогородичен, гл. 6, господина Иосифа. 431.  Тогда же, Канон Кресту господина Феофана, гл. 4, п. 4. 432.  Тогда же, там же, п. 8. 433.  Октоих, гл. 1, среда вечер, на Господи, воззвах, ины стихиры Богородицы. 434.  Пяток, 4 седмица, утро, по 2 стихословии, крестобогородичен, господина Иосифа, гл. 4. 435.  Тогда же, там же, канон, гл. 8, п. 4. 436.  Пяток ваий, утро, по 3 стихословии, крестобогородичен господина Феодора, гл. 8. 437.  То же выражено и в других песнопениях, например: Великий Пяток; на вечерне на «Господи, воззвах», гл. 2 и др. 438.  Среда, 4 седмица, утро, по 3 стихословии, крестобогородичен господина Феодора, гл. 1. 439.  Пяток, 4 седмица, утро, канон, гл. 8, п. 9. 440.  Среда, 3 седмица, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

    3 поколение: 1. Преподобные Анастасий Синаит и Андрей Критский. 2. Синай (Палестина, Сирия). 3. Творения Преподобного Анастасия Синаита (особенно «Вопросы и ответы» и «Слово на Преображение»). Поучения и песнопения Преподобного Андрея Критского, Деяния VI Вселенского Собора. VIII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Исаак Сирин, Святой Герман, Патриарх Константинопольский. 2. Сирия (и Палестина), Константинополь.     3. Поучения Святого Исаака Сирина (там же о жизни современных ему Подвижников), Творения Германа Константинопольского, Житие Преподобномученицы Феодосии, Творения Иоанна Дамаскина (ранние).     2 поколение: 1. Святой Иоанн Дамаскин, Преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские Подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения Святого Иоанна Дамаскина и Космы Манумского, Жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина.     3 поколение: 1. Преподобный Платон Исповедник (и Преподобный Феодор Студит), Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, Преподобный Феофан Сигриан, Преподобный Стефан Чудотворец. 2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о Преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью Житие Феодора Студита). Житие Святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие Преподобного Стефана Чудотворца. IX ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Феодор Студит, Святой Никифор, Патриарх Константинопольский, Преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, Святой Феодор Эдесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и Жития Феодора Студита и Патриарха Никифора. Жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского.     2 поколение: 1. Преподобный Иоанникий Великий, Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия (Палестина). 3. Жития: Преподобного Иоанникия Великого, Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; Святого Мефодия, Патриарха Константинопольского, Житие и творения Святого Феодора Едесского, Житие Николая Студита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображенский собор [греч. Μεγλον Μετωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγα τς Μετεωρτισσας Πτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана . По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу . В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I , посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

http://pravenc.ru/text/149719.html

Скачать epub pdf 1 Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского , принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106. 2 Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987). Читать далее Источник: Церковные песнотворцы/Монахиня Игнатия. - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 463 с. - (Серия : Библиотека журнала " Альфа и Омега " ). ISBN 5-7789-0168-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. сообщается об общем каноне О. Г. и свт. Василию, его автором назван Феофан Начертанный. Единый канон из совр. богослужебных книг некогда, судя по всему, разделяется на 2 канона в соответствии с тематикой: 1-й канон О. Г. авторства Стефана (Савваита (?) - известны 2 Стефана Савваита: старший ( 794) и младший ( 807) - о проблеме идентификации см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119) и 2-й канон свт. Василию авторства прп. Иоанна Дамаскина, хотя в древнейших редакциях Иерусалимского устава речь шла об общем каноне:                        . (см.: Миркович. Типикон. Л. 76а). Не вызывает сомнений, что в рукописях речь идет о том же каноне, к-рый помещен в совр. богослужебных книгах,- 2-го гласа, ирмос Δετε, λαο (    ). Канон О. Г. действительно имеет определенное сходство с др. канонами Иоанна Дамаскина, к тому же последний написал каноны для Рождества Христова и Богоявления, поэтому можно признать более вероятной атрибуцию тропарей канона, посвященных О. Г., палестинским гимнографам -Иоанну Дамаскину и (или) его родственнику и соратнику Стефану Савваиту. Указание на авторство Феофана в Евергетидском Типиконе можно объяснить тем, что ему, вероятно, принадлежит 2-й канон (или его часть), посвященный свт. Василию, к-рый он составил на те же ирмосы, что и канон О. Г. (не исключено, что было неск. редакций этого совмещенного канона О. Г. и свт. Василию). По рукописям известен еще один общий канон О. Г. и свт. Василию - авторства прп. Андрея, архиеп. Критского, без акростиха, 3-го гласа, ирмос: Θαυμαστς ν δξ (    ), нач.: Η Χριστο μεθορτος κα γενθλιος λαμπρ μρα (Христов попраздничный и рождения светлый день...) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 141). Наряду с каноном к древнейшей гимнографии О. Г. относятся также 2 самогласные стихиры на «Господи, воззвах» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 7); подобная стихира из цикла стихир на хвалитех (Там же. С. 24) и седален (Там же. С. 12). И в совр. Минее, и в рукописях эти тексты не имеют атрибуции, но велика вероятность, что они принадлежат кому-то из выдающихся церковных песнотворцев.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Всё это определяет догматическую и литургическую сущность молитвословия, хотя иногда и отвергается начисто нашей богослужебной практикой. Каталог святых обычно пропускается, и текст молитвословия сокращается иногда настолько, что остаются только начальная и заключительная фразы. Можно привести факты, когда отход от указаний Устава не сокращает, а удлиняет продолжительность совершения богослужений. В практику, например, вошло пение молитвословий «Сподоби, Господи, в вечер сей», «Ныне отпущаеши» и стихов перед шестопсалмием «Слава в вышних Богу, и на земли мир» и «Господи, устне мои отверзеши». В последнем случае не только затягивается чтение шестопсалмия, но и вокальные прелюдии находятся в полном противоречии с намерением составителя исследования обеспечить психологическую сторону чтения шестопсалмия – «беседы души человеческой с Богом», как Церковь называет шестопсалмие, – достижение глубокой сосредоточенности молящихся при слушании чтения псалмов шестопсалмия. Пение, которое мы слышим перед псалмами, несет в себе некий элемент развлечения. Основа молитвенной сосредоточенности рушится, и восстановить ее не удается до самого конца чтения. Бесспорно, трудности уставного богослужения существуют, так как существующий Устав при его составлении предназначался для монастырей, а не для приходских храмов. Но при решении их нужно помнить, что православное богослужение оказывает большое воздействие на религиозное настроение молящихся, и именно в уставном служении особенно сильное. Православное богослужение привлекает молящихся словом. Преподобные Савва Освященный († 532) и Феодор Студит († 829) вместе с продолжателями начатого ими дела – составления Устава использовали богатства древней христианской литературы. Что может сравниться с канонами святителя Андрея, архиепископа Критского († 712), святителя Космы, епископа Маиумского († ок. 787), святителя Феофана, епископа Никейского († 850), создавшего «венец» в честь своего брата преподобного Феодора Начертанного, исповедника († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первое тысячелетие стало временем формирования и развития христианского богослужения. Начавшись с евхаристической трапезы, носившей импровизированный и спонтанный характер, христианское богослужение уже во – веках приобрело характер развернутого культового действа со своим ритуалом и своими литургическими текстами. Христианский литургический церемониал значительно обогатился в константиновскую и послеконстантиновскую эпоху, когда Церковь вышла из катакомб. В – веках на развитие богослужения на христианском Востоке оказала значительное влияние деятельность монахов-гимнографов, в том числе преподобных Андрея Критского (– века), Иоанна Дамаскина ( век), Космы Маиумского ( век), Феодора и Иосифа Студитов (– века), Феофана Начертанного ( век), Иосифа Песнописца ( век) 83 . Эти авторы, так же как и многие другие, чьи произведения вошли в богослужебные книги, но имена не сохранились для истории, были не только «профессиональными» поэтами-песнописцами, но и выдающимися богословами, сумевшими облечь богатство православной догматики в поэтические формы. Они обогатили богослужение многочисленными текстами, которые в Православной Церкви до сего дня составляют основу суточного, седмичного и годичного круга богослужения. В то же время на протяжении всего первого тысячелетия сохранялось центральное значение евхаристической Литургии как главного богослужения, вокруг которого выстраиваются все остальные, будь то утреня, вечерня, полунощница, повечерие, третий, шестой и девятый часы. В течение первого тысячелетия сформировался годичный круг церковных праздников. Главным из них с самого начала существования Христианской Церкви был и остается праздник Воскресения Христова, называемый также Пасхой в память о еврейском празднике, с которым по времени совпало распятие и воскресение Христа. Вторым по значению церковным праздником стало Рождество Христово, которое до века носило название Богоявления. После века праздник Богоявления был отождествлен с воспоминанием о крещении Христа в водах Иорданских и стал праздноваться отдельно от Рождества Христова. Помимо праздников, посвященных различным событиям из жизни Христа, в первом тысячелетии сформировались богородичные праздники, такие как Рождество Богородицы, Сретение, Благовещение, Успение. Ввиду постоянного увеличения числа святых многие дни церковного календаря стали посвящаться их памяти: к концу первого тысячелетия каждый день церковного календаря был посвящен памяти того или иного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

56 Развёрнутое описание символики центра см. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. К.: София, 2000. Гл. 8. 62 Ср.: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая (выдел. прот. О.К.), и дерево познания добра и зла ( Быт.2:9 ). Также: «Небо и вся земля свеселится, страстотерпцы, мученицы, апостоли, души праведных радостно ныне радуются, вся спасающее видяще, предлежащее посреде (выдел. прот. О.К.). Богодарованное Древо, и верныя освящающее благодатию». (На утрени в пятницу 4-й седмицы Великого поста, канон Креста, песнь 4.) «Копием Твое ребро отверзаеши, оставления распростирая ми источник: на Древе же пригвоздился еси, древом уставляя осуждение, посреде земли (выдел. прот. О.К.), Человеколюбче: еже мы преполовением поста ныне облобызаем, воспевающе Твою благостыню». (На утрени в среду 4-й седмицы Великого поста, канон Креста, творение прп. Феофана Начертанного, еп. Никейского, песнь 9.) «Спасение соделал еси посреде земли (выдел. прот. О.К.), Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простер еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе». (Великопостный тропарь 6-го часа.) «Соделал еси спасение посреде земли (выдел. прот. О.К.) Щедре, да спасемся. Волею на Древе распялся еси. Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасени покланяются Тебе». (Великий канон свт. Андрея Критского , 4,19.) 63 Наиболее показателен в этом смысле пример, приведённый в книге Мирча Элиаде (Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 29) и заимствованный им в свою очередь у B. Spencer et F.J. Gillen. The Arunta (Londres, 1926), 1. Р. 388: «По традициям ахилпа, одного из племён, населявших пустыню Арунта [Австралия], божественное существо Нумбакула (Numbakula) „космизировало“ в мифические времена их будущую территорию, создало их Предка и основало их общественные институты. Из ствола эвкалипта Нумбакула вырубил священный столб (kauwa–auwa) и, прикрепив его основание к земле кровью, вскарабкался на него и исчез в Небе. Этот столб представляет собой некую космическую ось, так как именно вокруг него начинается обживание территории, которая преобразуется в „мир“. Отсюда и важная ритуальная роль священного столба: в странствиях ахилпы таскали его с собой, выбирая направление пути по наклону столба. Это позволяло им беспрерывно перемещаться, оставаясь при этом в „их мире“, и в то же время давало возможность общаться с Небом, где исчез Нумбакула. Если же столб сломается – это настоящая катастрофа, что-то вроде „конца Света“, возврат к Хаосу. Спенсер и Джайлен свидетельствовали, что, согласно мифу, если ломался священный столб, всё племя охватывала тоска, его члены скитались ещё некоторое время, а затем садились на землю и умирали».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, Патриарха Константинольского (служба свт. Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея), и некоторых других песнописцев, хотя и входят в состав нашей современной Триоди Постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV вв., после того, как Постная Триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике византийский Церкви.    Появление на страницах нашей Постной Триоди произведений указанных песнотворцев несомненно оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, свв. братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самых творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений свв. братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев, и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами.    Три главные основные мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в нашу Постную Триодь, а именно: покаяние, молитва и пост. Все эти мотивы разработаны в совершенстве святыми братьями Студитами, величайшими христианскими аскетами-подвижниками, изведавшими на опыте неоценимую пользу в нравственной жизни христианина названных добродетелей. Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены знаменитые братья, породило целый ряд произведений, глубоких по мыслям, возвышенных по чувствам, которые ими пробуждаются в слушателях, и прекрасных по форме и изложению, а поэтому нисколько неудивительно, что эти творения уподобляются ангельской песни. В самом почти начале настоящей книги мы читаем следующие «стихи на Триоди»: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010