Возникновение Киево-Печерского мон-ря принято относить к 1051 г., под к-рым в ПВЛ читается СПМ. Но эта датировка условна: точное время основания обители неизвестно. Хронологический расчет летописца был прост и логичен. С одной стороны, он располагал датированным сообщением о поставлении Илариона митрополитом Руси в 1051 г. («В лето 6559. Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ русина в святей Софьи, собравъ епископы»), а с другой - знал из текста СПМ, что прп. Антоний поселился на холме уже после того, как бывший берестовский священник стал главой Русской Церкви. Эти обстоятельства и позволили летописцу отнести СПМ к 1051 г. По предположению А. Ю. Карпова, возвращение прп. Антония на Русь и поселение в окрестностях с. Берестова могло иметь место уже во 2-й пол. 40-х гг. XI в. В сообщении о том, что прп. Антоний поселился на холме, где втайне молился будущий митрополит Руси, некоторые исследователи (А. В. Поппе ) усматривают намек на участие Илариона в учреждении Киево-Печерского мон-ря. Однако для подобных утверждений нет серьезных оснований. В рассказе о пещерке свящ. Илариона скорее следует видеть монастырское предание кон. XI - нач. XII в., к-рое пыталось связать начальную историю обители с авторитетом митр. Илариона. Келья прп. Антония в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Антония в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Согласно СПМ, обитель была основана уроженцем Любеча, принявшим постриг с именем Антоний в одном из афонских мон-рей. Здесь он получил навыки иноческого жития, после чего был отправлен на Русь, напутствуемый словами настоятеля: «Иди в Русь опять, и буди благословленье от Святыя Горы, яко от тебе мнози черньци быти имуть» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 156). После долгих поисков прп. Антоний решил поселиться на высоком берегу Днепра в районе с. Берестова. Ископав пещеру, он подвизался в бдении и молитвах. Слава о нем распространилась среди окрестных жителей. Взошедший на киевский престол кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич вместе с дружиной посетил преподобного, чтобы получить благословение и испросить молитвы. Вскоре сложилась небольшая монашеская община, трудами к-рой были созданы пещерная церковь и кельи. В числе первых последователей прп. Антония были прп. Никон Великий и прп. Феодосий Печерский.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

История РЦ. Кн. 2. С. 153; Goetz L. K. Staat und Kirche in Altrussland. B., 1908. S. 26). М. Д. Присёлков придерживался мнения о том, что Н. В. покинул Киев по настоянию митр. Ефрема , по происхождению грека ( Присёлков. 2003. С. 108). По мнению Ю. А. Артамонова, Н. В., как и др. насельники - преподобные Ефрем и Антоний, был недоволен княжеской инициативой поставления на игуменство прп. Варлаама и деятельностью игумена по преобразованию отшельнической общины в общежительный мон-рь ( Артамонов. 2003. С. 217-220). Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ) В Тмутаракани Н. В. приобрел авторитет среди населения. Прп. Нестор сообщает, что после кончины тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067) святой по просьбе местных жителей отправился на Русь к черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу просить на вакантный стол его сына Глеба (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166). Воспользовавшись этим случаем, Н. В. посетил Киево-Печерский монастырь, где виделся с прп. Феодосием, к-рый слезно просил Н. В. вернуться в обитель и более не покидать ее. Тот обещал выполнить эту просьбу, как только завершит порученную ему миссию и устроит дела в своем мон-ре. Вероятно, в кон. 1067 - нач. 1068 г. Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, где фактически занял 2-е по значимости место после действующего игумена, который, согласно прп. Нестору, почитал его «яко отца» (Успенский сб. 1971. С. 96). Ему прп. Феодосий поручал братию, когда по необходимости отлучался из обители; ему же доверял поучать иноков чтением душеполезных книг. Отмечая, с одной стороны, образованность Н. В., а с другой - смирение прп. Феодосия, агиограф пишет, что в то время, как 1-й занимался изготовлением (перепиской?) книг, 2-й сидел рядом и прял нити для переплета: «Мъногашьды же пакы великууму Никону седящю и делающю книгы, и блаженууму (Феодосию.- Ю.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Так, прп. Варсонофий Великий, принимавший пищу 1–2 раза в неделю, говорит, что при подобном воздержании подвижник питается Духом Святым. Здесь следует привести и мнение прп. Пимена Великого, одного из великих аскетов. Он говорил, что, употреблял пищу однажды в три дня или четыре, или однажды в неделю; но старцы как сильные испытали все это и признали полезнейшим ежедневное употребление пищи, но не досыта, и передали нам этот царский путь как удобнейший». Следует заметить, что величайшие постники были вместе с тем и наиболее долголетними людьми. Так, прп. Антоний и Феодосий Великие прожили по 105 лет, Павел Фивейский — 113 лет, Павел Комельский — 112 лет, прп. Макарий Великий — 90 лет, прп. Евфимий Великий — 97 лет, прп. Макарий Александрийский — 100лет, прп. Симеон Столпник более 100лет, прп. Савва Освященный — 93 года, Кирилл Белоезерский — 90 лет, Макарий Желтоводский — 95 лет Из числа близких к нашему времени подвижников благочестия следует упомянуть о схимонахе Амфилохии, восстановителе Реконской пустыни, скончавшемся в 1865 году и питавшемся заплесневелыми корками хлеба и толокном. Амфилохий скончался на 126-м году жизни. Монахиня Рахиль из Бородинского монастыря скончалась в 1928 году после 128 лет жизни. Наконец, старец Антиох, о котором рассказывается в жизнеописании Феодора Сикеота (пам. 22 апр.), питаясь последние 30 лет своей жизни только травами, не вкушая хлеба, прожил более 160 лет. Но, помимо вредного воздействия на тело, пресыщение влияет и на нашу духовную жизнь, понижая (если не уничтожая совсем) наши способности к духовным переживаниям — к духовной сосредоточенности, умилению и богообщению. Св. Исаак Сириянин пишет: «Как облако закрывает свет луны, так испарения наполненного чрева изгоняют из души Божию Премудрость… с наполненным чревом невозможно ведение тайн Божиих». К этому надо добавить слова св. Симеона Нового Богослова: «Невозможно и желудок наполнять досыта едой, и наслаждаться умными божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем будет насыщен пищею и утешением духовным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодосий Великий, прп. Описания иконы Феодосий Великий, прп. - житие Преподобный Феодосий Великий (память 11 февраля по старому стилю) Родом из Каппадокии. Воспитан родителями в глубоком благочестии. Стремясь к отшельнической жизни, поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда церковь уже не вмещала собравшихся иноков, святитель после молитвы, взяв кадило с холодными углями, пошел по пустыне. На одном месте угли внезапно разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру В монастыре св. Феодосий устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, убежища для престарелых. По его молитве много раз являлось чудо умножения хлебов, необходимых для питания собравшихся к обители нищих. Когда возникла ересь Евтихия, православные были гонимы от импера[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Прпп. Феодор Студит, Феодосий Великий, Ефрем Сирин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 10756.jpg:   Размер: 887x1100, 0.98 MPix, 174 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (190) , (1) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Феодосий Великий с житием. Икона. Москва. 1-я половина XVI в. 93.4 х 67. Привезена из Ростова Великого в начале 1990-х годов. Собрания Виктора Бондаренко. Москва. Файл 10760.jpg:   Размер: 1261x1800, 2.27 MPix, 371 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (255) , (5) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 10761.jpg:   Размер: 206x796, 0.16 MPix, 50 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (136) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10762.jpg:   Размер: 310x1202, 0.37 MPix, 87 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (130) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10763.jpg:   Размер: 320x1200, 0.38 MPix, 48 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (121) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3085

А.) в скраи того седящю и прядущю нити, еже на потребу таковууму делу» (Там же. С. 97). В нач. 1073 г. на Руси разразился политический кризис, в ходе к-рого младшие Ярославичи - Святослав и Всеволод (Андрей) Ярославич - изгнали из Киева старшего брата Изяслава. Последовавшее за этим утверждение на киевском столе черниговского кн. Святослава резко осудил прп. Феодосий. В своих письмах и проповедях он порицал князя-узурпатора, несмотря на угрозу заточения. Во время этого конфликта (в дальнейшем отношения между печерским настоятелем и князем нормализовались) прп. Феодосий вместе с 2 другими черноризцами уговаривал Н. В. покинуть Киево-Печерский монастырь и вернулся в тмутараканскую обитель. По мнению одних исследователей, он опасался репрессий со стороны властей ( Погодин. 1850. С. 183; Хорошев. 1986. С. 43; Творогов. 1987. С. 280), по мнению вторых, был недоволен примирением прп. Феодосия со Святославом ( Присёлков. 2003. С. 103), по мнению третьих, сочувствовал черниговскому князю, не разделяя гражданской позиции своего игумена ( Goetz . 1908. S. 28; Подскальски. 1996. С. 212; Артамонов. 2003. С. 235). Согласно последней т. зр., учитывая дипломатическую миссию Н. В. в 1067 г., он был более расположен к Святославу, нежели к Изяславу (с к-рым у Н. В. в свое время был конфликт из-за пострижения прп. Варлаама и свт. Ефрема). Известно также, что Святослав покровительствовал прп. Антонию: в 1069 г., когда над старцем нависла угроза репрессий со стороны Изяслава (преподобный осудил нарушение киевским князем клятвы не причинять вреда полоцкому кн. Всеславу Брячиславичу ), Святослав помог Антонию тайно бежать в Чернигов, а потом содействовал строительству пещерного Богородичного мон-ря на Болдиных горах (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193). Когда Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, точно неизвестно. Прп. Нестор сообщает, что это произошло уже после кончины прп. Феодосия († 3 мая 1074). По этой причине преемником прп. Феодосия стал не Н. В., а свт. Стефан , буд. епископ Владимиро-Волынский.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОИСЕЙ Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни М. (см., напр.: Дива. 1997. С. 67) следует признать необоснованным. Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) М. (или одноименный ему киево-печерский инок) упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, где указывается, что «два брата во Святом Духе» - преподобные Мартирий Затворник и М.- лежат в одном гробе (ср.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Чудотворцем М. при этом не назван. На планах Дальних пещер XVIII - 1-й пол. XIX в. мощи М. Чудотворца показаны лежащими отдельно (см.: Дива. 1997. С. 137-138). М. не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкел и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что М. «чудотворец, хотячи ся сподобити Богу, и ему душу и тело чисто представити, различно тело свое старался умерщвляти постом, молитвами и воздержанием, подвигами и поясом железным, который на голом теле носил, и крест великий железный, который своими руками был зробин, за которые подвиги и труды сподобился от Господа прияти чудотворения даров, и по смерти в небе неизреченныя радости наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 47). Святому имеются тропарь и кондак (Там же. С. 47-48).

http://pravenc.ru/text/2563960.html

«Завет», составлявший основу первой редакции Жития, во второй редакции настолько переработан, что текстологический анализ не позволяет установить, пользовался ли автор новой редакции непосредственно текстом «Завета» или его пересказом в более ранней редакции Жития. В одном случае агиограф изменил смысл источника, в результате чего завещание прп. Иннокентия построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Список А Список В   Аще начнут благоугодно жити, и хранити заповеди Божие, и восхощут церковь въздвигнути, то есть на Божием и з волении и на их произволении. И аще благоволит Бог, да будет церковь в имя святаго и великаго Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25. Сеи убо великий Иоанн наставник есть всем иноком и пустынножителем.  И по некоем времени святый Инокентий и з братиею своею проразсуждением воздвиже церковь святаго великаго пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна, третие обретение честныя главы, еже есть маия в 25 день. Сей убо великий Иоанн наставник есть иноком и пустынножителем. Наиболее объемными дополнениями во второй редакции являются рассказы о детстве святого, его пострижении и жизни в Ниловой Сорской пустыни. Выше уже говорилось, что само сообщение Жития о постриге прп. Иннокентия в Ниловой пустыни ошибочно. Подробный рассказ об этом событии заимствован из агиографической традиции. Автор Жития передает беседу прп. Иннокентия и прп. Нила, в которой последний предупреждает своего будущего ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Впервые данный диалог встречается еще в Житии прп. Феодосия Печерского. Однако текстуального совпадения с ранней редакцией, представленной в Успенском сборнике, нет (82). Гораздо большее сходство обнаруживается с поздней редакцией Жития прп. Феодосия Печерского, фрагменты которой приведены И. В. Яхонтовым по рукописи из библиотеки Соловецкого монастыря (83).   Житие прп. Иннокентия Комельского, список В

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Один из учеников святого Антония, Иларион, перенес монашество на свою родину – в Палестину – и основал обитель близ города Газа. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Когда же свт. Василий Великий посетил обители Палестины и Египта, то учредил монашество в Каппадокии и дал им устав. А Савва Освященный, соединивший благодать священства и иночества, учредил обитель близ Иерусалима в скале, что у потока Кедронского, и ввел там богослужебный устав. И мертвая, бесплодная пустыня Святого града – суровая Иудейская земля – около Мертвого моря процвела сонмом боголюбивых отцов палестинских, родоначальником которых был прп. Евфимий Великий, скончавшийся в 473 г. на 97-м году своей жизни. Подвижников насчитывалось до 15 тысяч, и жили они в великой ревности по Богу и в обилии даров Святого Духа. Блаженный Иоанн Мосх и святой Софроний, мужи духовные и образованные, указывают такие чудесные обители в горной части пустыни, существовавшие до вторжения исламизма: 1) лавра Фаранская, расположенная в шести милях от Святого града, у селения Фари; 2) лавра Сукка, или Ветхая лавра, близ Фекун в Хади-Харитун; 3) Феоктистов монастырь, в трех милях от лавры Евфимия, на дне потока; 4) лавра прп. Евфимия, в десяти милях от Иерусалима; 5) монастыри в пустыне Зиф, близ Хеврона и пещер Давида царя; 6) Мартириев монастырь, возле лавры прп. Евфимия; 7) монастырь прп. Феодосия; 8) лавра, или келлии Хузимы, основанная прп. Иоанном Хозевитом; 9) лавра прп. Саввы с девятью киновиями и двумя обителями, близ Еммауса и Васана, и лавра Фирминская с тремя обителями, близ Вифлеема. Были еще обители в Иерихонской долине над Иорданом: 1) лавра и монастырь прп. Герасима, в одной миле от Иордана; 2) лавра Каламон, или Каламонская, основанная на месте, где останавливалось Святое семейство при бегстве в Египет, поскольку здесь пролегает дорога из Галилеи в Газу; 3) лавра Пиргов, или Башен, называемая еще Иорданской обителью, основанная блаженным Иаковом, учеником прп. Саввы; 4) лавра св. Петра, близ Иордана;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Вторая редакция Жития имеет больший объем по сравнению с 1-й редакцией. «Завет» И. во 2-й редакции сильно переработан: завещание построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Наиболее пространными дополнениями во 2-й редакции являются повествования о детстве святого, о его пострижении и жизни в Ниловой Сорской в честь С ретения Господня пуст. Составитель Жития свободно обращался с имевшимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из др. житий. Так, автор Жития передает беседу И. и прп. Нила, в к-рой последний предупреждает своего буд. ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях прп. Феодосия Печерского, прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского. Во 2-й редакции Жития И. уточнена дата набега казанских татар, разоривших мон-рь,- 1538 г. Источником этих сведений исследователи называют Житие прп. Павла Обнорского (редакция Жития с 26 чудесами; см.: Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 315). Согласно Житию И., святой принадлежал к княжескому роду Охлябининых. Этот род происходил от ярославских князей Ухорских. Второй сын Василия Даниловича Ухорского, Федор Охлябина, стал родоначальником Охлябининых, а младший, Михаил,- родоначальником Хворостининых, упоминаемых в Житии И. как «свойственников» святого. Из сыновей Федора Охлябины в древнейших редакциях родословных книг названы Петр и Василий. В разрядной книге под 1515 г. единственный раз упоминается Иван Федорович Охлябинин, к-рый традиционно отождествляется с И. (РБС. Т. 8. С. 108; Ивина. 1985. С. 181, 217 и др.). Однако против этого отождествления есть ряд возражений. В. Б. Кобрин подвергает сомнению достоверность упоминания, считая его позднейшей вставкой (см.: Кобрин. 1995. С. 47-48). Впрочем, даже если признать запись аутентичной, то к 1515 г. И., вероятнее всего, давно уже не было в живых, поскольку он, по-видимому, скончался в 1499 г. (см. ниже). Если предположить, что он умер в 1521 г. (как указано в некоторых месяцесловах), то к 1515 г. И. был уже монахом и не мог находиться на гос. службе. Петра и Василия Охлябининых с И. отождествить также невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., Василий - под 1550/51 г.

http://pravenc.ru/text/389625.html

5/18 Крещенский сочельник. 6/19 БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) 7/20 прор. Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (ум. ок. 28–29). 9/22 Свт. Филипп Московский (1507–1569), глава Русской церкви, подвижник, борец против тирании Ивана Грозного. 10/23 Свт. Григорий Нисский (335–395), брат свт. Василия Великого, богослов, экзегет, философ. 11/24 Прп. Феодосии Великий (ум. 529), уроженец Малой Азии, один из основателей общежительного монашества–на Востоке, подвизался в Палестине. 12/25 Свт. Савва Сербский (1175–1235), первый епископ Сербской церкви. 14/27 Равноап. Нина (Нино), просветительница Грузии (ум. ок. 335). 15/28 Прп. Павел Фивейский (IV в.), первый отшельник Египта. 16/29 Поклонение веригам ап. Петра: праздник установлен в память о темничных узах ап. Петра. 17/30 Прп. Антоний Великий (ум. ок. 356), уроженец Египта, один из основателей монашества. 18/31 Свт. Афанасий Великий (296–373), уроженец Египта, патриарх Александрии, борец против арианства. 19/1 фев. Прп. Макарии Египетский (300–390), один из основателей монашества. Прп. Макарии Александрийский, ученик Макария Египетского (ум. ок. 395). 21/3 фев. Прп. Максим Исповедник (580–662), византийский подвижник, богослов–мистик, борец против ереси монофелитов. 22/4 фев. Ап. Тимофей, спутник и помощник ап. Павла. 25/7 фев. Свт. Григорий Богослов (329–389), патриарх Константинопольский, богослов, поэт, сподвижник свт. Василия Великого. 28/10 фев. Прп. Ефрем Сирин (306–373), уроженец Месопотамии, подвизался в г. Нисибине и Эдессе; гимнотворец, толкователь Св. Писания. 30/12 фев. Святт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (праздник «трех святителей»). «Собор» — в данном случае значит молитвенное «собрание» в честь памяти святого. Февраль 1/14 Мчц. Филицитата и Перпетуя (202). Повествование об их кончине — один из древнейших подлинных документов о мучениках. 2/15 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 3/16 Прав. Симеон и Анна (см. Лк 2, 25–38). Равноап. Николай Японский (ум. 1912), основатель Православной церкви в Японии. Прп. Исидор Пелусиот (ум. ок. 440), уроженец Египта, подвижник, богослов. Его литературное наследие составляют многочисленные письма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010