Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 174 об. простая концовка чернилами. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Записи На л. 2-16 запись писца по нижнему колонтитулу: «Книга сия глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя мене многогрешнаго схимонаха Манасии зделано моими трудами 1776 года окончено апреля 30 дня». Содержание Л. 1. Заголовок. «Крины сельныя или цветы прекрасныя». Л. 2. Предисловие к книге. «Книга глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя…». Нач.: «Благодатию и помощию Божиею написахом убо малейшую сию книжицу…». Л. 175. Поучения свт. Димитрия Ростовского. «Разсуждение како приуготовлятися ко Святому Причащению». Нач.: «Да искушает же человек себе…».   L032046. Феодор Студит. Оглашения. 1777 г. 4о. 30х21. (24х17). 230 л. Полуустав одного почерка. Писец – схимонах Афанасий из Нямецкого монастыря. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Л. 9 без текста. Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки киноварные в колонтитулах. Записи На форзаце вверху владельческая запись: «1864. Иоанноарий». На л. 230 запись писца внизу страницы: «1777 года писал монах Афанасий». Содержание Л. 1. Оглавление. «Оглашений обдержащихся в сей книзе». Л. 10 (1). Феодора Студийского оглашения. (Заголовок не вписан, верхняя половина листа пустая). Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадителю…».   L032047. Петра Дамаскина слова. Книга 1-я. 1779 г. Полуустав двух почерков. Второй писец исправляет записи первого на полях и в колонтитулах и восстанавливает утерянные листы. I – (лл. 2-33 об., 35-42 об., 45-46 об., 57-119 об., 123-180 об., 186-234 – Николай), II (лл. 1-1 об., 34-34 об., 43-44 об., 47-56 об., 120-122 об., 181-185 об. – Платон). 4о. 19х12,5. 234 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Переплет картон в коже.

http://bogoslov.ru/article/6177528

Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6). Рейтинг: 9.3 Голосов: 476 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Догмат о иконопочитании//Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 7.  См.: Втор. 6: 13; Мф. 4: 10.  См.: Быт. 47: 31; Нав. 5: 14; 4 Цар. 2: 15; 4 Цар. 13: 21; Деян. 19: 12; Евр. 11: 21.  Догмат о иконопочитании. С. 7.  См.:  Феодор Студит , преподобный. К Афанасию, сыну//  Феодор Студит , преподобный. Творения. Ч. 2. Письма к разным лицам. СПб., 1867.  «Божественная энергия неотделима от Божественной сущности, она есть Сам Бог действующий». –  Григорий Палама , святитель. Триады. М., 1996. С. 67.  Деяния VII Вселенского Собора. Цит. по:  Остров П.  О почитании святых мощей//Журнал Московской Патриархии. 1997. 1.   Дионисий Ареопагит , священномученик .  О церковной иерархии. Глава 3. III. Созерцательная сторона, 9.  Из молитвы преподобному Сергию Радонежскому. См.: Молитвы, чтомые на молебнех. Пг., 1915.  См.: Гангрский Собор. 20-й канон; Лаодикийский Собор. 9-й и 34-й каноны; Карфагенский Собор. 46-й (56-й) канон.   Григорий Палама , святитель. Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии//  Григорий Палама , святитель. Омилии. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994. Т. 2. С. 120.  Там же.  См.:  Виссарион (Нечаев) , епископ .  Толкование на Божественную Литургию по чину святителя Иоанна Златоустого и святителя Василия Великого. 3-б. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антон 24 марта 2016, 09:33 А как же слова в Исходе 20:4-6? А так же в Матфея 4:10 и Лука 4:8? Почему же Бог не единожды говорит о том, что должно поклоняться только Ему и никому и ничему иному? Александр 19 марта 2016, 21:37 В редкие минуты домашней внимательной молитвы перед образом Христа Спасителя, к сожалению говорить о настоящей длительной не рассеянной молитве не приходится,создается впечатление, что я молюсь не перед иконой, а перед Самим Иисусом Христом. При этом становится стыдно и больно за свои прегрешения и в то же время, не смотря на все болячки, жизненные неурядицы и проблемы " душа начинает петь " , становится как-то легко и просто. Слава Богу за все! Павел 19 марта 2016, 20:30 Спасибо за нужные поучения. Спаси Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/91579.html

Слово в Прощеное воскресенье Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 15:15 мин. Размер 7.4 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благий наш Бог, который дарует нам жизнь и ведет нас от одного времени нашей жизни до другого, и ныне Промыслом Своим привел нас к порогу святого поста, в котором каждый из христиан подвизается и трудится ради спасения своей души, по своему произволению и желанию (Феодор Студит. Поучение 46-е). Вновь Ангел святой Четыредесятницы будет простирать свои благие крыла над всеми, хотящими вступить на это поприще и вновь Святая Церковь будет молить Господа принять пост ее детей, подать им покаяние во спасение и даровать благословение духовное на совершение этого пути к обретению утраченного нами Рая. Между всеми временами года наступающие дни святого поста есть время весны и обновления для душ наших. Они — тихое пристанище, куда все стекаются для обретения духовной тишины: и монахи, и миряне, ибо время это полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей в исполнении закона Божьего и Его заповедей для всех единых (Феодор Студит. Поучение 47-е). Сегодня святой апостол Павел обратился к нам со словами: «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». (Рим 13, 11–12) Земные властители, готовясь к битве, призывают под свои знамена только самых умелых и сильных наемников для победы над врагом и вручают им самое смертоносное оружие. Наш Владыка — Христос Спаситель, призывая в свое святое ополчение всех, никого не отвергает. Для каждого найдется подвиг посильный: и для крепких мужчин и немощных жен, для дерзающей и цветущей юности и для дряхлеющей старости, уже не могущей переступить порог жилища своего. Все призываются к духовной брани над самым главным нашим врагом — над нами самими, своими необузданными и греховными страстями, через которые уловляет нас супостат диавол.

http://pravoslavie.ru/51797.html

Душеполезные поучения 12, 136–137; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 15, 74. – Ред. 200 В ряде из списков название иное: «В Великий Чеверг», «В святой и Великий Чеверг великой недели». – Ред. 202 Император Михаил II Травл («Заика») правил Византией в 820–829 гг. Стремясь восстановить мир в империи, он прекратил преследование иконопочитателей, благоволил к изгнанным студитам, но терпимо относился и к иконоборцам. Второй брак Михаила Травла с дочерью императора Константина VI – Феклой, которую Михаил вернул из монастыря, вызвал неприятие преп. Феодора и его монахов, поэтому они предпочли остаться в изгнании (см.: TSPC. P. 167). – Ред. 203 Здесь преп. Феодор напоминает события 795 г. ввиду событий новых – расстрижения императором Михаилом II Травлом из монахинь дочери Константина VI (около 821 г.). О Константине VI и михианской схизме см.: Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 1. С. 27–46. – Ред. 206 Приблизительно 818 г. (см Theod. Stud. Parva Cat. P. 648). Следовательно, еще до тех суровых наказаний – тюремного заключения, бичевания и т. п., поставивших преп. Феодора на грань жизни и смерти. Хотя возможен и 824 г. – 4-й год после освобождения преп. Феодора. – Ред. 209 Свидетельство о пребывании преп. Феодора и его монахов в рассеянии – скорее всего в Крескентиевых местах после освобождения из тюремного заключе­ния после 820 г. – Ред. 210 Оглашение датируется приблизительно 825–826 гг. (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 649). – Ред. 217 Речь идет о настоятелях монастырей Гераклеи и Кафаров («Чистых»). Первый вначале одобрил прелюбодейный брак императора Константина, а затем вступил в общение с еретиками-иконоборцами (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 650). То же стоит предполагать и о втором. Об этом см. Письмо 222 (лето – осень 816 г.).– Ред. 220 Память этого святого в Древней Церкви праздновалась 29 декабря по старо­му стилю (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 650). – Ред. 221 Картерий – монах-студит, наказанный за неизвестную провинность; в конце концов покинул монастырь, чем причинил огорчение преп. Феодору (см.: TSPC. Р. 209). – Ред. 223 Речь идет о восстании Фомы Славянина в 821–823 гг., провозгласившего себя императором. Несмотря на то что восставшие в течение года осаждали Константинополь, восстание было подавлено. Император Михаил Травл, опасаясь, что преп. Феодор Студит выступит на стороне Фомы, провозглашавшего иконопочитание, потребовал Феодора в столицу, где тот и пребывал некоторое время до разгрома восстания в 823 г., после чего вернулся в Малую Азию на мыс св. Трифона, где и окончил свою жизнь в 826 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

К первой же группе сочинений относятся, «ПРОТИВ ИКОНОБОРЦЕВ СЕМЬ ГЛАВ». В этом сочинении преп. Феодор Студит в опровержение учения иконоборцев раскрывает, что в иконопочитании нет ни обоготворения икон, ни идолопоклонства, а также разъясняет почему в Евангелии не говорится прямо об изображении Христа и почему поклонение честному Кресту совместимо с поклонением святым и иконам 102 . Наконец, к группе догматико-полемического содержания относится «Письмо к Платону». В нем преп. Феодор Студит раскрывает связь иконопочитания с домостроительством нашего спасения и обосновывает догмат на святоотеческом учении 103 . Ко ВТОРОЙ и самой многочисленной группе богословско-литературных трудов преп. Феодора Студита относятся творения НРАВСТВЕННО-АСКЕТИЧЕСКОГО содержания. В состав этой группы входят «МАЛОЕ ОГЛАШЕНИЕ», состоящее из 134 поучений 104 и «БОЛЬШОЕ ОГЛАШЕНИЕ», состоящее из трех частей, первая из которых содержит 87 огласительных поучений 105 , вторая – 124 106 и третья – 46 поучений 107 . МАЛОЕ ОГЛАШЕНИЕ св. Отцом «было изложено братьям в устных беседах и в нем превосходными рассуждениями и божественнейшими словами искусно начертано то, что прилично каждому дню, именно душевное мужество и презрение к бедствиям, постоянство в аскетических подвигах и умерщвление членов, твердость ума и противостояние нападающим в ежедневной борьбе» 108 . ВЕЛИКОЕ ОГЛАШЕНИЕ «объясняет в отдельности те и другие добрые заповеди общежития, предлагая невыразимо полезнейшее наставление» 109 . Речь преп. Отца в ОГЛАШЕНИЯХ отличается краткостью и простою. Кроме того, в Огласительных поучениях преп. Феодора Студита нет выдержанного плана и в мыслях логической стройности. Отсюда у него в ОГЛАШЕНИЯХ наблюдается частые повторения одного и того же, отсюда же и переходи от одного предмета к другому, не всегда вызываемые логическим ходом речи. Но в этой краткости, простоте и в частных повторениях одного и того же, все направлено у преп. Отца к одной цели – нравственному совершенству иноков. С этой стороны ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПОУЧЕНИЯ преп. Феодора Студита имеют интерес не для одних только монахов, но и для всех православных мирян, ревнующих о спасении души. По этой причине старцы Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря для IV тома ДОБРОТОЛЮБИЯ избрали МАЛОЕ и ВЕЛИКОЕ ОГЛАШЕНИЯ преп. Феодора Студита . 110

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ч. 1. М., 1993. С. 76. 6 См.: Кирилл Александрийский, свт. Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу//Христианское чтение. СПб., 1842. Ч. I. С. 326-351; Иоанн Златоуст, свт. Слово на начало поста и о посте (Spuria)//Творения. Т. XI, кн. II. СПб., 1909. C. 945-949; Дорофей Газский, прп. Поучение 15, О святой Четыредесятнице//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. М., 2010. С. 218; Феодор Студит, прп. Поучение огласительное 46, в неделю Сыропустную//Огласительные поучения и завещание. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1998. С. 164; и др. 7 Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксарь в неделю Сыропустную//URL: http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul (дата обращения: 24.12.2022). 8 Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2011. С. 21. 9 Софроний, патр. Иерусалимский, свт. Vitae Mariae Aegiptae//PG. 87. Col. 3072. Русский пер.: Житие прп. Марии Египетской. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. С. 5. 10 Мансветов И.Д., проф. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 51. 11 Прп. Евфимий уходил в пустыню после 14 января, прп. Савва удалялся после 20 января, дня памяти кончины прп. Евфимия. 12 Феодор Студит, прп. «Ипотипосис», или Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря. 19//Творения. Т. 2. М., 2011. С. 524. 13 В современном тексте: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии…» 14 До богослужебной реформы Патриарха Никона этот возглас произносился так: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе». 15 Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 239. Л. 246об.-247//URL: . 16 Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 244. Л. 315 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-244/ . 17 Церковный Устав. М., 1641. Л. 936. 18 Стихира из службы Божией Матери Одигитрии. См.: Канонник. М., 1994. С. 170. 19 Κωνσταντνου Πρωτοψλτου. Τυπικν εκκλησιαστικν кατ το φος της του Χριστο Μεγλης Εκκλησας.

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

11. Божественная Литургия (с параллельным переводом и примечаниями). Киев: Пролог, 2006. С. 105, 107. 12. Там же. С. 107. 13. Дебольский Г.С., прот. Православная Церковь в её таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом, 1994. С. 511. 14. Иоанн Дамаскин, прп., Феодор Студит, прп. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар: Текст, 2006. С. 6. 15. Кирилл Иерусалимский, свят. Указ. соч. С. 199. 16. Иоанн Дамаскин, прп., Феодор Студит, прп. Указ. соч. С. 6. 17. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика/Под ред. архиеп. Лавра. Джорданвиль, 2000. С. 51. 18. Антоний Сурожский, митр. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. Клин: Христианская жизнь, 2001. С. 7. 19. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С.46 20. Там же. С. 53. 21. Иоанн Златоуст, свят. Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 1. С. 402. 22. Ранние отцы Церкви. Антология. Мужи апостольские и апологеты. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С. 20. 23. Иустин Философ, св. Творения. М.: Паломник, Благовест, 1995. С. 92–93. 24. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник, Благовест, 1996. С. 284. 25. Святоотеческая хрестоматия/Сост. прот. Николай Благоразумов. М.: Круг чтения, 2001. С. 16. 26. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных Таинствах. М.: Паломник, 2003. С. 139. 27. Киприан Карфагенский, свят. Творения. М., 1999. С. 634. 28. Там же. С. 620. 29. Там же. С. 608. 30. Святоотеческая хрестоматия. Указ. соч. С. 322. 31. Ранние отцы Церкви. Указ. соч. С. 21. 32. Там же. С. 126. 33. Там же. С. 136. 34. Там же. С. 337–339. 35. Иустин Философ, св. Указ. соч. С. 92–93. С. 196–197. 36. Святоотеческая хрестоматия. Указ. соч. С. 426. 37. Василий Великий, свят. Избранные поучения. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2003. С. 226–227. 38. Святоотеческая хрестоматия. Указ. соч. С. 21. 39. Иустин Философ, св. Указ. соч. С. 356. 40. Ранние отцы Церкви. Указ. соч. С. 47, 48. 41. Там же. С. 75. 42. Там же. С. 78. 43. Там же. С. 106. 44. Там же. С. 129.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

54. Col. 267. 5  Григорий Палама, свт. Беседа VII//Беседы (Омилии). Ч. 1. М., 1993. С. 76. 6  См.: Кирилл Александрийский, свт. Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу//Христианское чтение. СПб., 1842. Ч. I. С. 326-351; Иоанн Златоуст, свт. Слово на начало поста и о посте (Spuria)//Творения. Т. XI, кн. II. СПб., 1909. C. 945-949; Дорофей Газский, прп. Поучение 15, О святой Четыредесятнице//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. М., 2010. С. 218; Феодор Студит, прп. Поучение огласительное 46, в неделю Сыропустную//Огласительные поучения и завещание. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1998. С. 164; и др. 7  Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксарь в неделю Сыропустную//URL: http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul (дата обращения: 24.12.2022). 8  Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2011. С. 21. 9  Софроний, патр. Иерусалимский, свт. Vitae Mariae Aegiptae//PG. 87. Col. 3072. Русский пер.: Житие прп. Марии Египетской. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. С. 5. 10  Мансветов И.Д., проф. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 51. 11  Прп. Евфимий уходил в пустыню после 14 января, прп. Савва удалялся после 20 января, дня памяти кончины прп. Евфимия. 12  Феодор Студит, прп. «Ипотипосис», или Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря. 19//Творения. Т. 2. М., 2011. С. 524. 13  В современном тексте: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии…» 14  До богослужебной реформы Патриарха Никона этот возглас произносился так: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе». 15  Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 239. Л. 246об.-247//URL: 16  Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 244. Л. 315 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-244/. 17  Церковный Устав. М., 1641. Л. 936. 18  Стихира из службы Божией Матери Одигитрии.

http://pravoslavie.ru/151133.html

    Мозоль И. Духовное совершенствование по учению аввы Дорофея (Кандидатская диссертация). Загорск, 1975. (Машинопись).     Нил Сорский, преподобный. Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой-Майковой. 1912.     Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850.     Переди Анджело. Святой Амвросий Медиоланский и его время. «Христианская Россия» – Италия. Милан, 1991.     Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. СПб., 1892.     Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Рязань, 1992. С. 13.     Прохоров Г. В. Нравственное учение святителя Амвросия, епископа Медиоланского.— СПб.,1912.     Светлаев М. Преподобный Иоанн Кассиан, его жизнь и аскетические творения и значение его в истории западного монашества. «БВ», 1894, апрель.     Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Одесса, 1903. Репринтное издание. М., 1990.     Сергеенко А., протоиерей, доцент. Святой авва Дорофей – учитель христианской нравственности. ЖМП, 1955. 11. С. 46—55.     Сократ Схоластик. Церковная история. Саратов. 1911. Тихонравов Н. Святитель Амвросий Медиоланский и его проповеди. Харьков, 1878.     Феодор (Поздеевский), иеромонах. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского). Казань, 1902.     Феодор (Поздеевский), архимандрит. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Его жизнь и богословско-аскетические воззрения). Казань, 1908.     Феодор Студит, преподобный. Огласительные поучения и Завещание. Калуга, 1896.     Феофан (Говоров), святитель. Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892.     Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885.     Филарет, епископ Харьковский. Обзор русской духовной литературы (862—1720) СПб., 1857. 74.     Финкевич М., священник. Святитель Амвросий Медиоланский и его пастырская деятельность (Кандидатская диссертация). Загорск, 1969 (См.: «Духовный мир». Вып. 2. Сергиев Посад, 1996. С. 5—55).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Могий вместити да вместит» ( Мф.19:13 ), – сказал Господь. «Видите, как для многих невместим этот дар и уделён только тем, кто распинает себя своей жизнью» (1:35:292), – читаем в поучениях Преподобного. Жизнь добровольно избравших девство, то есть тех, которые «суть скопцы, иже исказиша сами себе, Царствия ради Небесного» ( Мф.19:12 ), преподобный Феодор называет «величайшим и превышающим природу подвигом, соприкасающимся с ангельским образом жизни и вводящим человека в первоначальное состояние, бывшее в раю» (1:110:411). По словам святого Отца, «нет столь высокой добродетели, как девство. Ибо девство есть та добродетель, которая первее всех воссияла в раю, прежде чем змий коварно обманул наших прародителей. Девство делает людей ангелами… и возводит мир к нетлению» (1:46:311–312). «Девство, – говорит в другом месте Преподобный, – произвело Жизнь всех. Девство – царица добродетелей…, невеста и невестоводительница Христова» (1:65:339). Восхваляя столь высоко добродетель девства, преподобный Феодор, однако, считал, что одного безбрачия недостаточно для того, чтобы стать целомудренным. По словам святого Отца, необходимо, чтобы нравы и сама жизнь инока были девственными. Для этого нужно соблюдать себя чистым от всего, что возбуждает или питает похоть, избегать всего, чем враг спасения соблазняет девственника. Должно всегда помнить, что чем выше добродетель, тем больше требуется усердия (1:65:339). Каждый человек имеет «во внутренностях своих огонь страстей» (4:42::65). Посему инокам, как избравшим воздержную и чистую жизнь, надлежит вести себя «насколько возможно осторожно», зная, что «и в прежние времена, и теперь многие падали с этой высоты, – одни, будучи поражены гордостью, другие, предавшись беспечности» (1:35:293). Чтобы оставаться на высоте чистой, целомудренной жизни неуязвлённым никакими соблазнами, иноку необходимо избегать излишества, осуждения и всячески остерегаться не только близкого знакомства с женщиной, но даже простой беседы с ней. Если же по какой-либо причине и придётся иноку войти в разговор с женщиной, то необходимо тогда, по совету Преподобного, вести себя с крайней осторожностью, «держа ум горе, а зрение – долу» (1:75:355), «с полным вниманием к себе, опустив глаза, чтобы не получить жала и стрелы в сердце» (1:3:239).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010