А если принять, что монахи далеко не все в силах были устоять пред угрозами или обещаниями, и – многие из них соглашались не чтить икон и спокойно оставались в монастырях 74 , то упраздняемые монастыри должны были, очевидно, иметь за собою какую-то особую вину в глазах правительства. Эта вина их, по всей вероятности, состояла в том, что они были двойные. Соблазн, ими производимый, давал иконоборцам все права на их уничтожение. Без этого предположения совершенно не возможно объяснить факт, что большинство монастырей осталось даже в самой столице незатронутым 75 . Но если дело с упразднением монастырей так обстояло в столице, если правительство посягало здесь на существование обителей только или главным образом двойных, находя повод к их уничтожению в явной соблазнительности их внутренней организации, то в провинциях не всегда точно подражали политике столичных иконоборцев. Хороший полководец, но плохой администратор, начальник фемы Фракийской Михаил Лаханодракон собрал всех монахов и инокинь управляемой области и, даже не упоминая об иконопочитании, объявил, что они должны выбрать одно из двух: или переменить одежды и заключить браки или подвергнуться ослеплению и ссылке в Кипр 76 . В ответь на это предложение „многие предались гибельной измене; Лаханодракон принял их благосклонно“, но „многие, добавляет Феофан, оказались и мучениками“ 77 . Это добавление отзывается преувеличением: оно во 1-х не объяснимо из угрозы Лаханодракона, в случае отказа исполнить его волю, подвергнуть только наказаниям и ссылке, а во 2-х нигде более нет указания на этих мучеников: ни один синаксарь не знает их не только поименно, но даже в общем числе. Да и самая форма сообщения Феофана заставляет относиться к нему с большою осторожностью 78 . Могли оказаться не мученики, а только исповедники – лица, подвергшиеся членовредительным наказаниям, бывшим тогда в большом ходу 79 , каковых мы действительно и находим в значительном числе: так вместе с Стефаном Новым в тюрьме содержалось 342 монаха, из которых у одних были урезаны носы, у других выколоты глаза, у иных усечены руки, у некоторых отрезаны уши, были также обритые или с опаленными лицами и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

909 См. предисловие к изданию сирийского текста послания Софрония к Аркадию Кипрскому: Lettre de Sophrone de Jérusalem à Arcadius de Chypre/Ed. par M. Albert et Chr. Schönborn//Patrologia orientalis. T. 39. Fasc. 2. Brepols, 1978. 179. P. 5–20; GarriguesJ.M. La Personne composée du Christ d’après Saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1974. T. 74. P. 185–187. 910 Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1981 год. М., 1983. С. 5–146. 915 К.Х. Утеманн (Uthemann К.-Н. Op. cit. S. 70) ссылается на подобное исследование – диссертацию католического ученого Р. Браке, защищенную в Лувенском университете в 1980 году, но она нам, к сожалению, недоступна. 919 Haldon J.F. Ideology and the Byzantine State in the Seventh Century. The «Trial» of Maximus Confessor//From Late Antiquity to Early Byzantium: Proceedings of the Byzantinological Symposium in the 16 th International Eirene Conference/Ed. by V. Vavrinek. Praha, 1985. P. 87–91. 921 La Narratio de rebus Armeniae. Édition critique et commentaire par Gérard Garitte/Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 132. Subsidia. T. 4. Louvain, 1952. 922 Winkelmann F. Die Östliche Kirche in der Epoche der christiologischen Auseinanersetzungen (5 bis 7 Jahrhundert). Berlin, 1980. S. 98. 923 Histoire de l’Église depuis les origines jusqu’à nos jours/Ed. par A. Fliche et V. Martin. T. 4. Paris, 1937. P. 299–320. 925 McGuckin J.M. The «Theopaschite Confession» (Text and Historical Context): A Study in the Cyrilline Re-interpretation of Chalcedon//The Journal of Ecclesiastical History. Vol. 35.1984. P. 239–255. 926 Оксиюк М.Ф. Теопасхистские споры. Отд. оттиск из Трудов Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. С. 3–4. 927 Glaizolle G. Un empereur théologien. Justinien, son rôle dans les controverses, sa doctrine christologique. Lyon, 1905. P. 54–55. 928 Lebon J. Le monophysisme sévèrien. Louvain, 1909. P. 443–465; Idem. La christologie du monophysisme syrien//Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart/Hrsg. Von A. Grillmeier und G. Bacht. Bd. I. Würzburg, 1961. S. 553–565.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Из всех творений его это самое популярное. Признательность читателей оно снискало себе уже в Средние века: «Главы о любви» активно читались и переписывались в самой Византии, став классическим трудом аскетической письменности 1186 , а также на Западе, где они стали известны благодаря переводу на латинский язык монаха Цербана (первая половина XII в.) 1187 . Переведено оно и на все основные современные западные языки. В Древней Руси имя преп. Максима было известно благодаря в первую очередь этому произведению 1188 . Существует и несколько переводов «Глав о любви» на русский язык, один из которых сделан св. Феофаном Затворником в «Добротолюбии». Необходимость в новом переводе объяснялась не только естественным устареванием прошлых, но и тем, что они содержат ряд неточностей, иногда весьма существенных. В частности, грешит этим недостатком и перевод св. Феофана, который, как и прочие его переводы, часто является не собственно переводом, а пересказом (парафразой) содержания оригинала. Своего рода естественным продолжением «Глав о любви» является «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви» 1189 . И. Дальме, первый по-настоящему оценивший данное послание, опираясь на него, недаром именует преп. Максима «учителем любви» 1190 . Не преувеличивая, можно сказать, что оно является одним из самых лучших шедевров святоотеческой аскетической письменности, ибо здесь преподобному удалось собрать и заключить в малый объем ценнейший нектар самых изысканных цветов христианской духовности. Наконец, третьим важнейшим аскетическим произведением преп. Максима является «Слово о подвижнической жизни» 1191 (мы сохраняем название, данное самим преподобным; в «Добротолюбии» оно называется «Слово подвижническое») 1192 . Написанное приблизительно в то же время, что и «Главы о любви» (624–625 гг.) 1193 , это сочинение стоит в непосредственной внутренней связи с ними и адресовано одному и тому же лицу; можно даже сказать, что оно служит своего рода предисловием к «Главам о любви» 1194 . Написанное в форме диалога (или беседы умудренного духовным опытом старца и начинающего монаха), оно более просто по содержанию, чем «Главы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во вступительном слове митрополит Климент проинформировал собрание о деятельности Издательского Совета в период с марта по октябрь 2014 года. В мае сего года состоялось вручение Патриаршей литературной премии. Ее лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, критик Валентин Курбатов и писатель Валерий Ганичев. В настоящее время ведется прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии следующего года, которая в 2015 году будет вручаться уже в пятый раз. По сложившейся традиции лауреаты и номинанты премии участвовали в православной ярмарке-выставке «Радость слова», которая проводилась в этом году в Нижнем Новгороде , Уфе и Кисловодске . Это дает возможность писателям общаться с читателями в разных уголках нашей страны. В начале ноября этого года выставка «Радость слова» пройдет в Белгороде. Во время проведения форума «Радость слова» в российский городах демонстрируется обширная экспозиция православной литературы с грифом Издательского Совета. Форум вызывает неизменный интерес жителей регионов. В сентябре был дан старт новому проекту Издательского Совета — Международному литературному детско-юношескому конкурсу имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Для его проведения используются грант Президента Российской Федерации. Награждение победителей состоится в марте 2015 года в рамках празднования Дня православной книги. Кроме того, Издательский Совет завершает подготовку к изданию полного собрания творений святителя Феофана Затворника, 200-летие которого будет отмечаться в 2015 году. Глава Издательского Совета рассказал о деятельности рабочей группы по поддержке программ и книжных серий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников ХХ века. Стоит задача, чтобы как можно больше людей узнали об этой странице церковной истории. Для этого должны быть написаны талантливые книги биографического и агиографического жанра. Митрополит Климент также сообщил, что Комиссия Издательского Совета по контролю за распространением печатной, видео- и аудиопродукции на территории епархии города Москвы провела ряд плановых проверок изданий, представленных в книжных церковных лавках. Нарушений выявлено меньше, чем в прошлом году.

http://patriarchia.ru/db/text/3802424.ht...

В Минкультуры отметили «взрывной» рост религиозного туризма и паломничества в России 12 августа, 2016. Новостная служба Замминистра рассказала, что в Минкультуры создана специальная рабочая группа, которая занимается в том числе и разработкой маршрутов религиозного туризма 12 августа. ПРАВМИР. В России происходит «взрывной рост» интереса к религиозному туризму и паломничеству, заявила в пятницу замминистра культуры РФ Алла Манилова. «Мы должны отреагировать на высокий спрос на маршруты религиозного туризма на российском рынке и предложить хороший продукт для людей, которые хотят прикоснуться к духовной истории страны, к памятникам», — сказала Манилова на международной конференции в Тамбове, посвященной развитию религиозного туризма. Об этом сообщает Интерфакс. В Тамбове также представлен выставочный проект «Святые и святыни земли Тамбовской». В экспозиции представлено более 200 памятников православной истории и культуры, мемориальных предметов и редких документов. «В целом для страны — это, прежде всего, духовное просвещение наших граждан, духовное просвещение молодежи, детей, нашего общества, — сказала Алла Манилова. — Это очень и очень важная задача». Замминистра рассказала, что в Минкультуры создана специальная рабочая группа, которая занимается в том числе и разработкой маршрутов религиозного туризма и паломничества в России. «Туризм — главный инструмент продвижения наших с вами ценностей и культуры как за рубежом, так и в нашей стране, — отметила Манилова. — Сейчас у нас есть все для того, чтобы развивать паломничество и религиозный туризм в стране». Выставка, которая начала работу в Тамбове, познакомит с житием и духовным наследием святых подвижников благочестия, в частности, — исповедника Луки, Питирима Тамбовского, Феофана Затворника и других. Также впервые гости увидят и поистине драгоценные святыни — паломнические реликвии русских богомольцев, привезенных из Святой Земли. Конференция организована министерством культуры совместно с Императорским православным палестинским обществом. В форуме 12-13 августа принимают участие руководители органов власти, специалисты в области туриндустрии, музейные работники из Москвы, Санкт-Петербурга, Северного Кавказа и других регионов страны, а также из Абхазии.

http://pravmir.ru/v-minkulturyi-otmetili...

Мефодий довольно быстро занял высокое положение в окружении патриарха Никифора – к 813 г., то есть не будучи еще, вероятно, даже положенных 25 лет от роду, он стал его архидиаконом 150 . После низложения Никифора Мефодий отправился в Рим с чрезвычайно важной дипломатической миссией, которую выполнил с блеском, причем был и рукоположен папой в священники. Получив известие о гибели Льва V, будущий патриарх поспешил обратно в Константинополь с посланием папы Пасхалия, в котором тот, в частности, требовал восстановления на престоле Никифора. Михаил II расценил действия Мефодия как изменнические и заточил его сначала в дворцовую тюрьму Преторий, потом на о. Антигону (Принцевы о-ва в Пропонтиде), а затем, когда появился памфлет, предсказывавший смерть императора 151 , – на о. св. Андрея у мыса Акритас, уже упоминавшийся в гл. I 152 . Там Мефодий и пробыл в очень суровых условиях много лет, пока Феофил не вызвал его в Константинополь. Во время своего заточения, несмотря на все ограничения, будущий патриарх не только занимался литературной деятельностью (в этот период им были написаны Жития Феофана Исповедника и Евфимия Сардского), но и поддерживал связь с другими православными исповедниками. После смерти Никифора в 828 г. Мефодий слыл среди них богословом и знатоком Священного Писания . В результате авторитет его возрос настолько, что в 843 г. среди иконопочитателей не оказалось никого другого, кто мог бы рассматриваться как кандидат на патриарший престол в случае восстановления Православия. Однако этот авторитет явно основывался гораздо более на личных заслугах, нежели на «партийной» лояльности. Существовали и другие обстоятельства, которые, вероятно, облегчали для правительства Феодоры согласие на рукоположение Мефодия патриархом Константинопольским. Дело в том, что последний, будучи в какой-то степени пришельцем, не был связан кровнородственными узами с участвовавшими в борьбе за власть группировками византийской аристократии, в том числе и с той, которая имела все основания быть недовольной потерей части своего влияния при Феофиле. Среди ближайших соратников Мефодия тоже было много людей, не вовлеченных прямо в эту борьбу. К примеру, Михаил Синкелл и Феофан Начертанный прибыли из Палестины, то есть вообще из-за границы, а такие отшельники и подвижники как Иоанникий, Иларион Далматский и, возможно, Исайя Никомидийский держались в стороне от политики, несмотря на свои широкие контакты с представителями всех слоев общества, включая и правящую элиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако только ли спецификой характера Льва Армянина объяснялось его поведение? С методологической точки зрения правильнее было бы предположить, что император не был уверен в прочности своей власти. А это значит, что в византийском обществе были силы, оппозиционные Льву даже независимо от его конкретных политических шагов. Можно догадываться, что террор против православных исповедников и членов знати, заподозренных в измене, лишь повысил степень этой оппозиционности и привел к переходу на сторону указанных сил дополнительных групп сторонников, что и сместило равновесие резко не в пользу Льва. Кого же именно и почему опасался император? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, и доля гипотез в данном случае будет особенно велика, но попытаться все же стоит. Столкновение кланов Чтобы понять, кто же противостоял Льву V в системе клановых взаимоотношений внутри верхушки византийского общества, проще всего будет рассмотреть, кто его поддерживал. Таким путем мы также можем выяснить, кто и почему был столь недоволен Михаилом, что сочинял против него памфлеты. По счастью, существенная часть работы по определению клановых связей Льва была уже проделана Д. Тернером. Один из его выводов, весьма важный для нас, состоит в том, что воцарение Льва не привело к смене находящихся у власти группировок, за исключением того, что «остатки режима Никифора», включая Прокопию, жену Михаила I Рангаве, и, по всей видимости, магистра Феоктиста 85 (но не магистра Стефана 86 ) оказались теперь не у дел 87 . Если царствование Михаила I знаменовало собой шаткий компромисс между силами, противостоявшими императору Никифору и частью прежней правящей клики, то приход к власти Льва означал конец этого компромисса и практически безраздельное господство кланов, которые можно условно назвать «армянскими» (среди них действительно было много армян). Именно к ним принадлежали Вардан Турок, Арсавир, Лев Склир и сам Лев V. Напротив, вскоре после воцарения Михаила II члены этих семейств исчезают с высоких постов (или же наши источники больше не упоминают о родстве с ними тех или иных персонажей, что само по себе показательно 88 ). Даже некий Склир, упоминаемый Продолжателем Феофана в царствование Михаила III, – это не византийский, а арабский военачальник 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в звании приват-доцента читая лекции по истории Византии в университете Бреслау (совр. Вроцлав). С 1931 г. он также являлся активным членом Археологического института им. Н.П. Кондакова в Праге. Академик Острогорский пользовался всемирным признанием: 15 академий и научных институтов Европы и Америки избрали его своим членом, а Оксфордский и Страсбургский университеты присвоили ему звание почетного доктора. Он был отмечен государственными наградами Югославии (орден Демократии) и ФРГ (орден «За заслуги в науке и искусстве»). В 1961 г. под его непосредственным руководством прошел 12-й Международный конгресс византийских исследований в Белграде; некоторое время он был президентом Международной ассоциации византинистов. В декабре 1973 г. Острогорский вышел на пенсию, прекратив преподавание в университете, но оставаясь директором Института. Умер он 24 октября 1976 г. после тяжелой и продолжительной болезни, на семьдесят пятом году жизни. С самого начала своей научной деятельности Острогорский проявлял интерес к двум основным темам – экономике и политической идеологии Византии. С исследования податного устава X в. (т.н. Трактата Эшбёрнера) берет начало его путь к раскрытию одной из ключевых проблем византиноведения – о роли и месте государства в экономической и политической жизни. Несколько ранних работ Острогорского посвящены иконоборчеству. В контексте анализа ученым внутренней политики императоров-иконоборцев VIII в. изучению подвергся также основной для этой эпохи источник – «Хронография» Феофана Исповедника . В дальнейшем Острогорский обратился к основательному изучению экономической проблематики средне-и поздневизантийской эпох, написав образцовое исследование об институте пронии (1951). В области византийских государственных институтов и идей особое внимание Острогорского привлекали две темы: возникновение фемного устройства и иерархическая система дипломатических отношений империи с окружающими странами. Впоследствии его все глубже интересовали связи Византии со славянским миром, и прежде всего с сербами. Выводы исследователя о главных аспектах экономического и социально-политического развития Византии нашли отражение в его главной работе – «Истории Византийского государства». Главные отличительные черты предложенной Острогорским концепции социально-политического устройства Византийской империи – признание непрерывного внутреннего развития общественных отношений, важной роли в этом развитии славянского фактора, глубинного воздействия феодализации на всю общественную структуру. Список публикаций Г.А. Острогорского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На страницах книги отражены актуальные результаты следствия по уголовному делу, возобновленному Следственным комитетом России осенью 2015 года, которому удалось воссоздать объективную картину тех далеких дней и восполнить ранее имевшиеся пробелы. Современная наука и возможности экспертных исследований XXI века позволяют более детально и глубоко вникнуть в суть трагических событий, беспристрастно разобраться в произошедшем и сделать обоснованные выводы. Научно-технический прогресс позволил провести уникальные судебные экспертизы, в том числе медико-криминалистические (антропологические). Большую роль сыграла работа картографов, благодаря которой были воссозданы 3D-мoдeлu расстрельной комнаты и схемы Коптяковской дороги. Фотографии, архивы, дневники, воспоминания, аудиозаписи — все это легло в основу издания. Эта книга — большой совместный труд следователей СК России, ученых, экспертов, других специалистов и исследователей разных направлений. В ней наиболее полно и достоверно представлены сведения о расследовании преступления вековой давности, которое перевернуло отечественную историю, изменило государственный уклад и порядок. Второй том будет опубликован в ближайшее время. Следственный комитет России /Патриархия.ru за темою У Новоспаському Москви та звершено про здоров " я страждаючих на У роковини родини в пройшли пам " Священний Синод затвердив низку богослужбових Останки родини Феофана (Бистрова) повернуто до Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Кирила з нагоди Дня : та звернення] екзарх по зaruблuv при службового обов " язку справ РБ Кирила директору служби охорони Д.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5848789...

14 .Vie de notre saint père et hiéromartyr Euthyme//Gouillard J. La Vie d " Euthyme de Sardes († 831), une oevre du patriarche Méthode. Travaux et mémoires. 1987. Vol. 10. P. 20–89. 15 .Vita et conversation sancti patris nostri et confessoris Theodori abbatis monasterii Studii a Michaele Monacho conscripta// Patrologia Graeca . T. 99. Col. 233 – 16 .Vita et conversation sancti patris nostri et confessoris Theodori praepositi Studitarum conscripta a Michaele Monacho// Patrologia Graeca . T. 99. Col. 113– 231 . 17 .Vita Eustratii/Papadopoulos-Kerameus А., ed.//Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. T. 4. СПб., 1963. P. 367–400. 18 .Vita S. Methodii Patriarchae CP.//Patrologia Graeca. T. 100. Col. 1243–1262 . 19 .Vita s. Theodori Studitae in codice Mosquensi musei Rumianzovani no. 520/Latysev V., ed.//Византийский временник. 1914. Вып. 21. С. 255–304. 20 .Βος ντωνου το Νου e codice mutilo Atheniensi Suppl. 534//Halkin Fr. Saint Antoine le Jeune et Petronas le vainqueur des arabes en 863//Analecta Bollandiana. 1944. Vol. 62. Р. 210–223. 21 .Βος κα πολιτεα το σου Αντνιου το Νου//Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1 [=Православный Палестинский Сборник. 1907. Т. XIX. Вып. 3 (57)]. С. 186–216. 22 .Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Θεοφυλκτου, ρχιεπισκπου Νικομηδεας//Vogt. A. S. Théophylacte de Nicomédie//Analecta Bollandiana. 1932. Vol. 50. Р. 71–82. 23 .Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν κα μολογητο Γεργιου ρχιεπισκπου Μυτιλνης//Φουντολης Ι. Oι γιοι Γεργιοι αρχιεπσκοποι Μυτιλνης [=Λεσβιακον Εορτολογιον. Α’]. Αθηναι, 1959. Σ. 33–43. 182 24 .Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν κα μολογητο Θεοφυλκτου ρχιεπισκπου Νικομηδεας e codice Patmensi 736 (BHG 2452)//Halkin F. Hagiologie byzantine. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1986. P. 171–181. 25 .Βος τς ατοκρατερας Θεοδρας//Symmecta. 1983. T. 5. P. 257–271. 26 .Βος το σου πατρς μν κα μολογητο Θεοφνους ποημα Μεθοδου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως//Латышев В. В. Мефодия, патриарха Константинопольского житие преп. Феофана Исповедника //Записки Императорской Академии наук. VIII серия. Историко-филологическое отделение. Т. 13. 4. Петроград: Типография Российской академии наук, 1918. С. 1–40.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010