Скачать epub pdf К 150-летию со дня смерти … Архимандрит Феофан (Александров, 1785–1852) создал много прекрасных сочинений, одно из которых – Рождественские ирмосы – стало, можно сказать, народным. Их поют не только в самый праздник Рождества, но и в течение всего Рождественского поста и на святках. А между тем сам Феофан сегодня практически забыт. За последние 90 лет ему были посвящены всего две довольно скупые статьи в Журнале Московской Патриархии, причем вторая 8 за 1985 год), подписанная Г.А., во многом повторяет предшествующую – профессора Льва Парийского 10 за 1952 год). В свою очередь оба автора, по признанию Г.А., базировались на ставшей уже библиографической редкостью монографии протоиерея А. П.Смирнова 1 Архимандрит Феофан, церковный композитор (Казань, 1909) и на Истории Казанской Духовной Семинарии за XVIII и XIX столетия А. Благовещенского (Казань, 1881). Обе статьи, к сожалению, содержат ряд искажений и страдают существенной неполнотой. Например, по поводу происхождения архимандрита Феофана здесь сообщается только, что он – сын дьячка из села Городище Каширского уезда и родился либо в 1785, либо в 1786 году. Как удалось установить, первая публикация о Феофане содержится в книге С.К.Смирнова История Троицкой Лаврской Семинарии, изданной в 1867 году. В семинарских архивах обнаружился документ о поступлении сюда будущего архимандрита. Из него следует, что первоначально дьячкова сына Федора во время разбора священнослужительских детей оставили при отце – с перспективой самому стать сельским пономарем или дьячком. Однако его старший брат, священник московской Климентовской церкви, ходатайствовал перед митрополитом Платоном, а через него – перед епархиальной консисторией о разрешении поступить мальчику в Троицкую духовную семинарию, на что и получил согласие. Поскольку Федор, видимо, фамилии не имел, он взял фамилию Некрасов (вероятно, епархиального секретаря, подписавшего отношение о его зачислении в семинарию), которую носил первые два-три года. Федор Васильев Некрасов 12-ти лет (согласно документу за 1799 год) и 13-ти лет (за 1800 год), сын дьячка (Василия Гаврилова – указано только в документе за 1800 год) Николаевской церкви села Городище 2 Каширского уезда Тульской епархии, ученик высшего грамматического класса, поступил в семинарию 15 декабря 1798 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В.В. Каширина Содержание От редакции Феофановские чтения Пленарное заседание (Москва) Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский. Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни Лука (Степанов), игумен. Духовное родство Выши и Афона (1866–1894 гг.) Щербакова М. И. Святитель Феофан и греческое духовное училище на о. Халки Каширина В. В. Заметки святителя Феофана на полях рукописи «Ключ к Восточному вопросу» Чудинов Д. А. Неизвестное творение Феофана Затворника (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 5. Ед. хр. 42) Успенский Вышенский монастырь Вера (Ровчан), игумения. Святитель Феофан глазами детей: итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Ириней (Пиковский), иеромонах. «Евангельская история о Боге Сыне» святителя Феофана Затворника в контексте аналогичных синопсисов древности и современности Андрей Кретов, иерей. Литургическое наследие святителя Феофана Никольский Е. В. Личность человека в антропологии святителя Феофана Хохлова А. Б. Инновационный потенциал антрополого-педагогического учения Феофана Затворника Лукьянова А. Е. Алексей Гаврилович Говоров Евгений Игнатов, иерей. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Приветственное слово епископа Тарусского Серафима Корнилий (Зайцев), иеромонах. Учение святителя Феофана Затворника о природе души Евгений Игнатов, иерей. Соотношение свободы воли и естественного нравственного закона в творениях святителя Феофана Затворника Пётр (Алексенко), иеродиакон. Теоантропологическая интерпретация понятия св. апостола Павла дух (πνεμα) святителем Феофаном Затворником Варлаам (Череп), иеродиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Д.А. Чудинов Аннотация .Святитель Феофан в период затвора приобрел значительную библиотеку рукописных книг. Автор данной статьи исследует судьбу келейной библиотеки Вышенского Затворника. На данный момент в отделе рукописей Российской государственной библиотеки найдены всего три книги, находившихся в келье архипастыря. Abstract. Saint Theophan acquired a significant library of handwritten books during the period of the closure. The author of this article explores the fate of the Recluse’s of Vysha cell library. At the moment, only three books have been found in the manuscripts department of the Russian State Library, which was in the cell of the archpastor. Недавние находки, сделанные в Отделе рукописей РГБ, дают повод еще раз обратиться к истории келейной библиотеки святителя Феофана Затворника (1815–1894). Преосвященный Феофан, затворившись от мира в келье уединенной Вышенской пустыни, затерявшейся в лесах Тамбовской губернии, до последних дней собирал издания и рукописи. Сведения об объеме и составе библиотеки известны нам из подробного описания, сделанного вскоре после кончины святителя библиотекарем Московской духовной семинарии Николаем Александровичем Колосовым, а также из хранящейся в Афонском Пантелеимоновом монастыре описи. Объем келейной библиотеки составлял примерно 3400 томов, не считая периодических изданий и брошюр. Колосов разделил книги библиотеки на 20 тематических разделов: патрология Миня; Священное Писание ; христианская апологетика и история религий; богословие нравственное, сравнительное и догматическое; библейская и евангельская история; патрология; общая церковная история; история западных христианских исповеданий; русская церковная история; проповеди; литургика; философия; всеобщая история; русская история; литература; медицина; естествознание; языкознание; картография и периодика. В 1895 году скончался любимый племянник святителя Феофана – Алексей Гаврилович Говоров. Его несовершеннолетние дети остались круглыми сиротами, поэтому назначенные опекуны приняли решение продать библиотеку, чтобы обеспечить их существование. Покупателями стали московские купцы, потомственные почетные граждане, крупные промышленники и благотворители Александр (1850–1917), Михаил, Сергей и Константин Лосевы. После приобретения Лосевы пожертвовали собрание книг и рукописей святителя Феофана в открытую по указу императора в 1897 году приходскую библиотеку-читальню при московском храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Приходской библиотеке было присвоено имя Луки и Матвея Васильевичей Лосевых, и по решению совета храма ей мог бесплатно воспользоваться любой желающий. В 1903 году библиотека храма в Толмачах переехала в специально построенное для нее новое двухэтажное здание, где разместилась церковно-приходская школа. После революционных событий 1917 года Толмачевская библиотека прекратила свое существование, и ее судьба долгое время оставалась неизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А. Ильин Скачать epub pdf Историк-архивист Алексей Никанорович Котович Средний сын крупчицкого священника – Алексей Котович стал известным историком, который исследовал историю духовной цензуры в Российской империи. Алексей Никанорович Котович родился 17 ноября (ст. ст.) 1879 года в селе Рогозно Кобринского уезда. Первоначальное образование он получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 год, а потом учился в Литовской духовной семинарии с 1894 по 1900 год, где на курсе выше обучался его двоюродный брат Борис Котович. В 1900 году Алексей Котович окончил семинарии и, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1900 году Алексей Котович сдал вступительные экзамены и поступил в академию, которая была ведущим тогда духовным учебным заведением в стране, где преподавали замечательные педагоги, учёные и яркие личности. Ректором был епископ Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем – патриарх Московский и всея Руси. Инспектором академии являлся архимандрит Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873–1940) – духовник императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны, сыгравший решающий роль в переезде старца Григория Распутина в Санкт-Петербург. В академии сформировалась замечательная Петербургская церковно-историческая школа: Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929), Василий Васильевич Болотов (1854–1900), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), Николай Константинович Никольский (1863–1936), Платон Николаевич Жукович (1857–1919), Иван Саввич Пальмов (1855–1920), Иван Иванович Соколов (1865–1939), Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904) и др. «Их исследования прошлого Церкви были обращены к запросам настоящего. Можно назвать ещё целый ряд дисциплин и имён, с которыми на рубеже веков был связан научный прогресс Петербургской духовной школы. Это и догматическое богословие ( А.Л. Катанский ), и патрология ( Н.И. Сагарда ), и нравственное богословие ( А.А. Бронзов ), и церковная археология ( Н.В. Покровский ), и каноническое право ( В.Н. Бенешевич ). Можно также назвать и ряд областей, где учёними-тружениками Санкт-Петербургской духовной академии был сделан значительный вклад в церковную науку и богословскую мисль. Достаточно сказать о трудах Н.Н. Глубоковского о св. апостоле Павле или об экклезиологическом исследовании прот. Евгения Аквилонова . В это же время в Академии выдвигается замечательный круг учёных-славистов (Н. К. Никольский , И.Е. Евсеев , епископ Анастасий)» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Приутружденный старец Вассиан (из Оптинского Патерика) Крепостной крестьянин помещицы Филатьевой (Жиздринского уезда Калужской губернии) Василий Гаврилов был старостой в одном из ее сёл и вел свои дела очень хорошо и разумно. Кроме того, он был богомолен. У него была уже взрослая дочь, когда скончалась его жена. Они с дочерью решили поступить в монастырь и стали просить барыню выдать им отпускной документ. Она же, сама будучи благочестивой женщиной, одобрила их намерение и отпустила их вовсе на волю. Василий три года пробыл послушником в Калужском Архиерейском доме при владыке Антонии, а в 1812 году по его благословению вступил в Оптину Пустынь, где настоятелем был игумен Авраамий. Дочь его в то же время стала послушницей в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. 13 ноября 1814 года указом Консистории он был зачислен в братство. Через четыре года последовало его пострижение в мантию с именем Варлаам. В эти года, ревнуя о подвигах, он много постился, вообще усердно занимался телесным деланием и носил вериги. В Оптиной он стал учеником иеромонаха Феофана, замечательного подвижника духа, который пришел в Оптину в 1800 году из Нямецкого молдавского монастыря, где долгое время пребывал под руководством великого наставника монахов о. Паисия (Величковского) . В 1810е годы оба они, отцы Феофан и Варлаам, посещали пустынников, живших в потаенных местах Рославльских и Брянских лесов, и там познакомились со старцем Афанасием, отшельником, давним оптинским постриженником, пришедшим в обитель в 1796 году вместе с о. Авраамием, настоятелем тогдашним, из Пешношского монастыря. В 1805 году начал он своё лесное житие. В 1812 году пришел к нему рясофорный монах Моисей (Путилов), а затем и его родной брат Александр (в монашестве Антоний). Жизнь их была сурова, но Господь всё покрывал Своею благодатью. У них совершался полный дневной молитвенный круг, они читали и переписывали книги православных отцов-аскетов, и послушание старцу соблюдалось строго.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Митрополит Иларион приветствовал собравшихся, находясь в рабочей поездке в Сирии: «Казань — это место, в котором мы с особой силой ощущаем важность и необходимость межконфессионального диалога». Владыка особо отметил участие в работе по развитию теологии Научно-образовательную теологическую ассоциацию и Межрелигиозный совет России . «Теологическое пространство не может быть ни вне конфессиональным, ни над конфессиональным, — подчеркнул митрополит Иларион, — но очень важно, чтобы между нашими вероучительными традициями был диалог». С приветствием также выступили заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Ю.В. Линская, начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е.В. Еремин, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов, ректор Казанской духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.М. Кочетова, ректор Саранской духовной семинарии митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , заместитель директора Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения России С.С. Антонов. С приветственными словами к участникам также обратились представители традиционных религий, осуществляющих служение в России, муфтий Республики Татарстан К.И. Самигуллин, главный раввин Республики Татарстан Реб Ицхак Горелик, ученый секретарь Экспертно-научного совета по образованию при главном раввине России Гершон Коган. От властей региона приветствия участникам конференции огласили начальник управления департамента президента Республики Татарстан по вопросам внутренне политики А.Р. Диргизов и первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан А.И. Поминов. С основным пленарным докладом «Развитие теологической отрасли знания в контексте конфессиональных и государственных задач» выступил председатель научного совета НОТА, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Экспертного совета по теологии ВАК при Министерстве науки и высшего образования России Д.В. Шмонин .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5710532...

архимандрит Феофан (Александров) (ок. 1785–23.10.1852) Аудиокниги архимандрит Феофан (Александров) Архимандрит калязинского Макариевского монастыря, церковный композитор. Биография Родился в семье дьячка Василия Гаврилова. Образование получил в Троице-Сергиевой и в Вифанской семинариях, где обнаружились в будущем композиторе большие дарования и любовь к церковному пению. В 1808 году Фёдор Александров окончил курс учения и был назначен учителем латинского языка в низший класс Троице-Сергиевой семинарии и регентом митрополичьего (лаврского) хора. К этому времени относится реформа духовно-учебных заведений. В Петербург вызывались из других епархий выдающиеся преподаватели; из Троице-Сергиевой семинарии были вызваны «для усмотрения и определения их соответственно их знанию и способностям» — иеродиакон Филарет (Дроздов), Сем. Платонов и Фёдор Александров. Вызванные должны были представить в комитет об усовершенствовании духовных училищ какие-либо свои учёные работы. Фёдор Александров не нашёл ничего лучше, как представить сочиненные им стихи: «Взгляд на путь к Парнасу», «Неколебимость Церкви (Мф. 16:18)», «Не бойся, малое стадо (Лк. 12:32)», «Поим Господеви (Исх. 15:1)» (все эти стихи в рукописи хранятся в Архиве Св. Синода, в деле Ком. Дух. Учил., Александров остался в Санкт-Петербурге, и в 1809 году был определён учителем высшего класса в Александро-Невское духовное училище по латинскому и греческому языкам, свящ. истории, катехизису и церковному пению; кроме того, в существовавшей тогда Армейской семинарии он преподавал риторику, греческий язык и высшее красноречие и в Санкт-Петербургской академии состоял помощником библиотекаря. Ревизоры с похвалой отзывались о знаниях, способностях и усердии Александрова. В 1812 году он был назначен на должность ректора Александро-Невского училища и вместе инспектора и преподавателя философских наук Санкт-Петербургской духовной семинарии. В августе того же года он постригся в монахи с именем Феофан. Через год, оставаясь при прежних должностях, получил сан архимандрита Сковородского Михайловского монастыря Новгородской епархии. В следующем 1814 году архимандрит Феофан был назначен ректором и профессором богословских наук преобразованной Ярославской духовной семинарии и настоятелем ростовского Борисоглебского монастыря. Учебное дело в семинарии он поставил хорошо, были некоторые недочёты по экономической части и письмоводству, но архимандрит Феофан в этом не был виноват.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

В Москве прошел международный форум «Религия и мир: религия и цифровое общество» Москва, 26 октября 2018 г. Фото: vk.com/4thchristianforum      24 октября 2018 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве состоялся IV Международный форум «Религия и мир: религия и цифровое общество». Организатор форума — «Союз за содействие сохранению традиционных духовных ценностей “Христианский мир”» при поддержке Правительства Москвы. В рамках мероприятия обсуждалась роль цифровых технологий в современном мире и их влияние на взаимодействие религии и общества. Участие во встрече приняли религиозные общественные деятели, представители органов государственной власти, эксперты из России и зарубежья, делегаты из Греции, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Израиля, Сербии, Болгарии, Армении, Казахстана и других стран. Спикером пленарного заседания выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, сообщает пресс-служба Татарстанской митрополии . В президиум вошли начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Евгений Еремин; депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов; верховный муфтий Сирии Ахмад Бадрэддин Хассун; член партии «Новая демократия» Греческой Республики Харакопулос Максимос; заведующий базовой кафедрой МИЭМ НИУ «Высшая школа экономики», д.т.н. Александр Шмид; президент Международного общественного Фонда единства православных народов Валерий Алексеев. Митрополит Феофан обратился к собравшимся с приветственным словом. «Религиозные деятели, которые собрались здесь вместе с политиками, государственными деятелями, философами, должны обратить внимание на то, что происходит в мире, в том числе, западном, — сказал архипастырь. — Там делается всё, чтобы вытеснить религию из общественного поля. При общих рассуждениях о свободе, толерантности и демократии наблюдается стремление загнать религиозного человека в гетто, мотивируя тем, что религия — это личное дело. И это считается нормой в мире так называемой свободы и демократии».

http://pravoslavie.ru/116812.html

Arhiva Cel de-al IV-lea Forum internaional „Religia i lumea: religia i societatea informaional” a avut loc la Moscova 27 octombrie 2018 21:51 24 октября 2018 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве состоялся IV Международный форум «Религия и мир: религия и цифровое общество». Организатором форума выступил Союз за содействие сохранению традиционных духовных ценностей «Христианский мир» при поддержке Правительства Москвы. В рамках мероприятия обсуждалась роль цифровых технологий в современном мире и их влияние на взаимодействие религии и общества. Участие во встрече приняли религиозные и общественные деятели, представители органов государственной власти, эксперты из России и зарубежья, делегаты из Греции, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Израиля, Сербии, Болгарии, Армении, Казахстана и других стран. В президиум форума вошли начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Евгений Еремин; депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов; верховный муфтий Сирии Ахмад Бадрэддин Хассун; член партии «Новая демократия» Греческой Республики Харакопулос Максимос; заведующий базовой кафедрой МИЭМ НИУ «Высшая школа экономики» Александр Шмид; президент Международного общественного Фонда единства православных народов Валерий Алексеев. Спикером пленарного заседания стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , обратившийся к собравшимся с приветственным словом. «Религиозные деятели, которые собрались здесь вместе с политиками, государственными деятелями, философами, должны обратить внимание на то, что происходит в мире, в том числе, западном, — сказал архиерей. — Там делается все, чтобы вытеснить религию из общественного поля. При общих рассуждениях о свободе, толерантности и демократии наблюдается стремление загнать религиозного человека в гетто, мотивируя тем, что религия — это личное дело. И это считается нормой в мире так называемой свободы и демократии».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5291682...

Arhiva Problemele de perfecionare a legislaiei cu privire la organizaiile religioase au fost discutate în Duma de Stat în cadrul ediiei a V-a a Întâlnirilor Parlamentare de Crciun 27 ianuarie 2017 16:46 26 января 2017 года в рамках V Рождественских Парламентских встреч  в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошел круглый стол «Религия. Общество. Государство», посвященный совершенствованию законодательства о религиозных организациях. Работу заседания, организованного думским Комитетом по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений совместно с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , возглавили председатель Комитета С.А. Гаврилов и заместитель председателя Синодального отдела А.В. Щипков . Соведущими модераторами круглого стола выступили митрополиты Белгородский и Старооскольский Иоанн , Казанский и Татарстанский Феофан , Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , Воронежский и Лискинский Сергий , а также руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) . В работе форума приняли участие: первые заместители председателя Комитета Государственной Думы РФ по развитию гражданского общества Д.Ф. Вяткин и И.К. Сухарев; председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаев; депутаты Думы; представители традиционных религиозных общин России: председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Русская Православная Старообрядческая Церковь), полномочный представитель Управления мусульман Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев, первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустам Батров, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган. Глава делегации депутатов от партии социалистов Республики Молдова, советник президента страны Ион Чебан передал послание Президента Молдовы Игоря Додона. Депутаты-социалисты приняли участие в работе форума.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4792832...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010