В 1815 году Иван Голованицкий получил отставку. Иван Голованицкий избрал Киево-Печерскую Лавру, желая поселиться в ней. Он явился к Киевскому митрополиту и подал прошение о принятии его в число Лаврской братии. Иван Голованицкий был зачислен в число братии и на послушание определен в ключню, а через несколько времени был взят в келейники к наместнику Антонию. Однако в Киевской Лавре Иоанн прожил недолго. В то время славилась Софрониева пустынь. Незадолго перед тем почивший старец Феодосий, бывший другом и спостником знаменитого старца Паисия Величковского , поставил Софрониеву пустынь на высокую степень совершенства, образовав в ней строгих подвижников. Ученики Феодосия, как и ученики Паисия, отличались строгим подвижничеством; особенно упражнялись в трезвении и молитве; слава о них распространялась далеко за пределы обители, и Иоанн Голованицкий, еще будучи в Лавре, много слышал об этой славной пустыни. Поэтому, когда он оставил Лавру, то и направился в Софрониеву пустынь. С ним вместе согласился идти его товарищ по имени Владимир. Оба товарища, наконец, достигли Софрониевой пустыни и были приняты в число братии настоятелем пустыни архимандритом Варлаамом. Иоанну было назначено послушание в трапезе и на клиросе, а товарищ его определен к общим послушаниям. Послушник Иоанн, во смирении души покоряя свою волю, во всем следовал советам опытных старцев. Пребывание Иоанна в Софрониевой пустыни сопровождалось благодетельными для него последствиями. Внимая наставлениям духовно-рассудительных отцов, он по возможности уразумел, что от монаха требуются не одни телесные подвиги и труды, но и внутреннее делание в вертограде сердца своего, к чему желающий преуспеть в духовной жизни должен прилежно стремиться. Но не в Софрониевой пустыни Промыслом Божиим предназначено было ему развиваться и зреть духовно; всеуправляюшая десница Божия указала Иоанну иное место через посредство обстоятельств, в силу которых он вынужден был оставить Софрониеву пустынь. Причиной послужило назначение несоответственного его характеру и душевным стремлениям послушания. Как новоначального и знакомого с канцелярским делом, его определили жить на хуторе. Там имелось большое количество леса, который братия обязана была ежедневно обходить кругом и оберегать от порубки, так как часто случалось воровство леса. Отсюда можно видеть, что послушание Иоанна на хуторе не могло предоставить желанного мира и спокойствия его душе. Ему нередко приходилось бывать свидетелем неприятных сцен, возмущавших покой его духа, а однажды пришлось даже спасаться бегством, когда воры пустили в ход топоры и колья. Положение Иоанна было тягостным для него, и он решился оставить Софрониеву пустынь и переселиться в Глинскую, в которую в то время на должность настоятеля был вызван из Софрониевой пустыни старец иеромонах, впоследствии игумен Филарет, ученик прежде упомянутого старца архимандрита Феодосия, бывшего настоятеля Софрониевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В алтаре этого придела находились: антиминс из желтого атласа (год не указан), Евангелие Московской печати 1711 года, три напрестольных креста (серебряный, медный и деревянный), оловянная гробница (дарохранительница), треугольный жертвенник столярной работы. В верхней церкви Преображения Господня иконостас был покрыт лазоревой краской, перед иконами висело 6 медных лампад. В алтаре находились: над жертвенником – Распятие и икона Воскресения Христова (на холсте); на горнем месте – Распятие; с правой стороны – образ Святителя Николая Чудотворца. На престоле была деревянная гробница (дарохранительница). В описи перечислены также некоторые иконы из храма Рождества Пресвятой Богородицы и его приделов: икона Богоматери Пустынно-Молченская Софрониева, в серебряной ризе; Рождество Христово; Преображение Господне; Крещение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Рождество Богородицы; Благовещение в медном окладе; Воскресение Христово; Святителя Николая Чудотворца; святого Иоанна Предтечи; преподобных Антония и Феодосия Печерских ; образ Святителя Димитрия Ростовского ; Распятие. О бедности обители в те годы свидетельствует тот факт, что в трех ее храмах была лишь одна маленькая серебряная лампада перед Чудотворным образом; серебряная гробница (дарохранительница) была только в храме Рождества Пресвятой Богородицы, а в приделах – оловянная и деревянная; серебряных риз на иконах было всего четыре. Однако строитель иеромонах Александр и старшая братия стремились, как могли, украсить иконы святой обители. В июле 1802 года они испросили у Преосвященного разрешения использовать серебро с ветхих церковных облачений и утвари для венцов на месточтимые иконы 383 . Из этого серебра были отлиты венцы для икон: Спасителя в храме Рождества Пресвятой Богородицы (весом 1 фунт 14 золотников), Богоматери в том же храме (весом 1 фунт 21 золотник) и Святителя Николая Чудотворца в Николаевском приделе (весом 1 фунт 24 золотника). Чудотворная икона была украшена четырьмя серебряными венчиками (весом 23 золотника), 22 жемчужинами и «четырьмя красными круглыми камушками» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Это сообщение раскрывает силу раскола, в то время преимущественно истекавшую из взаимной связи, которая существовала между последователями его. Силу раскола доказывает и то, что, напр. в епархии Димитрия Ростовского книги, направленные против раскола: «Жезл правления» Симеона Полоцкого и «Увет духовный» патр. Иоакима были почти истреблены раскольниками 119 . Преследование раскола ослабело, но не прекратилось. Старообрядцам в стародубских поселениях стало жить неспокойно. Часть их переселилась в Ветку – поселение на острове р. Сожа, близ Гомеля, на земле пана Халецкого. Ветка находилась непосредственно за русской границей в польских пределах. За русской границей старообрядцам надо было поселиться, чтобы их не достала там рука русского правительства; «непосредственно» за ней они должны были поселиться, чтобы быть в общении со своими в России. На Ветке устроена была церковь , иконостас для которой достали из калужской церкви Покрова. Скоро Ветка процвела. Там сгруппировались 14 слобод с 40 000 жителями. Когда вышло на Ветке Иосифовское миро (сваренное при патр. Иосифе, предшественнике Никона), разбавлявшееся деревянным маслом, чтобы его стало на более долгий срок, старообрядческий настоятель Феодосий сварил новое. Ветка, в сущности, была колонией Стародуба, но скоро превзошла его богатством и значением. Дух разъединения, однако, царствовал в среде старообрядцев. Около 1730 г. стародубцы и ветковцы не имели между собой общения ни в ястве, ни в питье. Если ветковцы, поселяясь за русской границей думали уйти от руки русских властей, то эта цель не была достигнута. При имп. Анне полковник Сытин вступил в Ветку, разорил ее и вывел 40 000 человек из неё в Россию. Пребывание на иностранной земле не спасало старообрядцев; эта иностранная земля – была Польша, падение которой подготовлялось; в отношении её не стеснялись. Около 30 лет спустя после первого разгрома, когда Ветка начала обновляться, в ней собралось почти прежнее число жителей и значение её восстановлялось – генерал-майор Маслов с русским отрядом напал на нее и увел 20 000 человек в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Евстратии был известный святостью жизни далеко за пределами Глинской пустыни иеросхимонах Макарий (Шаров) 868 , братским духовником – иеросхимонах Серафим Любомудрый (Пацула) 869 , казначеем (до 1844 года) – любимый ученик игумена Филарета иеромонах Арсений (Митрофанов) 870 , уставщиком – сначала иеромонах Феодосий 871 , под руководством игумена Филарета стяжавший дар непрестанной умносердечной молитвы Иисусовой, затем – известный подвижник – иеромонах Аполлинарий 872 . Письмоводителем пустыни о. Евстратий назначил послушника Григория Клицу и, отличая его, скоро облек в рясофор. Впоследствии Григорий (в монашестве Герман) стал архимандритом, известным подвижнической жизнью, настоятелем Святогорской обители 873 . Келейником о. Евстратия был послушник Димитрий Колченков, впоследствии известный Глинский подвижник монах Досифей 874 . Подробные жизнеописания всех этих подвижников содержатся в Глинском Патерике 875 . Здесь приведем лишь краткие сведения о некоторых из них. Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Терентьевич Шаров; 1801–1864) был одним из тех духовных светильников, которыми никогда не оскудевала Глинская пустынь 876 . Он принял постриг в монашество от самого игумена Филарета в 1833 году. От него же получил первые духовные уроки, мудрые наставления и с тех пор непрерывно возрастал в добродетелях послушания, смирения, чистоты сердечной, воздержания, благоговения, безгневия, потому что, по слову Соломонову, «ревность мужа от подруга своего» ( Еккл. 4, 4 ). Подвиги благочестия при болезненном состоянии и полном самоумерщвлении, по благодати Божией, помогли ему взойти на степень бесстрастия и развить в себе пламенную любовь к ближним. Одна монахиня в своих воспоминаниях о старце писала: «Отец Макарий был очень изнурен, без слез нельзя смотреть на него… Колени у него были потерты (от поклонов) «до крайности». Конечно, не легко досталось подвижнику это самораспятие, много требовалось с его стороны борьбы и самопонуждения до болезненности, но только таким усиленным умерщвлением своего тела и непрестанною молитвою он мог уподобиться Ангелам и получить от Бога благодатные дары прозрения, целения и власть над нечистыми духами» 877 , так как сей род, по слову Спасителя, изгоняется только молитвою и постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Другая игумения Севского монастыря – Клеопатра (Головачева) была духовной дочерью Глинского старца Амфилохия (Скубырина), в схиме Анатолия. Отец Анатолий, когда еще она была в миру, сказал: «Тебе надо идти в монастырь, благословляю быть монахиней и игуменией в том же монастыре» 1147 . Слова его в точности исполнились, и в должности игумении м. Клеопатра ничего не предпринимала без совета своего старца. Отец Анатолий был духовником и других сестер Севского монастыря. Старец Илиодор (Голованицкий) писал одной из насельниц этой обители: «Передайте сестре Софии, что ее духовник о. Амфилохий принял торжественно на себя схиму с именем Анатолий. Он посылает ей свое благословение» 1148 . Другой инокине он сообщал: «Старец Анатолий поручил мне сказать, что по части духовнической он давно уже разрешил тебя» 1149 . В письмах о. Илиодора содержится много указаний на то, что не только старец Анатолий, но и другие Глинские подвижники: о. Макарий (Шаров) 1150 , о. Евфимий (Любимченко) 1151 , о. Феодот, в схиме Феодосий (Левченко) 1152 , о. Паисий (Сипченко), впоследствии настоятель Чуркинской пустыни 1153 , духовно окормляли инокинь Севского монастыря. Преподобный старец Амвросий (Гренков) духовно окормлял монахинь Борисовской пустыни Курской губернии, где был введен устав Глинского игумена Филарета и подвизалось много его учениц. Борисовские инокини находились также под водительством Глинского иеросхимонаха Макария (Шарова), они часто бывали у него и вели с ним переписку 1154 . Но наиболее тесно был связан с Оптинскими подвижниками и лично знал их сам схиархимандрит Илиодор (Голованицкий). В начале 1834 года он посетил Оптину пустынь, где в то время подвизался старец иеромонах Леонид. «О душеполезных беседах с Оптинскими старцами о. Илиодор рассказывал уже в глубокой старости» 1155 . Своим духовным чадам – насельницам Севского девичьего монастыря он писал об Оптинских старцах: «Я очень благодарен тебе, что передала мне известие о добрейшем о. архимандрите Моисее Оптинском, искренняя любовь которого, оказанная мне некогда, заставляет меня всегда его помнить» 1156 . «Присылкою портрета покойного старца Оптинского о. игумена Антония (Путилова. – А. И.) я остался крайне доволен. Я его знал при жизни, знаю и теперь буду знать его в душе моей всегда» 1157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Здесь старцы направляли его к истинному познанию о Боге, которое только составляет истинную жизнь для нашего духа, к исполнению заповедей Господних. Исполнение же заповедей, по учению старцев, есть не только выполнение нравственных норм, но и получение силы, избавляющей от страстей, соединение в жизни вечной с Самим Господом. Проходя послушание при ключне 1984 , Иван вел непрестанную внутреннюю борьбу с грехом. Он хранил себя от рассеянности, потому что рассеянность ума дает повод к возникновению греховных помыслов, а с них уже начинается всякое искушение. Постепенно молодой послушник становился опытным в духовной жизни и способным преодолевать искушения. В 1915 году Ивана призвали в армию 1985 . Вернувшись в обитель через три года, он стал проходить послушание при ближней мельнице 1986 . В июне 1918 года архимандрит Нектарий (Нуждин) постриг его в рясофор 1987 , а в 1919 году – в мантию с именем Исмаил 1988 . После закрытия Глинской пустыни о. Исмаил вместе с некоторыми другими иноками обители перешел в Рыльский Николаевский монастырь, где епископом Павлином (Крошечкиным) в конце 1922 года был рукоположен во иеродиакона 1989 . После закрытия Рыльского монастыря он служил на приходах в Рыльском уезде, затем в 1925 году переехал в Крым и служил в церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Феодосии. Здесь в 1926 году епископом Феодосийским Кириллом он был рукоположен во иеромонаха. В 1929 году о. Исмаил вернулся в Рыльский район, в село Студенка. В то время он очень болел (у него был хронический бронхит) и не мог совершать богослужений. Немного поправившись, с 1930 года о. Исмаил начал служить в храме села Гамалевка Шосткинского района, в 1933 году был награжден набедренником. После закрытия храма с 1938 по 1941 год он работал сторожем, затем до 1947 года служил в церкви города Шостка. Деятельность его как пастыря, нравственного руководителя и воспитателя была очень трудна. Но своим смирением и личным нравственным подвигом он стяжал благодать Божию, необходимую пастырю, и, несмотря на болезнь, служил Богу с полным самоотвержением и твердой верностью евангельской истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Петракова Т. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе//Там же. С. 174–182. Петракова Т. Педагогическая симфония//Там же. С. 196–200 Шевченко Т. Детям нужен духовный стержень//Там же. С. 183–195. Митрофанова Т. Знакомство с русскими патериками на уроках литературы в школе//Там же. С. 201–225. Митрофанова Т. Мудрая книга «Домострой»//Там же. С. 226–240 Орлова Н. Эта книга выявляет духовные богатства Отечества//Там же. С. 241–242. Крупин В. Школе необходимы уроки нравственности//Там же. С. 243–245. Крупин В. Русские Златоусты//Там же. С. 250–253. Сергий (Данков), игумен. Светоч монашества из Глинской пустыни//Там же. С. 254–257. Владимир Кучерявый, протоиерей. Истории России немыслима без подвига «светильников духа»//Там же. С. 258–261. Скурат К. Глинские старцы//Там же. С. 262–266. Петракова Т., Евладова Е. От авторов//Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. М., 2000. С. 4–5. Святоотеческое наследие в школе. (Из опыта Т.А. Шевченко)//Там же. С. 7–43. Святоотеческое наследие в системе дополнительного образования. Из опыта Т.П. Митрофановой//Там же. С. 44–67. Богословские труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в урочной и в неурочной деятельности//Там же. С. 68–76. Матвиенко В. Обращение к участникам Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения»//Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. М., 2001. С. 6. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Слово об учителе//Там же. С. 8–10. Скурат К. Глинские старцы – духовные учителя//Там же. С. 11–14. Скурат К. Святое Православие в духовной жизни//Там же. С. 64–147. Петракова Т. Святоотеческая традиция в духовно-нравственном воспитании: к осмыслению понятий//Там же. С. 15–19. Медунина В. Глинские чтения – путь духовного просвещения//Там же. С. 20–22. Шевченко Т. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » – книга для учителя и учащихся//Там же. С. 24–29. Горячева И. Изучение богословского наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) на занятиях в общеобразовательной школе//Там же. С. 30–35.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как уже было сказано, старец Василий Кишкин и старец Леонид Оптинский несколько лет настоятельствовали здесь (1806–1811). Эта маленькая, бедная пустынь, в основном благодаря старцу Василию Кишкину (настоятелю в 1800–1806 и 1811–1827 гг.), прославилась у монахов строгостью жизни своих насельников  . На высоте стояла жизнь монахов и в Богородицкой Софрониевой пустыни, которая возникла еще в XVI в., потом была разрушена татарами и возобновлена около 1630 г., приобретя известность под именем Богородицкой пустыни. До 1656 г. она была приписана к Молченскому монастырю в Путивле (Курской епархии). Благодаря хлопотам двух строгих подвижников, Софрония и Никона, патриарх Никон предоставил этой обители самостоятельность, и настоятель Софроний в пору своего продолжительного управления обителью поддерживал там монашескую жизнь на должной высоте. После его кончины обитель стали обычно называть Софрониевой пустынью. Даже штатами 1764 г. для нее определялось немалое число монахов — 30 человек. В 1779 г. в Софрониеву пустынь переселился старец Феодосий Маслов с большей частью иноков Тясминского монастыря, он подвизался здесь до 1803 г., и при нем в обители был введен общежительный устав Афонской горы. Здесь спасался также монах Герасим, ученик Паисия, строгий пустынножитель  . Еще одной обителью, в которой с особой бережностью хранили аскетические заветы старца Паисия, был Кирилло–Новоезерский монастырь  , в котором ревнитель этих заветов старец архимандрит Феофан Соколов старчествовал и настоятельствовал 40 лет (1793–1832). За свою долгую жизнь (1752–1832) Феофану суждено было познакомиться лично почти со всеми строгими подвижниками и старцами своей эпохи и испытать на себе их влияние. Он вышел из дворянской семьи Соколовых, в возрасте 14 лет Феодор (его мирское имя) решил уйти в монастырь, но родители не отпускали его. В 1771 г. он жил в Москве, где начал служить чиновником. Свирепствовавшая тогда в Москве жуткая чума, которую Феофан позже описал в своих «Записках», и вызванные ею бедствия еще больше усилили его склонность к монашескому житию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Еще при жизни прп. Паисия ряд рукописей попадал на территорию Российской империи, так как он вел обширную переписку, в том числе с некоторыми лицами, которые просили его присылать свои редакции традиционных святоотеческих произведений. Это, например, митрополит Гавриил (Петров), архимандрит Феофан (Соколов), игуменья Мария (Протасьева), архимандрит Феодосий (Маслов), жители сел Палех, Васильевское и другие (две рукописи переписаны крестьянином Зяблицкого погоста Муромского уезда уже в 1790 г.) . Приходящие в Россию представители братства, понимая эти запросы, зачастую имели при себе тексты, переписанные для собственного использования или конкретно для передачи другим лицам. Нами просмотрено только в российских архивах около восьмисот рукописей, из которых определены как принадлежащие паисиевской школе более двухсот. В целом же, учитывая и поздние списки, которые создавались вплоть до конца XIX века, число таких сохранившихся манускриптов превышает пятьсот, что, несомненно, говорит о их высоком признании. Итак, вернемся в последние десятилетия XVIII века. Уже в 1787 г. монах Симеон (Ивкович), впоследствии архимандрит, привозит с собой 18 кодексов, по большей части переписанных им самим , из которых нами выявлено два . И хотя, как убедительно показывает А.М. Пентковский в своем труде «Материалы для истории издания церковнославянских переводов в XVIII в.: Московское “Добротолюбие”» , они не были использованы в подготовке издания славянского «Добротолюбия» (в 1793-99 гг.), однако именно Ивкович первый мог сообщить об объеме работы паисиевского скриптория. Известно также, что его просили переслать греческую печатную «Филокалию» для вышеупомянутого проекта, что он и сделал, вернувшись на родину, в венецианскую Далмацию (территориально — нынешняя Черногория) . Отметим, что в 1809 г. архимандрит Симеон вернулся в Россию, где ему разрешили поселиться в Высоко-Петровском монастыре, в котором он прожил до своей кончины 25 сентября 1821 г. . При описи его имущества обнаружено 47 принадлежащих ему рукописей , дальнейшая судьба которых, к сожалению, неизвестна.

http://bogoslov.ru/article/6176674

м. «Кузнецкий мост», «Лубянка». «Классические языки в системе духовного образования» Шичалин Юрий Анатольевич, игумен Дионисий (Шленов) 01.02  10.00 Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, Орлово-Давыдовский пер. 5; м. «Проспект мира» (кольцевая, на улице направо, второй перекресток, поворот в Орлово-Давыдовский пер. Конференция «Церковно-славянский язык в системе современного образования» прот. Василий Строганов, Журавлев Владимир Константинович, Супрун Василий Иванович Шестакова Светлана Михайловна 31.01  10.00 Конференц-зал Российской государственной библиотеки, ул. Воздвиженка 3; м. «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская» 1.10.1 Методический семинар: «Духовно-нравственное значение церковно-славянского языка в образовании и воспитании современных школьников» Дейкина Алевтина Дмитриевна Гусев Алексей Владимирович, Макарова Елена Владимировна 1.02  10.00 Школа 981, ул. Кантемировская, д. 22, к. 5; м. «Кантемировская» IV Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы “Истоки”: взаимодействие семьи и школы» Архиепископ Костромской и Галичский Александр прот. Виталий Шастин, Кузьмин Игорь Алексеевич, Соловьев Алексей Юрьевич 31.01 10.00        01.02  10.00 Московский городской Дом учителя, ул. Пушечная, д.4, стр. 2; м. «Кузнецкий мост», «Лубянка».   Школа-интернат ул. Оршанская д. 14,   м. «Молодежная» Конференция «Глинские чтения»:  «Основы русской педагогики: традиции и современность» Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий Маслов Николай Васильевич Фомина Людмила Филипповна 31.01 10.00 Федеральное агентство по образованию, актовый зал, 3 этаж, ул. Люсиновская, д.51; м. Добрынинская, далее пешком или любым видом транспорта до остановки «ул. Павла Андреева» II направление. Школа в XXI веке Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий протоиерей Борис Даниленко Пленарное заседание направления II Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий прот. Борис Даниленко 31.01  10.00 Большой зал Синодальной библиотеки Московского Патриархата, Андреевский монастырь, Андреевская наб. 2;

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010