Когда беззаконные те стражи в ночи забивали в ту колоду святые руки его, то он, мучимый таким образом, не переставая пел Псалтирь, а один отрок его сидел, переворачивая листы. Он же усердно говорил: «Господи, не отврати лица твоего от раба твоего, ибо скорблю, скоро услышь меня, вонми душе моей, избави ее от врагов моих. Ибо ты один ведаешь помышление мое, стыд мой и посрамление мое, ибо перед тобою все преследующие меня неправедно. Если бы кто поскорбел со мной, но утешающего не нашел, кроме тебя, Господи; воздают мне злом за добро, излей на них гнев твой, и ярость гнева твоего да обымет их. Почто хвалишься злобой своей, беззаконный Кавгадый, зло замышляя на меня всякий день? Ты соделал свой язык словно бритву изощренную, полюбил ложь и зло больше добра, забыл многочисленные дары мои, наговорил на меня неправду царю. За то сокрушит тебя Бог , исторгнет тебя и переселит тебя из селений твоих и корень твой из земли живых. Но терплю, Господи, имени твоего ради, ибо будет мне благо перед преподобными твоими, ибо давно я жаждал пострадать за Христа. Вот видя себя так мучимого, радуюсь я спасению твоему, – ради имени Господа Бога нашего возвеличимся. Но почему – о Боже – скорбишь ты, душа моя, зачем смущаешь меня; уповай на Бога моего, ибо исповедаюсь ему; спасение мне Бог мой». Так все время славил он Бога со слезами, днем же всегда можно было видеть, как он светлым, веселым взором и сладкими словами утешал дружину свою. И видели, как, ничуть не оскорбляясь, говорил он: «Не все ли едино, дружина моя, когда прежде вы, как в зеркало, на меня глядя, утешались. Ныне же, видя на мне эту колоду, печалитесь и скорбите. Вспомните, как принимали мы благое в жизни нашей, сего ли не сможем претерпеть? Что для меня эта мука в сравнении с делами моими! Больше того достоит мне принять, дабы, быть может, прощение получить». И добавил слова, слова праведного Иова: как угодно Господу, так и будет; да будет имя Господне благословенно отныне и до века. «Не печальтесь, скоро увидите и все иное, что сбудется на вые моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молились преподобные до трех дней. И когда молился преподобный Антоний в первую ночь, явился ему Господь, говоря: " Антоний, ты обрел благодать предо Мной " . Преподобный же Антоний сказал Ему: " Господи, если обрел благодать пред Тобою - да будет по всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо " . И на другой день нашли то место, где теперь церковь, сухим, а по всей земле вокруг - росу. В другую же ночь, тоже помолясь, преподобный Антоний сказал: " Господи, да будет по всей земле суша, а на месте святом роса! " И когда пришли туда, так и оказалось. В третий же день, став на месте том, они помолились, преподобный Антоний благословил место, и размерили ширину его и длину Христовым золотым поясом, принесенным Симоном из Варяжской земли, по той мере, которую Симон на море слышал с неба. Тогда преподобный Антоний, подняв руки к небу, воззвал громким голосом, как некогда Илия: " Услыши меня, Господи, услыши меня днесь огнем, да познает народ сей, что Ты хочешь сего " (3 Ин. 18, 37). И упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте. Те, кто были со святым, пали от страха, как мертвые. Итак, благодатью Божией было утверждено то Богом избранное место под руководством и при молитвах святого первоначальника Антония. Как и прежде, благодать, сошедшая на место это, продолжала проявляться то пламенем, исходящим на нее от старой церкви как бы дугой, иногда же появлением ангелов с иконой. Это было ответом на моление преподобного строителя Феодосия, как и пишется в житии его. Когда место таким образом определилось, была основана святая чудотворная Богородичная Печерская каменная церковь преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими, в год от создания мира 6581, от Рождества же Христова 1073, при боголюбивом епископе Михаиле, во время пребывания в Греции митрополита Георгия, во дни благоверного князя Святослава Ярославича, который начал своими руками копать ров под основание и дал сто гривен золота в помощь блаженному строителю Феодосию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Молились преподобные до трех ночей. И когда молился преп. Антоний в первую ночь, явился ему Господь, говоря: «Антоний, ты обрел благодать предо Мною». Преподобный же Антоний сказал Ему: «Господи, если обрел благодать пред Тобою да будет по всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо». И на другой день нашли то место, где теперь церковь сухим, а по всей земле вокруг росу. В другую же ночь, тоже помолясь, преп. Антоний сказал: «Господи, да будет по всей земле суша, а на месте святом роса!» И когда пришли туда, так и оказалось. В третий же день, став на месте том, они помолились, преп. Антоний благословил место, и размерили ширину его и длину Христовым золотым поясом, принесенным Симоном из Варяжской земли, по той мере, которую Симон на море слышал с неба. Тогда преп. Антоний, подняв руки к небу, воззвал громким голосом, как некогда Илия: «Услыши меня, Господи, услыши меня днесь огнем, да познает народ сей, что Ты хочешь сего» ( 3Цар.18:37 ). И упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте. Те, кто были со святым, пали от страха, как мертвые. Итак, благодатью Божией было утверждено то Богом избранное место под руководством и при молитвах св. первоначальника Антония. Как и прежде, благодать, сошедшая на место это, продолжала проявляться то пламенем, исходящим на нее от старой церкви как бы дугою, иногда же появлением ангелов с иконою. Это было ответом на моление преп. строителя Феодосия, как и пишется в житии его. Огонь нисходит на место Печерской церкви Когда место таким образом определилось, была основана святая чудотворная Богородичная Печерская каменная церковь преп. отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими , в год от создания мира 6581, от Рождества Христова 1073, при боголюбивом епископе Михаиле, во время пребывания в Греции митрополита Георгия, во дни благоверного князя Святослава Ярославича, который начал своими руками копать ров на основание и дал сто гривен золота в помощь блаженному строителю Феодосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитва веры одолела вражью силу, бежали нечестивые. С великим торжеством возвращался благоверный князь в Великий Новгород, воспевая Богу благодарственный псалом: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошение уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословение навеки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». (Псалом 20-й, благодарственная песнь Богу за дарованную царю Давиду победу.) И прославлено было имя Александра во всех странах до моря Понтийского и до гор Араратских, по обе стороны моря Варяжского и до Рима. С тех пор народное прозвание «Невский» соединилось с именем великого князя. А благодарная церковь запечатлила его этим именем в своих скрижалях. В то время умножился народ литовский, и начали они тревожить область Александрову. Он же стал их избивать. Случилось ему однажды выехать на них, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей и воевод, одних побил, других забрал в плен. Слуги же его привязали насильников к хвостам коней своих. И стали они бояться имени его. (...) Некогда же пришли послы из Рима от папы и так говорили князю Александру Ярославичу: «Папа наш сказал: «Слышал я, что ты князь славный и храбрый, и что земля твоя велика. Того ради послал я к тебе от двенадцати моих кардиналов двух искуснейших, Агалдада и Гемонта, да послушаем ученья их о Законе Божьем». Князь ж е Александр подумал с мудрецами своими и так ему ответил: «От Адама до потопа и до разделений народов и до Авраама, от Авраама до прохода Израиля через море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царства Соломона до Августа и до Рождества Христова, до распятия и воскрешения, от воскрешения и восшествия на небо до Константина-царя, от первого собора до седьмого обо всем этом я хорошо знаю». И добавил: «Учения Вашего мы не примем». Они же возвратились восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На следующий по чудотворном обретении той доски день, преосвященный митрополит Иоанн был в великой печали, что приспело время освящения церкви Печерской, и с ним не было на освящении ни одного епископа, потому что расстояние между ними было далекое. И вот, внезапно силою Божией предстали епископы Иоанн Черниговский, Исаия Ростовский, Антоний Юрьевский, Лука Белгородский, не званные никем из людей, и были как раз к чину освящения. Преосвященный митрополит Иоанн сильно удивился тому, потому что не посылал никого за епископами, и спросил их: «Отчего вы пришли, не будучи званы?» Они отвечали: «Посланный от тебя, владыко, юноша пришел к нам и сказал: “В четырнадцатый день августа будет освящаться Печерская церковь . Будьте тогда готовы к литургии”. Мы, услыхав это приглашение, теперь пришли сюда». Антоний, епископ Юрьевский, отвечал: «Я был болен. В эту ночь вошел ко мне черноризец и сказал мне: “Завтра будет освящаться Печерская церковь . Будь там!” и как только услыхал я это сделался здоров, и вот я здесь по повелению вашему». Митрополит хотел найти людей, которые звали их, и тогда внезапно раздался глас: «Делают расследование за расследованием» ( Пс.63:7 ). Он поднял руки к небу и сказал: «О, Пресвятая Госпожа Богородица, как к Своему преставлению Ты собрала апостолов из концов вселенной, для честного погребения Твоего, так и ныне для освещения церкви Своей собрала Твоих наместников и наших сослужебников. Благослови нас на дело это и помоги нам ради славы Сына Твоего и Твоей». Тогда все были в ужасе от столь великих чудес, которые тем еще не кончаются. Трижды обошли церковь , и, придя к дверям, начали петь: «Поднимите, врата, верхи ваша и поднимитесь» ( Пс.23:7 ), и некому было в ответ пропеть в церкви: «Кто сей Царь славы?» потому что в ней не оставили никого. И было общее молчание, вдруг изнутри церкви послышался голос, как ангельский, говорящий: «Кто есть Царь славы?» Стали искать этих певцов, откуда и как вошли они в церковь , когда все двери были затворены; но никого в церкви не нашлось. И поняли все, что все устраивается Божиим о той святой церкви Промыслом, так что все говорили о ней с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень, или кто был Ему советником» ( Рим.11:3334 ). И так совершилось освящение святой Печерской церкви в год от создания мира 6597, а от Рождества Христова 1089, в 14 день августа, при благоверном князе киевском Всеволоде Ярославиче, при помощи во всем Господа Бога и чудесах Его, молитвами Пречистой Его Матери и преп. отец наших Антония и Феодосия Печерских .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время. Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? – заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24–27). Камень же этот – Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7–8). «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36). Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.3 Голосов: 175 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1// Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3// . Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Кучкин В.А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.; Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.; Шаскольский И П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв.

http://pravoslavie.ru/48583.html

Ты потряс землю, разбил ее: Исцели повреждения ее, ибо она колеблется. Ты дал испытать народу Твоему жестокое, Напоил нас вином изумления. Даруй боящимся Тебя знамя, Чтобы они подняли его ради истины, Чтобы избавились возлюбленные Твои; Спаси десницею Твоею и услышь меня!       ( Пс. 59 ) По мере углубления в степи Александру Ярославичу все чаще приходилось встречать многочисленные стада, под присмотром лихих татарских наездников и наездниц, непрерывно упражнявшихся в стрельбе, селения из круглых юрт, сплетенных из хворосту и крытых войлоком. Впрочем, постоянных поселений на Волге у татар еще не было. Обыкновенно хан или значительный мурза указывал место для поселения, и немедленно вырастал подвижной город из бесчисленного множества кибиток, перевозимых на телегах с места на место. По прошествии более или менее значительного промежутка времени – новый приказ сниматься и укладываться. Огромный обоз в несколько сот и тысяч телег, запряженных лошадьми и волами, двигался в другое место, в сопровождении бесчисленных стад и конских табунов. В таких поселениях Александру и его спутникам, разумеется, не раз приходилось останавливаться во время пути. Громкая слава предшествовала ему. Татары с невольным чувством уважения смотрели на доблестного русского князя, поражавшего их своим величественным видом. – Молчите! – говорили, унимая плакавших детей, «жены моавитские». – Вот идет великий князь Александр! Приходилось Александру Ярославичу встречать среди татар и своих соотечественников, томившихся в рабстве. Сострадательное сердце его наполнялось жалостью, но помочь им он был не в силах... Наконец, показалась в виду и ставка самого хана 199 . «Сам Батый, – пишет Плано Карпини, – живет на берегу Волги, имея пышный, великолепный двор и 600 000 воинов, 160 000 татар и 450 000 иноплеменников, христиан и других подданных. В пятницу Страстной недели провели нас в ставку его между двумя огнями для того, как говорили татары, что огонь есть чистилище для всяких злых умыслов, отнимая даже силу у скрываемого яда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В четвертой Новгородской летописи только сказано: «В лето 6760 приде Неврюй царевич ратью Татарскую на Суздаль, и прогна Андрея Ярославича за море в Свею». В Псковской летописи даже не упоминается об этом событии. Лаврентьевская летопись говорит: В лето 6760. Иде Олександр Князь Новгородьскый в Татары; и отпустиша и с честию великою, давше ему старейшинство во всей братьи его. В тоже лето сдума Андрей Князь Ярославич с своими бояры, бегати нежели царем служити, и побежа на неведому землю со княгинею своею и с бояры своими, и погнаша Татарове в след его, и постигоша и у города Переяславля». В Троицкой летописи сказано: «приде Неврюй, и прогна Князя Андрея за море». В Густинской летописи: «Александр Ярославич пойде во Орду к Сартаку царю Татарскому и упроси себе княжение над всею Русскою и Московскою землею, и над всеми князи и возвратися со великою честию; ... а князь Андрей Ярославич брат Александров, побеже, и гнаша по нем Татаре». В Супральской летописи: «приде Царь Неврюй на Суждальскую землю ратию и бежа князь Андрей Ярославич за море в Свею». В Никоновской летописи: «Иде князь Великий Александр Ярославич во орду ко Царю Сартаку Батыеву сыну, и прият его царь с честию. Того же лета прииде изо Орды Неврюй Царевич, и князь Котиан, и князь Алыбуга храбрый ратью на великого князя Андрея Ярославича Суздальского, и на всю землю Суздальскую. Князь Великий Андрей Ярославич Суздальский смутися в себе, глаголя: Господи! что се есть, доколе нам меж собою бранитися, и наводити друг на друга Татар; лутче мне сбежати в чужую землю, неже дружитися и служити Татаром. И собрав воинство свое иде противу их, и сретшеся начаша битись, и бысть битва велия и одолеша Татарове, и побеже Князь Великий Андрей Ярославич и с княгинею своею и со бояры своими в Новгород Великий, и оттуду иде во Псков». В Софийском Временнике: «Прииде Неврюй и Котия и Алабуга Храбры на землю Суздальскую со многими вои и силою Татарскою на Великого Князя Андрея Ярославича. Бысть в канун Боришу дени, безбожнии Татарове под Володимером бродиша Клязьму, и поидоша к граду Переяславлю таящеся; наутриеже, на Боришь день встрете их Князь Андрей с своими полки и сразишася обои полцы, и бысть сеча велика, гневом же божиим за умножение грехов наших, погаными побежени быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Недовольные Всеволодом, который опирался на новых людей, недавно проникших в дружину, они после его смерти потребовали от преемников покойного князя внимания к своим интересам. Интересна ст. 40 Пространной редакции (кодекса 1097 г.). Она построена на основе двух постановлений Правды Ярославичей – ст. 21, говорящей о том, что вор, убивший огнищанина или тиуна при защите им княжеской собственности от грабежа, может быть тут же предан смерти, и ст. 38, согласно которой убийство, грабителя собственником, заставшим его на месте преступления, и не могшим связать из-за сопротивления с его стороны, не наказуется. Вместо двух статей получилась одна. В ней уже не упоминаются ни огнищанин, ни тиун, ибо их убийство при указанных выше обстоятельствах квалифицируется как «разбой» и, следовательно, очевидно, молчаливо подразумевается, что если грабитель уцелел и его не прикончили во время нападения на огнищанина или тиуна, то в дальнейшем он может быть предан «потоку и разграблению». Сохранено положение о безнаказанности собственника, убившего грабителя в порядке самозащиты, и в то же время уточнена степень его ответственности в том случае, если убийство было совершено уже тогда, когда преступника связали. Вместо неопределенного выражения Правды Ярославичей «то платити в немь» (в соответствии с общей тенденцией кодекса 1097 г. к таксации штрафов) точно указана сумма продажи 12 гривен. Интересна замена выражения Правды Ярославичей «аже убиють татя» словами «аже убиють кого». Очевидно, избегая квалификации преступника, покусившегося на грабеж, как «татя», закон оставлял суду возможность подвести его под категорию «разбойник». Оставшееся в тексте выражение «татьба» в сочетании со словом «которая», т. е. какая-либо, приобрело более обобщенный характер, чем в Правде Ярославичей, где речь шла о конкретных видах грабежа («у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы»). Все эти нововведения (сравнительно с Правдой Ярославичей) предоставляли суду больше возможностей для расправы с нарушителями феодального правопорядка. В этой связи и проводившуюся в феодальной публицистике борьбу против распространения «творимых вир» надо рассматривать не только как вынужденный отклик на народное недовольство растущими судебными штрафами, но и как призыв к более суровой борьбе с «разбоями» путем замены вир «потоком и разграблением». Снимая с верви, в случае ее желания, ответственность за «разбойников» (в форме «дикой виры»), выводя их из мира общинной защиты и изолируя, закон стремился одновременно и расколоть фронт классовой борьбы (вервь призывается к выдаче «разбойников»), и создать иллюзию облегчения «земли» от денежных поборов. Этой тенденцией руководствовались составители кодекса 1097 г., объединяя постановления о «дикой вире» Владимира и Ярослава с Правдой Ярославичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010