Некоторые статьи Правды Ярославичей так и хочется сопоставить с фактами, приведенными летописью о восстаниях 60-х – 70-х годов XI b. Не случайно, вероятно, упомянут в Правде Ярославичей княжеский подъездный как лицо, жизнь которого находилась под особой охраной закона. В этой связи небезынтересно припомнить, что в 1071 г. смерды весьма недоброжелательно отнеслись к собиравшему там дань Яню Вышатичу и чуть не убили его. Известное внимание уделяет Правда Ярославичей вопросу об ответственности верви за преступления своих членов. Этот вопрос в целом памятник не рассматривает, поскольку ему уделено специальное место в законодательстве Ярослава 1037 г., а сыновья Ярослава подтвердили суд своего отца. Основной мотив, который звучит в Правде Ярославичей, – это стремление усилить персональную ответственность лиц, нарушивших феодальный закон, и не перекладывать ее на плечи общинников, принадлежавших к той же верви, что и преступник («а людем не надобе»). Очевидно, такая политика власти связана с процессом феодализации общины, выделения на одном ее полюсе земельных собственников, на другом – лишенных земли крестьян. Действовало, возможно, и еще одно политическое соображение. Принцип круговой поруки, связывавший членов верви, был обоюдоострым. С одной стороны, он облегчал государственной власти преследование (правонарушителей, с другой – давал в руки верви признанное самим государством средство организации, которое она могла использовать против государственных органов. Так и было в 1071 г. на Белоозере, когда до 300 смердов, жителей погостов, поддержали волхвов в борьбе с Янем Вышатичем и его «отроками». В Правде Ярославичей нашло отражение, как следствие процесса феодализации, развитие феодальной собственности на землю и дворцово-вотчинной системы управления 756 . Особый интерес в первом разделе Правды Ярославичей представляют статьи 24 – 27, в которых речь идет о штрафах за убийство лиц, принадлежащих к низшим категориям населения феодального общества. Здесь прежде всего называются старосты: сельские (т. е., очевидно, стоявшие во главе дворцовых сел, где жили крестьяне-смерды) и ратайные (ведавшие непосредственно организацией сельских работ в княжеских вотчинах). Среди старост могли быть как лично свободные, так и несвободные люди. Жизнь их защищалась штрафом в 12 гривен. Аналогичная сумма уплачивалась за убийство холопа – княжеского дядьки или рабы – княжеской кормилицы, т. е. лиц, принадлежавших к привилегированной части холопьей дворни. Тот, кто убивал простого холопа- " рядовича» или крестьянина-смерда, должен был платить 5 гривен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время в решении вопросов внутренней и внешней политики приобретают значение княжеские съезды. На съездах Ярославичей подвергались рассмотрению и вопросы феодального права. Об этом имеются сведения как в Краткой, так и в Пространной редакциях Русской Правды. В Краткой редакции вслед за Древнейшей Правдой идет законодательство трех сыновей Ярослава под заголовком: «Правда уставлена Русьскои земли, егда ся съвокупил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Микыфор Кыянин, Чудин Микула». Имена указанных княжеских советников упоминаются и в Повести временных лет в связи с событиями конца 60-х – начала 70-х годов XI b. 721 , а само содержание Правды Ярославичей показывает, что она явилась ответом на народные волнения этого времени 722 . В Пространной редакции содержится следующий текст: «По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячко, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся ыкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, тако же и сынове его уставиша». Возникает вопрос: имеется ли здесь в виду Правда Ярославичей, вошедшая в состав Краткой редакции, или какой-либо другой законодательный акт сыновей Ярослава? Думается, что и Краткая и Пространная редакции говорят об одном и том же памятнике. Ведь в Пространную редакцию вошли (хотя и в измененном виде) все постановления Правды Ярославичей, которые нам известны из Краткой редакции. В Краткой редакции ничего не говорится об отмене мести 723 , но она молчаливо свидетельствует об изъятии этого института из практики, ибо весь памятник целиком посвящен денежным штрафам за убийство и другие преступления. Эти нормы Краткой редакции имел в виду составитель редакции Пространной, когда писал, что Ярославичи утвердили закон – вместо «убиения за голову» «кунами ся выкупати», а во всем остальном решили следовать «суду» своего отца. В первоначальном тексте Правды Ярославичей закон об отмене мести, возможно, был сформулирован в виде специальной статьи. Но такой статьи могло и не быть, ибо само содержание данного кодекса отрицало месть как правовой институт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро–волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.). При жизни св. Ярополка на Киевском столе сменилось немало князей: отец его, Изяслав Ярославич, первый раз — с 1054 г. по 1068 г., Всеслав Брячиславич — с 1068 г. по 1069 г., Изяслав Ярославич во второй раз — с 1069 г. по 1073 г., Святослав Ярославич — с 1073 г. по 1076 г., Всеволод Ярославич — первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев), Изяслав Ярославич третий раз — с 1076 г. по 1078 г., Всеволод Ярославич во второй раз — с 1078 г. по 1093 г. Первый раз Изяслав был изгнан из Киева 15 сентября 1068 года, после поражения от половцев, возмутившихся против него народом, который провозгласил своим князем Всеслава полоцкого, сидевшего тогда в киевской тюрьме. Изяслав бежал в Польшу, оставив свое имущество на разграбление киевлянам, а через семь месяцев (весной 1069 года) с помощью поляков он снова занял Киев. В наказание за обиду Изяслав изгнал Всеслава из Полоцка и посадил туда сына своего Мстислава, а когда Мстислав умер — другого сына, Святополка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.) Святослав Ярославич ( 1027 - 1076 ), князь черниговский (с 1054) и киевский (с 1073), благоверный Память 21 мая (Чернигов. ), 27 декабря Из династии Рюриковичей , третий сын благоверного князя киевского Ярослава Мудрого от второго брака со шведской принцессой Ириной (Ингигердой), дочерью короля-мученика Олафа Шётконунга ; брат князей ИзяславаЯрославича и Всеволода Ярославича ; внук равноапостольного великого князя Владимира Святославича . Крестильным именем Святослава, согласно Любецкому синодику, было Николай . В 1054 году по так называемому завещанию Ярослава получил в княжение Чернигов и земли на Левобережье Днепра, которыми владел и после смерти отца. В Тмутаракани княжил его старший сын Глеб . После смерти Ярослава управлял Русью совместно со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом (т. н. триумвират Ярославичей). Они вели борьбу с кочевниками - торками и половцами, в частности, в 1060 году совместно с полоцким князем Всеславом Брячиславичем . Три старших брата-князя и их бояре провели реформу законодательства, приняв так называемую Правду Ярославичей (часть " Правды Русской " ). Триумвират вёл войну с полоцким князем Всеславом , который попал к ним в плен. Святослав Ярославич и его сын Глеб воевали с племянником Святослава Ростиславом Владимировичем за Тмутаракань (в 1064 Глеб занял местный княжеский стол, но в том же году был изгнан Ростиславом). В 1067 году Святослав участвовал в походе на Полоцк . В начале сентября 1068 года войска княжеского триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта. Святослав бежал к Чернигову и, собрав там войска, 1 ноября того же года смог победить половцев у Сновска .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Там же. С. 70 (1433 г., Василий II с Василием Ярославичем Серпуховским); С. 76, 79 (1433 г., Василий II с Юрием Дмитриевичем Галицким); С. 90,93, 96, 98 (1436 г., Василий II с Дмитрием Юрьевичем Шемякой); С. 101, 104 (1439 г., Василий II с Василием Юрьевичем); С. 108, 111, 113, 116 (1441–1442 гг., Василий II с Дмитрием Юрьевичем); С. 122 (1445 г., Иван Андреевич Можайский и Михаил Андреевич Белозерский с Василием II); С. 124 (1445 г., Василий II с Иваном Андреевичем); С. 126 (1445 г., Василий II с Михаилом Андреевичем); С. 127 ((1447 г., Василий II с Михаилом Андреевичем); С. 131, 133, 136, 139 (1447 г., Василий II с Василием Ярославичем Серпуховским); С. 147 (1447 г., Василий II с Василием Ярославичем Суздальским); С. 166, 168 (1450 г., Василий II с Михаилом Андреевичем); С. 170, 174 (1450–1454 гг., Василий II с Василием Ярославичем); С. 181, 185 (1451–1456 гг., Василий II с Василием Ярославичем); С. 209, 211 (1462–1464 гг., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 214 (1464 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 218, 220 (1472 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 226, 228, 231 (1473 г., Иван III с Борисом Васильевичем Волоцким); С. 234, 236, 238, 240, 244, 246, 249 (1479 г., Иван III с Андреем Васильевичем Углицким); С. 254, 256, 259, 262, 265, 267 (1481 г., Иван III с Андреем Васильевичем); С. 270, 272, 274 (1481 г., Иван III с Борисом Васильевичем); С. 279, 282 (1482 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 295 (1483 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 318, 321 (1486 г., Иван III с Борисом Васильевичем); С. 325, 328 (1486 г., Иван III с Андреем Васильевичем); С. 333, 338 (1496 г., Иван Васильевич Рязанский со своим братом Федором Васильевичем); С. 417, 419 (1531г., Василий III с Юрием Ивановичем Дмитровским). Несколько смягченная трактовка этой нормы содержится в докончании Василия II с Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным (1434 г.): «А в Орду вы без моего веданья не слати никакими депы. А Ордами управливати самому, великому князю» С. 88). В основном грамоты с такой договоренностью относятся к князьям московского дома, но по мере усиления великих князей московских ограничения внешнеполитической деятельности распространяются и на суздальских князей 1448–1449 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

698 Друзии же глаголють ...Сарини есмы. – Летописец вольно интерпретирует библейский рассказ и «Откровение»: Аммон и Моав – сыновья Лота ( Быт. 19, 37–38 ), Измаил же – сын Авраама не от Сарры, а от ее рабыни Агари (так и подчеркнуто в «Откровении»), текст летописи неясен. 699 Се же хощю сказати... 4 лтъ... – А. А. Шахматов соотносил эту фразу со статьей 1114 г., где также говорится о посещении летописцем новгородских владений, и делал два существенно важных для своей концепции вывода. Во-первых, он полагал, что весь отрывок «И по сихъ 8 колнъ ...въ горахъ полунощныхъ, по повелнью Божью» принадлежит третьей редакции ПВЛ и в списки второй редакции (например, в Л и Р) вставлен позднее. Во-вторых, из этой статьи, по мнению ученого, следует, что летописец «был на севере (где беседовал с Гюрятой Роговичем новгородцем) за четыре года до составления своего труда. Следовательно, летописец работал над переделкой и продолжением Повести вр. лет в 1118 году» (Шахматов А. А. Повесть временных лет. Т. 1//Летопись занятий Археографической комиссии.Пгр., 1917. Вып. 29. С. V–VI; отдельное издание – Пгр., 1916). 700 ...в Печеру ...на полунощныхъ сторонахъ. – Речь идет о народах, обитавших в бассейне реки Печоры. Самоядь – ненцы, упоминаемые далее горы – Северный Урал. 702 ...а то есть волость отца моего. – Олег прав: Муром относился к владениям черниговских князей. 704 Медведица – левый приток Волги. Вероятно, угрозы Олега не были пустой похвальбой – его авангард уже переправился через Волгу, направляясь к Новгороду. 706 Мний азъ есмь тебе ...о всемь послушаю. – Характерная черта феодального этикета: Мстислав, несмотря на то, что Олег захватил не принадлежащую ему Ростовскую волость, все же признает себя «младшим» (к тому же он – крестник Олега) и просит Олега войти в переговоры со своим отцом – Владимиром Мономахом . 707 ...на Колачьц ... – Видимо, на реке Колокше, левом притоке Клязьмы, впадающем в нее выше Владимира. 709 ...и сняшася Любчи на строенье мира. – Княжеский съезд в Любече (вероятно, в селе под Киевом, а не в одноименном городе) был одним из нескольких подобных съездов (в Городце в том же году, в Витичеве в 1100 г., на Золотче в 1101 г., на Долобском озере в 1103 г.), на которых князья тщетно пытались подтвердить и укрепить принцип, согласно которому «каждый да держит отчину свою». Участники съезда представляли все ветви Ярославичей: Святополк – сын Изяслава Ярославича, Владимир – сын Всеволода Ярославича, Давыд – сын Игоря Ярославича, Василько Ростиславич – внук Владимира Ярославича, Давыд и Олег – сыновья Святослава Ярославича. Соответственно были разделены и «отчины».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя Краткая редакция говорит о присутствии на княжеском съезде четырех «мужей», а Пространная – трех, это не может служить аргументом в пользу того, что имеются в виду разные съезды. Пропустить имя одного «мужа» могли и случайно. В ст. 65 Пространной редакции, как уже указывалось выше, говорится об отмене сыновьями Ярослава закона своего отца о предании смерти холопа, ударившего свободного человека, и о замене в этом случае смертной казни телесным наказанием. В Правде Ярославичей в составе Краткой редакции нет такой статьи, и это как будто опять наводит на мысль, что Краткая и Пространная редакции имеют в виду разные княжеские съезды и разные законодательные кодексы Ярославичей. Но гораздо проще допустить другое: при объединении Древнейшей Правды с Правдой Ярославичей принятое последними изменение юридической нормы, касающейся холопа, ударившего «свободного мужа», было просто внесено в текст соответствующей статьи закона Ярослава, который теперь сформулировали следующим образом: «да бьють его» (т. е. холопа). В Пространной редакции приведены как старая (времени Ярослава), так и новая (времени его сыновей) нормы. Итак, и Краткая и Пространная редакции ссылаются на одни и те же законы сыновей Ярослава рубежа 60-х и 70-х годов XI b. Но в то же время из ст. 2 Пространной Правды видно, что сыновья Ярослава собирались также и при его жизни для обсуждения судебника, изданного им в 1037 г. Сделать такой вывод можно на основе следующих слов ст. 2: «По Ярославе же паки совкупившеся сынове его». Следовательно, после смерти Ярослава Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи уже вторично обратились к рассмотрению вопросов, связанных с «судом» своего отца. В первый же раз они обсуждали эти вопросы, когда тот был еще жив. Когда же именно? Если руководствоваться данными летописи, то следует признать наиболее вероятной датой такого совещания Ярославичей 1054 г., – год смерти Ярослава. Летопись рассказывает о «ряде» (распоряжении) последнего своим сыновьям накануне кончины 724 . Трудно сказать, что имеется в виду: устное наставление или письменное завещание 725 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раз так, новая пытка: «И повелел Янь вложить рубли [металлический брус] в уста им и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними». Те выдержали длительное лодочное путешествие в таком положении и сдали, став только на устье Шексны. На вопрос Яна, что им теперь говорят их боги, они ответили: «Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя». И взмолились о пощаде: отпустишь – «много ти добра будет», погубишь – «многу печаль приимеши и зло». У рассказчика ответ Яна явственно метил в его киевских противников: если пущу вас, зло мне будет от Бога, если погублю, «мзда [награда] ми будет» (не сказано – от князя, значит, от того же Бога). В киевских же противников Яна метило и дальнейшее. Вопроса о вирах и головничестве в пользу потерпевших от волхвов Ян и не поднимал. Он обратился к старому обычаю, тоже и тогда же поставленному под удар в киевском центре, – к мести. Тут же среди «повозников», везших в порядке повинности («повоз») всю группу княжих данщиков во главе с Яном, оказались и потерпевшие: у кого была убита мать, у кого сестра или просто родственница. Ян приказал: «Мстите за своих» – и те убили замученных волхвов и повесили их трупы на дубе. Вот это была по справедливости Божья месть, заключил рассказчик: «отмщение получили они от Бога по правде». «По правде» Божией, а не по «Правде», «уставленой Русской земли», как значилось в заголовке к «Правде» Ярославичей, с которой полемизировал Ян. Это был тоже камень в киевский огород. В дальнейшем победа осталась, конечно, за единомышленниками Яна. «Пространная Правда» внесла в ст. 33 «Правды» Ярославичей соответствующую поправку: «Аже смерд мучит смерда без княжа слова, то 3 гривны продажи» (ст. 78), т.е. весь вопрос сведен был к вопросу о самоуправстве внутри смердьей общины, а не о расправе, учиняемой над смердом любым феодалом 129 . Но первоначальная тенденция, сказавшаяся в «Правде» Ярославичей, едва ли подлежит сомнению. «Правда» Ярославичей, впервые выдвинувшая задачу правовой постановки смердьего вопроса и, вводя смердов в «союз княжой защиты», впервые же провозгласившая «свободу» этой убывающей смердьей массы, сделала признаком этой свободы личную ответственность смерда за преступления, платеж «продажи» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Таким образом, закон дифференцированно подходил к оценке жизни представителей не только класса феодалов, но и зависимого от них населения. Появление на страницах Правды пониженных платежей за убийство – явление столь же характерное, как и введение повышенных вир. Это показатель дальнейшего развития феодального общества по пути усложняющейся социальной структуры. Заслуживает внимания то обстоятельство, что Правда Ярославичей не перечисляет социальные категории, принадлежность к которым гарантировала защиту жизни сорокагривенной вирой. Это умолчание объясняется, очевидно, тем, что оставалось в силе положение законодательства Ярослава о случаях платежа сорокагривенной виры. В частности, согласно данным Пространной редакции, сохранялся закон о взимании 40 гривен за убийство изгоя. Очевидно, таким же штрафом должно было караться и убийство смерда – плательщика дани с тяглого участка земли, находившейся в верховной собственности государства. Об этом косвенно свидетельствует ст. 3 Пространной редакции («паки ль людин, то 40 гривен»). Да и вряд ли можно допустить, что после крупного смердьего восстания 1071 г. правительство пошло на снижение размера штрафа за убийство смерда-данника с 40 до 5 гривен. Но в период составления Правды Ярославичей часть государственных земель была освоена князьями на правах дворцовых. Их население (смерды) из состава государственных данников перешло в число вотчинных крестьян. Это было связано с изменением их юридического положения. Дворцовых смердов и имела в виду Правда Ярославичей, определяя сумму платежа за их убийство в 5 гривен. Может быть, и само движение смердов на Белоозере было связано с процессом перехода ряда погостов, населенных смердами-данниками, в княжескую собственность, что и заставило смердов поставить вопрос о своих правах. За статьями, устанавливающими формы ответственности за убийство, в первом разделе Правды Ярославичей, следуют статьи, определяющие меры возмездия (денежные пени) за различного вида хищения. Речь идет прежде всего о краже скота, поэтому можно думать, что имеются в виду хищения в селах. Но в ст. 31 говорится и об ограблении кладовой, поэтому в данном случае вполне можно видеть какой-то отзвук событий 1068 г., когда в самом Киеве был ограблен двор князя Изяслава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010