19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 20) Необходимо усовершать себя посредством чтения святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышенского , величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеймоновым монастырем). 21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси мне, да будут едино» ( Ин.17:11 )! Веседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше (да бываетъ) всегда во блгти, растворено, вдети, как подобаетъ вамъ комждо вещавати ( Кол.4:6 ). Миссионерство или веропроповедничество в православной церкви есть, с одной стороны, благодатный дар, а с другой стороны – искусство. Благодатный дар стяжавается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, кротости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он «воззрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их» ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: «рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:24–25 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» ( Кол.4:6 ). «Слово мое и проповедь моя, – говорит о себе апостол, – не в препретельных человеческие премудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

20-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Путешествие Господа из Ефраима через Иерихон в Иерусалим на последнюю во время Его общественного служения Пасху На пути в Иерусалим Иисус Христос говорит ученикам Своим о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении ( Мк. 10:32–34 ; Лк. 18:31–34 ; Мф. 20:17–19 ) В Евангелии ( Мк. 10:32–45 и парал.) говорится о путешествии Иисуса Христа с двенадцатью апостолами в Иерусалим пред праздником Пасхи. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; а в третий день воскреснет!». Как показывает евангельская история, эта истина небезызвестна была уже апостолам. Спаситель неоднократно говорил им об отличии Своего Царства от обыкновенного царства земного и не раз напоминал им, что Сыну Человеческому подобает пострадать, и убиену быти, и в третий день воскреснути ( Мк. 8:31; 9:31 ). Но ученики или ужасахуся о словесех Его, или же с недоумением замечали: Господи, не имать быти Тебе сие. Так как теперь уже приближалось время исполнения этого предсказания, то Спаситель благоволил еще раз возвестить ученикам о том, что случится с Ним, – возвестить для того, чтобы они не подумали при виде страданий и смерти своего Господа, что это случилось нечаянно, и не предались бы, таким образом, неутешной скорби и отчаянию. Но души апостолов, еще не очищенные благодатию Духа Святого, по-прежнему не поняли надлежащим образом слов своего Учителя. Мысли свт. Феофана на 34 стих 18-й гл. Евангелия от Луки «Мысли на каждый день года» Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: и бе глагол сей сокровен от них. А после не судили, что ведети верующим, точию Иисуса Христа, и Сего распята.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

23-я гл. Евангелия от Матфея и параллельные Обличительная речь против фарисеев ( Мф. 23 ; Мк. 12:38–39 ; Лк. 20:45–46 ) Иннокентий, архиеп. Херсонский. «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» Довольно спокойный тон, с коим книжники, несмотря на посрамление свое, продолжали и возобновляли несколько раз беседу, служил, казалось, доказательством, что ненависть их к Иисусу Христу еще не достигла высшей степени. Между тем она совершенно созрела, и только привычка лицемерить делала ее не так приметною. Господь совершенно видел сердце врагов Своих, как оно грубо и неисправимо; посему, приближаясь в концу служения Своего, почел за нужное без всякой пощады обнаружить пред народом низость их характера и поступков, дабы предостеречь от подражания им простые души. Обратившись к народу, Он произнес ту обличительную против них речь, которой всегда будут трепетать лицемеры. «На Моисеевом седалище 1 , – так начал Он, – воссели книжники и фарисеи: все, что они велят вам наблюдать, наблюдайте, только по делам их не поступайте, потому что они сами говорят и не делают; связывают бремена тяжелые и неудобоносимые 2 и кладут на плеча людям, а сами и пальцем не хотят двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы быть видимыми от людей; для сего именно расширяют свои хранилища 3 и увеличивают воскрылия 4 одежд своих. Также любят первые места на пиршествах и в синагогах, и чтобы им кланялись в народных собраниях, и чтобы звали их: учитель! учитель! Вы, – продолжал Господь, обратившись к ученикам, – не следуйте сему примеру; не называйтесь учителями 5 ; ибо у вас один Учитель – Христос, а вы все братия; и отцом 6 себе не называйте никого на земле (как то делают фарисеи); ибо у вас один Отец, Иже на небесех. Не позволяйте также, подобно им, величать себя начальниками 7 ; потому что у вас один начальник – Христос. Больший из вас да будет всем слуга. Ибо возвышающий себя унизится, а унижающий возвысится». «Горе вам (воскликнул Господь, обратя речь к фарисеям), книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царствие Небесное человекам и не только сами не входите в него, но и хотящих войти не допускаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

24 ст. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь. Что у Авраама было два сына, от рабы и свободной, в этом есть иносказание, есть таинственный смысл. Здесь изображаются два завета: ветхий и новый. Один, данный при горе Синайской, рождает только в рабство, ибо своими предписаниями обнимая всю жизнь, не давал свободы действий подзаконному человеку и грозил проклятием за нарушение того, что написано в книге закона ( Втор. 27, 26 ). Этот закон изображается Агарью, родившею Измаила. 25 ст. Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии, и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Сравнение Синайского закона с Агарью не случайно. Агарь, говорит апостол, у жителей Аравии называется г. Синай. Это сходство названия горы Синаем и Агарью и дало повод апостолу провести сравнение между Агарью и в. з. законом, данным при Синае. Агарь предизображает нынешний Иерусалим – центр иудейства – с его ревностью по законе и с его рабским подчинением всех иудеев этому закону. 26 ст. А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Как Агарь изображает ветхий завет, так и Сарра изображает собой новый завет, и как там Агарь предизображала нынешний Иерусалим с его рабством закону, так и Сарра свободная предизображает собой другой Иерусалим Вышний, свободный. Но это сравнение у апостола, благодаря краткости его речи пропущено. Он переходит прямо к сравнению Иерусалима земного, который предизображала Агарь с Иерусалимом Вышним, который прообразовала Сарра. Вышний Иерусалим это есть общество свободно верующих во Христа людей, вышедших из-под ига закона Моисеева, водящихся в своей жизни высшим Евангельским законом, это есть Церковь Божия, рождающая в свободу чад Божиих, она, как свободная Сарра, есть матерь всем нам верующим. 27 ст. Ибо написано: «возвеселись неплодная, нераждающая, воскликни и возгласи не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». (Исаия 54, 1). В подтверждение материнства Св. Церкви апостол приводит пророчество о ней пророка Исаии. По этому пророчеству она рождает без мужа плотского, без семени плотского (неплоды), без болезней рождения, и самого рождения плотского (не рождающая, как рождают по плоти): всего этого она чужда, ничего этого плотского не имеет; а между тем чад у ней более, нежели у имеющей и все это потому, что духовное рождение ни временем, ни местом, ни другими соприкосновенностями не препятствуется. Оно может совершаться всегда, всюду, в одно мгновение, и в большом количестве (Толк. посл. ап. Павла к Гал. Еп. Феофана 317 стр.). Эту Церковь Божию пророк и призывает возвеселиться и возрадоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

32 ст. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Эта тайна великая и она, как бы так говорить апостол, только несколько может напоминать другую еще более великую тайну, тайну союза Христа с Церковью . 33 ст. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Если семья есть в некотором роде малая церковь , где муж является главой и как бы представителем самого Господа, то по образу союза Христа с Церковью, каждый муж должен любить свою жену, как член тела его, как самого себя. А жена да боится своего мужа. Здесь опять нужно иметь в виду образ союза Христа с Церковью. Как в ответ на беспредельную любовь Христа к Церкви, последняя отдает всю себя Христу, отдает в Его волю, и водится по отношению к Нему страхом, опасением как бы и в чем либо не нарушить воли Божией, а чрез то не нарушить союза и единения со Христом, как своим главой, так и жена по отношению к своему мужу должна бояться своего мужа, т. е. бояться как бы в чем не нарушить воли Божией по отношению к мужу, памятуя, что она должна повиноваться мужу своему не по страху, а якоже Господу. Живя так, можно закончить мысль апостола, вы исполните волю Божию. Глава 6-я От наставления мужьям и женам апостол в 6 гл. переходить к детям и кратко выясняет, каковы должны быть отношения детей к родителям и родителей к детям, чтобы исполнить волю Божию. 1 ст. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Как жена повинуется мужу якоже Господу, так по этому же нравственному основанию и дети должны повиноваться родителям – в Господе, т. е. это угодно Господу, или о Господе, т. е. ради Господа, ибо такова воля Господа, чтобы дети повиновались родителям. Если это воля Господа, то и повиновение детей родителям не должно вставать в противоречие с этой волей Божией. Следовательно, возможно со стороны детей и неповиновение родителям, когда последние принуждают детей к поступкам и действиям, не согласным с волей Божией, (мысли Преосвящ. Феофана стр. 293). Повиновения детей родителям требует и самая справедливость. Отец и мать дают нам жизнь, они поят и кормят нас, они воспитывают нас и всемерно заботятся о нас, пока не выведут нас на самостоятельный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

3: 18–21). Этими словами вполне отчетливо обнаруживается сущность неверия – любовь к тьме, злу и неправде. Следствием такого сознательного противления становится, по слову Христа, осуждение, происходящее уже теперь, в мире, увидевшем Его спасительную Жертву. Апостол Павел прямо называет неверующих погибающими, для которых закрыто христианское благовествование, у которых «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4: 4). Наконец, поистине страшные слова мы находим в Апокалипсисе: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8). Мало того, что неверие здесь находится в одном ряду с убийством и идолослужением, их общая участь – смерть, то есть окончательное осуждение на вечные мучения после последнего суда. Святые отцы о неверии В святоотеческом наследии также встречается множество размышлений относительно неверия, его духовных причин и следствий. По мнению святителя Феофана Затворника, источником неверия и сомнения являются бесы, которые именно таким способом влияют на душу человека (наряду с хульными помыслами и прелестями) . Митрополит Вениамин (Федченков) причиной неверия называет потерю человеком богоподобия и благодати в сердце , а святитель Димитрий (Ростовский) – неразумие . В этом последнем обнаруживается согласие с мнением Иоанна Златоуста, который пишет: «Как веровать свойственно душе возвышенной и благородной, так и неверие служит признаком души неразумнейшей, низкой, опустившейся до безумия животных» ; наряду с этим причиной неверия святитель называет расслабление души . Святой Антоний Великий неверие видел следствием легкомысленной дерзости , а Макарий Египетский – погони за почестями человеческими вместо почестей небесных . По словам преподобного Силуана Афонского, неверие бывает от гордости: «Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам» .

http://pravoslavie.ru/32941.html

4. св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию с. 609. 5. PL XXII, col. 431–432 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 64–65. 6. Святитель Иоанн Златоуст . О священстве 4, 5–8//Творения. т. 1. кн. 2. СПб., 1898. сс. 453–460. 7. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. 8. Творения святителя Феофана Затворника . Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 353. 9. Там же. С. 353–354. 10. Святитель Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам, 23, 2//Творения: В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 664. 11. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись. от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2Кор.11:2–5 ). 12. См.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739. 13. См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106. 14. Святитель Афанасий Великий . Толкование на псалмы//Творения: В 4 т. Т. 4. М., Троице-Сергиева Лавра. 1903. С. 239. 15. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. с. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума откровению. «Учился послания буквам, а еллинских борзорстей не текох, и риторских астроном не читах». С. 33)

http://azbyka.ru/v-zashhitu-ne-prostoty-...

5 ст. Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. Хотя верующий и очищается благодатью Святого Духа в таинстве крещения от первородного греха и от личных грехов, но склонность ко греху и возможность грешить в нем остается и по крещении и есть уже дело его личной воли и свободы. Отсюда, говорит апостол Колоссянам, умертвите земные члены ваши, т. е. уничтожьте, подавите в себе склонность ко греху, не грешите после крещения; не повторяйте грехов, от которых вы омылись в таинстве крещения и которые так вас пленяли прежде: блуд – преступные связи с женщинами; нечистоту – неестественные дела в удовлетворении похоти; страсть – блудную; похоть злую – влюбления с ревностью иссушающей, и смерти ищущей и другим и себе (Еписк. Феофан. Кол. 157 стр.); лихоимание, т. е. увлечение страстью приобретения, богатства до забвения Бога и ближних, когда человек ни о ком и ни о чем больше не думает, а как бы только больше иметь и в этом полагает и смысл, и цель жизни. Такое увлечение богатством апостол называет идолослужением, ибо увлекшийся богатством служит только ему и его только чтит. 6 ст. За которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7 ст. в которых, и вы некогда обращались, когда жили между ними. За эти грехи, которым и вы некогда предавались, живя среди неверующих, и постигнет гнев Божий сынов противления, т. е. неверующих иудеев и язычников. Как верующих в будущем ожидает прославление со Христом, так неверующих – гнев Божий. 8 ст. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших. Ставши уже христианами, отложите все: не только грехи плотские, страстные, но и грехи, проистекающие из гнева, ярость, т. е. когда человек так гневается, что забывает всякую сдержанность и благоразумие, злобу – т. е. злопамятство, когда человек держит в себе злобу на другого, как бы отмстить (Бл. Феофилакт. См. Еписк. Феофана, посл. Колос. 163 стр.). Удерживайте уста ваши от злоречия и сквернословия, ибо неприлично одними и теми же устами славить Бога и поносить ближнего ( Иак. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

68 Изменяются времена, изменяется строгость в исполнении правил. – «Истинно существует только то, что пребывает неизменным» (Августин, блж. Исповедь. 7, 11), как неизменен в слове Бог ( Тит 1:2 ). « Церковь , по своей неизменности, не признаёт ложью того, что она когда-нибудь признавала за истину. И где была бы истина, если бы её нынешний приговор был противен вчерашнему?» (Хомяков А. Церковь одна. § 3). «Я не знаю книги более страшной для совести каждого из нас, чем «Книга правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец». Читая именно эту книгу, видишь, как мы ушли в сторону, что мы забыли» (МвМ. 1, 28). 69 ...кроме жизни в Боге существует ещё быт. – Погибельное для души межевание, ибо «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» ( Мф. 12:25 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Еф. 5:23), «чтобы благодать Божия, провождаема будучи всюду усилиями самого человека, всё преисполнила собою и от всего отребила всё греховное», поясняет свт. Феофан Затворник . Для этого надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... кто во Христе, тот новая тварь» ( Еф. 4:22 ; 2Кор. 5:17 ). 70 Христианству евангельскому надо считаться с бытовым, примирить его с собой, уступить ему. – Извращение слов апостола Павла: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Не с миром должно примириться, но с Богом, «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца» ( 2Кор. 5:19–20 ; 1Ин. 2:16 ). Суть Нового Завета, по мысли свт. Феофана Затворника , в домостроительстве спасения, т. е. полном обновлении жизни во Иисусе Христе. Пока это не сделано, «вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:4 ). 72 ...учение моё искажали ради этого быта... – «Я спасал их, а они ложь говорили на Меня... Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» ( Ос. 7:13; 8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010