29 окт. 1936 г. был арестован в Барнауле, этапирован в Бийск, где помещен в тюремную больницу, а 19 нояб. заключен в тюрьму. Вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священниками священномучениками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и с мон. прмч. Феодором (Никитиным), проходил по делу о «контрреволюционной повстанческой организации» в ряде районов Алтая. На допросах И. отказался признать себя виновным в «антисоветской деятельности», доказал на следствии ложность обвинений, возводимых на него лжесвидетелями. 9 апр. 1937 г. выездная сессия Специальной коллегии Западносибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование. После издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 г. «Об антисоветских элементах» дело И. было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила И. в числе др. обвиняемых к расстрелу. Был казнен, вероятно, на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывш. барнаульском Богородице-Казанском жен. мон-ре. Погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Саратовской обл. Д. ОФ-26172; Архив УФСБ по Нижегородской обл. Д. ОФ-26172; Архив УФСБ по Новосибирской обл. Д. П-7818. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 176-177; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 474; Дамаскин. Кн. 5. С. 131-168; Ходатайство приходских общин г. Оренбурга об освобождении арестованных священнослужителей//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 16-19; «Обновленческий» раскол. С. 753-754. Игум. Дамаскин (Орловский), Д. Н. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской)

http://pravenc.ru/text/200207.html

3. А оная Варвара жития постоянного и такую ж просвирническую должность оправить межетъ. А вписцовых Московских 139, 140 годов книгах у вышеписанной церкви написано дворы попа Федора, дьячка Григорья Устинова, пономаря Федора Устинова, просвирницы Авдотьи, вприходе 73 двора. А впереписной 702 года книге у той же Василие Кесариск. церкви написано дворы попа Марка Афанасьева, попа Архипа Маркова, дьячка Андрея Иванова, старосты Алексея Герасимова, просвирни Анны Григорьевой, – вприходе 160 дворов. Указомъ Её Императорского Величества из Синодального казенного приказа сего октября 12 дня дана новоявленная память обытии баражской слободы тяглеца Степана Лукьянова сына Клюева жене его вдове Варваре Ефимовой дочери просвирней на месте умершей просвирни Татьяны Тарасовой и будучи ей Варваре при вышеозначенной церкви просвирническую службу справлять безленостно и быть той церкви священника в послушании и не пьянствовать и с воровскими людьми незнатца и похищении в той церкви никакого не учинить. Подлинная подписана“. (См. дела Патриаршего Казенного Приказа,--Вязка 482, в Архиве Министер. Юстиции). Другие дела большею частью касаются определения священнослужителей к нашей церкви: 1760 года 31 марта, пономаря Алексея Ильина. 1761 года 4 авг. во диакона студента Моск. Дух. Академии Василия Федорова, – 1762 г. 23 сент. того же Василия Федорова – диакона во „второго попа“ (дворов по справке при сей церкви более трех сот); 1762 г. 16 нояб. – во дьячка Семена Петрова; 1762 г. 23 нояб. студента Моск. Акад. II... во диакона, 1772 г. – диакона Феодора...; 1773 г. – пономаря Семена Федорова; 1774 г. – пон. Василия Адрианова; 1782 г, – дьячка Косьмы Васильева; 1787 г, – дьячка Семена Петрова; 1794 г. июня 22-свящ. Григория Иванова; " донес, о смерти священнослужител.: 1817 г. 21 марта свящ. Васильева; 1820 г. 3 авг. Алексея Тимофеева; 1832 г. 17 июля пономар. Алексея Семенова; 1832 г. 20 окт. пон. Алексея Соколова; о поведении поном. Алексея Семенова 1833 г. 7 янв.; о пред. поном. Ник. Дмитриева 1832 года 18 июля; о производстве во диакона Филиппа Никатова 29 июля 1832 г.; о опред. дьячка Василия Кузьмина 1821 г., – и дела по жалобам на священнослужителей 1761 г окт. 5 – свящ. Василия Федорова с диаконом Кириллою Ивановым той же церкви на попа Константина Иванова, – присвоившего себе владение частью причтовой земли; 1763 г. нояб. 10 – на диакона Илью Федорова; 1768 г. 31 окт. – оштрафованИи свящ. ВасилИя Иванова; 1750 г.– свящ. Михаила Петрова; 1788 г. прош. диакона Семена Петрова и пономаря Спиридона Никитина, и др. (в Архиве Моск. Дух. Коне. Вязка дел Вас. Кесар. церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

8 марта 1930 г. святитель был этапирован в Туруханский край, жил в Красноярске, Енисейске, Туруханске, в станках Мельничном, Селиванихе, Пупкове. После получения известия о кончине горячо любимой матери в 1930 г. начал писать труд «О поминовении усопших по Уставу православной Церкви», высоко оцененный митр. Кириллом (Смирновым), с к-рым с февр. по июнь 1932 г. А. жил в станке Селиваниха. Архипастыри неоднократно обсуждали ситуацию, сложившуюся в Церкви после издания митр. Сергием (Страгородским) в 1927 г. «Декларации» . А. прекратил церковное общение с митр. Сергием после публикации в ЖМП статьи последнего «О полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя» (1931. 1), посчитав, что митр. Сергий выступил «захватчиком прав Первоиерарха» и превысил данные ему Местоблюстителем сщмч. митр. Петром (Полянским) полномочия. Причины своего отделения от митр. Сергия А. в 50-х гг. XX в. подробно изложил в письмах к мон. Варваре (Адамсон), прот. Павлу Дашкееву (Молитва всех вас спасет. С. 414-419, 384-385). 19 авг. 1933 г., более чем через полгода после окончания срока ссылки, А. был освобожден. В 1933-1936 гг. А. жил во Владимирской обл., иногда нелегально приезжал в Москву. В дек. 1933 г. святитель направил митр. Сергию письмо (Молитва всех вас спасет. С. 417), в к-ром изложил свою позицию; отказавшись от к.-л. участия в церковной работе под руководством митр. Сергия, А. не считал грехом посещение храмов, в к-рых поминали митр. Сергия. Установилась связь между А. и московскими общинами «непоминающих» , в первую очередь прихожанами храма свт. Николая в Клённиках, а также духовными чадами архим. Серафима (Батюкова), протоиереев Владимира Богданова, Александра Гомановского, иереев Владимира Криволуцкого, Михаила Шика и др. Московские общины «непоминающих» считали А. своим епископом. А. тайно рукоположил во священников Сергия Никитина (впосл. еп. Стефан ), Феодора Семененко и др. В 1933 г. по указаниям А. прот. Владимир Пылаев (расстрелянный в 1937) написал первый вариант иконы «Собор русских святых», к-рую прот. Владимир показал А. и затем послал митр. Сергию. Немного позднее была освящена икона «Все святые, в земле Российской просиявшие», созданная прихожанкой храма свт. Николая М. Н. Соколовой (в постриге мон. Иулиания ).

http://pravenc.ru/text/76846.html

Астерия Амасийского . Его мнения о почитании икон и святых служат там предметом пререканий между православными и иконоборцами. Но подробных биографических сведений о св. Астерии отсюда мы еще не выносим. Узнаем только, что они написал между прочим неизвестным славную гомилию „О Богаче и Лазаре» и „Слово об Евфимии» 3 . Упоминание же об этом находим еще у св. Феодора Студита в его письме к Навкратию 4 . Такие же скудные сведения о св. Астерии, собственно о его трех речах: «О Богаче и Лазаре», о Евфимии и о жене кровоточивой, –дает нам еще Никифор, патриарх константинопольский 5 . Драгоценные сведения об Астерии дает нам только „Bibliotheca» и Quaestiones Aniphilochianis 6 Фотия». Это единственный авторитетный древний источник, откуда биограф Астерия почерпает сколько-нибудь серьезные сведения. К сожалению, они почти исключительно библиографического характера. Только „Quaest. Amphil.», сообщая биографическия сведения об Астерии, упоминает еще о двух его соименниках. Из западных свидетельств этого времени (VIII – IX в.) нам известно только письмо папы Адриана, в котором он с похвалой отзывается о св. Астерии, его православии и упоминает речи „О Богаче и Лазаре» и „о Евфимии» 7 . Таким образом – Епифаний Кипрский , Дeяhuя II -го Никейского Собора, Феодор Студит , Никифор, Фотий и папа Адриан – вот единственные, правда авторитетные, но зато и скудные первоисточники для биографа св. Астерия. Наряду с этой скудостью исторических и библиографических сведений об Астерии идет совершенное умолчание о нем древних памятников агиологической литературы. Имени Астерия Амасийского не знают ни Месяцесловы, ни Синаксари, ни Греческие священные календари. Имени Астерия Амасийского нет в календарях и мартирологах Западной Церкви первых десяти веков. И в современном римском мартилоге мы его также не найдем 8 . Славянские святцы первых десяти веков, месяцеслов Василия и греческие церковные книги также не знают св. Астерия Амасийского 9 . Эта удивительная скудость сведений о св. Астерии у древних церковных писателей, так мало соответствующая его блестящему ораторскому таланту, была бы очень непонятна и загадочна для биографа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

«Божиею поспешествующею милостию вылит сей колокол в царствующем граде Москве к церкви Воскресения Христова, что в Кадашеве 1750 году Декабря 45 дня, при державе благочестивейшия и самодержавнейшия Великия Государыни нашея, Императрицы Елисаветы Петровны всея России, при наследнике Ея внуке Петра перваго, благоверном Государе, Великом Князе Петре Феодоровиче и при супруге его благоверной Государыни, Великой Княгине Екатерине Алексеевне благословением Святейшего, Правительствующего Синода, иждивением шелковой фабрики содержателя Ивана Никитина сына Садовникова, при Священнике Феодоре Амвросимове. Весу 400 пуд.» В клейме: «а лил его мастер Константин Михайлов Слизов.» На поверхности колокола изображены: 1) Воскресение Христово, 2) Успение Божия Матери, 3) Икона Тихвинския Богоматери, в честь которых устроены престолы. Не останавливаясь более на внешности церкви, которую показывает самый рисунок, перейдем ко внутренности верхнего храма, представляющей нам прекрасные памятники резьбы и иконописи XVII века в богатом и великолепном иконостасе алтаря. Свод в ней стрельчатый, пол чугунный. Окна в два света освещают храм, отделенный от пространной трапезы стеною с широкою, аркою, по обеим сторонам коей, окна в виде пролетов, с обратной стороны образующие особые места для богомольцев. Над аркою со входа икона Знамения Божия Матери, окруженная предстоящими ей в молении ликами Св. Логина Сотника и Апостола Кодрата, тезоименитых храмоздателям. На правой стороне в простенках арки: Спас Вседержитель, седящий на престоле с отверстым Евангелием, список с Мануйловой иконы в Московском Успенском соборе, а на левой икона Цареградския Божия Матери; имя изографа закрыто рамою. Обе сии иконы замечательны отчетливостью письма, а последняя святолепностию лицевого и роскошною золотою иконопью в доличном. По обе стороны трапезы в простенках шесть киот с образами, из коих замечательны поясное изображение Спасителя, писанное 7198 г. изографом Николаем Соломоновым Вургаровым и образ Страшного второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, где в числе осужденных видны Жиды, Литва, Арапы, Кизильбаши и Русь в своих национальных костюмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вынесение как индивидуальных, так и, в особенности, групповых расстрельных приговоров представителям духовенства и активных мирян происходило в этот период относительно редко. Впрочем, в Воронежской епархии именно летом 1930 года произошел групповой расстрел архимандрита Тихона (Кречетова), иеромонахов Георгия (Пожарова) и Космы (Вязникова), священников Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского, Феодора Яковлева, Александра Архангельского, Георгия Никитина и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова. Однако многие из подвижников Русской Православной Церкви, отправленные в этот период в тюрьмы, лагеря и ссылки, либо подобно архиепископу Воронежскому Петру (Звереву), архиепископу Верейскому Илариону (Троицкому) и епископу Глазовскому Виктору (Островидову) отошли ко Господу в местах заключения, либо подобно Патриаршему Местоблюстителю Агафангелу (Преображенскому) и знаменитому московскому пастырю и духовнику из Свято-Данилова монастыря архимандриту Георгию (Лаврову) скончались в результате тягот, перенесенных в недавно завершившемся заключении, либо подобно подавляющему большинству новомучеников начали и чаще всего продолжили свой узнический путь на Русскую Голгофу, который должен был привести их к мученической кончине в конце 1930-х годов. Тяжесть гонений этого периода времени усугублялась возникшим в Русской Православной Церкви разделением между сторонниками Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и противниками этой политики из числа преданных Церкви духовенства и мирян, объединившихся вокруг таких авторитетных архипастырей как, например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), которые находились в это время в заточении. Обличавшие митрополита Сергия в присвоении себе канонической полноты высшего церковного управления и рассматривавшие его политику как политику, направленную на порабощение Церкви богоборческим государством, церковные оппоненты митрополита Сергия разрывали каноническое общение с ним и возносили за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), за что и получили наименование «непоминающих».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1295608...

Вынесение как индивидуальных, так и, в особенности, групповых расстрельных приговоров представителям духовенства и активных мирян происходило в этот период относительно редко. Впрочем, в Воронежской епархии именно летом 1930 года произошел групповой расстрел архимандрита Тихона (Кречетова), иеромонахов Георгия (Пожарова) и Космы (Вязникова), священников Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского, Феодора Яковлева, Александра Архангельского, Георгия Никитина и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова. Однако многие из подвижников Русской Православной Церкви, отправленные в этот период в тюрьмы, лагеря и ссылки, либо подобно архиепископу Воронежскому Петру (Звереву), архиепископу Верейскому Иллариону (Троицкому) и епископу Глазовскому Виктору (Островидову) отошли ко Господу в местах заключения, либо подобно Патриаршему Местоблюстителю Агафангелу (Преображенскому) и знаменитому московскому пастырю и духовнику из Свято-Данилова монастыря архимандриту Георгию (Лаврову) скончались в результате тягот, перенесенных в недавно завершившемся заключении, либо подобно подавляющему большинству новомучеников начали и чаще всего продолжили свой узнический путь на Русскую Голгофу, который должен был привести их к мученической кончине в конце 1930-х годов. Тяжесть гонений этого периода времени усугублялась возникшим в Русской Православной Церкви разделением между сторонниками Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и противниками этой политики из числа преданных Церкви духовенства и мирян, объединившихся вокруг таких авторитетных архипастырей как, например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), которые находились в это время в заточении. Обличавшие митрополита Сергия в присвоении себе канонической полноты высшего церковного управления и рассматривавшие его политику как политику, направленную на порабощение Церкви богоборческим государством, церковные оппоненты митрополита Сергия разрывали каноническое общение с ним и возносили за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), за что и получили наименование «непоминающих».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Вынесение как индивидуальных, так и, в особенности, групповых расстрельных приговоров представителям духовенства и активных мирян происходило в этот период относительно редко. Впрочем, в Воронежской епархии именно летом 1930 года произошел групповой расстрел архимандрита Тихона (Кречетова), иеромонахов Георгия (Пожарова) и Космы (Вязникова), священников Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского, Феодора Яковлева, Александра Архангельского, Георгия Никитина и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова. Однако многие из подвижников Русской Православной Церкви, отправленные в этот период в тюрьмы, лагеря и ссылки, либо подобно архиепископу Воронежскому Петру (Звереву), архиепископу Верейскому Иллариону (Троицкому) и епископу Глазовскому Виктору (Островидову) отошли ко Господу в местах заключения, либо подобно Патриаршему Местоблюстителю Агафангелу (Преображенскому) и знаменитому московскому пастырю и духовнику из Свято-Данилова монастыря архимандриту Георгию (Лаврову) скончались в результате тягот, перенесенных в недавно завершившемся заключении, либо подобно подавляющему большинству новомучеников начали и чаще всего продолжили свой узнический путь на Русскую Голгофу, который должен был привести их к мученической кончине в конце 1930-х годов. Тяжесть гонений этого периода времени усугублялась возникшим в Русской Православной Церкви разделением между сторонниками Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергия (Страгородского) и противниками этой политики из числа преданных Церкви духовенства и мирян, объединившихся вокруг таких авторитетных архипастырей как, например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), которые находились в это время в заточении. Обличавшие митрополита Сергия в присвоении себе канонической полноты высшего церковного управления и рассматривавшие его политику как политику, направленную на порабощение Церкви богоборческим государством, церковные оппоненты митрополита Сергия разрывали каноническое общение с ним и возносили за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), за что и получили наименование " непоминающих " .

http://religare.ru/2_80390.html

Гурий Никитин с товарищами писал один деисус и праздники 26 , а Симон Ушаков олифил местные иконы «предста Царица», Одигитрии, северную и южную дверь, Логгина сотника, Феодора Стратилата и писал на медных кругах евангелистов к царским дверям 27 . Он же с товарищами по гольдфарбе 28 золотил образа и починивал заново стенное письмо, а деисусы и ризы у святых по той же гольдфарбе золотили вновь сусальным золотом. Ушаковым же были написаны в 1676 г. на 8 медных кругах два деисуса, Спаситель, Б. Матерь, И. Предтеча, Феодор Стратилат и преп. Сергий Радонежский. Один из деисусов был поставлен против государева золотого крыльца, а образа преп. Сергия и великомуч. Федора Стратилата в пещерах от того же крыльца, а другой деисус в церкви, с правой стороны от входа с Красного крыльца. Другие иконописцы левкасили и оклеивали клеем 8 деревянных образов с изображением пророков, да две доски круглых с изображениями Спаса Нерукотворенного и Знамения Пресв. Богородицы и две доски с ликами ангелов к жертвеннику, причем иконы Распятия, пророков и апостолов также к жертвеннику были написаны Ушаковым с товарищами. Живописец же Федор Матвеев золотом, серебром и красками разцветил у разных святых в трапезе ризы. Живописец Иван Филатов написал красным и зеленым аспидом с лица от Грановитой палаты, стенное письмо 29 , а Рыдкин расписал аспидом разными цветами алтарь 30 . В то же время были позолочены деревянный резной жертвенник с дверьми, вышиною 3 арш., а шириною 1½ арш., да около жертвенника ангелы с рипидами 31 . Самое освящение возобновленного храма состоялось 23-го декабря 1677 г. при участии патриарха Иоакима 32 . Но прошло лишь три года после возобновления собора, как последовало повеление царя о возобновлении стенописи в нем. Велено было, вместо прежнего стенного письма, написать новое и в трапезе притчу о мытаре и фарисее написать стенным письмом, тогда как раньше она была написана на полотне. В стенописной работе принимали участие жалованные иконописцы Степан рязанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев, 2 московских кормовых иконописца, 2 патриарших, 4 костромских, 4 ярославских, 3 псковских, 6 вологодских и 7 великоустюжских 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Иконописные работы художника стилистически вписываются в направление, разрабатывавшееся мастерами Оружейной палаты, но обладают рядом особенностей, характерных для его индивидуальной манеры и костромской художественной традиции в целом. Н., очевидно, было выполнено 2-е поновление костромской чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в 1673 г., им же разработана иконография клейм сказания о ней, воплощенная в произведениях 80-х гг. XVII в. В 1689 г. Н. поновил образ Богоматери «Одигитрия» в Игрицком мон-ре. В 1677-1678 гг. среди 20 иконописцев Оружейной палаты Н. принимал участие в создании 1200 миниатюр лицевого Евангелия (ГММК) для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного. Тогда же, во время пребывания в Москве, он был представлен Ушаковым в качестве одного из кандидатов на освободившееся место жалованного иконописца, но выбран не был и с тех пор в Москву не вызывался. Индивидуальная творческая манера мастера оказала большое влияние на художественную традицию Костромы. Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 23, 33, 53, 63, 66, 67, 70, 88, 92, 93-96, 99, 101, 115-121, 128; он же. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 108-111, 114, 124, 126; Серебреников С. А. Церковь св. прор. Илии в Ярославле//Ярославские ГВ. 1850. 42. Ч. неофиц. С. 407-411; Повесть о начале зачатия и поставлении первыя деревянныя ц. св. Николая Чудотворца, что на Пенье… Ярославль, 1873; Лествицын В. И. Записки изографа Василия Никитина 1745 г.//Ярославские ЕВ. 1882. 29. Ч. неофиц. С. 229; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус.//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1. С. 1-128 (3-я паг.); он же. Памятники церк. старины в Костроме//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 57; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; он же. Воскресенская, что на Дебре, церковь в Костроме. Кострома, 1902; Вахрамеев И. А. Церковь во имя св. и славного прор.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010