на веки неотступно, по своему обещанию, каково он учинил, с подписанием руки своей, при возведении своем на престол Черниговский во архиепископы...» Св. Феодосий таким образом, согласно данному при наречении клятвенному обещанию, был поставлен в зависимость не от Киевского митрополита и не от Восточных патриархов, а от Московского патриарха. В то же время, как первенствующий между великороссийскими архиепископами, новый Черниговский святитель подучил право совершать богослужение в саккосе, как и преосвященный Лазарь Баранович. Это преимущество в те времена допускалось только по отношению к весьма немноиш из архиереев. До упразднения патриаршества на Руси, в саккосе служили только патриарх и митрополиты, а архиепископы и епископы обыкновенно служили в фелони, и только в виде особого исключения это отличие было предоставлено Черниговским архиепископам. Что же касается того, что св. Феодосий Углицкий сразу был возведен в звание архиепископа, то это объясняется тем обстоятельством, что еще в 1667 году большим Московским собором была учреждена в Чернигове архиепископия, и кафедра Черниговская тогда же была поставлена первою между другими архиепископиями. Новопоставленный архиепископ пробыл в Москве до декабря, всего – около четырех месяцев. Патриарх Адриан уважал и любил св. Феодосия и, пользуясь представившимся удобным случаем, нарочито удерживал его в Москве для совместного богослужения и для бесед о вопросах Южнорусской Церкви. В начале декабря месяца 1692 года архиепископ Феодосий выехал из Москвы. Он вез с собою грамоту, выданную ему царями о посвящении, а также и несколько писем от царей и патриарха к гетману Мазепе и к архиепископу Лазарю Барановичу. Великие государи писали гетману Мазепе о посвящении св. Феодосия Углицкого в архиепископа. «Мы, великие государи, наше царское величество, – отвечали цари гетману Мазепе на просьбу его соизволить на поставление Феодосия Углицкого в архиепископа, – тебя – подданного нашего...., за твою к нам, великим государем, службу и усердное и радетельное в том деле (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После смерти святителя Феодосия, в следствие нетления его мощей, архиепископ Черниговский Иоанн Максимович , преемник его по кафедре, устроил под гробом его в фундаменте Борисоглебского собора каменную палатку с постоянным ходом в неё из храма, и сюда начали ходить поклонники за духовными дарами к своему почившему архипастырю, который и после смерти своей оставил своей пастве, в залог своего предстательства за неё пред Богом, своё нетленное тело. Над входом в помещение, устроенное для мощей святителя, находится его изображение. Святитель изображен в архиерейском облачении с крестом в одной руке и с жезлом в другой. Уже 200 лет поются ежедневно панихиды над мощами святителя. Такова была жизнь и праведная кончина святителя Феодосия Углицкого. Из этой жизни история не сохранила нам описания каких-либо особых знаменательных событий и подвигов, которые, обыкновенно, отмечаются современниками и передаются памяти потомства, каковы, например, подвиги мучеников. Тихим ровным светом горит и светит светильник этой смиренной жизни. Не ярко обнаруживается эта святая жизнь во вне, но в сокровенных недрах внутренней, духовной природы святителя она сияет живым светом вечности. Святитель Феодосий святил имя Божие на земле своим благочестием и своею богобоязненностью, прославил Бога на земле своим послушанием Его всесвятой воле, своею любовью к Нему и к ближним своим, и Бог прославил его еще здесь, на земле нетлением его мощей и теми чудесными исцелениями, которые подаются от этих мощей больным людям, с верою прибегающим к помощи угодника Божия. Для назидания нашего в вере Христовой, для подкрепления и оживления в нас религиозных чувств веры и упования выслушаем повествование хотя бы о некоторых только чудотворениях, наипаче же об исцелениях от болезней, совершившихся по молитвам к святителю Феодосию и от прикосновения к его мощам. Священник местечка Воронежа, глуховского уезда, Черниговской губернии, Стефан Андреев страдал сильным ревматизмом с расслаблением и опухолью в руках и ногах. Болезнь эта приводила его в крайнее изнеможение. 30 января 1835 года, в день празднования трех святителей, во время совершения проскомидии, он в числе святителей невольно произнес имя Феодосия Углицкого. В следующую ночь он видел во сне, что находится у мощей святителя Феодосия, блистающих лучезарным светом, и когда он по повелению какого-то духовного лица сделал три земных поклона пред ракой и приблизился к мощам, чтобы приложиться к ним, то увидел, что лицо святителя открыто и глаза смотрят на него. Затем ему виделось, что святитель взял его за правую руку, обнаженную по плечо, и своею рукою помазал её маслом, стоящим в сосуде возле его гроба; в душевной радости больной поцеловал несколько раз руку святителя и тотчас проснулся. С тех пор он чувствовал себя совершенно здоровым, не употребляя лекарств и не соблюдая никакой предосторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зная, что в Малороссии существовали некоторые уклонения при совершении богослужения, допускавшиеся даже преосв. Лазарем (напр., посвящение нескольких человек на одной литургии), патриарх в грамоте повелевал, чтобы «священнодейственные службы и таинства совершались по чину святые Восточные Церкви и по указному во архиерейского служения Чиновнике, многих же пресвитеров и диаконов на единой литургии не посвящать, но токмо коегождо чина по единому человеку». В грамоте, между прочим, Черниговская архиепископия называется первою между всеми российскими архиепископиями и св. Феодосию, по примеру почившего Лазаря Барановича, дозволяюсь «во священнодейственном служении облачатися в саккос». Подвергая далее проклятию всех тех, которые будут противиться и не покоряться утвержденному им архиепископу Феодосию Углицкому, патриарх Адриан заключает свою грамоту предписанием, чтобы и впредь все будущие Черниговские архипастыри хиротонисались «в царствующем великом и преименитом граде Москве, в дому Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго ее Успения». Такова была ставленная грамота, выданная патриархом Адрианом св. Феодосию Углицкому. Гетману же Мазепе патриарх послал особое письмо, в котором говорил, что Сам «Всеблагий Бог предуготова Черниговской епархии, еще в жизни сущу архиепископу Лазарю, преосвященнаго архиепископа Феодосия Углицкаго, бывшего архимандрита Черниговского Пресвятые Богородицы Елецкаго монастыря»; таким образом. рукоположение св. Феодосия при жизни архиепископа Лазаря Барановича он относил к особенному промыслу Божию, благотворившему Черниговской пастве. В заключение письма патриарх просил гетмана, как сына Церкви, преосвященному архиеп. Феодосию «спомоществовать и во всем приятствовать». Так св. Феодосий Углицкий и царями и патриархом Адрианом был утвержден самостоятельным архиепископом Черниговской епархии. Самостоятельное управление св. Феодосия Черниговскою епархией было сравнительно весьма непродолжительно, и документальных сведений об этом управлении дошло до нас немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Некоторые сектанты и раскольники, удалившись от св. Церкви «на страну далече», но присутствуя телом в эти дни на нашем преславном торжестве, не озарятся ли светом истинной Христовой веры? Благодать Св. Духа не смягчит ли и их каменных сердец? Не уразумеют ли и они, что спасительный путь только и можно обрести в св. Церкви православной, где находятся истинные пастыри стада Христова, подобные святителю Феодосию Углицкому, которые и жили свято, и удостоились от Господа нетления телесных составов, и источают от мощей своих токи чудотворений и разнообразных милостей? Дал бы Бог, чтобы хотя немногие из раскольников и сектантов обратились к истине в светлые дни нашего торжества! Всем чадам Церкви православной подается также урок при сем торжестве: твердо и непоколебимо держаться святой веры православной; укреплять в ней колеблющихся братий; вразумлять заблудших; наставлять неразумных; подражать в житии угоднику Божию, святителю Феодосию Углицкому. Угодниче Божий, святителю Феодосие! молитвами твоими ходатайствуй пред Господом Богом за всех нас – чад твоих! Ты наш пастырь, а мы овцы твоего словесного стада! сохрани нас твоими молитвами пред Богом в чистой вере православной и утверди в житии христианском! Аминь». При пении полиелея все священнослужащие вышли на средину храма, где митрополит роздал им свечи. После этого один из служивших протоиереев, ректор духовной семинарии, принес ключ от гроба святителя, лежавший на престоле, и поднес его митрополиту. Владыка, сойдя с амвона, подошел к гробнице, отпер замок и открыл крышку гроба. Началось пение священнослужащими величания святителю Феодосию, во время которого народ стоял с возжженными свечами, а владыка митрополит кадил св. мощи и весь храм по обычаю. Во все время каждения хор пел величание, а по окончании каждения вторично пропели его священнослужащие. По прочтении евангелия прикладывались ко св. мощам митрополит, архиереи, духовенство и народ. Два преосвященных, стоя на возвышенном месте по двум сторонам гробницы, помазывали св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3, 16). Родивши детей, нужно их возрастить и воспитать, – а для этого нужно много самоотвержения и терпения, – приходится иногда родителям дни и ночи проводить в уходе и попечении о детях. Но ничто доброе и полезное не дается человеку легко на земле. Тернист и труден путь жизни человеческой, но не должно унывать и роптать вообще; так и при многочадии не должно ослабевать в вере и уповании на Бога. Чадородие и воспитание детей – это такие подвиги, которые приводят ко спасению. Жена спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (1 Тим. 2, 15), – говорит апостол. Пусть обязанности семейные могут иногда препятствовать нам в деле благотворения и богопочитания, не дадут нам возможности часто ходить в храм Божий, строго поститься, подавать щедрую милостыню. Но за родительскую любовь и самоотвержение, за усердное воспитание детей для Царствия Божия, а также за молитвы наших детей, Господь простит наши недостатки и покроет их Своею благостью. III. Жизнь святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны да научит нас той истине, что семейная жизнь не препятствует благочестию, что истинный христианин не должен ни чуждаться семейной жизни, Богом установленной и Богом благословенной, ни страшиться многочадия, которое есть признак особого благоволения Божия. (Прот. Григорий Дьяченко). Поучение 3-е. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (Уроки от нетленных мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевести в свою жизнь то, во что веруют) I. 5 февраля 1996 года исполнилось 300 лет со времени блаженной кончины свят. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, честные мощи которого нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме Черниговского кафедрального собора, источая многочисленные чудотворения и исцеления с верой и молитвой прибегающим к предстательству святителя. Вследствие этого память Феодосия Углицкого благоговейно чтится в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В нач. 70-х гг. XVII в. по инициативе архим. Иоанникия (Галятовского) гетман Демьян Игнатович утвердил за Е. м. «давние его владения»: села Горбов и Авдеевка с перевозами и с угодьями, перевоз на р. Десне «против хутора Онисова под Черниговом», оз. Богородичное, села Серединка и Надиновка «с грунтами, лесами, полями, озерами, ставами и другими угодьями». Универсалом от 22 июня 1672 г. гетман И. Самойлович утвердил за Е. м. села Авдеевка, Надиновка, Серединка, Анисов, Горбов, перевоз через Десну и все ранее принадлежавшие обители угодья. В дек. 1687 г. новый гетман И. С. Мазепа также выдал обители подтвердительный универсал. О благоустройстве Е. м. заботились также жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых внесены в монастырский синодик: «Пан Колчицкий надал в монастырь Елецкий село свое Буянку в сотне Ройской», «Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом», «Пан Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную». По инициативе архим. Феодосия (Углицкого) на р. Смолянке, между селами Надиновка и Копачов, была насыпана плотина и построена водяная мельница. Универсалом от 10 февр. 1689 г. гетман Мазепа по просьбе Феодосия (Углицкого) с. Мощёнка приписано к Е. м. Гетман позволил архим. Феодосию занять «своими людьми» и с. Лемешовка, соседнее с Мощёнкой. В 1695-1697 гг. архим. Иоанн (Максимович) получил универсал Мазепы на владение мельницей на р. Белоус близ Чернигова, подаренной обители полковником Л. Полуботком. Архим. Димитрий (Савич (Туптало)) устроил близ с. Копачов мельницу, выхлопотал разрешение монастырю продавать водку на монастырских паромах. Зимой 1697/98 г. вслед. неурожая в Черниговском крае был сильный голод. Димитрий (Туптало) покупал за границей хлеб для монастырских крестьян и кормил в обители всех бедных за свой счет. По просьбе архим. Димитрия гетман Мазепа освободил монастырских подданных от постойной повинности и приказал, чтобы «козаки в селах монастырских живучий избытков жадных над жителями тамошными чинити неважилися и грунта я кие неслушне позаймали, жеб монастырови зповертали конечне». Универсалом от 22 мая 1698 г. Мазепа разрешил Е. м. на монастырских перевозах близ Чернигова и в Авдеевском «горелку свою для шинку держати и продавати оную».

http://pravenc.ru/text/189789.html

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также о первом новгородском архиерее Феодора (XI век); первом епископе города Владимир-на-Клязьме Феодоре, сподвижнике князя Андрея Боголюбского; волоколамском архиепископе Феодоре (Поздеевском), ректоре  Московской духовной академии , расстрелянном в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правил в 1676-1682 гг.), старшем брате Петра Великого, активно способствовавшем развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правил в 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается, в частности, об истории его почитания как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет ознакомиться со статьями о митрополите всея Руси Феодосии (1461-1464 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

334 См., например, акафисты: «Достойно есть» (ик. 6), Толгской иконе (конд. 2–4, ик. 4, 8–11), Феодоровской иконе (ик. 6), Грузинской иконе (конд. 4, ик. 5), иконе «Знамение» (конд. и ик. 5), Казанской иконе (ик. 3), Почаевской иконе (ик. 4, 6), «Троеручице» (ик. 7). 335 Примеры заимствованы из отзывов о неодобренных акафистах Лаврентию Калужскому, Стефану Сурожскому, иконам Божией Матери Любечской, Донской, Черниговской, об акафисте заупокойном, акафистах Иоанну Златоусту , Симеону Столпнику, Василию Блаженному, Кресту и Ризе Господней и др. 336 Из отзывов о неодобренных акафистах всем святым, Стефану Сурожскому, Михаилу и Феодору Черниговским, Палладию, Трифону Вятскому, Петру, Алексию и Ионе, Филиппу, иконам «Взыскание погибших», Одигитрии Смоленской, Кресту и др. 337 Если об известном Божием угоднике, например св. Лаврентии юродивом, или о чудотворной иконе фактического материала недостаточно, чтобы создать обычный акафист с 13-ю кондаками и 12-ю икосами, нам думается, возможна была бы форма уменьшенного акафиста – малый акафист, заключающий в себе 6 икосов и 7 кондаков, при 6-ти и даже 4-х возглашениях, кроме заключительного припева. Не решаем вопроса, возможно ли чтение подобного акафиста при богослужении, но для домашнего, келейного чтения употребление такой литературной формы, думаем, допустимо. 338 Из отзывов о неодобренных акафистах всем святым, Иоанну Предтече, Феодосию Углицкому, Благовещению, Феодору Стратилату и др. 339 Из отзывов о неодобренных акафистах Стефану Сурожскому, Святому Причащению, Абалацкой иконе Божией Матери, Андрею Критскому , Феодору Стратилату, Параскеве, Симеону Столпнику, Стефану Сурожскому, Михаилу Архангелу, Феодосию Углицкому, иконе «Знамение», Симеону Столпнику, иконе «Блаженное Чрево», Анастасии Римлянине. Читать далее Источник: Православные русские акафисты. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 656 с. – (Серия «Литургическая библиотека»). ISBN 978–5–88017–345–7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

На другой день после посещения святителя больная заговорила, начала быстро поправляться и совершенно выздоровела. 37) Коллежский регистратор Михаил Андреевич М., находившийся на службе в посаде Злынке, заявил Черниговскому кафедральному собору, от 2 марта 1872 года, что в мае месяце 1871 года заболела дочь его Лидия, двух с половиною лет. Все заботы о больной и пользование ее, казалось, были напрасными и не подавали надежды на выздоровление ее. Родители и сторонние люди, видевшие больную несколько дней в сильном жаре и сыпи, то появлявшейся, то скрывавшейся, считали выздоровление ее невозможным. М., читавший в епархиальных известиях о чудесах святителя Феодосия и убежденный, что никакие медицинские пособия не помогут больной его дочери, обратился с слезною молитвою к Господу Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и святителю Феодосию Углицкому, прося молитв и заступничества святителя пред Богом об исцелении дочери его. После этого болезнь омягчилась, и больная чрез несколько дней сделалась здоровою. Выздоровление ее он приписывает молитвам святителя Феодосия пред Богом. 38) Землевладелица Новозыбковского уезда Анна Ивановна Рыжова, от 10 сентября 1877 г., заявила, что в 1870 г., по приезде ее из Петербурга, у ней сильно болела правая рука. От этой боли она жестоко страдала. Когда же она, с молитвою к Богу, приложилась к мощам святителя Феодосия, то в тот же день боль совершенно прекратилась, и рука сделалась вполне здоровою. В 1877 году она, Анна Рыжова, была сильно больна. У нее вся нервная система была расстроена, сильно по всему телу подергивало, при чем была мучительная боль и лишение сна. В таком страшном и мучительном состоянии она, в горьких слезах, обратилась с молитвою к святителю Феодосию Углицкому. После молитвы она приложилась к мощам его и почувствовала себя лучше. В скором же времени совершенно выздоровела. 39) Помещица П. О., жительница села Петровки, Городнянского уезда, в 1876 году, во время обозрения епархии и посещения Николаевской церкви с. Петровки преосвященным передала ему следующее: лет за тридцать пред этим временем находилась у нее в постоянном услужении одна бывшая дворовая ее крестьянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

мощам народа. Из Троицкого монастыря отправился я в Елецкий Успенский монастырь, древнюю архимандрию Черниговскую, имевшую некогда архимандритами великих святителей Димитрия Ростовского и Феодосия Углицкого, и издревле прославленную чудотворно явленною иконою Божией Матери, изображенной в раскидистых ветвях дерева – ели, почему и обитель получила свое наименование Елецкой. Икона эта явилась в этом месте, покрытом тогда дремучим лесом, в 1069 году 6 февраля, при великом князе Черниговском Святославе Ярославиче, которым и построен на месте её явления Елецкий монастырь, которому предоставлено старейшинство над всеми Черниговскими монастырями. Икона эта в обители не сохранилась, во времена татарского и польского разграбления Чернигова она утрачена, о чем следует сожалеть. Но предание сохранилось, что она взята из Елецкого монастыря князем Даниилом Барятинским, присланным из Москвы с войском, для защиты Чернигова. Сей князь впоследствии принес эту икону в г. Харьков, где разболевшись при смерти, завещал ее в Харьковский Успенский кафедральный собор, где она с незапамятных времен и пребывает и чествуется жителями г. Харькова, как чудотворная. Икона эта 13 вершков вышины и 10 вершков ширины, изображает в центре своем раскидистую ель, в ветвях которой восседит во весь рост Богоматерь с предвечным Младенцем– Иисусом Христом на коленях, которого поддерживает она с боков своими руками. Младенец в белом хитоне с свитком в левой руке и с благословляющею приподнятою правою рукою. От Богоматери идут лучи во все стороны дерева, a под ногами её изображена луна, по сторонам же дерева изображена церковь и здание, вероятно, древнего Елецкого монастыря. Под изображением Богоматери внизу имеется старинная надпись красными буквами: «Чудотворный образ Пресв. Богородицы Елецкия – Черниговская». Икона написана была, по всему вероятию, сообразно тексту акафиста Богоматери: «радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии: радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози» (Акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010