Я считаю, что мы не должны позволять себе быть винтиками. На обложке нашей книги изображён анонимус. За этой маской стоит Гай Фокс, который боролся против ущемления католиков в Англии и не хотел быть тем самым винтиком в системе. Эта идея — мини-квинтэссенция того, ради чего мы это затеяли. Работа над ошибками — почему ее не нужно бояться — Вся дезинформация в СМИ сознательная? Светлана Распопова: —  Работая над книгой, мы проводили экспертные интервью. Елена общалась с американскими, голландскими журналистами, я с российскими. Мы задавали им вопрос: фейки создаются сознательно, как, например, дезинформация, или это плод ошибок журналиста? Сами журналисты нам ответили, что фактически происхождения фейковых новостей может быть как сознательным вбросом, чтобы дезинформировать аудиторию, так и результатом профнепригодности, неумения, незнания, плохой работы. Часто журналисты извиняются за это, часто не извиняются. — У  нас была история с таксистом Собиром . Мы, а до нас НТВ, газета «Мой район» рассказали, что он спас девушку из реки. Потом выяснилось, что это неправда. Срочно пришлось давать опровержение. Вроде бы старались, все делали правильно, но что было не так? На что нам еще нужно было обратить внимание? Светлана Распопова: —  У вас были источники, при том они уже до вас обнародовали эти версии. Вы могли усомниться, но у вас не было оснований. Как говорят: если вы передали информацию, которая была на ленте информационного агентства, а она потом оказалась фейком, вы не несете ответственность. У меня была интересная ситуация с профессором МГУ Григорием Яковлевичем Солгаником. Я делала с ним интервью, и все интервью он мне рассказывал, как надо писать «ресепшн» без буквы э. Я его выслушала, а написала через э. И редактор пропустил, и корректор пропустил. Потом я ему звоню, надо было авторский номер отдать. Он говорит: «Да-да, спасибо, но я уже купил номер. Все очень хорошо, но что ж так получилось, мы с вами говорили, а вы вот так написали». Мне было ужасно стыдно. Полная профнепригодность. В редакции я просила написать извинения. Мне ответили, что делать этого не будут, потому что журнал выходит раз в месяц, все уже забыли.

http://pravmir.ru/troe-sutok-ne-spat-tro...

Когда Евфросин, воротясь из Константинополя, установил в своей обители обычай двоить аллилуию, жил в Пскове священник Иов, известный всему городу своим смысленным разумом и уменьем толковать всякое писание, ветхое и новое, искусством много говорить от писания и изъяснять силу книжную. Псковичи, духовные и миряне, привыкли спрашивать у него объяснения всякого неясного места в писании, справляться у него о церковном устроении, о вопросах церковного чина и права, и «всласть» слушали его учения. За это все в городе почитали его, звали дострочным философом и столпом церковным. По-видимому, это был тот самый священник Иов, которого около 1427 года духовенство трех псковских соборов посылало к митрополиту Фотию с жалобой на беспорядки в церковной жизни Пскова Способности и общий почет внушили гордость и самомнение ученому священнику, не дав ему искусства владеть собою. Биографы Евфросина повествуют, что, овдовев, Иов распопился и женился в другой, потом, после второго вдовства, в третий раз и. однако же, не потерял своей чести и славы среди псковичей «вины ради распопные». Этот рассказ достаточно объясняется митрополичьими посланиями в Псков, откуда видно, что в то время овдовевшие священники в Пскове не только женились вторично, но иногда и после этого продолжали священствовать. Поступок Иова был довольно обычным явлением и потому мог сохранить за ним по крайней мере долю прежнего авторитета в мнении горожан. При этом, конечно, мы предполагаем, что рассказ биографов точно передает хронологическое отношение событий, что Иов распопился до спора, а не после: в последнем случае еще менее остается невероятного в этом рассказе. Иов не сложил вместе со званием своей учительной кичливости и притязатель ности: он продолжал одних учить, других осуждать, одним предписывать законы, другим указывать заповеди, священникам уставлял чин церковной службы, был законодавцем и для иноков, учительствовал не только в городе, но и в его окрестностях, наблюдал за чином служения и образом жизни отдаленных монастырей. Услышал он, что на Толве живет какой-то старец, который в монастыре своем двоит аллилуию, наперекор обычаю большинства псковских церквей и монастырей. Не стерпел этого своеволия дострочный философ. Откуда взял старец этот обычай и где научился ему, спрашивал Иов в негодовании: или тот пустынник разумеет лучше великих соборов наших, от которых вся псковская страна учением просвещается? Он принялся со многими укоризнами наговаривать на Евфросина священникам и всему причту городских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но я все равно добила эту ситуацию. Я написала, что была допущена ошибка, извинилась перед аудиторией и нашим собеседником. Когда я принесла ему этот номер, Григорий Яковлевич был очень рад. Он сказал: «Этот номер для меня намного дороже, чем первый, потому что вы восстановили у меня доверие к журналистике». Журналист имеет право на ошибку, потому что он работает с жизнью. Другое дело, как ты потом выйдешь из этой ситуации. — Опровержения работают? Светлана Распопова: — Институт опровержения очень важен. Он сигнализирует обществу, что есть контроль за работой журналиста и есть возможность защитить свои права. Елена Богдан: В одной голландской газете есть рубрика «Работа над ошибками», которую ведет омбудсмен этого издания. Главный редактор газеты заявил, что количество исправлений уже просто не знает потолка. В своей колонке омбудсмен задается вопросом, а что собственно происходит, и приходит к выводу, что это нормальный процесс. Информационный неурегулированный поток становится все больше, и каждый человек может участвовать в этом потоке. В наших руках все больше инструментов, у нас есть Google, есть другие поисковики. Читатели этой газеты оказываются все более внимательными, и это же здорово. Самое главное, как сказал омбудсмен, — нужно иметь мужество изданию, чтобы эти ошибки признать и работать над ними. Фото: Unsplash — Омбудсмен в газете — это кто? Елена Богдан: — Звено между читателем и издателем. Он объясняет, почему те или иные ошибки возникли. — А почему в российских медиа такая должность не прижилась? Елена Богдан: — Это я точно так же могу спросить у вас. Вопрос неправильный. Нужно спрашивать, что мы можем сделать, чтобы у нас появились фактчекеры как отдельная рубрика. Чтобы полноценно проверять, что говорят не те высшие политики, которые сидят в Думе, а те, кто работает на локальном уровне. «Нам была интересна ваша реакция» — или новости в эпоху постмодернизма — Вы сами попадались на фейковую новость? Светлана Распопова: —  Вот буквально когда писала это учебное пособие. Я взяла ресурс, там было интервью, которое я планировала включить в книгу. Где-то внизу мелким шрифтом было сказано: «Мы извиняемся за то, что выше дали это как фейк, нам интересна была ваша реакция». А я не вникла, не прочитала этот мелкий шрифт. Хорошо, потом что-то заставило меня перепроверить.

http://pravmir.ru/troe-sutok-ne-spat-tro...

А глуповцы между тем тучнели все больше и больше, и Беневоленский не только не огорчался этим, но радовался. Ни разу не пришло ему на мысль: а что, кабы сим благополучным людям да кровь пустить? напротив того, наблюдая из окон дома Распоповой, как обыватели бродят, переваливаясь, по улицам, он даже задавал себе вопрос: не потому ли люди сии и благополучны, что никакого сорта законы не тревожат их? Однако ж последнее предположение было слишком горько, чтоб мысль его успокоилась на нем. Едва отрывал он взоры от ликующих глуповцев, как тоска по законодательству снова овладевала им. — Я даже изобразить сего не в состоянии, почтеннейшая Марфа Терентьевна, — обращался он к купчихе Распоповой, — что бы я такое наделал, и как были бы сии люди против нынешнего благополучнее, если б мне хотя по одному закону в день издавать предоставлено было! Наконец он не выдержал. В одну темную ночь, когда не только будочники, но и собаки спали, он вышел крадучись на улицу и во множестве разбросал листочки, на которых был написан первый, сочиненный им для Глупова, закон. И хотя он понимал, что этот путь распубликования законов весьма предосудителен, но долго сдерживаемая страсть к законодательству так громко вопияла об удовлетворении, что перед голосом ее умолкли даже доводы благоразумия. Закон был, видимо, написан второпях, а потому отличался необыкновенною краткостью. На другой день, идя на базар, глуповцы подняли с полу бумажки и прочитали следующее: ЗАКОН 1-й «Всякий человек да опасно ходит; откупщик же да принесет дары». И только. Но смысл закона был ясен, и откупщик на другой же день явился к градоначальнику. Произошло объяснение; откупщик доказывал, что он и прежде готов был по мере возможности; Беневоленский же возражал, что он в прежнем неопределенном положении оставаться не может; что такое выражение, как «мера возможности», ничего не говорит ни уму, ни сердцу, и что ясен только закон. Остановились на трех тысячах рублей в год и постановили считать эту цифру законною, до тех пор, однако ж, пока «обстоятельства перемены законам не сделают».

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnogo...

О которых речах, как его распопа Петра, так и солдата Корнышева, в то время за ночною порою никому не объявлял, а на утро дневальному подъячему Боголюбову с товарищем о вышеписанном объявил: по которому моему объявлению оный канцелярист велел мне вижайшему вашему святейшеству доношением с подлинным изъяснением, как было, и свидетельством объявить. Того ради вашему святейшеству сим моим доношением объявляю всенижайше, бояся себе за необъявление жестокаго истязания, ежели кто донесет кроме меня, что со мною оный разговор был. Распопа Степан Васильев, 1732 году августа 16 дня». Но это доношение, в каких бы видах оно ни было сделано, послужило во вред доносителю. В следующему 1733 году Феофан подал в Кабинет донесение. «Между колодниками, при Синоде обретающимися, сидят два распопы, Степан да Петр, самые злейшие воры и не одной смерти достойные. Из которых Степан прошлаго 1732 года средних числах августа, подал доношение в Синод на другаго, упомянутаго Петра, в говоренных от онаго Петра и солдата речах, которыя, по моему мнению, склоняются к согласно подметнаго мятежнаго известнаго пасквиля. А для чего чрез полугодичное число ничего о том в Синоде не сделалось, вина есть канцелярская. Понеже сего февраля 12 дня, по некоей причине, впервые о том в полном Синода собрании явилось. А в упомянутыя августа числа, сказуют, будто доношение оное чтено при троих только членах, и никакого о том тогдашняго опредления в протокольных записках не значится. Не без вины и то, что ворам, которым запрещено бумаги и чернила давать, свободно стало писать и подавать доношение без доклада синодального. Еще же и следствие в тые же месяца августа дни скоро произведено самою канцеляриею, а однакож доселе никогда о том синодальному собранию не предлагано. И о том ея императорскаго величества Кабинет что укажет? Смиренный Феофан архиепископ новгородский февраля 13 дня 1733 года». – Через два дня Кабинет прислал в Синод уведомление, что 15 февраля ея величеству о том докладывано и её величество изволила указать: оных двух распопов и солдата, с поданным доношением и с допросами, ежели им были, к надлежащему исследованию отослать в Тайную канцелярию к генералу Ушакову, о чем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Следственная комиссия; Из Венева, Тульской губ. 16 мая: Дороги. Болезни. Град и снег. Надежды на урожай. Покушение на детоубийство; Из Брянска, Орловской губ. 22 мая: Местоположение. Общество. Цены. Весна. Пожары. Священник, обвиняемый в истязательстве. Священник-шутник/(В. Николаев?). 2515 (ВИ); От Каира до Афин. 8 мая: Вид Каира и его жителей. Вид Афин. Древности. (ИИ); С. 34 : Последняя дуэль А. С. Пушкина: (Из газ. «ПЛ»). А. С. Пушкин в кружке офицеров: (Могилев, 1824 г. Воспоминания А. П. Распопова, племянника Е. А. Энгельгардта, знакомого Пушкина по лицею). Остроумный ответ (Пушкина на вопрос: «Где вы теперь служите?» – «Я числюсь по России»). Критическое замечание (о поэзии В. Г. Бенедиктова). Удачный выход из затруднения: (Пушкин и гр. А. Ф. Ланжерон). Экспромт А. С. Пушкина: (Одесса, девицы Зинаида, Елизавета и Наталья Бларамберг; из газ. «Новорос. телеграф»); Поездки Пушкина к П. С. Пущину (из Михайловского в дер. Жадрицы Порховского у.; из газ. «Новорос. телеграф»). (РИ). 3 июня. 151 С. 1 : Мимоходом: Канун Пушкинского праздника. Наши пожелания. Чествование Пушкина в увеселительных садах. Пушкинская цыганка (Таня, т. е. Т. Д. Демьянова) и гости ее. Последняя встреча с нею Пушкина. Наше слово отцу (П. А.) Преображенскому. С больной головы на здоровую. «Альгамбра», певицы: Илька Огай и Гаппе. Француженки. «Прекрасная Елена» (Ж. Оффенбаха) в Эрмитаже. Дебютантка (Каралли)/Аде (А. М. Дмитриев). ((Ф)); С. 2 : Москва, 2 июня: (Настоящее положение Восточного вопроса)/(Г.-П.); А. С. Пушкин в Москве: (Из воспоминаний современников); Писатели – уроженцы Москвы. Отсрочка открытия Пушкинского праздника. (ЗиИ); С. 3 : Из Рязани. 29 мая: Впечатление. Известие о кончине Императрицы. (ВИ); Император Николай I и А. С. Пушкин: (Из газ. «ПЛ»). Село Михайловское. (РИ). 4 июня. 152 С. 1 : Болгарская роза на севере. III/Начинающий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 3 июня: (О предстоящих Пушкинских торжествах, отклики в газ. «Берег» и «МВед» на скандал в связи с неприглашением на праздник М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Этому не мешали ни признаваемая Церковью и обществом широкая власть мужа над женой, ни проповедуемый древнерусским духовенством взгляд на третий брак как на законопреступление. Псковское духовенство не только допускало такое нарушение церковных определений в светском обществе, но еще поощряло его собственным примером. Биограф преп. Ефросина Псковского напрасно забывает пределы своего негодования в рассказе об одном псковском священнике XV века, который, овдовев и сложив с себя священство, «распопившись», женился во второй и потом в третий раз и, однако ж, нисколько не ослабил этим влияния и уважения, каким он пользовался прежде среди духовного и мирского общества в городе. Частная жизнь белого псковского духовенства представляла явления, которые гораздо резче противоречили церковным понятиям древней Руси. Мы видели в послании митрополита Киприана к псковичам указание на некоторых молодых священников в Пскове, которые, овдовев и женившись в другой раз, продолжали священствовать. Послание Фотия показывает, что это явление повторялось и после Киприана. Он же говорит о вдовом псковском диаконе, женившемся на жене расстриги-схимника, о вдовце-попе, взявшем за себя вдову-попадью 607 . Кроме этих явных нарушений чина церковного, в псковском духовенстве не было недостатка в тех тайных бесчиниях, которые были распространены между вдовыми священнослужителями и в остальной Руси и вызвали соборное постановление 1503 года о вдовых священниках и диаконах. Потому ли, что в Пскове эти беспорядки достигли большей степени развития сравнительно с остальною Русью, или потому, что большая общественная свобода при одинаковом равнодушии к собственным нравственным недостаткам делала псковский мир более притязательным к своему духовенству, только псковичи задолго до этого соборного постановления не раз обнаруживали особенную горячность в вопросе о предосудительном поведении вдовствующего духовенства. Выше было замечено, что далее митрополит Киприан принужден был сдерживать их нравственную ревность в этом отношении, доказывая, что не их дело судить духовенство в церковных проступках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Никогда прежде у журналистов не было столько доступа к информации. Более трех эксабайтов данных — эквивалент 750 миллионов DVD-дuckob — создаются каждый день, и это число каждые 40 месяцев удваивается. Глобальное производство данных измеряется нынче иоттабайтами (один иоттабайт равен 250 триллионам DVD с данными). Но срочность и готовность использовать данные и технологии для их обработки не должны отвлекать нас от базового стремления к точности. Чтобы в полной мере понять значение данных, мы должны уметь видеть различие между сомнительной и качественной информацией, а также уметь разыскивать среди всего этого шума реальные истории. Важный урок, который я усвоила за два десятилетия использования данных для расследований, состоит в том, что данные лгут. Лгут так же, как люди, а то и больше, ведь данные часто создаются и поддерживаются людьми ( Джаннина Сеньини/ Путеводитель по техникам онлайн-поиска и анализа пользовательского контента и информации из открытых источников в расследованиях. 2017. [ ].   С. С. Распопова, Е. Н. Богдан, Фейковые новости: учебное пособие для вузов. Издательство: Аспект Пресс. 2018. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 июля, 2014 26 декабря, 2014 26 октября, 2017 23 апреля, 2023 8 апреля, 2023 17 июня, 2022 28 апреля, 2022 24 февраля, 2022 5 февраля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/feykovyie-novosti-uche...

Публ. библ. О. I, 209, л. 51). Из дальнейших слов этого свидетеля видно, что под «знамениями» разумелись как явления в мире небесных светил, так и разные физические бедствия (– 52, 53). Все такие явления были кратко перечислены еще в челобитной попа Лазаря царю Алексею Михайловичу 1668 года: «кровопролития и рати, морове велицы и межеусобныя брани, и пожары великия, и громы страшнии, и камение с небеси нисходящее» (IV, 241). Ср. введение прим. 215. 279 Доп. А. И. XII, 142. – Следственное дело о Косме Косом: Дружинин – Раскол на Дону в XVII веке. Спб. 1889, стр. 262–83. 280 Доп. А. И. XII, 143–4, 145, 158, 187. – Допрос распопу Самошке – у В. Г. Дружинина: Раскол на Дону в XVII веке. Спб. 1889, стр. 302–3. 284 Мат. для ист. раск. V, 204. «В Нижегородских пределах, где я родися живал» – так определяет Аввакум место самосожжения (VIII, 76). А родился Аввакум, по его указанию, «в Нижегородских пределах, за Кудмою рекою» (V, 9). От реки Кудмы, очевидно, и название стана «Закудемский». В Закудемском стану было первое самосожжение и по истории «Хронологическое ядро». 286 Евфросин, стр. 18–19. Это же число поминает и Синодик (Свод. старообр. синод., Спб. 1883, стр. 25). Согласно с этим показывает и тобольский митрополит Игнатий (посл. 3, стр. 112). Показание Сибирской летописи (Древ. Росс. Вивлиоф. VIII, 234, изд. 1788) и другие (Доп. А. И. VIII, 216), очевидно, не верны. 290 Евфросин упоминает о трех случаях самосожжения в Дорах (77–78, 81–82). Время первого из них он не указывает; но по свидетельству автора одного сочинения – «Брозды», написанном по поводу «горения» в Дорах, выходит, что «гарь» в Дорах, первая в Поморье, была в 191 (1682–1683) году (Ркп. Публ. библ. О. I. 209 л. 34 об.–35; сн. 159 об.). Важное само по себе, как свидетельство от самого года события, известие это подтверждается и чрез сопоставление с другими данными. Память о том, что самосожжение в Дорах было первым в Поморье, сказалась на записи о дорской гари, вошедшей в «Историю Выговской пустыни», где 13-я глава надписана так: «первая гарь» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Под III кто предводители, или началоводцы, какого толка в поповщине, и таких двенадцать показано числами арифметическими: 1).аввакумовщина от Аввакума протопопа, они же и онуфриевщина 29 от ученика Аввакумова Онуфрия; 2).никитовщина от распопы Никиты, и подобные им софонтиевщина и стариковщина; 3).диаконовщина и кадильники; 4).иевлевщина 30 от игумена Иова; 5).досифеевщина 31 от чёрного попа Досифея; 6).степановщина от Степана попа и пасхотворцы 32 ; 7).осиповщина от Иосифа чёрного попа; 8).ветковцы; 9).епифановцы 33 от Епифания монаха, бежавшего из Киева в Яссы; 10).чернобольцы по местечку Черноболь; 11).сусловщина от Фёдора Суслова; 12).перемазанцы, они же и иорженцы. IV.Здecь показание о беспоповщине. Под сим именованием двадцать три арифметических числа: 1).означаются: перекрещиванцы поморяне, андреевщина, даниловщина и федосиевщина 34 ; 2).нетовщина, они ж согласие Спасово, и кузминщина; 3).аврамьевщина, разстриговщина 35 и чувственники; 4).капитоновщина и подрешетники; 5).мессалиане, или меселиане 36 , они ж и богомилы; 6).потёмкомщина; 7).розинковщина 37 ; 8).акулиновщина; 9).титловщина от Тита чернца; 10).осиповщина от Иосифа чернца; 11).филипповщина 38 от Филиппа; 12).самокрещенцы 39 ; 13).нифонтовщина; 14).погребатели; 15).христовщина, они же и наговщина; 16).детоубиватели 40 ; 17).самостригольщина 41 ; 18).пастухово или адамантово согласие; 19).новожёны, они же артамоновщина; 20).молоканы и субботники; 21).иконоборщина и щельники, также селезнёвщина; 22).суетные; 23).познающие и сомнящиеся. [Начало различия толков раскольнических.] I.Ckaзaho выше в §1, под числом XII, что у отщепенцев российских первоначальные предводители находились: протопоп Аввакум, Никита пустосвят и прочие, а по них изникали и другие многие настоятели. Известно ж, что в несправедливости и лжи согласия не бывает: из чего произошли у них разные толки, один другому противные, хотя-то раскольники называют себя: староверами, старообрядцами и православными. [Разделения толков.] II.Toлku раскольничьи справедливо можно вообще разделить на поповщину и беспоповщину.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010