1) Поставление Оригена на последнее место в этом списке нарушает хронологический порядок, и что по содержанию своего учения он выбивается из этого ряда «христологических еретиков». Однако некорректно навязывать «кабинетные» схемы перечисления ересиархов отцам собора, которые следовали уже устоявшейся традиции добавлять имена новоосужденных еретиков к тем, которые были осуждены прежде ; 2) В этом анафематизме упомянуты только те еретики, которые были осуждены на предыдущих вселенских соборах. Но, во-первых, не только Ориген, но еще двое из этого списка еретиков — Аполлинарий и Македоний — никогда прежде поименно не осуждались Вселенскими Соборами, а во-вторых, внесение имени Оригена требовалось для преодоления смуты в Палестине. Учитывая это обстоятельство, а также личное участие в полемике с оригенизмом императора, созвавшего Собор, появление имени Оригена в списке осужденных еретиков совсем неудивительно; 3) Епископ Феодор Аскида не допустил бы осуждения Оригена. Однако он уже допустил это, когда подписал предложенное императором осуждение Оригена десятью годами ранее. Как свидетельствует современник событий, оригенисты Феодор Аскида и Дометиан Галатийский смогли войти в круг помощником императора-антиоригениста именно потому, что «скрывали свою ересь» ; 4) Анафематизм совпадает с цитатой из послания св. Юстиниана, в которой, однако, имени Оригена нет. Но это никак не исключает возможности того, что при составлении нового текста отцы собора или даже сам император предложили добавить имя еще одного ересиарха. 5) Папа Вигилий в послании, признающем V Вселенский собор, не упоминал Оригена. Но, как замечает Кастеллано, причиной скорее всего было то, что для Запада, в отличие от Востока, более чувствительным вопросом было осуждение «трех глав», тогда как оригенизм давно уже не составлял предмет споров. Учения Оригена были осуждены соборно в Риме в 400-м и в 494-м годах, и тот же папа Вигилий уже признал письменно решения антиоригенистского Константинопольского собора 543 г., инициированного во многом его легатом Пелагием . Осуждению же «трех глав» противились на Западе многие, и в ряде областей по этой причине произошли расколы из-за того, что папа Вигилий подписал решения собора. Целое столетие ушло на то, чтобы преодолеть это разделение. Следует добавить также, что в древнем списке латинского перевода деяний V Вселенского собора, вероятно, выполненного для самого папы Вигилия, имя Оригена в списке осужденных собором еретиков присутствует.

http://pravoslavie.ru/63080.html

Минувшее воскресенье Церковь посвятила памяти святых отцов шести Вселенских соборов. В связи с этим уместно было бы подробнее обсудить одно из соборных решений, которое доныне вызывает в некоторых кругах жаркие споры. О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. В 553 году в Константинополе святым Юстинианом Великим, императором Византии, был созван собор, который Церковь признала как Пятый Вселенский. Он осудил Феодора Мопсуэстийского, отдельные творения блж. Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, а также Оригена, Дидима и Евагрия Понтийского. Церковный историк Евагрий Схоластик (†594) пишет, что в то время в Палестине возникла большая смута из-за монахов-оригенистов, которым покровительствовал епископ Феодор Аскида, приближенный к императору. Патриарх Иерусалимский Евстохий предпринял меры к тому, чтобы сподвигнуть императора к новому, более масштабному осуждению оригенизма, чем то, которое было за десять лет до того по инициативе св. Юстиниана на поместном Константинопольском соборе. Чтобы отвлечь внимание от оригенизма, Феодор Аскида стал говорить о необходимости осуждения Феодора Мопсуэстийского и про-несторианских писаний Феодорита и Ивы. В результате, как замечает Евагрий Схоластик, «так все устроил ко благу Всесвятой Бог, чтобы [на созванном соборе] нечистое было изглажено и там и здесь» , то есть, последовало осуждение и «трех глав» с одной стороны, и Оригена с другой. Церковный историк пишет, что сначала было осуждение «трех глав», а «потом, когда монахи — Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали [императору] письменное донесение против учения Оригена… и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к [папе] Вигилию о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами. Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад, которого иные места изложены так: “избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых, но такого человека (Оригена), как татя и разбойника, связавши крепко узами анафемы, извергли вне священной ограды”. Потом немного ниже: “Силу наших деяний вы узнаете из чтения их”. К этому присовокупили они и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались [с православными], и в чем разногласили и многообразно заблуждались… С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора» .

http://pravoslavie.ru/63080.html

1693 Но этим был создан опасный прецедент; он показал, по словам одного автора, «что можно откапывать заблуждения, содержащиеся в старых книгах, отдавать на суд богословских властей утверждения, авторы которых не имеют более возможности ни отречься от них, ни изъяснить таковые, и из за ничтожных теологических погрешностей поражать анафемой память людей, окруженных благоговейным почитанием». 1694 Феодор Аскида воспользовался этим; желая отмстить за Оригена , а еще более в отместку Пелагию 1695 , зная вместе с тем манию богословствования императора и его постоянное желание умиротворить монофизитскую распрю, наконец будучи уверен угодить этим путем Феодоре 1696 , – он отыскал в числе сочинений, одобренных Халкидонским собором, произведения трех лиц, ненавистных для монофизитов, Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского  и Ивы Едесского, явно зараженных несторианской ересью. Уже во время диспута в 533 году диссидентские епископы заявляли, что одним из существенных возражений их против признания Халкидонского собора является терпимость, выказанная собором в отношении Ивы и Феодорита. Таким образом, посредством энергичного осуждения этих сочинений, этих « трех глав " Аскида давал Юстиниану средство, и легкое и православное, рассеять недоверие монофизитов к Халкидонскому собору: «обновленный и очищенный этим путем – говорил он – собор будет признан всеми и во всем; и стараниями вашего благочестия еретики возвратятся в лоно кафолической церкви, вселенская церковь возрадуется, а ваше милосердие приобретет себе этим вечную славу». 1697 Это был как раз тот момент, когда монофизитская церковь , при содействии Феодоры, заканчивала свое восстановление. Епископы секты, укрывавшиеся в Константинополе, тайно посвятили в епископа Едесского, с властью, простирающейся на всю Сирию и Азию, любимца императрицы монаха Иакова Барадея (543 г.). 1698 Этот человек, мужественный, энергичный, строгий, «быстрый, говорит один историк, как второй Азаил» 1699 , готовился в течение: нескольких лет вернуть монофизитам все могущество их на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

14 История пятого вселенского собора и некоторые сведения для истории спора о трех главах изложены в V томе Деяний вселенских переведенных при Казанской Духовной Академии. Мы будем пользоваться первым изданием этого тома. 15 Феодор Аскида был оригенист, т. е. последователь церковного учителя III века Оригена , заблуждавшегося в учении о Троице, происхождении душ человеческих, творении мира, искуплении и проч. А так как Юстиниан вел решительную борьбу с оригенизмом, то Феодор, чтобы пособить своей партии, указывая Юстиниану на необходимость осуждения трех глав, тем самым хотел отвлечь его внимание от орегенизма, направив оное в другую сторону. – Liberatas, Breviariam causae Nestorianorum et Eatycbianoram. Cursus patrologiae, Lat. Sesies, tom. 68 p. 1049. Facundus, pro defensione trium capitulorum. Cursus patrologiae, Migne, Lat. Series, tom. 67, pag. 532 627. 18 Название глав Феодор, Феодорит и Ива получили не потому, что они были главами ереси неосторианской (напр. Ива был очень мало заметное лицо в несторианских движениях), а сотому что в указе Юстиниана каждому из них посвящена была отдельная глава или параграф; таких глав или параграфов, в которых говорилось об этих лицах, было три; отсюда спор происходил в начале собственно о тех главах указа Юстинианова, но вскоре этот первоначальный смысл выражения: три главы потерялся и главами стали называть самые лица Феодора, Феодорита и Ивы. 22 Подробнее об учении Феодора будет сказано при изложении истории V вс. собора. См. «историю вс. собор.» епископа Иоанна, стр. 147 –149. Выпуск первый, 1871 г. Москва. 23 Если только эти указы действительно изданы были во времена Феодосия в том виде, как они читаются в Деяниях V вс. собора, т.е. если в них и прежде рядов с именем Нестория стояло имя Феодора, чего однако ученый Гефеле не признает. B.II, стр. 779. 34 К сожалению, известия о том, при каких условиях под писались епископы восточные, сохранились в свидетельствах только западных писателей, пристрастных в вопросе о трех главах; действительно ли так было дело, как представляют они-судить heboзмoжho.-Facundus, pro defensione trium capitulorum, p. 625. Migne, Cursus patrol. Lat. series, tom. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

34 Церковный историк Евагрий (кн. 2, гл. 3) говорит: «с северной стороны главного храма св. Евфимии (где происходил собор Халкидонский) была устроена ротонда, внутри обставленная искусно отделанными колоннами. На них (колоннах) возвышается горница, чтобы желающие могли оттуда молиться мученице». Наверное можно думать, что эта-то горница и называется в «Деяниях» Халкидонского собора молельней храма Евфимии. 49 История пятого всел. собора и некоторые сведения для истории спора о трех главах изложены в V томе Деяний вселенских соборов, переведенных при Казанской Дух. Академии. 50 Феодор Аскида был оригенист, т. е. последователь церковного учителя III века Оригена , заблуждавшегося в учении о Троице, происхождении душ человеческих, творении мира, искуплении и проч. А так как Юстиниан вел решительную борьбу с оригенизмом, то Феодор, чтобы пособить своей партии, указывая Юстиниану на необходимость осуждения трех глав, тем самым хотел отвлеч его внимание от оригенизма, направив оное в другую сторону. – Liberatus, Breviarium causae Nestorianorum et Entychianorum. Cursus patrologiae, Migne, Lat. Series, tom. 68. p. 1049. Facundus, pro defensione trium capitulorum. Cursus patrologiae, Migne, Lat. Series, tom. 67, pag. 532, 627. 53 Название глав Феодор, Феодорит и Ива получали не потому, что они были главами ереси несториансксй (напр. Ива был очень мало заметное лицо в несторианских движениях), а потому что в указе Юстиниана каждому из них посвящена была отдельная глава или параграф; таких глав или параграфов, в которых говорилось об этих лицах, было три; отсюда спор происходил в начале собственно о трех главах указа Юстинианова, но вскоре этот первоначальный смысл выражения: три главы, потерялся и главами стали называть самые лица Феодора, Феодорита и Ивы. 57 Подробнее об учении Феодора будет сказано при изложении истории V вс. собора. См. «Историю вс. собор. епископа Иоанна», стр. 147 – 149. Выпуск первый, 1871 г. Москва. 58 Если только эти указы действительно изданы были во времена Феодосия в том виде, как они читаются в Деяниях V вс. собора, т. е. если в них и прежде рядом с именем Нестория стояло имя Феодора, чего однако ученый Гефеле не признает. Ibidem, стр.779.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Пока преславный отец наш Савва был во плоти, то во всех монастырях в пустыне было одно исповедание веры. Тогда все сыны Иерусалима ходили в доме Божьем в единомыслии и в согласии в рассуждении божественных догматов, все были в неразрывном союзе и мире, так что исполнялись сии слова Писания: «возведи окрест очи твои и виждь собрания чада твоя» (Ис.60:4). Но по преставлении из сей жизни искуснейшего пастыря, стадо его пришло в бедственное положение, потому что было пасомо неискусным пастырем. Ибо Нонн и его последователи, почитая смерть отца нашего Саввы выгодным для себя случаем, начали распространять то зловерие, которое они скрывали во глубине души, и мутным и превратным учением начали напаять всякого своего ближнего. В свою гнусную ересь они увлекли всех искуснейших людей не только в Новой Лавре, но и в обители Мартирия и в Лавре Фирмина, поелику отцы сих монастырей блаженный Фирмин и Созомен, бывшие учениками и сподвижниками божественного старца, уже почили. И не только в сих монастырях, но и в Великой Лавре и прочих монастырях пустыни, они в короткое время успели посеять нечистое учение Оригена. В тоже время Дометиан, игумен обители Мартирия, и Феодор по прозвищу Аскида, настоятель Новой Лавры, оба сильно заразившись учением Оригена, отплыли в Константинополь, и там притворно показывая себя защитниками Халкидонского Собора, при содействии вышеупомянутая византийца Леонтия, сделались близкими к папе Евсевию, а чрез него и к благочестивейшему нашему императору. Скрывая свою ересь великим лицемерием, они получили при дворе великую доверенность, и Дометиан принял священноначалие в Галатийской области, а Феодор поставлен во епископа в Кесарию Каппадокийскую. По сей причине последователи Нонна получили более силы, и тщательно и неусыпно сеяли Оригеновы семена по всей Палестине.    84. После аввы Мелита, который пять лет пас стадо Саввы, и по кончине часто прежде упоминаемого блаженного Феодула, игуменство Саввы принял брат Феодулов Геласий, в начале пятнадцатого индиктиона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

9. Наверное, самым важным событием во время столь эпохального для церковной истории правления Юстиниана был V Вселенский Собор. События, приведшие к его созыву, начались со споров об Оригене. Точные обстоятельства возникновения этих споров неясны. Известно, что в 531 г. великий палестинский подвижник, сыгравший неоценимую роль в победе халкидонского христианства в Палестине, преп. Савва, в возрасте 92 лет прибыл в Константинополь просить помощи жертвам самарянского восстания, а также пожаловаться на беспорядки, чинимые в его Лавре, знаменитой Мар-Саба, монахами-оригенистами. Часть оригенистов даже отделилась и создала свой монастырь - Новую Лавру. Но визит св. Саввы не привел к запрету деятельности оригенистов. Он даже обнаружил оригениста, Леонтия Византийского, среди монахов, сопровождавших его в столицу! Леонтий Византийский на самом деле был родом из Иерусалима, и его необходимо отличать от его современника - православного богослова Леонтия Иерусалимского, который происходил из Константинополя. После смерти св. Саввы, последовавшей через год после его визита в Константинополь, оригенисты попытались штурмом взять его Лавру. А через Леонтия, оставшегося при дворе и нашедшего там доступ к императору, они приобрели влияние в столице. Самый известный среди них, Феодор Аскида, - лидер монахов Новой Лавры - был избран епископом Кесарии Каппадокийской и стал придворным иерархом. Оба, Леонтий и Феодор, принимали участие в христологических дебатах (Леонтий, например, был активным участником диспута 532 г.) и даже написали несколько богословских трактатов в защиту Халкидона и, соответственно, против Нестория и монофизитов. Оригенистские споры и беспорядки в Палестине продолжились, и в 543 г. после целого ряда событий сам Юстиниан опубликовал трактат против Оригена и оригенистов. Богословие Оригена было спорным при его жизни и оставалось таковым с тех пор. Он попытался выразить содержание библейской веры в терминах, понятных интеллектуалам, возросшим в традициях неоплатонической веры. Без его влияния достижения великих каппадокийцев были бы невозможны. Но такие идеи Оригена, как «вечное творение» Богом мира «интеллектов» или «душ» (νες), предсуществование душ, конечное всеобщее восстановление (апокатастасис) и многое другое, никак не могли сочетаться с библейской православной традицией. Однако эти идеи составляли основу, сердце оригенистской метафизической системы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434766/

В то время Дометиан, игумен обители Мартирия, и Феодор, по прозванию Аскида, настоятель Новой лавры, сильно заразившись учением Оригена , отплыли в Константинополь и там, притворно показывая себя защитниками Халкидонского собора, при содействии вышеупомянутого Византийца Леонтия, (который, по-видимому, после отвержения его Саввою жил в столице), сделались близкими к папе Евсевию, а чрез него и к самому императору Иустиниану. Вскоре Дометиан становится епископом Галатийским, а Феодор – Кесарийским. Нонн, благодаря их поддержке, смело сеет семена Оригеновы во всей Палестине 164 . Леонтий уезжаешь из Константинополя и начинает работать рука об руку с Нонном. В Новой лавре собрались все главные виновники ереси (оригенизма). Леонтий Византийский обнаруживает особенную ревность в пропаганде ереси. Будучи давно недоволен блаженным Саввою, (разумеется, за публичное отвержение и посрамление), он дал всем еретикам совет вооружиться и приступить к разрушению Великой лавры (св. Саввы). Почему они и пошли вместе с Леонтием и прочими монахами, изгнанными из лавры, в обитель блаженного Феодосия, надеясь привлечь к себе здешних насельников, но были отвергнуты. Тогда еще с большим озлоблением они устремились на задуманное дело. И только благодаря тому обстоятельству, что они заблудились на дороге, их преступное намерение не было приведено в исполнение 165 . Затем, Леонтий хлопочет о принятии в Великую лавру изгнанных оттуда за оригенизм монахов и Евсевий, епископ Кизикский, будучи обманут словами Леонтия ( π τν Λεοντου λγων ποπαθες) 166 и ничего не зная об ереси, призвал к себе авву Геласия (игумена лавры) и принуждал его принять изгнанных. В то же время бывший вместе с Евсевием в Иерусалиме патр. Антиохийский Ефрем, услыхав о том, что произвели оригеннсты во Иерусалиме, воодушевился мужеством и соборным определением, состоявшимся в Антиохии (в 542 г.), предал проклятию оригеновы догматы . Последователи Нонна вознегодовали на Ефрема. Имея своим поборником Леонтия Виз., который отплыл тогда в Константинополь, они принуждали архиепископа Петра исключить имя Ефрема из церковных диптихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Обстоятельства, описанные в начале этой главы, вызывали неминуемо созыв нового Вселенского Собора, по счету пятого. Еретические волны объяли корабль церковный в трех патриархатах: Александрийском, Константинопольском и Антиохийском. Мы видели, как бесчинствовали и расправлялись с православными еретики в Антиохийском патриархате, то же было и в остальных. Каждый гнул в свою сторону: несториане – в свою, евтихиане – в свою, оригенисты – в свою. Один из епископов, преданных Оригену , именно – Феодор Аскида, желая защитить гонимое учение и отвлечь от него внимание императора, коварно стал доказывать последнему удобство соединить с церковью противников Халкидонского Собора (Четвертого Вселенского), если только будут осуждены якобы не осужденные последним три учителя Сирской Церкви, единомысленные с Несторием, – Феодор Мопсуетский, Феодорит Кирский и Ив Едесский 39 . Ложь и коварство советов заключались в том, что ими не мир Церкви и не уважение снискивалось к Халкидонскому Собору, а, наоборот, подрывалось всякое доверие к нему, потому что на Халкидонский Собор набрасывалась этим тень неправильного отношения к делу и к чистоте веры, тогда как обелять его было не в чем, ибо он как Феодориту, так и Иву возвратил епископское достоинство не иначе, как после достойных плодов покаяния, так и Мопсуетскому не оказал никакой чести. Но император Юстиниан, желая водворить мир в империи, поддался этим лукавым советам и разослал по всем епископам исповедание веры, чтобы они подписали осуждение этим трем главам, как назывался тогда вопрос о сочинениях вышеуказанных учителей. Архипастыри православные, как и следовало ожидать, высказались о них самым невыгодным образом, но многие из епископов, втайне несторианствующие или остававшиеся при особом мнении, запротестовали. Тогда, хотя дело Святого Халкидонского Собора было правое, православные предстоятели Церкви положили собрать Вселенский Собор новый и на нем исследовать как определения предыдущего Халкидонского Собора вместе с сочинениями трех вышеупомянутых архиереев, так и мнения Оригена , которые внесли такое смущение в умы верующих 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Леонтий становится учеником одного из их лидеров – Нонна 1829 . Вместе с ним в 514 г. при игумене Павле он был принят в Новую Лавру, но уже через полгода, когда Павла сменил Агапит, Нонн и Леонтий, а также, видимо, Домициан и Феодор Аскида были изгнаны из монастыря за исповедание оригеновской идеи «предсуществования» 1830 и поселились в Педиаде, районе между Аскалоном и Елевферополем 1831 . Некоторое время спустя оригенисты обратились к патриарху Иерусалимскому Иоанну за разрешением вернуться в Новую Лавру, но тот, по настоянию Саввы Освященного и Агапита, отклонил их прошение. После смерти Агапита в 520 г., новый игумен Мамае тайно вернул оригенистов в монастырь 1832 . В 531 г. Леонтий отправляется в Константинополь в составе делегации палестинских монахов, возглавляемой св. Саввой. Последний намеревался упросить Юстиниана прекратить уничтожение самаритян, восставших против дискриминационной политики императора 1833 . Юстиниан в это время проводил политику примирения с монофизитами, и в Константинополь в 531 г. прибыло множество епископов и монахов, амнистированных императором. Леонтий, вовлеченный в полемик с ними, участвуя в диспутах в Царском Портике, открыл свои оригенистические воззрения и навлек на себя гнев св. Саввы, который не только прекратил с ним общение, но и посоветовал Юстиниану осудить Леонтия как еретика, обвиняя его не только в оригенизме, но и в арианстве и несторианстве 1834 . Однако Леонтий не только не был осужден, но, напротив, позже имел влияние при дворе Юстиниана, сдружившись с казначеем Святой Софии Евсевием. Вместе они участвуют в собеседовании с монофизитами в 532 г. 1835 Благодаря рекомендациям Евсевия, в 536 г. 1836 старые знакомые Леонтия, Домициан и Феодор Лскида, заняли епископские кафедры Анкиры и Кесарии Каппадокийской 1837 . В этом же году Леонтий участвовал в созванном, чтобы осудить монофизитскую ересь, Константинопольском соборе. В соборных постановлениях Леонтий упоминается шесть раз – как «монах, игумен и представитель всей пустыни», «имеющий слово над святыми отцами пустыни» и «игумен, монах своего монастыря и тот, кто над святыми отцами в пустыне и на Иордане» 1838 , будучи в действительности одним из представителей делегации палестинских оригенистов 1839 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010