РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   8 (21) июля Священномученик Феодор Распопов Священномученик Феодор родился 7 февраля 1891 года в сло­боде Покровской Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича и его супруги Дарьи Яковлев­ны Распоповых; через день после рождения младенец был крещен в приходском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначальное образование Федор получил в духовном училище в Тобольске. В 1912 году он окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Перед началом занятий второго курса Федор решил вернуться на родину, подав 4 сентября 1913 года прошение ректору. «В связи с желани­ем служить в Тобольской епархии, – писал он, – прошу уволить из числа студентов и выслать для женитьбы и посвящения в сан необходимые для этого документы в Тобольскую духовную консисторию». 15 ноября 1913 года Федор Иванович был рукоположен во диа­кона к Казанской церкви в селе Гаевском Екатеринбургского уез­да Пермской губернии, а 17 ноября – во священника к Николаев­ской церкви в селе Елкине Верхотурского уезда и назначен законоучителем в Елкинском и Глубоковском училищах. 12 мая 1917 года отец Феодор был переведен в Михаило-Архангельский храм в селе Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии. В марте 1918 года он был назначен благочинным 4-го благочиния Туринского уезда, ему исполнилось тогда двадцать семь лет. В это время власть в стране уже захватили большевики, и в Туринской Слободе расположился отряд красногвардейцев. Несмотря на заявленную государством официальной идеологию без­божия, отец Феодор продолжал смело проповедовать в храме, чем раздражал настроенные против Церкви местные власти. В июне 1918 года крестьянин села Туринская Слобода Феодот Малышев, узнав, что Церковь отделена от государства и отныне гражданская власть занимается расторжением браков, отправился в город Туринск и в суде получил документ о расторжении брака с женой. Решив вскоре снова жениться, он, однако, уже не стал об­ращаться за регистрацией нового брака к гражданским властям, а, принеся документы о расторжении брака в храм, потребовал заключения нового брака от духовенства Михаило-Архангельского храма, но получил в этом отказ. Отец Феодор сказал ему, что рас­торгнуть брак может лишь поставленная для этого законная цер­ковная власть. Он разъяснил Феодоту, что такое церковный брак, и посоветовал с миром идти домой и забыть о своей незаконной женитьбе. Тот продолжал настаивать, но своего не добился и отправился жаловаться на священника к расположившимся в селе красногвардейцам, обвинив его в непризнании декретов совет­ской власти.

http://fond.ru/kalendar/546/feodor/

Туринская Слобода. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Каменный храм был построен в 1860 году и имел три престола: Архистратига Михаила (главный), апостола и евангелиста Иоанна Богослова (правый придел) и Алексия, человека Божия (левый придел). В описании посещения Слободо-Туринского прихода епископом Тобольским Евсевием (Гроздовым) сказано, что храм " поражает громадными размерами. Средний купол в диаметре около 10 сажень " . Не позднее 1897 года при храме было открыто приходское попечительство. К 1913 году в слободе действовали две церковно-приходские школы. Причт по штату состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. С мая 1917 года в храме служил вторым священником священномученик Феодор Распопов. Церковь был закрыта в 1940 году, впоследствии снесена. В 2009 году в Туринской Слободе была совершена закладка нового храма во имя Архистратига Михаила. 16 марта 2013 года новоустроенный храм был освящен епископом Каменским и Алапаевским Сергием (Иванниковым). http://drevo-info.ru/articles/13672854.html В 1860 году в селе Слобода Туринская в классическом стиле был отстроен большой каменный Свято-Михаиловский храм. В конце 1939 года слободотуринскую церковь закрыли. В здании храма был открыт Дом культуры. В 1949 году приступили к разборке храма: кирпич понадобился на строительство маслозавода. При разборке церкви большую часть кирпича раскрошили. Старожилы села вспоминали, как из огромных храмовых икон колотили парты для школы. А ученики на уроках перышками сдирали с поверхности парт лики святых. Есть у Михаиловской церкви и всего Слободотуринского района свой святой заступник — священномученик Федор Распопов. В грозном 1917 году молодого батюшку определили на место священника в Михайло-Архангельскую церковь села Туринская Слобода. В марте 2004 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил к лику святых 27-летнего священника. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53877

В том вошли биографические материалы о многих новомучениках, пострадавших от советской власти. Можно отметить статьи о расстрелянном на Бутовском полигоне священномученике Феодоре Алексинском; замученном красноармейцами Феодоре Антипине; расстрелянном во Ржеве священномученике Феодоре Баккалинском; расстрелянном в урочище Матрешкин Буерак священнике Феодоре Богоявленском; священномучениках Феодоре Гусеве; Феодоре Дорофееве; Феодоре Колерове; Феодоре Лебедеве; Феодоре Маляровском; Феодоре Недосекине; Феодоре Поройкове; Феодоре Распопове; Феодоре Ремизове; Феодоре Смирнове; Феодоре Чичканове; Феодоре Яковлеве; Феодосии Беленьком; Феодосии Александрове; Феодосии Бобкове; Феодосии Соболеве; Феодосии Ганицком; Феодоте Шатохине; Феоктисте Смельницком; Феоктисте Хоперскове. К числу священномучеников относятся также принявшие монашеский постриг Феодор (Абросимов); Феодор (Богоявленский); Феодор (Никитин); епископ Могилевский Феодосий (Ващинский); епископ Соликамский Феофан (Ильменский). Немалый интерес вызовут у читателя биографии рожденного в Иерусалиме Феодора, «умученного в Болгарах»; первых русских мучеников Феодора и Иоанна, варягов, убитых в Киеве; преподобных Феодора и Павла, основателях и игуменах Борисоглебского на Устье мужского монастыря; святого Феоктиста, архиепископа новгородского; преподобных Феодора и Христофора, насельниках Кларджетской пустыни; новомученика Феодора Нового, преподобного Феодора Освященного, ученика преподобного Пахомия Великого; тверского епископа Феодора Доброго; архиепископа Тверского и Кашинского Феоктиста, священномученика; архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита; просветителя лопарей с тем же именем; священномученика Феодорита, пострадавшего при Юлиане Отступнике; епископа Феодорита Киррского, экзегета и богослова; игумена Троицкой Кривоезерской пустыни Феодосия (Крюкова); архиепископа Новгородского и Псковского Феодосия; митрополита Киевского Феопемпта; третьего Предстоятеля Православной Церкви в Америке Феодосия (Фрэнка Лазора); митрополита всея Японии Феодосия (Синдзи Нагасимы).

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Итак, обратимся к имеющимся сведениям. Родился Епифаний в деревне, по смерти родителей «идох во град неки зело велик и многолюден» [viii] (Я.Л. Барсков и А.Н. Робинсон предполагают, что в Москву) [ix] «и прибых в нем седмь лет» [x] . В городе с ним произошел «некий искус», после которого в «153-м году» (1645 г.) Епифаний принял решение «жити… житием чистым и богоугодным» [xi] и удалился в Соловецкий монастырь. Интересно его замечание по поводу своего поступления в обитель: «и тако ми благодать Христова поспешила: отцы святии приняли мя с радостию, а иным отказали» [xii] . До иночества Епифаний трудился в монастыре «белцем» 7 лет, затем, после иноческого пострига «от архимарита Илии», пребывал в послушании еще 5 лет, «и всех же 12, незазорно и неукорно от человек, чистою совестию» [xiii] . Протопоп Аввакум называет соузника «иноком-схимником» [xiv] , по-видимому, речь идет об особенностях молитвенного подвига страдальца. Нигде нет упоминания о постриге Епифания в малую и тем более в великую схиму, разве что «бедной распопа» – Аввакум решился «посхимить» старца уже в Пустозерске. «Вси мя за послушание любиша» [xv] , – вспоминает инок, но когда ему предложили принять священный сан, по словам Епифания, «в попы ставили» [xvi] , он нашел возможность отказаться. Духовным отцом и келейным старцем у будущего пустозерского страдальца был «Мартирий-священноинок» [xvii] , у которого под началом некоторое время находился печально знаменитый никонов справщик Арсений-грек. Чем мог заниматься в этот период жизни Епифаний, не трудно восстановить по житиям соловецких подвижников. Вот, к примеру, путь, пройденный священномучеником Филиппом, митрополитом Московским: будучи трудником, скрывший свое боярство Феодор Колычев «дрова убо секий и землю копая в ограде (огороде) и каменье пренося, овогда же и гной (навоз) на плещу своею носяща», при этом «многажды уничижаем и бием от неразумных» [xviii] . Постриг не избавил Филиппа от тяжелых послушаний, он трудился «сначала на поварне, потом на пекарне, рубил дрова, носил воду, топил печи», учился под руководством старца «монастырскому и церковному уставу», а изучив, был поставлен «экклисиархом-наблюдателем за чином богослужения» [xix] . Таким же универсальным в монашеской жизни испытаниям подвергался и Епифаний, а в качестве особенных дел можно предположить, во-первых, изготовление деревянных крестов и прочих сопутствующих данному ремеслу предметов. Это подтверждает келейное рукоделие инока [xx] . Во-вторых, послушание в монастырской библиотеке по переписыванию и переплёту книг. Об этом свидетельствует сохранивший даже в тюремных условиях свою каллиграфичность полуустав узника, умение редактировать тексты и делать из написанного полноценные книги.

http://bogoslov.ru/article/5098303

Когда государь пойдет с Москвы на войну, пусть стрельцы, разосланные по городам, соберутся к Москве и выберут себе правителем князя Михаила Алечуковича Черкасского 21 : он человек добрый и народу учинит нечто доброе... Надо продать имение свое и идти в монастырь, для того что пришла кончина света и антихрист настал»... Тетради Талицкого были встречены читателями сочувственно и имели успех, так что некоторые указывали автору сделать с них для себя списки. В числе таких лиц, был между прочим, и Тамбовский епископ Игнатий, который слушал тетрадки в чтении самого Талицкого, плакал, а затем, взяв рукописи, поцеловал их. Успех тетрадок побудил Талицкого подумать о более широком их распространении. Но так как о печатании в типографии нельзя было и помышлять, то Талицкий запасся двумя грушевыми досками и просил одного «распопа» (расстриженного священника), умевшего резать кресты, вырезать на одной доске письмо «об исчислении лет», а на другой – «об антихристе». С этих досок Талицкий и думал печатать листы, продавать их или отдавать безденежно «для возмущения к бунту». Распоп сказал, что «без знамени резать не возможно», т. е. необходимо сперва написать на досках текст «писем». Талицкий принялся «знаменовать» доски и сообщал друзьям о своем намерении, по отпечатании листов, удалиться из Москвы. «И как я с Москвы скроюсь, – говорил он, – и на Москве будет великое смятение». Но планы Талицкого неожиданно расстроились: 28 июня 1700 г. на него донес в Преображенский приказ певчий дьяк Феодор Казанец. Узнав об этом Талицкий с Москвы бежал, покинув дом, жену и детей и некоторое время скрывался. В виду важности «государева дела», сказанного за Талицким, Преображенский приказ разослал 6 августа грамоты о розыске Гришки Талицкого, с обещанием награды в 500 рублей всякому, кто приведет беглеца в приказ. 14 августа Талицкий был уже сыскан и доставлен в Преображенское. Началось расследование. Преображенский приказ особенно занялся делом Талицкого по причинам политическим, именно, потому, что в его «тетрадках» написан был государь с великим поношением, а целью их распространения автор поставлял «возмущение к бунту“.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Между двумя справками - небольшой период по времени - жизненный путь обыкновенного сельского священника. Родители о. Феодора были простыми крестьянами. Феодор поступает в Тобольскую Духовную семинарию. Результаты учебы можно проследить по «Тобольским епархиальным ведомостям». В 13 номере за 1912 год в статье «Из жизни Духовной семинарии» мы узнаем, что полный курс учения окончили 28 воспитанников, из них 17 со званием студента семинарии и 11 по второму разряду. Второе место в разрядном списке занимает Распопов Феодор (111 баллов). Феодор решает продолжает учение и поступает в Казанскую Духовную академию. В 1913 году Феодор был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь Верхотурского уезда. В 1917 году стал священником Михаило-Архангельского храма села Туринская Слобода Екатеринбургской губернии. 27-летний священник был арестован в июле 1918 года за «сопротивление советской власти» - отказ венчать новым браком неразведенного коммуниста. До казни над священником издевались: - Теперь жизнь твоя в моих руках, - злорадно говорил отцу духовному красноармеец Николай Савин. - Ошибаешься, - отвечал ему о. Феодор, - всё во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с головы нашей. Через пять дней после заключения арестованного о. Феодора вместе с другими заключенными вывели в тюремный двор: - Даешь 1000 рублей, - обратились к нему палачи, требуя выкуп. - Телом не торгую, а над душой моей вы не имеете власти, - ответил о. Феодор. Ночью 7 июля отец Феодор был расстрелян у тюремной стены без суда и следствия. Его тело палачи бросили в приготовленную тут же яму. По свидетельству очевидцев, в батюшку стреляли шесть раз подряд, но пули попадали в наперсный крест. В 2004 г. земляк Г.Е. Распутина, священномученик, был прославлен Церковью. В ближайшее время в Тюмени намечается проведение презентации книги И.Г. Ястребова при ближайшем участии администрации Ярковского района. Хочется подчеркнуть, что без поддержки главы администрации Валентина Евстафьевича Вторушева ни издание книги, ни создание нового музейного центра в Покровском было бы невозможным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Понов Диомид Андреевич (р. Б. Диомид) Пономарев Аристарх Рафаилович (протоиерей Аристарх) Пономарев Варсонофий Стефанович (архимандрит Симеон) Пономарев Николай Варсонофиевич (протопресвитер Николай) Пономаренко Иоанн (р. Б. Иоанн) Попов Григорий Яковлевич (р. Б. Григорий) Попов Димитрий Яковлевич (р. Б. Димитрий) Попов Евгений Васильевич (р. Б. Евгений) Попов Иван Васильевич (р. Б. Иоанн) Попов Лука Петрович (иерей Лука) Попов Порфирий (протоиерей Порфирий) Попова-Баранова Глафира Гавриловна (р. Б. Глафира) Поршнев (архимандрит Нафанаил) Порфирий, иеромонах (фамилия не установлена) Порфирий, иеромонах (Качан Петр) Поршников Николай (протодиакон Николай) Пославский Александр Захарович (протоиерей Александр) Постовский Николай (иерей Николай) Прасолов Лонгин Васильевич (р. Б. Лонгин) Прибылев Емилиан Андреевич (архимандрит Евстафий) Приймак Георгий Кондратьевич (епископ Поликарп) Приклонская Людмила Алексеевна (р. Б. Людмила) Приклонский Алексей Владимирович (р. Б. Алексей) Приходько Иуда Михайлович (протоиерей Иуда) Прозоров (архимандрит Григорий) Пронин Иван Григорьевич (иеродиакон Христофор) Проскуряков Иоанн Митрофанович (протоиерей Иоанн) Птицин Михаил (протоиерей Михаил) Пудашкин Карп Иосифович (архимандрит Феодор) Пулкрабек Иосиф Богомилович (р. Б. Иосиф) Пуплий, монах (Сесюнин) Пыжов Илия Фомич (протоиерей Илия) Р Рабчевский Николай Львович Раевский (иеромонах Алексий) Раевский Михаил (протоиерей Михаил) Разжигаев Борис Иванович (р. Б. Борис) Разжигаева Мария Васильевна (р. Б. Мария) Разжигаева Наталия Павловна (р. Б. Наталия) Разумов Павел Иванович (протоиерей Павел) Райский Ипполит Петрович (р. Б. Ипполит) Распопов Петр Филиппович (р. Б. Петр) Рафаил, иеромонах (фамилия не установлена) Рафаил, иеромонах (фамилия не установлена) Рафаила, монахиня (Зябликова Ольга) Рафалович Феофан Кириллович (протоиерей Феофан) Резгал Николай Иванович (р. Б. Николай) Ремизов Иоанн Сергеевич (протоиерей Иоанн) Рерих Владимир Константинович (р. Б. Владимир) Решетников Михаил (диакон Михаил)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сибирская епархия существовала уже давно, но лишь одна, на десятки тысяч кв. миль; поэтому воеводы по старине являлись не только в звании миссионеров, но и с обязанностями блюстителей нравственности и церковного порядка. В 1649 г. верхотурский воевода послал память приказчику Ирбитской слободы (осн. 1663 г.) Григорию Барыбину строго наблюдать, чтобы служилые люди и крестьяне в воскресные и праздничные дни ходили в церковь , удерживались от чародейства и пьянства, не заводили непристойных игрищ 1190 . Тобольский воевода боярин Петр Шереметьев в 1677 г. послал отряд войска захватить раскольничьего вожака монаха Даниила с братией, но воеводские миссионеры вместо пустыни на р. Березовке, Тоб. уез., где жили раскольники, нашли только кучи пепла. Даниил с единомышленниками ночью сожглись в избах. Голос приказчика Мехонской слободы, пытавшегося уговорить раскольников, был слаб, сравнительно с голосом раскольничьего дьячка распопа Ивана Феодорова. Изуверы тоже сожглись 1191 . Ясно, что миссионерство и поддержка церковных порядков были неподходящим делом для воевод. Это, впрочем, сознала правительственная власть, хотя сравнительно поздно. До Большого Московского собора 1666–1667 г. не заговаривали об открытии новых епархий в Сибири. На соборе 1667 г. помимо общего умственного и нравственного упадка не только среди паствы, но и среди пастырей, резко отметили слабость, по местам полное отсутствие миссионерской деятельности среди язычников и инородцев, остатки язычества среди самих русских и необыкновенно быстрое распространение раскола. Все это было особенно приложимо к Сибири и, конечно, послужило побуждением поговорить об открытии в ней двух новых епархий: в Томске и на Лене. В Томске предполагалось даже архиепископство, на Лене епископство с переименованием Сибирской архиепископии в митрополию 1192 . Последнее выполнено, но открытия новых епархий в Сибири не последовало. По этому вопросу снова заговорили на соборе 1681–1682 гг. Читатель помнит, что писал царь Феодор Алексеевич в своих предположениях собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И паки: «Единого человека свидетельство не приемлется, по Божественному Писанию, аще и Ангел с небесе будет». И паки: «Вящше разумеется истина в писателеве видении, иже глаголет, яко виде Богородицу, Архангела, и беседоваша с ним о Аллилуйи Ангелы, яко рече ему Богородица таковые словеса и толкования о Аллилуйи, даже ни же слышати кому подобает таковая хула; и тако будет ужасатися читатель безумия списателева Евфросинова жития. И сие смущение еже Аллилуйя дважды глаголати, таже, Слава тебе Боже, не от Евфросина стало, но от списателя Евфросинова жития диавольским наветом. А Евфросин в последнем Поучении своём при смерти, якоже слышахом и разумехом, о Аллилуйи ничесоже ради не завещал братии монастыря своего, ни же писал что о том в завете своём, токмо солгано на Преподобного Евфросина от списателя жития его». К сему прибавить, что если Евфросин таковое учение с православной церковью несогласное предал, то он ни святой, ни сын послушный не был. Ибо святые сыны все установления матери своей рачительно сохраняют, и во всём всеприлежнейше повинуются. А что Иов распоп первый начал трижды петь Аллилуйя, кто понять может? Ибо положим, что сего дела первый установитель был Иов распоп. Он подлинно проповедание своё начал в России, из которой, может быть, никогда не выходил. Пусть же скажут ваши учители, каким образом во всю землю изыде вещание его, и в концы вселенной глаголы его? Каким образом глас его услышан в пустыне Иорданской, и в горах Синайской и Афонской, и повсюду, где только обитают православные Христиане? Какой силой распоп в краткое время всех православных везде рассеянных так своему учению подверг, что они, забывши природное обыкновение, и уничтоживши все книги церковных служб, проповедание только слова Российского распопа, которого точно не знали, услышали, и ему себя подвергли? Не видите ли, что сие есть невозможное? О недуге же и язве Иова Псковского примечать надлежит, что и другой Иов, то есть, Авситидийский (о непорочности, святости и правости которого, Богу свидетельствующу, никто сомневаться не должен) объят был страшным недугом и язвами по всему телу. Почему как о язве Иова Авситидийского ложное было заключение трёх его друзей думавших, что он страждет за некое тяжкое прегрешение, так и о болезни Иова Псковского есть ложное заключение, которое ваши учители произносят, определяя, что он был наказан за грех утроения Аллилуйя. «Ты кто еси, – говорит Божественный Апостол, – судяй чуждему рабу?» 255 Кто еси ты, иже завесу естественных законов и покрывало неиспытанных судеб Божиих открывая, хвалишися разуметь причину болезни Иова распопа? Не знаешь, что Бог не только грешникам для управления их и других, но и святым людям попускает страдания, или для очищения некоего их греха (кто бо кроме Бога без греха), или для испытания их терпения и умножения их славы? Не знаешь, что и святой Симеон столпник имел язву в ноге 256 питавшую червей? 257

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Такой взгляд характерно отразился в спорах по поводу обрядовых разностей. Особенно горячо спорили об аллилуиа и посолонном хождении. Спор о том, как петь аллилуиа, по дважды или по трижды, возник в первой четверти XV в. Ареною, где велась борьба, была псковская область. Обращаясь с различными церковными недоумениями к м. Фотию, псковское духовенство спрашивало его и о том, как петь аллилуия. Хотя в ответной грамоте (1419 г.) Фотий высказался в пользу трегубого аллилуиа, 20 но ответ успокоил общество лишь на время. Прошло лет 30 и снова был поднят тот-же вопрос. Сведения об этом заключаются в житии преп. Евфросина и в особой по этому делу переписке. Евфросин, инок Елеазарова монастыря, особенно много «сетовал безмерною печалию пред Богом о пресвятыя аллилуиа». Многих он спрашивал «о великой той вещи», но никто не мог протолковать ему «тайну божественной аллилуйи». Тогда Евфросин отправился в Царьград. Он посетил Софийский собор, беседовал с п. Иосифом: в соборе Евфросин слышал сугубую аллилуйю, от патриарха Иосифа получил наставление тоже сугубить. Поэтому, по возвращении, Евфросин в своем монастыре стал петь аллилуиа по дважды. Против него восстал некий распоп Иов, живший в Пскове. Немедля написал он обличительную на Евфросина «епистолию». К Евфросину явились особые посланные и стали обвинять его в том, что он усугублением аллилуиа «колеблет церкви Божии, мутит благодатный закон, умаляет славу Христа». Хотя обличавшие Евфросина были «непреоборимые витии», но убедить его им не удалось. Он обозвал посланных «свински мудрствующими», писание Иова – «тельчиим вещанием», а самого Иова – «столпом мотыльным». Вскоре Евфросин прислал в псковские соборы послание об аллилуиа, с порицанием на Иова. 21 Ответив Евфросину посланием, 22 Иов стал вооружать псковичей против Евфросина, – и всех вооружил. Инока стали называть еретиком; проходя мимо монастыря, псковичи перестали креститься на монастырский храм. В крайней горести Евфросин обратился с письмом к архиепископу новгородскому Евфимию (1434–58), прося «запретить» Иову называть еретиком его, Евфросина, и тем «утишить мятеж».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010