костромской иконописец, деятельность к-рого прослеживается по документам 1670-1689 гг., возможно, являлся учеником ярославского мастера Севастьяна Дмитриева Башки ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 340). В 1670 г. его вызвали в Москву для написания местных икон для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя; в следующем году он участвовал в росписи Успенского собора Ростова и в создании для него икон (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 10. 13556), писал иконы для царя вместе с Гурием Никитиным и др. своими земляками (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15477). В марте 1673 г. был вызван в Москву в составе костромской артели и поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля в качестве кормового иконописца 2-й статьи (Там же. Ч. 10а. 14052, 14095). В 1676 г. он снова участвовал в создании икон («деисусов и праздников») и расписывал стены в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 16069), в том же году, согласно царскому указу, стал получать жалованье в числе др. костромских иконописцев ( Брюсова. 1984. С. 316). В июле 1679 г. выполнил иконы для ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Измайлова. Участвовал в росписи ц. прор. Илии в Ярославле (1680; его имя содержится в летописи на юж. стене храма) и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме вместе с Гурием Никитиным (1684). Костромские мастера во главе с Василием К. и Василием Осиповым расписывали Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве (1689; Она же. 1982. С. 257-260), после смерти Никитина оба иконописца возглавили костромскую артель. В. Г. Брюсова приписывает Василию К. авторство клейм Феодоровской иконы Божией Матери в чудесах Гурия Никитина (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.; см.: Там же. С. 134-144), обнаруженной в 1960 г. С. И. Масленицыным в ц. Нерукотворного образа Спасителя на Запрудне в Костроме (реставрирована Н. В. Дунаевой в 1969). Брюсова также предполагает, что Василий К. мог принимать участие в создании еще одного списка Феодоровской иконы Божией Матери (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.) в качестве ученика Гурия Никитина, выполнившего «доличное» письмо (Там же. С. 144). Иван

http://pravenc.ru/text/1841700.html

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык, указанием чтений и кратким изложением содержания их Книга княгини Наталии Владимировны Долгоруковой «Стихиры Великопостных служб с переводом на русский язык» воспроизводится без сокращений и изменений по переизданию 1897 года, которое было предпринято «некоторыми из почитателей неусыпной и плодотворной деятельности княгини по изданию и распространению духовно-нравственных книг» в надежде, что «не один из благочестивых читателей этой книги, достойно оценив заботы и труды покойной по распространению в массе читателей подобных назидательных изданий, безмолвно сотворит тёплую молитву о упокоении души рабы Божией Княгини Наталии». Возвышенны все песнопения наших церковных служб, но службы Великого поста производят более сильное впечатление на сердца молящихся. Содержанием всех песнопений Великого поста служат воздыхания и вопли души, сокрушённой мыслью о тяжести грехов, о потере чистоты и первобытного блаженства райского. Вся цель этих песнопений – возбудить в душе чувства раскаяния в грехах, воодушевить к подвигам поста, к умерщвлению страстей, к очищению сердца. И нужно сказать, что весьма и весьма многие из песнопений великопостных служб, составленные Феодором и Иосифом Студитами, достигают необыкновенной высоты и по чувству, и по изложению. Предание говорит, что один благочестивый муж любил песнопения св. Студитов, поемые в Великий пост . Но зашли к нему однажды какие-то иноки и весьма неодобрительно отозвались о песнопениях св. Феодора. Этот отзыв охладил усердие благочестивого мужа, и он перестал петь стихи Феодора. Во сне явился ему св. Феодор Студит и сказал: «Зачем ты оставил мои творения, которые любил прежде? Как не рассудил ты, что не приняла бы их Церковь Божия, если бы не находила их полезными. Они составлены не витийственно, но содержат слова смирения, могущие сокрушить сердце и умилить душу, а потому они и усладительны и полезны для всякого, кто истинно желает спасения» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Филарет (в схиме Феодор), иеромонах Московского ставропигиального Новоспасского монастыря (Память 28 августа). Иеромонах Филарет (в схиме Феодор), был одним из известнейших, особенно, жителям Москвы, подвижников благочестия. Он родился 9 мая 1758 года. Отец его – купец Николай Пуляшкин, житель г. Вязьмы Смоленской губернии, торговал, так называемым, красным товаром и владел достаточным состоянием. Родительница Филарета Матрона Никитична, по смерти своего мужа, и после пожара, истребившего почти все ее имущество, переехала с семейством для жительства в Петербург, к родному брату, богатому торговцу иностранными винами, а в 1786 году поступила в Московский Новодевичий монастырь, н здесь постриглась в монахини, с именем Митрополии. Погребена в Ростовском Яковлевском монастыре, настоятелем коего был (с 1806 по 1818 г.) старший сын ее, брат Филарета, архимандрит Аполлинарий, в мире Архип. В доме родительском Феодор (мирское имя Филарета) обучился грамоте, чистописанию и, разумеется, закону Божию. С той поры чтение духовных книг, находившихся в доме отца, составляло его любимое занятие. По смерти родителя, он взят был вместе с матерью в дом своего дяди – богатого Петербургского купца (Никитина), и определен в лавку (равно как и брат его). Юный Феодор скоро почувствовал отвращение от мирской суеты. Когда прочие спешили на торг, он устремлялся в Александро-Невский монастырь, к церковной службе, и после обедни проводил время в беседе с старцем-монахом, за что много раз терпел побои от приказчиков. Тринадцатилетний мальчик умолил свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь, к знакомому старцу. Ревность Феодора в служении Господу была столь велика, что он через полгода, по совету старца, перешел из монастыря в Саровскую пустынь (в Тамбовской епархии). Здесь ему поручаемы были разные послушания; три года он был звонарем; потом трудился в хлебной, квасоварне, три года в просфорне и, наконец, проходил пономарскую должность. Из Саровской пустыни Феодор поступил в Московский Симонов монастырь, вероятно, по желанию подвизаться вместе с родным братом, который был тогда послушником этой обители 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вятка (Киров). Церковь Донской иконы Божией Матери. Стефановская церковь, Донская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1746 году, после большого пожара, истребившего город почти вконец, в монастырской слободке, по желанию прихожан и по указу вятской духовной Консистории, состоявшемуся 29 июля, начата строением, вместо деревянной, каменная церковь во имя Донской Божией Матери, с приделами Стефана Великопермского и Параскевы, нареченной Пятницы, а наверху над теплою церковью особенная, маленькая во имя Сергия, Радонежского чудотворца, которая построена уже после. Главная освящена в 1763 году преосвященным Варфоломеем. В последствии времени, вместо Пятницкой, придельный престол с левой стороны устроен во имя св. Великомученика Феодора Стратилата. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Из уцелевшего перечня дел Вятской консистории известно о том, что в 1746 году было подано прошение и велась переписка о постройке каменного храма. Как сказано в описи, " дело началось по доношению г. Хлынова Стефановской церкви иерея Игнатия с причетники и прихожаны о строении вместо деревянной каменной церкви во имя Св. Стефана Великопермского, с приделом Донской Богородицы " . Указ из консистории с разрешением на постройку был дан 29 июля 1746 года. Руководил строительными работами хлыновский каменщик Алексей Макарович Окулов (старостами храма в этот период были хлыновчане купцы Григорий Никитин и с 1763 года - Сергей Злыгостев). Храм был задуман двухпрестольным, а сооружен - с тремя престолами. В осуществленной планировке храма (холодная и теплая церкви в ряд с востока на запад) конечно же было удобнее устроить не два, а три престола: один в холодной церкви и два в теплой, по бокам от прохода. После пожара 1753 году духовенство и прихожане просили об освящении Стефановского придела, но разрешения не последовало. Интересно, что и второе ходатайство об освящении, поданное в 1760 году, не было удовлетворено. И только когда весь храм был полностью отстроен, 5 октября 1763 году был освящен главный алтарь в честь Донской иконы; через год, осенью 1764 года были освящены и приделы теплой церкви - в честь св. Стефана Пермского (7 ноября) и св. Феодора Стратилата (9 ноября). В 1770-1774 году староста церкви Сергей Иванович Злыгостев соорудил на собственные средства на сводах зимней церкви еще один придел, в честь своего святого - преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=32526

VI. Кремль Софийский собор окружен зданиями, которые доныне составляют принадлежность архиерейского дома и, наполняя собою всю северную оконечность Кремля, свидетельствуют о прежнем величии владык Новгородских. Я не буду говорить о новом теплом соборе, празднующем вход Господа в Иерусалим, ни о великолепных палатах, сооруженных с помощью императрицы Елизаветы митрополитом Димитрием в половине минувшего столетия, но скажу о дворе собственно владычнем, где обитали древние святители во времена славы великого Новгорода. Здания сии, ныне отчасти пришедшие в ветхость или занимаемые службами и присутственными местами, тянутся позади собора, вдоль кремлевской ограды, и еще носят название своих основателей: святых Никиты, Иоанна и Евфимия. Но те, которым сохранилось имя Никитинских, наиболее пострадали от времени; не существуют и обширные палаты святителя Евфимия и церкви, основанные им на дворе архиерейском; однако еще уцелел один корпус, примыкающий к дому святого владыки Иоанна, с часовою башнею, и самая колокольня софийская, весьма оригинальная по своему зодчеству – двухъярусная, продолговатой формы, с тремя просветами, – принадлежит к зданиям сего великого святителя XIV века. В рукописном житии его весьма поэтически описано сооружение им храмов на дворе владычнем во имя Златоуста и великого Евфимия и украшение Св. Софии, на которую указуя, говорит он: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селение славы Твоея»; а Св. София в свою чреду взывает к нему: «Се убо красота моя и похвала Церкви – Евфимий великий». Далее сказано, что блаженный умыслил создать себе каменные палаты, ибо прежние были деревянные и часто страдали от огня; предпринял же это не ради какого-либо пристрастия, но для успокоения своих преемников, употребив на то некоего мужа духовного и художного, инока Феодора. Он соорудил палаты пречудные, имевшие там и здесь переходы и врата наподобие града с улицами внутри; так что иное здание было выше, другое ниже, одно впереди, другое внутри двора, и нельзя описать сего, если кто не видел собственными глазами; все это украсил он стенным писанием весьма благолепно, устроил также кельи для иноков и все службы монастырские и воздвиг столп каменный посреди своего сада с часами наверху, которые оглашали весь город.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Борис Михайлович (19.10.1870, С.-Петербург - 1.08.1906, Рига), церковный историк, профессор СПбУ и СПбДА. Род. в семье Михаила Ивановича Мелиоранского, секретаря совета СПбУ, сына протоиерея ц. вмц. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. Дед по линии матери, А. С. Жиряев, был воспитанником Вологодской ДС, впосл. профессор уголовного права Дерптского ун-та. Брат - Платон Михайлович Мелиоранский, проф. СПбУ по кафедре турецко-татар. словесности. Первоначальное воспитание и образование получил под рук. матери. В возрасте 10 лет поступил в 1-й класс Реформатского уч-ща, затем был переведен на классическое отделение уч-ща при лютеранской ц. св. Екатерины, к-рое окончил в 1888 г. В том же году поступил на историко-филологический фак-т СПбУ, где занимался под рук. В. Г. Васильевского , А. И. Введенского , С. Ф. Платонова , В. К. Ернштедта , П. В. Никитина, И. Е. Троицкого (среди студенческих работ М.- рефераты «Из истории церковной жизни в области Великого Новгорода и Пскова» и «История литературной полемики по поводу монастырского землевладения в 1503-1531 гг.»). По окончании СПбУ в 1892 г. был оставлен при ун-те по кафедре Русской истории. Одновременно для совершенствования в области истории Церкви поступил вольнослушателем в СПбДА, к-рую окончил в 1895 г. со степенью кандидата богословия (среди его учителей в академии были В. В. Болотов , А. Л. Катанский , Н. Н. Глубоковский ; тема канд. дис.- «Полемика монаха Ратрампа с патриархом Фотием по вопросу о разностях между церквами»). По предложению акад. А. А. Куника М. занимался изучением источников визант. истории, составил перечень визант. грамот и писем VIII-XIV вв. Первыми плодами этой работы стали статья М. «К истории противоцерковных движений в Македонии в XIV веке» (1895) и доклад о рукописях и сборниках писем прп. Феодора Студита (1896, напечатан в 1899). Принимал участие в издании ж. «Византийский временник» (начиная с его основания в 1894), где в течение 10 лет регулярно помещал библиографические отчеты по совр. нем. научной лит-ре о Византии; также приводил библиографические сведения в издаваемом К. Крумбахером ж. «Byzantinische Zeitschrift». В это время формируется особый интерес М. к проблеме иконоборчества, которую он рассматривал с философской т. зр.

http://pravenc.ru/text/2562884.html

Высокопреосвященный Григорий, в мире Георгий Постников, родился, как и его предшественник, в Никитинском уезде, Московской губернии, в селе Михайловском, 1-го ноября 1784 года и был сын диакона Петра Феодорова. Первоначальное образование он получил в перервинской, а потом в троицкой семинарии; поступив в с.-петербургскую духовную академию, окончил в ней курс, в 1814 году, со степенью магистра. От природы сосредоточенный в себе и склонный к уединению, он, сряду по окончании курса, принял монашество, 25 августа 1814 года, 28 августа посвящен в иеромонахи, 29 июля 1817 г. сделан архимандритом. После первоначальной ученой службы при академии, он сделан был настоятелем Волоколамского монастыря (московской губернии), а в 1822 г. Всемилостивейше ему было повелено быть викарием с.-петербургской епархии, с званием епископа ревельского и с правом – управлять Сергиевой пустыней. В звании викария Григорий показал свою ревность в защищении веры православной против разных зловредных учений. В то время, в обществе, а особенно в Петербурге, разными окольными путями, распространялись преимущественно переводные книги, заключавшие в себе, под видом толкования священного писания, многие ложные учения, противные догматам и преданиям православной церкви, а также и гражданскому благоустройству, таковы: «воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова», «таинство креста», сочинения Бэма, Штиллинга, Эккартсгаузена, г-жи Гион, Дютуа; даже издавался журнал «Сионский вестник» мистического направления. Для борьбы с этими учениями, по указу Синода, образован был, в 1825 г. в Петербурге, временный комитет, для рассмотрения вышеозначенных и др. подобных книг, из 12 членов образованнейшего духовенства, под председательством преосвященного Григория. Комитету дана была инструкция. Григорий не долго был председателем комитета, потому что в том же 1825 году он был возведен на кафедру калужскую. Но занятия в комитете имели влияние на последующую деятельность его: он потом осторожно относился ко всякому новому направлению мысли, приходившему к нам с запада, и всегда отличался ревностью о чистоте веры и нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Гагино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:не позже 1889. Адрес: Россия, Липецкая область, Лев-Толстовский район, с. Гагино Координаты: 53.342232, 39.638603 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Гагино. Храмы Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила В документе 1785 г. приводится справка Рязанской духовной кон­систории, в соответствие с кото­рой с. Спасское, Гагино тож впер­вые упоминается в окладных кни­гах Данковского уезда 184 г. (1676 — Прим. авт.). Церкви Спа­са Нерукотворного Образа в этом селе принадлежало тогда " десять четвертей в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на десять копен. Приходских пятнатцеть дворов " . Согласно другим источникам, с. Спасское было населено князем Велико-Гагиным в конце XVII столетия свои­ми крепостными из Владимирской губер­нии на землях по р. Ягодная Ряса, полу­ченных им в1679 г. А деревянная Спас­ская церковь " освящена в январе 1708 года, а данью обложена в 26 день ноября того же года " . В это время при церкви " двор попа Деомида, церковной земли помещиковой дачи десять четвертей в поле, а в дву потомуж. сенных покосов десеть копен. В приходе к той церкви: двор помещицы, княгини Авдотьи Феодоровой дочери Ивановской, двор Великогагина - в нём живёт прикащик, деветь дворов крестьянских, шесть дворов бобыльских " . По данным на 1759 г., в селе Спасское, Гагино тож насчитывалось 70 дворов, в них проживали 265 мужчин и 270 женщин. По клировой ведомости за 1783 г. " во оном селе приходских сто восемь дворов. Причту один комплект " . В январе 1785 г. помещик с. Гагино полковник Пётр Иванович Измайлов по­дал прошение епископу Рязанскому и Шацкому Симону (Лагову) о разрешении постройки им на свои средства в селе ка­менной церкви в прежнее храмонаиме-нование в 5 саж. от прежнего погоста: " В вотчине моей Раненбургскаго уезда в се­ле Спасском, Гагино тож, имеется цер­ковь Спаса Нерукотвореннаго образа, деревяннаго здания, и хотя состоит она ещё в твёрдости, но не очень пространна. Приходских же при онай состоит более ста дворов и потому прихожанам для слу­шания божественной службы входить в сказаннаю церковь совсем несовместно ... возымел я усердное старание вместо онай деревянной, церковными зборными денгами, а более собственным своим иждивением построить для прочности и пространства вновь каменную церковь " . В свою очередь священник Спасской церкви Иоанн Никитин поддержал поме­щика и обещал " из своего собственнаго иждивения спомоществовать " в деле храмоздания и в каменном храме в трапез­ной соорудить " придел для зимнего вре­мени тёплый во имя святого великомуче­ника Иоанна Воина " .

http://sobory.ru/article/?object=40208

Иерей Феофилакт, Христа ради юродивый (Память 30 августа). В половине 19 века жил и нес тяжелый подвиг один юродивый иерей Феофилакт. – Это был муж святой жизни. И, хотя краткие, но сохранились о нем следующие сведения. В метрических книгах села Хитровщины, Тульской губернии, Богоявленской церкви, значится: «1779 года, марта 8 дня, у диакона означенной церкви Авдия Никитина родился сын Феофилакт». По окончании учения в училище и потом в семинарии, Феофилакт был определен во диакона в Веневский уезд, в село Диаконово, а в 1806 году в село Хитровщино во священника. Как видно по духовными книгам, – священником был только два года: 1806 года и 1807 года, а в 1808 году значится уже заштатным, находящимся в безумстве. Тогда ему было от роду 29 лет, а по духовным значится 33 года. – Скончался отец Феофилакт в 1841 году, 30 августа. – Бывшая же настоятельница Мих. Ряз. монастыря мать Раиса записала о нем след. сведения, которые здесь и приведены. «Начинаю писать с того – во славу Божию и с помощью Божией – с какого года я стала знать отца Феофилакта, и что только могу припомнить о нем: он имел от Бога великие дарования, особенно дар прозорливости, – он знал дела и помышления людей, прозревал отчасти и будущее. В 1824 году я поступила в Михайловский Покровский женский монастырь, Рязанской епархии; родитель мой Иродион Феодорович Ураев служил в уездном городе Скопине, не помню, в каком году, судьею уездным. Случилось, что городничий был в отлучке, а мой отец правил его должность. В это время обокрали Скопинское казначейство, и родитель мой просрочил отрапортовать об этом, по этому случаю он был под судом; но, так как казначей и стряпчий не имели ровно ничего, мой же отец имел, хотя и небольшое имение, то по-тогдашнему положению казна взыскивала с моего отца: имение было описано и продавалось с аукциона. В 1824 году приехал родитель мой в наш монастырь, – тогда еще была жива старшая моя сестра монахиня Евстолия. В это время случился в монастыре и отец Феофилакт. Мой батюшка ему и говорит: «вот, я скоро должен остаться без куска хлеба с шестью человеками детей: продадут мое имение, и казна все с меня возьмет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010