Но почему Феодосий запрещает жертвы? Самый закон указывает те основания, по которым Феодосий находит нужным запретить жертвы. Во-первых, он запрещает только те жертвы, которые до него были запрещены (vetitis sacrificus) и нарушение которых было уже прямым оскорблением воли императора. Во-вторых, по мнению исследователей 1928 , запрещаются не все жертвы, а соединенные с гаданиями, о чем можно судить как из сопоставления этого закона с последующими, так и из того, что предшественники Феодосия именно запретили этот род жертв. Увлечение гаданиями, сильно распространенное в обществе, заключало в себе большую опасность для государства, особенно когда гадали о будущем императоре. Пронырливые аферисты, пользуясь этим способом угадывать будущее, производили иногда смуты в империи и даже прокладывали иногда путь к узурпации императорского достоинства 1929 . Неудивительно, что даже те императоры, которые были сторонниками паритета религий, преследовали гадания. Отсюда Феодосий, запрещая этим законом жертвы, как средство гадания, однако, не накладывал своего veto вообще на языческий культ. Как и прежде, так и теперь позволялось язычникам посещать храмы, молиться своим богам, воскурять фимиам 1930 . Ясно, закону предназначалась чисто полицейская роль – оградить императора от возможных посягательств на его священную особу. Наконец Феодосий предлагает и третье основание запрещения жертвоприношений, которое сообщает эдикту этический оттенок, обычно совершенно чуждый законам Феодосия. Как бы не довольствуясь одною юридическою постановкою вопроса, Феодосий спешит уверить своих подданных, что запрещение жертв далеко не является простым нерасположением, а исходит из более глубоких мотивов. «Мы убеждаем, – говорит он, – что Бога надо прославлять надлежащими молитвами, а не оскорблять кощунственными обрядами» 1931 . Итак, в представлении о жертве, как противном для самого Бога обряде, следует полагать главный источник ее запрещения. Спрашивается, что же может быть выше и гуманнее этого аргумента? Всякий удар, всякое наказание ex abrupto есть, по существу, уже насилие над убеждениями, а самое главное, такие меры не представляют доводов, а просто преследование того факта, который по той или другой причине признается нежелательным для правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настала очередь действовать Феодосию. Максим был низложен. Политическая перемена ввела в заблуждение сенаторов, которые снова решились повторить свою просьбу об алтаре Виктории. Во главе депутации встал опять Симмах 2076 . Этот выбор сенаторов не был удачным, так как положение Симмаха при дворе Феодосия после низложения Максима было очень непрочным. Боясь гнева Феодосия за свой панегирик Максиму, Симмах тотчас после низвержения тирана даже принужден был искать убежища в церкви 2077 . Правда, он успел получить прощение Феодосия и написать письмо в защиту своего панегирика, но это мало изменяло сущность дела 2078 . Во всяком случае оратор полагал, что он может взять на себя ведение дела об алтаре. Депутация отправилась в Милан. Может быть, при поздравлении Феодосия с новым годом, а быть может, 19 января при выражении ему пожеланий с началом XI года его царствования, Симмах в панегирике выразил просьбу сената о возвращении алтаря Виктории из ссылки. Как ни странно, но Феодосий сначала проявил некоторое колебание. Конечно, сам по себе он не мог покровительствовать язычеству, но среди его высших чиновников и свиты находилось много лиц, которые еще молились старым богам Рима. Естественно, что Феодосий, боясь опасного конфликта, просто не знал, что ему предпринять в данном случае. Амвросий Мед. говорит, что он, заметив колебание своего царственного друга и желая подействовать на него в отрицательном смысле, с этою целью несколько дней избегал императора 2079 . Впрочем, опасения Амвросия были преждевременными: близость епископа к императору и влияние на последнего служили достаточной гарантией за неуспех дела. И, действительно, чрез несколько дней Феодосий лаконически, но сильно ответил посольству: «Вы не представляете собою сената». Больше всех депутатов пострадал Симмах. Рассказывают, что Феодосий приказал «приятнаго человека силою вывести из города» 2080 . Эта неудача посольства явилась началом тех поражений, которые Феодосий нанес языческому культу во время своего пребывания в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле, неужели Феодосий В., человек с острым политическим умом, мог только считаться, принимая никейскую веру, с соображениями чисто религиозного характера, с запросами своей души без всякого отношения к политическим расчетам? Думается, что ответ должен быть дан совершенно отрицательный, если вспомнить положение империи. Феодосий В. отлично видел всю шаткость империи и своего титула и, конечно, опасался за участь свою и государства. Отсюда нельзя предположить, чтобы в такие критические минуты своей жизни он решился на шаг, который по своим последствиям случайно мог оказаться не только бесполезным, но даже пагубным для империи. Как мудрый политик, Феодосий В. сначала должен был все верно взвесить, определить качественную ценность своего поступка для всего государства, а потом уже действовать. Простые соображения, таким образом, заставляют видеть, кроме личных переживаний, и политический расчет в том, что Феодосий В. стал сторонником никейского исповедания, а не какого-нибудь другого из тогдашних многих. И кажется, что это мнение может иметь за собою исторические основания. Указание объективной причины, побудившей Феодосия принять христианство в форме никейства, мы уже находим в мнении проф. Терновского. Не довольствуясь существующими объяснениями, какие обычно предлагаются о расположении Феодосия В. к никейству, проф. Терновский спешит их отвергнуть и создать совершенно новое понимание. «Объясняют это (никейство), – говорит он, – его воспитанием в православном семействе, влиянием его жены благочестивой Флассиллы и солунскаго еп. Асхолия, от руки котораго Феодосий в 380 г. принял крещение. Мы находим возможным допустить и другое объяснение. В то время более чем когда-нибудь распространено было убеждение, что судьба царства зависит от религиозных убеждений царя. Предшественник Феодосия Валент был арианин. Последняя судьба этого императора, пропавшаго без вести после несчастной битвы и не удостоившагося чести погребения, была так печальна, что для всех тогда представлялась наказанием Божиим, – а известное всеми пророчество св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эдиктом от 20 мая 386 г. 1332 Феодосий, первый из христианских государей, запретил зрелища в день солнца или в воскресенье на том основании, что нельзя осквернять святости дня устройством игр. 17 апреля 392 г. снова Феодосий запретил цирковые игры в воскресенье, с добавкою, что игры в воскресенье только тогда могут состояться, когда на воскресенье падает день рождения императора 1333 . В законе же 386 г. Феодосий сделал следующие постановления относительно участия чиновников в публичных играх 1334 . Все чиновники, принадлежащие к судебному ведомству, т. е. префекты претории, префекты города, викарии, обязаны присутствовать только на играх в царские дни (natales), к которым закон причисляет: день рождения государя и день его восшествия на престол. В эти дни чиновники, чтобы их не заподозрили в неуважении к императору, должны посещать театры или цирки, или бои зверей 1335 . Но и в данном случае налагается законом ограничение: чиновники могут оставаться на зрелищах только до полудня, а после обеда этого права они лишаются. Мало того, Феодосий постарался законом от 25 июля 384 г. 1336 , по-возможности, сократить прямые расходы на игры в форме подарков, которые давались частными лицами и чиновниками своим друзьям и артистам. Закон адресуется на имя Римского сената и есть не что иное, как только санкция сделанного уже сенатом постановления 1337 с привнесением наказания за честолюбивые происки 1338 . Закон Феодосия распадается на две главы. В первой запрещается всем, за исключением императора, дарить друзьям и артистам чисто шелковые (holosericum) одежды. Этот обычай был введен Гелиогабалом вместо обычая дарить и носить полушелковые одежды. Последующие императоры не держались строго этого обычая, а Тацит совершенно запретил шелковые одежды 1339 . Феодосий снова подтвердил это запрещение и ограничил даже другие формы подарков. Так во второй части закона он определил, что, кроме ординарных консулов, никакой чиновник при вступлении на должность не имеет права раздавать золото 1340 и записные книжечки из слоновой кости 1341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издавая эдикт, Феодосий, можно сказать, подражал Константину В., издавшему Миланский эдикт, и тем самым сразу поставил себя в отношения к Церкви, в каких некогда находился Константин. Как Константин присвоил себе право быть судьей в делах церковной жизни, так с первого момента поступил и Феодосий В. обнародованием своего эдикта. Он дал в руководство всей Церкви символ веры , признанный им во имя тех или других мотивов за истинный, и исполнил это дело совершенно самостоятельно и независимо от церковного авторитета, между тем как определение вероучения входит в функции церковного управления, а не государственной власти. Это совершенно упустил из виду Феодосий: древнеримские традиции, жившие еще в сознании восточных монархов, не перестают манить их и полномочиями в религиозной сфере. Вот почему если на первый взгляд появление эдикта и представляется странным, неожиданным, то объяснения этому факту можно найти только в полноте императорской власти, которая по древнеримскому государственному праву могла оказывать влияние на религию государства. 639 В самом деле, Феодосий санкционирует определенное вероучение, публично признает его кодексом государственных религиозных понятий, а значит и общеобязательных. Ясно, император поступает так, как это выработала юрисдикция священного права по отношению к разным национальным культам, не имевшим места в Пантеоне Рима. Для римлянина законным и обязательным являлся только тот культ богов, который высшая государственная власть считала почему-либо необходимым присоединить к культам существовавшей государственной религии. Подобное и повторил Феодосий с христианскою религиею с той, однако, разницею, что признанное им учение за кафолическое он выделил из ряда многих тогдашних систем христианской догматики. Само собою понятно, что подобная санкция должна была создать, как и в древнем Риме, один и тот же результат, именно низвести христианскую религию с пьедестала самостоятельного учреждения и ввести ее в круг государственных дел, государственных обязанностей, за нарушение которых каждый гражданин должен отвечать прежде всего и более всего пред лицом светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своим законом Феодосий, несомненно, воскресил многие несчастные жертвы экономических условий жизни. Этими двумя законами исчерпывается законодательство Феодосия В. в отношении рабства. Хотя законов, как мы видим, немного, но они занимают видное место в сумме законодательства Феодосия, как проникнутые гуманными мотивами и ярко окрашенные влиянием христианских идей 1429 . Наконец, стремление Феодосия В. христианизировать общество отразилось на тех изменениях, какие потерпело судопроизводство, все еще запечатленное древним римским духом. Эдиктом 380 г. 27 марта 1430 Феодосий определил, чтобы в течение сорока дней, которые предваряют Пасху, прекращался всякий разбор криминальных или уголовных преступлений. Запрещается ли этим законом приводить в исполнение приговоры, вынесенные до поста, или только разбор дела – остается неясным. Думают, что Асхолий, еп. Фессалоникийский, был виновником этого закона: последний был издан в Фессалонике и вскоре после крещения Феодосия 1431 . Созомен свидетельствует, что Феодосий был услажден Асхолием, как добрым помощником в деле утверждения кафолической веры 1432 . Под руководством Асхолия Феодосий освятил первые дни своего христианства чисто христианским законодательством 1433 . Темный закон 380 г. Феодосий раскрыл в эдикте 389 г., распространив теперь силу закона на весь Восток, тогда как эдикт 380 г. имел специальное отношение только к Македонии. Новым законом запрещается в дни четыредесятницы подвергать тело мучению на том простом основании, что в эти дни ожидается освобождение душ 1434 . Мотив, видимо, чисто христианский. Готофред связывает появление этого закона с фактом антиохийского возмущения 1435 . К сказанному следует добавить, что всякие судебные дела, т. е. гражданские и криминальные, были запрещены и в воскресный день, который со времени Феодосия стал в собственном смысле праздником в христианском государстве, затем в Пасху и в семь предшествующих, и в семь последующих за ней дней 1436 . Спрашивается теперь, имела ли действительное значение вся эта работа Феодосия, направленная к тому, чтобы поднять нравственный уровень общества и перестроить нравы на христианских началах? Ответ на этот вопрос не может быть дан вполне определенный отчасти потому, что нравственный рост той или другой эпохи не всегда возможно подвести под определенные рубрики и установить его количественную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (venerandae Romanorum leges). Это, как считают Богишич и Бобчев, и был «Бревиарий Алариха». Даже если это и так, значение этого Кодекса для жизни древних болгар не следует преувеличивать, ибо всего через несколько лет Борис порвал с римской курией и стал искать сближения с Константинополем. Однако простой факт того, что папа послал «Бревиарий», мог означать его немалое значение в европейской жизни IX века. Все эти обстоятельства ясно показывают, как велико и широко распространено было влияние и значение «Кодекса Феодосия». Стены Константинополя     К числу очень важных событий из времени Феодосия II надо, безусловно, отнести сооружение константинопольских стен. Уже Константин Великий окружил новую столицу стеной как с суши, так и с моря. Ко времени Феодосия II город разросся далеко за пределы Константиновой сухопутной стены. Необходимо было принять новые меры к защите города от нападения врагов. Пример Рима, взятого в 410 году Аларихом, являлся серьезным предостережением для Константинополя, которому в первой половине V века угрожали дикие гунны.    Для выполнения столь трудной задачи нашлись около Феодосия талантливые и энергичные люди. Стены строились при нем в два приема. Еще в малолетство Феодосия префект Анфимий, бывший регентом, соорудил в 413 году сухопутную стену с многочисленными башнями, от Мраморного моря до Золотого Рога, в некотором расстоянии на запад от стены Константина. Стена Анфимия, спасшая столицу от нападения Аттилы, существует и по настоящее время, на расстоянии от Мраморного моря на север до развалин византийского дворца, известного под названием Текфур Серая. После сильного землетрясения, повредившего стены, префекты Кир и Константин, которых в науке нередко отождествляют, уже в конце царствования Феодосия не только исправили стену Анфимия, но и соорудили впереди последней еще стену, также со многими башнями, перед которой вырыли глубокий и широкий, наполненный водой ров.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Tillemont (Op. cit. V, 2, p. 444); Sievers (Op. cit. s. 292); Guldenpenning und Ifland (Op. cit. s. 52); Athanasiades “Die Begründung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodosius den Grossen”, s. 4, Leipzig 1897. Определение года рождения стоит в тесной связи с вопросом о летах, в которых умер Феодосий Великий. Количество этих лет в источниках предлагается очень различное. Свод их может дать такую VIII, V, Chronogr. p. 63./Аврелий Виктор (Epitome 48) –50 de Mischel le Syr. VII, 8/60 л. Chronicon Paschal (Migne s. gr. t. 92) – 65 Hist. Compend. p. собою понятно, если признать, что Феодосий умер 60-ти лет, то год его рождения будет 336-й, а если 65-ти л., то – 331 г. и т. п. Только по хронологии Виктора (Epitome c. 48) год рождения необходимо относить к 346 г. Эта дата более вероятная, и в пользу ее можно представить такие соображения: 1) Сам Виктор определяет, что Феодосий вступил на престол 33 л.; 2) Признание даты 336 г. или 331 г.: а) противоречит Аммиану Марц., который называет Феодосия в 374 г. юношей с первым пухом (prima etiam languine juvenis. Op. cit. XXIX, 6), чего, несомненно, нельзя сказать о человеке в 38 или 43 года, тогда как в 28 л. Аммиан легко его мог так назвать, как начинающего полководца, по праву старого солдата; в) Ruff. (H. E. II, 14, Basileae, 1562) называет Феодосия в 379 г. virum annis maturum. Пакат (Panneg. с. III) характеризует возраст Феодосия при избрании словами: cui aetas integra contigisset; VIII: maturus aevi (XII Pan. lat.), причем началом зрелости он именно считает 379 г., а предыдущее время ему представляется только подготовкой к делам зрелого возраста. Эти ссылки на зрелость Феодосия В. необыкновенно любопытны: они невольно наводят на мысль, что возраст императора не был настолько сложившимся, чтобы о нем можно было бы не говорить, как, напр., возраст 43–48 л. Едва ли будет ошибочно сказать, что замечание о зрелости императора при его избрании есть как бы апология правоспособности Феодосия в его летах управлять государством. Отчасти на это намекает Фемистий, который счел почему-то (думается, постольку поскольку самый возраст Феодосия мог возбуждать сомнения) необходимым обратить внимание на возраст Феодосия. Γρατιανς τν ρετν ρων οχ πειδετο λικαν, οδ τι νετερος πρεσβτερον ναδ σει λελγισται (Orat. XIV, 183 a ed. Dindorfio); 3) Наконец, принять 60 или 65 л. значит допустить историческую несообразность, так как тогда придется, говорит Гульденпеннинг (Op. cit. s. 52), предположить, что Феодосий женился 53-х или 58 л., а отец его умер 70 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не ожидая, пока Отцы Собора внесут что-нибудь новое в дело борьбы с еретиками, а может быть и не веря такую правоспособность их, Феодосий спешит доказать свое православие с преследовании еретиков по собственной инициативе. Так, наблюдая личные интересы, в том же 381 г. 19 июля Феодосий издает на имя Клихерия (comes Orientis) эдикт, направленный против ариан, евномиан и аэциан. Этим эдиктом еретикам запрещалось строить где бы то ни было церкви, под угрозою, что в случае нарушения этого закона дома и поместья, в которых будут основаны еретические церкви, перейдут в собственность императорского фиска 1699 . По окончании Собора Феодосий снова издал эдикт, в котором регламентировал постановления Собора и повелевал всем еретикам передать церкви кафоликам 1700 . Вскоре, однако, стало более очевидным, что всех этих мер недостаточно. Правда, после Собора уже стал наблюдаться заметный отлив верующих из среды еретиков к Церкви кафолической, но брожение, поднятое еретиками, не утихало, религиозная мысль не хотела по заказу вылиться в те рамки, которые угодно было создать Феодосию. Суровая действительность чуть ли не каждый день вскрывала новые факты настойчиво продолжавшейся работы еретиков и наглядно говорила монарху, что нужно беспрестанно давить еретиков, чтобы достигнуть какого-нибудь положительного результата. За эту систему берется и Феодосий. Пользуясь системою эдиктов в борьбе с ересями, как одним из радикальных средств. Феодосий вскоре должен был убедиться, что нельзя уничтожить ереси теми формальными мерами, какие правительство прилагало к устранению ненормальных течений вообще государственной жизни, например: к изменению системы налогов, урегулированию функций чиновников и т. п. Дело в том, что ересь была не только социальным явлением, но и религиозным. Правительству приходилось в данном случае считаться с внутренними убеждениями той или другой личности, а последние, как известно, мало изменяются одними внешними ограничениями. Эдикты могли как бы тисками сдавить еретиков, отравлять им существование, но они были бессильны перестроить мировоззрение их, заставить их веровать в то, что признает за истину император.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Работа Феодосия В. над улучшением политико-экономического строя империи заставила его обратить серьезное внимание на привилегии клириков в отношении куриальной службы, которая была невыгодна для государственной казны. Как известно, Константин В. освободил клириков от повинностей личных, муниципальных и куриальных 1187 , причем запретил куриалам вступать в клир, и если это случалось, то они возвращались в курию 1188 . Позднее было дозволено куриалам вступать в клир под условием отказа с их стороны от имений в пользу курии. Констанций в 361 г. освободил от этого епископов без всяких условий, остальных же клириков – только в том случае, когда клирика желает весь народ 1189 , а иначе клирик должен отдать свое имущество детям, которые обязуются нести службы в курии, или родственникам, и только за отсутствием тех и других – курии. Последующие императоры принуждены были ограничить эти привилегии 1190 , так как множество знатных лиц, желая избежать гражданских тягот, вступали в клир 1191 . Впрочем можно думать, что злоупотребления продолжались, так как гораздо выгоднее было надеть рясу, чем служить в курии, что требовало больших издержек. С таким явлением не мог не считаться Феодосий уже по одному тому, что оно лишало курию многих талантливых чиновников, а главное, материальных богатств, необходимых для блеска курии. Эдиктом от 7 ноября 383 г. 1192 Феодосий предоставил свободный выбор или службы в курии, или служения Церкви с тем только ограничением, что всякий куриал, оставлявший курию во имя клерикальных обязанностей, должен спокойно отказаться от своих богатств в пользу курии. «Не прилично, – уверяет Феодосий, – чтобы души, преданныя божественному служению, были отягчаемы заботами об отцовских наследствах» 1193 . В 386 г. 31 декабря этот эдикт был несколько изменен. Так, каждый клирик, имеющий отношение к курии по своей принадлежности к сенаторской фамилии, может оставлять службу, но должен заменить себя способною к общественной должности личностью и содержать ее на свои средства 1194 . Под давлением Амвросия Медиоланского смягчение действующих законов пошло дальше 1195 . Тронутый жалобами уважаемого иерарха на ненормальность и тяжесть законов, прикреплявших клириков к курии, Феодосий в 390 г. (27 июня) издал эдикт 1196 , по которому всякий из курии, если он получил сан пресвитера, диакона или должность заклинателя до года консульства Феодосия, т. е. до 388 г. 1197 , может покидать курию, не лишаясь своих имений. Только те куриалы, которые поступили в клир после 388 г., подчиняются старым законам. На основании этого эдикта можно предполагать, что закон Констанция 1198 , освобождавший епископов от куриальной службы, оставался еще в полной силе 1199 . В 391 г. (28 июля) Феодосий повторил свой закон от 390 г. и добавил, что всякий куриал-клирик может заменить себя сыном, если последний не занимает никакой церковной должности 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010