4. Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский. – 1988, 11, 42. 5. Святитель архиепископ Могилевский и Мстиславский Евсевий. – 1990, 11, 47. 6. Епископ Игнатий Брянчанинов . – 1988, 4, 42. 7. Святитель Иларион, Митрополит Киевский. – 1988, 2, 35. 8. Иннокентий, архиепископ Херсонский. – 1988, 5, 37. 9. Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский. – 1988, 3, 38. 10. Бочков И. Архимандрит Иоанникий (Голятовский). – 1990, 3, 49. 11. Святитель Кирилл Туровский . – 1988, 4, 39. 12. Никонор, архиепископ Херсонский. – 1988, 7, 46. 13. Преподобный Феодосий Печерский . – 1988, 3, 36. 14. Филарет, митрополит Московский. – 1988, 8, 50. 6109. МОГИЛЕВЦЕВ Г.И. Отец Сергий Мечев . – 1994, 9–10, 59. 6110. СЕМЕНОВ В., прот. Проповеди протоиерея Владимира Вознесенского, изъятые у него в день ареста 25 июня 1937 года. – 1999, 6, 67. 7.2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7.21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве 6140. АМВРОСИЙ, игум. В Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец. – 1987, 1, 39. 6141. БОРОВОЙ В., протопресвитер. Церковь и спасение. В Неделю святых праотец. – 1988, 12, 41. 6142. ВОЙНАКОВ В., прот. В Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец. – 1987, 12, 45. 6143. ЕГО ЖЕ. В Неделю святых праотец. – 1985, 12, 36. 6144. ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) , архиеп. В Навечерие Рождества Христова. – 1987, 1, 35. 6145. ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) , архиеп. Слово в Навечерие Рождества Христова. – 1986, 1, 36. 6146. КЛЕМЕНЕВ А., прот. В Неделю святых отец. – 1993, 12, 66. 6147. МАСЛОВ М., прот. Проповедь в Неделю святых праотец. – 1995, 12, 64. 6148. НЕФЕДОВ Г., прот. В субботу пред Рождеством Христовым. – 1985, 12, 38. 6149. РОЛДУГИН Л., прот. В Неделю святых отец. – 1989, 12, 33. 6150. ФЕОДОСИЙ, игум. Вера христианина. – 1993, 1, 34. --------- 6151. СЛОВО на Рождество Христово святителя Амвросия, епископа Медиоланского. – 1997, 12, 57. 6152. АНТОНИЙ, митр. Рождество Христово. – 1993, 1, 33. 6153. ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) , митр. Пастырские беседы с детьми. Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков. – 1991, 12, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Среди выдающихся подвижников XIX века видное место занимает Глинский игумен Филарет (Данилевский) . Он был настоятелем пустыни в течение почти четверти века (с 11 мая 1817 года по день своей кончины – 31 марта 1841 года). Воспитанник таких знаменитых обителей, как Киево-Печерская Лавра и Софрониева пустынь, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца о. Трифиллия 428 и настоятеля Софрониевой пустыни старца о. Феодосия (Маслова). Последний был другом и сотаинником знаменитого подвижника-схиархимандрита, преподобного Паисия Величковского 429 . Промысл Божий вел Своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он, как никто из предшествовавших настоятелей, очень много сделал в отношении ее внешнего благоустройства и внутреннего благолепия. Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители, поскольку им введено множество духовных и внешних преобразований. В многочисленных жизнеописаниях игумена Филарета 430 авторы характеризуют его в трех основных аспектах: 1) как настоятеля, возобновителя Глинской пустыни; 2) как духовного возродителя обители, духовно-опытного старца – наставника братии; 3) как поборника и распространителя святоотеческого учения, деятельность которого была известна далеко за пределами Глинской пустыни, почти по всей России. Именно в этом плане, а также в связи с раскрытием жизни Глинской обители и будет описана его духовная жизнь и благополезная деятельность 431 . Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в Польской Украине в 1777 году в благочестивой христианской семье. По происхождению он «был малоросс из черноморских воинов…» 432 . Большое влияние на его воспитание оказала мать – благочестивая Феодосия, от которой он получил и первые уроки христианской добродетели и основы нравственной жизни. С детских лет Фома отличался незаурядным природным умом, кротостью, трудолюбием, любознательностью, любовью к посещению храма Божия. Первоначальное образование восьмилетний отрок получил от благочестивой и богобоязненной старицы, вдовы протоиерея, имя которой осталось неизвестным. Свои знания Фома сразу же начал применять, помогая причетникам Церкви в чтении и пении. Вскоре он изучил церковный устав. В юношеском возрасте Промыслом Божиим он посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер старец иеромонах Трифиллий предложил Фоме остаться у него келейников и канонархом, что и определило впоследствии весь его духовный жизненный путь. Святость места, близость к почивающим в пещерах нетленным мощам угодников Божиих, благоговейное богослужение – все это возгревало молитвенное состояние юного послушника, укрепляло его веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После многих трудов, подъятых для церкви Христовой, архимандрит Паисий скончался в Коренной пустыни 2 мая 1841 года 487 . В начале 1820-х годов казначеем Глинской пустыни был иеромонах Анастасий 488 . Затем, с 1824 и до конца 1830-х годов, – упомянутый выше иеромонах Порфирий (Мамчич) 489 . Благочинным обители с 1824 года был иеромонах Амфилохий (Скубырин) 490 , впоследствии известный Глинский старец иеросхимонах Анатолий благоговейный (см. его жизнеописание в V главе). В 1837–1841 гг. благочинным Глинской пустыни был иеромонах Феодосий, впоследствии известный духовник Святогорской пустыни. Он был посвящен во иеродиакона уже на следующий год по пострижении, а еще через год – во иеромонаха 491 . «Отец Феодосий был монахом в полном смысле этого слова, подвижник и муж духовно опытный, под руководством игумена Филарета, стязавший редкий дар непрестанной умно-сердечной молитвы Иисусовой» 492 . Ризничим Глинской пустыни в 1820-х годах был иеромонах Самуил, один из близких учеников старца Филарета 493 О нем известно, что он был опытным делателем Иисусовой молитвы и находился в духовно-дружеском общении с будущим Оптинским старцем Макарием (Ивановым) 494 . В 1837 году ризничим был иеромонах Епифаний 495 . Сведений о нем не сохранилось. Много и других правил монашеского общежития, назидательных рекомендаций, содействующих духовному, нравственному совершенствованию братии, содержится в уставе Глинской пустыни. В строгом соблюдении устава о. Филарет видел успех духовной жизни обители, «все благо доброго порядка, в котором видимо хранится сокровище душеспасительных дел». Вот почему он наставлял, чтобы братия обители «устав, как святое предание, сохраняли свято по заповеди Христа Спасителя: слушаяй вас Мене слушает» 496 . В подтверждение сказанного важно привести воспоминания современников о. Филарета. Так, старец Илиодор (Голованицкий) слышал, как игумен Филарет говорил: «Я дал обет Божией Матери установить этот устав в Глинской пустыни для всегдашнего строгого исполнения этого чиноположения моими будущими преемниками. Посему, если кто из них нарушит его, с таковым буду судиться на суде Божием» 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Старец Трифиллий вел Фому путем самоотвержения, формируя в нем такие качества, как безропотное послушание, нестяжательность, терпение, смирение и скромность. Прозорливый старец предсказал, что «он станет монахом и будет начальником над монахами» 433 . Три года провел Фома под руководством старца Трифиллия, исполняя послушание канонарха и келейника. Затем ему пришлось отбывать воинскую повинность в качестве причетника войсковой церкви в Черноморском казачьем войске в Екатеринодаре. По возвращении в Киево-Печерскую Лавру он с радостью был принят отцами Лавры в число клирошан Великой церкви. Здесь Фома особенно сблизился с иеромонахом Антонием (Смирнитским), впоследствии архиепископом Воронежским, и руководствовался его наставлениями. Общения с о. Антонием он не прерывал до самой своей кончины. Отец Антоний советовал Фоме удалиться в какой-либо пустынный монастырь с целью беспрепятственного богоугождения. Промыслительно вскоре в Лавру приехали иноки Софрониевой пустыни. Их рассказы о пустынном уединении обители, о строгих уставе, порядках монастыря, о духовной опытности настоятеля старца Феодосия, о богатой творениями святых отцов библиотеке зажгли сердце юноши. В ту же ночь в сонном видении Фоме явился архимандрит Феодосий и приглашал присоединиться к их братству. Внимательный к воле Божией, послушник Фома увидел в этом знамение благословения Божия. Однако он не мог еще решиться перейти в Софрониеву пустынь. Тогда Господь вторично открыл ему Свою волю. Вскоре Фома услышал в церкви проповедь на текст: «Скажи ми, Господи, путь, воньже пойду» ( Пс. 142, 8 ). Глубоко запали в душу Фомы эти слова. Он непрестанно повторял их в своем сердце. И вскоре Господь услышал моление верного Своего раба. В душе Фомы созрело окончательное решение идти в Софрониеву пустынь, утвердилось желание посвятить себя служению Богу под руководством мудрого архимандрита Феодосия 434 . Фома поступил в Софрониеву пустынь в 1802 году. Архимандрит Феодосий увидел в нем избранника Божия и, «прозревая будущее, сказал: «Сей брат упокоит душу мою; душа моя благоволит о нем " " 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Но в самое цветущее положение по всем отношениям Софрониева Пустынь приведена трудами и подвигами поистине великого Старца Архимандрита Феодосия 19 . Жизнь сего чудного Мужа осталась доныне известною и по делам, и по преданиям Старцев. Феодор Маслов, родом из г. Глухова (Чернигов, г.) наскучив, суетностью мирской жизни, удалился сначала Орлов. Еп. в Свенский Успенский монастырь, а оттоль перешёл за границу – в Молдавский Березунский монастырь, где и пострижен в монашество в 1750 г. В 1755 г. Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Ясским, произведён во Игумена того же монастыря, а в 1772-м, по ходатайству братии Тисманского монастыря, в Валахии, Преосв. Георгием, Митроп. Бухарестским, переведён сюда Настоятелем. Во время бывшей с 1769 г. Турецкой с Россией войны, он весьма много вспомоществовал Российским войскам различными важными услугами своими. Через это сделался он известным Главнокомандующему Генерал-Фельдмаршалу Светлейшему Князю Потёмкину-Таврическому. Но поведение Отца Феодосия не скрылось от Турецкого правительства, и он подверг себя ненависти и преследованиям Порты Оттоманской. И вот – отряд Янычар внезапно явился у ворот монастыря и занял все выходы оного. Феодосий и братия находились в это время в церкви, но и она немедленно окружена была, по распоряжению Аги, янычарами. Приверженность братии к Феодосию и неусыпная его бдительность спасли его на сей раз от явной опасности: через известный одной братии малый в стене выход, он немедленно выведен был ими из монастыря за ограду, где ожидала его верховая лошадь, на которой и ускакал он на передовые посты Российской армии. Уверившись о его побеге, Турки бросились за ним, по Феодосий был уже в главной квартире. Светлейший Князь Григорий Александрович принял его с великою радостью и того же часа отправил в С. Петербург к Благочестивейшей Государыне Императрице Екатерине II. Там он осыпан был милостями и успел приобрести доверие и особое благоволение сей Великой Государыни. Тогда-то, по его желанию, дана ему в управление сия Молчанская Софрониева Пустынь, с особенными правами и преимуществами, по следующему Высочайшему Указу, данному Святейшему Синоду в 12-й день января 1779 года: «В состоящую Севской

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Reprezentanii Departamentului pentru relaii externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei au luat parte la srbtorirea Zilei independenei Greciei în Moscova 27 martie 2014 15:30 25 марта 2014 года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына прошел торжественный вечер, посвященный Дню независимости Греческой Республики. Вечер организован Ассоциацией культурного и делового сотрудничества и дружбы с народами Греции и Кипра «Филия». В вечере приняли участие представители дипломатических миссий, МИД России, Россотрудничества, общественных организаций Москвы. Почетными гостями вечера были директор 4-го Европейского Департамента МИД А.М. Маслов, его заместитель А.П. Щербаков, начальник отдела Греции и Кипра 4-го Европейского департамента МИД России В.Ю. Зацепин, вице-консул Греческой Республики Феодосий Теос, советник Посольства Республики Кипр Янис Михаилидис, консул Республики Кипр Севаг Аветисян, начальник Управления по делам соотечественников и общественной дипломатии Россотрудничества А.М. Хоменко, исполнительный секретарь Делового совета по сотрудничеству с Кипром Р.А. Кочетков. От Русской Православной Церкви присутствовали сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Асмус и референт секретариата Н.Б. Дёмушкина. Поздравив присутствующих с Днем независимости Греции, который приходится на день празднования Элладской Церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, священник Михаил Асмус напомнил о глубокой и принципиальной связи между борьбой греческого народа за независимость и его верностью Святому Православию, призвав хранить верность этой связи. «Как русский народ, представители которого отдавали свои жизни за православных братьев на Балканах, невозможно заподозрить в национализме, точно так же невозможно объяснить освободительное движение греческого и кипрского народов иначе, как их борьбой за свободу православной веры, за свободу строить свою жизнь по закону Евангелия» —  сказал, в частности, отец Михаил. В заключение своего приветствия сотрудник ОВЦС подчеркнул, что будущее двух народов неразрывно связано с сохранением их православной идентичности. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3613434...

85 Если в душе и сердце христианина ярко горит пламя патриотизма//Еудок, 1996, С.8. 86 Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М.: Гнозис, 1994. 87 Живу ради людей (Схиархимандрит Иоанн (Маслов) //Русский вестник. 1992. 8. С. 13. 88 Жизнеописание архим. Игнатия (Малышева) . СПб, 1899. 89 Жизнеописание Глинского воспитанника схиархимандрита Иоанна (Маслова) (1991)//Православный церковный Глинский календарь. – М., 1997. – С. 272–281. 90 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М.,1909. 91 Житие Феодосия Печерского //Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII в.-М., 1978. 92 Журн. «Православный Собеседник», ч. 1. Казань, 1899. 93 Журн. «Православный Собеседник», ч.1. Казань, 1897. 94 Журнал Московской Патриархии, 1974, 95 Журнал Московской Патриархии. 1959. 96 Забелин И.Е. Характер древнего народного образования в России//Отечественные записки. 1856. Т.105. 97 Земляникина А. Наследники великого духа//Мегаполис-Континет. 1998. С. 12. 98 Златоструй: Дороги человеческой мысли. Древняя Русь X – XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. 99 Знаменский П.В. История русской Церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. 100  Значение монашества как фактора общественной жизни. М., 1914. 101  Зубов В. П. Ломоносов и Славяно-греко-латинская Академия – В сб.: Труды Института истории естествознания и техники. Т. 1. М., 1954. 102  И. Заварин. Пастырское служение по учению св. Исидора Пелусиота . Ж. «Православный Собеседник», 1899, ч. 1. 103  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Слово о человеке. – СПб.: Центр Православного просвещения, 1995. 104  Игнатий Брянчанинов , свт. Аскетические опыты, т.1. М., 1993. 105  Игнатий Брянчанинов , свт. Аскетические опыты, т.2. М., 1993. 106  Игумен Марк (Лозинский) . Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам святителя Игнатия(Брянчанинова). М.: Благо, 2003. 107  Иером. Игнатий. В поисках живого Бога. Религиозно-философская библиотека, 1914. 108  Иером. Иннокентий. Пастырское богословие в России за XIX в., Троице-Сергиева Лавра, 1899.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Новгородский архиепископ Илия (XII в.) этот поступок священнослужителей не одобрял и признавал нарушением устава. Он дозволял такое послабление только малолетним и больным 81 . В XIII в. духовенство уже строже относилось к посту. Однако некоторые верующие еще тяготились строгостью устава и подчас нерадиво проводили пост, как пишет церковный проповедник того времени: «Но нам бо, аще приидет пост... печалуем, скорбим, отрадно творим говенье и се помышляем на сердцах своих, какой приити пост, не хотяще отстати злоб своих» 82 . При всем усердии русских христиан к церковным установлениям были среди них и уклонявшиеся от исповеди и причащения в указанные посты или небрежно исполнявшие долг исповеди и приступавшие без надлежащего приготовления к причащению. В одном из поучений XIII в. проповедник призывает христиан, не желавших говеть каждый пост, к исправлению следующими словами: «Ей убо молю вы, не погубим себе безстудием, но с страхом и чистою совестию приемлем многажды тело Христово, многи бо вижу верныя не часто причащающеся, се бо диаволе бо есте дело; то претит, дабы не часто Тело Христово приимали, токмо в Великий пост единощи» 83 . Митрополит Петр (XIV в.) в своих наставлениях призывал христиан духовно ополчаться против «недароимцев», то есть проводивших порочную жизнь и не желавших причащаться Святых Тайн, и обличал тех, кто Великим постом пировал и вел разгульную жизнь 84 . Особо яростными противниками богослужебного устава и церковных обычаев выступали еретики. Таковыми были, например, стригольники, которые отрицали не только посты, но и церковную иерархию, а в XV–XVI вв. большую опасность для Русской Церкви представляли собой жидовствующие, которые полностью отрицали христианство , хотя притворно исповедовались они у своих главарей по форме христианской исповеди, что способствовало пропаганде их ложного учения. Идеологи этого учения – Матвей Башкин и Феодосий Косой – добивались поставления в священники тех, кто прощал бы все грехи, не накладывая на кающихся никакой епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Обычай прощения берет свое начало в глубокой древности. Он перешел к нам на Русь из восточных монастырей, о чем упоминается еще в Житии преподобной Марии Египетской. Обряд прощения совершался во всех русских монастырях. Так, в Киево-Печерском монастыре преподобный Феодосий вечером в этот день произносил назидательное поучение братии: «Постное бо время очищает ум человеку... постом апостоли искорениша бесовскую лесть; постом явишася отцы наши, аки светила в мире... им же и мы поревнуем, братие» 12 . Затем, «целовав их» 13 , удалялся в затвор на весь Великий пост. Обычай мирян посещать своих духовников в начале Великого поста также возник в глубокой древности. Дисциплинарная сторона великого говения, зафиксированная впоследствии уставами, была далеко не единообразна. Три главных устава определяли обрядовую жизнь Восточной Церкви: Студийский – преп. Феодора Студита , который был в какой-то мере снисходительным; Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, отличавшийся наибольшей строгостью; Афонский – преп. Афанасия, своим содержанием напоминавший Студийский. В Русской Церкви имели определяющее значение особенно два первых устава: сначала – Студийский, затем – Иерусалимский. Замена одного устава другим происходила постепенно, с XIII столетия до XV. Это обстоятельство внесло разнообразие в практику говения русского народа. Русские монастыри по примеру греческих пользовались правом придерживаться того или иного устава. Русская Церковь , первоначально принявшая Студийский устав, а потом Иерусалимский, шла от снисходительного поста к более строгому. Преподобный Феодор Студит цель поста полагал не в измождении только тела, но и в воздержании всех чувств, то есть в созидании гармонического соотношения между душой и телом. Поэтому он не возводил в правило невкушение пищи в течение нескольких дней и не требовал строгого различия между постными и мясоедными периодами. Главное значение в посте преподобный Феодор придавал времени принятия пищи и ее количеству. Вот это и было характерной чертой Студийского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Как бы ни было высоко и ответственно послушание ризничего Академического храма, важнейшим в служении отца Иоанна в Московских Духовных школах было духовничество. Еще в годы учебы в Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. К нему стал стекаться народ – все, кто хотел узнать волю Божию в том или ином случае жизни, кому необходимы были добрый совет и наставление, кто жаждал утешения в скорби и печали. Помещение перед ризницей, где он трудился, никогда не бывало пустым: утром, днем и вечером здесь можно было видеть преподавателей и учащихся духовных школ, прихожан храма, москвичей, жителей других городов, приезжавших к отцу Иоанну на исповедь или для душеспасительной беседы. Его отличало живое, опытное познание Бога. Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, «жизнь будущего века» реально существуют. И вот это чувство, что отцу Иоанну открыт мир духовный, что сам он – житель этого мира, и было самым сильным в общении со старцем. Этот мир для нас, грешных, сокровенен; в нем действуют свои законы, которые не укладываются в обычные мерки нашего ограниченного разумения. Мы можем лишь наблюдать внешние проявления этого небесного мира, которые выражаются в поступках и словах святых Божиих избранников. Проникая в наше отягощенное страстями сердце тихой благодатью, эти слова и поступки поражают нас, смиряют наш ум необычным для него сиянием иного высшего порядка вещей и влекут наши души к таким дивным избранникам, как отец Иоанн. Он был не только великим проповедником Царства Христова, но и живым носителем этого Царства. Благодатная красота и величие отца Иоанна, сила его духа, ощутимая связь с вечной жизнью вызывали у приходивших к нему трепет и благоговение, искреннее стремление ко спасению. Под влиянием только одного его слова или взгляда в людях совершались глубокое нравственное обновление и возрождение. Здесь, на земле, в нем светился отблеск небесной славы, светился в тех благодатных дарованиях, которыми старец особо был наделен от Господа. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий рассказывал, как однажды семинаристы подошли к отцу Иоанну и сказали: «Батюшка, тут есть одна старица-прорицательница. Она предсказывает многое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010