2002. С. 84. Ил. 70). Икона «Спас Нерукотворный с предстоящими святыми» (1645, с дополнениями XVIII и XIX вв., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), согласно подписи на нижнем поле, была создана при Ростовском митр. Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости), а в 1743 г. по благословению митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую ц. Всех святых; вероятно, тогда на иконе были дописаны во 2-м ряду Ростовские чудотворцы. Образ Л. расположен во 2-м ряду слева, правой рукой святитель поддерживает Евангелие, левая, с раскрытой ладонью, обращена к иконе Спасителя. В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; Вахрина В. И. 1998. С. 100) в молитвенном обращении к Св. Троице (новозаветной) написаны избранные святые; среди Ростовских чудотворцев (в центре верхнего левого ряда) представлен Л. Образ Л. широко распространен на аналойных иконах-таблетках. Сер. XV в. датируется образ святого, находящийся рядом со святителями Петром и Алексием на обороте тверской иконы «Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов». Написание рус. святых на обороте таблетки с изображением Вселенских святителей соответствует иконографической программе, характерной для времени правления митр. Ионы Московского (СПГИАХМЗ; Евсеева. 2013. С. 135-138. Кат. 11б. С. 475-477. Табл. 71). На обороте иконы «Вход Господень в Иерусалим» 1495 г. представлены свт. Петр, Л. и прп. Феодосий Печерский (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 164. 115; Евсеева. 2013. С. 487. Кат. 23б. Табл. 103), на обороте иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи» 1520-1530 гг.- прп. Кирилл Белозерский, Л., преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский (ИркОХМ; Евсеева. 2013. С. 386-388. Табл. 145), а на обороте иконы «Вход Господень в Иерусалим» 2-й пол. XVI в. из собора Рождества Богородицы в Суздале (?) - свт. Петр, Л., прп. Феодосий Печерский (ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Золотая печать имп. Алексея III Великого Комнина на ктиторском хрисовуле. 1374 г. Золотая печать имп. Алексея III Великого Комнина на ктиторском хрисовуле. 1374 г. В 1374 г. прп. Дионисий предпринял поездку в Трапезунд к брату свт. Феодосию, митр. Трапезундскому, за финансовой помощью, поскольку пожертвований духовных чад преподобного на строительство мон-ря не хватало. В Трапезунде состоялось знакомство прп. Дионисия с имп. Алексеем III Великим Комнином, к-рый дал большую сумму на строительство мон-ря с условием вечного поминовения членов его семьи (подробно о сборе пожертвований на начальном этапе строительства Д. м. см. в ст. Дионисий , прп.). Пожалование мон-рю земли и денежных средств сопровождалось выдачей хрисовула с изображением императора и его супруги. Тогда же (ок. 1375), вероятно, была написана и ктиторская икона с фронтальным изображением земного (имп. Алексей III Великий Комнин) и небесного (Иоанн Креститель) покровителей обители, держащих в руках модель монастырского собора. Обещанные ежегодные пожертвования мон-рь получал по крайней мере 30 лет после кончины прп. Дионисия от имп. Алексея IV Великого Комнина, но после 1420 г. в актах Д. м. встречаются только свидетельства о жаловании земельных наделов императорами династии Палеологов ( Καδ ς. 2004. Σ. 21). Ктиторство трапезундского императора положило начало практике обращения святогорских мон-рей к правосл. правителям, владения которых не соседствовали с Афоном. Эта традиция получила особенно широкое распространение в эпоху османского владычества. Уже неск. годами позже основания мон-ря (12 июня 1389) по просьбе прп. Дионисия, искавшего льгот для нового мон-ря, патриарх К-польский Антоний IV издал 1-й указ об обители (Actes de Dionysiou. 1968. P. 66-67). В нем Д. м. называется патриаршим мон-рем, оговаривается его независимость от прота Св. Горы и местного епископа и утверждается строгий общежительный устав, сложившийся уже на ранней стадии образования братства. Активное строительство началось в мон-ре после падения К-поля (1453), когда в числе проч.

http://pravenc.ru/text/178494.html

У тех, кто впервые читает эти слова, часто возникают сомнения: как, неужели кто-то может сотворить чудеса, подобные Христовым, и даже больше их? Да, не сомневайтесь в этом, ибо были великие преподобные, творившие такие дела, какие сотворил Сам Господь наш Иисус Христос. Многие преподобные воскрешали мертвых, например, прп. Макарий Великий , прп. Евфимий Великий, прп. Сергий Радонежский, воскресивший отрока, которого мертвым принес к нему отец. Были и такие великие, которые подобно Господу Иисусу Христу, насытившему немногим количеством хлеба четыре тысячи и пять тысяч человек, не имея ничего, чудесно насыщали многие сотни голодных людей, пришедших в монастырь. Чудесно наполнялись по молитве их монастырские амбары зерном и хлебом, когда братия голодали и готовы были разбежаться, чтобы не умереть от голода. Разве не помните вы подобного чуда, сотворенного прп. Сергием Радонежским, Макарием Великим , Евфимием Великим, Саввой Освященным и многими другими. Внезапно молитвою своею наполняли они пустые закрома и кормили не только братию, но и голодных, нищих, приходивших в монастырь. А святой Феодосии Великий подлинно сотворил Христово чудо насыщения народа в монастыре, в котором совершенно истощились запасы хлеба. Наши прародители до своего грехопадения в раю имели власть над всеми зверями. Эта власть была потеряна ими тогда, когда род человеческий развратился. Но нашлись великие люди, которые снова восстановили эту власть. Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из своих рук медведей, и медведи слушались их, понимали их. Преподобным Герасиму и Кириаку во все дни жизни их служили львы. А преподобный Зосима, ставший потом мучеником, жил среди стай диких зверей. Он с ними жил, беседовал, они его любили, понимали, и, когда настал час мучений его, из пустыни прибежал огромный лев и положил конец истязаниям. Преподобный Савва пришел в пустынную пещеру, где жил лев, и расположился там. Когда лев вернулся, он не тронул святого, но только стал тащить его за полу подрясника прочь из пещеры. Преподобный Савва предложил льву жить вместе. «Если же не хочешь жить вместе, – сказал он, – то уходи, ибо перед Богом я лучше тебя». И лев ушел. Лев уступил дорогу преподобному Иоанну Отшельнику. Так преподобные отцы наши восстановили власть над зверями, которая была потеряна нашими прародителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Люди стали спрашивать предупредившего, кто сообщил ему о падении башни. Он же ответил: «Когда я спал, явился мне седой черноризец, ткнул меня в ребра и велел быстро встать, разбудить вас и отбежать от этого места. Проснувшись, я осмотрелся, но не увидел предупредившего меня и решил вас разбудить». Тогда все поняли, что явился и предупредил его Преподобный Сергий, избавив их всех от внезапной смерти. Спустя некоторое время решили эту башню опять строить. Дело приближалось к завершению, уже были выложены зубцы, как вдруг леса, перегруженные множеством людей и кирпичом, от великой тяжести упали вместе с людьми и кирпичами и разрушились, причем и верхние своды и нижние – все развалилось. Но люди, с помощью Божией и по молитвам святого, остались невредимы и воздали славу в Троице преславному Богу, сотворившему такие чудеса через угодника Своего, Преподобного Сергия. Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий , Фиваидский, прп. († около 347–349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). Вместе с Исидором и епископом Авраамием на Флорентийский Собор ездили духовник Авраамия священник Симеон и тверской посол Фома. Возвращаясь из Флоренции, Исидор медлил, ожидая от папы кардинальского сана. Симеон и Фома, не признавшие унии, бежали, имея от папы специальный пропуск через католические земли. После прибытия в Россию Симеон искал убежища у смоленского князя Юрия, но Юрий выдал его Исидору, когда тот проезжал через Смоленск, возвращаясь в Москву. Симеон был закован в кандалы и приведен в Москву, где после бегства Исидора был освобожден и отдан Игумену Троицкого монастыря Зиновию. Глава 67 у Симона соответствует главе 78 «О явлении чудотворца Сергия на Москве во осаде галасунскому Архиепископу Арсению» «Сказания» Авраамия Палицына. О НОВОЯВЛЕННЫХ ЧУДЕСАХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. (ок. 354-449, Троя Вавилонская (совр. Тура)), прп . (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля), егип. подвижник. Основные сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum . А. В. принадлежал к сенаторскому сословию и был воспитателем наследников престола Аркадия и Гонория, сыновей визант. имп. Феодосия I Великого . Ок. 394 г. он покинул мир и стал монахом в Скиту . Св. Феодор Студит упоминает о том, что в начале своей подвижнической жизни А. В. был учеником прп. Иоанна Колова (PG. 90. Col. 853-854). Когда в 434 г. кочевники опустошили Скит, А. В. перебрался в Трою Вавилонскую, где оставался до 444 г., а затем переселился (опять в связи с набегами кочевников) в окрестности Александрии. Авва Даниил, ученик А. В., писал о своем учителе, что тот «никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. Даже и письма редко писывал. Когда же приходил по временам в церковь, то становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и чтобы самому также не смотреть на других. Вид у него был ангельский, как у Иакова; весь был сед, телом строен, впрочем, сух; бороду имел длинную, простирающуюся ниже груди; ресницы выпали у него от слез; ростом он был высок, но от старости стал горбат» (Достопамятные сказания. С. 27). Среди современников А. В. прославился своей святостью, а в памяти позднейших поколений запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста). Сохранились изречения А. В. в составе Apophthegmata Patrum (44 из них опубликованы в Патрологии Миня (PG. 34), нек-рые переданы от лица аввы Даниила) и его послание в переводе на груз. язык (в 2 рукописях X-XI вв.). Согласно учению А. В., монашеская жизнь в идеале своем является равноангельской (один из основных постулатов святоотеческой аскетики), ибо иноки, подобно ангелам, должны всегда со страхом Божиим и смиренномудрием прославлять Господа. Это невозможно без стяжания исихии, т. е. внутреннего покоя и внешнего удаления от мира («Если ты не удалишься от людей, ты не сможешь стать монахом»). В тесной связи с исихией находится пост, «возделывающий землю сердца» для произрастания в нем благодатных семян Св. Духа; постоянное бдение и непрестанная молитва являются главным оружием монаха в духовной брани и позволяют избегать плотских наслаждений и др. грехов. А. В. постоянно подчеркивал необходимость стяжания добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без к-рых невозможно достижение духовного совершенства. Наконец, согласно А. В., достижение совершенства немыслимо и без непрестанного размышления над Свящ. Писанием, благодаря к-рому обретается душевное сокрушение или умиление.

http://pravenc.ru/text/76280.html

Тело почившей преподобной, по ее завещанию, погребено было в обители прп. Феодосия, в паперти храма, там, где покоились матери преподобных Саввы и Феодосия. 3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в Киево-Печерскую лавру. В 1910 г. мощи прп. Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время. Прп. Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Паисий Галичский, преподобный Преподобный Паисий Галичский, игумен, а потом архимандрит в обители Успения Богоматери, располагавшейся на берегу озера, недалеко от города Галича. Неизвестно, где родился он, от каких родителей и где принял иноческий образ, ибо сего не обретается в писаниях. Неизвестно кем и когда построен Галичский монастырь. Обретается лишь в древних летописях Галичских, что при княжении Димитрия Донского († 1389), некто боярин Иоанн, прозванием Овин, жил близ города Галича, и подле его дома был монастырь с церковью ветхою во имя святителя Николая. Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал, вместо него при благоверном московском князе Димитрии Донском был выстроен новый. Пожертвования на строительство были переданы боярином Иоанном (Овином), получившим от некого незнакомца образ Пресвятой Богородицы с условием, что он построит церковь в честь Ее славного Успения. Таким образом после сооружения нового храма Никольский монастырь стал именоваться Успенским. В 1433 году, пострадав от междоусобных распрей между великим князем московским Василием Васильевичем Темным и его родным дядей Георгием Димитриевичем Галичским, Успенский монастырь лишился и своей главной святыни — образа Божией Матери, ради которого строилась церковь Успения. Великий князь московский решил взять его с собой в Москву. Однако чудесным образом икона Пресвятой Девы вновь оказалась на прежнем месте. Это событие еще более прославило икону, к которой стали приходить на поклонение многочисленные паломники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

50 В 1089, 1233, 1273, 1274, 1282, 1285, 1341, 1351, 1441, 1443, 1484, 1642, 1672, 1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895 гг. – Σημτη Π. Εναι αρεση ο Παπισμς; Τι λνε Οικουμενικς Σνοδοι και Πατρες, υπμνημα-ερτημα στην επ των Νομοκανονικν Επιτροπ της Ιερς Συνδου, Αγιο 2007, Σ. 39. 51 Подробнее об этом см.: иерей Тигрий Хачатрян. К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями/http:/www.bogoslov.ru/text/510783.html; иерей Сергий Лысый. Основные вопросы полемики с представителями Армянской Апостольской Церкви на современном этапе/https:/www.bogoslov.ru/article/4493923. 56 Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад. 1913. Сс. 231, 235. 59 Завещание великому князю Изяславу о православной вере. Стоит отметить, что некоторые светские исследователи считают, что это произведение принадлежит не прп. Феодосию, а монаху Феодосию Греку, жившему в XII веке, но я более доверяю церковной традиции. Среди светских историков распространён гиперкритицизм в отношении традиционной атрибуции древних текстов, но далеко не всегда их мнения о переатрибуции являются обоснованными. 63 Эти слова сообщает архиепископ Никон (Рождественский) в статье «Угодны ли Богу «иные» веры?» Нужно сказать, что данную фразу предпочитают цитировать в виде «Я не знаю, спасутся ли католики»… и нередко приписывают её разным авторам, – то свт. Филарету, то прп. Серафиму, то другим святым. 81 Некоторые полагают, что признание наличия таинства священства должно непременно означать признание Евхаристии. С такой логикой нельзя согласиться, поскольку непременной автоматической связи священства и Евхаристии нет. «Учительное известие» указывает целый ряд условий при которых даже Евхаристия, совершённая священником Православной Церкви оказывается недействительной (например, служение не на вине и др.). Ересь также является таким условием, при котором Евхаристия не совершается, о чём пишет, в частности, преподобный Феодор Студит – «храм, осквернённый еретиками, не есть святой храм Божий, но обыкновенный дом, как говорит Василий Великий … Посему и совершаемое в нём жертвоприношение не принимается Богом» (Прп. Феодор Студит . Письмо 80 (139)//Послания. Кн. 1. М., 2003. С.379).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Селевкия (Seleucia Pieria) лежала к западу от Антиохии, ближе к Средиземному морю. Епископ Феодор, с которым беседовал Мосх, был преемником Антония в VI b., а раньше Антония епископскую кафедру в Селевкии занимал Дионисий, участвовавший в Пятом Вселенском соборе в 553 году. О ереси Севера см. прим. к гл. 26. О причащении в древности – прим. к гл. 17,30 и 78. Глава 80 Об источнике в Скопеле, явившемся по молитве аввы Феодосия Прекрасный источник дан нам Богом! Мы пришли в монастырь аввы Феодосия в Скопеле. Монастырь стоит на горе между прибрежной Селевкией и Россом киликийским. Отцы этого монастыря повели нас еще выше на гору, на расстояние полета стрелы. Там указали нам на источник и сказали: «Этот обильный и прекрасный источник дан нам Богом. Воистину, он не от природы, но – дар Божий. Святой и великий отец наш Феодосии много постился и изливал с коленопреклонением источники слез, прося, чтобы Бог дал на наше утешение и употребление эту воду. Раньше отцы добывали воду из горного потока, но Бог, всегда исполняющий желания боящихся Его, даровал нам благословение воды сей по молитвам отца нашего. За два года перед сим некоторые из братии просили игумена, чтобы дозволил им построить в монастыре баню. Авва с неудовольствием выслушал эту просьбу, однако уступил, снисходя к слабости братии. Баня была выстроена, но всего только раз успели вымыться в ней, как источник богодарованной воды иссяк. И сказать вам правду: много мы постились и много молились со слезами, но воды не было. Целый год вода в источнике не показывалась, и мы много скорбели. Но когда отец наш разрушил баню, Бог снова дал нам воду». К главе 80 Феодосии Антиохийский. Прп. Феодосии, в отличие от Феодосия киновиарха, положившего начало иноческому общежитию в Палестине, называемый Антиохийским, родился в Антиохии и происходил из богатого и знатного семейства. Еще в юных летах оставил он и дом, и богатство, и знатность, чтобы приобрести тот многоценный бисер, о котором говорится в Евангелии, и вступил на тесный и скорбный путь подвижничества. Удалившись из родного города, Феодосии поселился в приморской пещере на берегу Исского залива, в окрестности киликийского города Росс. Велики и изумительны были подвиги, которым предавался юный подвижник! Молитва его соединялась с коленопреклонением и возлежанием на земле. Под верхней одеждой он постоянно носил власяницу и, кроме того, возложил себе на шею и руки железные вериги, которых никогда не снимал. Непрерывным подвигом поста и молитвы он побеждал плотские и душевные страсти, усмирял гневливость, обуздывал гордость, прогонял нечистые помыслы. Прилагая подвиги к подвигам, Феодосии занимался и физическими трудами: то плел корзины и коробочки, то обрабатывал поле, то разводил овощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Антоний, любивший уединение, сам удалился на соседний холм, где ныне находятся ближние пещеры, поставив братии игуменом Варлаама. Валаам устроил над пещерами церковь в честь Успения Богоматери, но и пещеры и церковь стали очень тесны. После Валаама игуменом был поставлен прп. Феодосий. Под конец своей жизни он решился исполнить давно лелеянную мысль о построении новой, еще более обширной, каменной обители. Прп. Антоний изъявил свое согласие на сооружение обители и дело быстро стало подвигаться вперед. Явились и нужные средства. Изгнанные из отечества своего, Германии, дядей Якуном или Гаконом Слепым, Шимон прибыл в Киев в 1027 г. с большой дружиной искать счастья. Он чадом спасся от смерти в битве с половцами. Исполняя обет свой, данный в этот час битвы на реке Альте, Симон подарил Печерскому монастырю все свое богатое имение на построение новой каменой церкви и пожертвовал туда золотые пояс и венец, снятые им с изображения Распятого Иисуса, некогда сооруженного отцом его и чтимого на далекой его родине. Другое событие, ниспосланное свыше споспешествовать исполнению намерений прп. Антония и Феодосия, было прибытие из Царьграда нанятых Пресвятой Богородицей четырех искусных греческих зодчих для новой Печерской церкви, получивших за три года плату за труды и видевших изображено самой церкви на облаке, а от Божией Матери, кроме того, еще получавших храмовую икону Успения и св. мощи семи мучеников. Третьим событием, не менее важным, было чудесное назначение места для церкви на Берестовом поле, которое в одну ночь явилось при обильной повсеместной росе сухим, а во вторую – покрытым влагой. Когда нужно было копать ров для закладки храма, эту работу первым предпринял великий князь Святослав Ярославич, неожиданно приехавший в обитель в самый день закладки храма. Благочестивый князь своими руками начал копать ров и положил к ногам преподобного 100 гривен серебра для продолжения работ. По примру его и другие богатые люди стали жертвовать деньги, волости и села на создание храма. Основание церкви заложено в 1078 году. Священный обряд совершил епископ Юрьевский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Феодор Студит , прп. † 826 г. (Болланд.). Происходил из Константинополя от знатных родителей. Наиболее полное и точное (по А. Доброклонскому , Феодор исповедник и игумен Студийский, 1913 г. стр. 215) житие святого, написанное студийским монахом Михаилом во 2 половине IX в. (Лопарев. Греческие жития, 161). Издано у Migne, P.G., 99 стр. 233−328. Другие жития, произведшие характер, но с некоторыми самостоятельными подробностями, у Migne, ibid., 113−232, и в книге Доброклонского, приложение Память 11 ноября. Феодор Трапезунтский, муч. Знатный и богатый военачальник, замученный агарянами в Феодосиуполе в 1098 г. (Ср. Anna Comnena II, 121 ed. Reifferscheid). Содержание его жития сообщил Пападопуло-Керамевс в «Виз. Временнике». 1906 г. стр. 135−136. Память 2 октября. Феодор, игумен Хорский, прп., † 595 г. (Болланд.). Происходил из Константинополя и был дядя императрицы Феодоры. Житие, написанное в IX в. (см. Ф. Шмит в Изв. Константинополь. Инстит. 1906 г. стр. 9−10), по сбивчивым легендам о некоем Феодоре, игумене Хорского монастыря, и Феодоре военачальнике, постригшемся в монахи (ibid., 18−21). Издано Х.М. Лопаревым («Записи Классич. Отдел. Импер. Археол. Общества» 1903 г., «De theodoro monacho hehumenoque Chorensi», стр. 1−26). Память 5 января. Феодор Эдесский , прп., род. 793 г. † 860 г. (Лопарев, Греческие жития 431−432). Сын богатого эдесского горожанина, подвизался в Палестине. Известен легендой об обращении им в христианство вавилонского царя Мавии. Житие, написанное Василием, епископом Эмесским, племянником святого (стр. 1, 3:7), издано И. Помяловским («Зап. СПб. Унив. И. Факультета», 1892 г. стр. 1−220). Память 9 июля. Феодосий Великий, прп., знаменитый палестинский подвижник. Происходил из Каппадокии, † в 529 г. (Болланд.). Житие, написанное современником святого, риторически образованным Феодором еп. Петрейским (Ehrhard у Krumbacher, 186). Издано Usener’oм (Der heilige Theodosios., 1890, стр. 3−101). Составленное по нему краткое житие Кирилла Скифопольского , ibid, стр. 105−113. Память 11 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010