69 Угол. Кодекса... 3) Могу ли я, епископ Православной Церкви, состоящий в религиозном общении с старой иерархией, а не с новообновленческой, регистрироваться как руководитель избравших меня таковым религиозных обществ... 4) Действительно ли регистрация религиозных обществ в настоящее время временно прекращена, тогда как раньше было объявлено о продлении срока регистрации до 1-го ноября» 817 . Владыка Иоасаф стремился добиться снятия запрета на поминовения высшей церковной власти (патриарха Тихона и митрополита Кирилла) и легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление. Однако гражданская власть понимала, что легализация положения епископа Иоасафа окончательно подорвет обновленческое движение в Тат-республике. Поэтому власти не только не позволили зарегистрировать православное епархиальное управление, но и благосклонно отнеслись к рассылке обновленческим КЕУ по всей Татреспублике копий запрета возношения за богослужениями имен патриарха Тихона и митрополита Кирилла, добавляя к ним еще и имя епископа Иоасафа. В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), иеромонахи Иоанн (Широков), Феофан (Еланский) и иеродиакон Серафим (Шамшев) были вновь арестованы и сосланы на 3 года на Соловки 818 . В январе 1924 года в Ташкент были сосланы Платон Иванов и протоиерей Грузинской церкви, бесстрашный обличитель обновленчества отец Александр Гаврилов, а в марте подвергся высылке в Москву и заключению в Таганскую тюрьму Александр Кожевников. 20 ноября 1923 года Комиссариатом внутренних дел Татреспублики епископу Иоасафу было запрещено служение в храмах вследствие будто бы возбужденного против него судебного дела в Главсуде за принадлежность к сторонникам патриарха Тихона. Однако оказалось, что в суде никакого судебного дела нет, а есть «наблюдательное производство в Татотделе ГПУ», которое было начато еще в начале сентября. Вместе с тем, запрет на служение епископу Иоасафу был объявлен только в конце ноября, вскоре после получения им такого же запрещения от обновленческого ВЦУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

96 . Волобуев Степан Николаевич – Врач линейного корабля «Синоп» – По избранию – Мирянин от Херсонской епархии – 29 – Харьковский Университет – Одесса, Херсонской губ. (линейный корабль «Синоп»). 97 . Воловей Феодосий Стефанович – Протоиерей, епархиальный миссионер – По избранию – От военного и морского духовенства – 55 – Студент духовной семинарии – Одесса. 98 . Воронин Лев Михайлович – По избранию – Мирянин от Омской епархии – 54 – Образование домашнее – Ишим, Тобольской губернии. 99 . Востоков Александр Александрович – Псаломщик Вознесенской церкви, Усманского уезда – По избранию – Клирик от Тамбовской епархии – 28 – Духовная семинария – С. Куликово, Усманского уезда, Тамбовской епархии. 100 . Востоков Владимир Игнатиевич – Священник Уфимского Кафедрального Собора – По избранию – От Уфимской епархии – 49 – Студент духовной семинарии – Уфа. 101 . Вылков Автоном Иванович – Священник, законоучитель Учительского Института в Кишиневе – По избранию – Клирик от Кишиневской епархии – 39 – Кандидат богословия – Кишинев. 102 . Высоцкий Константин Георгиевич – Сенатор – Член Предсоборного Совета – Университет – Петроград. (Признан выбывшим из состава Собора за неприбытием). 103 . Гавриловский Василий Михайлович – Директор Вольской Учительской Семинарии – По избранию – Мирянин от Саратовской епархии – 53 – Духовная Академия – Вольск, Саратовской епархии. (Сложил полномочия Члена Собора.) 104 . Гаврилов Феофан Григорьевич – Преподаватель Воронежской Духовной Семинарии – По избранию – Мирянин от Воронежской епархии – 47 – Кандидат богословия – Воронеж. Гагарин Феодор Арсеньевич – Мастер валяной обуви – По избранию – Мирянин от Екатеринбургской епархии – 56 – Домашнее образование – Нижне-Салдинский завод, Верхотурского уезда, Пермской губернии. 106 . Галахов Иаков Иаковлевич – Протоиерей, профессор Томского Университета – По избранию – Клирик от Томской епархии – 52 – Магистр богословия – Томск. 107 . Гаранин Тихон Максимович – Староста собора г. Новоузенска – По избранию – Мирянин от Самарской епархии – 54 – Домашнее образование – Новоузенск, Самарской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А их из той пустыни выслать для счету в Каргопольское духовное правление; тако ж и монаха Феодорита (уже известного нам по «Истории Челменской пустыни» «Христианское Чтение», 1889 г., для справы во оное ж духовное правление. 4) А в ту пустыню впредь к жительсиву определить из оброку, или из полу, как на предь сего имелось, имеющегося напредь сего той пустыни псаломщика Маркела Иванова, которой ныне имеется по определению каргопольского духовного правления в Челмогорской пустыне. И оному псаломщику Иванову в то(й)м пустыне св. церкви и в них св. иконы и прочее, тако ж хлеб и скот и все, что есть, по описе отдать, с распиской, и чтоб оному Маркелу из той Наглимозерской пустыни без ведома духовного правления и Спасова Каргопольского монастыря ничего из той описи не продавать – обязать подпиской. – 5) А в Челмозерской пустыне определить к жительству вкладчика кенозерской волости крестьянина Феофана Елисеева, которому в той пустыне все, что есть, отдать, с распиской же, понеже он, Феофан, обязался давать в ту пустыню на каждый год ис прирослого хлеба, и приплодного скоты половину, а снасть железную и деревянную не требовать, и все исправлять собою, и чтоб им, Феофаном, потому ж, без ведома Каргопольского духовного правления и Спасского монастыря настоятелей продаваемого не было – обязать его подпиской же. – Будучи тебе за вышеписанным отправлением никому обид и налог не чинить и взяткам не касаться и поступать порядочно, опасаясь, за непорядочные поступки, жестокого неослабного штрафования, Сентября 21 дня 1748 года. Каргопольский закащик предтеченский священник Василий Гаврилов, Каргопольский закащик благовещенский священник Василий Иванов. – Читал Иван Протопопов». Подлинник писан на листе (Архив Спасского монастыря). 577 Подобную расправу – превосходящую обыкновенный грабеж – видим и в Кодлозерской также безлюдной пустыни, хотя и в меньших, по варварству своему, размерах (см. наше описание «Христианск. Чтении», 1885 г. 579 С. Кемское, по прямому зимнему пути находится от Ягремской вол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1950-е годы на жительство в Псково-­Печерский монастырь также поступили многие другие подвижники. Среди них архимандрит Феофан (Молявко; 1913-2001; в обители с 1951 года), смиренный инок, совершитель непрестанной Иисусовой молитвы; схиигумен Савва (Остапенко; 1898-1980; в обители с 1955 года) — один из наиболее известных и почитаемых печерских старцев, имевший огромное число духовных чад, приезжавших к нему за советом из самых отдаленных областей страны; архимандрит Антипа (Михайлов; 1924-1989; в обители с 1955 года), в последние годы жизни почти беспрерывно совершавший чтение неусыпаемой Псалтири, опытный духовник; архимандрит Досифей (Сороченков; 1928-1998; в обители с 1957 года) — мудрый подвижник, живший с 1966 по 1982 год на Афоне в Пантелеимоновом монастыре, а затем вернувшийся в Печоры и окормлявший здесь многочисленных духовных чад; схиархимандрит Александр (Васильев; 1927-1998; в обители с 1958 года) — опытный братский духовник, также окормлявший не только монашествующих, но и многочисленных паломников, долгие годы несший послушание благочинного, яркий проповедник; архимандрит Никита (Чесноков; 1883-1963; в обители с 1959 года) — ученик и наследник традиции святого праведного Иоанна Кронштадтского, переживший советские репрессии, заключение и лагерь, спасший в годы Великой Отечественной войны от уничтожения немецкими войсками мощи древних новгородских святых, в частности мощи святителя Никиты Новгородского, находившиеся в Софийском соборе; схиархимандрит Пимен (Гавриленко; 1883-1976; в обители с 1959 года) — один из наиболее духовно опытных печерских старцев, многолетний братский духовник, совершитель непрестанной Иисусовой молитвы. Все да будет у тебя с любовью С 1967 года в Псково-Печерском монастыре подвизался один из наиболее известных русских старцев ХХ века архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910-2006), являвшийся духовником огромного числа русских священнослужителей, монашествующих и мирян, наделенный особой пастырской мудростью, преисполненный любовью ко всем приходившим к нему за советом, выдающийся проповедник.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055881...

В годы войны РПЦЗ потеряла и других иерархов. Это были хранитель Курской-Коренной иконы Божией Матери архиепископ Феофан (Гаврилов) († 1943) и архиепископ Тихон (Лященко) († 1945). В 1945 г. югославские коммунисты расстреляли архиепископа Гермогена (Максимова). Однако необходимость в Зарубежной Церкви была – количество беженцев из Советского Союза и Восточной Европы было значительным. Не всегда хотели возвращаться на родину вывезенные в Германию на работы советские граждане, а также оказавшиеся в плену советские солдаты, тем более те, кто выступал против Красной армии с оружием в руках. Свое будущее эти люди, как правило, связывали не с Московским Патриархатом, а с Зарубежной Церковью. В сентябре 1945 г. митрополит Анастасий переехал в Швейцарию и оттуда фактически заново организовал деятельность Зарубежной Церкви. Ее кадровый состав восполнился за счет эмигрировавших архиереев Украинской и Белорусской автономных Церквей. 10 августа 1945 г. было издано обращение патриарха Алексия I «К архипастырям и клиру так называемой карловацкой ориентации» с требованием «принести покаяние пред Церковью». Однако тон послания, подразумевавший, что РПЦЗ является расколом, а главное, продолжающиеся преследования за веру воспрепятствовали Зарубежной Церкви примириться с Церковью в отечестве. В 1945 г. Московская Патриархия пыталась добиться от Сербской Церкви разрыва общения с Русской Зарубежной Церковью и ее осуждения. После длительных переговоров Сербская Церковь приостановила общение с РПЦЗ, передав окончательное решение будущему Собору. Такой ответ позволил Сербской Церкви сохранить общение с Зарубежной Церковью. Вплоть до XXI в. случаи сослужения между клириками Сербской и Русской Зарубежной Церквей не были редкостью. Неудачей закончились попытки московской церковной власти осудить РПЦЗ на всеправославном уровне. Добившись предварительного согласия на это со стороны глав Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, получить подпись Константинопольского Патриарха Московской Патриархии не удалось. Тем более что всеправославное осуждение РПЦЗ подразумевало созыв независимого Собора, на котором могли быть озвучены факты, крайне неприятные для советского режима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ноябре 1918 г. в Томске был созван Собор в составе 13 архиереев, а также 26 членов Поместного Собора из духовенства и мирян. Председательствовал на Соборе архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), почетным председателем был митрополит Казанский Иаков (Пятницкий). Собор организовал Временное Высшее церковное управление (ВЦУ), председателем которого стал архиепископ Сильвестр (Ольшевский) . Но намного большую роль в истории Церкви сыграло другое ВЦУ, организованное на юге России в мае 1919 г. Именно тогда в Ставрополе-Кавказском состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор. В качестве примера для своей деятельности Предсоборная комиссия рассматривала Томский Собор. В Ставропольском Соборе, проходившем с 19 по 24 мая, приняло участие 11 архиереев, 22 священника, 1 монах и 20 мирян. Председателем Собора был избран архиепископ Митрофан (Симашкевич), почетным председателем – архиепископ Агафодор (Преображенский). 22 мая было принято решение о создании Временного Высшего церковного управления (ВЦУ), которому передавалась власть над всей территорией, подконтрольной Вооруженным силам Юга России. Такое положение предусматривалось сохранять до установления нормальной связи с патриархом. Председателем ВЦУ стал архиепископ Митрофан (Симашкевич). Свободное положение нового церковного органа позволяло ему решать вопросы, которые не могло взять на себя московское священноначалие, например, открытие новых епархий и викариатств. На юге России продолжалось издание газеты «Церковные ведомости». Полномочия ВЦУ признал и наиболее авторитетный русский архипастырь – митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) , ставший его почетным председателем. Правда, принять участие в работе ВЦУ митрополиту не пришлось – до ноября 1919 г. он находился в Клеве, затем вместе с отступающими войсками уехал на Кубань, а в марте 1920 г. покинул Россию. Русские иерархи, священники и монахи, уходившие на юг, по возможности старались спасать и церковные святыни. Епископ Курский Феофан (Гаврилов) увез с собой чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери, а киевские пастыри вывезли частицу мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры, которые ныне находятся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время, как известно, в состав Курской епархии входила и Белгородчина. Епископ Никодим прибыл к месту своего служения незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского и принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа. В частности, им составлены один из акафистов святителю Иоасафу и две молитвы, которые читаются после акафиста. В 1913 году владыка Никодим был переведен в Белгород. Здесь им было подготовлено и опубликовано несколько книг и брошюр, посвященных личности святителя Иоасафа, а в бывших архиерейских покоях при непосредственном участии владыки Никодима были собраны личные вещи, ставшие основой экспозиции первого музея Белгородского Святителя. Главным итогом научной деятельности епископа Никодима в этот период стала книга «Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский, и его причтение к лику святых» 22 , изданная летом 1914 года. Этот труд является образцом церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. В нем обстоятельно и подробно излагаются все этапы жизни Святителя, его смерть и последующее прославление, приведен обширный историографический обзор литературы о Святителе Иоасафе. Протопресвитер Михаил Польский в книге «Новые мученики российские» пишет: «Это была одна сторона деятельности владыки на Белгородской кафедре… Другая же – окормление своей паствы. На этом поприще он за то небольшое время, что служил в Белгороде, снискал любовь и уважение людей… Проповеди епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности... Служил он истово и отрешенно, весь уходя в служение Богу, был «как посланец с небес среди земных людей» 23 . После Февральской революции 1917 года епископ Никодим временно исполнял обязанности правящего архиерея всей Курской епархии, так как архиепископ Курский Тихон (Василевский) 2 сентября 1917 года был уволен на покой в числе духовных особ, неприязненно относившихся к Временному правительству. После выборов нового архиерея епархию возглавил бывший Рыльский викарий епископ Феофан (Гаврилов) – это он впоследствии вывезет чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Верными Православию в Казани остались только два приходских храма – Покровский, где служил священник Александр Гаврилов, и Петропавловский собор, где священствовал тесть отца Александра – протоиерей Андрей Боголюбов. Главным мотивом отпадения казанского духовенства в обновленчество была боязнь репрессий со стороны властей, покровительством которых «живцы» открыто пользовались. Оставаться сторонником патриарха Тихона стало почитаться за преступную нелояльность к гражданской власти, сделавшей выбор в пользу обновленчества. Владыка Иоасаф, проводивший одно время линию на умиротворение церковных нестроений и входивший, как и епископ Афанасий, – в одно епархиальное управление с живоцерковниками, теперь возглавил группу непримиримых с обновленчеством клириков и монахов, в которую входили постриженники митрополита Кирилла, академически образованные насельники Иоанно-Предтеченского монастыря: игумен Питирим (Крылов), иеромонахи Иоанн (Широков), Палладий (Шерстенников), иеродиакон Серафим (Шамшев), иеромонах Спасского монастыря Феофан (Еланский), а также монахи Раифской и Седмиезерной пустынь, руководимые архимандритами Феодосием (Лузгиным) и Александром (Уродовым). 29 апреля – 9 мая 1923 года в Москве прошел первый т. н. «обновленческий собор», объявивший о низложении патриарха Тихона и лишении его монашества и принявший широкую программу литургических реформ и «церковного обновления», в том числе допустимость второбрачия для священников, брака для епископов и пр. Патриарх Тихон и значительная часть епископата не признала решений этого «собора». Однако обновленчество было поддержано Константинопольским и другими восточными патриархатами, а также Ватиканом. Особенную активность в контактах с обновленцами проявлял представитель папы д’Эрбиньи. Все это вместе с содействием, оказываемым обновленчеству гражданской властью, убеждало приходское духовенство во избежание неприятностей признавать обновленчество. В отличие от приходского духовенства, сами казанцы отказались признавать и ВЦУ, и архиепископа Алексия как неканонически поставленного на «живое место».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Владыка Савва читал много, собрал обширную библиотеку… – …и завещал ее Московской духовной академии. Принял правильное решение: распорядиться библиотекой заблаговременно. Когда умер Новоспасский архимандрит Агапит, владыка Савва получил письмо от их общего знакомого: «Отец Агапит предполагал подарить свою библиотеку Владимирской семинарии, но письменного завещания составить не успел… преосвященный Иннокентий, снисходя к бедным родственникам отца Агапита, которым никакого после него наследства не осталось, велел отдать им его библиотеку. Родные разделили библиотеку на три части… Не захотите ли Вы купить что-либо из библиотеки отца Агапита?» Владыка отвечал: «Такова печальная судьба большей части библиотек нашей ученой братии. Боюсь, как бы и с моею библиотекою не случилось того же». И когда владыка сделал распоряжения о своем книжном собрании, вдова ректора Академии художеств В.А. Иордан ему написала: «Ублажаю Вас, Владыко Святый, что Вы так мудро распорядились со своим сокровищем. Всей душой скорблю, что преосвященный Феофан не сделал этого. Библиотеку, как и все оставшееся после него имущество, наследует племянник его, мирской человек, который, пожалуй, распродаст книги по частям букинистам». – Кто опубликовал «Хронику»? – Внучатый племянник владыки Г.Ф. Виноградов служил в Лефортово, в храме Петра и Павла. Он и стал издателем «Хроники» архиепископа Саввы, которая дошла до нас в девяти томах. – А труды митрополита Филарета (Дроздова) кто подготовил к изданию? – Труды святителя готовили Н.И. Григорович и А.В. Гаврилов. После смерти Григоровича Александр Васильевич остался один. В письме к владыке Савве он писал: «Мой Филарет медленно движется… Когда окончу, с радости учиню дебош. Вот до чего может довести Филарет человека, который слишком им занимается. Хорошо я его проштудировал и откровенно сознаюсь: много в нем было неясного… Писать его биографию – великий труд». Владыка отвечал: «Оканчивайте, оканчивайте скорее Филарета и для дебоша приезжайте в Тверь». – В Твери ему приходилось встречать и многих высокопоставленных особ, направлявшихся в Петербург. Хорошее у него было место служения.

http://pravoslavie.ru/102844.html

«Всепресветлейший и державнейший великий Государь Император и самодержец всемилостивейший. Сущу мне нижайшему рабу и теплейшему богомольцу вашего императорскаго величества, в саксонской академии в граде Але, и тамо греческому языку учащу и греческому истиснению их исправляющу, явися его высочество государь царевич и великий князь, преблаженныя памяти Алексий Петрович, родитель вашего императорскаго величества, еще исперва в Лейпциге, где, слышав о мне, послал и взяв к себе пребыл при его высочестве от того времени яко духовный отеп его высочеству не малое время. Егда же здравия ради, его высочество, карлсбадския воды употребляти изволил, взял паки с собою и из Санкт-Петербурга Карлисбада доидохом. И по употреблении тех вод возвращаяся, по прошению моему, дабы с родники моими повидатися, в Берлине оставил мя в дому сиятельнейшаго графа Александра Гавриловича Головкина, с клятвою паки к его высочеству возвратитися. Но егда возвратился из Венеции в Берлин, указом его императорскаго величества, вечнодостойныя памяти деда вашего императорскаго высочества, жити мя послали при ея величестве государыне царевне Екатерине Иоанновне в Шверин, по прошению ея высочества. Егда же отшествие его высочества государя царевича и вел. князя вечнодостойныя памяти Алексия Петровича из С.-Петербурха случилося быти: не знаю коим моим злощастием в подозрение впадох Петра Толстаго, яко духовник е. в., и в страшном оном испытании мне тогда бывшу, лишен от всех моих в соловецкий монастырь неповинно заточен и в темной темнице заключен, где и монашеский чин возприял. А ныне милосердым указом вашего императорскаго величества, для многолтняго здравия вашего императорскаго величества и для вечнодостойныя памяти его высочества государя царевича и великаго князя Алексия Петровича, родителя вашего императорскаго величества, за толиких моих страданий, некое милостивое определение о мне учинить оным, сиречь, милосердием, им же ваше императорское величество обещался еси обидимых вспомогать и притекающих к вашему величеству от себе не отгнати и имиже и родитель вашего императорскаго величества вечнодостойныя памяти присно мя снабдел. И есмь вашему императорскому величеству покорный раб и богомолец Ливерий Иоаннов сын, священник грек бывший, а ныне в монашестве Евфимий». Писал своею рукою в 1720 году 14 октомврия. Дела архива св. Синода, 1728 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010