Таким образом, Романовы-Юрьевы-Захарьины и по свойству и по родству с Государями Московскими преемственно были ближайшими к Царскому роду между боярами и, пользуясь вполне заслуженным доверием Царским, занимали в Государстве Московском первые места. И у Престола Царского, и в делах ратных, и в службах посольских это были, поистине, вернейшие, храбрейшие и усерднейшие слуги Царя и Отечества. Самыми видными представителями рода Романовых в те времена были боярин дворецкий Никита Романович, брат Царицы Анастасии, и его старший сын Феодор Никитич, даровитейший человек своего времени. Преисполненный высокими качествами ума и сердца, он был украшением московского боярства и пользовался большою известностью даже между иноземцами. Оба они, и отец и сын, отличались необыкновенною скромностью и благочестием, а Никита Романович так и звался в народе “печальником опальных”. Царь Иоанн Васильевич настолько ценил заслуги Никиты Романовича, что назначил его, перед своею кончиною, членом Верховной думы при Наследнике Царевиче Феодоре Иоанновиче, с титулом “правителя”. Во второй половине XVI века породнились с Романовыми и с царскою семьею Годуновы: Иван Иванович Годунов женился на боярышне Ирине Никитишне Романовой, племяннице Царицы Анастасии, а Царевич Феодор Иоаннович вступил в брак с Ириной Феодоровной, родной сестрою Бориса Феодоровича Годунова. Но Богу угодно было к царственному служению Родине приуготовить семью Романовых страданиями и тяжким крестным подвигом. Пока жив был Царь Феодор Иоаннович, Годунов наружно старался поддерживать самые дружеские отношения с Романовыми, так что престарелый Никита Романович, обманутый этою дружбою, умирая, поручил ему свою семью. Причем Годунов клялся, что будет заботиться о его сиротах, как о своих детях, а когда сам Борис сделался Царем, то решил одним ударом отделаться от всех Романовых. Их оклеветали в злом умысле против Бориса, и боярин Феодор Никитич и его супруга были разлучены и насильственно пострижены в монашество, а братья Феодора – Василий, Александр, Михаил и Иван Никитичи – сосланы были в далекие пределы Северного края, где трое из них, после тягостного года ссылки, были умерщвлены жестокими стражами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Замостье присоединился к свите патриарха. Иеремия с Арсением и своей свитой прибыл в Москву (21 июля 1588 г.). Прибытием вселенского патриарха и сопровождавших его греческих иерархов благочестивый царь Феодор Иоаннович и Борис Годунов воспользовались, чтобы привести в исполнение заветное своё намерение – учредить в России патриаршество, в каковом деле принимал живое участие Эласонский епископ Арсений. По возведению Ростовского митрополита Иова в сан всероссийского патриарха (23 января 1589 г.) Арсений, вместе с патриархом Иеремий, посетил Троице-Сергиеву Лавру, где ему между другими подарками была поднесена икона «Сергиево видение». При последней аудиенции патриарха Иеремии у царя Арсений заявил желание навсегда остаться в России, на что Феодор Иоаннович изъявил своё согласие, и Арсений оставлен был в Москве. В это время он, составил свой труд Κποι κα διατρβ, в котором в поэтической форме на греческом языке изложил всё, им виденное в Москве, во время торжества избрания и посвящения первого в России патриарха. Эта поэма, (подкреплённая посольствами из Москвы царских дьяков: Нащокина (1592), Ив. Кошуринова (1593) и Трифона Коробейникова), с множеством даров от царя для восточных патриархов и православных церквей, успокоила неудовольствие восточных Иерархов на патриарха Иеремию за поставление им в России патриарха и вскоре (в 1593 г.) в Константинополе состоялся «великий и целосовершенный собор, признавший законность учреждения в Москве патриаршества и определивший новому патриарху пятое место в ряду других патриархов». Царь Феодор Иоаннович для пропитания дал Арсению достаточные средства, на которые он в Кремле близ царского дворца построил для себя дом с церковью во имя св. великомученика Димитрия, а в 1597 г. он, по повелению царя и определения патриарха и всего освящённого собора, был назначен к Московскому Архангельскому собору с титулом «архиепископа Архангельского» и с оставлением прежнего титула Эласонского: «Да в Москве же безотступно живёт и у царских гробов, у Архангела, архиепископ Эласунский, из грек, и служит завсегда по родителех государских» (Акты исторические, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Так назидал в последний раз святой Трифон братию. Сподобившись причастия страшных Христовых Таин, болящий старец сел на своей рогожине. Силы уже совсем оставляли его. Вдруг игумен заметил, что преподобный прослезился. Видя это, игумен сказал блаженному: «Отче, что с тобой? Ведь сам ты запрещаешь нам скорбеть. Ты говоришь, что с радостью идешь к сладкому Иисусу. Так почему же ты проливаешь слезы?» – «Тяжкая напасть постигнет сию святую обитель, многие погибнут от острия меча. Но не смущайтесь, уповайте на Бога, Он может возобновить обитель!» Сказав это, святой лег на своей рогожине, лице его просияло дивным образом, и с улыбкой он предал Господу свою чистую душу. Блаженная кончина его последовала 15 декабря 1583 г. Иноки благоговейно погребли его честное тело в пустыне, где он сам указал место. И после своего отшествия к Господу он не покидает всех, молящихся ему. Часто дивный заступник и на суше, и на море оказывает скорую помощь призывающим его и с верою притекающим к его мощам. Одно чудо произошло вскоре после преставления святого. Царь Феодор Иоаннович вел войну со Швецией и осадил один неприятельский город. (Феодор Иоаннович царствовал с 1584 по 1598 гг. Война со шведами, о которой здесь говорится, была в 1590 г.) Сам царь расположился недалеко от города. Шведы коварным образом узнали, где стоят царские шатры, и ночью навели пушки на то место. Царь после воинских трудов почивал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним предстал благообразный инок и сказал: «Встань, царь, и выйди из сего шатра, чтобы тебе не быть убитым». Царь же спросил его: «Кто ты, отче?» – «Я – Трифон, которому ты дал в милостыню одежду свою с намереньем, чтобы твоя милостыня была раньше всех. За это Господь, обещавший спасенье царям, говорит тебе: «Скорее встань с ложа и немедленно выйди из шатра!» Царь тотчас же пробудился и вышел из шатра. В это самое время шведы стали стрелять. Одно ядро ударилось в царский шатер и пробило ложе, на котором почивал царь. Государь, видя дивное покровительство святого Трифона, возрадовался и возблагодарил Господа за свое спасенье. Немедленно он отправил посланцев в Печенгский монастырь разыскать святого. Царь не знал, что преподобный уже скончался. С того времени Феодор Иоаннович возымел еще большую веру и усердие к нему и часто делал вклады и пожертвования в его монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Киеве находился Киприан, поставленный в Киевские митрополиты еще при жизни святого Алексия и стремившийся распространить свою власть и на церковь Московскую, а в Константинополе в 1380 году, без ведома и согласия Московского великого князя, был поставлен в митрополиты Киевские и всея России Пимен. Великий князь пожелал иметь митрополитом Киприана и отправил звать его в Москву духовника своего, Симоновского игумена Феодора, который и выполнил данное поручение с успехом. Впоследствии несколько раз Феодор исполнял подобные же поручения. Так в 1384 году он, по воле великого князя, вместе с Суздальским архиепископом Дионисием, путешествовал в Константинополь по делам русской митрополии, так как смута еще продолжалась: в Москве занимали митрополичью кафедру то Киприан, то Пимен. В эту поездку свою в Константинополь игумен Феодор получил от патриарха Нила [ 7 ] сан архимандрита, а Симонов монастырь сделан был патриаршим ставропигиальным. В 1387 году архимандрит Феодор снова путешествовал в Константинополь по делам митрополии, когда туда же ездили и оба митрополита, Пимен и Киприан. Из этой поездки Феодор возвратился в сане архиепископа Ростовского вместе с митрополитом Пименом. И после своего назначения на архиепископскую Ростовскую кафедру, остававшуюся праздною после удаления святого Иакова [ 8 ], Феодор продолжал принимать деятельное участие в церковных делах. Так в 1389 году он вместе с другими епископами провожал из Москвы до Рязани Пимена в третью, последнюю, поездку его в Константинополь. 19-го мая 1389 года скончался великий князь Димитрий Иоаннович. Сын и преемник его, великий князь Василий Димитриевич, оказывал такое же уважение и внимание архиепископу Феодору, как и его отец, и пользовался его услугами в делах церковных. Новым патриархом Антонием [ 9 ] Пимен был низложен окончательно и вскоре умер [ 10 ]. Великий князь Василий Димитриевич решил принять в Москву митрополита Киприана, находившегося в Константинополе, и для приглашения его отправил не раз уже бывшего там опытного Ростовского архиепископа Феодора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОР СТАРОДУБСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кн. Феодор Стародубский Феодор Иоаннович (+ 1330 ), князь Стародубский , святой благоверный Память 21 июня и в Соборе Владимирских святых Сын князя Иоанна Михайловича Стародубского , родился в городе Стародубе-Ряполовском (позднее - село Кляземский городок Ковровского уезда Владимирской губернии). Князь Феодор мученически пострадал 23 июня 1330 года в Орде , при татарском хане Узбеке . По народному преданию, тело св. князя было изрублено на куски татарами. Ко всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Его взяли из Орды для погребения в Стародубе, но лошади, везшие тело, остановились около села Алексина (ныне Савинский район Ивановской области), располагавшегося в удельном княжестве князя, в 15 верстах от Стародуба, и дальше не повезли. Там он и погребен в храме Рождества Пресвятой Богородицы . Об этом событии упоминает Никоновская летопись, которая ограничивается констатацией данного факта и обходит полным молчанием причины убийства и сопровождавшие его обстоятельства. Есть предположение, что гибель в Орде Феодора Иоановича, как и ряда других современных ему князей, совершилась " по думе " Ивана Калиты , который около того времени начал сильно теснить удельных князей и приносить на многих из них клевету татарскому хану. Наименование Федора Ивановича " благоверным " дает основание думать, что он погиб за исповедание веры. От могилы святого совершались исцеления болящих, в основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII в. Память благоверного князя местно чтилась 21 июня , в день памяти мученика Иулиана Тарсийского (+ 305). Тропарь, глас 1 Божественным желанием от юнаго возраста весь сам себе Господеви возложив, в молитвах и постех образ быв добродетели, богатство же, и славу, и доброродство телесное яко не сущее презрев, Христа единаго от души возлюбил еси, и Того Истиннаго Бога пред нечестивым царем исповедал еси. Телом бо, яко розга, обрезаем, на кийждо состав, удеси резания, благодарны молитвы изрекл еси Господеви. Тем во страдании своем венец прием, к Престолу восшел еси славы и со Ангелы предстоиши, всехвальне Феодоре, моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://drevo-info.ru/articles/13674932.h...

Сергий любил Феодора за чистую и добродетельную жизнь и часто посещал его обитель, как родственную Радонежской. Здесь останавливался он в нарочно устроенной для него келии, где свободно и пламенно предавался молитве, за преуспеяние своего ученика. Он вместе с братией возделывал здесь землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и кладязи. И теперь еще существуют плоды его труженической жизни: не в дальнем расстоянии от монастыря, находится довольно глубокий пруд, который и доныне называется Сергиевым. Великий Князь Димитрий, поверяя Феодору тайны души своей, имел его и лицом доверенным в важных делах церковных. Так в 1332 г. Димитрий Иоаннович посылал его в Киев к оскорбленному Митрополиту Киприану, примирить его с ним, и пригласить на Московскую кафедру. В 1383 году Феодор отправлен был в Константинополь с поручением к Патриарху Нилу, для упрочения власти нового митрополита Российского. Патриарх, беседуя с Феодором, весьма полюбил его за его красноречие и светлый ум, посвятил его в Архимандрита, а монастырь его возвел на степень Ставропигиального 84 . В 1388 г. Феодор снова отправился в Царьград вместе с Митрополитом Киприаном для обличения на Соборе Пимена, возмущавшего духовенство против Киприана и хлопотавшего в Царьграде о получении власти Митрополита всея России 85 . Поручение это тяжелое и требовало со стороны Феодора не малых усилий и твердости духа. Обличив на соборе Пимена и укротив бурю, воздвигнутую против митрополита Русского, Феодор этим стяжал такую любовь от Великого Князя, что он ходатайствовал пред собором о рукоположении Феодора в Епископа. И Феодор был рукоположен в Епископа Ростовского. Как памятник отеческого попечения о пастве Ростовского Архиепископа Феодора, есть Рождественский девичий монастырь в Ростове, основанный его тщанием 86 . Св. Феодор скончался в 1394 г. Ноября 28 дня. Нетленные мощи его открыто почивают в Успенском Ростовском соборе. Духовная жизнь цвела в Симоновом монастыре под надзором и руководством Св. Феодора и часто посещавшего оный Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава игумена Феодора как высокого подвижника привлекла к нему множество братии со всей России. При настоятельстве игумена Феодора в монастыре многие его ученики просияли добродетелями и сами впоследствии стали настоятелями. К их числу принадлежат преподобный Кирилл, игумен Белозерский († 1427; память 9/22 июня), преподобный Ферапонт Белозерский († 1426; память 27 мая/9 июня). Великий князь Димитрий Иванович Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября) на Московскую кафедру. В 1383 году великий князь Димитрий отправил игумена Феодора в Константинополь к патриарху Нилу просить новых распоряжений относительно митрополии. Грамоты содержали в себе от лица великих и других русских князей обвинения на митрополита Пимена († 1389) и просьбу о возведении в сан митрополита Дионисия († 1385). Во время пребывания в Константинополе патриарх Нил посвятил Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии. В 1386 году архимандрит Феодор вновь был послан князем Димитрием Иоанновичем к патриарху решить вопрос «об управлении митрополии», желая в Москве видеть на митрополии Пимена, которого поддерживал и архимандрит Феодор. В 1387–1388 годах архимандрит Феодор был рукоположен митрополитом Пименом во епископа Ростовского. В 1389 году святитель Феодор ездил в Константинополь, где на Соборе под председательством нового патриарха Антония было подтверждено решение прежнего патриарха об отлучении и низложении митрополита Пимена. Затем Собор утвердил следующее: «Настоящим синодальным деянием постановляем, чтобы митрополитом Киевским и всея России и был и назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведывает ею и всеми областями её...» Во время этого посещения епископ Феодор был возведён Константинопольским патриархом в сан архиепископа Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Через много времени прп. Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица!» Сначала св. Феодор основал новую обитель на месте, называемом Симоново, на берегу Москвы-реки, и посвятил ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Но потом он перенес ее в место более уединенное, в 5 верстах от Москвы, назвал его Новым Симоновом, посвятил его Успению Пресвятой Богородицы и ввел там строгое общежитие. Из этой обители вышли знаменитые подвижники: Кирилл (память его 9 июня) и Ферапонт (память его 27 мая) Белозерские. А в Старом Симонове была устроена усыпальница для братии, и там бьии погребены иноки Пересвет и Ослябя, убитые в бою на Куликовом поле. Св. Феодор был возведен в архимандрита и назначен настоятелем Симонова монастыря. Вел. князь Димитрий Иоаннович избрал его своим духовником. Прп. Сергий часто посещал его и молился о нем. После кончины митрополита Алексия (+ 1378, память его 12 февр.), когда поднялся вопрос о его преемнике, св. Феодор три раза ездил в Царь-град к Патриарху по поручению вел. князя. Сам св. Феодор был возведен в Царьграде на Ростовскую кафедру в 1389 г., но мог занять ее только в 1390 году, когда наконец на митрополичью кафедру был возведен святитель Киприан. Ростовская паства сильно полюбила своего нового святителя; особенно полюбило его княжеское семейство, которым он стал духовно руководить. Княжича Иоанна, больного глазами, он послал к мощам св. Леонтия (память его 23 мая), особенно чтимого им, и княжич получил исцеление. Вторичное исцеление княжич Иоанн, наученный святителем всегда прибегать к помощи св. Леонтия, получил уже по кончине святителя Феодора. Святитель Феодор скончался 28 ноября 1395 г. Святые мощи его почивали в ростовском Успенском соборе. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/437927/

2 . По примеру греческих императоров и вселенских соборов действовали и наши великие князья и государи по отношению к соборам, собиравшимся в России. Наши великие князья и государи, обыкновенно по соглашению с высшею духовною властью, всегда сами созывали соборы. Так поступали еще в XI и XII в. вел. князья Ярослав и Изяслав, а впоследствии Иоанн III, Василий Иоаннович Иоанн IV, Феодор Иоаннович и другие 1550 . Наши великие князья и государи нередко сами лично присутствовали на соборах. Иоанн III присутствовал на соборах 1488, 1491 и 1504 г. против жидовствующих, иногда с сыном своим Василием 1551 . Василий Иоаннович присутствовал на соборе 1525 г. против Максима Грека «с своими братьями и со многими боярами» 1552 . Иоанн IV присутствовал в 1551 г. на Стоглавом соборе, даже сам открыл заседания его своею обширною речью и предложил собору на бумаге 69 своих царских вопросов, для соборных рассуждений 1553 . В тех случаях, когда государи наши на соборе лично не присутствовали, они посылали па собор своих уполномоченных: например, на соборе 1531 года против князя-старца Вассиана Косого, где сам Василий Иоаннович не присутствовал, находились, вместо него, постоянно «боярин великого князя Михайло Юрьевич и дьяки великого князя» 1554 . Эти уполномоченные, наблюдая на соборе за порядком и благочинием, не могли вмешиваться в самые рассуждения собора. Потому, когда на соборе 1554 года знатный дьяк государев Висковатый позволил себе выразить пред собором свое мнение об иконах, митрополит Макарий заметил ему: «ты не право мудрствуешь об иконах; смотри, не попади в еретики; знал бы ты свои дела, которые тебе поручены» 1555 . Наши великие князья и государи утверждали определения соборов. И это выражали, во-первых, тем, что привешивали к соборным уложениям или постановлениям свои печати, а во-вторых – тем, что обнародовали эти постановления чрез свои указы или наказы, в которых выражались, что и Мы, Божиею милостью Государь и великий князь всея Русии [такой-то]..., поговоря с митрополитом, и с епископами, и со всем освященным собором, уложили есмя и укрепили... то-то и то-то (тут следовали самые постановления собора). Так, к определениям соборов 1503–1504 г. привесил свою печать вел. князь Иоанн III, вместе с печатью сына своего Василия, и тогда обнародовал эти определения в своих указах, в заключении которых говорил: «а на большее утверждение сего уложения и укрепление мы Иоанн, Божиею милостью Государь всея Русии и великий князь, и сын мой князь великий Василий Иванович всея Русии, к сей грамоте печати свои привесили 1556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Титлинов Б., проф. 420 Тито И. 445 Тихомиров Сергий, свящ. 434 Тихомиров С. Ф. 411 Тихон Белавин , патриарх 378, 380, 383, 384, 389, 392, 395, 398, 400, 402, 407, 410, 413, 414, 415, 418, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 429, 434, 439, 440, 467, 469, 470, 471, 478, 479, 483, 495, 496 Тихон Воинов, митроп. 353 ТихонСоколов Задонский, епископ Воронежский 274, 288, 292, 305, 313, 314, 325, 330, 338, 403 Тихон, митроп. 263 Тихон, епископ 473, 476, 489, 491 Толстой А., граф 281 Толстой Д., граф 281, 310 Толстой Л., граф 341, 344 Толстых Андрей 368 Томаницкий Петр, свящ. 337 Тон К. 294 Тохтамыш, хан 54 Траян, император, 9 Троицкий В., проф. 469 Тройден, король 135, 138 Трубецкой, боярин 186 Трубецкой Г., князь 469 Трубецкой Е. , проф. 379 Трупп А. Е. 399 Тузов 402 Турчанинов Петр, прот. 297, 298 Тучков Е. А. 410, 418, 432, 442 Угедей, хан 40 Узбек, хан 41 Уклеин Семен 343 Украинцев Емельян, дьяк 258 Урано Яков 369 Урусов Петр 168 Урусова Евдокия, княгиня 209 Успенский С. 402 Фабр И. 130 Фаддей Кокуйлович, архим. 320 Фаддей Успенский , архиеп. 431 Фейербах 341 Феодор Поздеевский , епископ 285 Феодор, диакон 208 Феодор Пустынный, протопоп 262 Федоров Иван 148 Феогност, митроп. 21, 31, 41 48, 49, 50, 128 Феогност Лебедев, митроп. 284 Феогност, епископ 43, 44, 45, 90 Феодор Поздеевский , епископ 318, 422, 423 Феодор Ростовский, еп. 88, 127, 128 Феодор Студит 7, 97, 102, 115 Феодор Текучев, епископ 445 Феодор, схимонах 335 Феодор Александрович, князь 42 Феодор Алексеевич, царь 193, 194, 211, 212, 214, 220, 225, 226, 227, 228, 229, 235, 250, 257, 259 Феодор Борисович, царевич 158 Феодор, боярин 42, 88 Феодор Бяконт 49 Феодор Волынский, князь 137 Феодор Иоаннович, царь 84, 141, 149, 150, 151, 153, 155, 157, 161, 165, 204 Феодор, князь 14 Феодор Ярославич, князь 129 Феодор Ярославский, князь 120, 129 Феодор, митроп. 37, 49 Феодор, еп. 13, 434, 453, 476 Феодор, муч. 10, 92 Феодор, святой 52 Феодор, преп. 18 Феодор, архим. 48 Феодор, иерей 398 Феодор 38 Феодорит, епископ 172 Феодорит, лжемитроп. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010