Так как распределение поучений Феодора Ст. по трём названным сборникам сделано, как увидим ниже, на основании их содержания и внешней формы изложения, то и мы поведём свою речь о них применительно к этим же сборникам. Прежде всего остановимся на истории издания греческого текста Катехизисов и разных переводов их, в виду того, что мы ещё до сих пор не имеем полная издания огласительных поучений преп. Феодора Ст., а существующие неполные издания их не все одинакового научного достоинства. I Катехизисами преп. Феодор Ст. называл те многочисленные огласительные поучения, которые он неизменно предлагал братии иногда три раза в неделю, по заведённому им же монастырскому уставу, иногда же и чаще 664 . На эти поучения он смотрел как на одну из самых существенных обязанностей игумена, и потому в Завещании 665 говорит последнему: «соблюдай неизменно, чтобы поучения предлагались в неделю трижды, и ещё каждый вечер тобою или другим кем-либо из твоих чад; ибо так предано от отцов, и это спасительно». Но само собой понятно, что как в монастырях студийского типа, так и в самой студийской обители после преп. Феодора игуменами не всегда могли быть люди учительные, способные к сказыванию самостоятельных поучений. Вероятно, чаще бывали на игуменстве люди посредственных ораторских дарований, которые чувствовали потребность в надёжных руководителях, и для которых сборники поучении преп. Феодора должны были быть такой же необходимой настольной книгой, как и разные монастырские правила. Но так как не всякое поучение из этих сборников могло быть пригодно для целей игуменского назидания братии с церковной кафедры во всякое время, то вполне правдоподобным кажется нам предположение, что в студийской обители сделано было особое извлечение из поучений преп. Феодора в виде т. н. Малого Катехизиса, который во всех известных доселе списках состоит из 134 поучений 666 . Что происхождение М. К. действительно связано с потребностями монастырского богослужения, это доказывается, во 1-х, распорядком поучении в сборнике, во 2-х, сохранившимися во всех рукописях надписаниями их и, в 3-х, практикой студийского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

д) Ризничий не допускает неосвященными руками прикасаться к священным вещам св. жертвенника, и возбраняет, кому следует вход в алтарь. В соборных служениях, а особенно во время настоятельского, наблюдает, чтобы все было предусмотрено заблаговременно относительно привилегий и сослужителей, чинно и в порядке, во славу Божию, – и Господь правды не лишит его за усердные труды награды по достоянию. 4 . Уставщик с великим усердием должен наблюдать, дабы чтение и пение производилось во святом храме по чиноположению церковному, и по установленному в обители порядку, не торопливо, без малейшего опущения и остановки, и в чем нужно принимает разрешение от настоятеля. 5 . Головщик: а) должен наблюдать, чтобы клирошане или певчие непременно приходили к началу пения; каждый стоял бы благочинно на своем месте по пению, и без ведома его с клироса не отлучались; праздно один с другим не разговаривали, и ни в чем не подавали ни малейшего соблазна предстоящим; пели бы не леностно, скромно, сообразно монашескому смирению, один другого не опережая, и оканчивали пение тихо и ровно. Для улучшения же пения головщик должен в неделю два или три раза назначать клирошанам часы для спевания, в чем они обязаны ему с усердием повиноваться; как о сем и св. Феодор Студийский в одном из огласительных поучений подтверждает. б) Назначает способных и даровитых читать вседневные псалмы и седмичное чтение псалтири по очереди. В братской трапезе, как за обедом, так и за ужином, чтение совершается по очереди, за чем имеет надзор, подтверждая всем о безостановочном отправлении каждой чреды. в) Шестопсалмие на утрени во всякое время, а особенно в дни праздничные, если не будет читать настоятель, то непременно должен читать оное кто-либо из старшой братии в мантии, а никак не послушник, как о сем и в уставе сказано. г) Молебны и панихиды, исключая соборной, по распоряжению головщика, должны отправлять клирошане левого клироса. д) В значительные праздничные дни и во время многолюдных собраний богомольцев, головщик имеет волю, для общей пользы, заменять передних даровитыми чтецами и певцами; за всякое опущение делает выговоры, а в случае ослушания, доносит настоятелю. Исполняющий рачительно сии обязанности, также поющие и чтущий со вниманием и смирением, творят дело Богоугодное. Св. Ефрем Сирин и Феодор Студит именуют оных служащих к душевному назиданию слушателей, первым украшением церкви, за что и обнадеживают их сугубым получением милостей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. Мансветовым 874 . 9 . Не может быть приписан Феодору Ст. и чин пострижения в монашество, изданный проф. А.А. Дмитриевским под заглавием: σχηματολγιον Θεοδρου ρολογητο γουμνου τν Στουδου 875 , ибо преп. Феодор не признавал деления схимы на разные степени, как это мы находим в схиматологии. Но следует заметить, что указываемые в схиматологии молитвы на пострижение в иночество и оглашения, читаемые постригаемым, несомненно, составлены под сильным влиянием творений преп. Феодора Ст. особенно же его Катехизических поучений, которые вообще последующим составителям разных церковных молитв и чинов дали богатейший материал. По крайней мере, помещаемый в современных чинах пострига оглашения настолько воспроизводит мысли преп. Феодора, а иногда и буквальные выражения из его катехизисов, что, когда читаешь их, то так и кажется, будто составители их ничем более и не пользовались для своих целей. Специальное исследование этого предмета, по нашему мнению, легко бы могло доказать справедливость нашей мысли 876 . Мы окончили рассмотрение всех сочинений преп. Феодора Ст., изданных до настоящего времени в подлиннике, и в заключение имеем полное право сказать, что литературное наследство, оставленное этим великим человеком иконоборческой эпохи последующим векам, весьма велико, и в качественном отношении настолько ценно, что более детальная и обстоятельная разработка его пролила бы совершенно новый свет на многие важнейшие вопросы нашей богословской и церковно-исторической науки. Разработка эта должна быть начата новым изданием творений преп. Феодора в подлиннике и тщательным изучением древних рукописей разных книгохранилищ, в которых могли бы быть найдены и следующие утерянные сочинения его: στηλευτικς (ср. Antir. I. 329 А), τετρδες Ер. I, 43), πεντλογος (ib. 48), περ τς καϑλου οκονομας πραγματεα (ib. 49) и ββλος δι στχων μβων (Vita A, 153 A; Vita В, 264 С). 1 Продолжением Большого Катехизиса по Парижской ркп. 891, изданных Cozza Luzzi в 10 томе Novae Patrum Bibliothecae, Romae, 1905, мы не могли воспользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

При этом речь преп. Феодора Ст. почти всегда берёт исходной для себя точкой реальный факт, обстоятельства дня. Например, наставления об укоренении в сердце благих помыслов в двух поучениях Малого Кат. 688 он привязывает к случаю происшедшей между двумя иноками драки. «Не надолго я отлучился от вас; но воротившись, нашёл среди вас бесчиние, о котором счёл нужным объявить всем, и такое бесчиние что некие, руки простерши, схватили друг друга неистово, с гневом и криком». Все проступки отдельных лиц против монастырского правила и закона Божия проповедник обличает в поучениях своих со всей беспощадностью, видя в этом обличении самое действительное лекарство против душевных недугов братьев. «У нас бывают воровства – одежд, дощечек, перьев, поясов, обуви и другого кое-чего. Хорошо ли это? Это ли рабы Христовы? Это ли чуждые мира 689 ... Прошу вас, перестаньте воровать и похищать – нитки, иголки, шила, писала, кувшинчики, чаши, ножички, пояски, и подобное; ибо такое всё делающие царствия Божия не наследят 690 ... Знаю, что некие из вас, заходя в огород, требуют от огородника овощей, и, не получая по правилу, воюют с ним. Это сатанинское дело и ему не следует быть. Разве недостаточно предлагаемого? Как же ты преодолеешь страстность, когда тебя побеждает овощ» 691 ? Но преп. Феодор Ст., как добрый пастырь, всецело принадлежавши монастырской братии, не тесно вмещавшейся в его любвеобильном сердце, не только порицает своих учеников за худое, но и хвалит их за доброе. «Добро есть не скрывать благодеяния Божия, но возвещать о нём, когда требует время, чтобы через то мы делались ещё более ревностными в деле своём. Вижу такое благодеяние на вас, ибо вы, благодатью Христовой, через частые поучения и напоминания всё о том же.., вступили на путь преуспеяния духовного с добрым благонастроением и благолюбивым рвением» 692 . «Исповедую, что вы послушны и благопокорливы и строго исполняете отеческие заповеди, как, может быть, никто в роде сем из состоящих в послушничестве. Говорю сие без лести, а как истинно есть» 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Аминь. Оглашение 105. О том, чтобы очищать самих себя от страстей и принимать на себя труды добродетели Поучение и наставление – мир и благоустройство; присутствие Духа Святого. Братия и отцы. Быть может, кто-либо скажет, что мы не получаем никакой пользы от этих оглашений; но, как мне кажется, мы получаем пользу, и большую. Ибо что для земли – плуги, для жаждущего – вода, то же есть огласительное слово для того, кто слушает, обладая здравыми чувствами. Ибо отчего душа становится обыкновенно худшею? Откуда – ссоры, споры и раздоры в братствах? Не оттого ли, что не бывает поучения и наставления? Где есть поучение и наставление, там – мир и благоустройство; а где мир и благоустройство, там почивает Дух Святой. Ради этого и я, смиренный, со страхом и любовию стараюсь беседовать, наставлять, ободрять и напоминать, не смогу ли как-либо сохранить и себя самого, и вас от различных искушений диавола. Признаю, что и вы сами помогаете мне весьма много, особенно возвышающиеся в братстве, и что вы все являетесь моими сотрудниками в добре. Аз, говорит [апостол], насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( 1Кор.3:6 ), так что успех не только мой, но и ваш, а лучше [сказать], он принадлежит Богу, от Которого всякое совершенство в людях. Все к общей пользе. Поэтому прошу вас: направляйте [все] к общей пользе, соответственно служению, которое дано каждому, и взаимно устрояйтесь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ). Ибо апостол говорит: аще кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается, и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит ( 1Кор.3:12–13 ). Обратим внимание на то, что он говорит, как он сравнивает добродетель с золотом, серебром и драгоценными камнями, а порок – с дровами, сеном и соломой. Это все будет испытано огнем суда, [причем] хрупкое сгорит, а крепкое сохранится. Человек – храм Божий. К этому, употребляя еще более страшное слово, он прибавляет: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Поэтому он и не чужд стремления к некоторой изобразительности речи, хотя особенной заботливости об этой стороне дела мы у него и не замечаем. Чаще всего для образного выражения своих мыслей он прибегает к разным метафорам, антитезам, сравнениям, заимствуя их для своих целей из жизни воинов, мореплавателей, земледельцев, реже – из жизни внешней природы. III Древним биографам пр. Феодора Ст., как мы видели, известен был и третий сборник его проповедей, называемый ими «Книгой похвальных слов» К сожалению, до сих пор в книгохранилищах востока и запада не найдено ни одной рукописи, которая содержала бы эту книгу в полном первоначальном её объёме. Известны рукописи только некоторых отдельных слов, надписываемых именем преп. Феодора Ст., из которых разными лицами в разное время издано 13 названий, перепечатанных, с библиографическими сведениями о каждом из них, в Патрологии Миня 714 . Перейдём к ближайшему рассмотрению этих слов. 1 . На первом месте у Миня поставлено поучение «о том, что необходимо быть внимательным к разным родам пищи и о воздержании. В неделю св. отцов, глава 10». Не будем останавливаться на разборе этого поучения, потому что, представляя собой обыкновенное огласительное поучение, составленное преп. Феодором Ст. для одного из подчинённых ему монастырей, оно в настоящее время уже издано в составе оглашений второй книги В. Кат. 715 . Далее, у Миня следуют: 2 . «Иже во святых отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово на поклонение честному и животворящему кресту, в преполовение поста». В начале Слова проповедник воспевает похвалу Кресту, как «древу животворящему, а не умерщвляющему; просвещающему, а не помрачающему, вводящему во Едем, а не изводящему из него», и к участию в этой похвале призывает всю вселенную; затем изображает значение Креста и поклонения ему для нашего спасения, при чём указывает ветхозаветные прообразы креста и разрешает вопрос о том, имеет ли чудотворную силу образ Креста, – разрешает таким образом: «Христоподобный образ, представлен ли он в бездушных или в одушевлённых (в прообразах) предметах, обыкновенно чудодействует, как заключающий в себе образ и вид прототипа и постольку тожественный с ним в чести и поклонении, поскольку и в названии тожествен».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Феодора читаются в афонских монастырях и до сего дня» 669 . Таким образом, М. К. и Б. К. разнятся между собой не в характере заключающихся в них поучений, совершенно сходному, как увидим ниже, равно как и не во внешних приёмах их составления и произнесения, а только в назначении своём: M. К. предназначен для церковного употребления, а Б. К. для монастырских потребностей вообще. 1 . Малый Катехизис, как само собой теперь понятно, должен был пользоваться у древних списателей святоотеческих творений особенным уважением. И действительно, списков его сохранилось великое множество не только на востоке, но и на западе, и притом от древнейших времён, начиная с 9 века. Несмотря, однако, на это, греческий текст его очень долго оставался достоянием разных рукописей и только в самое последнее время издан в свет для всеобщего употребления с той тщательностью, какой заслуживает по своим внутренним достоинствам и по своему значению в истории церковной письменности. Изданию его предшествовал длинный ряд переводов на латинский, новогреческий, славянский и русский языки. Первый латинский перевод М. К. сделан в начале 17 столетия каноником Лавинеем с двух ватиканских рукописей. Перевод этот, изданный Минем в 99 г. P. gr. хотя не всегда точен и ясен, а по местам и совершенно невразумителен, что могло в значительной степени зависеть от неисправности бывших в распоряжении Лавинея кодексов, тем не менее в продолжение почти трёх столетии был единственным доступным пособием для знакомства с огласительными поучениями преп. Феодора Студ., так как другие более поздние переводы в этом отношении значительно ниже перевода Лавинея. В 1770 году в Венеции был издан новогреческий перевод 95 огласительных поучений Феодора Ст. О достоинствах его мы не можем высказать своего определённого мнения, так как не имели его под руками, но, судя по славянскому переводу старца Паисия Величковского и русскому – Оптиной пустыни, сделанным с новогреческого Венецианского издания, последнее, очевидно, представляет собой распространённый перифраз подлинного текста с сохранением мысли автора, но часто с затенением своеобразных особенностей его речи. В это издание вошли поучения, извлечённые из Малого и Большого Катехизисов в равной почти части.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Поучение 4. О любви во Христе, и о том, чтобы быть тщательными во всех псалмопениях и службах церковных. Вожделеннейшие мои чада, и братия возлюбленные! поскольку я смиренный и ничтожный, недостойный быть вашим отцем, стараюсь, сколько могу, говорить вам о Боголюбезном спасении душ ваших, то и вы отверзите слух ваш, и послушайте учения Господнего; послушайте слов моих, чтобы мне не напрасно говорить вам, и не бросать семя, как на бесплодную землю; иначе и мы ничего не пожнем, и вы останетесь бесплодными, как земля недобрая, но произрастающая терноносные страсти. Все вы должны быть внимательны, и испытывать себя всегда, каждый час, а особенно в день поучения 5 , потому что теперь время или нашего спасения, если захочем, или погибели; дни тщательности, жизнь плодоносная; путь ровный; потечем, постараемся благоугодить во всем Господу, потому что жизнь и смерть в нас самих. Будем всегда помогать один другому в порученных нам послушаниях. Спасение и мука в делах рук ваших, в благом вашем жительстве, в чистой любви друг к другу; потому что где любовь, там и союз мира, и всякое зло прогоняется; а где нет любви, там ненависть, диавол, злословие и прочие страсти. Будем соблюдать правила и постановления (монашеские), и заповеди Спасовы; будем жить по духовному закону, а не вне правил по своей воле есть и пить, проводит жизнь в грехах и беззаконно. Поэтому приидите сюда все, и будьте все, как одна душа, одно сердце и одна воля, и да будет у нас во всем благочиние. Итак, дайте мне ответ: как вы живете? как пребываете? как повинуетесь? По воле ли Господней, не желая ничего делать по страсти, и повинуясь так как бы вы исполняли повеления Самого Бога? Если же не так, то по истине горе нам, за ничтожное наслаждение приготовляющим себе погибель. Теперь время бодрствования, время подвигов и понуждения, – понуждения до пролития крови, как на самом деле показал это один из преподобных отцев, который выплюнул на землю слюну свою окровавленною 6 . Итак, потребно нам понуждение, потому что нудящихся ест царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Поучение 51 59 . В пяток второй недели. О единомыслии и любви, и о том, чтобы мужественно претерпевать труды добродетели, дабы получить небесное царство. Братия и Отцы! Радуюсь я смиренный, видя ваше мирное состояние и преуспеяние, особенно в единомыслии и любви, которую имеете между собою, и то, что вы терпеливо проводите время поста. Делаете же вы так ради спасения душ ваших и ради благой надежды на вечную жизнь. Ибо из всех добродетелей нет лучше мира и единомыслия среди общества братий. И это есть плод воздержания; и где появится и обрящется воздержание, там всякое зло и лукавство исчезает; так и теперь между нами исчезли нестроение, бесчиние, прекословие, клевета, ослушание, гордость и всякое другое зло. Тем из вас, братие, которые тщательны, пусть будет известно, что они не только себе приносят пользу, но и прочих братий возбуждают к добру добрым примером, который подают другим, за что получат от Бога великое воздаяние; а те, которые производят соблазны, бывают виновниками себе жесточайших мук за то, что подают собою худой пример. Так опять бывают други Божии, споспешники святых Ангелов и наследники благословения те, которые наставляют словом и побуждают братий к добродетели по Богу. О дабы всегда находиться нам в таком похвальном состоянии и устроении! Итак, пусть не перестает и никогда не оскудевает в нас любовь Божия; ибо Христос говорит: «возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея, и от всего сердца твоего... и всем помышлением твоим» ( Лук. 10, 27 ). Если кто так возлюбит Бога, тот никогда не насыщается любви Его, не утомляется, не ленится, но еще прибавляет теплоту к теплоте, усердием возжигает усердие, созидая и возращая в сердце своем восхождения добродетелей, преуспевая и приходя от силы в силу духовную; и это постоянно и всегда. Не видите ли, как мирские люди, ради тленных дел день и ночь трудятся и подвергаются злостраданиям? Не видите ли, как здесь перед нами строющие корабль всякий день работают, трудятся и отнюдь не имеют покоя? Для чего же это, и по какой причине? Дабы приобресть какие-нибудь средства к содержанию себя и своих домашних. А мы ради стяжания божественного богатства, ради получения царства небесного, ради наслаждения оными вечными благами, ради избавления от оных бесконечных казней вечного мучения, ужели не перенесем труд и злострадание со всякою радостию и усердием? Ей, братие, поистине, если придет время, и самую кровь нашу прольем за Имя и любовь Христову. Итак, умоляю вас, станем мужественно, упованием радуясь, в скорби терпя, претерпевая в молитве, пении, стихословии и чтении, дабы чрез таковое делание сосредоточить нам ум свой в Боге и в себе, и избавить его от неполезных помышлений; потому что праздность и леность причины всякого худого дела, а делание и тщательность охраняют от сего ум наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

– Но говорящие так, говорят несправедливо. Во первых, быть не может, чтоб никто ни в чем не исправлялся, и невозможно, чтоб все во всем вдруг исправились, но ныне один, завтра другой начинает и продолжает свой труд над собою; во вторых, как при восходе на лестницу, нельзя вдруг шагнуть с первой ступени на последнюю, но переступая по порядку с одной на другую восходим наверх: так и в деле добродетели, мало-помалу преуспевая достигаем высоты ее. В том же и другом катихизическое напоминание много полезно, возбуждая и поддерживая рвение к успешности и предлагая способы и приемы к тому, и тем способствуя честным душам вашим мало-помалу восходить от силы в силу и от земли к небесам. И вот еще что можно сказать: если когда так часто говорится и слышится о том, чему быть должно и что должно быть исправлено, во славу Божию, не видится обуздание страстей; то что должно бы случиться и как были бы мы хуже, если б у нас царствовало молчание, и не было указываемо и изъясняемо достодолжное? Я же научен от отцов, что слова суть путь к делам, благие к благим, худые к худым. И я добре ведаю, что так есть, – что говорить о лучшем образе жизни всегда располагает к лучшему, я свидетельствую вам о вас же, чада мои, что от чтения Богодухновенных Писаний, мало же несколько и от слушания моих смиренных поучений вы все поднимаетесь и все простираетесь вперед: страстные пробуждаются от усыпления и приступают к исправлению себя, а текущие добре воодушевляются к большему и большему преуспеянию. 22. Исповедуем в сем благодать Божию и не скрываем милости Его. Ибо посмотрите, у нас почти не бывает ссор, равно оклеветаний, осуждений, поношений, ослушаний, тайноедений; если же и случается что такое, – так как носим, поползновенную на худое, плоть, то погрешающие тотчас сознаются, каются и исправляются положенными эпитимиями; отлучением от трапезы, сухоедением, стоянием и поклонами, смотря потому, что пригожее к уврачеванию допущенной немощи. Почему никто не говори, что нет пользы от поучений. И пользу получаем, и преуспеваем чрез них, благодатью Христовою и содействием молитв отца моего и вашего, и восходя восходим добрыми восхождениями на гору добродетелей, будучи просвещаемы, освящаемы и обожаемы, что впрочем достигается с большим трудом и потом. Прошу же вас и молю, пребудем в добром нашем произволении и благонастроении, всякое двоедушие отсечем, малодушие навсегда изгоним, воодушевить же себя благими надеждами и чаянием будущих воздаяний и вечных благ, – и это пока есть дыхание в ноздрях наших, дабы после настоящих прискорбностей и притрудностей, сподобиться по смерти быть наследниками Царствия Небесного во Христе Иисусе Господе нашем. Читать далее Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского моностыря, 2010./Т. 4. – 608 с. ISBN 978-5-7533-0414-8 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010