В первом случае искушения от удавшейся императорской интриги, во втором – непосильное испытание голодом. Почти наверняка и в первом, и во втором случае большинство христиан не было бы готово к такому подвигу. Но Господь, в милосердии и мудрости Своей, устами великомученика Феодора Тирона, предложил третий путь – кашу из вареной пшеницы, о которой большинство бы не сразу вспомнило – о необработанном сырье обычно не думают, как о доступном источнике пищи. А это блюдо и сытное, и постное. Явление вопреки здравому смыслу Необходимо обратить внимание на то, что исход этой ситауции был определен не сверхъестественным вмешательством, а свободной волей народа Божьего. Важной фигурой в этой истории предстает архиепископ константинопольский Евдоксий. Явление ему Феодора Тирона было во сне. Проснулся епископ на следующее утро и задумался. Перед ним было три пути. Во-первых, он мог не обратить внимания на этот сон, либо счесть его бесовским наваждением, и потому не предпринять ничего. Во-вторых, епископ мог поверить Божественному посланнику, но по маловерию своему подойти к ситуации прагматично и не обнародовать видение – либо испугавшись императорского гнева, либо из опасений быть осмеянным. Но Евдоксий выбрал третий путь и смиренно выполнил послушание. А теперь представим себе, какой глубиной веры, каким доверием к Господу и чувством ответственности за свою паству должен был обладать этот совсем не идеальный, не святой, а, как говорит нам Триодь, «неправый и неправославный человек», чтобы не соблазниться! Несмотря на свои грехи, в главном он сделал правильный выбор. Но даже после верного выбора архиепископа ситуация легко могла не разрешиться положительным образом. Проведем мысленный эксперимент и представим на минутку, что все это происходит в наши дни. В начале Поста Патриарх обращается к нам по телевизору и говорит о том, что ему приснился якобы вещий сон, и в силу этого он просит нас некоторое время, а может быть и до конца Поста ограничить свое меню одним единственным блюдом – кашей из пшеницы. А для подавляющего большинства из нас каша из нелущенной пшеницы окажется совсем не по вкусу! Трудно точно предсказать, как отреагировало бы на такое предложение современное христианское общество, но сразу поверивших и безоговоророчно и смиренно принявших это послушание были бы единицы. Но ведь именно такая реакция была необходима, чтобы разрушить козни императора и не посрамить свою веру Христову!

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Прихожанка. А если он не знает правил христианства? Пресвитер. В любом случае, если он объявит об идоложертвенном, то надо будет исполнить повеление апостольское. Прихожанка. Почему? Пресвитер. Потому что мы своею жизнью должны утверждать, что только Христос есть истинная Жертва и если перед нами находится человек, который вообще не знает об этом и предлагает вкусить от мнимой жертвы, мы должны отказаться и рассказать ему о жертве настоящей. Прихожанка. В таком случае, отказ будет связан не с осквернением, а с миссионерством! Пресвитер. Вы все верно поняли. Еще христианский апологет II века Минуций Феликс писал: «Всякое произведение природы как ненарушимый дар Божий, не оскверняется никаким употреблением, но мы воздерживаемся от ваших жертв, чтобы кто не подумал, будто мы уступаем демонам, которым они принесены, или стыдимся нашей религии» 397 . Таким образом, не потому надо воздерживаться от идоложертвенного, будто оно нечисто 398 , а ради снисхождения к слабостям других. По сути же «не из-за чего спорить» 399 . Прихожанка. Но в виду вышесказанного становится непонятным смысл предупреждения христиан св. Феодором Тироном! Если император тайно осквернил, как ему казалось, пищу на рынке, тогда как на самом деле никакого осквернения не произошло, и если не нужно при этом, покупая пищу на торгу исследовать ее для спокойствия совести ( 1Кор. 10, 25 ), тогда зачем православному епископу было об этом открыто Богом? Пресвитер. Объективности ради следует заметить, что тогдашний архиепископ Евдоксий, которому явился св. Феодор, исповедовал не православие, а арианскую ересь, и характеризовался как «человек крайне непривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения как не всякий другой» 400 . Прихожанка. Почему он тогда был на кафедре? Пресвитер. Здесь нечему удивляться. К началу правления Юлиана Отступника ариане одержали в Церкви почти безоговорочную победу, а наиболее активные защитники Православия находились в изгнании. Прихожанка. Тогда возникает сомнение, действительно ли явился св. Феодор Тирон?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

4) Св. муч. Феодор Тирон за то, что сожег идольское капище, посажен был в темницу. Но здесь явился ему Гос­подь и сказал: «дерзай, Феодор! Аз бо есмь с тобою; не приемли пищи и пития земнаго; будет, бо тебе живот иный негибнущий и вечный со Мною на небеси». (Ч.-М. 19 Февр.). 5) Св. сорок мучеников были воины и за то, что не хотели прине­сти жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явил­ся им Господе и сказал: «добре есть начаток изволения вашего; но претерпевый до конца, той спасет будет». Эти мученики выведены были из тем­ницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо муче­ников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бро­сить камень на одного из них, вме­сто его ударил в лице одного вельможу, стоявшаго близ него. В силь­ной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу; но здесь опять, явившись им Иисус Христос сказал: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; дерзай­те и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждите, да венцы приимете». (Ч.-М. 9 марта). 6) Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячею смолою, но, будучи охраняем невиди­мою силою, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полноче явился ему Господе Иисус Христос в полном свете славы Своей и сказал: «не бойся, но дерзай». (Ч.-М. апреля 24). 7) Царь Савах приказал поса­дить св. Ирину в темницу, где она и находилась седмь дней. Здесь явился ей Господе и сказал: «не бойся, дщи! Аз бо есмь c тобою, укрепляяй тя.» (Ч.-М. мая 5). 8) Мученик Сисиний выведен был из темницы и представлен Апрониану коментарисию (смотрителю за уз­никами). Апрониан, взглянув на не­го, увидел его осененнаго пречудным, небесным светом и слышал свыше голос: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира». Ап­рониан, исполнившись ужаса, пал к ногам Сисиния и просил крестить его, что Сисиний и исполнил. (Ч.-Мен. 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

При обзоре основных трудов нынешнего столетия, посвященных канону Нового Завета, стоит, сохраняя по возможности хронологическую последовательность, группировать некоторые работы по темам или по национальному признаку. Например, голландские, южноафриканские, скандинавские и японские ученые написали довольно много работ, а потому целесообразно дифференцировать их по странам. В середине века возрос исследовательский интерес к герменевтическим проблемам, и оптимально было бы проследить развитие дискуссии о «каноне внутри канона» как части более общего вопроса о единстве и разночтениях в Писании. Оценке вклада в решение той или иной современной проблемы канона отведена заключительная глава. Первым значительным событием XX века в изучении канона стали труды египтолога Иоганна Лейпольдта (J. Leipoldt). В 1907–1908 гг. он издает двухтомную историю новозаветного канона 59 , в которой описывает его развитие от начала до конца XIX века. Он исходит из предположения, что основу новозаветного канона составили первые христианские апокалипсисы, поскольку пророки и их послания пользовались особым уважением. Затем стоит упомянуть Каспара Рене Грегори (С. R. Gregory), американца по рождению, который был учеником и помощником Чарльза Ходжа, известного богослова из Принстонской богословской семинарии. В 1907 г., будучи профессором кафедры Нового Завета в Лейпцигском университете, он опубликовал в «Международной богословской библиотеке» (International Theological Library) труд под названием «Канон Нового Завета» (Canon of the New Testament) 60 . Написан он в популярном стиле, диссонируя, по мнению некоторых, с другими работами такого характера, однако носит научный характер и в целом справедливо подходит к спорным темам. Через несколько лет по тем же двум аспектам, но в обратном порядке, высказался Александер Соутер (A. Souter) 61 , преподаватель латыни в Абердине. Хотя размер его книги не давал возможности провести подробное обсуждение, почти все основные вопросы в ней затронуты, и даже нашлось место для приложения – 20 «Избранных документов» на греческом и латинском языках, иллюстрирующих развитие канона. Более обширные подборки текстов по истории древней Церкви и истории канона опубликовали Эрвин Пройшен и Дэниэл Тирон (Е. Preuschen 62 , D. Theron 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Очень часто мы читаем и воспринимаем житие любого мученика как определенную схему, разумно, рационально. Будучи поглощенными своей реальностью, жизненными заботами, суетой, вечеринками и торжествами, мы отказываемся поверить, что кто-то может отвергнуть все это, просто и твердо сказать «нет» и принять смерть. Какую стойкость и удивительную веру, доверие и ясность надо иметь, чтобы не испугаться угроз и добровольно пожертвовать самым дорогим, как нам кажется, что у нас есть – жизнью! Многие ли способны сейчас на такой подвиг? Для большинства из нас эта ситуация скорее выглядит сумасшествием, абсурдом. Мы успокаиваем себя тем, что, мол, в первые века христианства люди были не такими, как мы; перефразируя Лермонтова , можно сказать: «Да, были люди в оно время, не то, что нынешнее племя… Богатыри, не мы…» Однако после прочтения жития святого Феодора совсем нет впечатления о том, что там рассказывается о супермэне. Но он также далек и от современного образа праведника с тремя основными занятиями в жизни: молиться, поститься, читать благочестивые книги. У Феодора были такие же простые обычные желания, как и у любого из нас. Он наверняка любил повеселиться и пошутить, вкусно покушать, побывать с друзьями на каком-нибудь празднике, заглядывался на симпатичных девушек, возможно мечтал о блестящей карьере, о том что у него будет когда-то свой дом и семья. Наверное и грехи какие-то были. Но в тот единственный решающий момент все это в одночасье отошло на задний план и стало неважным, как бы потускнело. А вместо этого осталась только сияющая фигура Христа и тьма внешняя вокруг. Любимый праздник Так что же, истинный христоцентризм – это только мученичество? Оглянемся еще раз назад и вспомним тех, о ком мы говорили: император Юлиан, архиепископ Евдоксий, безымянные константинопольские христиане и сам мученик Феодор. Никто из них не был идеальным супергероем и никто не был идеальным суперзлодеем. В общем-то все они обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Однако каждому из них пришлось столкнуться с выбором, который определил не только их личную судьбу и возможность личного Спасения. От их выбора зависели судьбы и возможность Спасения других людей. Как и Феодор, архиепископ Евдоксий и его паства смогли в нужный момент разглядеть фигуру Христа и встать рядом с Ним. Юлиан же, несмотря на свою ученость, ослепленный ненавистью к своим двоюродным братьям, разглядел «Галилеянина» лишь в последние минуты своей жизни, когда делать выбор могло быть уже поздно.

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Согласно псевдоисторическим произведениям, предки ирландцев пришли из Египта и получили название «скотты» от «Скоты, дочери Фараона». Утверждалось также, что еще до того, как в И. прибыла миссия св. Патрикия (Патрика), во Христа уверовали легендарные цари Конхобар и Кормак и мудрец Моранн. Преемственность между мифами и христ. традицией нашла выражение в фигурах мудрецов Туана, сына Кайрелла, и Финтана, сына Бохра: прибыв в И. до Всемирного потопа или сразу после него, они, по легендам, жили тысячи лет, принимая различный облик, и поведали историю острова св. Финниану и правителю Диармаду мак Кербаллу. В псевдоисторических сочинениях история И. представлена как ряд «завоеваний» острова разными племенами и народами; большинство правивших в средние века в И. династий считались потомками легендарного воина Миля, прибывшего из Испании, и его сыновей Эбера и Эремона. С псевдоисторией связана легендарная география острова: И. делилась на северную, т. н. Половину Конна (Leth Cuinn), и южную, т. н. Половину Муга (Leth Moga). Одной некогда владел легендарный правитель Конн Ста Битв, другой - его соперник Муг Нуадат. Традиционно в И. выделялись 5 провинций (cóiced - пятина): Лаген (Лейнстер, Laigin), Улад (Ольстер, Ulaid), Муман (Мунстер, Mumu), Коннахт (Connachta) и Миде (Mide). Обл. Миде, считавшаяся условным центром острова, включала в себя совр. графства Лонгфорд, Уэстмит и Оффали. Территория совр. графства Мит, части совр. графств Дублин и Лаут именовались Брега (букв.- Нагорье). К историческому Уладу относились совр. графства Лондондерри, Антрим, Тирон, Арма, Даун, Фермана (ныне все в составе Великобритании), Каван, Монахан, Донегол и Лаут (ныне все в составе Республики Ирландии). Обл. Лаген охватывала совр. графства Килдэр, Уиклоу, Лишь, Карлоу, Уэксфорд и Килкенни, в состав Мумана входили Уотерфорд, Корк, Керри, Лимерик, Клэр и Типперэри, в состав Коннахта - Голуэй, Роскоммон, Мейо, Слайго и Литрим. Согласно средневековым преданиям, в каждой из 5 областей был ритуальный центр, к-рый обычно представлял собою древний культовый комплекс. Такие центры не являлись поселениями, здесь проводились церемонии, связанные с инаугурациями правителей, празднества и т. д. Одно из важнейших ритуальных празднеств, т. н. Праздник Темры (feis Temro), до VI в. проводилось в Темре (Таре), символической столице И. в обл. Миде. Обладание Темрой было необходимым условием власти над островом, «царь Темры» (rí Temro) считался верховным правителем И. (ardrí, rí Érenn). Борьба за этот титул была одним из важнейших факторов в истории раннесредневек. И., однако никому из правителей, получивших титул «царь Темры», не удалось достичь политического объединения острова. «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre). Кон. XI – нач. XII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 23 E 25. P. 77) «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre). Кон. XI – нач. XII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 23 E 25. P. 77)

http://pravenc.ru/text/674067.html

Исследователи считают, что К. был рукоположен в связи с тем, что кафедра Ард-Махи была вакантна после кончины еп. Каинкомрака О Баигилла († 1106). Однако в анналах епископом Ард-Махи назывался Маэл Колум О Бролхан († 1122), тогда как К. обычно именовался «наследником Патрикия». Пытаясь объяснить наличие в Ард-Махе 2 епископов, К. и Маэл Колума, исследователи предполагали, что Маэл Колум был «суффраганом», или викарием, К. ( Ware. 1739. P. 53). Согласно др. гипотезе, община Ард-Махи воспротивилась намерению К. объединить духовное (епископская кафедра) и светское (должность настоятеля) руководство, т. к. движение за церковную реформу связывалось с именем правителя Мурьхертаха О Бриана, чья власть не признавалась в Сев. Ирландии, и наличие 2 епископов в Ард-Махе объяснялось внутрицерковным конфликтом ( Candon. 1991. P. 20-21; ср.: Ó Fiaich. 1969. P. 102). Др. исследователи указывали, что упоминания о «параллельных» епископах Ард-Махи встречаются в анналах также под 1139 и 1185 гг., и предполагали ошибку (в действительности речь шла о епископах Ард-Сраты (ныне Ардстро, графство Тирон)) ( Gwynn. 1992. P. 187; см. также: Flanagan. 2010. P. 43). В 1111 г. К. принял участие в Соборе в Рат-Бресале, по решению которого в Ирландии было основано 2 архиеп-ства (в Ард-Махе и Кассиле) и сформирована система диоцезов по континентальному образцу. Краткие сведения о Соборе включены в ирл. анналы, о принятых постановлениях известно из пересказа Дж. Китинга, к-рый опирался на утраченные анналы ц. Клуан-Эднех (ныне Клонена, графство Лишь). Согласно Китингу, председателем Собора был папский легат Гилберт, еп. Лимерика (в летописях о нем не упом.). В перечне участников Собора в «Ольстерских анналах» имя К. стоит на 1-м месте, затем названы «благородный старец Ирландии» (uasal-shenoir Erenn) Маэл Муре О Дунан, ок. 50 епископов, 300 священников (sacart) и 3 тыс. «сынов Церкви» (mc. n-ecalsa), а также правитель Мурьхертах О Бриан и знать Юж. Ирландии. Более точно число участников указано в «Анналах Тигернаха»: 57 епископов, 318 священников, 27 диаконов и множество клириков (The Annals of Tigernach.

http://pravenc.ru/text/1684149.html

Прежде чем мы дошли до высоченных лесов, установленных в центре храма, успели зайти в самые разные закоулки, и по пути Антонина рассказывала: - Однажды случилось так, что мне доверили выкладывать лик. Не Христа Пантократора, конечно, а одного из святых, на стене. Это ювелирная и очень ответственная работа: чуть ошибёшься - и придётся всё разбирать. Когда я выложила глаза и наметила линию носа, то почувствовала, что на меня кто-то смотрит. А смотрел великомученик Фёдор Тирон. Именно его я выкладывала. Никогда не мечтала, даже не думала, что в моей жизни будет такое счастье. Выкладывала я и великомученика Фёдора Стратилата. Это воины, которые приняли мученическую смерть за христианство. И мы надеемся, что великомученики будут нам помогать. А у меня ещё такое совпадение - несколько лет назад, как раз на Покров, родился внук Федя, которого крестили в честь великомученика Фёдора Стратилата. Елена Вилкова    - То, что сделанное вами сохранится на века, наверное, радует сердце? - с пониманием говорю Антонине. - Да мы в бригаде, где работаем под началом Елены Вилковой, радуемся каждой детали. «Смотрите, как здорово кольчуга получилась! А как сапожок вышел!» - восклицает она. Бывали, конечно, и разочарования. Кажется, всё хорошо сделано, но отец настоятель работу не принимает. Переделываем, смотрим на результат - и понимаем: архимандрит Мелхисидек прав. У него есть такой дар - безупречный вкус. Это признают даже искусствоведы. Он помогает в выборе иконописцев, в выборе сюжетов, в выборе оформления интерьера храма и даже в принятии каких-то архитектурных решений. Слышала однажды, как они с Владимиром Ивановичем Козловым, архитектором, спорили. Архитектор видит так, а священник - иначе. Но они всегда приходят к общему пониманию. - А что приходилось переделывать? - Например, делали орнамент под Спаса. Рисунок был утверждён, были подобраны камни, а потом вскрылась ошибка. Эскиз мы делали на столах и не учли, что видеть образ Христа люди будут издалека. Батюшка сказал нам, что издали будет плохо смотреться, а мы не поверили. Отнесли эскиз на расстояние, смотрим: вот эту линию-контур нужно подчеркнуть, а здесь цвет бледный... И устыдились своей несмиренности. Мозаику надо делать с большим терпением и внутренним смирением. И не фантазировать. К примеру, батюшка подходит, говорит: «А это что за коленка такая? Ты смотрела образцы?» Я тут же беру альбом, смотрю: «Да, у византийских иконописцев совсем иначе». Надо учиться у духовных людей и не роптать. Вот тогда Господь поможет красоту создать.

http://pravoslavie.ru/67198.html

Нек-рые останки могут быть истолкованы как человеческие жертвоприношения. Вместе с телом мужчины (вероятно, он был задушен веревкой) из Галаха, гр. Голуэй, найденным в 1821 г. в болоте, обнаружены 2 заостренных кола. Как жертвоприношение интерпретируют захоронение женщины с младенцем из Дерримакирка, гр. Роскоммон: на ее бедрах лежал тяжелый камень. Возможно, заживо похоронили и женщину в ритуальной ограде в Каррахе, гр. Килдэр. Н. Ю. Живлова Раннесредневековые поселения. В эпоху бронзового века возникают т. н. кранноги ( древнеирл. кранн «дерево») — жилища на искусственных островах посредине озёр (Баллиндерри, гр. Дерри/Тайрон; Нокналаппа, гр. Клэр). Их сооружение на озерах (реже реках или море) было связано с традицией обитания на небольших островах, дающих защиту от врагов и облегчающих добывание рыбы и дичи. Нижняя граница кранногов простирается до каменного века, когда естественные островки у берега, на мелководье и в болотах использовали в основном для промысла. Позднее на тех же местах возникали средневек. кранноги — искусственные сооружения с бревенчатыми жилищами на сваях, обнесенные одним или двумя рядами частокола. Много кранногов обнаружили при дренажных работах в XIX в. в сев. районах И., по рекам Шеннон и Эрн, на изолированных озерах в зоне друмлинов. В центральных районах, особенно на западе страны известны каменные кранноги (датировка не определена). Не смотря на то, что основной период строительства «настоящих» кранногов приходится на VI–VII вв., близкие им структуры строили в И. задолго до этого. Они крайне важны для археологии страны, так как отражают развитие ее населения (часто на одном и том же месте) от эпохи к эпохе, позволяют точно датировать каждую стадию благодаря исключительной сохранности органических материалов. Мойна-Лох (гр. Мит) — один из кранногов, имеющих наиболее длинную и последовательную историю обживания: от мезолита (небольшая площадка из гальки, камня, укрепленная камнем в эпоху бронзы — род рыболовецкой и охотничьей стоянки) до искусственного острова (не ранее 748; длина до 50 м) из уложенных слоями камня, торфа, галечника и хвороста с более поздним частоколом и круглым домом (ширина 11 м). На кранноге жили до IX в., но посещали и позже (находки XIII–XIV вв.,  XIX в.). Кранног на оз. Лох-Эскра (гр. Тирон) уже в бронзовом веке четырежды расширяли, добившись сложной планировки. Кранног на оз. Лох-Гара (гр. Слайго) заселялся трижды: в позднем бронзовом веке (использовали как мастерскую), в переходный период к раннему железному веку и в самом начале раннего средневековья.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Конечно, благодаря его изворотливому уму, не все козни Юлиана были неудачными. Христианству пришлось бы сильно пострадать, если бы не Персидская кампания 363 года, в одном из сражений которой амбициозный император-язычник был убит, не доведя срок своего правления даже до двух лет. По легенде его последние слова были обращены ко Христу: «Ты победил, Галилеянин!» Но вернемся к той неудачной хитрости императора Юлиана, которой посвящен наш рассказ. Теперь, когда мы разобрались с тем, кем был Юлиан Отступник, мы должны понимать, что история с окроплением продуктов кровью не могла быть мелкой пакостью. Император был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях христианского вероучения и знал, что время Великого Поста наилучшим образом подходит для провокаций против христиан. Он также понимал, что, следуя заповедям апостолов христиане «воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» (Деян. 15,20). Поэтому тайное окропление пищи на всех рынках столицы империи кровью животных, принесенных в жертву языческим богам, именно в первую седмицу Великого Поста было точным и выверенным ударом. Мы не можем знать всей полноты неудавшегося замысла, но можно предположить, что после того как все христиане вкусят нечистой пищи, Юлиан планировал публично огласить, что христиане осквернили себя в самые святые для них дни. Эта скандальная новость не только нанесла бы тяжелый удар по репутации христиан, но и наверняка вызвала бы всевозможные смятения от нестроений в Церкви до общественных беспорядков. А это в свою очередь открывало для императора простор для дальнейших манипуляций вплоть до репрессий. «Но всевидящее Божие око, запинающее премудрыя в коварстве их, и о нас рабех своих присно промышляющее, и на нас гнусная коварства преступника разруши.» Таким образом, событие, которое мы вспоминаем в канун праздника Торжества Православия, наглядным образом показывает заботу и бережное отношение к нам Спасителя. К тому же эта история учит нас разумной мере поста. Казалось бы в сложившейся ситуации выбор состоит только из двух вариантов: либо есть оскверненную еду, как сказано у апостола (1Кор. 10,25), либо не есть вообще. И то, и другое возлагало бы на людей «бремена неудобоносимые».

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010