54. Col. 267. 5  Григорий Палама, свт. Беседа VII//Беседы (Омилии). Ч. 1. М., 1993. С. 76. 6  См.: Кирилл Александрийский, свт. Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу//Христианское чтение. СПб., 1842. Ч. I. С. 326-351; Иоанн Златоуст, свт. Слово на начало поста и о посте (Spuria)//Творения. Т. XI, кн. II. СПб., 1909. C. 945-949; Дорофей Газский, прп. Поучение 15, О святой Четыредесятнице//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. М., 2010. С. 218; Феодор Студит, прп. Поучение огласительное 46, в неделю Сыропустную//Огласительные поучения и завещание. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1998. С. 164; и др. 7  Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксарь в неделю Сыропустную//URL: http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul (дата обращения: 24.12.2022). 8  Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2011. С. 21. 9  Софроний, патр. Иерусалимский, свт. Vitae Mariae Aegiptae//PG. 87. Col. 3072. Русский пер.: Житие прп. Марии Египетской. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. С. 5. 10  Мансветов И.Д., проф. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 51. 11  Прп. Евфимий уходил в пустыню после 14 января, прп. Савва удалялся после 20 января, дня памяти кончины прп. Евфимия. 12  Феодор Студит, прп. «Ипотипосис», или Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря. 19//Творения. Т. 2. М., 2011. С. 524. 13  В современном тексте: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии…» 14  До богослужебной реформы Патриарха Никона этот возглас произносился так: «Слава Тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе». 15  Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 239. Л. 246об.-247//URL: 16  Устав церковный. Рукопись из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ф. 304/I. 244. Л. 315 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-244/. 17  Церковный Устав. М., 1641. Л. 936. 18  Стихира из службы Божией Матери Одигитрии.

http://pravoslavie.ru/151133.html

«Могий вместити да вместит» ( Мф.19:13 ), – сказал Господь. «Видите, как для многих невместим этот дар и уделён только тем, кто распинает себя своей жизнью» (1:35:292), – читаем в поучениях Преподобного. Жизнь добровольно избравших девство, то есть тех, которые «суть скопцы, иже исказиша сами себе, Царствия ради Небесного» ( Мф.19:12 ), преподобный Феодор называет «величайшим и превышающим природу подвигом, соприкасающимся с ангельским образом жизни и вводящим человека в первоначальное состояние, бывшее в раю» (1:110:411). По словам святого Отца, «нет столь высокой добродетели, как девство. Ибо девство есть та добродетель, которая первее всех воссияла в раю, прежде чем змий коварно обманул наших прародителей. Девство делает людей ангелами… и возводит мир к нетлению» (1:46:311–312). «Девство, – говорит в другом месте Преподобный, – произвело Жизнь всех. Девство – царица добродетелей…, невеста и невестоводительница Христова» (1:65:339). Восхваляя столь высоко добродетель девства, преподобный Феодор, однако, считал, что одного безбрачия недостаточно для того, чтобы стать целомудренным. По словам святого Отца, необходимо, чтобы нравы и сама жизнь инока были девственными. Для этого нужно соблюдать себя чистым от всего, что возбуждает или питает похоть, избегать всего, чем враг спасения соблазняет девственника. Должно всегда помнить, что чем выше добродетель, тем больше требуется усердия (1:65:339). Каждый человек имеет «во внутренностях своих огонь страстей» (4:42::65). Посему инокам, как избравшим воздержную и чистую жизнь, надлежит вести себя «насколько возможно осторожно», зная, что «и в прежние времена, и теперь многие падали с этой высоты, – одни, будучи поражены гордостью, другие, предавшись беспечности» (1:35:293). Чтобы оставаться на высоте чистой, целомудренной жизни неуязвлённым никакими соблазнами, иноку необходимо избегать излишества, осуждения и всячески остерегаться не только близкого знакомства с женщиной, но даже простой беседы с ней. Если же по какой-либо причине и придётся иноку войти в разговор с женщиной, то необходимо тогда, по совету Преподобного, вести себя с крайней осторожностью, «держа ум горе, а зрение – долу» (1:75:355), «с полным вниманием к себе, опустив глаза, чтобы не получить жала и стрелы в сердце» (1:3:239).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

    Мозоль И. Духовное совершенствование по учению аввы Дорофея (Кандидатская диссертация). Загорск, 1975. (Машинопись).     Нил Сорский, преподобный. Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой-Майковой. 1912.     Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850.     Переди Анджело. Святой Амвросий Медиоланский и его время. «Христианская Россия» – Италия. Милан, 1991.     Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. СПб., 1892.     Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Рязань, 1992. С. 13.     Прохоров Г. В. Нравственное учение святителя Амвросия, епископа Медиоланского.— СПб.,1912.     Светлаев М. Преподобный Иоанн Кассиан, его жизнь и аскетические творения и значение его в истории западного монашества. «БВ», 1894, апрель.     Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Одесса, 1903. Репринтное издание. М., 1990.     Сергеенко А., протоиерей, доцент. Святой авва Дорофей – учитель христианской нравственности. ЖМП, 1955. 11. С. 46—55.     Сократ Схоластик. Церковная история. Саратов. 1911. Тихонравов Н. Святитель Амвросий Медиоланский и его проповеди. Харьков, 1878.     Феодор (Поздеевский), иеромонах. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского). Казань, 1902.     Феодор (Поздеевский), архимандрит. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Его жизнь и богословско-аскетические воззрения). Казань, 1908.     Феодор Студит, преподобный. Огласительные поучения и Завещание. Калуга, 1896.     Феофан (Говоров), святитель. Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892.     Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885.     Филарет, епископ Харьковский. Обзор русской духовной литературы (862—1720) СПб., 1857. 74.     Финкевич М., священник. Святитель Амвросий Медиоланский и его пастырская деятельность (Кандидатская диссертация). Загорск, 1969 (См.: «Духовный мир». Вып. 2. Сергиев Посад, 1996. С. 5—55).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( Пс.33:19 ); а примером старшего сына внушает не превозноситься своими делами. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы (ничего нестоящие) есмы: яко, еже должни бехом сотворите, сотворихом ( Лк.17:10 ). Итак, кто согрешил, да не умедлит покаяться и исправиться; а кому Бог помог сохранить себя от греха, да не превозносится. Указуя же на причины гибельного удаления от Бога и предохраняя нас от такого заблуждения, Церковь словами Ап. Павла, читаемыми в неделю о блудном, внушает, что вся ми леть (позволено) суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз, обладан буду от чего. Итак блудный сын был рабом своих страстей, – в рабской зависимости от своих чувственных порочных наклонностей, вместо того, чтобы сии наклонности иметь во власти своего разума и веры. Будучи рабом своих страстей, он соделал члены тела своего членами блужения ( 1Кор.6:12–20 ). Седмица Мясопустная Егда судяй земли, судие всех, сядеши: Приидите, онаго гласа достойна и мене усуди 217 . Третия приготовительная к св. Четыредесятнице неделя называется Мясопустною, потому что ею оканчивается мясоястие пред Четыредесятницею; а по двум дням поста – в среду и пятницу ее, чем она отличается от предыдущей сплошной недели и от последующей Сырной, по просторечию называется пестрою. Начиная св. Четыредесятницу воспоминанием о грехопадении прародителей, невоздержавшихся от снедай запрещенного древа, и сим воспоминанием приблизившись к началу мира, Православная Церковь в неделю Мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам литургийным Евангелием этой недели о будущем страшном всеобщем суде живых и мертвых ( Мф.25:31–46 ). Об этом Церковь преднапоминает верующим в Мясопустную неделю с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст говорил в эту неделю поучение. Беседуя о втором пришествии Христове, святитель объяснял слушателям своим, что об этом он беседует потому, что было читано сегодня Евангелие о втором пришествии Христове 218 . В VIII веке Феодор Студит написал канон на неделю Мясопустную, ныне поемый в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

96 Novae Patrum Biblothecae ab. Ang. card. Maio collectae tomus nonus editus alosepho Cozza. Romae. A. MDCCCXXXVIII. Pars II. S.P.N. Theodori Studitae Magna Catechesis. Sermo XII, pp. 34–35. Проф. прот. Н. С. Гроссу –«Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь творения». Киев. 1907 г., с. 83. 97 Too σοο θεοδρου το Στουδτου Μεγλη Καχχηοις. Ββλον δετερον, κδοθν οπ τς Ατοκρατορικς ρχαιογραφικς " Επιτροπς, ν Πβτρουπλει. 1904, σ. 59. Подбор мест из творений преп. Феодора Студита , свидетельствующих о его взгляде на схиму, как на таинство, представлен у проф. – прот. Н. С. Гроссу в цит. исслед. сс. 82–84. 98 О δοης περ λγουσι μικρν σχμα, πειτα μγα ν γρ τ σχμα, σπερ κα τ βπτισμα, καθς ο γιοι πατρες χρσαντο. Р. С. С., ser. gr , t·. IC, col. 1820, С. 102 В Ακολουθα τοδ γου κα γγελικο μεγλου σχματος обряд лобзания полагающийся по окончании пострига, записан в самом почти начале чина, с. 560. 109 Обычные молитвы осложняются лишь добавлением новой молитвы: Κριε, Κριε, ο τθημι τν χειρ μου γσι αμαρτωλς, κ. τ. λ. 111 Ε χ ο λ., сс. 1028–1034. К этим двум памятникам можно присоединить, пожалуй, и известные нам переводы великой схимы от XI в., в глаголитском Синайском Евхологии, изд. Гейтлером, и в грузинском Сборнике 113 «Общества распространения грамотности среди грузин», о каковом Сборнике см. у прот. К. Кекелидзе в исследовании – «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение». Тифлис. 1908 г. с. 32. К сожалению, чин великой схимы в этом последнем памятнике сохранился не в цельном виде. 112 К вышеприведенным словам из оглашения великой схимы проф. – прот. Н. С. Гроссу указывает довольно близкую параллель в 9-м поучении Большого Катихизиса (изд. Археографич. Коммиссии), цит. исслед., с. 301, примеч.4. 114 Εχολ, с. 511. По этому списку второй вопрос несколько варьируется: «Принял ты одежду (τν στολν) – ангельское гражданство»? спрашивает священник схимника. 116 Цит. изд., сс. 186–188. В грузинской ркп. XI в. 143 Общества распростр. грамотности среди грузин конец чина пострижения, где должны были бы находить себе место вопросы и молитва священника, утрачен; см. про т. К. Кекелидзе, цит. изд., с. 46. Сохранились эти особенности в грузинском Евхологии XVI в. Тифлисского церковного Музея, 450 и входят здесь в «Последование великой схимы – греческое, иже во святых отца нашего Василия Кессарийского», – см. ibid., с. 117. Невозможность отнести к творчеству св. отца этот, как и другие грузинские чины с именем Василия Великого (о чем была у нас речь раньше, на сс. 28–29, примеч. 5) всего лучше подтверждается присутствием в чине по ркп. 450 несомненно Студийских элементов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Старец Ефрем Катунакский . М., 2002. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. М., 1994. (Репр. с изд.: М., 1889). Старец Силуан/[Сост.] иером. Софроний (Сахаров) . М., 1994. Феодор Студит , преподобный. Огласительные поуче-ния и завещание. М., 1998. (Репр. с изд. 1896 г.). Феофан, епископ. Письма/Душеполезное чтение. М., 1896. Феофан [Затворник], епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письма. Л., 1991. (Репр. изд.). Феофан Затворник , святитель. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. М., 2001. Феофан Затворник , святитель. Творения. Собрание писем. Вып. I-II; V-VI; VII-VIII. Печеры; М., 1994. (Репр. изд.). Цыпин В. , протоиерей. Церковное право: Учеб. пособие. М., 1996. Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество/Четвериков С., протоиерей. Правда христианства. М., 1998. Четвериков С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1998. 14 Здесь и далее внутри цитат в квадратные скобки заключены вставки и пояснения автора или редактора.– Ред. 16 Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе.– Примеч. источника. 17 Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других отцов. Добротолюбие. Т. 3.– Примеч. источника. 33 Архимандрит Антоний (Медведев; 1792–1877) вступил в Саровский монастырь в 1818 г.; пострижен в монашество в 1822 г. В 1826 г. стал строителем Высокогорской пустыни. В 1831 г. митрополит Филарет назначил его наместником Троице-Сергиевой Лавры. На этом послушании преподобный Антоний пробыл 46 лет. 48 Там же. Да не подумает читатель, что все эти истории мы приводим ради того, дабы обосновать «богословие непослушания», по выражению отца Доримедонта, будто мы усиленно ищем в житиях святых отцов примеры непослушания с целью оправдать собственное своеволие и самочиние. Нет! Прежде всего мы желаем реально представить проблему, связанную с послушанием и недостатком духовного руководства в период духовного обеднения, хотим доказать, что эта проблема действительно существовала и существует в последнее время, а не надумана святителем Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

  L032045. «Крины сельные». Сборник. 1776 г. 181 л. 4о. 17х12. Полуустав одного почерка. Писец – схимонах Манассия. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Переплет картон с кожаным корешком и углами. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 174 об. простая концовка чернилами. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Записи На л. 2-16 запись писца по нижнему колонтитулу: «Книга сия глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя мене многогрешнаго схимонаха Манасии зделано моими трудами 1776 года окончено апреля 30 дня». Содержание Л. 1. Заголовок. «Крины сельныя или цветы прекрасныя». Л. 2. Предисловие к книге. «Книга глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя…». Нач.: «Благодатию и помощию Божиею написахом убо малейшую сию книжицу…». Л. 175. Поучения свт. Димитрия Ростовского. «Разсуждение како приуготовлятися ко Святому Причащению». Нач.: «Да искушает же человек себе…».   L032046. Феодор Студит. Оглашения. 1777 г. 4о. 30х21. (24х17). 230 л. Полуустав одного почерка. Писец – схимонах Афанасий из Нямецкого монастыря. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Л. 9 без текста. Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки киноварные в колонтитулах. Записи На форзаце вверху владельческая запись: «1864. Иоанноарий». На л. 230 запись писца внизу страницы: «1777 года писал монах Афанасий». Содержание Л. 1. Оглавление. «Оглашений обдержащихся в сей книзе». Л. 10 (1). Феодора Студийского оглашения. (Заголовок не вписан, верхняя половина листа пустая). Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадителю…».   L032047. Петра Дамаскина слова. Книга 1-я. 1779 г. Полуустав двух почерков. Второй писец исправляет записи первого на полях и в колонтитулах и восстанавливает утерянные листы. I – (лл. 2-33 об., 35-42 об., 45-46 об., 57-119 об., 123-180 об., 186-234 – Николай), II (лл. 1-1 об., 34-34 об., 43-44 об., 47-56 об., 120-122 об., 181-185 об. – Платон).

http://bogoslov.ru/article/6177528

Так вот, будем смотреть за этим и не будем пребывать в неведении о замыслах его 486 , и каждый по своей силе и в вверенном ему послушании пусть устремляется и стремится в будущем все вперед, преуспевая в смирении, послушании, откровении помыслов, сокрушении, молитве, слезах, непорочности и во всяком добром деле, являя себя избранным Христовым сосудом и сыном света ( Деян. 9:15 ; 1Фес. 5:5 ). Да, да, чада мои, прошу, молю, напоминаю, умоляю: еще немного-немного – и скоро наступит час и придет время нашей радости, избавления, веселия, свободы, венцов, наград. Ведь и сами святые, а особенно наши сподвижники, то есть принадлежащие к [иноческому] чину 487 , взирая на наши преуспеяния с небесной высоты, радуются и услаждаются этим (ибо каждый лик праведников любит своих подвижников больше, чем других), стараясь об увеличении и умножении новых членов в своем деле, чтобы им устроить как можно большее собрание сликовствующих, воспевая Блаженную и Святую Троицу, ибо Ей подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 46 О том, чтобы легко переносить подвиг нашего благого послушания Похвала монахам Отцы мои, братия и чада. Вы только что очистились и просветились славословиями и молитвами. Посему можно подумать, не становится ли мое слабое оглашение (147) после этого уже излишним? Никоим образом. Исполняя заведенный обычай, я и теперь обращаюсь к вам с поучением, и теперь хочу побеседовать с вами, ибо это необходимо для вас, чада мои возлюбленные; вы – самые дорогие мои уды, утроба моя, я уже не знаю, с чем еще более драгоценным для меня и сравнить вас; еще лучше сказать – чада Божии ( Ин. 1:12 ), сыны света ( Лк. 16:8 ), избранный народ Господень ( Чис. 11:29 ) 488 , собрание благочестивых, воинство вышнего Царства, Церковь Христова, ангельский лик, истинный язык свят, царское священие ( 1Пет. 2:9 ), у которого общественный строй – небесный ( Флп. 3:20 ), а не земной, жизнь – не в плоти, а сверх плоти, дело не какое-либо гибнущее, преходящее и тленное, но всецело духовное, спасительное и вечное, одежда – по внешности убогая, но зато совнутри рясны златыми, красотою добродетелей одеяна и преиспещрена ( Пс. 44:14 ), наконец, наследие и удел – не золото с серебром и драгоценными камнями, не дорогая одежда, а также не обладание таким-то и таким-то количеством земли и имений или множеством многочисленных стад крупного и мелкого скота или тому подобными вещами (что все скоро разрушается и гибнет), но – Сам Господь, Царство Небесное, недра Авраамовы, бессмертие и блаженство, сладостный рай и все другое, что, по Писанию, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, именно – блага, яже уготова Бог ( 1Кор. 2:9 ) всем благоугодившим Ему от века.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

99 Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 100 Он же. Слово 37. 101 Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Указ. соч. Ответы 245, 255, 458. 102 Ср.: Преп. Ефрем Сирин. О страстях//Творения. В 3-х частях. СПб., 1907. Ч. 1. С. 187. 103 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 71. 104 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 268. 105 Он же. Указ. соч. С. 268. 106 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 12 На начало Притчей. С. 179. T. I. Беседа на Пс.33:10. С. 159—160. 107 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 168. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Подвижническое слово. Слово 1, § 4. С. 1. Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных, § 47//Добротолюбие T. III. С. 329. 108 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. § 179. С. 233—234. 109 См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4, 18. 110 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 152. 111 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 77. 112 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 182. С. 287. 113 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1898 (кн. IV, гл. 39. С. 46). 114 Его же. Собесед. XI, гл. 13. С. 380. См. Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. §§ 17—18. 115 Блж. Диадох. Подвижническое слово. § 16//Добротолюбие. Т. III. С. 15. 116 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 200. 117 Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных. § 47//Добротолюбие. T. III. С. 329. Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200. 118 Творения свв. отцов. Б. м. 1849. Ч. 3. Слово 78. С. 347. 119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 120 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 101—103. 121 Достопамятные сказания. С. 290—291. Ср.: Свт. Кирилл Александрийский. Слово на исход души; преп. Феодор Студит. Третье огласительное слово; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. С. 630—634; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 53-я на Евангелие от Матфея. См. также жития святых: преп. Василия Нового (видение мытарств преп. Феодоры), преп. Арефы Печерского и мн. др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Т. 1. С. 479, 338; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 10, 106–107; Свт. Григорий Нисский . О девстве, 7). Это выражение имеет библейское основание. См. повествование о просьбе израильтян к Едому пройти «царским путем»: позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих ( Чис. 20:17 ); см. то же и к царю Аморрейскому Сигону ( Чис. 21:21–22 ); ср.: Притч. 4:27 . – Ред. У преп. Феодора Студита оно чаще всего применяется по отношению к общежительному устроению монашеской жизни как «золотой середине» между крайностями мирской расслабленности и чрезвычайной строгости одиночного аскетизма. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 40; 34; 36; 66; II, 58. £. 410; 92. Σ. 655; Он же. Малое оглашение 47; 102; ср.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26; Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, 58 (см.: TSGC. Р. 153). – Ред. 27 Судя по указанию на несколько привелигированное положение, данное оглашение обращено к братии монастыря в Саккудионе, само местонахождение которого отличалось уединенностью и тишиной (см.: TSGC. Р. 154). – Ред. 29 Указанная монастырская должность во времена преп. Феодора Студита отличалась по смыслу от современной афонской. Если в последнем случае канонарх лишь читает (поет) начало текста, который затем поет псалт (певчий), то в первом случае канонарх имел весьма широкий круг обязанностей, и в целом на нем лежала организация богослужения и руководство чтецами, певчими и даже каллиграфами (переписчиками), задействованными для тиражирования богослужебных текстов (см.: Leroy, 62). – Ред. 30 Дориносимый ( δορυφορομενος)  – торжественно «носимый на копьях» (от δορς – «копье» и φορω – «носить»). См. «Херувимскую песнь» Божественной литургии св. Иоанна Златоуста . Традиционное толкование: коронация воинами императора. – Ред. 32 Во французском издании (см.: TSGC.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010