Согласно псевдоисторическим произведениям, предки ирландцев пришли из Египта и получили название «скотты» от «Скоты, дочери Фараона». Утверждалось также, что еще до того, как в И. прибыла миссия св. Патрикия (Патрика), во Христа уверовали легендарные цари Конхобар и Кормак и мудрец Моранн. Преемственность между мифами и христ. традицией нашла выражение в фигурах мудрецов Туана, сына Кайрелла, и Финтана, сына Бохра: прибыв в И. до Всемирного потопа или сразу после него, они, по легендам, жили тысячи лет, принимая различный облик, и поведали историю острова св. Финниану и правителю Диармаду мак Кербаллу. В псевдоисторических сочинениях история И. представлена как ряд «завоеваний» острова разными племенами и народами; большинство правивших в средние века в И. династий считались потомками легендарного воина Миля, прибывшего из Испании, и его сыновей Эбера и Эремона. С псевдоисторией связана легендарная география острова: И. делилась на северную, т. н. Половину Конна (Leth Cuinn), и южную, т. н. Половину Муга (Leth Moga). Одной некогда владел легендарный правитель Конн Ста Битв, другой - его соперник Муг Нуадат. Традиционно в И. выделялись 5 провинций (cóiced - пятина): Лаген (Лейнстер, Laigin), Улад (Ольстер, Ulaid), Муман (Мунстер, Mumu), Коннахт (Connachta) и Миде (Mide). Обл. Миде, считавшаяся условным центром острова, включала в себя совр. графства Лонгфорд, Уэстмит и Оффали. Территория совр. графства Мит, части совр. графств Дублин и Лаут именовались Брега (букв.- Нагорье). К историческому Уладу относились совр. графства Лондондерри, Антрим, Тирон, Арма, Даун, Фермана (ныне все в составе Великобритании), Каван, Монахан, Донегол и Лаут (ныне все в составе Республики Ирландии). Обл. Лаген охватывала совр. графства Килдэр, Уиклоу, Лишь, Карлоу, Уэксфорд и Килкенни, в состав Мумана входили Уотерфорд, Корк, Керри, Лимерик, Клэр и Типперэри, в состав Коннахта - Голуэй, Роскоммон, Мейо, Слайго и Литрим. Согласно средневековым преданиям, в каждой из 5 областей был ритуальный центр, к-рый обычно представлял собою древний культовый комплекс. Такие центры не являлись поселениями, здесь проводились церемонии, связанные с инаугурациями правителей, празднества и т. д. Одно из важнейших ритуальных празднеств, т. н. Праздник Темры (feis Temro), до VI в. проводилось в Темре (Таре), символической столице И. в обл. Миде. Обладание Темрой было необходимым условием власти над островом, «царь Темры» (rí Temro) считался верховным правителем И. (ardrí, rí Érenn). Борьба за этот титул была одним из важнейших факторов в истории раннесредневек. И., однако никому из правителей, получивших титул «царь Темры», не удалось достичь политического объединения острова. «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre). Кон. XI – нач. XII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 23 E 25. P. 77) «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre). Кон. XI – нач. XII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 23 E 25. P. 77)

http://pravenc.ru/text/674067.html

В сер. XIII в. в ирландских (гэльских) землях активизировалась деятельность правителей, принадлежавших к местным родам, среди которых наиболее могущественными были О Нейлы (О " Нейлы; территория совр. графств Тирон и Лондондерри) и О Домналлы (О " Доннеллы; территория совр. графства Донегол) в Ольстере - потомки раннесредневековых династий Кенел н-Эоган и Кенел Коналл; О Конхобары (О " Конноры) в Коннахте, О Брианы и Мак Картаги (Мак-Карти) в Мунстере, а также ряд вождей гэльских анклавов в Лейнстере. В 1241 г. Бриан О Нейл был признан правителем Тирона и заявил о притязаниях на титул верховного правителя И. В 1260 г. в союзе с другими правителями Бриан вторгся на территорию английской колонии, однако потерпел поражение в битве близ Даунпатрика. В Коннахте кончина Ричарда де Бурго (1243) способствовала тому, что местные правители приняли участие в походе О Нейла и под рук. Аэда О Конхобара вели длительную борьбу с войсками английской администрации. Смерть Аэда (1274) привела к междоусобицам, в результате чего Коннахт был снова разорен, а англ. контроль существенно ослаблен. Подобным образом междоусобицы О Брианов, в которых принимал участие Ричард де Клэр, владетель Томонда, привели к разорению области и к восстановлению власти гэльских правителей. Дублинская администрация вела затяжную войну с вождями гэльских анклавов в Лейнстере (роды Мак Мурхада (Мак-Мурроу), О Туатал (О " Тул) и др.), их набеги разоряли центральные области колонии. Осложнилось положение в Оффали и Мите, что требовало напряжения сил колонии, а также средств на организацию борьбы с ирландцами. Пытаясь справиться с давлением на колонию, юстициарий Джон де Сандфорд в 80-х гг. XIII в. организовал систему марок (укрепленных районов) от Атлона до Килкенни, возложив ответственность за ее поддержание на местных магнатов. Это стимулировало аристократию вести самостоятельную политику и строить сложные отношения союзничества и соперничества с ирл. правителями, что в конечном счете вело к отчуждению магнатов от дел колонии.

http://pravenc.ru/text/674067.html

— Простите, если я разбудил вас. Меня послал отец и сказал, что это очень важно. — Не нужно извиняться, — сказал Евдоксий. — Ведь ты исполнял волю отца, как и положено послушному сыну. Ты не разбудил меня. Я встаю рано. Люблю эти утренние часы, когда есть возможность помолиться в тишине. Говори, что отец велел тебе передать для меня? Отдышавшись от быстрого бега, мальчик стал рассказывать о водовозе и стражниках, которые на рынке зачем-то кропили водой из бочки все съестные припасы. Епископ внимательно слушал его рассказ. Лицо его сделалось строгим и печальным. Когда мальчик закончил, епископ погладил его по голове. — Спасибо тебе. Ты вовремя принес эту важную весть. Но я и до твоего прихода уже знал о происходящем. Мальчик с недоумением посмотрел на епископа: — Что, кто-то раньше меня уже пришел к вам с рынка и рассказал о водовозе? — Нет, — улыбнулся Евдоксий. — Мой вестник был не с рынка. Но не удивляйся тому, что он тебя опередил. Ведь тебя послал твой отец, а его — Сам Бог. И епископ поведал мальчику о том чуде, которое произошло с ним этой ночью. Вот что Евдоксий рассказал: когда он встал на молитву, в комнате вдруг засиял свет и перед ним явился мужчина в воинских одеждах. Он сказал: — Собери немедленно христиан и прикажи им всем, чтобы никто из них не покупал на городских рынках еду. По приказанию нечестивого царя все продукты на рынках будут осквернены кровью животных, которых принесли в жертву языческим богам. Христианам нельзя есть такую оскверненную пищу. Епископ в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, не имеющим домашних запасов еды. Небесный вестник ответил: — Дай им коливо, и ты избавишь их от затруднений! Но епископ продолжал недоумевать, так как не знал, что такое коливо. Тогда мужчина сказал: — Коливо — это вареная с медом пшеница. Так называется это кушанье в Евхаитах — городе, где я жил когда-то. Слушай, как нужно его готовить, — и ночной гость рассказал рецепт колива. Тогда епископ спросил: — Кто же ты и почему так заботишься о православных христианах?

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

— Уважаемый, скажи — зачем ты обливаешь наш товар своей водой? Но вместо водовоза ответил один из стражников: — Таков приказ градоначальника. Все продукты на рынке и в торговых лавках теперь будут окропляться каждый день. — Зачем? — удивился отец. — Какой в этом смысл? — Ты задаешь слишком много вопросов, торговец, — стражник нахмурил брови. — Смотри, как бы не пришлось тебе самому ответить за твое любопытство. Разве тебе мало того, что так распорядился сам градоначальник? — Нет, мой господин, — отец смиренно опустил глаза. — Я все понял. Вот мой товар, пусть водовоз делает свое дело. — То-то же… — стражник лениво зевнул. — Думаешь, нам самим нравится в такую рань возиться тут с твоими яблоками? Но приказ есть приказ. Его нужно выполнять, а не спрашивать — «что» и «зачем». — Да, мой господин, — склонил голову отец. — Приказ нужно выполнять. Весь его вид изображал полную покорность. Но когда стражники и водовоз двинулись дальше, отец тут же преобразился. Движения его стали быстрыми и точными, а взгляд острым. Он подозвал к себе мальчика, посмотрел ему в глаза и сказал: — Ты помнишь, где живет наш епископ Евдоксий, сынок? — Да, папа, помню. Он живет на улице, которая ведет к морю. — Скорее беги туда, разбуди его и расскажи все, что сейчас видел здесь, на рынке. — Хорошо, папа. А что это было? — Я не знаю. Но чувствую, что происходит что-то плохое. Епископ — мудрый человек, пусть он решит, как со всем этим быть. — Да, папа. Я сделаю так, как ты сказал. Мальчик развернулся и со всех ног побежал прочь. Явление святого воина Дом, где жил епископ Евдоксий, стоял на улице, ведущей к морскому порту Константинополя. Днем здесь непрерывной чередой шли караваны могучих верблюдов, увешанных тюками с поклажей. Огромные быки тянули повозки на деревянных колесах. Повозки доверху были загружены заморским товаром, который прибыл в город на кораблях. Шум, гам, стук колес по булыжной мостовой, мычание быков и рев верблюдов — вот как звучала эта улица днем. Но сейчас, ранним утром, здесь было совсем тихо. Когда мальчик прибежал к дому епископа Евдоксия и тихонько постучал в дверь, ему открыл сам хозяин — пожилой, но статный высокий человек с седой бородой и добрыми глазами.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Первые жили в первой половине IV века в период гонений на христиан, пострадав за исповедание Христа ценой своих жизней. Фёдор Тирон был молодым воином (на латинском tiro значит «новобранец», «рекрут»), уроженцем прибрежной Малоазийской провинции на территории современной Турции, откуда и был призван в Римскую императорскую армию. По законам империи того периода, каждый воин, принимая присягу на верность императору, должен был принести символическую жертву идолам или статуе императора, приравненного Сенатом к римским богам, подчёркивая тем самым свою лояльность власти. Фёдор, не уклоняясь от самой воинской службы, публично назвав себя христианином, отказался приносить жертву идолам, т.к. Христос запретил покланяться творениям – делам рук человеческих. Он знал, что за этим последует. В итоге, после недолгих уговоров и мучительных пыток, Фёдор был казнён, не переставая перед смертью славить своего Господа. Собственно, именно за это – свободное волеизъявление, за которое он заплатил своей жизнью, воин и стал святым мучеником, канонизированным Церковью. 40 севастийцев тоже были христианами и воинами Римской армии, стоявшие гарнизоном в Армении близ озера Севан (Севаст). Их непосредственный начальник, ярый противник Христа язычник Агриколай принуждал их отречься от Него, и не добившись своего приказал раздетыми загнать воинов в воды холодного озера. Каждый, кто готов был отказаться от веры, мог тут же попасть в жарко натопленную баню, стоявшую на берегу. Средняя температура этого горного озера в это время едва достигает +5 градусов. Всю ночь воины, поддерживая и ободряя друг друга, стояли по пояс в ледяной воде, поя псалмы и призывая Христа в помощь. Наконец, уже под утро один из них, ослабев в борьбе и не выдержав мук холода, отделился от своих товарищей и побежал в жаркую баню, но едва переступил её порог, как пал замертво! В это же время конвоир по имени Аглаий явно увидел над головами непокорённой дружины невидимые прочим сияющие венцы над головами! Поняв всё, он, сбросив с себя одежду и доспехи, занял освободившееся место, восполнив сакральное число 40! Убедившись, что дух воинов-христиан необычайно силён и, казалось, только укрепился от ледяной воды, раздосадованный Агриколай приказал, перебив голени, бросить воинов живыми в огонь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/tr...

Аминь. Молитва в суботу по Заутрени всем святым 12 . Честнейши Херувим и славнейши без сравнения Серафим, Госпоже Владычице Богородице, рождьши Христа Бога нашего: в день печали моея услыши мя и помози ми грешному и окаянному! Святии Ангели н Архангели, Херувими и Серафими, Престоли, Господства, Начала, Власти и Силы, Михáиле, Гавриле, Уриле, Рафаиле: подвигните с собою вся небесныя Силы и молите Бога за мя грешнаго, дабы милостив был в час скорби моея. Святый и великий пророче Иоанне, Предотече и Крестителю Господень – в день беды моея помози ми скверному и безаконному. Святии первии праведници и велиции пророцы Еноше, Ное, Мелхиседече, Авраяме, Исаяче, Иякове, Иосифе с единонадесять Патриархы, Моисею, аяроне, Исаие, Давыде, Илиа, Самоиле, Даниле, Иеремею, Иоиле, Захарие, Науме, Софоние, Аввакуме, Гедеоне, Иосие, Михею, Захарие, Авдию, Малахие, Елисею, Аммосе, Иезекиилю, Анание, Азарие, Мисаиле, Иона, Аггею, со всеми пророкы молитеся за мое окаяньство и помилуйте мою душю, осквернившююся многыми злыми делы. Святии верховьнии велиции Апостоли, избраннии Божии, Петре и Павле, Иоанне, Иякове, Аньдрею, Филиппе, Матфею, Луко, Марко, Фомо, Варфоломие, Иякове Алфеев, Иуда Ияковлю, Симоне Зилот, Варнава, Ияков, брат Господень, Прохор, Стефан Архидиякон, Тимофей: подвигнете с собою все седмьдесят ученик Христовых и молитеся за мя грешнаго и непотребнаго раба своего к милостивому Владыце и Господу Исусу Христу. Святии страстотерпци и велиции мученицы и исповедницы и безсребренници и чюдотворци и младенци Георгие, Дмитрие, Феодоре Тирон, Никито, Феодоре Стратилат, Гурие, Самоне, Авиве, Прокопие, Евстратие, Меркурие, Арефо, Мино, Акакие, Андрею Стратилат, Христофоре, Прове, Тараше, святии 40 [четыредесять] мученик в Севастии, Александре, Сергие и Вакше, Борисе, Глебе, Михáиле княже, Феодоре, воеводо Трифоне, Нестере, Флоре, Лавре, Михáиле балгарин, еже есть святое детя, Козмо, Дамиане, Ермолае, Пантелеймоне, Кире, Иоане, Кириче трилетный, Мамонте, Саво Готфине, Галактионе, Хрисанфе, Стратонниче, Василиско, Кондрате, Кононе, Димитрие, иже в Даоде и вси святии мученици, лик страстотерпець, помолитеся Богу за мя лукаваго и лживаго к Богу и человеком, помилуйте мя грешнаго раба своего, избавите мя греховныя скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Образцом стилистического искусства Цицерона являются также его письма. Он умеет разнообразить свой слог в зависимости от адресата, и личность корреспондента создает каждый раз новые стилистические оттенки. Цицерон писал легко и быстро, и, несмотря на то, что ему приходилось вести обширную корреспонденцию, многие письма достигают довольно внушительных размеров. Сохранившиеся 4 сборника его переписки («К брату Квинту», «К Аттику», «К Бруту» и смешанный сборник «Писем» к различным адресатам) содержат 774 письма, но это составляет не более половины того, что было издано в античности. Вся эта корреспонденция относится к последним 25 годам жизни Цицерона, т. е. к тому времени, когда он был уже известным человеком, и адресаты сохраняли его письма. Незаменимые как исторический источник для последних десятилетий римской республики, письма Цицерона ценны также и тем, что раскрывают личность автора с совершенно необычайной для античных условий полнотой. Особенно любопытны в этом отношении письма к Титу Помпонию Аттику. Этот крупный финансовый делец, ближайший друг Цицерона и издатель его произведений, был его неизменным советником во всех жизненных положениях, и Цицерон, имевший основания считать свое собственное чувство реальности недостаточным, всегда искал поддержки в трезвом и практическом суждении друга. Судя по откровенности, с которой он высказывается в письмах к Аттику, переписка эта не была рассчитана на опубликование, чего нельзя сказать о многих других письмах Цицерона. Письмо уже издавна укрепилось в античной литературе как специфический жанр, имевший особые стилевые законны, и форма письма является подчас только литературным приемом. Одно из писем, адресованных брату, представляет собой в сущности трактат об управлении провинциями. Сам Цицерон в 44 г. подготовил публикации небольшого сборника своих писем. В этом деле ему помогал его литературный секретарь, вольноотпущенник Тирон; после смерти Цицерона Тирон продолжал собирать его письма, и материалы Тирона частично легли в основу дошедших до нас сборников.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Тацы - таковы. Таяжде - то же самое. Тварь - создание, весь род человеческий, мир. Твердыня - тюрьма, темница, укрепленное место, крепость. Твердь - видимое небо с сияющими на нем светилами, основание, подпора, твердыня. Твоея - твоей. Тебе - тебя. _ Тезоименитый - имеющий одно имя, соименный, одноименный, тождественный; тезоименитства день - день именин. Тектон - плотник. Тектонов сын - сын плотника или древодела. Теку - бегу, иду скоро. Тем (темже) - поэтому, итак, потому, для того. Терпкий - кислый, вяжущий. Терпкое - ягода кислая, незрелая. Терпети - терпеть, надеяться, уповать. Терние - терновник, колючее растение. Терпеливодушный - терпеливый, великодушный. Тетива - веревка, соединяющая концы лука. Течение - шествие, служение, скорая ходьба. Тещи - течь, бежать, прибывать, умножаться. Ти - тебе. Тимение - тина, грязь, болото, топь; в тимение глубины - в глубину греха. Тимиан - музыкальное орудие, подобное бубну. Тина - грязь, нечистота. Титло - надпись, титул, заглавие. Тирон - воин. Тлетворный - смертельный, ядовитый, вредоносный, заразный. Тлитель - приводящий к тлению, развратитель. Тля (тление, истление) - тление, ржавчина, гибель, порча, разрушение, повреждение, растление. Тма - тьма, мрак; десять тысяч, множество. Тьмочисленный - бесчисленный. Той - тот, оный. Токмо - только, лишь только. Ток - поток, течение, струя; токи премудрости - потоки премудрости, великая мудрость. Толико - столько, так много, столь много. Точило - яма, в которой ногами топтали виноград и выгоняли из него сок; пресс, тиски. Точити - изливать; точиши - изливаешь. Точию - только. Тощий - пустой, тщетный, всего лишенный, убогий, истощенный. Тощно - усердно, тщательно, пристально. Тоя - той. Трапеза - обед, кушанье, стол с яствами. Треба - жертва, приношение. Требище идольское - капище идольское. Требник - богослужебная книга с чинопоследованием треб. Требую - нуждаюсь, имею нужду. Требы - в простонаречии так называются всГтаинства (кроме Евхаристии и Хиротонии), а также молебны, панихиды, отпевание, освящение домов и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

д. Точно так же и другой богатырь народный, «крестовый братец» Ильи Муромца Добрыня Никитич велик в глазах народа тоже не физическою только силою, а «тишиною, уговором и смиреньицем», т. е., очевидное дело, христианской кротостью; во имя этой кротости Добрыня в былине сетует даже на свое богатырство, которое вынуждает его ездить по полю и убивать невинные души. Зато, с другой стороны, представители старых эгоистических качеств теперь уже совсем теряют цену и понижаются во мнении народа русского. Таков, например, богатырь Алеша Попович, по нелестному очень представлению о нем народа «глаза завидущие, руки загребущие», буйный, дерзкий гуляка и бессовестный самохвал. Народ русский, уже разборчиво оценивающий излюбленных героев своих с христианской точки зрения и со стороны их нравственных качеств, очевидно, не любит его и явно издевается над ним. Недаром и солидный богатырь Добрыня, по словам былины, позволил жене своей, когда она овдовеет, выйти замуж за кого ей будет угодно, только не за Алешу Поповича. 226. Православие постепенно перевоспитало русский народ. Сказки, легенды, духовные стихи и пословицы отражают христианский образ жизни Мало-помалу, богатыри народные прямо превращаются в представлении народном в христианских воителей, поборников и защитников исключительно только правды Божией на земле и веры Православной в людях. Таковым, например, рисуется мысленному взору народному Егорий храбрый, который, после мучений, ездит по русской земле, всюду проповедует веру христианскую и защищает Русь святую от «царища басурманского». Таков, далее, Феодор Тирон, защищающий православных христиан от царя иудейского и силы жидовской. Еще определеннее народ русский выразил свои христианские религиозно-нравственные воззрения в своих сказках, легендах, духовных стихах, пословицах, – приспособив, таким образом, всю свою поэзию народную к проведению в сознание общественное высоких христианских понятий и идеалов. Эта словесность народная и служит прежде всего ясным показателем и свидетельством того, что русский народ деятельно перевоспитывался Православием и диаметрально изменялся в своих убеждениях и воззрениях: вместо господствовавших в языческом обществе эгоистических принципов, вместо физического богатырства и дикой, воинственной удали он начинает воспитывать в себе дух любви и смирения, дух бескорыстия и самоотвержения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

После внезапной смерти Ансельма, последнего представителя семейства Маршалов (1245), земли в Лейнстере были разделены между множеством наследников. Это вызвало экономическую стагнацию и усиление ирл. вождей, контролировавших отдельные части Лейнстера. Во 2-й noл.XIII в. обычным явлением стали частные войны баронов, к-рые набирали собственные военные отряды и прибегали к помощи ирл. правителей. Борьба между Фиц-Джеральдами, де Бурго и др. магнатами причинила колонии значительный ущерб. Падение уровня доходов, поступавших из И. в королевскую казну, заставило кор. ЭдyapдaI уделить серьезное внимание положению на острове. В 1274 г. казначеем И. был назначен Стефан де Фулборн, еп. Уотерфорда и юстициарий с 1281 г., к-рому удалось восстановить поступление средств. Однако де Фулборн привлек на службу др. членов своей семьи, что стало причиной коррупции, финансовых махинаций и разногласий в руководстве колонии. Пытаясь справиться с кризисом, Дублинский архиеп. Джон де Сандфорд (юстициарий и канцлер в 1288–1290) предпринял ряд поездок по И. для проведения ревизий и примирения враждовавших баронов. Войны ЭдyapдaI в Уэльсе, во Франции и в Шотландии требовали крупных расходов, часть к-рых ложилась на И. Не в силах удовлетворить запросы короны, администрация была вынуждена идти на крайние меры, в т. ч. на принудительные закупки продовольствия по фиксированным ценам. В то же время король, нуждаясь в помощи со стороны англо-ирл. магнатов, предоставлял им привилегии, что способствовало ослаблению королевской власти. Внутренние проблемы колонии, отсутствие средств в казне, постоянные передвижения военных отрядов и уступки магнатам привели к дестабилизации положения в стране. Колония страдала от действий баронов, соперничавших за власть и влияние, и ирл. правителей, к-рые совершали опустошительные набеги. В cep.XIII в. в ирл. (гэльских) землях оживилась деятельность ряда правящих родов, среди к-рых наиболее могущественными были О Нейлы (О’ Нейлы, территория совр. графств Тирон и Лондондерри) и О Домналлы (О’ Доннеллы, территория совр.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010