С узкой, земной, современной точки зрения, многое здесь может показаться простой случайностью, действием неразумной слепой судьбы, но взгляните на все это глубже с другой, более широкой точки зрения, обнимающей не только одну нашу земную жизнь, и вы ясно усмотрите во всем происходящем руку всемогущего и премудрого Создателя. А нетление тел святых угодников Божиих? А множество чудесных исцелений, проистекающих и в наше время от них и от чудотворных икон, и другие свидетельства милости и благодати Божией! Отрицание всего этого голословно, основано не на серьезном изучении вопроса, а на том только, что признание этого противоречит господствующему материалистическому общему мировоззрению, истинность которого, однако, никем не доказана. В то же время существует много книг, наполненных описаниями чудесных исцелений; некоторые из этих описаний производят неотразимое впечатление. Возьмем факт исцеления сына старшего врача Болховского полка Матвеева от тяжелого дифтерита, засвидетельствованный особой комиссией описанный в статье об открытии мощей свт. Феодосия Углицкого ( " Прав. Вестник " , 1896г., 30 и 31 июля). Мальчик был при смерти, сыворотки тогда еще не было. Вот как сообщает об этом отец самого больного, врач: " Лицо и шея представляли одну бесформенную массу. Истощение тела достигло высшей степени, несмотря на хорошее питание. Сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем, доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от святителя Феодосия Углицкого. По возвращении ее домой мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постель поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верю и убежден, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского! "

http://zavet.ru/deti/apraksin.htm

В назначенный Государем Императором день помянутыми тремя иерархами, с присоединением к ним четвертого – епископа Тамбовского Феофана, и совершено было открытие мощей святителя Тихона. На литургии в день открытия мощей эти последние, так же как и мощи Митрофана, вносимы были в алтарь, причем архиереи стояли по сторонам их; лишнего против церемонии открытий мощей Митрофана было то, что после литургии мощи обнесены были с крестным ходом вокруг монастыря. Духовенства приглашено было для участия в торжестве открытия мощей до 300 человек; число богомольцев, собравшихся в Задонск к торжеству их открытия, простиралось, по официальным сведениям, до 220,000 человек 391 . 5 . Пятым и последним святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию, был Фeoдocuй V rлaдkuй, архиепископ Черниговский, скончавшийся 5-го Февраля 1696-го гола и погребенный в кафедральном Борисо-Глебском соборе. Вот в подлинном и полном виде «Определение Святейшего Синода от 26-го Июня-5-го Июля 1896-го года, за 1916, о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского», напечатанное b J6 30-м Церковных Ведомостей за 1896-й год: «По указу Его Императорского Величества, святейший правительствующий Синод имели суждение о порядке объявления во всенародное известие об открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Приказали: Для всенародного объявления о предстоящем, 9-го сентября сего года, в гор. Чернигове торжественном открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, напечатать в 30-м Церковных Ведомостей нижеследующий указ, предписав Московской и Грузино-Имеретинской Синодальным конторам, Синодальным членам и прочим епархиальным преосвященным архиереям, заведующему придворным духовенством, протопресвитеру военного и морского духовенства, начальствующим лавр и ставропигиальных монастырей прочесть оный во всех церквах после литургии в первый, по получении означенного Церковных Ведомостей, воскресный или праздничный день:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

мощей Святителя Димитрия Ростовского, в недавнее время уделенная Елецкому монастырю из Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря, что весьма благоприлично: чтобы великий Святитель не вполне разлучался и с этою св. обителью, в которой некогда настоятельствовал. Древний Елецкий соборный храм видел под сводами многих святителей и князей земли Русской, некоторые из них нашли в нем и покой могильный, но не сохранились их надгробия, как и в Спасском-Черниговском соборе, все сравняло время и лишь древние таблицы, вставленые в стены Елецкого храма свидетельствуют о том, что дал он в стенах своих посмертный покой многим. Снаружи Успенского храма, в южной его стене, устроена небольшая часовня, где в стенной нише находится изображение в рост Знамения Богоматери, с коленопреклоненными перед Нею преподобными Антонием и Феодосием Печерскими , и тут же на левой стороне имеется изображение в рост святителя Феодосия Углицкого, очень схожее с подлинным его изображением, молящегося пред Елецкою чудотворною иконою Богоматери. Икона Богоматери в этой часовне ознаменована чудесами и перед нею часто совершаются молебны по желанию болящих, но сама живопись этой иконы ее древняя и прямо писана на каменной наружной стене храма, которая ныне для сохранения прикрыта цельным стеклом. Замечательна и древняя ризница Елецкого монастыря, в которой сохранились древние рукописи и записные книги, писанные собственноручно святителями Димитрием Ростовским и Феодосием Углицким, бывшими настоятелями этого мовастыря. Показывают в нем доселе и место келий, в которых они жили, не вдалеке от колокольни и святых ворот, от которых доселе сохранилась деревянная балка от потолка, на которой крупными славянскими буквами, весьма искусно вырезано имя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, по преданию его собственными руками. На месте этих келлий в настоящее время предполагается в Елецком монастыре построить храм во имя новоявленного Черниговского чудотворца, память которого особенно священна для Елецкого монастыря и нужно желать, чтобы благочестивые и благотворительные люди пришли в этом на помощь ныне небогатому Елецкому монастырю к построению этого столь знаменательного храма, на том месте, где несомненно жили столь великие угодники Божии, каковы святители Димитрий Ростовский и Феодосий Черниговский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

56) Некто Илья Сизарев пишет в собор: «честь имею уведомить, что, во время моего пребывания в г. Чернигове 15 мая 1889 года, впредь до этого я страдал три года очень серьезно плохим зрением правого глаза, – но, помолясь пред святыми мощами угодника Божия, святителя Феодосия Углицкого, почувствовал я себя лучше, и чрез короткое время Господь Бог услышал Своего угодника, св. Христова Феодосия, и послал мне исцеление, так что вижу в настоящее время хорошо. Еще я страдал от сильной чесотки тела и зубной боли; от болезни на теле я получил исцеление во время пребывания моего в Чернигове, при перенесении мощей из пещеры 51 в холодную церковь , а от зубной болезни получил исцеление дома, после прошения угодника Божия на молитве. Воссылаю мое благодарение к Господу Богу, что Он меня исцелил чрез Своего угодника, святителя Феодосия Углицкого, от трех болезней». 57) Жена священника села Шатилова, Ливенского уезда, Орловской губернии, Анна Алексеевна Бекетова, письмом заявила братии Черниговского кафедрального собора, что она, Бекетова, с 14-летнего возраста страдала головною болью; приступы болезни продолжались иногда по целым суткам, сопровождались нестерпимою ломотою во всей голове и лишали больную возможности говорить с кем бы то ни было. В 1888 году больная приезжала в Чернигов для свидания с своим сыном, состоящим на службе в духовной семинарии. Пользуясь удобным случаем, больная с особенным усердием молилась у раки цельбоносных мощей св. Феодосия Углицкого об уврачевании ее недуга; и когда после молитвы облобызала десницу святителя и возложила на свою голову освященный металлический обручек, всегда находящийся при честных мощах угодника Божия, то болезнь ее прекратилась и до сего времени (1890 г. февраля 9 дня) не возобновляется. 58) «Дочь моя училась в Черниговском духовном женском училище; лет с 15 она страдала малокровием и упадком сил, так что постепенно как бы таяла. На третий день св. праздника Пасхи 1889 года она упала нечаянно в колодезь; вследствие перепуга болезнь усилилась и дошла до того, что лечившие ее доктора (в том числе и г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Девятый день. Поуч. 3-е. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский. (Обретение его св. мощей). (Уроки от нетления мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевесть в свою жизнь то, во что веруют). I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лет со времени блаженной кончины святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, честные мощи которого нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора, источая многочисленные чудотворения и исцеления с верою и молитвою прибегающим к предстательству святителя. Вследствие сего память Феодосия углицкого благоговейно была чтима в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. Уверенность в святости святителя по воспоминаниям о высокой подвижнической жизни его и чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления с течением времени возрастала и утверждалась в православном народе все более и более. Ввиду этого Св. Синод поручил Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого, а затем нашел благовременным приступить к необходимым распоряжежениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими, – ближайшее обследование чего и было возложено на преосвященных Иоанникия, митрополита киевского, и Антония, епископа черниговского и нежинского. Последние, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, и высших представителей черниговского духовенства, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора и, по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причем оказалось, что тело святятеля Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся притом сухостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сам святитель Феодосий весьма сочувствовал этому соединению Малороссийской церкви с Московским патриаршеством, вполне верно оценив своим проницательным умом великие последствия этого события. Служение св. Феодосия Углицкого в звании игумена Киево-Выдубицкого монастыря продолжалось до 1688 г. В этом последнем году он назначается архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося Иоанникия Голятовского, и теперь вся деятельность Святителя переносится из Киева в Чернигов. Новое назначение св. Феодосия состоялось главным образом по желанию Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, который узнал и вполне оценил высокия достоинства личности Киево-Выдубицкого игумена за время своего управления Киевскою митрополиею. Архиепископ Лазарь, очевидно, желал пользоваться сотрудничеством св. Феодосия Углицкого и в Чернигове, как он пользовался его помощью во время заведывания делами Киевской митрополии. В значительной степени сближала архиепископа Лазаря и св. Феодосия Углицкого их одинаковая склонность к подвижнической жизни. Как это видно из сохранившейся между ними переписки, Лазарь Баранович глубоко уважал в святителе Феодосие добродетельную жизнь в, между прочим, его строгое постничество. Что действительно сближение архиепископа Лазаря и св. Феодосия произошло не только на почве одинакового их образования, но и, преимущественно, на почве одинакового их расположения к строго монашеской жизни, это подтверждает и то обстоятельство, что вокруг архиепископа Лазаря в это время собирается целый кружок образованных монахов-подвижников, между которыми выдающееся место занимает святитель Феодосий. Получив в управление Черниговскую Елецкую обитель, св. Феодосий, как человек уже опытный в управлении монастырями, все внимание обратил на благоустроение своей обители. Вся его деятельность по управлению вверенного ему монастыря состояла главным образом в заботах о внешнем и внутреннем благоустроении его. Елецкий монастырь, еще не успевший оправиться после опустошения его иезуитами и доминиканцами, был в то время весьма беден.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кто сохранил еще веру в живого Господа Бога из лиц образованных, бывших свидетелями того или другого чуда, – тот также свидетельствовал пред нами, входившими в комиссию по исследованию чудес от святителя Феодосия, о чудесных действиях, бывших по молитвам святителя Феодосия. Как на пример, укажу на доктора Матвеева, которого сын чудесно исцелен по молитвам святителя Феодосия в 1889 году и которого жена сама лично с исцеленным сыном явилась в комиссию, приняла присягу, дала нужное пред нами показание и удостоверила, что муж ее доктор также признает в исцелении сына чудо Божие, чтб он действительно и засвидетельствовал потом, прислав в комиссию особую бумагу из гор. Рязани – теперешнего места своей службы. «Можно было бы долго и много беседовать о разных чудесных проявлениях любви к ближним от святителя Феодосия Углицкого, почивающего своими мощами пред нами, православные слушатели. Но нет времени для этого. Верую, что Господь Бог, дивный во святых Своих, пошлет человека, который, на основании уже собранных материалов и имеющих еще поступить к нам, подробно и обстоятельно изложит пред нами все черты жизни угодника Божия, представит пред нами по возможности полный образ его, и в чудесных знамениях и милостях, от него совершавшихся и совершающихся, укажет нам силу Божию, которая так многообразно проявляется и в немощах человеческого естества, когда всемогущему Господу угодно это по судьбам Его Промысла. «В наши времена неверия и различных сомнений, когда так много людей, удаляющихся от св. Церкви православной, прославление Богом святителя Феодосия имеет еще особое значение. Более честные и добросовестные из людей неверующих и сомневающихся, взирая телесными очами на нетленные мощи угодника Божия Феодосия Углицкого и слыша и читая о разнообразных проявлениях милости Божией чрез того же угодника, при том о таких проявлениях, о которых рассказывают люди живые, достовернейшие свидетели – очевидцы, – говорю, такие люди, хотя и не в большом числе, не вразумятся ли сами, не поймут ли, что доселе они глубоко заблуждались и шли по неверному пути? О, если бы Господь Бог Своею благодатию в эти дни коснулся сердец и этих людей! Душа дороже всего мира; а она несомненно погибает, если будет идти до конца по пути, не указанному Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все – и архиепископ, «и гетман со всем воинством Запорожским, и духовного чина игумены, протопресвитеры же и иереи с причетники церквей, и малороссийских городов все жители их царскому величеству и святейшему патриарху биша челом с прошением, чтобы той архимандрит их Черниговской церкви поставлен был пастырь и правитель архиерей». Архиепископ Лазарь писал патриарху, что он уже слишком стар и совершенно ослабел телом, ради чего просил посвятить в архиереи архимандрита Феодосия. «Нощь приспевает мне, писал патриарху архиепископ Лазарь, и страх смерти нападает на мя, оставляет мя сила моя. Убо да имею в безсилии моем и в трудах моих способствующа ми, усмотрех мужа во всем искусна и на сие дело доволна, всечестнаго архимандрита нашего Черниговского Феодосия Углицкаго, отчасти святейшеству вашему ведома; егоже святейшество ваше да благоволит и десница твоя да благословит быти мне ныне сослужителя, послежде же наследника, о сем молю». Малороссийский гетман Иван Мазепа особо послал свои письма через Феодосия Углицкого как царям, так и патриарху; он излагал нужду Черниговской епархии в управителе и просил царей соизволить и утвердить, а патриарха умолял рукоположить во архиепископа избранного всеми архимандрита Феодосия Углицкого. «Понеже нынешнего времене, писал гетман в своем послании к патриарху Адриану, Черниговской архиепископии епархия зело требует в церковных нуждах прислушающего исправления, того ради пресветлейшим монархам нашим, их царскому пресветлому величеству, такожде и вашему архипастырству, зверхнейшему церкви Божия кормчию и христолюбивых людей наставнику, бью челом, прилежно о сем моля, да ваше архипастырство, убогия тоя епархии не презирая, устрояя же ей полезная, изволиши в ту епархию освятити архиепископа и подати пастыря, сего добродетельнаго, вашему архипастырству сведомаго, а нами избраннаго, мужа, пречестнейшего архимандрита Елецкого Черниговского Феодосия Углицкаго, мужа поистине чести и власти тоя достойна, довольна суща еже управляти вверенную себе паству; словом премудра, житием полезна, от юности во иноческом чину добре поживша, в божественных книгах искусна и могуща наставляти словесные Христовы овцы на духовную пажить; сему, ваше архипастырство, превысокую свою отеческую архипастырскую милость яви, на сем свое благословение рукоположи, сего Чернигову пастыря постави».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При восстановлении в 1943-1947 гг. Петропавловская ц. была перестроена и приспособлена под театр. В 50-х гг. в ней размещался Драмтеатр им. Т. Г. Шевченко, позднее - Театр юного зрителя, филармония, ЗАГС и до 1992 г.- спортивный клуб «Динамо». В просторном обеденном зале, примыкающем к церкви с зап. стороны, располагалась Б-ка им. В. Г. Короленко с читальным залом, а позже на нек-рое время сюда был перенесен обл. архив. В домике свт. Феодосия (Углицкого) после 1945 г. жили семьи, а позже размещался художественно-рекламный комбинат Управления культуры. После войны в Успенском храме, в юж. приделе, где имелись фрески, хранили соль, пагубно повлиявшую на сохранность росписи. Затем древний собор был превращен в склад запчастей и металлолома. В 1961-1962 гг. Успенский собор с колокольней реставрировался межобл. специальной научно-реставрационной производственной мастерской. 1991-2008 гг. По ходатайству митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на основании решения Черниговского облисполкома от 31 дек. 1991 г. «О передаче памятника архитектуры Республиканского значения сооружений Елецкого Успенского монастыря в г. Чернигове Епархиальному Управлению Украинской Православной Церкви» Черниговский гос. архитектурно-исторический заповедник 20 авг. 1992 г. передал в бесплатное пользование УПЦ МП постройки Е. м.: Успенский собор, колокольню XVII в., сев., вост. и юго-зап. келейные корпуса, дом свт. Феодосия, ограду. В 1992 г. Е. м. был открыт, 19 авг. 1992 г. в Петропавловском храме состоялось 1-е богослужение. Настоятельницей Е. м. стала игум. Феодосия (Сорока), с 1996 г.- игум. Амвросия (Иваненко), знавшая старца Лаврентия (Проскуру). Восстановлены Успенский собор (заново освящен 28 авг. 1998), Петропавловская ц., колокольня, вост. кельи, оборудованы швейная, золотошвейная, иконописная мастерские, просфорная, устроено подсобное хозяйство, на склоне Лесковицкой горы разбит небольшой огород. Чудотворная Елецкая икона Божией Матери 1 апр. 1999 г. была возвращена из Черниговского исторического музея в обитель. В Петропавловском храме с 1997 г. хранится ковчежец с частицами мощей свт. Димитрия Ростовского, Черниговских свт. Феодосия (Углицкого) и прп. Лаврентия (Проскуры). По благословению митр. Антония еще в 1996 г. заведен особый обычай празднования памяти св. Феодосия Черниговского с торжественным обнесением мощей по св. храмам, где служил подвижник. В авг. 1998 г. в Е. м. пребывала икона Божией Матери «Призри на смирение», чудесно отобразившаяся на стекле в 1993 г. в киевском Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре.

http://pravenc.ru/text/189789.html

После сего Митрополит возвратился в свои покои. К обеденному столу его были приглашены старшее духовенство и многие гражданские лица. Колокола во всем городе звонили целый день и разносили духовно-радостное торжество по окрестностям». XIX. Описание открытия мощей св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского  (Из Церковных Ведомостей, издаваемых при св. Синоде, 14 Сентября 1896-го года, 37, стр. 1332–1336). «5-го Сентября в пещере Борисоглебского собора, после установленного молебствия, преосвященные Антоний, епископ Черниговский и Нежинский, Питирим Новгородсеверский, кафедральный протоиерей, ключарь и иеромонах Киево-Печерской лавры Алексий совершали переоблачение мощей святителя и чудотворца Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Когда с мощей было снято облачение, в котором они покоились двести лет, духовенство нашло на мощах святителя нетленно сохранившиеся шейный крест на шнурке, носимый монашествующими на раменах параман с отпечатанными на шелке орудиями страданий Христа Спасителя. Мощи святителя были облачены в благолепное архиерейское облачение из белой парчи с вышитыми золотом цветами. Панагия и митра возложены на святителя те самые, которые были на нем при погребении в 1696 г. По переоблачении мощи возложены на доску, обитую желтым с цветами шелком. Для мощей приготовлен новый кипарисовый гроб, обитый желтой шелковой материей. В двенадцать часов дна благовест в кафедральном соборе и во всех церквах города созвал народ в храмы. Торжественную панихиду в Спасо-Преображенском соборе служил епископ Питирим с духовенством. Собор был переполнен; множество богомольцев стояли в ограде храма. При поминовении патриарха Адриана, совершавшего хиротонию святителя Феодосия во епископа, благочестивейших Государей и Государынь от Императора Петра I до Александра III включительно, родителей святителя Феодосия – иерея Никиты и Марии, а также всех почивших архипастырей Черниговских, – народ стал на колена. Богослужение производило на всех?» трогательное глубоко-религиозное впечатление. Среди богомольцев было немало больных, калек и слабоумных, искавших исцеления у мощей святителя. Стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось. Гостиницы были все заняты; богомольцы располагались на ночлег близ соборов на открытом воздухе и на бульваре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010