Если бы же оказалось, что собрания еретиков не прекратятся, то Феодосий в таких случаях приказывает прибегать к насильственным мерам, именно к разогнанию сходок. «Мы приказываем, – гласит один эдикт, – изгонять гнусные собрания еретиков из городов, выгонять из деревень, не открывать сходок ни на каких условиях, чтобы ни в каком месте не собиралась святотатственная когорта таких людей, т. е. еретиков» 1587 . Нельзя не отметить той черты, что Феодосий в своих приказах о разогнании собраний и вместе с тем изгнании еретиков не предлагает никаких руководящих правил. Он представляет совершать это дело всем, но как-то обходить полным молчанием вопрос о мерах, чем и устанавливает самый широкий произвол. Некоторые полагают, что здесь имеется в виду публичное обвинение, но, по совершенно справедливому замечанию Готофреда, такая гипотеза ложна, так как здесь идет речь скорее о публичном наказании 1588 . Кроме этой простой меры – наказывать за составление неразрешенных государством собраний, меры, которая едва ли могла импонировать еретикам и привести к желанным результатам, Феодосий прибегает к другим, более могущественным средствам. Самою подходящею мерою уничтожить собрания еретиков, очевидно, могло служить простое отнятие у них церквей и мест молитвенных собраний, что и предпринимает Феодосий, но идет к этой цели разными путями. Так, прежде всего призвав в 380 г. всех своих подданных к исповеданию никейской догмы, Феодосий в декабре этого же года, по свидетельству Сократа, отнял церкви у ариан и возвратил их кафоликам 1589 . Затем император издает эдикты, в которых повелевается все церкви еретиков и везде передать кафоликам 1590 . На деле оказалось, что этой меры недостаточно. Так, стало известно, что еретики во многих местах Азии и Востока вместо отнятых церквей строят новые в городах и деревнях. Чтобы пресечь это зло, Феодосий лишает еретиков права (juris) и власти (potestatis) строить церкви где бы то ни было 1591 . Но желая еще более стеснить свободу еретиков устраивать свои религиозные собрания, он вводит, наконец, целую систему имущественных наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно с этим Феодосий разрушил систры – дома терпимости, а на женщин, служивших делу разврата, наложил наказание, но какое – неизвестно. Немало забот уделил Феодосий урегулированию брачного вопроса, который ввиду общей распущенности нравов и произвола чиновников, разрешался тогда с большими злоупотреблениями 1393 . Жажда наслаждений, поддерживавшаяся постоянным притоком веселых флейтщиц и куртизанок, которые с берегов Оронта распространялись по всем большим городам вплоть до самого Рима, вносила большие нестроения в семейные отношения, а языческо-христианский уклад жизни отражался еще на нормах брачного права в языческих традициях заключения брака. Вот почему Феодосий издает ряд законов по брачному вопросу и ставит своею целью придать браку по-возможности христианскую окраску. Двумя законами от 13 марта 388 г., изданными на имя Цинегия 1394 , Феодосий устанавливает новые нормы смешанных браков, а именно христиан и иудеев. Император Констанций уже в 330 г. 1395 запретил еврею под страхом смертной казни жениться на христианке. Феодосий в своих законах идет дальше: ни еврей не имеет права жениться на христианке, ни христианин – на еврейке. Если бы же это случилось, то такой брак должен быть рассматриваем как прелюбодеяние и соответственно этому должны быть наказаны нарушители закона. Кроме того в данном случае жалоба в суде может быть подана не только родственниками, как это требовалось в делах о прелюбодеянии 1396 , но всяким желающим 1397 . Признание смешанных браков за прелюбодеяние, можно полагать, было вызвано вообще опасностью отпадений от веры, чем такие браки часто сопровождались. Далее, Феодосий под угрозой изгнания и сожжения запретил браки между двоюродными, которые до этого времени считались законными на основании принципов римского права, и если от них христианское общество старалось удерживаться, то по природному стыду. Закон, запрещающий браки двоюродных, не сохранился, но следы его остались в документах эпохи Феодосия В. Так, Амвросий Мед. в письме к чиновнику Патерну, который желал женить своего сына Цинегия против воли на племяннице, старается удержать его от этого шага и ссылается на божественный закон и на закон Феодосия, который запрещает браки между двоюродными 1398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, яко со всеми святыми в горних обитаеши; радуйся, яко и нас грешных на земли любовию посещаеши. Радуйся, имже Христос прославися; радуйся, имже сатана посрамися. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 13 О, великий угодниче Божий и чудотворче, святителю отче наш Феодосие! Приими сие малое моление наше, в похвалу тебе, аще и недостойне, обаче с любовию сыновнею приносимое, и умоли Господа Бога избавитися нам от всяких бед, скорбей и напастей, от междоусобныя брани и внезапныя смерти, и от мучений вечных в будущем веце, и сподобитися в вечней жизни с тобою воспевати Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангел во плоти явился еси, богомудре Феодосие, ангельскими нравы измлада себе украшая; темже и Ангел церкве Черниговския достойне поставлен был еси от Бога, всех наставляя ко спасению и всем являя в себе правило веры и образ кротости, воздержания же и любве. Сего ради, чада твоя суще, любовию вопием ти сице: Радуйся, Ангеле земный и человече небесный; радуйся, небесных сил собеседниче и сослужителю. Радуйся, в житии твоем безплотным поревновавый; радуйся, и по смерти с ними водворивыйся. Радуйся, от юности Христа всем сердцем твоим возлюбивый; радуйся, от утра жизни твоея Тому единому поработавый. Радуйся, вся заповеди Господни верно и непорочно сохранивый; радуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый. Радуйся, усердною молитвою дух твой окриливый; радуйся, чтущих любовию память твою от бед покрывающий. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 1 Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, святителю отче Феодосие, нетлением мощей твоих и множеством чудес от Бога прославленный, в песнех радостных ублажаем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Молитва О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих (или: иконе твоей).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Все, что противоречит ей, является уже преступлением, заслуживающим своей кары. Отсюда, с точки зрения Феодосия, существование язычества, как факта, в государстве должно представляться совершенно немыслимым. Так или иначе оно должно было исчезнуть. Эта принципиальная, так сказать, точка зрения и легла в основу отношений Феодосия к язычникам. Исходя из нее, Феодосий, чтобы оставаться последовательным, должен был начать борьбу с язычеством. Однако на первых порах своего царствования Феодосий, видимо, уклонился от своих принципов, так как вся его политика по отношению к язычникам была проникнута духом толерантности. Последнее обстоятельство дало некоторым повод предположить, что Феодосий принципиально был против борьбы с язычеством и даже хотел, видя, что язычество постепенно исчезает, предоставить его самому себе, не прибегать ни к каким насилиям над ним, а если и вступил на путь репрессий, то под сильным давлением духовенства 1916 . Бесспорно, если бы духовенство не вмешалось в борьбу с язычеством, то возможно, что эта борьба Феодосия получила бы несколько иной характер, чем какой она приняла. Но предполагать, что Феодосий вовсе и не думал прибегать к борьбе с язычеством, считая вполне достаточным для уничтожения последнего одной терпимости, нет никаких оснований. Напротив, та нетерпимость, которою окрашена вся его религиозная политика, невольно заставляет преполагать, что Феодосий необходимо должен был рано или поздно начать борьбу с язычеством. Отсюда толерантность, которую проявил император сначала к язычникам, скорее можно объяснить как тактический прием в борьбе, а не как полную индифферентность к язычеству. В пользу этого предположения говорит и самый характер борьбы с язычниками, которая наглядно носит на себе следы детально продуманного и строгого плана. И действительно, насколько беспорядочна его борьба с еретиками, настолько стройны, полны всяческих стратегических уловок те приемы, которые Феодосий проводил, чтобы в корне подсечь языческую религию. Он не разменивается на мелочи, не бросается из стороны в сторону, не пробует наиболее подходящие средства, а ведет свою борьбу с язычниками, по выражению Буасье 1917 , «не торопясь, целым рядом последовательных нападений», методически восходя от низшего к высшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Валентиниан и Юстина прибыли в Фессалонику и здесь нашли относительно ласковый прием со стороны Феодосия. Последний посетил императорское семейство, лично упрекнул его в приверженности к арианству и постарался прежде всего излечить Валентиниана от этого яда 221 . Достигши своей цели и оправдавшись таким образом пред теми, кто мог упрекнуть его в потворстве арианству, Феодосий теперь смело мог выступить борцом за попранные права владетеля Италии. На совете с сенатом было решено начать военные действия против Максима уже как против тирана, захватившего власть 222 . Правда, это был казуистический прием, который говорит далеко не в пользу Феодосия, нашедшего легкое удовлетворение суду Божию в простом переходе от одного исповедания к другому, но Феодосий, очевидно, не видел другого средства, чтобы как-нибудь обосновать причины к своей войне с Максимом. Однако, приняв даже такое решение, Феодосий медлит и прибегает к дипломатическим переговорам с узурпатором. Последнему предложено сократиться несколько в своем честолюбии и успокоиться на той части государства, которая ему некогда была любезно отдана в распоряжение 223 . Посольство, разумеется, не имело успеха, так как Максим чувствовал себя достаточно сильным отстоять свои права. Так последний путь мирного разрешения вопроса был испытан, и теперь Феодосию ничего не оставалось сделать, как взяться за оружие. Феодосий начал готовиться к компании со спокойной простотой и методичностью, которая придавала оригинальность его характеру 224 . Непонятно по каким соображениям, но и после этого Феодосий не спешил восстановить поруганную честь императора. Остается предположить, что Феодосий просто боялся дурного исхода войны ввиду недостатка у него сил. Правительственный опыт и сознание долга, чести толкали императора в разные стороны, а потому нерешительность овладела им всецело и окончательно. И вот там, где были бессильны все доводы рассудка, голос самой совести, оказалась всесильной любовь, которая положила конец нерешительности Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со временем вторичного пребывания Феодосия в Италии Пруденций и Зосим связывают один факт, который, хотя передается ими с внешней стороны сравнительно различно, по свой сущности является тождественным. Этот факт представляет данные к разрешению вопроса, какие меры принял Феодосий после поражения Евгения для борьбы с процветавшим языческим культом. Пруденций передает, что Феодосий после поражения Евгения прибыл в Рим, где в полном присутствии сената ребром поставил вопрос: поклонение ли Юпитеру или поклонение Христу должно быть религией римлян? Свобода слова, предоставленная сенаторам, оказалась пустым звуком: присутствие императора и его известная нетерпимость ко всему, что не прикрывается, хотя бы только видимо, его православием , действовали угнетающим образом на дух сенаторов. Подсчет голосов решил дело в пользу императора. «Слабый голос меньшинства, – замечает Пруденций, – уступает большинству и умолкает в малой части» 2108 . Остается только удивляться, что нашлись такие смельчаки из сенаторов, которые рискнули подать свой голос в пользу гонимой религии. Так, сенат переменил языческую личину на христианскую; трудная операция прошла без всяких последствий, что умел делать так искусно только Феодосий. Несколько иначе, но более правдоподобно изглагает историю обращения сената в христианство Зосим 2109 . По его рассказу, Феодосий без всякой баллотировки вопроса от том, какая из религий должна получить права гражданства, прямо призвал сенаторов «бросить то заблуждение, которое они прежде позволяли себе и избрать христианскую веру, так как она чужда всякаго греха». Простого увещания, однако, оказалось мало: никто из сенаторов язычников не счел нужным порвать с институтом тех отеческих преданий, которые более 1200 лет были стражами города и спасали его от разрушения. Тогда Феодосий обратился к отлично испытанному им средству – насилию. Он категорически заявил, что если они не хотят слушаться его мирных увещаний, то он опустошит и закроет храмы ( τ ερ) и уничтожит жертвы ( τς θυςας) " так как нуждается в блоьших средствах для военнаго дела«. Этот экономический фактор, так наглядно выступающий вообще в эдиктах Феодосия против еретиков и язычников, по нашему мнению, сообщает рассказу Зосима большую степень достоверности. Аргументация Феодосия оказалась настолько веской, что сенаторы принуждены были согласиться с доводами своего монарха и перейти в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время лагерь Феодосия представлял совершенно иную картину. Полководцы собрались к Феодосию на генеральный совет и убеждали императора прекратить военные действия до весны, а затем, собрав войска, подавить неприятеля численностью. Феодосий не согласился с их доводами: «не должно, – говорил он, – спасительный крест обвинять в такой слабости, а изображению геркулесову приписывать такую силу; ибо этому войску предыдет крест, а неприятельскому – то изображение» 334 . Решили во что бы то ни стало завязать бой на следующий день. Всю ночь провел Феодосий без сна. Он удалился на гору, где нашел молитвенный домик, и предался молитве 335 . Настало утро, чреватое грядущими событиями. Феодосий настолько окреп духом, что уже не сомневался в победе. С горячею воодушевленною речью он обратился к военачальникам и войску, убеждая их, откинув страхи, смело ринуться на врага с полной верою в победу. И снова мужество окрылило дух римлян 336 . Собственно говоря, положение Феодосия в стратегическом отношении было одним из опаснейших и трудных. Он очутился в кольце неприятельских войск, так как Арбогаст и Евгений расставили свои войска на сторонах гор, чтобы запереть Феодосия и атаковать его с тыла. Но если что и спасло Феодосия, так это удачный выбор момента для битвы: после победного торжества неприятели на рассвете 337 спокойно предавались сну, что в значительной степени их обессиливало. Войска Феодосия храбро бросились на врагов, битва завязалась. Феодосий отлично сознавал свое критическое положение, так как видел с тыла неприятельские отряды. Вскоре с этой стороны опасность миновала. Начальник тыловых частей, Arbitio, уведомил императора, что он со своим отрядом более не желает служить под знаменем тирана. Феодосий был очень рад такому обороту дела и принял перебежчиков на почетных условиях мира 338 . Этот переход неприятелей сильно ободрил дух войск Феодосия, и последние с новыми силами бросились на врагов. Удача видимо перешла на сторону Феодосия. В это время случилось «нечто дивное», как выражается историк 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодорит говорит, что в то время, как производилось следствие по вопросу о действительности победы Феодосия, последний видел знаменательный сон. Ему представилось во сне, будто Предстоятель Антиохийской церкви – божественный Мелетий возложил на него царскую порфиру и главу его украсил царским же венцом. Один из приближенных, которому Феодосий рассказал свой сон, склонился видеть в нем ясное предсказание будущего события 83 . Через несколько дней действительно началось осуществление сна. Грациан, воочию убедившись в даровитости Феодосия, в его способности управлять, решил остановить свой выбор на нем и предложил ему императорскую корону. Феодосий сначала было отказался, но Грациан так настаивал на своем, так упрашивал его и дома, и публично, и in comitio (место, где происходят выборы) 84 , что Феодосию ничего не оставалось сделать, как только согласиться. Получается впечатление, что Феодосий почти насильно был облечен в императорскую мантию. Дрепаний Пакат, действительно, так говорит: «ты был принуждаем против воли, против воли говорю» 85 . Впрочем, сам Пакат серьезно ценит это упрямство Феодосия: он видит в нем серьезное, вдумчивое отношение Феодосия к будущему высокому званию, а не беззаботную легкость, с какою Феодосий мог бы украситься императорской мантией 86 . Так, неожиданно для себя самого Феодосий сделался императором 87 . Замечательно, даже самые враждебно настроенные к нему современники не могли упрекнуть и не упрекали Феодосия в интригах или честолюбивых замыслах: так далеко он был, живя в глухом уединенном городке, от претензий на высокие государственные должности. Напротив, современники не могли отказать ему в справедливости, что если он и сделался императором, то исключительно благодаря высоким внутренним достоинствам, а особенно бесспорной военной доблести. «Храбрость тебя сделала самодержцем, Грациан же провозгласил», 88 «храбрость твоя заслужила империю» 89 – вот лучшая рекомендация Феодосию его современников. 19 января 379 г. 90 последовало в Сирмии 91 торжественное провозглашение Феодосия императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий отлично разгадал тактику Фирма, а потому сам не переставал готовиться к кампании. Второе посольство Фирма уже не имело успеха, и вскоре после него открылись военные действия, которые тянулись около двух лет 36 . Феодосию пришлось обратно завоевывать каждую пядь земли, покорять отдельные племена и брать приступом почти каждый город, каждую крепость. Первые два сражения хотя и были кровопролитными, но окончились удачно для Феодосия. Измученный битвами Фирм принужден был снова смиренно просить о милости и снисхождении. Феодосий, полный доброй надежды, не отказал ему в мире, тогда как отказался заключить мир с народом Mazicum. После этого Феодосий двинулся в Кесарию – город прежде цветущий, а теперь превращенный в груды развалин маврами. Здесь он узнал о коварстве Фирма, который под маской смирения готовился неожиданно напасть на него. Снова загорелась война, отчасти с изменчивым успехом для Феодосия 37 . Против последнего образовалась могущественная коалиция из маврских племен, душой которой была сестра Фирма. «Эта принцесса, – говорит историк, – располагала безграничными средствами и обнаружила все упорство своего пола в своих действиях, чтобы поддержать брата» 38 . Опасность была велика, и Феодосий принужден был спешно окончить свои операции против народа Muzacanum и отступить к Типете. Все это отчетливо показало Феодосию, что для покорения варваров недостаточно одной военной силы, а потому он решил прибегнуть еще к дипломатической тактике – к системе застращиваний и обещаний, что не замедлило дать блестящие результаты. В то же время Феодосий превосходно осознал, что корень всего зла лежит в Фирме и что уничтожить Фирма – значит положить конец кровавой распре. Захватить каким бы то ни было путем Фирма – вот что стало теперь целью военных предприятий Феодосия. Последнее, более интересное действие кровавой драмы в Африке разыгралось на территории народа Isaflensium. Известие, что Фирм живет среди народа Isaflensium, заставило Феодосия снова выступить в поход. Произошло очень жестокое сражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также были кассированы приговоры суда, которые постановили чиновники, не имевшие права носить этот титул 261 . Изъяты были только те дела, которые были свободны от хитрости и принуждения и совершены по взаимному соглашению 262 . Особенное свое внимание Феодосий обратил на Галлию – арену деятельности тирана. Алчность и жестокость чиновников, ставленников Максима, вконец разорили страну: хищения во всех своих разнообразных видах преследовали, как страшные призраки, бедный народ. Феодосий постарался многое исправить, а во всяком случае, не дал чиновникам возможности почивать на лаврах разбойнически добытого ими золота. Он их наказал денежным штрафом, что послужило поводом для Амвросия ходатайствовать за несчастных 263 . Милость Феодосия простерлась до того, что он оказал помощь Галлии даже собственными средствами 264 . Но среди этих актов деятельности Феодосия, бесспорно, самым замечательным по своему бескорыстию и гуманности является его отношение к Валентиниану. Во власти Феодосия было остаться единодержавным правителем западной и восточной империи, но, благодарный к памяти Грациана, Феодосий предоставил во владение Валентиниану области, некогда принадлежавшие Грациану: Италию, Африку, Испанию, Галлию, Британию и западную Иллирию 265 . 13 июня 389 г. 266 Феодосий вместе с Валентинианом и Гонорием, которого он вызвал специально после победы над Максимом, совершил триумфальный въезд в Рим 267 . Сенат и народ встретили с криками радости победителя. В курии было выражено официальное приветствие Феодосию, а на площади «Rostra» император представил народу Гонория – будущего правителя Запада. Блестящие игры, раздача денег народу еще более повысили тон радости. Феодосий был большой политик и скоро своим поведением приобрел всеобщее расположение. Не в пример гордым императорам, он спустился с высоты трона к будничной жизни, присутствовал на играх граждан, шутил с ними, старался облегчить жалобы. Мало того, посещал безразлично и богатые дворцы вельмож, и скромные жилища бедных. Народ полюбил своего господина, когда увидел его непритязательность и способность спускаться до уровня простых смертных 268 . Все кругом жило и ликовало. Провинция Галлия прислала своего оратора Дрепания Паката, который в своей блестящей речи, в присутствии самого императора, постарался ярко обрисовать деятельность императора и особенно оттенить его редкий государственный ум и человечность, столь редкую в сильных мира. Как бы в награду за искусную речь, Дрепаний Пакат получил проконсульство над Африкой 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010