И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно, по этому случаю, приличное наставление, как старику Смиренникову, так и его собратом алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом». Так заканчивает святитель свой рассказ. (Рассказ этот взят из книги: Иннокентий, митрополит московский и коломенский. Сост. И. Барсуковым). 9. Благодатная помощь по молитвам ко св. Феодосию, архиеп. Черниговскому 19 Узнав, что 9 сентября 1896 года будет открытие мощей святителя Феодосия, Углицкого чудотворца, я, несмотря ни на какие препятствия, напутствуемая одним только благословением своего мужа, не сказавши даже родным своим, отправилась в неведомую для меня страну искать помощи себе у новоявленного чудотворца, святителя Феодосия. Первое мое опасение как я поеду одинокая, больная? угодник Божий Феодосий, которому усердно молилась я, устранил тем, что на первой же станции железной дороги послал мне добрую и благочестивую монахиню Салафиилу; с ней я, как с родной сестрой, самой близкой и сердечной, в страшной тесноте и духоте от множества набившегося по вагонам народа, благополучно добралась до Чернигова накануне открытия мощей, еще до всенощной, где угодник Божий, как я верую, указал мне хорошую и покойную квартиру, недалеко от собора. За множеством народа и страшной теснотой я, по слабости своей, на четвертый день только удостоилась приблизиться к цельбоносному гробу и облобызать, вместе с другими, нетленное тело святителя и чудотворца Феодосия. Как я молилась в тот час, как я просила о спасении меня, грешной это знает только сердцеведец Бог и Его угодник Феодосий. На другой день я тоже была в соборе, слушала литургию и молебен и удостоилась еще приложиться к мощам святителя, а на шестой день, с спутницей своей, на пароходе отправилась в Киев для поклонения святыням киевским. От утомления крепко уснула и о чудо! Вижу я, как наяву, ко мне, недостойной грешнице, подошел святитель Божий Феодосий, в архиерейском облачении и, сказав: «у тебя болит сердце», своей святой рукой положил мне на грудь щепотку соли на самое больное место и удалился. Когда святитель Феодосий спрашивал меня о болезни сердца, я, по приказанию его, раскрыла ему грудь, что заметив, спутница моя, не зная причины такого поступка моего, а видя, что я это делаю при всех, подошла ко мне, стала закрывать грудь и разбудила. С того момента, как святитель Феодосий положил мне на грудь соли, я не чувствую доселе никакой боли в сердце, никаких ощущений неприятных, и сердце мое стало биться по-прежнему, как и в былое время, когда я была здорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В тот же день установлена по правую сторону Спасо-Преображенского собора новая рака для мощей святителя Феодосия. Драгоценная серебряная рака, весом в 10 пудов слишком, сделана на фабрике Овчинникова по рисунку профессора Прахова. Она имеет вид древнего саркофага, утвержденного на бронзовой вызолоченной подставе, длиною в сажень слишком, шириною и вышиной более аршина. Величина самой раки такова: длина 3 аршина и 1 вершок и ширина 1 аршин и 2 вершка, высота аршин и полвершка. Вся рака вызолочена, кроме орнаментов. Вокруг идет серебряный орнамент в виде круглых, выпуклых щитов, прекрасной чеканной работы; внизу – надпись: «Сия честная рака святым и многоцелебным мощам преподобного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, сооружена в благополучное царствование Государя Императора, всея России Самодержца Николая Александровича, при епископе Черниговском и Нежинском Антонии, действительным статским советником Николаем Артемьевичем Терещенко и супругою его Пелагеею Георгиевною в 1896 г., ко дню открытия святых мощей». На боку раки, в клейме помещены: надпись славянскими буквами о том, что здесь почивают мощи святителя Феодосия, год его посвящения в архиерейский сан – 1692 и его кончины – 5 февраля 1696 г. Сверху – массивная серебряная крыша, с восьмиконечным крестом; на внутренней стороне крыши выгравирован вид Чернигова. Стоимость раки 35,000 руб. В стороне, у самой стены поставлен новый кипарисовый гроб для мощей святителя, обитый золотою парчой: он, по переложении мощей, имели быть вставлен в раку. Перед ракой поставлен богатый подсвечник с лампадою – дар Московских хоругвеносцев, которые пожертвовали еще я другую лампаду. В шесть часов вечера, в кафедральном соборе и всех церквах города совершено заупокойное всенощное бдение с пространною панихидою, на ектениях поминалось имя преосвященного Феодосия, архиепископа Черниговского. Стечение богомольцев настолько усилилось, что доступ в пещеру к мощам Чудотворца «тал затруднителен. По уверению богомольцев, в течение этих первых дней, у святых мощей получило исцеление от болезней до двадцати человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Горько плакали Черниговцы над гробом своего возлюбленного архипастыря. Святитель Феодосий был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Прославление святителя Феодосия Святитель Христов Феодосий, бывший истинным светилом своей пастве при жизни, не оставил ее и после блаженной кончины своей. Почивая нетленным телом в Борисоглебском соборе, св. Феодосий пребывал любвеобильным пастырем Христова стада со дня своего блаженного преставления во все время до наших дней и не оставлял никого из прибегающих к нему с верою и любовью, но еще деятельнее своими молитвами низводил на них благодать Божию. Как при жизни святил он имя Божие верою и делами добродетели, так продолжал и ныне продолжает святить и прославлять имя Божие в своем нетлении и через чудесные исцеления, совершаемые благодатью Божиею у его многоцелебных мощей. Как при жизни привлекал он в себе всех своею внутреннею духовною красотою и святостью жизни, так и по отшествии в райские обители привлекает к себе великое множество людей, ибо в нетленном его теле, как в некоем сосуде Божественном, обитает благодатная сила Христова, которою он проницается во всем составе своем и через ту же силу Христову чудодействует, когда то благоугодно Господу 37 . Рака святителя Феодосия Углицкого, в которой покоились его св. мощи с 1825 по 1896 г. Как при жизни святой Феодосий поучал, вразумлял, благотворил и помогал пастве в ее нуждах и злоключениях, так и доселе является он небесным покровителем, заступником и помощником не только Черниговцам, но и всем с верою и горячей молитвой к нему припадающим. Как при жизни святителя обращались к нему непрестанно с просьбою помолиться у престола Божия об исцелении от недугов душевных и телесных, так и со дня блаженного успения святителя до дней открытия мощей множество недугующих, одержимых болезнями и страждущих душой стремятся к нему с надеждою за молитвы св. Феодосия получить у Господа прощение грехов и освободиться от мучащего их недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодосий обратил на себя внимание наставника и ректора своего Лазаря Барановича, почему впоследствии архиепископ Лазарь в одном из писем называл Феодосия, по обычному его своеобразному выражению, «овцою Христова стада, научившеюся покорности у покорного барана». Опытная мудрость и духовная прозорливость Лазаря Барановича уже тогда предвидела в этом юном питомце истинного последователя евангельского учения и «благокрасование православной Церкви». Св. Феодосий не мог долго противиться своему искреннему влечению к монашеской жизни. Если не во время своего обучения в Киево-братской коллегии, то – во всяком случае – в скором времени по выходе из нее он, «вменив вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа и Его ради всех отщетившись» ( Филип.3:8 ), оставил «красная» мира сего и принял монашеское пострижение. Так представляют дело все сохранившиеся исторические свидетельства, в которых св. Феодосий называется то «от юности в иноческом чину добре пожившим», то «из юностных лет монашеским житием в добродетелех украшенным». Итак, в самых молодых летах этот подвижник Христов оставляет суетный, многомятежный мир и принимает монашество в Киевской Лавре с именем Феодосия (мирское имя его неизвестно), в честь великого подвижника и первооснователя монашеского жития в России Феодосия Печерского . С этого времени начинается строго-подвижническая жизнь святителя Феодосия, которая вскоре приобрела ему известность не только в иноческом мире, но и среди мирян. С принятием иночества, в конце пятидесятых годов XVII в. начинается служебная деятельность св. Феодосия Углицкого. Его служение и деятельность совпадают с тем смутным состоянием, в каком находилась Малороссия со времени своего присоединения к московскому государству и в каком она продолжала оставаться почти вплоть до конца XVII-ro столетия. Свое служение св. Феодосий начал с низшей иерархической степени. Смирение и примерная жизнь молодого подвижника обратили на себя внимание бывшего тогда Киевского митрополита Дионисия Балабана, и последний поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. в избрании епископа для помощи Лазарю Барановичу) попечение, жалуем и милостиво похваляем, – а тот архимандрит Феодосий Углицкий, в прибытии своем в наш царствующий град Москву нашу государскую милость получил, при помощи Божией, в соборной Апостольской Церкви, Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ее Успения, при нас великих государех, при нашем царском величестве.... от святейшего и блаженнейшего кир Адриана, архиепископа Московскаго, и всея России и всех северных стран патриарха, посвящение и рукоположение на престол Черниговский восприял.... и дана ему, Феодосию архиепископу, жалованная грамота, и получил он нашу государскую милость и жалование, и из нашего царствующаго града во град Чернигов отпущен». Почти о том же самом говорилось и в патриаршем письме к гетману. «Наша мерность, – писал ему патриарх Адриан, – с советом и волею благочестивейших наших великих государей... такожде и с прочиими присутствующими зде архиереи, по прошению и избранию вашему, архимандрита Феодосия Углицкаго в Черниговскую епархию во архиепископы посвятихом нынешнего 7201-го лета, месяца септемврия в 11 день. Темже в таковом достоинстве преосвященный архиепископ Феодосий Черниговский и Новгородка в тую епархию в дело служения своего и в благокрасование и правление святые Церкви ныне от нашея мерности отпущен бысть». Возвращаясь из Москвы в Чернигов, св. Феодосий заехал в Батурии 9-го декабря того же 1692 года, и подал оба письма гетману Мазепе. Святитель недолго пробыл у гетмана и поспешил на место своего служения, к архиепископу Лазарю Барановичу. Престарелый святитель с великою радостью встретил своего возлюбленного помощника, возвратившегося в звании архиепископа. Св. Феодосий передал архиепископу Лазарю письмо от патриарха, в котором тот писал об исполнении его искреннего желания – о посвящении Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговской епархии. Старец архипастырь знал, что теперь большую часть бремени правления, становившегося ему совершенно не по силам, он свободно может сложить на своего усердного и деятельного сотрудника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так, одному немому святитель является в сонном видении и говорит: «Иди в собор и справь молебен, и будешь здоров». На другой день немой, к изумлению своему, начал говорить, а затем, увидев в соборе портрет святителя, узнал в нем явившегося ему во сне угодника Божия. «Благословляю и прощаю», – говорит святитель священнику, исповедывавшему во сне пред ним свои грехи и молившемуся об исцелении сына, при чем обещает исцелить младенца, которой на другой день и выздоровел. Женщине, в тяжких страданиях призывавшей святителя на помощь и с плачем молившейся ему во святую четыредесятницу, он говорит, кротко укоряя и увещевая: «ты не говела, это нехорошо. Ты недостойна будешь вкусить пасхи. Постарайся причаститься в великую субботу». Другой женщине, со слезами молившейся Богу и призывавшей святителя помолиться о выздоровлении ее мужа, чудотворец ласково говорит, утешая ее и обнадеживая: «не плачь, я умолю Бога, и муж твой будет здоров». И вскоре после этого муж ее, страдавший от мучительной болезни около года, совершенно выздоровел. Святитель является к одной больной, призывавшей его, и говорит ей только одно слово: «успокойся», – и ее нравственные страдания окончательно прекращаются. Трудно перечислить все дивные исцеления, совершенные молитвенным предстательством святителя Феодосия: достаточно сказать, что со всех концов Русской земли они стали привлекать к его гробу многочисленные толпы богомольцев. Впервые тело святителя Феодосия было обретено нетленным чрез 76 лет после его блаженного преставления 14 февраля 1772 года, когда оно, по благословению местного епископа Феофила, переложено было в новый деревянный гроб, причем первый кипарисовый гроб угодника Божия был роздан по частям богомольцам. С начала прошлого столетия благоговейное чествование святителя Феодосия Углицкого, как благодатного чудотворца, особенно усиливается. Молва о нем и о чудотворениях, истекающих от его мощей, в это время распространяется уже далеко за пределы Черниговской губернии, среди православных различного звания и состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Много я лечилась у разных врачей, бывала и в Москве, но главной заботой у меня было — молить Господа Бога и Его Пречистую Матерь о помиловании, а святых угодников Его о заступлении и подании помощи мне, тяжко страждущей. Хотя о болезни своей я и не говорила, как следует, ни мужу, ни детям, чтобы не пугать их и не огорчать, а между тем мой неистовый иногда крик, кувырканье по постели яснее слов говорили о страданиях моих и повергали не только своих, но и чужих в грусть и тоску и невольно исторгали из глаз слезы. Наконец, и для меня взошла отрадная и незабвенная заря!    Узнав, что 9 сентября 1896 года будет открытие мощей святителя Феодосия (Углицкого) Черниговского чудотворца, я, несмотря ни на какие препятствия, напутствуемая одним только благословением своего мужа, не сказав даже родным своим, отправилась в неведомую для меня страну искать помощи себе у новоявленного чудотворца, святителя Феодосия.    Первое мое опасение — как я поеду, одинокая, больная? — угодник Божий Феодосии, которому усердно молилась я, устранил тем, что на первой же станции железной дороги послал мне добрую и благочестивую монахиню Селафиилу: с ней я, как с родной сестрой, самой близкой и сердечной, в страшной тесноте и духоте от множества набившегося по вагонам народа, благополучно добралась до Чернигова накануне открытия мощей, еще до всенощной, где угодник Божий, как я верую, указал мне хорошую и покойную квартиру, недалеко от собора.    Из-за множества народа и страшной тесноты я, по слабости своей, на четвертый день только удостоилась приблизиться к цельбоносной раке и облобызать нетленное тело святителя и чудотворца Феодосия. Как я молилась в тот час, как я просила о спасении меня, грешной, — это знает только сердцеведец Бог и Его угодник Феодосии. На другой день я тоже была в соборе, слушала Литургию и молебен и удостоилась еще приложиться к мощам святителя, а на шестой день, со спутницею своею, на пароходе отправилась в Киев для поклонения святыням киевским.    От утомления я уснула, и — о чудо! Вижу я, как наяву, ко мне, недостойной грешнице, подошел святитель Божий Феодосии, в архиерейском облачении, и, сказав: «У тебя болит сердце», — своей святой рукой положил мне на грудь щепотку соли на самое больное место и удалился. Когда святитель Феодосии спрашивал меня о болезни сердца, я, по его просьбе, раскрыла грудь. Моя спутница, заметив это и не зная причины моего поступка, но видя, что я это делаю при всех, подошла ко мне, стала закрывать грудь и случайно разбудила. С того момента, как святитель Феодосии положил мне на грудь соль, я не чувствую никакой боли в сердце, никаких неприятных ощущений, и сердце мое стало биться по-прежнему, как и в былое время, когда я была совсем здорова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нельзя не обратить внимания на то, как хитро была сплетена клевета!... Виновник ее подыскивает такого рода обвинение, в котором Москва подозревает малороссийское духовенство, и эта клевета могла иметь очень грустные последствия. Если бы св. Феодосий, возвращая «ризницу и животину» 34 Корсунскому монастырю, но предъявил воеводе II. Шереметьеву своих писем, адресованных гетману Дорошенко и Тукальскому, то еще неизвестно, чем бы могло окончиться обвинение. Из ответа св. Феодосия мы можем заключить, что предъявление этих писем Шереметьеву послужило для него достаточно веским оправданием. Тяжело было, конечно, св. Феодосию находиться под подозрением, но по окончании следствия Киевские настоятели монастырей, и между ними св. Феодосий, получили от царя Алексея Михайловича милостивую грамоту, в которой похвалялась их верность России и православию. Уже 17 Ноября того же 1668 года все игумены Киевских монастырей (и св. Феодосий) писали царю благодарственное письмо в таких выражениях: «возрадовахомся и возвеселихомся зело о милости велицей и неизреченной пресветлаго Вашего Царского Величества, яко.... нас граматою своею Государскою жалованною посетити, похваляя нашу верность, и словом своим милостивым, в той же грамате изображенным, обрадовати изволил еси». В письме среди подписей находится и подпись Выдубицкого игумена Феодосия Углицкого. Так окончилось это неприглядное дело. Личность святителя Феодосия, пользовавшаяся столь заслуженным глубоким уважением и доверием в Малороссии, теперь вызвала полное доверие к себе и Московского правительства, которое признало полную невинность св. Феодосия в возведенном на него преступлении. А низкая клевета недостойного епископа привела его самого к погибели. По произведении следствия, еп. Мефодий с поспешностью был отправлен в Москву и отсюда, по окончании следствия, сослан в Новоспасский монастырь, где вскоре и скончался. Относительно этого случая мы имеем дело безусловно с односторонними и видимо не беспристрастными источниками сведений, и если не отступаемся от намерения коснуться дела, то только потому, что при всей неудовлетворительности указанных источников, они дают возможность усмотреть некоторые черты духовного облика св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Видя, что жизнь архиепископа Лазаря уже склоняется к закату, св. Феодосий Углицкий стал заботиться об утверждении своих прав на вотчины Черниговской архиепископии. С этою целью св. Феодосий в апреле месяце 1693 года отправил в Москву посольство во главе с архидиаконом Феофилом. Послы явились к великим государям и представили письмо от архиепископа Феодосия. Последний в своем письме благодарил царей Иоанна и Петра Алексеевичей за их милости к нему и ходатайствовал «о церковных делах Черниговокой епархии», т. е. просил выдать ему лично жалованную грамоту на все вотчины Черниговской архиепископии в подтверждение жалованным вотчинным грамотам предшествовавших великих государей. Благодаря вниманию царей к св. Феодосию, просьба его имела успех. Архидиакон Феофил с прочими лицами посольства был принят царями весьма милостиво и даже был «пожалован жалованьем их величеств». Ему было вручено 17 мая 1693 г. письмо от царей к архиепископу Феодосию, и в нем на просьбу святителя цари отвечали следующее: «мы великие государи твоего присланного пожаловали, наши царского величества очи его видели, и челобитье твое, которое он нам доносил, изволили выслушать милостиво; и... по челобитью твоему наш царского величества указ учинить повелели». Вместе с тем архидиакону Феофилу была вручена и жалованная грамота от 17 мая 1693 года, выданная царями на имя архиепископа Феодосия Углицкого, об утверждении за Черниговскою кафедрою всех имений, которые были предоставлены ей прежними царскими грамотами и гетманскими универсалами. Одновременно архидиаконом Феофилом были поданы письма от гетмана Ивана Мазепы и от св. Феодосия патриарху Адриану. Гетман ходатайствовал за Феодосия о выдаче панрестольной грамоты. Архиепископ Феодосий также просил патриарха выдать ему ставленную грамоту, утверждающую его на кафедре Черниговской архиепископии. Но патриарх и в этот раз нашел невозможным выдать такую грамоту, потому что архиепископ Лазарь был еще жив. «Ныне благодатию Божиею, – отвечал Адриан Феодосию Углицкому, – еще преосвященный Лазарь архиерей жив, и донельже здравствует, дати грамоту тебе невозможно правильне. А он, яко слышим, тебе приятствует, и ныне в письме писа нам благодарне, яко способствуеши ему в должности, южеи имени обещался еси послушательне к нему и в старости оной снабдевати его, яко отца». В том же смысле патриарх ответил и малороссийскому гетману Мазепе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Покровский (Феодосиевский) храм (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 350 Свято-Покровский (Феодосиевский) храм Тулы является памятником истории и культуры регионального значения. В конце XIX века известный как храм во имя Феодосия Черниговского, он был одним из «окраинных» храмов Тулы. Содержание История [ править править код ] История строительства тульского храма во имя Феодосия Черниговского, воздвигнутого по инициативе епископа Тульского Питирима, долгая и драматичная. Временный деревянный храм был построен в 1899 году, основательное каменное здание воздвигалось с 1903 года, строительство затянулось на 13 лет, но до революции храм так и не был открыт. Более 70 лет в нем ни разу не совершалось Божественной литургии. Начиналось всё так. В начале 1898 года священнику Донской церкви в Чулковской слободе Василию Сахарову было поручено подыскать место для нового храма в Чулково, и поиски увенчались успехом: мещанин Иван Татаринов вызвался безвозмездно передать под строительство храма большой участок земли в Туле на углу улиц Протопоповской (ныне ул. Плеханова) и Полевой (ныне ул. Калинина). Жертвователь выразил желание, чтобы храм был устроен во имя святителя Феодосия Углицкого, архиепископа и чудотворца Черниговского, и чтобы в храме совершали вечное поминовение рабы Божией Александры и вечное поминовение его самого. Епископ Тульский и Белевский Питирим лично осматривал места, выбранные для постройки храмов. На месте будущего Покровско-Феодосиевского храма он побывал 23 января 1898 года. В феврале 1898 года создали строительный комитет, в него вошли благочинный церквей города Тулы протоиерей Г. Панов, священники и староста Донской церкви и четверо прихожан: И. Татаринов, П. Буслаев, В. Сухотин и Г. Рылеев. В июне 1898 года в «Тульских епархиальных ведомостях» было опубликовано «Воззвание к боголюбивым благотворителям…», и благотворители откликнулись. Храмоздателем временной деревянной церкви стал житель Чулковой слободы, тарусский 2-й гильдии купец Иван Зуев, торговавший лесом. Он пожертвовал на строительство более 10 тысяч рублей.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_(Фе...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010