В 544 г. император Юстиниан издал знаменитый эдикт «О трех главах». Этот эдикт, вызвавший огромные споры, дошел до нас в отрывках на латинском языке благодаря Факунду Гермианскому, критику этого императорского указа. Указ содержал три анафематизма: «Кто называет правильным нечестивое послание, приписываемое авторству Ивы, или кто поддерживает его, а не анафематствует как дурно отзывающееся о Кирилле… и порицающее 12 глав Кирилла, нападающее на первый Ефесский собор, а Нестория защищающее и Феодора Мопсуэстийского похваляющее, тот да будет анафема. Кто утверждает, что мы изрекли это с целью уничижения или устранения святых отцов, бывших на Халкидонском соборе, тот да будет анафема. Стоит только заглянуть в послание к Маре, чтобы увидеть, как оно все сплошь безбожно и нечестиво, почему восточная Церковь и анафематствует Феодора» 37 . По причине того, что в этом эдикте количество анафематизмов совпало с количеством затрагивающихся в нем лиц, под именем трех глав стали понимать не три раздела указа, а три лица – Феодора Мопсуэстийского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского. Это новое понимание отразилось уже на Пятом Вселенском соборе. Возникновение этого указа связано не столько с естественным ходом богословских споров, сколько со стремлением перевести внимание императора с одной острой проблемы на другую. Инициатором этого эдикта стал епископ Кесарии Каппадокийской Феодор Аскида. Феодор Аскида был оригенистом. В то время в Палестине было много монахов-оригенистов. Увлекаясь теми сторонами учения Оригена, которые были связаны с его эсхатологией, эти монахи исказили христологию Оригена, придав ей еретический характер. В Церкви назревало большое недовольство учением этих монахов. Обращая внимание Юстиниана на антиохийских богословов, Феодор Аскида тем самым хотел отвести опасность от оригенистов, к числу которых принадлежал он сам. Феодор Аскида убедил императора в том, что вернуть общение с монофизитами можно через анафематствование Феодора Мопсуэстийского, Ивы и Феодорита, что монофизиты не принимают Халкидон именно потому, что он вернул общение Иве и Феодориту и не осудил Феодора. Отношение к эдикту «О трех главах» на Востоке и Западе империи. Папа Вигилий и его «Юдикатум». Разрыв отношений между Римской и Константинопольскими Церквами

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Оригенизм и Ориген А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Очень сложные и утонченные христологические споры переплетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шоссейном тракте, a как бы на параллельной проселочной дороге. Создавал эту «особность» широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богословским героем аскезы, и его крайние суждения ο духе и плоти в стиле спиритуализма еще языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудировали Оригена. И его полуязыческие гадания ο начале мироздания, ο предсуществовании души, ο душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое (Текуа) близ Вифлеема. От этих палестинских монахов-оригенистов на соборе Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были представителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице проявили свою богословскую интеллигентность и были назначены на выдающиеся епископские кафедры: Домициан — на Анкирскую, a Феодор Аскида — на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, a остались в столице. Особым доверием y самого императора Юстиниана пользовался Феодор Аскида. Аскида попал в центр власти в минуту для него исключительно неблагоприятную. Как раз в этот момент темпераментный и увлекающийся Юстиниан был настроен компетентными в церковных вопросах советниками на тο, чтобы укротить заносчивых монахов-оригенистов. Β Палестине они составили богословское большинство, оказывая давление на своего епархиального начальника, епископа Иерусалимского Петра. Петр, не мудрствуя лукаво, послал в Константинополь доклад об оригенистической болезни своих монахов. Тут проездом из Александрии в столицу очутился и очень веский свидетель — апокрисиарий римского папы, диакон Пелагий, в скором будущем ставший папой. Совет Пелагия ускорил реакцию власти. He столько пассивного и монахолюбивого патриарха Мины, сколько самого Юстиниана. Юстиниан со страстью отдавался богословским спорам не по отвлеченным мотивам, a по лежащей на его плечах, как властеносителя великой вселенской империи, обязанности спасти ее единство. Спасти через единство кафолической веры. По причине этого именно имперского интереса, т.е. «чистки сепаратистской заразы на окраинах,» Юстиниан так энергично вспыхнул после доклада Пелагия. И сейчас же, не откладывая, решил использовать полностью свое право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров.

http://sedmitza.ru/lib/text/435245/

   Вот заключительная часть ороса: «...итак, мы осуждаем и анафематствуем со всеми другими еретиками, уже осужденными и отлученными на четырех первых святых соборах и святою кафолическою и апостольскою церковью, Феодора, бывшего епископа Мопсуетского так же, как и его нечестивые писания.    Таким же образом мы осуждаем и анафематствуем и то, что нечестиво написал Феодорит против православной веры, против 12 анафематизмов Кирилла и против собора Ефесского и, наконец, в защиту Феодора и Нестория.    Мы анафематствуем, наконец, нечестивое письмо к Персу Маре, приписываемое Иве.., порицающее святую память Кирилла, как еретика, как писавшего, подобно Аполлинарию, тогда как он учил православно, и обвиняющее Ефесский собор в том, что им низложен Несторий без суда и следствия, и защищающее Феодора и Нестория и их нечестивые учения и сочинения.    Итак, мы анафематствуем «три главы», т.е. нечестивого Феодора Мопсуетского и его богохульные книги и то, что нечестиво написал Феодорит, и богохульное письмо, приписываемое Иве. Мы анафематствуем их со всеми теми, кто их защищает, которые считают «три главы» православными, желают или будут желать покрыть их нечестие авторитетом св. отцов или Халкидонского собора».    В этом оросе отчетливо проведена линия различения лиц и их писаний. Халкидон, оправдавший лично Феодорита и Иву, защитил их и теперь. Но Феодор, Халкидоном не защищенный, подпал под анафему. Оригенизм и Ориген    Очень сложные и утонченные христологические споры переплетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шоссейном тракте, а как бы на параллельной проселочной дороге. Создавал эту «особность» широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богословским героем аскезы, и его крайние суждения о духе и плоти в стиле спиритуализма еще языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудировали Оригена. И его полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое (Текуа) близ Вифлеема. От этих палестинских монахов-оригенистов на соборе Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были представителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице проявили свою богословскую интеллигентность и были назначены на выдающиеся епископские кафедры: Домициан — на Анкирскую, а Феодор Аскида — на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, а остались в столице. Особым доверием у самого императора Юстиниана пользовался Феодор Аскида.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Некоторые ученые, однако, отвергают версию, что мысль направить внимание на несторианскую опасность и, осудив Феодора Мопсуестийского, расчистить путь для диалога с монофизитами, была подсказана императору оригенистом Феодором, вероятно, из опасения, что ссылка на подобный источник этой идеи набрасывает тень на богословие и Юстиниана, и V Вселенского Собора. Так, протоиерей Валентин Асмус в этой связи замечает: «Из книги в книгу повторяется анекдотическая инсинуация Либерата Карфагенского о том, что оригенисты, не желавшие осуждения Оригена, пытались переключить внимание святого Юстиниана на другой предмет, что несостоятельно уже потому, что эдикт против Оригена… был издан до начала деятельности святого Юстиниана против “трех глав” – не позже 542 года» . Эдикт против оригенистов издан был, конечно, ранее эдикта против «трех глав», но это не значит еще, что эдиктом завершилась борьба с оригенизмом . На том историческом этапе она, как известно, закончилась лишь 10 лет спустя, на V Вселенском Соборе, до созыва которого Феодор Аскида не мог считать дело оригенистов окончательно проигранным, и поэтому у него были резоны переключить внимание императора на другую богословскую тему. Не только ученые Нового времени и не только Либерат Карфагенский, но и другие авторы, писавшие по свежим следам событий, придерживаются той же версии. Так, Евагрий Схоластик, живший во второй половине VI века, писал, благочестиво резюмируя произошедшее: «Феодор… подольстился к Юстиниану и стал его доверенным и особо приближенным лицом… Он повергал в смуту царство… и начинает дело против Феодора, (епископа) Мопсуэстии, Феодорита и Ивы, ибо Всесвятой Бог всё это превосходно устроил, дабы и та, и другая скверна были уничтожены» , – подразумевается осуждение, вынесенное на V Вселенском Соборе и Феодору Мопсуестийскому, о чем хлопотал Феодор Аскида, и Оригену, почитателем которого был Аскида. Евагрию было ясно, что подсказка оригениста Феодора не омрачает богословский подвиг Юстиниана, репутация которого в защите не нуждается, и не обеляет Феодора Аскиду.

http://pravoslavie.ru/65039.html

Однако во втором часу дня на них опустились такие мгла и мрак, что они проблуждали весь остаток дня по пустыне, а наутро оказались возле обители Маркиана, находившейся неподалеку от Вифлеема, после чего оставили свое намерение. 878 Впоследствии, около 540 года, представив зачинщиком смуты Геласия, они поставили его перед выбором либо принять изгнанников, либо изгнать из Великой Лавры и их противников. Геласий избрал второе и выслал из обители шестерых братьев. Братья эти отправились в Антиохию и обратились за помощью к патриарху Ефрему, созвавшему поместный собор, осудивший оригенизм. После этого оригенисты (Леонтий к этому времени уже отбыл в Конетантинополь) стали принуждать Петра, патриарха Иерусалимского, исключить имя Ефрема из церковных диптихов. Однако Петр побудил Геласия и Софрония подписать//bellus (прошение) против оригенистов, в котором они просили его оставить [в диптихах] имя Ефрема. Прошение это было послано им в Константинополь, где римский легат Пелагий уже работал в том же направлении. Вследствие этого в начале 543 года Юстиниан издал эдикт против «оригенизма», под которым вынуждены были поставить свои подписи и епископы Феодор Аскида и Дометиан. Когда же Дометиан (ставший к этому времени митрополитом Анкирским) обнаружил, что эдикт был подписан не всеми и что Феодор Аскида, несмотря на подписание его, продолжал придерживаться своих прежних взглядов, он обрил себе бороду, порвал с церковью и через какоето время (там же, в Константинополе) умер без причастия от водянки. 879 В Иерусалиме же оригенисты, едва прослышав об эдикте, покинули Новую Лавру и отступили в долину. Однако в самом скором времени, опасаясь угроз Аскиды, Петр весьма неосторожно дозволил оригенистам вернуться назад. Аскида же (Леонтий умер примерно в это же время) пытался бороться с Пелагием и Петром, выступая против «Трех Глав» (Феодор Мопсуэстийский и др.). Петр впал в немилость у императора после того, как привез в Конетантинополь еще один libellus от архимандритов, возражавших против отмены «Трех Глав», и под давлением Аскиды вынужден был принять двух оригенистски настроенных «келейников» (σγκελλος) и назначить Иоанна Евнуха, преемника Домитиана в монастыре Мартирия, игуменом Новой Церкви Пресвятой Богородицы (Неа).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Столь грозный приговор мотивируется исключительно тем, что обви­няемые не монофизиты. Ясно, из каких источников вытекали подобные нападения и кто был вдохновителем непостоянного Вигилия. Это, правда, один факт, но за ним скрывается многое, чего мы не знаем. Вигилий был, кажется, последнею жертвой, – и весь «Восток» был достаточно на­электризован, чтобы вспыхнуть мятежом в нужную для врагов Церкви минуту. Имя Феодорита было унижено до крайней степени, и его ученые творения, наряду с письмами Ивы и Феодором Мопсуэстийским с его со­чинениями, должны были проклинать все епископы при своем посвящении 1157 . Вопрос о «трех главах» уже назрел, но выдвинули его на сцену люди, не питавшие к ним особенной ненависти. Это были Домициан Анкирский и Феодор Аскида, предстоятель Кесарие-Каппадокийский, выступив­шие по следующему поводу. Приютившийся в Палестине оригенизм находил себе жарких противников, которые представили папскому респонсалию, диакону Пелагию, выдержки из трудов Александрийского учителя с просьбой возбудить против него Юстиниана. Так и было сделано. На соборе 543 года, при патриархе Мине, Ориген был осужден, как еретик, согласно и в духе императорского эдикта 1158 . Оригенисты взволновались и постара­лись предотвратить грозную опасность. Один из ревностнейших поклон­ников талантов Александрийского богослова (defensor acerrimus) и именно Феодор Аскида решился «смутить Церковь каким-либо замешательством» 1159 , чтобы направить умы всех в иную сторону и отвлечь внимание от Оригена . Задумываться над средствами долго не пришлось; были слишком явные знамения, что уместно предложить императору заняться «главами» в видах воссоединения акефалов. Не без тайного намерения отомстить Мопсуэстийскому пастырю за его полемику против Оригена 1160 , Аскида докладывал Юстиниану, что монофизитствующие «недовольны Халкидонским собором за то, что он принял похвалы Феодору, а письмо Ивы, которое во всем признается несторианским, сам собор своим судом провозгла­сил православным. Если они будут анафематствованы, собор в полной мере будет принят ими». Коварный советник не забыл польстить само­любию государя, говоря: «без труда со стороны вашего благочестия вы присоедините их к кафолической Церкви к радости последней, стяжав себе вечную похвалу» 1161 . Юстиниан тем охотнее согласился на этот проект, что он был серьезно озабочен мыслию о примирении партий и «писал в защиту Халкидонского собора против акефалов» 1162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В VI в. в ряде мон-рей И. п. сложилась группа последователей учения Оригена о предсуществовании душ. Их прибежищем стал мон-рь Новая лавра. В 536 г. его игум. Феодор Аскида был отправлен в К-поль как представитель ИПЦ на Соборе и с этого времени сделал быструю карьеру в столице. Феодор был рукоположен во архиепископа Кесарии Каппадокийской и ок. 20 лет оставался одним из важнейших советников имп. Юстиниана I. Влияние Феодора позволяло оригенистам долгое время присутствовать среди монахов И. п. В нач. 537 г. игумен лавры прп. Саввы Геласий изгнал оригенистов из своего и неск. др. мон-рей; однако Новая лавра оставалась под их влиянием. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. в Новой лавре жил известный богослов Леонтий Византийский . Ок. 542 г. Иерусалимский патриарх Петр совместно с игуменами лавры прп. Саввы Геласием и мон-ря прп. Феодосия Софронием отправил имп. Юстиниану прошение осудить оригенистов. В 543 г. император издал эдикт против оригенизма; Феодор Аскида и др. столичные оригенисты были вынуждены согласиться с офиц. позицией власти. После 543 г. оригенисты на некоторое время покинули Новую лавру и ушли в пустыню, но, вероятно, через неск. лет вернулись. В сер. 40-х гг. VI в. положение патриарха Петра и архимандритов Геласия и Софрония пошатнулось, поскольку они выступили против осуждения «Трех Глав», тем самым и против позиции имп. Юстиниана. В 545-546 гг. Геласий совершил поездку в К-поль, пытаясь оправдаться, но не был принят и умер на обратном пути. В 547 г. игуменом лавры прп. Саввы стал оригенист Георгий, причем часть монахов, сторонников православия, покинула лавру. Георгий вскоре был обвинен в нечестии и смещен, но и его преемники по-прежнему разделяли взгляды Оригена. После смерти патриарха Петра в 552 г. оригенисты избрали из своей среды на престол Макария, не согласовав его выдвижение с императором. В это время депутация монахов - сторонников православия находилась в К-поле и предложила имп. Юстиниану избрать патриархом лояльного к властям Евстохия. Юстиниан принял это предложение и приказал изгнать Макария.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

К числу ревностных противников оригенистов принадлежал патриарх Антиохийский Ефрем. На созванном им в 542 году поместном соборе оригенисты были анафематствованы. В свою очередь они потребовали от колебавшегося патриарха Иерусалимского Петра исключить из диптиха Ефрема. В действительности Петр не сочувствовал оригенистам, и по его благословению архимандриты Великой лавры Геласий и монастыря преподобного Феодосия Софроний направили императору полемический трактат против заблуждений Оригена и его последователей. Но считаясь с влиятельной группировкой оригенистов, Петр «даже делал вид, что благоволит им» . Возникла реальная опасность разрыва канонического общения между Антиохией и Иерусалимом. Посоветовавшись с Константинопольским патриархом Миной и папским апокрисиарием Пелагием, Юстиниан в 542 году издал эдикт, адресованный патриарху Мине, в котором он осудил учение Оригена. Его должны были подписать все пять патриархов, а также епископы на специально созванных по этому поводу поместных соборах. Эдикт подписали папа Вигилий, патриархи Мина, Зоил, Ефрем, Петр. На соборе в Иерусалиме эдикт подписали все епископы, кроме Авиллы и Александра. Более того, императору повиновались и самые вожди оригенистов Феодор Аскида и Домициан Анкирский. Но сохранив ценой своей очевидно лицемерной подписи доверие Юстиниана и зная, что мысль о воссоединении монофизитов не оставила императора и что этому проекту всем сердцем сочувствует могущественная августа, Феодор Кесарийский предложил Юстиниану новый путь к заветной цели – воссоединению монофизитов: отвергнуть богословов, в большей или меньшей мере заподозренных в близости их взглядов к Несторию, которых, однако, не осудил Халкидонский Собор, с тем чтобы отнять у монофизитов предлог обвинять халкидонитов в скрытом несторианстве, после чего монофизиты смогут войти в общение с халкидонитами. Речь шла о Феодоре Мопсуестийском, богословские идеи которого усвоил Несторий, а также об Иве Эдесском и Феодорите Киррском, реабилитированных отцами Халкидонского Собора, но в свое время резко полемизировавших со святым Кириллом Александрийским. И император принял подсказку Феодора. Трудно сказать, искренне ли рассчитывал Феодор Аскида на успех в деле воссоединения, но в любом случае внимание императора переключалось с Оригена и подобных ему самому, Феодору, оригенистов на другую тему. К тому же оригенистам, взращенным в русле богословских традиций Александрийской школы, учение святого Кирилла, принадлежавшего той же школьной традиции, было ближе богословия Антиохии, взрастившей и блаженного Феодорита, и Феодора Мопсуестийского. Поэтому переводя острие императорской полемики на соименного ему, но чуждого уже по самому стилю богословской мысли епископа Мопсуестии, Феодор действовал в соответствии и со своими церковно-политическими расчетами, и со своим богословским вкусом.

http://pravoslavie.ru/65039.html

Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие части, относящиеся к эпохе святого императора Юстиниана: Споры о богословии Оригена Ориген В начале 540-х годов неожиданно, казалось бы, обострилась еще одна богословская проблема, послужившая камнем преткновения и ставшая причиной разделения: в центре пререканий, увлекших многих, вновь оказался Ориген . В монастырях Палестины, где влияние его идей во все времена было особенно значительным, спор об учении Оригена велся с начала V века. А в 507 году часть монахов Великой лавры Саввы Освященного покинула эту обитель, потому что преподобный Савва отвергал заблуждения Оригена, и основала Новую лавру, которая и стала оплотом оригенистов, среди которых своей эрудицией и полемическим искусством выделялся Феодор Аскида, со временем возглавивший Новую лавру. Его влиятельным единомышленником был настоятель монастыря святого Мартирия Домициан. Полемика сфокусирована была на учении Оригена об апокатастасисе – конечном восстановлении творения в его первозданном совершенстве, вплоть до очищения самих падших духов от скверны греха. Отстаивая мысль о спасении всех, оригенисты ссылались, помимо Оригена, на святителя Григория Нисского и Дидима Слепца. При этом оригенисты разделились на две фракции: крайних, которых называли изохристами, и умеренных – протоктистов. Изохристы «считали, что в будущей жизни души человеческие будут уравнены с душой Христа. Вторые… признавали превосходство души Христа как первого творения» . После преставления преподобного Саввы влияние оригенистов в Палестине усилилось. В 536 году оригенисты Феодор Аскида и Домициан участвовали в Константинопольском соборе, своими способностями они обратили на себя внимание императора Юстиниана. На следующий год Феодор был поставлен на первенствовавшую в Понтийском диоцезе кафедру Кесарии Каппадокийской, а Домициан – на Анкирскую. Споры о наследии Оригена распространились и на его родине – в Египте, а также в Сирии и Малой Азии.

http://pravoslavie.ru/65039.html

В это же время на александрийскую кафедру, в самый рассадник монофизитства, отправили епископом православного монаха Павла. Он должен был бороться с монофизитами, среди которых были не только епископы и священники, но и многие местные чиновники и представители власти. В их числе был главнокомандующий египетскими войсками Илия, друг которого Псой заведовал канцелярией самого Павла. Узнав, что его собственный помощник сочувствует монофизитам, Павел посадил Псоя в тюрьму и истязал его до тех пор, пока тот не умер. Чтобы скрыть это преступление, Павел хотел умертвить и его детей, но им удалось бежать в Константинополь. После их жалобы императору Павел был низложен и отправлен в ссылку. Три главы Несмотря на отдельные стычки и конфликты, дело постепенно шло к примирению церквей, но тут события внезапно повернулись в другую сторону. В VI веке среди палестинских монахов неожиданно возродился интерес к эсхатологии Оригена – его учению о конце света и апокатастису, то есть всеобщему восстановлению природы. Апокатастис означал, что не только все люди, но и демоны, и даже сам Люцифер полностью очистятся от зла и вернутся в свое изначальное благое состояние. Юстиниан выпустил эдикт, осуждавший оригенизм, но Феодор Аскида, епископ Кесарии Каппадокийской, сторонник Оригена , человек известный и имевший влияние на императора, решил отвлечь его внимание в другую сторону. Он предложил нанести удар по уже мертвым, но еще не осужденным представителям несторианства – Феодору Мопсуестскому, Иве Одесскому и Феодориту Кирскому . Замысел был в том, чтобы привлечь на свою сторону монофизитов, которые не признавали Халкидонский собор, в частности, из – за того, что на нем не были осуждены эти авторитетные восточные отцы, так или иначе сочувствовавшие Несторию. По мнению монофизитов, это означало, что не было отвергнуто и само несторианство. Юстиниан, для которого примирение с монофизитами было заветной целью, немедленно взялся за дело. В 544 году он издал эдикт, включавший три пункта, или три главы: 1. Об анафеме на всякого, кто поддерживает и защищает нечестивое послание Ивы Эдесского к Маре Персу. 2. Об анафеме на тех, кто думает, что это бросает какую – то тень на отцов Халкидонского собора. 3. О том, что послание к Маре действительно безбожно и нечестиво, а Феодор Мопсуестский заслуживает анафемы. Это не помогло сближению с монофизитами, но в Церкви вызвало смуту, и сам Аскида потом признавался, что за плохой совет его следовало бы сжечь живым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010