Верующий в это исполняет затем и заповеди Христовы, а не суемудрствует о природе Его» (XLI-XLII). Следует отметить, что в период несторианских споров связь христологии и учения о Евхаристии особенно подчеркивал свт. Кирилл Александрийский , считавший, что в каждой Евхаристии происходит как бы «новое Воплощение» Бога Слова и именно ипостасное соединение двух природ Христа сообщает Евхаристии действенную Божественную силу 533 . Преп. Марк здесь вполне единодушен с Александрийским святителем, но примечательно, что у него совершенно отсутствует какая-либо рефлексия о соотношении Божественного и телесно-человеческого начал в Евхаристии. Вполне возможно, что он предполагал мысль об обожении такого телесно-человеческого начала в этом величайшем Таинстве 534 , но совсем не артикулировал подобную мысль, ибо она, как и вопрос об образе соединения ( πς – как) естеств Господа, относился к образу пустого и суетного человеческого рассуждения ( περιεργ α). Богословие преп. Марка, в том числе и его литургическое (или более узко – евхаристическое) богословие, является, как и у всех отцов Церкви, преимущественно опытным богословием, перспектива видения которого совсем иная, чем у рационализирующего псевдобогословия. Наверное, автор трактата мог сказать, вместе с одним замечательным греческим богословом наших дней, о Литургии так: «Совершается чудесное взаимопроникновение по благодати и несмешиваемое отождествление: весь человек, с телом и душой, вступает в беспримесный мир нетварной благодати Святой Троицы, и одновременно с этим он принимает в себя Христа с Отцом и Духом. Весь Бог преподается человеку и сотворяет в нем Свою обитель (ср. Ин. 14, 23 ). Также и весь человек отдает себя Богу: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим " " 535 . Таково основное содержание трактата «Против несториан». Как уже отмечалось, развитие мыслей автора его совпадает в ряде существенных моментов с «траекториями» богословия Феодота Анкирского и, в частности, он, будучи целиком и полностью привержен «идее Богородицы», не употребляет самого термина Θεοτ κος.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Когда мысль каким-либо образом разделит соединенное, тогда уже расторгается мысленно, и выходит ложное представление, в котором разделяется то, что навсегда соединено. Должно согласно исповедовать и словом и мыслью: исповедуя словом единого Христа, Бога и человека, должно и мыслью исполнять тоже. Когда же того, кого устами исповедуешь единым, ты мысленно представляешь двойственным: тогда мысль твоя не согласна со словом. Итак, не признавай двоицу, имеющую какое-либо различие, и, что соединяешь словом, того не расторгай мыслью: ибо, расторгая, отвергаешь единство. Не упоминай о различии естеств: они и соединены Богом неразрывно и неизъяснимо. Веруй чуду, и не испытывай умом неиспытуемого; не ниспровергай чуда, ища изъяснения. Если чудо изъяснимо, то оно не есть уже чудо или знамение; а если остается чудом и знамением, то оставь пытливость и восприими веру, исповедуя единого Господа Иисуса Христа, Бога и вместе человека, неразделяемого ни словом, ни помышлением, дабы, мысленно разделяя единство, не отвергнуть спасительного домостроительства. Ибо если соединение Бога с человеком познается из домостроительства спасения, то разделяющий единство уже отвергает сие домостроительство. Итак, будем веровать чуду домостроительства, дабы Христос, в Коего веруем, даровал небесное царствие всем, исповедающим таковое благотворное Его чудо. Сего царствия да удостоимся достигнуть все мы благодатью Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь 62 . 62 Беседа эта была сказана в праздник Рождества Христова; она же была произнесена на третьем вселенском (Ефесском) соборе против Нестория. См. „Христианское Чтение» 1839 г., IV ч., стран. 303–334; сравн. „Деяния вселенских соборов“, изд. в русск. перев. при Казанской Духовной Академии. Издание 2-е. 1893 г., т. II, стран. 87–96. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Чет. Минея (Act SS. ian. р. 591. Fabr. XI. р. 103. Хр. Чт. 1826. XXIV). Убиение блаженного Игоря Ольговича, Вел. Кн . Черниговского и Киевского. Вступил на престол в 1146 г., по смерти брата своего Всеволода. Нерасположенные к роду Ольговичей киевляне выдали его Изяславу Мстиславичу, князю Переяславскому, и заставили принять монашество и схиму, которые, однако, не обезопасили его от народной неприязни. В 1147 г. толпа мятежников извлекла его из обители, умертвила и влачила тело его по стогнам Киева. Впоследствии, мощи его, прославленные чудесами, перенесены в Чернигов. Чет. Минея от летописца Печерского и от Пролога. Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России. Правил церковью около 4 лет. Скончался в 1159 г., завещав извергнуть тело его из града без погребения. В продолжение двух суток оно лежало вне града, на третий день погребено в Спасском Черниговском соборе. Чет. Минея. Преставление св. благоверного князя Феодора Ярославича. Родился в 1219 г., скончался в 1233. Мощи его, обретенные в 1614, покоятся в Новгородском Софийском соборе. След. Псалт. 6 Преп. Илариона Нового, игумена Далматской обители и исповедника. Ученик преп. Григория Декаполита (20 ноября). Страдал за иконопочитание при Льве Армянине, Михаиле Косноязычном и Феофиле: скончался мирно при Феодоре и Михаиле в 845 г., на 70 г. от рождения. Чет. Минея. (Act SS. iun. I. р. 758–760). Есть служба. Преп. Висариона. Египтянин, современник преп. Герасима, что на Иордане (4 марта), ученик преп. Исидора Пелусиота (4 февр.). Он не имел «особого себе пристанища, но от места до места преходя, скиташеся по пустыни, не радя о нуждах телесных». Преставился в глубокой старости, в конце 4 века. Чет. Минея от Патерика Египетского и от Великой Минеи. (Act SS. iun. III. р. 299–303). Март. Р. 17 июня. В службе канон Иосифа. Свв. преподобномучч. дев Архелаи, Феклы и Сусанны. Пострадали в Салерне от Леонтия, в царствование Диоклетиана. Чет. Минея. (Act SS. 18 ian. р. 190–194). 7 Св. Феодота Анкирского. Усекнут около 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

19 св. ап. Архиппа. 20 св. Льва, еп. катансвого, и 905 (1398 св. Пафнутия). 21 св. Евстафия, архиеп. антиох. (Тип. одного пр. Тимофея). 22 обретение мощей ап. Кифы 905 мучч. во Евгении, Тип. еще св. Мефодия, еп. патарского). 23 св. священномуч. Поликарпа. 24 обретение честные главы Иоанна Предтечн. 25 попразднство и дневному святому (Тарасию). 26 св. Порфирия, еп. газского. 27 пр. Прокопия декаполита. 28 св. муч. Нестора, пр. Василия (905 одного Нестора). 29 св. Феоктириста. Март     1 Св. преподобномуч. Евдокии. 2 св. муч. Феодота. Св. муч. Коинта. Св. муч. Афинодора. 3 св. муч. Евтропия и дружины. 4 свв. мучч. Павла и Иулиании. 5 св. муч. Конона огородника. (Тип. муч. Конона и пр. Исихия). 6 свв. 42 новых мучеников. 7 свв. священномучч. в Херсоне: Василия, Ефрема и прочих. 8 пр. Феофилакта, еп. никомид. 9 свв. мучч. 40, иже в Севастии мученных. 10 св. муч. Кодрата. 11 св. Софрония, патриар. иерусал. 12 св. Феофама сигрианского. 13 пренесение мощей патр. Никифора. 14 св. муч. Александра (Тип. и 905 еще пр. Венедикта. Мст.). 15 свв. мучч. Агапия и дружины. 16 св. муч. Папы. 17 св. Алексия, человека Божия. 18 св. Кирилла, архиеп. иерус. 19 свв. мучч. Хрисанфа и Дарии, свв. отец, в обители св. Саввы избиенных. 20 св. муч. Фотинии (Мст. Тип. еще пр. Герасима). 21 пр. Иакова еп. и испов. и 905 (Тип. еще св. Кирилла, еп. катанского). 22 св. священномуч. Василия анкирского. 23 св. преподобномуч. Никона и дружины (У. XII препр. Благовещения и св. Василия?). 24 препразднство (Тип. и отца Артемона еп. Мст.). 25 Благовещение Пресв. Богородицы. 26 собор арх. Гавриииа. 27 муч. Филита и дружины его. 28, св. отца Акаиия, свв. мучч. Марка арефусийского и Кирилла диакона (Тип. свв. мучч. Ионы и Варахисия). 29 св. Иоанна лествичника и Акакия (Тип. св. Акакия, еп. мелетинского. Мучч. Марка арефусийского и Кирилла диакона, 905 одного Акакия). 30 св. о. Стефана (Тил. Иоанна лествичника (сего одного 905) и Акакия священномуч.). 31 св. муч. Уара. Мст. (905 Стефана чудотворца, Тип. св. о. Стффана чудотворца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прияв тайное извещение от Господа о скором своем преставлении, совершил он в последний раз священнодействие и потом собрал в келью свою братию чтобы утешить ее о скорой разлуке и поучить взаимной любви. Велел он известить блаженного пустынника Кассиана о своем крайнем изнеможении, и ему поручил собранное свое стадо, чтобы промышлял о нем после его кончины. В последний раз поучил он братию заповедям отеческим, внушая наипаче призрение странных и убогих, и послушание властям, с надеждою будущего воздаяния. Игуменом поставил он вместо себя искусного в добродетели священноинока, но и ему велел во всем повиноваться духовному своему брату, блаженному отцу Кассиану, начальнику пустыни Учьмы, которого умолил из глубины своей пустыни назирать и за его стадом. Устроив все нужное для обители, разрешился уже от всего житейского столетний старец и почувствовал в сердце своем радость, как бы некто из дальних и чуждых стран, весело возвращающийся на свою родину от многих печалей в тихое пристанище. Всех с любовию благословлял он, у всех просил себе разрешения и в самый час своего исхода еще приобщился божественных таин; последним его словом было: «Господи! в руце твои предаю дух мой»; и просветилось лице его, келья и вся обитель исполнились благовония. Блаженный Кассиан и братия с великим плачем отпели многолетнего своего наставника и положили в созданной им церкви; во время надгробного пения много недужных исцелились над священными его останками. Июня в 6-й день 1504 года совершилось сие торжественное погребение и в этот день уставила Церковь совершать память сего новоявленного чудотворца земли Русской. (Из рукописного жития, хранящегося в обители Угличской). 7-го Июня, евященномученика Феодота Епископа Анкирского. 8-го числа, святого великомученика Феодора Стратилата. В тот же день память преподобного Кирилла Белозерского. Житие преподобного Кирилла Белозерского От благочестивых родителей происходил Кирилл, в первопрестольной Москве; мирское имя его было Кузьма; с детства воспитан был он в благоговении и познании священного писания; это духовное образование, которым сам воспользовался, сделалось духовным наследием иноков его обители. Родители его, при своей кончине, поручили юношу сроднику своему, Тимофею Волуевичу, который служил окольничим у Великого Князя Димитрия Донского и превосходил честию и богатством многих бояр; но богатства вельможи не имели влияния на юного сироту, который вперил всю свою мысль к Богу, и постоянно прилежа к церкви, в посте и молитве, ничего больше не желал, как пострижения иноческого. Видя его добродетель, возраставшую с годами, боярин приблизил к себе юношу и даже поставил его над всем своим имением; но и это не изменило мыслей любителя безмолвия, а только огорчило его заботою, что труднее будет ему достигнуть желаемой цели; на Бога возложил он печаль свою и Богу, провидевшему великого подвижника в юном Косьме, благоугодно было споспешествовать ему к достижению иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Посему, как благодарные должники и рабы Божия, употребим, сколько можем, дар слова на прославление Бога Слова и Его Матери, не стыдясь малости приношения, но радуясь за наше естество и поклоняясь превосходству Владычнему, не для того, чтобы по обычаю человеческому усиливаться изобразить настоящий предмет красноречивыми словами, но для того, чтобы просветиться светом воспоминания о Боге. Ибо для ратоборцев быть побежденными всегда есть бесславие; но здесь пасть пред Непостижимым составит славу. Приступим же не медля к песни, – приступим, радуясь, восхваляя, славословя и величая таинство, превосходящее ум и слово, начав Божественными приветствиями небожителя Гавриила, и говоря: радуйся, благодатная: Господь с Тобою ( Лук. 1:28 )! Будем повторять с ним: радуйся, вожделенное наше веселие! Радуйся, слава Церкви! Радуйся, дышащее сладостью имя! Радуйся, Божественно сияющее и благолепнейшее лице! Радуйся, достойный всего почтения памятник! Радуйся, спасительное и духовное руно! Радуйся, одеянная светом Матерь неприступного Света! Радуйся, прозрачнейший источник животворной влаги! Радуйся, новая Матерь и место, в котором образовалось новое рождение! Радуйся, неизъяснимая Матерь необъятности! Радуйся, новый Исаиин свиток ( Ис. 8:1 ) нового писания, которого верные свидетели – и Ангелы и человеки! Радуйся, благая купледелательница на динарий девства! Радуйся, создание, объемлющее Создателя! Радуйся, малейшее вместилище, вместившее никем и ничем Невместимого! И кто исповесть род Того, Кто древнее знания? Чему нам удивляться более? – Божественному ли и невыразимому рождению, или неизъяснимому зачатию? Нельзя выразить словом того, что превыше ума: ибо хотя бы живописец и отважился изобразить кистью Матерь домостроительства: но никаким образом не возмог бы выразить образа Ее чревоношения. Положим ли какое начало рождению? – но его не было у Неизменяемого и Безначального. Назовем ли Рожденного вечным? – но рождение по плоти показывает начало во времени. Наименуем ли Рожденного младенцем? – но мы знаем, что Он – ветхий денми ( Дан. 7:13 ) и Творец веков ( Евр. 1:2 ). Все – чудо! Когда смотрю на низость плоти, меня горе влечет присутствие Божества; а когда возношусь к Божеству, меня долу влечет бренность и действительность плоти, и таким образом непостижимость неслитного соединения естеств становится для меня училищем Божественной силы. Такие необычайности всегда представляет нам во святых Своих осияниях Божия Матерь – Дева. У Нее – источник живота ( Псал. 35:10 ) и сосцы словеснаго и нелестнаго млека ( 1Петр. 2:2 ), из которых и теперь мы усердно собрались сосать сладость, не потому, чтобы забыли прежнее, но потому, что желаем нового. Так, многократное наслаждение благами не удерживает нас от сильнейшего желания оных же благ; напротив, чем превосходнее блага, нами полученные и доставившие нам удовольствие, тем пламеннейшая возбуждается в нас жажда новых наслаждений. Любовь к Божественному никогда не перестает возрастать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

в богомерзких идолослужениих» и предупреждает их против ложных учителей, «иже внесут ереси погибели и искупльшаю их Владыки отметающеся» 145 ; Еванг. Ин.4:24 , где заповедуется «кланятися Богу духом и истиною» 146 ; Ин.1:18, 5:37 , где говорится, что Бога никто не видел и гласа Его не слышал; 2Кор.5:16, 7 , Ин.20:29 , Рим.10:17 , где говорится, что «ныне мы не разумеем Христа во плоти», что «верою ходим, а не видением», что «блаженны не видевшие и веровавшие», что «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» 147 и, может быть, другие параллельные места 148 . Против них также свидетельства отцов и писателей церкви, именно: Епифания Кипрского , Григория Богослова , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Василия Вел., Афанасия Вел., Амфилохия Иконийского , Феодота Анкирского, Евсевия Памфила 149 , Нила Синайского 150 , апокрифические «Путешествия апостолов» 151 , Георгия Александр., Севера Антиох. 152 и другие 153 . А между тем «учреждение икон не имеет для себя (положительных) оснований ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании»: о них ничего не заповедал Иисус Христос , ничего не сказано ни в евангелиях, ни в определениях Вселенских Соборов 154 ; «нет и священной молитвы, освящающей их, чтобы соделать их из обыкновенных предметов святыми» 155 . Против употребления и почитания икон говорят и теоретические соображения. Иконы не согласуются с понятием о духовности христианства и духовном служении Богу, они отвлекают человеческий ум от высокого и угодного Богу служения к земному и вещественному почитанию твари 156 . Кроме того, изображения Иисуса Христа противоречат догматическому учению церкви о Его лице; именно: он есть не простой человек (ψιλς νϑρωπος), но Бог и человек в одном лице, в коем божество и человечество соединены нераздельно и неслитно; «как же может быть изображен Он, единый из двух, ставший одним лицом, раз одно из естеств (божественное) в Нем не описуемо?» 157 . Икона может изобразить только человеческую природу Христа, но отнюдь не божественную – неописуемую; таким образом она есть икона не Христа, как Богочеловека, а простого человека и не может называться иконой Христа, как называют ее иконопочитатели 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Прибыв в Анкиру, Иоанн I и его делегаты узнали, что епископы Феодот Анкирский , Фирм Кесарийский и Максимиан Константинопольский  распространяли письма, извещавшие о том, что архиеп. Иоанн I и его сторонники считаются отлученными. Тогда Иоанн I написал письмо императору и синклиту, в котором объявлял об отлучении Феодота Анкирского и отказывался признать законным рукоположение Максимиана 25 октября 431 года в Константинополе, поскольку оно было совершено " отлученными " (собранием восточных в Эфесе) епископами. В Тарсе Киликийском Иоанн I созвал Собор с теми, кто находились при нем из членов восточной делегации, и подтвердил решение об отлучении свт. Кирилла и его сторонников и отказ от согласия с низложением Нестория . В Антиохии Иоанн I провел еще один Собор , где повторил осуждение свт. Кирилла. В принятом Собором обращении к имп. Феодосию епископы просили принять меры для окончательного осуждения " еретического учения " свт. Кирилла как противоречившего канонам I Вселенского Собора . Тогда же Иоанн I отправил письмо дуксу Месопотамии Аппиниану, где подробно разбирал " ересь " свт. Кирилла. В Сирии действия Иоанна I были одобрены еп. Акакием Веройским , которого Иоанн I посетил в начале 432 года вместе с шестью епископами. Еп. Раввула Эдесский не порвал отношений со свт. Кириллом и начал борьбу с сочинениями Феодора Мопсуестийского , которые он считал основой всех заблуждений Нестория. Это привело к конфликту Раввулы с местным клиром и преподавателями эдесской школы во главе с Ивой. Обеспокоенный этим, Иоанн I обратился с посланием к епископам Месопотамии, подчиненным Эдессе, предписывая им временно воздержаться от литургического общения с Раввулой, пока Иоанн I не рассмотрит его дело. Стремление архиеп. Максимиана Константинопольского  низложить еп. Елладия Тарсийского вызвало протест папы Келестина , который призвал Максимиана смягчить отношение к восточным епископам. По его мнению, следовало добиваться от Антиохии осуждения Нестория, а низложение Иоанна I и его сторонников лишь укореняло раскол. Папа Сикст III (432-440), восшедший на престол по смерти Келестина, отправил окружное послание предстоятелям Восточных Церквей, в т. ч. Иоанн I, с призывом к примирению и тем самым фактически признал неправомочность решений о низложении Иоанна I и его партии Эфесским Собором.

http://drevo-info.ru/articles/13680417.h...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 окт. (в актах ошибочно «накануне календ» вместо «накануне нон»). Целиком было посвящено опровержению деяний и определения (ороса) иконоборческого лжесобора. Григорий, митр. Неокесарийский (сам принимавший в свое время участие в этом Соборе), фразу за фразой зачитывал доставленный из архива текст, и на каждый тезис следовало обстоятельное опровержение, зачитывавшееся клириками патриаршей канцелярии по 6 свиткам (томам) (Mansi. T. 13. P. 203-364; ДВС. Т. 4. С. 512-586). Автор этого текста, блестящего образца богословской полемики, неизвестен (было высказано предположение, что им был свт. Тарасий; см.: Андреев. С. 142-144). В опровержение доводов противников икон в нем рассмотрены цитаты из церковных писателей, причем богословские аргументы опровержения лишь в нек-рых случаях повторяют те, что зачитывались в 4-м и 5-м деяниях; показано, что представленные на лжесоборе высказывания с осуждением икон либо были вырваны из контекста и превратно истолкованы (из творений святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амфилохия Иконийского), либо оказались подложными (из сочинений святителей Епифания Кипрского и Феодота Анкирского), либо принадлежат неправославным (из Евсевия Кесарийского). В конце описаны меры, принимавшиеся иконоборцами против защитников икон и монашества, когда «светская власть и даже сами епископы, противившиеся истине, неослабно упражнялись в делах жестокости»: иноки терпели заточение и насилие вплоть до человекоубийства, уничтожались книги и свящ. сосуды, осквернялись храмы, а мон-ри обращались в «гнусные мирские сборища», следствием чего было переселение множества монахов в др. страны. «И что всего хуже,- добавляется далее,- так это то, что нечестивое осквернение монастырей продолжается и доныне». Оканчивается опровержение пространной проповедью в защиту икон; почитание их и поклонение им не должно смешиваться со служением, приличным одному Богу; те, кто признают иконы как напоминание о первообразах, но отказываются лобзать их, подобны людям, исповедующим истину лишь наполовину.

http://sedmitza.ru/text/758863.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010