В Тобольске в 1921 г. было убито 100 иереев. Здесь приведены лишь несколько примеров бывших в то время массовых расстрелов духовенства, дошедшие до нас благодаря тому, что упомянутые города были на короткое время освобождаемы Белой армией, и поэтому сведения об этих мучениках были собраны самые точные. То же происходило и на всей остальной земле Русской; повсюду лилась потоком кровь христианская. Муки, какие претерпевали св. страстотерпцы, мало чем отличались от мучений христиан первых веков, и изощренная жестокость современных гонителей также не уступала жестокости их предшественников. Вот примеры. Епископа Соликамского Феофана (Ильменского) мучители вывели на замерзшую реку Каму, раздели его донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли святителя в воздух и начали медленно опускать его в прорубь и поднимать, пока он еще живой не покрылся коркой льда толщиной в два пальца и так предал свою душу в руки Божий. Все это зверство было совершено на глазах у многочисленных свидетелей — пасомых владыки, которые оплакивали и молились за своего архипастыря — нового священномученика Феофана, святого Пермского края (память его 11 дек.). В 1918 г. в Самаре не менее зверским способом был убит епископ Михайловский Исидор (Колоколов): его посадили на кол! В Херсоне в том же году 3 иерея были распяты на крестах. Наущаемые диаволом — первопричиной всех гонений на Церковь во все века, — новые мучители подвергали свои жертвы всем тем видам мук, кои употребляли иудеи, язычники и мусульмане в первые и последующие века гонений. К сим угодникам Божиим можно отнести слова апостола о первых мучениках Церкви Божией: «...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча...» (Евр. 11, 35—37). Муки за Христа и саму смерть новые мученики встречали бесстрашно, радовались тому, что в страданиях уподобляются своему Искупителю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436856/

Владыка пояснял, что те или иные явления из мира невидимого, потустороннего чаще воспринимаются в состоянии полусна, или, как говорят Святые Отцы, в состоянии тонкого сна. Отчасти это можно отнести к таким явлениям, как страхования. Он говорил, что переживает страхования чаще всего в полусонном состоянии. И только этим объясняются ответные действия Владыки Феофана. А если бы он не находился в полусне, то он не произносил бы так громко ни молитв, ни заклинаний, тем более с такой силой голоса, которая значительно превышает его естественные возможности. Это свидетельствует о том, что человек, находящийся в подобном состоянии, выходит за пределы обыденного, потому что и сами по себе эти явления из потустороннего мира. Так же эти явления изображаются и в Священном Писании . «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и великий страх» ( Быт. 15, 12 ). Это переживание праотца Авраама. А вот праведный Иов говорит о себе: «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом встали волосы на мне» ( Иов. 4, 13–15 ). Святой пророк Даниил сообщает о себе, что он пережил при одном видении: «Во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» ( Дан. 10, 8 ). А св. пророк Давид многократно говорит о таких переживаниях: «Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма» ( Пс. 54, 6 ). «На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя» ( Пс. 87, 8 ). «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» ( Пс. 16, 3 ). «На мне приидоша гневи Твоя, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе» ( Пс. 87, 17–18 ). «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия» ( Пс. 90, 5–6 ). Это лишь незначительная часть того, что говорит Священное Писание . И слово Писания не может передать этих переживаний иначе как словами: «страх и трепет», «ужас и великий мрак», «покры мя тма», «ужас и трепет», который «потряс все мои кости», от этого «дыбом встали волоса на мне», «во мне не осталось крепости, вид лица моего чрезвычайно изменился» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Все, что имеет Отец, Мое есть; Святой Дух получает от принадлежащего Отцу; Следовательно Св. Дух получает от Моего (совершенно правильная норма первого модуса первой фигуры категорического силлогизма). При таком восполнении силлогизма Христа отнюдь не может быть выводима из него мысль об исхождении Св. Духа от Сына. Силлогизм латинян: «·все, что имеет Отеи, Мое есть; Отец имеет произведение Св. Духа, – следовательно и Я имею произведение Св. Духа» совершенно произволен: к евангельской большей посылке они присоединяют заключение, которого в Евангелии нет, и потому силлогизм их совершенно неевангельский (§ 173). 175 В опровержеше этого доказательства Феофан доказывает, что после слов: «что услышит» следует подразумевать не выражение «от Меня», но выражение «от Отца» (§§ 179 – 180). На вопросе: что «слышал» Св. Дух, латиняне отвечают, что Св. Дух «слышал», т. е. получал свое бытие. По объяснению же Феофана, Св. Дух слышал именно то, что говорил (§ 182). То, что Он слышал, суть «тайны домостроительства Христова», различные происшествия, – словом, все то, что Св. Дух говорил и совершал в церкви во славу Божию (§ 181). «Слышать», в сущности, значит тоже, что «·быть посылаемым» – mitti. В этом выражении, подобно некоторым другим выражениям, в которых Христос говорит о Себе самом («учение Мое не есть Мое», «Я ничего не могу творить Сам от Себя», «как слышу, так и сужу» – Иоан. 5, 30 ; «пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю» и пр. ) выражается «обязанность посланника» (legati munus), каковым может быть и Дух Святой, так как для посланничества не требуется непременно вочеловечение (§ 183). 176 Haec duo sint praecipua vestra argumenta, говорит Феофан об этих доказательствах в «Apologia fidei» (р. 30). 177 Et haec satis sint ad vulgatissimum latinorum argumentum (здесь говорится о четвертом доказательств), quod vel solum esse video, cur Protestantes Theologi articulum hunc, non reformarint, ut facile collitur ex eorum scriptis (Theol. Procop. p. 1052, § 169).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Вы о тех... думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств. Научитесь думать о них хорошо и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это: доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому-либо уважаемому лицу, – и сие чувство храните... и с ним ходите. Тогда никаких неприятностей не будет. Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть – и почитайте (8, с. 198–199). 40 ...устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 45 ...сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. 47 ...славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. 50 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 51 Это подробно раскрыто в брошюре еп. Феофана «Семь слов в Недели, приготовительные к посту». М., 1902 (9, с. 139). 53 Уклонение может быть на десную сторону и на шуюю (направо и налево). Первое есть ревность не по разуму, второе – леность (9, с. 144). 57 ...и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души. 65 Утвердившиеся во внутренней жизни сильны на то, но прописываемое по временам удаление от мира, или уединение, и им необходимо (10, с. 99, сноска 2). 66 У нас обычно говение ведется неделю или шесть дней- и достаточно. Временное удаление от мира требует прекращения житейских дел и сношений. У нас всего удобнее, особенно если говение предпринимается не в пост, наряду с другими, – удалиться в какую-либо благоустроенную обитель. Там легче забыть все и заняться только делом спасения: ибо для возгревания духа необходимы и церковная служба, и душеполезное чтение, и назидательная беседа. Строгое одиночество, даже временное, тому, кто еще не умеет править своим внутренним, неполезно (10, с. 100, сноска 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– Для того чтобы вновь обрести Бога в своей жизни, Церковь предлагает путь спасения. Христос во время проповеди говорил: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14), – напомнил слушателям митрополит Климент. Владыка рассказал, почему выбрал для своего доклада именно писания Феофана Затворника: «Своеобразие взглядов святителя Феофана состоит, в первую очередь, в том, что путь, который он предлагает христианину, выглядит достаточно оптимистично. Кроме того, святитель делает особый акцент на психологии человека, отмечает разнообразие её оттенков и душевных движений». В своих трудах святитель много внимания уделяет вопросу, что есть истинная духовная жизнь, и определяет путь спасения как «веру с хождением в заповедях при помощи благодати Божией». В практическом плане одним из важнейших оснований духовного выбора человека становится внимание к заповедям, они помогают нам увидеть нашу немощь, и когда человек её осознаёт, то для преодоления обращается к Богу, а не к людским средствам и способам. Святитель Феофан указывает, что существуют факторы, препятствующие выбору духовного пути. Человеку трудно встать на путь спасения ещё и потому, что он пребывает в состоянии внутреннего разделения. Святитель обращает внимание на отличие христианской жизни от жизни естественной и констатирует, что человек может спастись с помощью Божией. «Стоит человеку поддаться искушению, как он, будучи носителем испорченной грехопадением природы, ступает на путь зла. Если он не осознал своей недостаточности, немощи, причина которой – греховность, то на практике это означает, что такой человек, ступивший на путь к Богу, тут же с него собьётся», – отметил владыка Климент. Подводя итоги доклада, митрополит рассказал о таком важном для нас качестве, как способность бороться с самим собой: «Всякий, ступающий на путь духовной жизни, должен иметь решимость вести борьбу с самим собой. Следует помнить, что борьба эта относится не только к области ума, но и ко всем силам человеческой природы».

http://pravoslavie.ru/59061.html

Дополняйте же меру преступлений отцов ваших… Змии, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну? Слышите, что Премудрость Божия вещает вам чрез Меня 15 : «Се я еще пошлю к ним пророков и мудрых книжников 16 ; но из них одни будут убиты… иные распяты… прочие преследуемы и биты в синагогах». Так вы сделаете все сие, дабы пришла на вас кровь пророков и посланников Божиих, убитых вашими предками, – от Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, который (так чтите вы храм!) умерщвлен между храмом и жертвенником 17 . Аминь, аминь глаголю вам, яко все сие приидет на род сей, отяготеет над настоящим поколением, над вами и чадами вашими… Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камением побивающий посланных к тебе! Колико крат хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крыле своя 18 , но вы не восхотели! Да будет же то, чему быть должно! Се, оставляется дом ваш пуст!… 19 Истинно говорю вам, вы не увидите Меня отныне, доколе не изыдете во сретение с восклицанием: благословен грядый во имя Господне! Мысли свт. Феофана ( Мф. 23:13 ) «Мысли на каждый день года» Горе вам… яко затворяете Царствие Небесное пред человеки. Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути, и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая, хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но не идет куда следует, потому что не знает, как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уже разрастается и выходит наружу. Но тогда уже ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать – взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им, что нужно и можно им знать, когда и как будет удобнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать, о ком пророк это говорит? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. – И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господен, и евнух уже не имел его и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию» ( Деян.8:26–40 ). Здесь прожил он некоторое время в своём доме, в котором посетил его Апостол Павел и провёл у него «многие дни», о чём также упоминается в Деяниях Апостолов, равно как и о том, что у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, «были четыре дочери девицы пророчествующие» ( Деян.21:8–9 ). Потом Ап. Филипп был епископом в Лидийском городе Траллии, в Мал. Азии, и, проповедуя всю свою жизнь, причём утверждал проповедь свою многочисленными чудесами, скоичался в глубокой старости. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, именуемого начертанным Феофан, вместе с старшим братом своим Феодором (пам. 27-го декабря), иноки Палестинской обители св. Саввы, именуются начертанными, потому что на лицах их после жестоких истязаний, которым они были подвергнуты, как защитники иконопочитания, император Греческий Феофил велел начертать позорные стихи, мучительным начертанием которых посредством раскалённых игл были выжжены лица исповедников до самых веждей. Феофан родился в Аравии от благочестивых родителей, отличавшихся в особенности страннолюбием. Воспитав свою душу под хорошим семейным влиянием, получив и научное образование в доме богатого отца, Феофан вместе с братом довершили то и другое в лавре св. Саввы – под руководством одного благочестивого и учёного пресвитера. Плоды благодатного воспитания сказались в подвиге целой жизни. Во время иконоборства в продолжение 25-ти лет Феофан был ревностным защитником и исповедником православия; претерпел различные истязания: оковы, голод, ссылку; брат и сподвижник его Феодор в ссылке и скончался; Феофан же дожил до прекращения смущавшего Церковь иконоборства и был посвящён в митрополита Никейского. Когда же нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – Сирианин и некому поручиться в том, что он – православный, то св. Мефодий, поставивший Феофана в митрополиты, указывая на лицо его, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюду острого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). «Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум наш не может находиться в праздности. Суетные мысли рождают и суетные дела, а добрые – добрые» (Ефр. Сирин). «Не уклоняйся от учения, хотя бы ты был и очень мудр. Ибо Божие устроение полезнее нашей мудрости» (Марк. Подв.) «Иные хвалятся беседой с знатными людьми, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Священных Писаниях беседуешь со Святым Духом, потому что в них говорит Дух Святой» (Ефр. Сирин). «Когда читаешь, читай с усердием и прилежно. С великим вниманием останавливайся на каждом слове и не только переворачивай листы, но не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы постичь его значение» (Ефр. Сирин). «Всегда проси Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе значение Своих слов, потому что многие, понадеявшись на свой разум, впали в заблуждение и, называя себя мудрыми, обезумели» (Ефр. Сирин). Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» и спасение людей (Еп. Феофан. Псалом 118. Изд. 2-е. М., 1891. – С. 14). Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным Неба... Сын Божий, воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет ... Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной... С тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей (Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1991. – С. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Из Святых Отцев приведем только одно свидетельство из многих – известную молитву св. Василия Великого , выражающую учение Церкви и Святого Писания об этом: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни, избави нас и от всякия вещи во тме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяние. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти, неискушены от злых. И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия... » Изо всех приведенных описаний ясно, что страхование есть крайнее напряжение всех человеческих сил. Вот почему по утрам, после страхований, на лице Владыки Феофана была заметна своеобразная печать пережитого, так как он был сильно утомлен непонятной для людей мира сего борьбою, что проявлялось в особой сосредоточенности, самоуглубленности, внутренней собранности, смирении. Недаром сказано, что страхования «обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе» ( Пс. 87, 18 ). Поэтому келейник, живший в то время отдельно от Владыки, мог безошибочно узнавать, было ли «это» ночью. Иногда Архиепископ сам говорил о том, сколь трудно и тяжело было. Иногда он даже заранее знал, что ему предстоит, так как видел своего врага, притаившегося в помещении и ожидающего ночи. Так однажды утром в Софии в Синодальных покоях Владыка сказал: – Я еще накануне понял, что ночь не будет спокойной… «Он» уже с вечера стоял в коридоре, такой огромный и злобный. Я еще подумал: «Ой, будет мне!» Оно и было… Конечно, люди, приученные воспринимать лишь то, что вещественно и осязаемо, склонны воспринимаемое духовно относить к иллюзиям и галлюцинациям. И таковые люди считают себя узаконенным образцом «нормального человека», поэтому, не задумываясь, объявляют ненормальными подлинных святых избранников Божиих. И единственным доказательством в пользу такого утверждения служит их чисто эмоциональное заявление: «Он не похож на нас». Изображая будущий век, Писание говорит: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидевши, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми?. . Мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам... Мы преисполнились делами беззакония и погибели... » (Прем. Сол. 5, 1–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

«…Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом…» ( 1Кор. 7, 34 )… «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления…» ( 1Кор. 15, 50 )… «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти…» ( Гал. 5, 16–17 )… «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную…» ( Гал. 6, 8 )… «Наша брань не против крови и плоти, но против… духов…» ( Еф. 6, 12 )… и т.д. Итак смысл всех мест Священного Писания, в которых говорится о душе – духе, таков, что в понятии сотворенного духа никак не может мыслиться никакая степень вещественности, никакая причастность к материи, а следовательно необходимо признать, что, с точки зрения Слова Божия, в споре двух святителей, истина находилась на стороне преосвященного епископа Феофана. Эта истина была запечатлена и общецерковным сознанием. Седьмой Вселенский Собор на своем четвертом заседании, на основании свидетельств Слова Божия и богомудрых рассуждений Святых Отцов, провозгласил невещественность ангелов, а следовательно и души, указав, что они «чужды всякой телесной оболочки» 24 . В «Православном Исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» говорится: «Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела, дабы… видно было, что Он же есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного…» 25 . «…Тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа дается от Бога, как говорит Писание: «Господь, прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем…» ( Зах. 12, 1 ) 26 . Оба преосвященных автора в доказательство своих взглядов обильно приводят и многочисленные выписки из творений святых Отцов. Один – в пользу вещественности души, духа, ангелов; другой – в пользу их невещественности, нематериальности. Цитаций этих очень много. Остановимся сначала на тех местах, которые являются наиболее «острыми», краеугольными камнями обоих взглядов. Епископ Игнатий в «Слове о смерти» приводит следующие слова святого Макария Великого : «Как ангелы имеют образ и зрак (вид), и как внешний человек имеет образ, так и внутренний имеет образ, подобный ангелу, и зрак, подобный внешнему человеку…» 27 . Приводится в некотором перифразе и иное место: «Всякая тварь – и ангел, и душа, и демон по собственной природе своей есть тело; потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело. Так и душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему языком, которым говорит, и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные отправления…» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010