Какие чудеса! Моисей на Синае был объят ужасом, и к Глаголавшему приступил со страхом и трепетом: а Симеон приступает к Тому же, с Кем тот (Моисей) беседовал, со священным дерзновением и безбоязненностью, и Седящаго на престоле Херувимском приемлет на свои руки и носит в старческих объятиях, воспевая Ему торжественную песнь: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже вси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля ( Лук. 2:29–32 ). Прекрасно выразился духовный муж, напомнив о духовном свете мира. Ибо седящии во тьме и сени смертней ( Ис. 9:2 ) имели нужду в двенадцатичасовом и ясном дне, поскольку диавольская тьма омрачила и разогнала род человеческий, и, соделав его чрез преступление виновным, удалила от Создателя. Посему наступивший светлый день, чтобы, добровольно чрез греховное обольщение рассеявшихся, по милосердию опять заставить добровольно возвратиться к добру, разослал, как свет солнца свои лучи, двенадцать Апостолов в концы вселенной. В сем-то смысле о Спасителе и Апостолах говорит Пророк Аввакум: всядеши на кони Твоя, и яждение Твое – спасение ( Аввак. 3:8 ), – и в другом месте: навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи (3:15). Иудейское сонмище, негодуя на Апостолов в Фессалониках, вопияло: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша.... и сии вси противно велением Кесаревым творят, царя глаголюще иного быти, Иисуса ( Деян. 17:6, 7 ). И это дело не необыкновенное для неистовых Иудеев: ибо они всегда злоумышляли против Святых. Так, они самого Моисея, за них молившегося, поносили, как неприятеля; и Аарона принудили они сделать тельца; а Иеремию бросили в ров тинный. И теперь, ярясь против Апостолов, называют их возмутителями, мятежниками против Кесаря. Но почто претыкаетесь вы, Иудеи, о спасительное? Почто возбуждаете народ против благодетелей? Доколе вам уподобляться темной ночи? – как написано: нощи уподобих день твой... и еще: и ты, столпе мгляный ( Мих. 4:8 )! Благочестивые справедливо проповедуют Иисуса Царем, не силою получившим царство, но по естеству имеющим оное: ибо Им царие царствуют и властители держат землю ( Притч. 8:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Кто же лучше, скажи мне, раб или свободный? порабощенный ли игу необходимости, или свободный от всякой необходимости? Итак, нет ничего удивительного, ничего невероятного и нового в том, что Бог обитал в человеке, которого при сотворении благоволил облечь Своим образом. Любовь Свою к человеку Бог показал в самом начале, когда взял персть из земли и образовал его, соделавши истинным образом Своего Божества. Для чего Бог, положивши в совете Своем почтить человека так высоко, образовал его из такого бренного вещества? для чего Бог создал человека не из блестящей материи солнца, но из земли, из персти земной, вещества столь низкого и попираемого ногами всех животных? хочешь ли знать, для чего? Бог почтил человека Своим образом и образовал его из бренной материи для того, чтобы преимущество чести не возгордило человека, – чтобы, будучи предпочтен (видимой) природе, он удерживался от падения мыслью о бренности своей природы и разумел, что преимущество чести даровало ему не по заслугам его, а по благости дарующего. Итак, делом благости Творческой было и то, что образ Божий произошел по своей природе из земли. Эта природа служит залогом смиренной души. Следовательно, человек – высокое существо, хотя в последствии времени он и унизился от прившедших к нему страстей. Не смотри на его падение, а цени в нем высокое достоинство Божественного образа до грехопадения его. Зачем ты презираешь его падшего, забывая о первоначальном его устройстве, и не обращая внимания на то достоинство, которыми он преисполнен был сначала, и которое снова и с избытком возвратил ему Бог, воссоединивши с Собою Свой образ. Ничто не отвергнуто было благостью Божиею. Для благого Господа не унизительно прийти в общение с рабом в рабском его состоянии: чрез что не унижается Благий, а познается тем, что Он есть. Не удивляйся этому. Если ты устроишь себя самого в жилище для Бога, то и Бог будет обитать в тебе, хотя и не так, как во Христе, ибо во Христе живет вся полнота Божества телесне (Колосс. 2:9). Но, о чудо! Вся полнота Божества обитает телесно в одном и однако же наполняет все и возвышается над всею тварью, всецело находится в одном и не отделяется ни от одного из творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша ( Ис. 1:3 ). Хотя сие место имеет буквальный смысл, более близкий и просторный, представляющий Евреев неблагодарнейшими самых животных, однако оно может содержать и другой разум, более глубокий, именно – означать ясли Господа, в которых Он возлег, предлагая Себя в пишу и бессловесным. Теперь, посмотри на убогое пристанище богатого небесами: посмотри на ясли, в кои положен седящий на херувимах; взгляни на пелены, коими повит связующий море песком; взгляни на земную бедность Его, и помысли о горнем Его богатстве. Таким образом, тебе представится все величие благости и человеколюбия, если обратишь взор свой на такое снисхождение Бога Слова; в самой бедности открывается богатство Его Божества, ибо сего бедного показует волхвам звезда. Вот, и Ангелы торжественно проповедуют сего бедного пастырям, воспевая богатство Его Божества. Видишь ли, что волхвы приносят Родившемуся ливан, как Богу, не отделяя природу от природы, и не разделяя мысленно того, что соединилось, но признавая Рожденного чудно и видимого ими – истинным Богом, – и, принося ливан, воздают Ему сим даром Божескую честь? Также и Ангелы не разделяли в Ангельском уме своем Родившегося и Бога Слова, но благовествовали одного и того же, видимого и разумеваемого, возглашая песнь: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лук. 2:14 ). Они не говорили одного, представляя в уме другое: исповедуя устами единого Христа Иисуса, они даже мысленно не разделяли соединенного, но прославляли одного и того же Бога. Итак, Бог является бедным в очах всех, и приемлет от волхвов поклонение, как Царь и Бог, – повивается пеленами, и воспевается Ангелами, – возлежит в яслях, и указуется звездою. Не звезда сходила к волхвам, ибо звезды не переменяют мест; но поскольку в земле Халдейской многие занимались наблюдением течения звезд: то сила высшая для путеводства волхвов прияла вид звезды, дабы Халдеи посредством того, что было им известно, увидали то, чего они не знали, и дабы самые звезды научили упражнявшихся в звездочетстве тайнам Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

154 . Беседа Акакия, архиеп. Мелитинского, сказанная в Ефесе, в собрании отцов. С. 85–87. [Т. 1. С. 477–479]. Acacii Meliteni Sermc Ephesi habitus (CPGS 5792)//PG 77, 1468–1472. AGO I, 1, 2, 90–92 74). Mansi V, 181–185. 5000/1. 155 . Беседа Феодота, еп. Анкирского, сказанная в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа и читанная им на том же соборе. С. 87–96. [Т. 1. С. 479–488]. Fheodoti Ancyrani Homilia 1: in die Nativitatis Domini (CPG 6125t)//PG 77, 1349–1369. ACO I, 1, 2, 80–90 73). Mansi V, 185–204. 5000/1. BUG 1901. 156 . Того же Феодота, еп. Анкирского, беседа на день Рождения Спасителя, читанная на соборе в присутствии еп. Кирилла. С. 96–103. [Т. 1. С. 488–495]. Theodoti Ancyrani Homilia II: in die Nativitatis (CPGS 6126t)//PG 77, 1369–1385, АСО I, 1, 2, 7380 72). Mansi V, 204–217. 5000/1. BHG1902. 157 . Беседа Кирилла Александрийского , говоренная в Ефесе в день св. евангелиста Иоанна. С. 103–104. [Т. 1. С. 495–496]. Cyrilli Alexandrini Homilia II: Ephesi habita in basilica s. lohannis euangelistae (CPGS 5246t)//PG 77,985–989. ACO I, 1, 2, 94–96 76). Mansi V, 217–221. 5000/1. BHG 932m. 158 . Беседа Феодота, еп. Анкирского, говоренная в Ефесе против Нестория, в день св. евангелиста Иоанна. С. 104–107. [Т. 1. С. 496–499]. Theodoti Ancyrani Homilia III: contra Nestorium (CPGS 6127)//PG 77, 1385–1389, ACO I, 1, 2, 71–73 71). Mansi V, 221–225. 5000/1. BHG 932p. 159 . Защитительная речь Кирилла Александрийского к ими. Феодосию. С. 107–120. [Т. 1. С. 499–512]. Cyrilli Alexandrini Apologeticus ad Theoriosium imperatorem (CPG 5224; cp. CPG 8790)//PG 76, 453–488. ACO I, 1, 3, 75–90 118). Mansi V, 225–256. 5000/1. 160 . Обнародование императорского декрета об изгнании Нестория. С. 120. [Т. 1. С. 512]. Decreti regii, quo Nestorio exilium aperle et publice iudicatur, relatio//ACO I, 1, 3, 67 109). Mansi V, 256. 5000/1. 161 . Копия с императорского декрета об изгнании Нестория, написанного к Исидору, преторианскому префекту и консулу. С. 120–121. [Т. 1. С. 512–513]. Antigraphum interpretationis decreti imperatorii, scripti ad Isidorum, praefectum praetoritorum et consulem, de exilio Nestorii//ACO I, 1, 3, 67 110). Mansi V, 256. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Правда, св. Прокл, в отличие от свт. Кирилла Александрийского , начал проводить в христологии то различие между понятиями «природа» и «ипостась», которое святые каппадокийские отцы ясно установили в учении о Святой Троице 502 . Однако, несмотря на такое «терминологическое преуспеяние» Константинопольского архиерея, оба святителя по сути были глубоко единодушны в своих христологических воззрениях. И оба они были принципиальными противниками возникшей ереси несторианства. Впрочем, таких противников было предостаточно, хотя далеко не все они подвизались на поприще церковной письменности и богословия. Из пишущих православных оппонентов Нестория можно выделить, например, Феодота Анкирского, который в своих богословских взглядах стоял очень близко к Константинопольскому святителю. О жизни Феодота почти ничего не известно: единственной твердой датой может служить только его кончина – до 446 года (вероятно, он умер около 445 года) 503 . Имеются еще сведения, что Анкирский епископ первоначально был другом Нестория, но когда тот отпал в ересь, он сразу же вступил в защиту Православия, и седьмой Вселенский Собор назвал его соратником ( συναγονιστ ς) св. Кирилла Александрийского . Нельзя сказать, что Феодот был плодовитым писателем, но его литературное наследие достойно упоминания в церковных анналах. Будучи преимущественно проповедником, Анкирский предстоятель написал, тем не менее, и такой замечательный трактат, как «Изъяснение Никейского символа веры » 504 , в котором ясно показал, что лжеучение Нестория находится в непримиримом противоречии с этим символом. Из гомилий же Феодота особого внимания заслуживают три проповеди, две из которых были зачитаны на Ефесском Соборе в качестве образцов сугубой правильности догматического мышления, а третья была произнесена на том же Соборе. Первые две гомилии посвящены Рождеству Христову и представляют собой определенное единство, хотя в каждой из них несколько по-иному расставляются акценты. Начиная первую проповедь, Феодот подчеркивает, что таинство Боговоплощения «победило смысл природы» ( τν τς φσεως λ γον ν κησε), поскольку Дева, соделавшсь Матерью, не повредила девства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Стр. 62–64. «Мария, как прообразовательница верховная смирения. Его же». Нач.: «Величит душа моя Господа... вообразование в нас Иисуса Христа». 56 Стр. 67–68. «Воцарение Иисуса Христа. Св. Феодота, епископа Анкирского». Нач.: «Благочестивые справедливо проповедуют Иисуса царем... хотели удержать его, как над слабыми и безсильными». См. Св. Феодота Анкирского «слово на св. Богородицу и на Симеона», в «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 1, стр. 245 и 246. Стр. 68–80. «О святых и непорочных таинствах Господних. Св. Иоанна Дамаскина ». Нач.: «Благой, всеблагий и преблагий Бог, будучи весь благость... а тогда духовно чрез одно видение». См. св. Иоанна Дамаскина Изложение веры, книга IV, глава 13, в «Христиан. Чтен. » 1841 г., ч. 1, стр. 252–266. Стр. 80–82. «Вера среди жизни нашей. Преосвященного Гедеона (Вишневского), епископа Полтавского». Нач.: «Мы назовем ту жизнь истинною, где выражается возвышение духа... Там твердость власти, где она творит суд и милость». См. «Христиан. Чтен.», 1841 г., ч. 1, стр. 270–273. Стр. 82–85. «О русской церкви. Церковь наша Спасителю» есть обручена, ангелами почтена, пророками украшена, апостолами прославлена, мучениками и исповедниками вознесена. Св. Димитрий Ростовский ». Нач.: «Церковное богослужение, полное богословского содержания... тако ныне благочестием всех одоле». См. «О православии Российской церкви», неизвестного автора, в «Христиан. Чтен.», 1843 г., ч. 3, стр. 98–102 57 . Стр. 86. «О молитве святых. Афанасия Великого ». Нач.: «Для чего мы должны молиться теми же словами, какими молились святые мужи?., слово их превосходнее и сильнее речей, нами слагаемых». Оттуда же, стр. 94. Стр. 86–88. Афиногора Афинского философа. Нач.: «По нашему учению, Сын Божий есть Слово Отца... Аз Бог и несть разве Мене спасаяй». См. «Апологию Афинагора, Афинского философа», в «Христиан. Чтен.», 1843 г., ч. 2, стр. 226 и 224–225. Стр. 88–91. «Разные изречения из Иоанна Златоуста ». Нач.: «Тленное нам дано тело... Яко уста моя будеши, – говорит Господь». Это – извлечения из 6-й беседы И. Златоустого против Иудеев. См. «Христиан. Чтен.», 1843 г., ч. 2, стр. 420, 429, 403 и 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В Сборн. Общ. Истор. 211: во царство Диоклитиане та бе от града иконийского.; 29. Мак. и М. Акад. тоже и еще сказание пр. отца нашего Ефрема Сирина о житии преп. отца Авраамия затворника: братие моя, хощу вам поведати. Синод. по Волокол. В Мил. по Мак., но об Анастасии правлено или другой перевод; мучение св. мученицы Христовой Анастасии римлянины: во дни Диоклитиана царя и снастольника его Валерия первое прогнание христианом в Риме бысть.; 30. Мак. и Синод. и Мил. тоже. 752 В Мак. переставлено на 14-е октября. Здесь объясняется эта странность. Составитель Мак. минеи пользовался древнею минеею и, может быть, не досмотрел месяца (февраля). В М. Акад. в конце октября мучение св. Дионисия ареопагита , списано блаженным Метафрастом: древле убо в образех беша, переведено Максимом иноком, из Св. Горы. Еще житие и жизнь пр. отца нашего Иоанна рыльского. 753 1. Мак. Богу нашему Иисусу Христу родившуся и еще слово похвально и поучение. В Мил. и Троиц.: царствующу Господу нашему Иисусу Христу всяка лесть бесовская преста.; 2. Мак. тоже. В Мил. и Троиц: в та времена царствующу по Христову попущению Саворию.; 3. Мак. и Мил. тоже; в Мил. и Троицк. 2 еще слово св. Аркадия, архиеп. кипрского на обновление св. великомуч. Георгия: созывает паки нас, о христолюбцы, христолюбивый сей.; 4. Мак. тоже и еще Феодота анкирского и 7 дев: подобает убо нам искусы многи, и еще слово Аркадия архиеп. кипрского на обновление храма великомуч. Георгия. В Мил. начало жития Иоанникия: в четыредесятое лето мучительства Львова, Константинова сына. В Троицк. одного Феодота и 7 дев по Мак.; 5. Мак. и Троицк. тоже.; 6. Мак. и Мил. тоже.; 7. Мак. и Мил. нет. В Троицк. 3 (1629 года) мучение св. великомуч. Иерона и иже с ним: Иерона доблего отечество убо вторая каппадоком.; 8. Мак. похвала арх. Михаилу: наста празднолюбцы, Климента, ученика Мефодия моравского, и сказание: велия и преславна и многоразлична. Ояо было 6 сент., но перевод, кажется, другой. В Троицк. тоже, но начало второго сказания: велия многа и различна, как 6 сентября в Мак.; 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во 2-й день. Мучение св. великомученика Иоанна нового, иже в Беле граде мучившагося. Списажеся Григорием мнихом игуменом обители Пантократовы и пресвитером великой церкви Малдовлахийской, л. 192–205 об. Нач. «Мнози учительства иже добре, яко же боголюбезно поживших образи.» Сказание о Фотие Митрополите Киевском и всея России, л. 206–237 об. Нач. «Во дни державства Благочестивого и Христолюбивого Великого Князя Василия Васильевича, внука Дмитриева Донского. Страдание церковного ключаря Патрекия, л. 210. об. Преставление В. Князя Василия Дмитриевича и послание Митрополита ко князю Юрью, л. 220 об. О походе Митрополита Фотия ко князю в Галич и чудо сотвори, л. 221. Преставление Царя Мануила, л. 222. О явлении ангела Фотию Митрополиту, л, 223 об. Духовное завещание Митрополита Фотия, л. 225. об. В 3-й день и Мая в 15-й день убиение благоверного Царевича Димитрия Углецкого и Московского и всея Русии чудотворца, и о пренесении честных мощей его от града Углича в царствующий град Москву, л. 238–245. Нач. «Сей благоверный Царевич Димитрий родися от благочестивого корене Царя Ивана Содержателя Русския земли, иже от Августа Римского Кесаря корене изшедша.» В 6-й день. Житие Преп. Виссариона постника, л. 246–259. Нач. «Виссарион, иже во святых отец наш, родися по плоти во Египте.» В той же день житие и подвизи Преподоб. Паисия, составльшего прчестную обитель Пресвятыя Богородицы честного и славного Ея покрова, л. 260–287. Нач. «Сей убо Преподобный отец наш Паисий родися от благочестиву и христиану родителю.» Чудеса Преп. Паисия (27-м чудес), л. 269 об. В 7-й день и Ноября в 4-й день и Мая в 18-й день мучение св. Феодота Анкирского и свв. седми дев (Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии), л. 288–327 об. Нач. «Подобает нам убо искусы многи приимшим от святого мученика Феодота.» В той же день повесть о отце Данииле скитстем, л. 328–330 об. Нач. «Сей убо отец Даниил от младенства отречеся мира и живяше в ските.» В той же день и апреля в 27-й день списание о поучении и о житии и о новости. Повесть отца Даниила о Евлогии каменосечицы и постнике, л. 332–343. Нач. «Повода нам некий от отец глаголя: шедшу, рече, некогда отцу Даниилу пресвитеру скитскому в Вифаиду.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Кондак, глас 2 Благочестия истиннаго поборника/и в бедах непобедимаго помощника,/Божественнаго Николая в песнех восхвалим:/сей бо явися в последняя лета звезда пресветлая,/просвещающая верных сердца,/и, со ангелы ныне Троице предстоя,/непрестанно молится о всех нас. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Николае,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. 18/31 Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев (303). Память святых отцев семи Вселенских соборов. Тропарь мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас 2 Страдальчески подвизався добре со сострадальцы твоими, Феодоте,/и венцы почести приясте, с честными страстотерпицами девами,/темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии, Феодоте со сострадальцы твоими,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь святым отцам, глас 8 Препрославлен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый,/и теми ко истинней вере вся ны наставивый;/Многоблагоутробне, слава Тебе. Кондак, глас тойже Апостол проповедание и отец догматы/Церкви едину веру запечатлеша,/яже и ризу носящи истины,/исткану от еже свыше богословия,/исправляет и славит благочестия великое таинство. 19/1 Священномучеников Патрикия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полнена (ок. 100). Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389). Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (1420). Преподобного Сергия Шухтомского (1609). Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Мученик братий Парфения и Калогерия (250) Тропарь священномученику Патрикию, епископу Прусскому, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Яко светосиянен добротою священства,/и мучения кровию преукрашен/с пострадавшими с тобою, Патрикие, Христу предстоя,/о нас поминай,/яко страдалец честный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Л. 158. Мес. того же в 8 день, похвала св. апостола евангелиста Иоанна створено простичем. Нач. Паки нам сий святой приде. Л. 163 об. В тот же день житие и пощение преподобного отца нашего Арсениа. Нач. В днех, внихже Бог благый взвал есть Феодосиа великого царя и уверил ему престол царство Ромео. Л. 178. Мес. того же в 9 день, мучение св. мученика Христофора. Нач. Лето второенадесяте царствующу Декию, бе велико взвещение кумирослужителем. Л. 185 об. Мес. того же в 12 день, Иоанна прозвитера града Константина, повесть о житии блаженого и славного Епифаниа, епископа Кипрска града Константина. Нач. Любимици сей убо Епифаний рода убо бе Финикийска. Л. 225 об. Мес. того же в 13 день, мучение св. Александра. Нач. В времена Максимиана нечьстивого цари бе гонение велие. Л. 235 об. В тот же день, мучение св. мученицы Гликерии. Нач. В первое лето царя царствующего Антонина, владующу же Савину Еврониею, бе с вещание много. Л. 242. Мес. того же в 15 день, житие и жизнь преподобного отца нашего. Пахомия. Нач. Господь наш Иисус Христос , источник премудрости, свет познания истинного. Л. 288 об. Мес. того же в 18 день, мучение св. Феодота анкирского и святых седми дев. Нач. Подобаеть убо нам искусы многи приимшим оть св. мученика Феодота. Л. 310 об. Мес. того же в 21 день, житие св. Константина и матери его Елены. Нач. Преблаженого и пресвятого и првого христианьского житиа. Л. 336 об. Мес. Того же в 24 день, житие и жизнь и пощение преподобного отца нашего Симиона чудотворца, иже в дивней горе. Нач. Блогословен Бог , иже вся человевы хотяй спасти. Л. 432 об. Мес. того же в 29 день, житие и пощение и рожство и мучение святые и славные и преподобные мученицы и чудотворици Феодосии, мучене при Костянтине Кавалине рекомемь гной. Нач. Иже приобщитися святых памяти весле лепо есть и полезно. Л. 438. Мес. того же в 30 день, житие преподобного отца нашего Исакиа монастыря далматского. Нач. Поклонении святого и покланяемого креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, кумирослужению уже отвержену бывшю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010