2-я пол. XIX в. (ГПИБ) С кон. XVIII в. в жизни обители наступил длительный период стабильности. Благодаря мудрой политике священноархимандритов Серапиона (Александровского) , Евгения (Болховитинова), Филарета (Амфитеатрова), наместников Антония (Смирницкого) , Авксентия (Галинского), Иоанна (Петина), Иувеналия (Половцева) , Сергия (Ланина) и др. процветало монастырское хозяйство, возрождалась истинно подвижническая жизнь. Среди именитых наместников XIX в.- архим. Антоний (Петрушевский; † 8 окт. 1912), погребенный с вост. стороны Богородице-Рождественской ц., и архим. Амвросий (Булгаков) . С открытием в 1911 г. Зверинецких пещер архим. Амвросий добился их передачи в ведение лавры. Во время первой мировой войны он инициировал деятельность по опеке над детьми погибших воинов. В 1918 г. удалился на покой из-за болезни глаз, но остался в лавре. Награжден набедренником, золотым наперсным крестом и красным крестом, орденами Анны 3, 2 и 1-й степени, св. Владимира 4-й и 3-й степени, медалью за участие в Первой всеобщей переписи населения России в 1897 г. Был погребен на территории Дальних пещер рядом с могилой архим. Антония (Петрушевского). Почитаются лаврские старцы XIX - нач. ХХ в. Вассиан (Балашевич) , Феофил (Горенковский) , Парфений (Краснопевцев) , Паисий (Яроцкий) , Алексий (Шепелев) . В нач. ХХ в., когда Киевскую кафедру возглавил митр. Флавиан (Городецкий) , лавра стала крупным культурно-просветительским центром: была создана новая «Флавиановская» б-ка, открыто приходское уч-ще, в путеводителях по Киеву упоминается об организации т. н. Лаврского музея при ризнице Успенского собора. Типография выпускала ежегодно до 100 тыс. экз. книг и 130 тыс. листовок и брошюр, напечатанных гражданским шрифтом. Новый этап в жизни обители связан с началом первой мировой войной. В ряды действующей армии были призваны 316 лаврских послушников; 20 священников командированы на фронт для исполнения пастырских обязанностей. Для раненых воинов лавра предоставила свою больницу на 130 мест и выделила 13 корпусов для нужд военного ведомства, в Китаевской пуст.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Ныне консистория Литовская доносит мне, что, по доставленным в оную от подчинённого духовенства сведениям, в церквах упразднённых Римских монастырей, поступивших в ведомство Литовской епархии, нет икон, чтимых исключительно Римлянами, так как все иконы из церквей оных взяты Римлянами, по бывшему тогда распоряжению, до передачи самих церквей в Православное ведомство. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду, во исполнение указа, от 14 ноября прошлого года за Николаю, епископу Тамбовскому, от 1 ноября за 1702, с просьбою, чтобы раскаявшийся иеромонах Гервасий Галинский, прежде отпуска его в Литовскую епархию, исповедался и причастился на месте Святейший Синод дал мне знать указом, что вашему преосвященству разрешено отпустить в Литовскую епархию иеромонаха Гервасия Галинского, состоящего ныне в Козловском монастыре. Покорнейше прошу ваше преосвященство, чтобы помянутому иеромонаху после исповеди и причастия на нынешнем его местожительстве выдан был из консистории Тамбовской билет на следование Гродненской губернии Слонимского уезда в Бытенский Петропавловский монастырь, в который он мною предназначается. Российской церкви священнику Иоакиму Рачковскому, от 17 ноября за 1746, с напоминанием на письмо его, в котором жалуется на Ковенского благочинного Мироновича. На письме его, в котором жалуется на крутой нрав и неприличные поступки местного Ковенского благочинного протоиерея Мироновича, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Судя по обстоятельствам, в сём письме изложенным, вы, отец Иоаким, не менее виновны, как благочинный протоиерей Миронович, хотя бы даже всё прописанное вами о нём было справедливо. По-видимому, вы забываете, что он вам начальник, вы употребляете обидные для него выражения, вы обнаруживаете явную к нему ненависть – тогда как большая часть утверждаемого вами есть только догадки и предположения. Вы даже подвергаетесь ответственности за подобное легкомысленное письмо к своему архипастырю – в глазах моих извиняет вас только ваша неопытность и то хорошее мнение, которое я об вас имею со времени первого вашего личного в Бельске представления. Сие меня побудило дать вам настоящее отеческое наставление. Вы должны почитать непосредственного своего начальника протоиерея Мироновича, исполнять его законные предписания и переносить даже иногда может быть крутое обращение. В случае действительной обиды, можете на него жаловаться официально консистории или даже мне, но не частными письмами вроде пасквилей. Викарному епископу Михаилу, от 22 ноября за 1762, с поручением ему утверждать все протоколы и журналы консистории по делам, предоставленным его власти

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Засим я полагаю необходимым всех иноков воссоединённого ведомства, кои окажутся упорствующими, переместить постепенно в великороссийские монастыри и, таким образом, очистить воссоединённые паствы от плевел, оным вредящих. Для чего и прошу покорнейше ваше сиятельство, чтобы на первый раз означенные, выше два иеромонаха Тороканского монастыря Иосафат Маначинский и Павлин Дзелинский перемещены были в обители Черниговской или Курской епархии: что будет, с одной стороны, действительным наказанием за их коварные и неблагонамеренные поступки, а с другой стороны, подействует благодетельным образом на поведение и образ мыслей остальных неблагонадёжных иноков. Что касается предполагаемого Бибиковым воспрещения неблагонадёжным инокам писать письма без ведома гражданского начальства, то, хотя я подобное распоряжение и нахожу полезным, но полагаю, что оно не может быть никак соблюдено, пока те иноки будут пребывать в монастырях западных губерний. Возвращая при сем отношении генерал-лейтенанта Бибикова и письмо Маначинского, приложенное при отношении вашего сиятельства, имею честь быть. Минской консистории, от 26 мая за 722, о том, чтобы впредь, при крещении младенцев, нарицаемы они были только именами святых, почитаемых Восточною Церковью При рассмотрении дел ежечасно оказывается, что лица духовного ведомства называются именами, не только не свойственными нашей Восточной Церкви, но даже именами языческими. Для искоренения столь важного злоупотребления предлагаю консистории предписать всему духовенству, чтобы отныне при св. крещении младенцы нарицаемы были только именами святых, признаваемых нашею Восточною Православно-Кафолическою Церковью и внесённых в святцы сей же Церкви. Ответственность за исполнение сего распоряжения имеет консистория возложить как на священников, так и на самих благочинных. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 27 мая за 724, с мнением касательно возвращения в Литовскую епархию раскаявшегося иеромонаха Гервасия Галинского Иеромонах Гервасий Галинский, отправленный, по известным вашему сиятельству причинам, Тамбовской епархии в Козловский Святотроицкий монастырь, прислал ко мне прошение, в коем, изъявляя решительное намерение присоединиться к Православной Восточно-Кафолической Церкви и обещание пребывать в послушании её всегда неизменно, просит о возвращении его в Литовскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

После войны успешно окончила последние курсы мехмата МГУ (1949), аспирантуру, работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища в течение 33 лет. Ирина Львовна Галинская (3 мая 1928 – 29 января 2017) Ирина Львовна Галинская Советский и российский филолог, доктор филологических наук, руководитель Отдела культурологии Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН. С отличием окончила отделение романо-германской филологии филологического факультета Киевского государственного университета. Долгие годы занималась анализом романов зарубежных и русских писателей XX века, а также переводами на русский многих иностранных произведений, например, «Над пропастью во ржи» и продолжение романа, выпущенное в 2009 году английским издательством. Выдающийся специалист в области гуманитарного знания. По мнению ее коллег, как специалисты, так и широкая общественность благодаря работе Ирины Галинской и ее коллег могли по-новому воспринимать творчество М. Булгакова, Д. Мережковского, Дж. Сэллиджера, Дж. Осборна, Н. Мейлера, Дж. Роулинг, М. Пруста, Ф. Кафки, а также смыслы возникающих вокруг них широких дискуссий. ФЕВРАЛЬ   Георгий Георгиевич Тараторкин (11 января 1945 – 4 февраля 2017) Георгий Георгиевич Тараторкин Советский и российский актер театра и кино. Народный артист РСФСР. Секретарь Союза театральных деятелей России и президент ассоциации «Золотая маска». Снялся более чем в 30 фильмах, среди которых «Преступление и наказание», где он сыграл Родиона Раскольникова, «Чисто английское убийство», «Богач, бедняк», «Умирать не страшно». С 1974 года играл на сцене театра Моссовета. Участвовал в совместном проекте Центра культурных инициатив «Сретение» и кафедрального храма Христа Спасителя «Антология русской поэзии. Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники». Виталий Иванович Чуркин (21 февраля 1952 – 20 февраля 2017) Виталий Иванович Чуркин Советский и российский дипломат, чрезвычайный и полномочный посол. В разные периоды являлся послом в Чили, Бельгии и Канаде, постоянным представителем России при НАТО и Западноевропейском союзе, заместителем министра иностранных дел России. Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций и в Совете Безопасности ООН с 8 апреля 2006 года.

http://pravmir.ru/2017-poteri-goda/

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Приготовление к войне. – Отпуск князя Трубецкого. – Выступление государя в поход. – Грамота царская к православным жителям Литвы. – Письмо царя к сестрам и к князю Трубецкому. – Успехи русских войск. – Взятие Смоленска. – Моровая язва в Москве и других городах. – Первое раскольническое движение. – Ссора шляхтича с козаком в Белоруссии. – Поведение Хмельницкого. – Приход Радзивилла под Могилев. – Измена Поклонского. – Действия Хмельницкого и Золотаренка. – Письмо Хмельницкого к Золотаренку. – Письма царя к Морозову, Черкасскому, Долгорукову, Пушкину и Матвееву. – Второй поход царя. – Обращение его к ратным людям. – Взятие Вильны, Ковна и Гродна. – Походы Хмельницкого и Бутурлина, Волконского и Урусова. – Жалоба ратных людей на воевод Урусова и Борятинского. – Сношения с гетманом Павлом Сапегою. – Успехи шведов в Польше. – Сношения шведского короля с царем. – Царское посольство к Радзивиллу. – Столкновения у русских войск со шведскими. – Императорские послы в Москве. – Посольство из Москвы к Павлу Сапеге. – Посольство Галинского в Москву. – Прекращение военных действий с поляками. – Переговоры со шведскими послами. – Посольство в Данию. – Царский поход в Ливонию. – Неудачная осада Риги. – Виленские переговоры бояр с польскими комиссарами. – Посольство Матвеева к Гонсевскому. – Ордин-Нащокин. – Переговоры с Даниею. – Столкновение с козаками в Белоруссии. – Поведение Хмельницкого и сношения с ним царя. – Смерть Хмельницкого Еще летом 1653 года государь почел нужным внушить войску о возможности скорого похода; 28 июня он делал смотр своему двору на Девичьем поле, после чего приказал думному дьяку стать перед собою и сказать войску: «Стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы! Писано есть, яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше от отца. Сего благословеньем и единородного его сына и святого и животворящего духа изволением, и всенадежныя заступницы нашея Богородицы и приснодевы Марии, и всех святых молитвами пришло в мысль нашего царского величества осмотреть воинство наше, которым православная христианская вера сохраняется в мире и в тишине, и в благоденствии, и наше царское величество от супротивных врагов наших ограждается, и ваша в службе храбрость и мужество объявляется, и христианское множество от всенаходящих бед спасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архив Пн Слово архимандрита Феофана (Кима) при наречении во епископа Кызыльского и Тывинского 28 октября 2011 г. 18:45 28 октября 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феофана (Кима) во епископа Кызыльского и Тывинского. При наречении архимандрит Феофан обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, глубокочтимый Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Божиим, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви призываюсь я, недостойный, к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14) — служению в сане епископа. В смущении и трепете предстою я сегодня перед вами, святители Христовы, сознавая свои немощи, и страшусь огромной ответственности перед Богом, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Моему мысленному взору представляется образ Пастыреначальника Христа, Который говорит о Себе: «Я есмь Пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Я вспоминаю святых апостолов, которые «для всех сделались всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), а также подвижников, многие из которых избегали этого служения, страшась его высоты. Как дерзну я, грешный и недостойный, встать в один ряд с великими святителями и вами, богомудрые архипастыри? Пытаясь осмыслить свое призвание к архиерейскому служению, могу лишь повторить за святым апостолом Павлом: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Привожу себе на память и другие слова апостола языков: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Сделав однажды свой выбор послужить Богу и Церкви в монашеском чине, с момента своего пострига я пребываю в послушании Церковному Священноначалию, и нынешнее свое избрание, искать которого не дерзал даже в мыслях, принимаю как волю Божию обо мне, послушание которой я должен проявить.

http://patriarchia.ru/db/text/1659170.ht...

Но однажды, по действию диавола, случилось немалое искушение как с духовным руководителем, так и с его духовным сыном. Слава Богу, что все обошлось благополучно, благодаря исключительной выдержке руководимого. А случилось следующее. Когда Василий Димитриевич, как обычно, зашел в Лавре к своему духовнику, то этот иеромонах оказался настолько опьяненным, что с трудом держался на ногах. Однако Василий Димитриевич этим не смутился и провел, как и прежде, монашескую исповедь, и словно ничего не случилось, взял благословение и спокойно ушел. Но когда в следующий раз он пришел к иеромонаху на «откровение помыслов», тот поклонился ему до земли и попросил прощения за случившееся. При этом он очень хвалил Василия Димитриевича за его мудрый поступок, за то, что он не смутился и не осудил его, потому что все получилось неожиданно и для самого духовника. Он не знал слабости своего организма и превысил меру, которую мог выдержать. А молодой человек проявил мудрость Святых Отцев, мудрость евангельскую. Впоследствии Архиепископ Феофан пояснял: «Надо помнить и никогда не забывать, что на исповеди мы предстоим пред Господом, а не пред человеком. Священник – человек, он – только свидетель. Этого нельзя забывать... А самое главное – надо всячески избегать осуждения человека. Даже и самого явного грешника не осуждай. Ты узнал о его грехе, но не знаешь о том, что он уже осознал свой грех и принес покаяние Господу, и Господь простил. А ты осуждаешь... Но суд – дело Божие, и потому осуждающий, в гордости своей, присваивает себе ту власть, которая принадлежит одному Всевышнему Богу. Поэтому Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете. Не осуждайте, и не будете осуждены. Прощайте, и прощены будете, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» ( Лк. 6, 37–38 ). В этом отношении примечательно воспоминание одного человека, которому посчастливилось побывать на исповеди у самого Архиепископа Феофана: «Я стал перед аналоем в углу его келии. На аналое – Святой Крест и Евангелие. Архиепископ прочел молитвы перед исповедью и, когда настало время мне говорить о своих грехах, его не оказалось рядом со мною. Я невольно оглянулся. Он стоял в противоположном углу... И я понял, что Архиепископ оставил меня перед Крестом Христовым и Его Святым Евангелием, ясно показывая, что исповедаюсь я перед Вездесущим и Всевидящим Богом, а не перед человеком. Человек – это только свидетель: «аз точию свидетель есмь!», как сказано в молитве перед исповедью, которую читает священник...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Spiritual. 4. 2). В то же время сам еп. Феофан в цитируемом сочинении пишет: «Действительность их (ангелов.- М. И.) непременно должна проявляться где-либо. Они существуют где-либо, но не занимают пространства» (С. 174). Правда, неск. позже он скажет, что ангелы, «не оформляясь в пространстве... не имеют очертаний. Не имея очертаний, не имеют вида» (Там же). Существовать где-либо и в то же время не иметь очертаний - это наиболее трудное место в представлениях свт. Феофана о природе ангелов. Указание на местопребывание, хотя и неопределенное («где-либо»), ангельской природы должно было бы предполагать наличие у нее «очертаний», что в свою очередь открывало бы возможность для постановки вопроса о некой телесности ангелов, хотя и не подчиненной, по справедливому замечанию еп. Феофана, пространству, т. к. пространство - это категория не духовного, а вещественного мира. Однако свт. Феофан вопреки мнению многих отцов Церкви не видит никакой возможности для постановки такого вопроса. Ангельская природа не подчинена законам физиологии (Мф 22. 30). И хотя в Книге Товита сказано, что невесту Товии «любил демон» (6. 15), этот библейский текст, по свидетельству толкователей (см.: Лопухин . Толковая Библия. Т. 3. С. 346), повествует не о плотской любви демона, а о его диавольской ненависти. Такую ненависть проявляют к человеку злые духи, именуемые в аскетической лит-ре «бесами блуда». Мнение о возможности половых связей между ангелами и людьми было распространено среди нек-рых отцов и учителей Др. Церкви. Его придерживались св. Иустин (Apol. II 5), Климент Александрийский (Strom. VI 1. 10), Афинагор (Legat. pro Christ. 24), Тертуллиан (De orat. 22; De cultu fem. 2) и др. В соответствии с этим мнением они толковали, напр., следующий библейский текст: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим...» (Быт 6.

http://pravenc.ru/text/115092.html

Александр П. 28 февраля 2012, 10:58 А вот мне не совсем понятно, почему в этой статье занимаются уравниловкой? Когда три святителя были признаны равными, так тогда это Церковь решала, а не кто-нибудь. Что может быть плохого в том, что один святитель оказывается выше другого? Как говорит Писание: иная слава солнца и иная луны. Конечно, творения святителя Игнатия несравненно выше, святее и душеполезнее чем труды святителя Феофана, и ничего оскорбительного для последнего в этом нет. Об этом говорили очень многие духовные люди, оптинские старцы, к примеру и пр. Уж не проявляется ли у автора статьи чисто советский рефлекс - всех уравнять? Максим 30 января 2012, 17:37 Православному. //его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Ефрем Сирин. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике И в этом слове нет не чего, о крещении разбойника водой истекшей из ребра. Не хочу ни кого обидеть,просто возникает не вольный вопрос. А Вы хоть сами читали эти объяснения? И откуда вы это вообще взяли? максим 30 января 2012, 14:53 Православному ///его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. 1)Прочитал поучения Иоанна Златоуста: Избранные творения том 1, Беседы во дни страстной и светлой седмиц " О кресте и разбойнике " . О крещении разбойника водою истекшей из ребра, там нет и в помине. 2) Ефрема Сирина не читал, а творений у него много. Если не трудно дайте ссылку именно по этой теме. Что касается статьи, я с автором согласен, считаю сравнивать двух святителей просто не уместно. диакон Павел Сержантов 30 января 2012, 00:31 К Православному (продолжение). В Гал 2 легко отметить те слова, которые указывают на «противостояние и расхождение», Ап. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ, потому что он подвергался НАРЕКАНИЮ. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе С НИМ ЛИЦЕМЕРИЛИ и прочие Иудеи... когда Я УВИДЕЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПРЯМО ПОСТУПАЮТ ПО ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, ТО СКАЗАЛ ПЕТРУ ПРИ ВСЕХ: ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ, ТО ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ? …человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я СНОВА СОЗИДАЮ, ЧТО РАЗРУШИЛ, то сам себя делаю преступником». Ап. Петр принял эти слова кротко и в утверждал авторитет Ап. Павла, ставя его послания наряду с книгами Священного Писания. Итак, спорный вопрос о законе получил мирное завершение к пользе Церкви, что бы ни писали либеральные протестанты про «партии Павла и Петра». Надеюсь, что и споры вокруг творений свят. Игнатия и Феофана утихнут к нашей общей пользе, а любовь к святителям и Апостолам разгорится сильнее.

http://pravoslavie.ru/51123.html

В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми, «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» с. 228]. Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки, гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии его упоминание Абрамов Александр Вячеславович насчитывается трижды: в книге Товита ( Тов.4:15 ) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки ( Лк.6:31 ) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея ( Мф.7:12 ): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» с. 109]. У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании: «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа...» с. 164]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе...» с. 406]. Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству т. 4]. Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писаного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям как те, так и другие не всегда следуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010