Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн (Маслов), схиархим. Фотография. 80-е - нач. 90-х гг XX в. (Маслов Иван Сергеевич; 6.01.1932, дер. Потаповка, ныне Сумской обл., Украина - 29.07.1991, г. Загорск, ныне Сергиев Посад Московской обл.), схиархим., духовный писатель, церковный историк. Род. в крестьянской семье. Брат деда насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Гавриил (Маслов) предсказал, что в семье будет еще один монах. С детства Иван посещал Глинскую пуст. В 1950-1952 гг. служил в армии, где тяжело заболел. В 1954 г. настоятель Глинской пуст. схиархим. Серафим (Амелин) благословил Маслова проживать в обители. В 1955 г. был принят в братство; проходил послушание письмоводителя, пел на клиросе, работал в столярной мастерской, в аптеке. 8 окт. 1957 г. по благословению схиархим. Серафима пострижен в монашество с именем Иоанн в честь ап. Иоанна Богослова. По словам И., схиархим. Серафим после кончины в 1958 г. не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. Духовным отцом И. стал старец Глинской пуст. схиархим. Андроник (Лукаш) . После закрытия обители в 1961 г. И. по благословению старца поступил в МДС. В апр. 1962 г. в московском соборе Богоявления в Елохове был рукоположен во диакона, 31 марта 1963 г.- во иерея. 1 сент. 1963 г. назначен помощником ризничего Покровского академического храма, 1 окт. того же года - ризничим Троице-Сергиевой лавры . В 1965 г. окончил МДС, в 1969 г.- МДА, защитил канд. дис. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие». В апр. 1967 г. И. был возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. После окончания МДА оставлен профессорским стипендиатом, в 1970 г. защитил стипендиатский отчет на тему: «Христос Спаситель - основатель новозаветного пастырства». С 1969 г. преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей в МДА, с 1974 г.- литургику в МДС. В дек. 1972 г. утвержден доцентом МДА. В 1983 г. защитил магист. дис. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». И. был духовником мн. преподавателей и студентов Московских духовных школ, а также многочисленных посетителей лавры. У И. исповедовался ректор МДАиС прот. Константин Ружицкий , его близкими духовными чадами были игум. Марк (Лозинский) , архим. Симон (Новиков ; впосл. митрополит Рязанский), Сливенский митр. Иоанникий (Неделчев) , Полоцкий архиеп. Феодосий (Бильченко) и др. Почитатели И. верят в его прозорливость.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Среди выдающихся подвижников XIX века видное место занимает Глинский игумен Филарет (Данилевский) . Он был настоятелем пустыни в течение почти четверти века (с 11 мая 1817 года по день своей кончины – 31 марта 1841 года). Воспитанник таких знаменитых обителей, как Киево-Печерская Лавра и Софрониева пустынь, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца о. Трифиллия 428 и настоятеля Софрониевой пустыни старца о. Феодосия (Маслова). Последний был другом и сотаинником знаменитого подвижника-схиархимандрита, преподобного Паисия Величковского 429 . Промысл Божий вел Своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он, как никто из предшествовавших настоятелей, очень много сделал в отношении ее внешнего благоустройства и внутреннего благолепия. Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители, поскольку им введено множество духовных и внешних преобразований. В многочисленных жизнеописаниях игумена Филарета 430 авторы характеризуют его в трех основных аспектах: 1) как настоятеля, возобновителя Глинской пустыни; 2) как духовного возродителя обители, духовно-опытного старца – наставника братии; 3) как поборника и распространителя святоотеческого учения, деятельность которого была известна далеко за пределами Глинской пустыни, почти по всей России. Именно в этом плане, а также в связи с раскрытием жизни Глинской обители и будет описана его духовная жизнь и благополезная деятельность 431 . Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в Польской Украине в 1777 году в благочестивой христианской семье. По происхождению он «был малоросс из черноморских воинов…» 432 . Большое влияние на его воспитание оказала мать – благочестивая Феодосия, от которой он получил и первые уроки христианской добродетели и основы нравственной жизни. С детских лет Фома отличался незаурядным природным умом, кротостью, трудолюбием, любознательностью, любовью к посещению храма Божия. Первоначальное образование восьмилетний отрок получил от благочестивой и богобоязненной старицы, вдовы протоиерея, имя которой осталось неизвестным. Свои знания Фома сразу же начал применять, помогая причетникам Церкви в чтении и пении. Вскоре он изучил церковный устав. В юношеском возрасте Промыслом Божиим он посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер старец иеромонах Трифиллий предложил Фоме остаться у него келейников и канонархом, что и определило впоследствии весь его духовный жизненный путь. Святость места, близость к почивающим в пещерах нетленным мощам угодников Божиих, благоговейное богослужение – все это возгревало молитвенное состояние юного послушника, укрепляло его веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Глинская пустынь в середине XIX века: ее старцы и духовное развитие (1841–1861) Глава V После кончины игумена Филарета братия Глинской пустыни представила на усмотрение правящего архипастыря двух кандидатов на должность настоятеля: духовника Порфирия и благочинного Феодосия. Однако Преосвященный Илиодор «нашел достойнейшим по заслугам» 812 настоятеля Хотмыжского Знаменского монастыря, также ученика игумена Филарета – о. Евстратия. 15 апреля 1841 года архипастырь назначил его настоятелем Глинской пустыни 813 «как способнейшего для занятия таковой должности» 814 . При этом о. Евстратию был «вручен игуменский посох за отлично усердное прохождение настоятельской должности по Хотмыжскому монастырю» 815 . Назначение о. Евстратия на должность настоятеля Глинской пустыни совершилось по предсказанию игумена Филарета, который незадолго до своей кончины на вопрос духовника Порфирия (Мамчича), «кого он назначает своим преемником», ответил: «Тебя бы, но рясы мои для тебя длинны, а Евстратию годятся» 816 . О жизни игумена Евстратия в литературных источниках содержатся лишь лаконичные отрывочные сведения, но их существенно дополняют архивные документы обители, которые и позволили автору данной работы впервые составить жизнеописание этого Глинского настоятеля. Игумен Евстратий родился в 1788 году в семье казанских купцов 817 . Его мирское имя ни в литературных источниках, ни в архивных документах не указано. Однако известно, что во время настоятельства о. Евстратия, так же как и при игумене Филарете, усердными благотворителями обители были казанские купцы Яковлевы 818 . Один из них, купец 2-й гильдии Ефим Яковлев, пожертвовал Глинской пустыни Казанскую икону Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; парчовую ризу с бархатным оплечьем, шитую золотом и серебром, стихарь и парчу 819 . По всей вероятности, это и был будущий игумен Евстратий, поскольку в «Историческом описании Глинской Богородицкой пустыни…» Н. Самойлов пишет, что «серебряная позолоченная риза на образ Казанской Божией Матери устроена усердием иеродиакона Глинской пустыни Евстратия» 820 . На основании послужного списка игумена Евстратия можно заключить, что во время составления «Исторического описания…» он действительно был иеродиаконом обители 821 . Сведения о времени его поступления в Глинскую пустынь не сохранились. В послужных списках указано лишь, что в монашество он был пострижен в Глинской пустыни 14 февраля 1825 года 822 игуменом Филаретом 823 , во иеродиакона рукоположен 18 декабря 1832 года, во иеромонаха – 25 февраля 1836 года 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Международный педагогический форум «Глинские чтения» открылся в Москве Москва, 30 января 2008 г. 27 января ректор в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось пленарное заседание Международного педагогического форума «Глинские чтения», очередная сессия которого посвящена теме «Семья: её прочность, цель и назначение по учению святых отцов». На открытии форума хор Московской Духовной академии и семинарии под управлением игумена Никифора (Кирзина) исполнил ряд церковных песнопений и кантов, сообщает сайт МДА. Открывая форум его председатель, президент Фонда святого благоверного Александра Невского, Н.В. Маслов отметил важность укрепления семьи в деле укрепления государства, ибо, по слову святителя Филарета митрополита Московского, «государство есть семейство семейств». Н.В. Маслов сообщил собравшимся слова приветствия и пожелания помощи Божией в благословенных трудах от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. От лица Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко собравшихся приветствовала начальник Отдела по работе с общественными и религиозными организациями аппарата Полномочного представителя Президента М.Н. Белогубова. Было зачитано приветствие от первого заместителя Председателя правительства Российской Федерации Д.М. Медведева, который, в частности, отметил, что «решая вопросы воспитания, мы должны опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю историю». Среди докладчиков на пленарном заседании форума выступили, в частности, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь). Последний, в частности, отметил важность для православных народов дела укрепления России, ибо, сказал он, «если Россия будет сильна, у православных народов всего мира будет сильный покровитель». После выступлений докладчиков состоялось вручение национальной премии «Народное достояние», учрежденной Фондом святого благоверного князя Александра Невского при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/25612.html

Фото Алексея Реутского 8 июля 2016 г. 10:50 Книгу о скопинской старице, схимонахине Феодосии представили в Москве В Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской» состоялась презентация новой книги писателя Игоря Евсина «Матушка Феодосия» об известной старице наших дней. Ее биография могла бы уместиться на одной странице. Родилась Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923 — 15.05.2014) в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. В 27 лет попала в автоаварию и около 20 лет находилась в «летаргическом сне». В 1973 году пришла в сознание, но осталась прикованной к постели. Сначала люди приходили посмотреть на нее как на чудо, посочувствовать ее горю и предложить свою помощь. Но через некоторое время поняли, что она сама может утешить, подсказать как поступить в спорной жизненной ситуации, помолиться о них. В общей сложности 40 лет она несла подвиг старчества, окормляя своих многочисленных чад: священников, монахов, епископов, мирян. Участники встречи отмечали, что ее духовный, молитвенный подвиг похож на подвиг святой Матроны Московской. Лучистая улыбка матушки, ее ясные, добрые глаза навсегда оставались в сердцах тех, кто ней приходил. А это были сотни людей. «Приедешь к ней , бывало, пасмурный, без сил, а уезжаешь бодрый! И становится ясно, что делать и как дальше жить»,- рассказывал автору книги иеромонах Серафим (Маслов). Многие приходили к м.Феодосии в надежде на исцеление от болезней. Мама Наталии была травницей и дочь унаследовала от нее этот талант. «У меня был рак, уже последней стадии, - приводитИгорь Евсин слова одной из своих собеседниц, - а матушка меня исцелила. Травку сказала пить, лабазник. Я до сих пор эту травку пью». Но как говорили знавшие ее врачи, не только и не столько травы помогали людям. «Матушка иногда травы назначала. Причем самые простые: ромашку, пустырник, лабазник. И тяжелейшие больные выздоравливали,- комментирует такие случаи доктор медицинский наук Раиса Татаринцева. - Потому что на первом месте у матушки помимо трав, конечно же целебных, была молитва». Известны случаи, подтверждающие дар прозорливости у старицы. «Однажды она попросила одну из посетительниц принести ей иконы, которые при разорении храма выбросили в овраг, - отметил насельник Свято-Пафнутьева монастыря помощник Председателя Издательского Совета РПЦ иеромонах Макарий (Комогоров). - И эти иконы хранились у нее дома, пока вновь не начали открываться храмы».

http://e-vestnik.ru/church/skopinskaya_s...

Марта 5 (18) Преподобномученик Феофан (Графов) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 года в селе Никитская Слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии в семье крестьянина Феодора Графова. При крещении младенец был наречен Феодосием. В 1896 году он поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 году был пострижен в монашество с именем Феофан и через год рукоположен во иеродиакона. В 1923 году монастырь был закрыт, а из монахов была организована сельскохозяйственная артель. В 1929 году артель была ликвидирована и монахи разогнаны. Пробыв на родине в Никитской Слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад Московской области, переименованный безбожниками в Загорск, и был определен на служение в Успенский храм города. Отец Феофан был арестован 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Допросы проводил известный своей хитростью и жестокостью следователь Булыжников. Расспросив о знакомых, с которыми отец Феофан поддерживает связь, гонитель спросил: – Следствие располагает данными о том, что вы среди верующих распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении за религиозные убеждения в СССР. Что вы можете сказать по этому вопросу? – С такими вопросами ко мне никто не обращался, и я также никому не говорил по вопросам гонения верующих в СССР, – ответил отец Феофан. – А как вы отвечали верующим, обращавшимся к вам с вопросами о закрытии церквей? -С такими вопросами ко мне никто не обращался. – Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? -Я виновным себя не признаю, потому что против власти я нигде не говорил и общения с лицами, антисоветски настроенными, не имел. Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Дмитрий Баянов, священники Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили иеродиакона Феофана и других священников, арестованных вместе с ним, подписав лжесвидетельства против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Московской духовной академии прошли Международные Глинские чтения 1 августа 2015 г. 14:41 27-29 июля 2015 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в стенах Московской духовной академии , проходил XXIV Международный образовательный форум «Глинские чтения», посвященный празднованию 1000-летия преставления святого князя Владимира и памяти продолжателя традиций Глинской пустыни схиархимандрита Иоанна (Маслова). Тема форума: «Духовные и нравственные основы образования и воспитания». В работе чтений приняли участие архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , ректор Минской духовной семинарии , и архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий . 27 и 28 июля в актовом зале МДА были проведены пленарные заседания. Учителя, преподаватели высшей школы, ученые и духовные лица выступили с докладами о патриотическом воспитании детей и молодежи, об отечественных традициях педагогики и поделились опытом использования на своих уроках святоотеческих произведений, а также трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования Российской Федерации. По традиции, Глинские чтения возглавил председатель и основатель форума Николай Васильевич Маслов. В работе чтений приняло участие около восьмисот человек из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Калужской, Воронежской, Псковской, Тульской, Нижегородской и других областей России, а также из Марий Эл, Чувашии, Коми, Мордовии и Беларуси. 29 июля архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий совершил панихиду на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова). За богослужением молились архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, а также другие участники Глинских чтений. После панихиды архиепископ Гурий обратился с проповедью к собравшимся верующим. В тот же день в актовом зале Московской духовной академии прошло заключительное пленарное заседание, на котором Н.В. Маслов, племянник схиархимандрита Иоанна, поделился воспоминаниями о дяде и его трудах. Настоятелю храма Воздвижения Креста Господня деревни Святая Воля Ивацевичского района Брестской области протоиерею Николаю Левшуку была вручена премия имени схиархимандрита Иоанна (Маслова).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Представители Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата приняли участие в праздновании Дня независимости Греции в Москве 27 марта 2014 г. 15:30 25 марта 2014 года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына прошел торжественный вечер, посвященный Дню независимости Греческой Республики. Вечер организован Ассоциацией культурного и делового сотрудничества и дружбы с народами Греции и Кипра «Филия». В вечере приняли участие представители дипломатических миссий, МИД России, Россотрудничества, общественных организаций Москвы. Почетными гостями вечера были директор 4-го Европейского Департамента МИД А.М. Маслов, его заместитель А.П. Щербаков, начальник отдела Греции и Кипра 4-го Европейского департамента МИД России В.Ю. Зацепин, вице-консул Греческой Республики Феодосий Теос, советник Посольства Республики Кипр Янис Михаилидис, консул Республики Кипр Севаг Аветисян, начальник Управления по делам соотечественников и общественной дипломатии Россотрудничества А.М. Хоменко, исполнительный секретарь Делового совета по сотрудничеству с Кипром Р.А. Кочетков. От Русской Православной Церкви присутствовали сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Асмус и референт секретариата Н.Б. Дёмушкина. Поздравив присутствующих с Днем независимости Греции, который приходится на день празднования Элладской Церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, священник Михаил Асмус напомнил о глубокой и принципиальной связи между борьбой греческого народа за независимость и его верностью Святому Православию, призвав хранить верность этой связи. «Как русский народ, представители которого отдавали свои жизни за православных братьев на Балканах, невозможно заподозрить в национализме, точно так же невозможно объяснить освободительное движение греческого и кипрского народов иначе, как их борьбой за свободу православной веры, за свободу строить свою жизнь по закону Евангелия» —  сказал, в частности, отец Михаил. В заключение своего приветствия сотрудник ОВЦС подчеркнул, что будущее двух народов неразрывно связано с сохранением их православной идентичности. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3613280.ht...

У головуванням нового ректора Загальних та ради 1 вересня 2022 р. 14:29 31 августа 2022 года в Московской духовной академии состоялось заседание Общего собрания профессорско-преподавательской корпорации и Ученого совета академии. Утром у врат Покровского академического храма духовенство академии, преподаватели, студенты и прихожане храма встретили новоназначенного ректора духовной школы архимандрита Кирилла (Зинковского) . Под пение тропаря Покрову Пресвятой Богородицы, который исполнил хор под управлением Е.В. Боровинского, собравшиеся прошли в академический храм, чтобы совершить молебное пение на начало всякого доброго дела. Возглавил молебен архимандрит Кирилл (Зинковский). Ему сослужили: архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Мелетий (Соколов), иеромонах Дамиан (Воронов), иеромонах Прокопий (Рудченко), диакон Димитрий Маслов, диакон Николай Гоюк, иеродиакон Феодосий (Макаров). Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). В завершение епископ Веневский Феодорит обратился к новому ректору с приветственным словом, пожелав ему духовных и телесных сил и помощи Божией в деле управления Московской духовной академией. В ответном слове архимандрит Кирилл поблагодарил владыку Феодорита за его труды на благо духовной школы и пожелал ему терпения, сил и укрепления в благодати Божией на новом месте служения Церкви Христовой. Далее состоялось заседание Общего собрания профессорско-преподавательской корпорации и Ученого совета академии. Заседание проходило в смешанной форме: часть корпорации присутствовала очно, часть — дистанционно. В начале заседания архимандрит Кирилл (Зинковский) обратился к собранию с приветственным словом. Проректор по учебной работе иерей Павел Лизгунов сообщил о результатах вступительных экзаменов. Проректор по лицензированию и аккредитации иерей Андрей Лысевич рассказал об изменениях в Уставе академии. Проректор по научно-богословской работе, доцент протоиерей Александр Задорнов сообщил о предстоящей научно-богословской конференции МДА в октябре с.г. Ученый совет принял планы работы на учебный год Научно-методического совета, воспитательной и учебной части, отдела лицензирования и аккредитации, факультетов отделения заочного обучения и кафедр. Ректор поздравил юбиляров с памятными датами, затем вручил диплом заслуженного профессора протоиерею Владиславу Цыпину, а также дипломы кандидатов богословия выпускникам аспирантуры, защитившимся в июне этого года, — иерею Павлу Ефремову и помощнику проректора по воспитательной работе К.Н. Недосекину. В заключение архимандрит Кирилл поздравил всех с началом нового учебного года и пожелал всем помощи Божией в трудах на благо Церкви и академии. По материалам пресс-службы МДА Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5956299...

Но в самое цветущее положение по всем отношениям Софрониева Пустынь приведена трудами и подвигами поистине великого Старца Архимандрита Феодосия 19 . Жизнь сего чудного Мужа осталась доныне известною и по делам, и по преданиям Старцев. Феодор Маслов, родом из г. Глухова (Чернигов, г.) наскучив, суетностью мирской жизни, удалился сначала Орлов. Еп. в Свенский Успенский монастырь, а оттоль перешёл за границу – в Молдавский Березунский монастырь, где и пострижен в монашество в 1750 г. В 1755 г. Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Ясским, произведён во Игумена того же монастыря, а в 1772-м, по ходатайству братии Тисманского монастыря, в Валахии, Преосв. Георгием, Митроп. Бухарестским, переведён сюда Настоятелем. Во время бывшей с 1769 г. Турецкой с Россией войны, он весьма много вспомоществовал Российским войскам различными важными услугами своими. Через это сделался он известным Главнокомандующему Генерал-Фельдмаршалу Светлейшему Князю Потёмкину-Таврическому. Но поведение Отца Феодосия не скрылось от Турецкого правительства, и он подверг себя ненависти и преследованиям Порты Оттоманской. И вот – отряд Янычар внезапно явился у ворот монастыря и занял все выходы оного. Феодосий и братия находились в это время в церкви, но и она немедленно окружена была, по распоряжению Аги, янычарами. Приверженность братии к Феодосию и неусыпная его бдительность спасли его на сей раз от явной опасности: через известный одной братии малый в стене выход, он немедленно выведен был ими из монастыря за ограду, где ожидала его верховая лошадь, на которой и ускакал он на передовые посты Российской армии. Уверившись о его побеге, Турки бросились за ним, по Феодосий был уже в главной квартире. Светлейший Князь Григорий Александрович принял его с великою радостью и того же часа отправил в С. Петербург к Благочестивейшей Государыне Императрице Екатерине II. Там он осыпан был милостями и успел приобрести доверие и особое благоволение сей Великой Государыни. Тогда-то, по его желанию, дана ему в управление сия Молчанская Софрониева Пустынь, с особенными правами и преимуществами, по следующему Высочайшему Указу, данному Святейшему Синоду в 12-й день января 1779 года: «В состоящую Севской

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010