И сам Владыка Феофан был, если так можно выразиться, настоящей энциклопедией всех богословских знаний, и всего того, что касалось внутренней духовной жизни христианина. И это было потому, что он действительно был ученый- богослов «Божией милостью», и одновременно человек, ведший подвижническую духовную жизнь. Необыкновенная выдержка, воспитанность, деликатность в обращении, ласковая внимательность ко всем приходящим и сердечная отзывчивость на всякое горе и нужду – таковы были характерные черты святителя... Никогда не переносил он никаких вульгарных высказываний, никаких пошлостей, неприличий и непристойностей в разговоре, и тотчас же удалялся, если такой разговор в его присутствии начинался, из каких бы лиц окружающее его общество ни состояло. Очень строго относился Владыка Феофан к монашеским обетам, и потому тщательно испытывал обращавшихся к нему с просьбой об иноческом пострижении. Он не только не допускал никакого поощрения карьеризма при этом, а отказывал иногда в пострижении и тем, кто искренне и хорошо были настроены, но не понимали, как должно, сущности монашества. Так, например, тем, которые на вопрос его, с какой целью желают они принять иночество, отвечали, что они желают «послужить Церкви Христовой», он обыкновенно говорил, что для этого совсем не обязательно принимать иноческое звание, что можно послужить Церкви и не давая иноческих обетов. Единственным основательным доводом для принятия монашества Владыка Феофан считал искреннее и глубокое желание – «спасти свою душу». И только таких, которые это правильно понимали, он, после внимательной и тщательной проверки их настроения, соглашался постригать 20 ». Владыка Феофан часто и сильно болел. Болезненное состояние здоровья, усугубляемое строгим аскетическим образом жизни, заставляло его иногда покидать академию и лечиться на юге России, где здоровье его несколько улучшалось на непродолжительное время. Во время отсутствия Владыки Феофана обязанности ректора исполнял обычно доктор богословия, ординарный профессор кафедры Библейской археологии и еврейского языка Иван Гаврилович Троицкий .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Сын Переверзевых Иван Гавриилович в конце 1850-х годов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, когда ее ректором был архимандрит Феофан. По окончании Академии Иван Гаврилович был преподавателем в Тамбовской духовной семинарии и в классической гимназии. В годы пребывания на Тамбовской кафедре епископа Феофана его племянник был уже в протоиерейском сане. Многие годы протоиерея Ивана Гаврииловича Переверзева и святителя Феофана связывали теплые и доверительные отношения, что видно из их переписки. Третья, самая младшая дочь в семье священника Василия и Татьяны Ивановны, Анна Васильевна Говорова, родилась в 1825 году. Несмотря на 10 лет разницы, она была наиболее близка святителю по религиозности характера и обостренной нравственной чуткости. В 1871 году, перед тем, как святитель Феофан всецело отрекся от мира , он пригласил к себе свою младшую сестру . Она приехала с сыном и пробыла у него неделю. Прощаясь, святитель отдал ей все свое имущество, кроме самого необходимого, собственноручно упакованное им в два ящика . В 1843 году святитель Феофан способствовал браку младшей сестры Анны Васильевны и Александра Захаровича Крутикова, который окончил Орловскую духовную семинарию немногим позже святителя, в 1839 году. Сохранилось письмо будущего святителя к епископу Орловскому и Севскому Евлампию с просьбой познакомить Анну и Александра, а в случае их свадьбы назначить его приходским священником . Взяв в жены Анну Васильевну, Александр Крутиков был рукоположен в сан священника и назначен в село Семеновское Елецкого уезда. В этом селе было два храма: основной в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, и приписной в честь преподобного Симеона Столпника. Впоследствии, после кончины священника Гавриила Переверзева — мужа средней сестры святителя Евдокии Васильевны, Крутиковы переехали в Чернавск, где отец Александр служил во Владимирской церкви последние 32 года своей жизни . В 1877 году он построил храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами в честь святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Осуществляя строительство, он прибегал к советам святителя Феофана и получал от него пожертвования, в частности икону святителя Тихона Задонского и крест с частицей его мощей. Святитель Феофан регулярно переписывался с отцом Александром до конца его дней , узнавая из его писем о своих родных, их заботах и нуждах.

http://bogoslov.ru/article/5033762

Между прочим, в то время, как он держал выпускные экзамены в 1841 году, его навестили в Киеве родные: тетка Мария Никифоровна, сестра Анна и племянницы Переверзевы, которых всех он принял с любовью, а сестре подарил и книгу: «Толкование на 5 глав Евангелия от Матфея» митрополита Киевского Филарета, с надписью: «от любящего брата любезной сестре» 35 и как о ней, так и о других родных не переставал заботиться и после, успокаиваясь лишь тогда, когда ему удавалось что-либо сделать в пользу их и для них. А затем, самое образование, им полученное, призывало его к действованию в мире и среди, а не вне мира. И продолжительный период воспитания его приготовил в нем «великого и полезного деятеля» на поприще служения церкви и отечеству. Дальнейшая самостоятельная деятельность его, впрочем, не исключала, как увидим, продолжения его самовоспитания и самообразования, в видах дальнейшего всестороннего усовершенствования, достижения в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4, 13 ). 3 См. о сем в примеч. к статье о преосв. Феофане, помещенной в Церков. Ведомостей за 1894 год. Этим исправляются ошибки и недоразумения относительно числа месяца и года рождения почившего святителя, встречающиеся в некрологах его. 4 Село Чернавск расположено на двух реках, – Сосне и Чернавке и кроме упомянутой Владимирской имеет еще Покровскую и Пятницкую церкви. 5 До 1825 года кафедральным городом Орловско-Севской епархии был город Севск, ныне уездный, имеющий, вместо семинарии, духовное училище. 6 Один из сыновей Г.Н. Переверзева Иван Гаврилович окончил курс в С.-Петербургской дух. академии, в которую поступил при содействии преосв. Феофана, бывшего в то время (1857–1859 гг.) ректором ее, и ныне состоит, в сане протоиерея, законоучителем Тамбовской классической гимназии, поступив в Тамбов в наставники тамошней духовной семинарии в то время, когда епископом в Тамбове был преосв. Феофан. 7 Сын Гавриила Васильевича, оставшийся после смерти его 4-х лет и, можно сказать, воспитанный преосв. Феофаном, Алексей Гаврилович Говоров, ныне состоящий судебным приставом при Московском Окружном суде, еще не раз будет упомянут в нашем настоящем очерке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» с. 66]. Таким образом был найден разумный путь к сохранению канонического строя церковного управления, как бы трагически для Церкви ни развернулись события в стране. Русская Церковь за рубежами Советской России (1921–1923) Наряду с тяжелыми обстоятельствами церковной жизни в России святителю Тихону пришлось решать многочисленные проблемы, связанные с русской эмиграцией: после революции и Гражданской войны тысячи людей были вынуждены покинуть Родину. Вместе с паствой за рубеж ушли многие архипастыри. После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский), Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые Гражданской войной на юге страны. Архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились в Крыму, до 1920 года остававшемся под властью белых. После поражения генерала Врангеля архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) также эмигрировали. Вместе с архиереями в эмиграцию ушло многочисленное духовенство, наслышанное о том, как красные относятся к священникам, служившим молебны о победах Белых армий. В силу сложившихся обстоятельств лидером церковной эмиграции становится владыка Антоний (Храповицкий) – митрополит Киевский, в недавнем прошлом один из кандидатов на Патриарший престол. 19 ноября 1920 года в Константинопольском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое за пределами России заседание Высшего церковного управления на юге России, в котором участвовали митрополиты: Киевский Антоний, Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

2. Маслов Н. В. Православное воспитание как основа рус ской педагогики. М.: Самшит издат, 2006. – 504 с. 3. Меньшиков В. М. Воспитание в Западной Европе и Рос сии: смыслы и направления развития. Курск: Курск. гос. ун т, 2008. – 354 с. 4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 5. Феофан, Затворник Вышенский , свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. – 522 с. 6. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М.: Про Пресс, 2002. – 576 с. Алексей Гаврилович Говоров А. Е. Лукьянова, член Историко-родословного общества (Москва), действительный член Русского генеалогического общества (Санкт Петербург) Ранее в наших работах мы изучали родословие пред ков святителя Феофана, потомков его брата Ивана Васильевича, сестёр Любови Васильевны Макриновой, Евдокии Васильевны Переверзевой, Анны Васильевны Крутиковой. Наконец, подошли к потомкам младшего брата Гавриила Васильевича Говорова, на самом деле, ключевой фигуры. Ключевой – потому что его единственный сын Алексей Гаврилович Говоров стал единственным наследником святителя Феофана, и мы до сих пор не смогли прояснить судьбу его внуков, а вместе с этим и судьбу наследства преосвященного, за исключением творений святителя. О Гаврииле Васильевиче мы имеем очень скудные сведения – даже имя его жены неизвестно. Это связано с плохой сохранностью документов. Основные даты и факты его жизни до сих пор брались из мемуарных источников, в том числе из брошюры «Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника» 357 А. Г. Говорова (Алексея Гавриловича Говорова), в которой есть неточности. Работы, проведённые весной этого, 2015 года в Киевском историческом архиве, дали документально подтверждённые факты биографии Гавриила Говорова. Мы знали, что Гавриил Васильевич окончил, как и старшие братья, Ливенское духовное училище. Зимой 1838–1839 гг., когда умерли родители Василий Тимофеевич и Татьяна Ивановна, он обучался в семинарии. Мемуаристы считали, что Гавриила Говорова перевели в Киев из Орловской духовной семинарии после смерти родителей по ходатайству брата Егора, тогда студента Киевской духов ной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остается на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Ее положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II. Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5-6. Там же. С. 7-8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10-11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II: 1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173-177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54-56.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725900...

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остаётся на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Её положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II , Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X–XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II . Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5–6. Там же. С. 7–8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10–11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т.2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X–XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т.2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173–177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54–56.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

В 1873 г. А.Г. Говоров получил место судебного при става в Москве. Из письма святителя Феофана к племяннику А. Г. Говорову после известия о получении им места судебного пристава в Москве от 29 ноября 1873 г.: «Ну, – милостивый государь – поздравляю! – Очень рад! Теперь, полагаю, ты имеешь прочное место. Бога благодари и молись за тех, кто тебе его доставили. Смотри в оба и держи ухо востро… Запомни хорошенько, что нет злее вещи, как глаз человеческих, – и нет прилипчивее ничего худых о человеке речей… Вооружись же так себя держать, чтобы и большое число глаз и со свечами многими все ничего не нашли бы в тебе укорного. Служба службой, но всякий начальник хочет, чтобы служащие у него пользовались у всех безукоризненною репутациею. Будь внимателен и молись, чтобы Господь, Матерь Божия и Ангел Хранитель были твоими покровителями и споспешниками во всем. Должность твоя требует пунктуального исполнения постановлений суда. Но есть иногда место и произволу. Всякий раз, как только можно оказать снисхождение и утешение доставить, не упускай этого случая. Одна коротенькая молитва за тебя по сему случаю будет сильнее ста твоих длинных молитв… Благослови тебя, Господи! Будь здоров и весел. Всех тебе благ от Господа желаю». 366 С конца 1878 г. святитель Феофан передал Алексею Гавриловичу права на издание своих духовно литературных творений, сделал его бесспорным собственником и издателем сочинений. А 25 августа 1888 г. Алексей Гаврилович, с пожелания святителя, передал издание и продажу его сочинений Русскому Пантелеимонову монастырю на св. горе Афон, оставаясь собственником рукописей. Семья Алексея Гавриловича Говорова 11 апреля 1876 г. Алексей Гаврилович Говоров женил ся на Варваре Петровне Орловой (1855 г. р.), дочери московского купца 2 й гильдии Петра Андреевича Орлова (1824 г. р.). Видимо, Петр Андреевич происходил из города Юхнова, т. к. при венчании поручителем по женихе был юхновский купец Михаил Андреевич Орлов, его брат. П. А. Орлов торговал «игольным товаром», лавка у него была в Городской части в Черкасском переулке (район Никольской улицы), жил в собственном доме в Замоскворечье в приходе церкви великомученицы Екатерины на Ордынке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Дух. Академии и нескольких годов службы своей в качестве преподавателя Кишеневск. Дух. Семинарии, перешедший на службу в Петербург по военному ведомству, прослужил по сему ведомству более 40 лет; на службе сей принимал в качестве Члена Военного Кондификационного Комитета, преимущественное участие в составлении свода военных законов и умер в чине Тайного Советника, имел в числе других высших орденов и орден Белого Орла; пятый брат мой, — Феофан Гаврилович, вместе со мною учившийся, по окончании Киев. Дух. Академии, поступил преподавателем в Киев. Дух. Семинарию, потом переведен бакалавром Киев. Дух. Академии; перешедши на службу в качестве начальника Учебной Дирекции в Привислянский край, по выслуге срока на пенсию, возвратился в Киев, и основал здесь журнал «Киевскую Старину», труды по коей, как известно мне, и свели его преждевременно в могилу; умер в чине действ.стат. советника. Четвертый брат — это моя мерность (автор описываемых воспоминаний), заслуженный протоиерей, бывший настоятель собора в губ.г. Ломже, законоучитель 8ми классной мужской гимназии, и теперь пенсионер по Министерству Народного Просвещения, кавалер Анны 2й степени и Владимира 4й степени. Все мы всегда помнили каждую услугу, оказанную нам Зеленянскими прихожанами в трудный период воспитания нашего в духовно-учебных заведениях. — А брат Петр Гаврилович, умирая завещал для Зеленянской школы и капитал, получаемый из купленной им невдалеке от села Дубровы численной земли, чтобы школа поддерживалась с процентов того капитала. В этой школе обучались и старшие мои братья, о коих я выше упомянул. Вода в криничке «каменной» находилась глубоко и рукою нельзя было достать ее. Красивый и красноречивый проповедник с приятною дикцией архим. Е. пользовался большим расположением и любовью Киевского аристократического общества. Выпущенный 2м магистром из киевской дух.академии, товарищ знаменитого Димитрия Муретова, о. Е. был некоторое время до своего ректорства в Киев. семинарии, бакалавром Пет. дух. акад.; впоследствии был экзархом Грузии и умер архиепископом Тверским.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Казначей Саввина Сторожевского монастыря            иеромонах Феофан ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1.Д. 14. Л. 96–96 об. Подлинник. Рукопись. III.32.3. Показания монастырского конюха Василия Васильева 17 мая 1918 г. Конюх монастырский Василий Васильев (без фамилии) показал: 786 что мая 15-го около 1-го часа дня я приехал со станции Голицыне Внезапно у самого монастыря около конных ворот ко мне подбежали человек двадцать, в числе их и Алексей Земляков, Гаврила Земляков, жители деревни Ягунино, затем жители Саввинской слободы: Петр Федоров, кузнец, который наставил револьвер и кричал: «Говори, где Макаров». А я им ответил, что я его сегодня не видел. Тут меня ударил кирпичом по голове Алексей Земляков, затем Гаврила Земляков ударил меня чем-то в шею. Но когда кто-то закричал, что здесь Макаров, они меня бить бросили и побежали к Макарову, а я уполз в ворота и ничего дальше не видел. Василий Васильев ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1.Д. 14. Л. 97об. Подлинник. Рукопись. III.32.4. Показания члена Звенигородской уездной комиссии по описи имущества Звенигородского духовного училища И.М. Земскова 23 мая 1918 г. 1918 года 15 (2) мая. Я, вместе с товарищами, членом президиума Звенигородского уездного Совета Клепиковым и милиционером Сергеевым, комиссаром юстиции Звенигородского исполнительного комитета уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, был командирован в Звенигородское духовное училище при Саввинском монастыре для производства описи хозяйственного и учебного имущества училища. Часов в 12 дня я пришел в Ягунинский районный Совет при Саввинском монастыре, в помещении Совета был товарищ Макаров и секретарь его Соколов. Переговорив с тов. Макаровым о цели моего прихода, я стал здесь же ожидать тов. Клепикова и Сергеева, которые не заставили долго ждать, а чрез 1 / 2 часа пришли, и с ними пришел красноармеец, Яков (фамилии его не знаю). Затем почти одновременно пришел сюда милиционер ягунинского Совета тов. Медведев и какой-то молодой человек из Ягунина. Эти два пришедших рассказали, что в дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010