4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. ____ Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста О дерзновении к Богу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Крестопоклонную Неделю, мы слышали чтение из Послания святого апостола Павла к Евреям. Это чтение, безусловно, имеет прямое отношение к сегодняшнему знаменательному дню, в который мы вспоминаем о Кресте Господнем, страданиях Спасителя и о том, что мы обязаны следовать за Господом и стать крестоносцами. Апостол говорит: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (ст. 14). Мы часто соблазняемся поступками первосвященников, то есть архиереев, иереев, других священных лиц, но если бы мы всегда помнили, что нашим истинным первосвященником является не какой-нибудь обыкновенный человек, а Господь наш Иисус Христос, то ничто не заставило бы нас смутиться, даже если бы мы увидели в поступках священников ту или иную человеческую немощь. Как я говорил в прошлой своей проповеди, мы должны взирать как бы поверх толпы, стараясь не упустить из виду Того, Кого мы любим. Господь наш Иисус Христос находится так неизмеримо высоко — Он прошел небеса и воссел одесную Бога и Отца, — что, взирая на Него, мы по необходимости вынуждены поднять взор наш от всего земного, чтобы оно не отвлекало и не смущало нас. Мы должны твердо придерживаться нашего исповедания, потому что вера наша основана не на человеческих доказательствах, а на памяти о тех событиях, которые описаны в Священном Евангелии и проповеданы святыми апостолами.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

I «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» 1Кор. 3:18 Мы живем в замечательное время. Бог сделал нас свидетелями и участниками событий, определяющих, возможно, окончательную судьбу мира. Времена тяжкие – последние времена. Тяжесть их в предсказанном самим Господом «оскудении любви». Мы это уже чувствуем и дай нам Господь не дожить до самых последних времен, когда «многие, даже избранные, соблазнятся». Но именно сегодня происходит еще одно великое разделение мира – кто за Господа и кто против Него. Мощный призыв Небес услышан: открываются массово храмы, монастыри, тысячи людей идут, едут, чтобы прильнуть к святыням, услышать глаголы Божии, получить наставление от Старцев… Настали времена, предсказанные мудрым Экклесиастом: «...время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и собирать камни». Да, сейчас время собирать камни и строить. А если вспомним, что камень – это вера (Христос называл камнем ап. Петра, называл Себя камнем, «положенным во главу угла»), то понятно, что настало время верить и осуществлять веру всей своей жизнью. Сколько сегодня туляков ездит по всей стране за верой, за святыней! Покупаем книжки, ездим к мощам, могилкам. Но мы именно такой народ, такие люди – готовы идти хоть на край света, а сокровищ у себя под носом не видим. Но надо знать, что Тульская земля особая, отмеченная обильной Благодатию Божией. Сколько старцев, стариц, блаженных, юродивых родилось или ходило по этому земле! Последний старец Оптинский, Настоятель Оптиной священномученник Исаакий, архимандрит, расстрелян в Тисницких лагерях. Его кровь освятила нашу землю, его мощи покоятся в братской могиле и он, по установлениям и уверениям святых Отцов, является нашим небесным покровителем. Знаем ли мы о нём? Любимая всем народом старица Матрона – она наша, кимовская, себенская. А Евдокия, Дуняша? А монах Алексей? А незабвенный наш молитвенник и авва о. Христофор? А еще множество и множество, о которых помнят, рассказывают? Так давайте же «собирать камни» веры и знания, давайте отдадим долги благодарности, вызовем из вечности имена наших молитвенников и изымем светильники из-под спуда. Все, кто что-нибудь знает о старцах, старицах, блаженных Тульского края, сообщайте ваши сведения или адреса и телефоны, чтобы к вам могли прийти и записать – в адрес нашего журнала для Марины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Состоялась братская беседа Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 25 января 2014 г. 21:04 25 января 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции  Данилова монастыря  прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X , совершающим мирный визит в Русскую Православную Церковь. В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X, — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси  архиепископ Филиппопольский Нифон , архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян. От Русской Православной Церкви во встрече участвовали: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , наместник московского Данилова монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга. Обращаясь к Предстоятелю  Антиохийской Церкви , Святейший Патриарх Кирилл приветствовал высокого гостя в Даниловом монастыре, духовном центре Русской Православной Церкви, и поздравил Блаженнейшего Иоанна с избранием на древний престол Антиохийской Церкви. Говоря о темах, которые предполагается затронуть на встрече, Его Святейшество сказал: «Думаю, что очень важным пунктом переговоров должны быть совместные размышления об укреплении отношений между нашими Церквами». Предстоятель Русской Церкви отметил, что история этих отношений очень богата, и Предстоятели Антиохийской Церкви не раз в прошлом посещали Святую Русь. Помимо этого, Святейший Владыка упомянул о таких событиях, как участие митрополита Мексиканского Антония в праздновании 1025-летия Крещения Руси, поездка в Россию епископа Апамейского Исаака. Кроме того, недавно состоялась поездка председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в Ливан на празднование 25-летия хиротонии архиепископа Филиппопольского Нифона, главы Представительства Патриарха Антиохийского при Московском Патриаршем престоле.

http://patriarchia.ru/db/text/3542576.ht...

Блаженный Феодорит I. Жизнь 1. Феодорит родился, вероятно, в 393 году в Антиохии, в христианской семье. Он получил хорошее и всестороннее образование, христианское и эллинское; но у кого он учился, трудно с определенностью сказать. Учеником Златоуста он, наверное, не был. Вряд ли был и учеником Феодора Мопсуестийского. С детства Феодорит приходит в близкое соприкосновение с монашеской средой, но вряд ли сам жил в каком-нибудь монастыре. Жизнь Феодорита до самого его избрания на Кирскую кафедру нам не известна. Мы знаем, что он был чтецом в Антиохии, что после смерти матери роздал все свое наследство и, по-видимому, удалился в одну из Ницертских обителей, " училище любомудрия, " по его выражению. Нужно думать, что он как-то проявил себя, и привлек к себе внимание. Этим только и можно объяснить его избрание во епископы города Кира в 423 г. Кир был маленьким и почти пустынным городком неподалеку от Антиохии, но Феодорит полюбил его и называл " лучшим всякого другого славного города. " Он заботился о своей пастве не только в духовном, но и в житейском отношении; по собственному признанию, был " занят бесчисленными заботами, городскими и сельскими, военными и гражданскими, церковными и общественными. " В тоже время он не прерывал своих связей с отшельниками и подвижниками, и сам проводил жизнь воздержанную и нестяжательную. " Я не приобрел ничего, кроме рубищ, в которые одет, " - говорил он о себе под старость. И в своей области, и в других городах Востока ему приходилось сталкиваться и с язычниками, и с иудеями, и с различными еретиками, и борьба с ними не всегда оказывалась безопасной: " часто проливалась моя кровь, - и я преждевременно ввергался в самые двери ада " ... По-видимому, ему приходилось не мало ездить по Востоку, и везде он выступал с огласительным и учительным словом. Он приобрел себе почетную известность далеко за пределами своей глухой области. По его письмам этого времени можно восстановить его довольно яркий и привлекательный образ. 2. С началом несторианских споров Феодорит выдвигается в первые ряды церковных деятелей, и надолго.

http://sedmitza.ru/lib/text/538181/

Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в неделю 4-ю Великого поста Якорь нашей надежды Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (ст. 13–14). Этими словами апостол Павел напоминает нам о том, как Господь Самим Собой поклялся Аврааму, что от него произойдет праведный Исаак (Аврааму в то время было сто лет, а его супруге Сарре — девяносто). Авраам принес в жертву Богу единородного возлюбленного сына, про которого и дано было ему обетование (см. Евр. 11:17–19) , — принес не на деле, но внутренне, своим произволением, и он на самом деле заклал бы Исаака, если бы его не остановил ангел Божий. После этого Бог обещал, что от Авраама произойдет великий народ. Мы видим это сбывшимся сейчас, а в то время Авраам был странником в земле обетованной и тогда казалось немыслимым, что от него произойдет израильский богоизбранный народ, от одного человека — миллионы. Это сбылось, потому что по вере Авраам стал отцом многих народов, а вернее — единого народа, нового Израиля, то есть всех православно верующих, где бы они ни жили и на каком бы языке ни говорили. Ведь язык — не только звучание слов, но и единство понятий, единое отношение к действительности. И это единое евангельское отношение к действительности через Откровение дано всем людям, исповедующим Христа, на каких бы языках они ни говорили. Апостол Павел, желая уверить нас в том, что если Господь что-то обещал, то это обязательно исполнится, приводит нам этот пример, чтобы и мы, подобно Аврааму, ждали исполнения обетования. Если Бог клялся Самим Собою, значит, клятвы Своей не нарушит, потому что нет большего, чем Он мог бы поклясться. Не думайте, что Авраам увидел исполнение только того обещания, что от него родится Исаак. Если бы мы, подобно саддукеям, не верили в загробную жизнь, то, конечно, могли бы сказать, что Авраам не знал всего того, что происходило после его смерти. Но Спаситель говорил про него: «Отец ваш рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (см. Ин 8:56 ). Эти слова возмутили иудеев, а нас должны исполнить веры. Совершенно ясно, что Авраам возрадовался духом, оттого что увидел исполнение обетования: от Авраама произошел богоизбранный народ, а в этом народе, от семени его, воплотился Сын Божий, от Которого произошел уже новый Израиль, народ христианский.

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

Блаженный Феодорит Кирский Жизнь Блаженный Феодорит родился около 393 г. в Антиохии, в христианской семье, на протяжении двенадцати лет остававшейся бездетной; как долгожданного первенца его назвали Феодоритом («богодарованным»). Он получил образование в монастыре св. Евпрепия близ Антиохии, а также, возможно, в других антиохийских школах. Феодора Мопсуестийского он называет своим учителем (письмо 16). Произведения бл. Феодорита показывают, что он хорошо изучил античную философию и литературу, в том числе сочинения неоплатоников, знал несколько языков, помимо своего родного – сирийского. Греческим он владел в совершенстве, так что патриарх Фотий впоследствии хвалил его сочинения за ясность и простоту стиля («Библиотека», 203). После смерти родителей, в возрасте 23 лет, он удалился в монастырь Апамии, где на протяжении семи лет изучал Священное Писание, творения древних апологетов и экзегетические сочинения отцов. Тогда же он совершил паломническое путешествие в Иерусалим. В 423 г. Феодорит был избран епископом города Кира, находившегося неподалеку от Антиохии, и рукоположен митрополитом Александром Иерапольским. Своей небольшой епархией он управлял на протяжении 35 лет с мудростью и ревностью, не только заботясь о духовном возрастании паствы и постоянно борясь с иудеями, язычниками и еретиками, которых повсюду было немало, но и благоукрашая город: он соорудил новый водопровод и канал для снабжения города водой, которой прежде недоставало, починил бассейны, построил галереи и мосты. Вероятно, он много ездил по соседним городам и областям, обличая ереси. По его собственному свидетельству, он активно боролся с употреблением в Антиохии «Диатес сарона» – свода четырех Евангелий, составленного еретиком II в. Татианом (этот «Диатессарон» в свое время толковал преп. Ефрем Сирин ). Бл. Феодорит собственноручно изъял из употребления 200 копий «Диатессарона», которые ему удалось найти. К 30-м годам V в. он уже приобрел прочную известность и славу за пределами своей епархии. Когда начался конфликт между Кириллом и Несторием, бл. Феодорит был вовлечен в него и сразу же оказался в лагере противников Кирилла. С Несторием и Иоанном Атиохийским он был в дружеских отношениях. Иоанн Антиохийский поручил ему рассмотреть анафематизмы Кирилла, о которых он отозвался очень резко, увидев в них скрытое аполлинарианство. На Ефесский собор бл. Феодорит прибыл в числе делегации Иоанна Антиохийского и вместе с последним был одним из главных действующих лиц в истории низложения Кирилла собором «восточных». Несторию он сочувствовал не столько за его учение, сколько из-за несправедливого, как он считал, низложения его без суда и следствия Кириллом и Мемноном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди, а также представители научной и культурной общественности Москвы. За Божественной литургией Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова исполнил произведения митрополита Илариона и Н.С. Голованова. По окончании богослужения игумен Савва (Тутунов) огласил поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Владыка, в частности, отметил: «Осуществляя сотрудничество с Поместными Православными Церквами, ведя диалог с инославием, Вы не оставляете без внимания и поддержки преследуемых за веру наших братьев и сестер, пытаясь дипломатическими методами достигнуть прекращения насилия». Предстоятель Русской Церкви пожелал, чтобы Господь сподобил владыку Илариона «в крепости душевных и телесных сил, в мире и радости успешно совершать дальнейшее служение на пользу Его Святой Церкви». От имени Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II митрополита Волоколамского Илариона поздравил митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, который пожелал владыке здоровья и многих лет жизни для служения во благо Русской Православной Церкви и Вселенского Православия. Поздравительное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора огласил архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий. От имени клириков и прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке митрополита Илариона поздравил игумен Филарет (Тамбовский); он поблагодарил владыку настоятеля за постоянную заботу и попечение о храме, духовенстве и прихожанах и пожелал далее на протяжении многих лет продолжать право править слово Христовой истины. Затем к присутствующим обратился  со словом митрополит Иларион: «Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! В этот день Святая Церковь празднует Обрезание Господне и память одного из величайших святителей — Василия Великого. Святитель Василий являет собой образ истинного и доброго пастыря, ревнителя о Православии: он защищал православную веру против арианства, был ревнителем церковного единства, приводя к Церкви тех, кто от нее отпал. Он был великим духовным писателем, его перу принадлежат творения, которые и поныне на многих языках читаются православными и неправославными людьми. Святитель является автором Божественной литургии, которая отличается особой глубиной и торжественностью; она совершается в Православной Церкви десять раз в году, в том числе и в этот день.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1959975...

Глава 10 ( Иер.10:2 ). Сия «глаголет Господь: по путем языков не учитеся, и от знамений небесных не страшитеся. Путями языков» называет древнюю прелесть. Астрономию же и астрологию назвал «знамениями небесными», которым не позволяет следовать, но повелевает веровать Владыке неба. Осмеивает также устроение идолов, и говорит, что одни устрояются из дерева, другие из золота и серебра, что для устроения их нужны молот, гвозди и другие орудия; потребны также искусства и рука знающих дело, что в одном месте добывается серебро, в другом – золото. ( Иер.10:9 ) «Фарсисом» называет Карфаген. Тамошнее серебро особенно хвалится; даже и ныне богатолюбцы домогаются серебра африканского. Потому несправедливо благоговеть пред тем, что таково по природе; оно не может ни пользы принести, ни повредить. Так Пророк, показав, сколько смешны идолы, слагает песнь Богу всяческих: Иер.10:6 . Несть подобен Тебе Господи: велик еси Ты, и велико имя в крепости. ( Иер.10:7 ). «Кто не убоится Тебе, о царю языков?» Здесь Пророк уничижил высокоумие Иудеев; ибо не сказал: часть Господня – народ Божий Иаков, но Царем всех народов наименовал Бога всяческих, предсказывая язычникми будущее их боговедение. «Между всеми премудрыми языков, и во всех царствах их ни един есть подобен Тебе». Потом Пророк снова изводит на среду богов языческих, и показывает, что состав их заимствован от искусства и существа, и паки возвращается к песнословию Бога. Иер.10:10 . Господь же Бог истинен есть, Той Бог живущих «и Царь вечный». Идолы, говорит Пророк, не имеют жизни, но Бог есть и податель жизни, и Бог живых, и Царь вечный. «От гнева Его подвигнется земля, и не стерпят языцы прещения Его». Так и блаженный Давид «сказует: призираяй на землю и творяй ю трястися» ( Пс.103:32 ). Потом Пророк повелевает сказать так именуемым богам: Иер.10:11 . Бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли, и от сих, иже под небесем суть. Богу свойственно созидать, а не быть созданным от другого. Посему, если и Сын сотворен, то не Бог; если же Он Создатель и Творец всяческих, то воистину Бог . Ибо о Нем сказует Пророк присовокупляемое:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 13 2Кор.13:1 .  В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. «Третицею се гряду к вам: при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол». Апостол вместо лиц представил события, призывая свидетелей на пренебрегающих покаянием и устрашая их. 2Кор.13:2 .  Я предварял и пред­варяю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. «Прежде рех и предглаголю, яко у вас быв второе, и отсутствуя ныне пишу прежде согрешившим и прочим всем, яко аще прииду паки, не пощажду». Павел обнаружил апостольскую власть, пытаясь страхом положить преграду силе греха, потому что апостолам нетрудно было и вразумлять своих, и наказывать чужих. Ибо божественный Петр одним словом предал смерти Ананию и жену его, бывших уже в числе учеников. А Елиму, как неверного и прекословящего, сам блаженный Павел погрузил во тьму, угасив чувство зрения. 2Кор.13:3 .  Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас. «Понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа, Иже в вас не изнемогает, но может в вас.» Хотите, видно, изведать на опыте «глаголющаго во мне Христа,» хотя и ясно дознали силу Его. 2Кор.13:4 .  Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. «Ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия». Если и претерпел крестное страдание смертным естеством тела, то, как Бог и Сын Божий, Он жив и есть самая Жизнь. Подобно сему сказанное: «Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» ( Ин. 2, 19 ). Если же говорится иногда, что Божество Единородного воскресило тело, а иногда, что воскресил Сам Отец, то в этом никакой нет разности, потому что Божественное Писание нередко совершаемое Сыном усвояет Отцу. Так, Зиждителем всего называется Единородный, и Зиждителем также именуется Отец Единородного. Но обратимся к продолжению истолкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 1Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею при­зван­ный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат «Павел, зван Апостол Иисус Христов». И самое начало показывает намерение осудить, ибо вразумляет их не на себя самих смело полагаться, но гораздо выше думать о спасшем их Боге. Поэтому Павел упомянул и об апостольстве, и о призвании, как бы так говоря: «Вы заимствуете себе имена от людей, а я именую себя от призвавшего меня и поставившего апостолом Иисуса Христа». «Волею Божиею». И сие также обвиняет в разногласии; – ибо показывает согласие Отца и Сына. Апостол же вместе с сим дает нам знать, как безразлично употребляет он предлоги. Ибо здесь выражение «кем» ( δ ο), которое единомысленные с Арием и Евномием отделяют Сыну, употребил, говоря об Отце, чего не сделал бы, если бы полагал, что выражение «кем» означает нечто меньшее, нежели выражение «от кого» ( εξ ο). «И Сосфен брат». Полагаю, что был он коринфянин; упоминает о нем и книга Деяний; блаженный Лука извещает нас, что эллины, схватив его при Галлионе, жестоко били ( Деян.18, 17 ). 1Кор.1:2 .  Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас «Церкви Божией сущей в Коринфе, освященным о Христе Иисусе, званным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяцем месте, тех же и нашем». Все сказанное содержит в себе врачевство от недуга, потому что связывает то, в чем, к несчастию, произошло разделение. И, во-первых, Апостол называет коринфян единою Церковию Божиею и прилагает: «о Христе Иисусе», а не о том или другом. Называет же их и званными и святыми и связывает с уверовавшими в целой вселенной, научая, что надлежит не им только пребывать в единомыслии, но и всем, поверившим спасительной проповеди , иметь один образ мыслей, как оставляющим единое тело Владыки Христа. Слова же «тех же и нашем» поставлены в связи с словом «Господь», то есть и мы, пишущие, и вы, читающие, имеем одного Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010