Сведения о положении католич. Церкви в гэльских землях немногочисленны. Особое значение имеют документы из пров. Арма - акты визитации еп-ства Дерри, проведенной в 1397 г. архиеп. Джоном Колтоном, а также регистры XIV-XV вв. (напр., регистр архиеп. Мило Суитмена (1361-1380)). Архиеп-ство Арма делилось на 2 части, одна (совр. графства Арма и Тирон) находилась под властью ирл. правителей из рода О Нейл, др. (графство Лаут) входила в состав англ. колонии. В XIV - 1-й пол. XVI в. кафедру занимали в основном англичане, которые жили в манорах Дромискин и Термонфекин (графство Лаут), управление ирл. частью диоцеза было поручено капитулу, состоявшему из ирландцев. Несмотря на это, архиепископы сохраняли контроль над всей церковной пров. Арма, проводя визитации (в основном через комиссаров) и собирая десятину и др. церковные подати. Однако сбор податей и распределение бенефициев во многом зависели от дружественных отношений архиепископа с представителями рода О Нейл, к-рые должны были способствовать поддержанию порядка в церковной жизни. Покровительство прелатов и иммунитет церковных земель привлекали ремесленников и крестьян, они селились вокруг кафедральных соборов и др. значительных храмов. Так, вокруг собора и епископского дворца в Арма сложилось крупное поселение, в к-ром насчитывалось несколько церквей и 2 мон-ря. Значение родовых отношений в жизни Церкви в гэльской И. проявлялось в передаче епископских кафедр, мон-рей и бенефициев по наследству. Так, во 2-й пол. XIV и в XV в. кафедру Арда занимали 6 представителей рода О Фергал (О " Фаррел). Этому способствовало слабое соблюдение целибата, а также практика утверждения прелатов Папским престолом без участия англ. короны. Мн. иерархи были выходцами из родов наследственных держателей церковных земель (эренахи, комарбы (коарбы)). Привилегии этих родов были пережитком раннесредневек. системы церковного устройства, когда церковным имуществом управляли настоятели (архиннехи). Находясь в непосредственном подчинении епископа, эренахи обладали иммунитетом от светской власти, а их держания рассматривались как своего рода бенефиции (эренахи имели право на сбор десятины). Главы таких родов нередко выступали в качестве «наследников» святого, основателя церкви, и являлись хранителями реликвий. Так, в роду О Маэлан (О " Меллан) в Арма передавался т. н. колокол св. Патрикия. Привилегии потомственных хранителей реликвий св. Маэдока, О Фергуса и др. родов (на территории совр. графств Каван и Литрим), участвовавших в инаугурации местных правителей, перечислены в ирл. Житии св. Маэдока (Bethada Náem nÉrenn: Lives of Irish Saints/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 19973. Vol. 1. P. 191-290; Vol. 2. P. 184-281). Несмотря на особое положение Церкви в гэльском обществе, связи с Папским престолом и с католич. Церковью в Англии и на континенте оставались прочными. Мн. ирл. прелаты проходили обучение в Оксфордском или Парижском ун-тах, покровительствовали студентам из ирл. духовенства.

http://pravenc.ru/text/674067.html

- Добрый вечер, батюшка Дмитрий! У меня тоже вопрос насчет хамства. Мне внучка нахамила, ей 14 лет. Я, конечно, понимаю, что у нее там, где она живет непростая обстановка, там пьют ее родственники, мат у них разговорная речь. И она такое матерное слово мне сказала! Я ее простила, что делать, ребенок в таком обстановке? - А я что, заставляю ее ремнем пороть? - Нет. - Я все понимаю. - Я с ней все равно, если она позвонит, я с ней разговариваю нормально. -  А я и не запрещаю, пожалуйста, нормально. Речь-то шла у нас о другом. Маме нахамила дочка, и мама спросила, что делать.  Я и сказал,  а у вас другая ситуация. - Я слышала, а мне что делать? Мне уже  никак не исправить ее? - Понимаете, мне трудно вас учить, потому что вы старше меня, опытней, вы свою внучку знаете. Потом, одно дело дочка, а другое дело бабушка. Это довольно далекое родство. Потом, с дочкой мама живет в одном доме, а внучка приезжает. - Федор из Москвы, такой вопрос прислал. Почему святой Федор Тирон, предупредил людей, чтобы не вкушали идоло жертвенного, если идол в мире ничто. И есть ли какие-то сейчас запреты в пище для христиан? - Тогда  была такая эпоха, когда для многих людей вкушать идоложертвенное, это означало участвовать в этом жертво  приношении идолу. Поэтому Федор предостерег, чтобы христиане в этом не участвовали -  не в том, чтобы просто есть, а в том, чтобы служить идолам как Богу.  - Ну, а сейчас, есть что-то такое, ради чего этот Канон существует? И  каким образом, и от чего нам сторониться? - От того, что предлагают нам кришнаиты, у них такой бандитский подход. У блатных существует такой термин  - «замазать», чтобы человек поучаствовал в каком-то преступлении. Поэтому  у них такие благотворительные столовые , они помню, в университете в МГУ такую сделали, и кормили своей поганой  кришнаитской, гнусной едоложертвеной пищей. И многие студенты, есть охота,  если ты христианин принципиально, хотя понятно, что если ты съешь, там никакого яда нет, просто из растительной пищи такая сладкая дребедень.  Если диабета нет, то есть, конечно, можно.  Но именно для того, чтобы не доставлять им эту идольскую радость о том, что они еще одного человека замазали.

http://radonezh.ru/text/vozmozhno-li-spa...

Нек-рые останки могут быть истолкованы как человеческие жертвоприношения. Вместе с телом мужчины (вероятно, он был задушен веревкой) из Галаха, гр. Голуэй, найденным в 1821 г. в болоте, обнаружены 2 заостренных кола. Как жертвоприношение интерпретируют захоронение женщины с младенцем из Дерримакирка, гр. Роскоммон: на ее бедрах лежал тяжелый камень. Возможно, заживо похоронили и женщину в ритуальной ограде в Каррахе, гр. Килдэр. Н. Ю. Живлова Раннесредневековые поселения. В эпоху бронзового века возникают т. н. кранноги ( древнеирл. кранн «дерево») — жилища на искусственных островах посредине озёр (Баллиндерри, гр. Дерри/Тайрон; Нокналаппа, гр. Клэр). Их сооружение на озерах (реже реках или море) было связано с традицией обитания на небольших островах, дающих защиту от врагов и облегчающих добывание рыбы и дичи. Нижняя граница кранногов простирается до каменного века, когда естественные островки у берега, на мелководье и в болотах использовали в основном для промысла. Позднее на тех же местах возникали средневек. кранноги — искусственные сооружения с бревенчатыми жилищами на сваях, обнесенные одним или двумя рядами частокола. Много кранногов обнаружили при дренажных работах в XIX в. в сев. районах И., по рекам Шеннон и Эрн, на изолированных озерах в зоне друмлинов. В центральных районах, особенно на западе страны известны каменные кранноги (датировка не определена). Не смотря на то, что основной период строительства «настоящих» кранногов приходится на VI–VII вв., близкие им структуры строили в И. задолго до этого. Они крайне важны для археологии страны, так как отражают развитие ее населения (часто на одном и том же месте) от эпохи к эпохе, позволяют точно датировать каждую стадию благодаря исключительной сохранности органических материалов. Мойна-Лох (гр. Мит) — один из кранногов, имеющих наиболее длинную и последовательную историю обживания: от мезолита (небольшая площадка из гальки, камня, укрепленная камнем в эпоху бронзы — род рыболовецкой и охотничьей стоянки) до искусственного острова (не ранее 748; длина до 50 м) из уложенных слоями камня, торфа, галечника и хвороста с более поздним частоколом и круглым домом (ширина 11 м). На кранноге жили до IX в., но посещали и позже (находки XIII–XIV вв.,  XIX в.). Кранног на оз. Лох-Эскра (гр. Тирон) уже в бронзовом веке четырежды расширяли, добившись сложной планировки. Кранног на оз. Лох-Гара (гр. Слайго) заселялся трижды: в позднем бронзовом веке (использовали как мастерскую), в переходный период к раннему железному веку и в самом начале раннего средневековья.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Кранноги были родовыми усадьбами аристократии, важнейшие из них: Лагор (гр. Мит; ассоциируется с резиденцией правителей Юж. Бреги), Баллиндерри I (гр. Уэстмит) и соседний с ним в гр. Оффали; Ньютаунлоу (гр. Уэстмит). Их расцвет пришелся на VIII–XI вв. Согласно данным археологии, в кранногах процветала металлургия и иные ремесла, использовались высоко престижные импортные вещи (в VIII–IX вв.— дорогая посуда и стекло из Юж. Франции, позже — предметы скандинавского облика, указывающие на влияние Дублина, напр., меч викинга из Баллиндерри I и клад англосаксонских монет из Ньютаунлоу). Вторжение нормандцев вскоре сменило тип поселений в центре И., и большинство кранногов было оставлено. Редкое исключение — королевская резиденция в Кро-Инис на оз. Лох-Эннел (гр. Уэстмит) с башнеобразным домом позднего средневековья; похожий дом построили на кранноге на о-ве Мак-Хью (гр. Тирон) в XIV в. Признаки укрепления краннога в Кро-Инис в посл. четв. XII в. связывают с войной правителей Миде и О Конхобаров, властителей Коннахта. Семья последнего владельца краннога  — вождя клана O Коффис — поселилась там в XV в. (считается, что Домналл O Коффи с сыновьями был убит в своей резиденции в 1446). В Юж. Ольстере кранноги использовали дольше, их укрепляли еще в XV — нач. XVI вв.. В кон. XVI в. кранноги использовал Хью О’Нил, защищаясь от англ. вторжения (в 1600 его главной квартирой стал кранног Лох-Луркан, гр. Арма). Возникший в  раннем средневековье кранног в на оз. Лох-Инчин (гр. Каван), достраивался в XIV в., заселялся до нач. XVIII в. Типы домов средневек. И. известны с VII в. (к 90-м гг. XX в. исследовано 250 домов). Они, как правило, находятся внутри круглых городищ и иных укреплений, в монастырских крепостях и кранногах. Обычный средневек. дом был круглым в плане, диаметром 6–7 м, из циновок (кроме дверной рамы). Иногда дома соединяли, и в плане возникала «восьмерка». Дом меньшего диаметра служил задним помещением-кухней (cuile), доступным только через главный вход; зоны кроватей и скамей у стен хорошо выделяются. Дверь всегда была ориентирована на восток или юг — вероятно, в связи с такой же ориентацией круглых городищ и с защитой от непогоды. Земляной пол часто имеет уклон к  востоку, к выходу из форта. Круглые дома, сложенные из камня без раствора, в начале периода неизвестны. но затем они обычны в каменных крепостях и церковных оградах в юго-западной И. где им предшествуют более ранние деревянные. В хорошо изученном церковном комплексе в Риске (гр. Керри) дома из камня насухо повторяют план дома из циновок, возможно, от них и происходят. Форма жилища постепенно ушла от круглой к нормальной прямоугольной и к XII в. была оставлена (в И. круглые дома использовались дольше всех в Европе).

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

В первом случае искушения от удавшейся императорской интриги, во втором – непосильное испытание голодом. Почти наверняка и в первом, и во втором случае большинство христиан не было бы готово к такому подвигу. Но Господь, в милосердии и мудрости Своей, устами великомученика Феодора Тирона, предложил третий путь – кашу из вареной пшеницы, о которой большинство бы не сразу вспомнило – о необработанном сырье обычно не думают, как о доступном источнике пищи. А это блюдо и сытное, и постное. Явление вопреки здравому смыслу Необходимо обратить внимание на то, что исход этой ситауции был определен не сверхъестественным вмешательством, а свободной волей народа Божьего. Важной фигурой в этой истории предстает архиепископ константинопольский Евдоксий. Явление ему Феодора Тирона было во сне. Проснулся епископ на следующее утро и задумался. Перед ним было три пути. Во-первых, он мог не обратить внимания на этот сон, либо счесть его бесовским наваждением, и потому не предпринять ничего. Во-вторых, епископ мог поверить Божественному посланнику, но по маловерию своему подойти к ситуации прагматично и не обнародовать видение – либо испугавшись императорского гнева, либо из опасений быть осмеянным. Но Евдоксий выбрал третий путь и смиренно выполнил послушание. А теперь представим себе, какой глубиной веры, каким доверием к Господу и чувством ответственности за свою паству должен был обладать этот совсем не идеальный, не святой, а, как говорит нам Триодь, «неправый и неправославный человек», чтобы не соблазниться! Несмотря на свои грехи, в главном он сделал правильный выбор. Но даже после верного выбора архиепископа ситуация легко могла не разрешиться положительным образом. Проведем мысленный эксперимент и представим на минутку, что все это происходит в наши дни. В начале Поста Патриарх обращается к нам по телевизору и говорит о том, что ему приснился якобы вещий сон, и в силу этого он просит нас некоторое время, а может быть и до конца Поста ограничить свое меню одним единственным блюдом – кашей из пшеницы. А для подавляющего большинства из нас каша из нелущенной пшеницы окажется совсем не по вкусу! Трудно точно предсказать, как отреагировало бы на такое предложение современное христианское общество, но сразу поверивших и безоговоророчно и смиренно принявших это послушание были бы единицы. Но ведь именно такая реакция была необходима, чтобы разрушить козни императора и не посрамить свою веру Христову!

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

О гордость мертвая! Древле ты архангельских чинов денницу в демона превратила; и ныне превращаешь престолы сильных. Всему же злу виновен диавол. В той же земли именуемыя, Аравия и Сава; оттоле идет ливан, сиречь, фимиан. В той земли гора святая Хоривь; на ней Моисей закон прия от Господа. Тамо близ земля, нарицаемая Сирия, в той земли град Дамаск, в том самом месте жил Авраам. В той же земли гора Ливан; из нея истече река Иордан. В той же земли гради Осколон и Иерусалим. Иерусалим бо создан от Сима, сына Ноева; той бо по писанному разумел; первы град создася по всенародном по потопе. От сего града начинается земля Палестинская. Тамо Чермное море, и такова в нем вода светла, еже рыба, ходящая на дне, видети мощно. На другой стороне того море стоит град Египет; тамо и град Тфивеи, в нем жил святый Тирон Маврики; тамо есть гора, зовомая Кауказус; на ней живут жены, нарицаемые амазоняны толь храбры, яко против своих неприятелей храбрствуют оружием, яко воини, и свои украины защищают сами; тамо близко гора, нарицаемая Сарез 645 , тамо родится пренарочитый шолк; близ той горы великое поле, именуемое Иросия 646 , на том поле дивныи птицы, украшены пречудным перием, иже бо в нощи блистают, яко свещи. Тамо же есть стоит превысочайшая и чюдная гора Арарат, на ней же бе ноев ковчег из такова дерева сотворен, иже не может гнити ни горети. Тамо же прилежит страна каппадокийская, в нейже древнии кони, иже подобни быстростию летанию птицам. Тамо же прилежит Малая Азия, в нейже град Ефес. Тамо святый Иоанн Евангелист гроб себе повеле ископати; по погребении его приидоша ученицы его и не обретоша тела ту, понеже судьбами божиими преставлен бысть, и место, идеже един всесилны весть; глаголют же о сем, яко вкупе приидет пред пришествием Христовым с Енохом и Илиею, на обличение противника божия; приимут тогда от него муку за проповедь истины и вскоре воскреснут и взыдут, яко скорошественнии орли на небо. Тамо страна есть Фригия. Тамож превеликое Троское царство, зломерского же ради волхвования разорися попущением божиим чюдодейства и в конечную погибель осужденно, яко отнюдь тамо несть жилища человеком, но дивии зверие и змиеве тамо жируют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

785 Дела были разные... – Ежедневно прослушивалось одно дело – до того часа, когда наступало время бани. Если Траян вставал так же рано, как Веспасиан, то «рабочий день» длился шесть-семь часов. 786 Клавдий Аристон. – Эфесские надписи неоднократно упоминают Аристона. Он был председателем Провинциального Совета в 90–95 гг. и опять в 110 г. и главным магистратом Эфеса. Его семья, как многие видные греческие семьи в М. Азии, получила римское гражданство от Клавдия или Нерона. О раздорах и интригах в малоазиатских городах см. X. 58; 81; 110 и речи Диона Хризостома. 787 ...военным трибуном, намеривавшимся искать магистратур... – Он принадлежал, следовательно, к сенаторскому сословию, почему наместник и направил жалобу оскорбленного мужа к принцепсу. 788 Цезарь... центуриона разжаловал и даже выслал. – Обычным наказанием за прелюбодеяние, совершенное солдатом, было разжалование. Плиний был, видимо, удивлен высылкой виновного: «даже выслал». 789 ...после явного прелюбодеяния держал ее дома, словно довольствуясь тем, что соперник убран. – Если муж, уличив жену в прелюбодеянии, не обращался в суд, то он сам подлежал обвинению в сводничестве. Если обвинение не было доказано, дело прекращалось. Тут муж вынужден был, подняв дело, довести его до конца. 790 ...она осуждена и наказана по Юлиеву закону. – Жена лишалась половины своего приданого, одной трети своего имущества и была высылаема на «остров». Высылка могла быть не пожизненной, но вторично выходить замуж было запрещено. 791 Юлий Тирон и Семпроний Сенецион – лица неизвестные. Тацит (Диал. 7, 1) пишет, что обвинения против императорских отпущенников и прокураторов рассматривал сам император. 793 ...они требовали принудительной явки всех наследников... или разрешения себе бросить это дело. – Они боятся встречного обвинения в calumnia (клевете), т. е. в бездоказательной, ни на чем не основанной жалобе. 794 Очень красивая вилла...– Систематические раскопки этой виллы произведены не были, хотя место ее было установлено уже в начале XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Прихожанка. А если он не знает правил христианства? Пресвитер. В любом случае, если он объявит об идоложертвенном, то надо будет исполнить повеление апостольское. Прихожанка. Почему? Пресвитер. Потому что мы своею жизнью должны утверждать, что только Христос есть истинная Жертва и если перед нами находится человек, который вообще не знает об этом и предлагает вкусить от мнимой жертвы, мы должны отказаться и рассказать ему о жертве настоящей. Прихожанка. В таком случае, отказ будет связан не с осквернением, а с миссионерством! Пресвитер. Вы все верно поняли. Еще христианский апологет II века Минуций Феликс писал: «Всякое произведение природы как ненарушимый дар Божий, не оскверняется никаким употреблением, но мы воздерживаемся от ваших жертв, чтобы кто не подумал, будто мы уступаем демонам, которым они принесены, или стыдимся нашей религии» 397 . Таким образом, не потому надо воздерживаться от идоложертвенного, будто оно нечисто 398 , а ради снисхождения к слабостям других. По сути же «не из-за чего спорить» 399 . Прихожанка. Но в виду вышесказанного становится непонятным смысл предупреждения христиан св. Феодором Тироном! Если император тайно осквернил, как ему казалось, пищу на рынке, тогда как на самом деле никакого осквернения не произошло, и если не нужно при этом, покупая пищу на торгу исследовать ее для спокойствия совести ( 1Кор. 10, 25 ), тогда зачем православному епископу было об этом открыто Богом? Пресвитер. Объективности ради следует заметить, что тогдашний архиепископ Евдоксий, которому явился св. Феодор, исповедовал не православие, а арианскую ересь, и характеризовался как «человек крайне непривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения как не всякий другой» 400 . Прихожанка. Почему он тогда был на кафедре? Пресвитер. Здесь нечему удивляться. К началу правления Юлиана Отступника ариане одержали в Церкви почти безоговорочную победу, а наиболее активные защитники Православия находились в изгнании. Прихожанка. Тогда возникает сомнение, действительно ли явился св. Феодор Тирон?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Последнее обстоятельство, по нашему мнению, составляет крупный недостаток иконы, так как в иконографии Феодор Тирон определенно различается от Ф. Стратилата: один старше, борода у него гуще и длиннее, волосы курчавятся сильнее даже в русских подлинниках, а в византийских изображениях святые разнятся и чертями лица, и возрастом, и военными доспехами, которые у одного богаче, пышнее и выше по рангу. „Одинакова у них стрижка кудрявых волос в виде скуфьи; одинаковы и чело, и брови, и круглые, хорошие глаза и носы, закругленные к низу, и уста, а бороды разнятся; у Тирона борода густа и клинообразна, а у Стратилата пореже и с тремя внизу разделенными прядями. У обоих одинаково сложены обе руки и воздеты к Богоматери для принятия от нее наград. Оба они одеты в панцыри, на петлях накинуты мантии, застёгнутые на правом плече так, что правая сторона тела у обоих открыта. У Тирона поддевка под панцирем красная, а у Стратилата желтосерая; у того на левом плече виден золотой крест звездообразный, а у этого нет такого креста; у первого золотые узоры на панцире, как бы гребни, не походят на панцирные узоры на втором; а поручи с золотистыми полосками у обоих одинаковы». Золотые узоры, о которых говорит преосв. Порфирий, должны изображать золотую насечку на стали, но способ представления насечки выполнен по иконе так наз. ассисткою (выражение наших иконописцев, идущее из древности), т. е. наложением листового золота на поверхность, предварительно проложенную клеем при помощи кисти, по способу шраффировки; части золотого листа, не приставшие, затем счищаются с икон: такова простая причина образования „гребней». На Тироне мантия серо-желтовата, а на Стратилате красновата. На обоих надраги (штаны) багряного цвета, с золотыми продольными позументами, запущены в ноговицы: но у Стратилата на надраги нашиты золотые четыреугольные бляхи без ужиц как у Тирона. Ноговицы у сего великомученика желты с красноватыми поперечными перевязями желтыми». Словом, золотая парча чередуется с пурпуром в мундирах военачальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кранноги были родовыми усадьбами аристократии, важнейшие из них - Лагор (графство Мит; резиденция правителей Юж. Бреги), Баллиндерри I (графство Уэстмит) и соседний с ним Баллиндерри II в графстве Оффали; Ньютаунлоу (графство Уэстмит). Их расцвет пришелся на VIII-XI вв. Археологические находки свидетельствуют о развитии в кранногах металлургического производства и ремесел, а также об использовании престижных импортных вещей (в VIII-IX вв.- дорогой посуды и стекла из Юж. Франции, позже, вероятно под влиянием Дублина,- предметов сканд. типа (напр., меч викинга из Баллиндерри I и клад англосакс. монет из Ньютаунлоу)). С вторжением англо-нормандцев изменился тип поселений в Центр. И., большинство кранногов было оставлено. Исключением стала резиденция правителя Кро-Инис на оз. Лох-Эннелл (графство Уэстмит) с башнеобразным позднесредневековым домом; в XIV в. похожий дом построили на кранноге на о-ве Мак-Хью (графство Тирон). Укрепление краннога Кро-Инис (посл. четв. XII в.) связывают с войной правителей обл. Миде и О Конхобаров, властителей Коннахта. Семья последнего владельца краннога, вождя клана O " Коффи, поселилась там в XV в. (Домналл O " Коффи с сыновьями был убит в своей резиденции в 1446). В Юж. Ольстере кранноги использовали дольше, их укрепляли еще в XV - нач. XVI в. В кон. XVI в. кранноги использовал Хью О " Нейл, защищаясь от английского вторжения (в 1600 его резиденцией стал кранног Лох-Луркан, графство Арма). Возникший в раннем средневековье кранног на оз. Лох-Инчин (графство Каван) достраивался в XIV в. и был заселен до нач. XVIII в. Типы средневек. домов в И. известны с VI в. (к 90-м гг. XX в. исследовано 250 домов). Жилища, как правило, находятся внутри круглых городищ и иных укреплений, в церковных поселениях и в кранногах. Обычный средневек. дом был сооружен из дерева, торфа или «сплетен» из древесных ветвей на деревянном каркасе, имел округлую в плане форму (диаметр 5-8 м). Иногда дома соединяли, т. о. в плане возникала «восьмерка». Дом меньшего диаметра служил задним помещением или кухней, доступным только через главный вход; зоны лежанок и скамей у стен выделялись.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010