Вряд ли решение о перестройке принадлежало царю Феодору Алексеевичу: болезненный государь потерял в июле 1681 года любимую жену, смерть которой тяжело переживал, а через несколько дней и новорожденного сына-наследника; 27 апреля следующего года Феодор Алексеевич скончался сам. Скорее всего, проблема завершения строительства решалась после мая 1682 года, когда во главе государственного управления при недееспособном Иоанне Алексеевиче и десятилетнем Петре Алексеевиче встала царевна Софья. В том же документе фигурирует имя князя Василия Васильевича Голицына, занимавшего значительное место ещё при дворе Феодора Алексеевича и ставшего сподвижником и любимцем царевны-правительницы Софьи, возглавив при ней посольский приказ и получив статус ближнего боярина. Представляется вполне оправданным мнение Р.А. Кацнельсон, что отстранение от работ Парфена Петрова вызвано, кроме прочего, и несоответствием довольно архаичных декоративных форм возводимой им трапезной новым художественным требованиям конца XVII века. Известно, что с 1672 года, с одиннадцатилетнего возраста, воспитателем царевича Феодора Алексеевича «определен был знаменитый богослов и ученый того времени Симеон Полоцкий, ставший лично известен царю Алексею Михайловичу еще во время Польской войны 1655 г.». В обиходе молодого царя Феодора Алексеевича проявились «...две черты, унаследованные им от отца: 1) некоторое влияние на старомосковский царский уклад жизни западноевропейской, главным образом польской культуры, проявившееся преимущественно в сфере эстетической, а затем в одежде царя, царедворцев и бояр и в строительстве царских дворцов и церквей; 2) церковно-благочестивые обычаи этой жизни. Ф.А. является продолжателем своего отца относительно украшения царского дворца в новом вкусе (на польский и немецкий образец)...». Феодор Алексеевич знал польский и латинский языки, «первый из русских надел польское платье, чему последовали и все придворные». Василий Васильевич Голицын, которому, вероятно, было поручено ведение спорного дела, вполне соответствовал требованиям нового времени. Человек чрезвычайно даровитый и образованный, он, как свидетельствуют биографы, «прекрасно знал языки немецкий, польский, греческий и латинский». Привлекая к «досмотру» и работам по перестройке «подмастерья Оську Старцева», он хорошо знал о его многочисленных работах в качестве зодчего и эксперта как в Кремле, так и на других важных объектах Москвы и Подмосковья. Возможно, В.В. Голицыным были изысканы и средства не просто на достройку - на многодельную и дорогую перестройку здания.

http://sobory.ru/article/?object=03318

33. 1664 г., декабря 18. Письмо патриарха Никона к царю, с изложением причины его приезда в Москву Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, и государыне царице и великой княгине Марии Ильиничне, и государю царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу, и государю царевичу и великому князю Феодору Алексеевичу, и государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Софии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне и государыне царевне и великой княжне Марии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, богомолец ваш смиренный Никон, Божьей милостью патриарх, Господа Бога молю, да подаст вам Господь Бог душевное спасение и телесное здравие и царствие мирное и безгрешное. И есмь обретаюся днесь во святей Божии велицей соборней апостольстей церкви пресвятой Богородицы, исповедан вашему царскому величеству, понеже отхождения своего вину исполнил, яже помыслил и сотворил. И се приидох видети пресветлые лица ваша, и поклонитися пресвятей славе царствия вашего. Вину прием от священного евангелия, идеже бе написано 58 : вы, рече, взыдете в праздник сей, аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не исполнися. И сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия его в праздник, тогда и сам взыде, не яве, но яко тай. И паки ино писание: рече Павел к Варнаве: возвращьшеся посетив братию нашу во всех градох, в них же возвестихом слово Божие, како суть. Такожде и мы пришли, како суть у вас государей и у всех сущих во царствующем граде Москве, и по всех градех. Приидохом же в кротости и смирении, якоже Господь наш научи мя глаголя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Время письма определяется по упомянутой в тексте дате: оно составлено до августа 1673 г., поскольку среди имен царских детей не названа царевна и княжна Наталья Алексеевна, которая родилась в августе 1673 г. (л. 118а) а Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, великой государыне царице и великой княгине Наталие царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, государю царевичю и великому князю Иоанну Алексеевич ю, государю царевичю и великому князю Петру Алексеевичю, государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, государыне царевне и великой княжне Татияне Михайловне, государыне царевне и великой княжне Евдокее Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, государыне царвене и великой княжне Софие Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Марие Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Феодосие благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Богомолец ваш, смиренный Никон патриарх , о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии Бога молю и должное покланяние воздаю. В нынешнем, государи, во 181 (1673)-м году в 17-й день прислали вы, великии государи, в Ферапонтов монастырь стряпчего своего Козьму о моем бедном житии спросить. И я, богомолец ваше, милостию Божиею и вашим, государевым, жалованьем жив есмь. Да ты же, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожаловал меня, богомолца своего, своим, государевым, жалованьем – имянинным пирогом: от мног лет таковые твоей благодати презорства ради моего не бывало. Да ты же, государь, пожаловал двести рублев денег. Государыня царица и великая княгиня Наталия Кириловна пожаловала дватцать пять полотен да дватцать полотенец. Государь царевичь и великий князь Петре Алексеевич пожаловал на шубу мех соболей. И я за вашу государскую премногую милость сугубо и трегубо должен Бога молить. Ныне воистинну познах, яко Господь глас плача моего; услыша Господь моление мое; Господь молитву мою и 119) сердца ваши, государевы, к по Писанию, якоже устремлени есть в одно есть, тако и царевы в руце Божии: аможе аще восхощет обратити, тамо И паки той же рече: и истинна – сохранение царю, и престол ево во свидетелство и помале; правды, милостыня, собрание ея – мир, здравие и долгоденствие И паки: нищему взаим дает Богу; и подаянию его сторично воздасться ему и животе И самая истинна, Христос Бог наш, глаголет: милостиви, яко тин помиловани

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д-е Подпись-автограф патриарха Никона . 1664 г. 14.Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45 – 44, 47 – 46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, четкий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдаленно напоминает: (1660, 1662). Тексы изд.: Дело, 123 – 124, 124 – 126 33). (л. 45) Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государыне царице и великой княгине Марии Илъичне, и государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Софии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне и государыне царевне и великой княжне Марии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Богомолец ваш, смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, Господа Бога молю, подаст вам Господь Бог душевное спасение и телесное здравие и царствие мирное и И есмь обретаюся днесь во святей Божии велицей соборней алостольстей церкви пресвятыя Богородицы, исповедан вашему царскому величеству, понеже отхождения своего вину исполнил, яже помыслил, и сотворил. И, се, приидох видети пресветлые лица ваша, и поклонитися пресвятей славе царствия вашего. Вину преим от священного Евангелия, идеже бе написано; а «„Вы, – рече, – взыдете в праздник сей. Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися». И сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде, не яве, но яко И паки ино писание: Павел к Варнаве: „Возвращьшеся, посетив братию нашу по всех градох, в нихже возвестихом слово Божие, како суть " Такожде и мы пришли, како суть у вас, государей, и у всех сущих во царствующем граде Москве, и по всех градех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прочее у нас все по-прежнему. Диспут В. Д-ча 1784 (30 янв.) был – очень хорош, не хуже Петербургских. Сергей К-ч 1785 печатает докторскую: о Новозав. Греч. языке в сравнении с классическим по посланию к Ефесеям. Екатерине Петровне, Катиньке, Саше и Поле 1786 – глубочайшее почитание от меня и жены моей 1787 . Фёдору Александровичу кланяюсь и Протогену Вонифатьичу 1788 . Здравия и успехов желаю Вам. Ваш душевно А. Лавров 10 Марта 1873 —418— Слышали ли, что Мих. Ильич 1789 выдал дочь за библиотекаря Академии 1790 . Сам он, говорят, хворает от ревматизма. —419— VIII 20 Марта 1873 Достолюбезнейший О. Александр Алексеевич ! Получив письмо Ваше я не умедлил навести справку, по которой оказывается, что вина не на Посадской почте, а на Петербургской. Простите, что хлопоты Вам причинила не только отправка книги, но и разыскание её. Что по вечерам не делаете – этому я рад и лично и за Вас. Машину, именуемую человеком, нужно щадить и даже более чем какую-нибудь паровую. Ремонт – гораздо дороже. У нас на следующей неделе предполагается диспут Петра С-ча 1791 . Пожелайте благополучного исхода: ибо много подводных и надводных камней. —420— А Ваши диспуты – Хрисанфов 1792 и Янышевский 1793 приостановлены – до времени и времён и полвремени. Последний понятно почему, а первый за что? Простите и благословите, Достолюбезнейший, возмогайте о Господе и во державе крепости Его. Ваш душевно А. Лавров. Екатерине Петровне и Катиньке – поклоны от меня и жены. Малым через Вас поцелуи. – Феодору Ал-чу и Протогену В-чу поклонитесь. IX Достопочтеннейший и Достолюбезнейший Отец Александр Алексеевич ! Христос Воскресе! Имею честь поздравить Вас со светлым праздником. Светом воскресения Своего Воскресший Спаситель да освящает Вас и чрез Вас других на многая лета! —421— Книгу Вашу получил на страстной и читал частью. Она была мне вместо красного пасхального яйца от Вас. Ещё раз и уже видевши книгу, позвольте выразить Вам удивление к Вашим трудам. Уверен я, что книга будет иметь успех, а Вы в сем – награду за труд. Крошечные заметочки две позвольте сделать. На стр. 73 Вы пишете: вследствие сего он по необходимости отверг... об установлении которых нет прямого свидетельства Св. Писания. Я сказал бы: об установлении которых он не хотел видеть свидетельств в Св. Пис. Ибо: 1., печать дара Духа Св., 2., Болит ли кто в вас... 3., Тайна сия велика есть и проч. Всё это для нас с Вами яснее дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Замолчанный историей Не будет большою редкостью встретить интеллигентного русского человека, окончившего среднее и даже высшее учебное заведение до революции, т. е. тогда, когда во всех классах гимназии преподавалась отечественная история, который, услышав имя царя Феодора III Алексеевича, недоуменно поднимет брови и лишь потом, прикинув что-то в уме, скажет: – Ах, да, это сын царя Алексея Михайловича, наследовавший ему перед Петром… Болезненный и даже слабоумный… Не оставивший по себе никакого следа… Пустое место на страницах истории… Этот интеллигент будет в известной степени прав. Короткому царствованию Феодора Алексеевича составители утвержденных для средней школы дореволюционных учебников уделяли действительно лишь несколько незначительных строк, которые создавали у учащихся впечатление об этом царствовании, как о каком-то прорыве в Российской истории, о пустом месте в ней. Но так ли это было на самом деле? Наследовавшему престол от своего рано умершего отца царю Феодору Алексеевичу было суждено принять Российское государство в очень трудный его период. Внешняя политика России была осложнена далеко еще не решенной борьбою за освобождение южной и юго-западной Руси от длившейся уже почти три века польско-литовской интервенции; общее военное положение ко дню кончины царя Алексея Михайловича складывалось для России далеко не благоприятно: в Польше в это время установился некоторый твердый государственный порядок взамен феодального хаоса, разрывавшего ее при короле Иоанне-Казимире; многочисленные конференции русских и польских дипломатов безуспешно искали решения вопроса и бывали принуждены пользоваться компромиссами временных перемирий; кроме того, в борьбу вступила новая мощная сила в лице привлеченной Польшей Оттоманской Империи и эта сила действовала против России; сама южная Русь пребывала в состоянии полного политического хаоса, то распадаясь на сферы влияния отдельных гетманов, то временно объединяясь, под давлением со стороны какой-либо из борющихся сил; военная же активность самого Русского царства была заторможена его внутренними противоречиями, главнейшими из которых были: достигший кульминации своего напряжения раскол в русской Церкви и тесно связанная с ним борьба боярских партий в самом Кремле.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Реального Алексея Даниловича Басманова-Плещеева обвиняли в измене Царю, что будто бы в заговоре вместе с архиепископом Пименом он хотел, чтобы Новгород отошел Литве. По поводу такой измены велось расследование, но его документы до нас не дошли. Есть лишь упоминание о некоторых Басмановых, включая Алексея Даниловича и Петра Алексеевичей Басмановых, в одном из поздних списков монастырских синодиков. Именно этот источник является единственным собственно российским свидетельством о наказании и посмертном прощении А.Д. Басманова. Был ли обвинен в измене или казнен Федор Алексеевич Басманов или он только подвергся опале, достоверно неизвестно. После 1571 года в боярских списках он не упоминается. Однако его сыновья —Петр и Иван Федоровичи Басмановы служили при Царях Феодоре Иоанновиче и Борисе Феодоровиче Годунове, достигли высоких чинов. Окольничий И.Ф. Басманов был убит во время борьбы с разбойничьей шайкой Хлопка Косолапа в 1603 году. П.Ф. Басманов дослужился в 1604 году до боярского чина при Царе Борисе Феодоровиче за успешную борьбу против Лжедмитрия Первого. Но в Мае 1605 года из-за местнических обид он изменил Царю Феодору Борисовичу и стал ближайшим боярином у Самозванца. Во время народного восстания 17 Мая 1606 года он защищал Лжецаря и был убит вместе с ним. Мать Петра и Ивана Федоровичей – Варвара Васильевна Басманова – супруга Фёдора Алексеевича Басманова, урожденная княжна Сицкая. Её матерью была Анна Романовна Захарьина-Юрьева – родная сестра Царицы Анастасии. Таким образом, Варвара Васильевна Басманова по матери была племянницей Царя Иоанна и двоюродной сестрой Царевича Иоанна Иоанновича и Царя Феодора Иоанновича. А сам Федор Алексеевич Басманов был внучатым племянником Царя Иоанна и двоюродным племянником Царевича Иоанна Иоанновича и Царя Феодора Иоанновича. Именно такой родственной связью объясняется то, что Царь Иоанн в пору Опричнины приблизил к себе Федора Алексеевича Басманова-Плещеева. И хотя факт его измены Царю в Новгородском деле не опровергается и не подтверждается российскими источниками (документы не сохранились), но миф о том, что весь род Басмановых в 1570 году был предан жестокой опале никак не подтверждается судьбой сыновей Федора Басманова.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

В одном месте их говорится: «егда написанный свиток, в нем же разные подлоги суще, требующие соборного суждения нам, патриарху, от Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича... принесеся, тогда мы, приемше оный... во-первых, всех добродетельств виновника и смыслов подателя Господа Бога благодарихом, яко на сие лепотворное и достолепное во всем многонародном Российском царствии дело даровал Его Царского Величества благожеланному сердцу промышление стяжати и, яко есть (по писанию) во мнозе совете спасение, с нами ради лучшего изрядства и церковного согласия, благоволил ему Великому Государю, во общую пользу, совещатися» 342 ... Приведенными словами патриарх Иоаким ясно приписывает дело почина в соборных вопросах царю Феодору. Затем, и все предложения обращены к собору также непосредственно от лица царя и, наконец, видно его особенное внимание к делам собора из неоднократного напоминания его патриарху о необходимости обсудить эти вопросы 343 . Однако и к этим прямым свидетельствам нужно относиться с большою осторожностью, дело в том, что при рассмотрении деяний других соборов этого и прежнего времени можно заметить, что и там была такая же постановка дела: собор созывался царем, от его лица велась речь к отцам собора «о нужных делах», он делал предложения собору и т. д., так велось, например, дело на Стоглавом соборе 344 , так было и на соборе 1666–67 года, между тем вопросы этих соборов не всегда исходили от царя и были его личным делом. Вносить предложения на церковный собор от имени царя было, очевидно, только принятым на Руси обычаем. Следовательно, вопрос о начинателе дела собора 1682 года для точного его разрешения требует не простого только доверия к соборным актам. Решение вопроса о степени участия Феодора Алексеевича в почине дела собора особенно затрудняется тем обстоятельством, что нет достаточно определенных данных об его личности. Сопоставляя личность Феодора, на сколько она известна в исследованиях по истории, с делами, относящимися к его царствованию, невольно приходишь в раздумье,...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И против сей выписки в Ингермоланскую канцелярию память послана сентября в 11 день за приписью дьяка Михаила Родостамова. Список с присланного указу из Ингермоландской канцелярии о школе, что на Покровке. Лета 1705-го октября в 10 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. с. боярину Феодору Алексеевичу Головину с товарищи. В указех великого государя, каковы состоялись в Ингерманландской канцелярии февраля в 25 да сентября в 19, да в присланном из походу из Вилни чрез почту за рукою губернатора Александра Даниловича Меншикова сентября ж в 10 числех указе ж, писано: указал великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. с., школу, которая на дворе боярина Василья Федоровича Нарышкина, и в ней учителей и учеников, которые ныне в той школе есть и напредь обретатися будут, во всяком управлении ведать в Ингерманландской канцелярии губернатору Александру Даниловичу Меншикову; а хто в той школе похочет быть во учении, и тех по их челобитью записывать в Ингерманландской же канцелярии и отсылать в тое школу. А тое школу надзирать и управлять стольнику Павлу Яковлеву сыну Веселовскому вообще Посольского приказу с переводчиком с Петром Коетом. А ко всяким в той школе принадлежностям давать из Ингерманландской канцелярии его великого государя денежныя казны по вся годы по три тысячи рублев на год. И о том из Ингерманландской канцелярии в Посольский приказ к тебе боярину Федору Алексеевичу с товарищи для ведома отписать. У той подлинной памяти припись дьяка Анисима Щукина. Приглашение 25 к Росийским юношам аки мягкой и к всяческому изображению угодной глине. Здравствуйте плодовитые, да токмо подпор и тычин требующие дидивины! По указу державнейшего вашего Монарха полюбится мне треми точию словесами вас о исъяснении разума вашего обучати. Врата умудрения ныне отпиралися: Сиречь врата к торговле добрых наук, которым уподоблением Цицерон сыну своему в Афенской Академии Кратиппу Философу преданному школные сладости прекресно разполагает в 3 книге служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А ныне, понеже отъезжает к святым стопам вашея побожности господин Иоанн Петров, и не сумневаемся, чтоб письмо наше в иные руки попало, пишем его и целуем духовное честное и пресветлое лице святаго твоего царствия. Выразумели мы из письма вельможнаго господина Феодора, ближнейшаго и вернейшаго боярина вашего превысокаго величества, победы, которыя даровал Бог святому твоему царствию, и молим Господа Бога нощь и день и мы, и вси монахи и вси достопочитаемые церкве града святаго, да благоволит Господь, дабы в конец побеждены были весьма противящийся державе славы твоея сквернии еретики, и покорены были всеконечно под превеликую власть вашу. А что имели и больше нечто доносити, написали мы в письме помянутаго боярина господина Феодора. Сие токмо с духовною дерзостию доносим, что, благоволившу Богу, мир с поляками просим, чтоб ваше царское величество воспомянул о благочестии ревность приснопоминаемых отцев и праотцев ваших, и да тщится, и радеет о мире и в православной вере безмятежии обретающихся православных во всей Польше. Господь же Бог да управит стопы твоего святаго царскаго величества на путь мирен. Из Царяграда 1706 года февраля в 17 день. 13 Грамота патриарха Досифея к государю Петру Алексеевичу от 15 ноября 1706 года, в которой он просит государя строго запретить вывозить из России пленных шведов в Турцию для продажи Благочестивому победителю, победоносцу, присновеличайшему и приснопочитаемому Августу, государю, государю Петру Алексеевичу во Христе лобызание. Пред многим временем не писали к вашему священному величеству, понеже писывали мы блаженныя памяти к боярину Феодору, а ныне, понеже велено ему, господину Петру Андрееву, не инуды, но писать прямо к священному вашему величеству, пишем и мы такожде. Однакожде писали мы недавно к сенатору, господину Гавриилу Головнину, и что имели мы о здешних делех сказать, там написаны, и ныне нового отсюду донесть не имеем ничего. А хотя и будем потом многая и нуждная о церковных делех к вашей богохранимой светлости писать, и напишем из земли, где б могли мы написать по-славенски, чтоб мог ваше царское величество, зная, прочесть без всякого погрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010