Поскольку ты, любя святых рабов Божиих, стараешься подражать непорочной жизни их и, слыша от многих похвалы человеку Божию, освященному Федору, отцу тавеннских монахов, как называют их фивские жители, оказываешь ему особенное уважение; то, узнавши, что я жил в монастыре сих монахов три года, ты приказал мне описать твоему преподобию все то, что я или слышал и узнал о нем от живших с ним святых мужей, или что сам удостоился видеть. Посему я, принесши усердную молитву Богу, чтоб Он помог мне верно вспомнить все сие, охотно исполняю приказание твоего преподобия, и объявляю тебе следующее: 1. Мне было семнадцать лет от рождения, как я, решившись быть христианином, услышал в церкви беседу блаженного Папы Афанасия о образе и жизни монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу. Он удивлялся великой награде, ожидающей их на Небесах. Услышав сие, я возлюбил и решился избрать блаженную жизнь их. Омывшись баней возрождения, я нашел недалеко от города одного фивского монаха, и вознамерился последовать ему; но вскоре переменил свое намерение, по совету блаженной памяти Павла, пресвитера Перейской Церкви, который подозревал, что монах сей был еретик. Павел, препоручив меня Феофилу и Копру, мужам, которые провождали жизнь богоугодную, и которые тогда из Фиваиды от св. Феодора присланы были с письмами к св. Папе Афанасию, послал меня к Феодору. Когда мы пришли к монастырю, в котором жил раб Божий Феодор, и который находится в верхней Диосполитанской области и известен под именем Вав: то человеку Божию Феодору угодно было встретить меня при вратах монастыря. Поговоривши со мною о некоторых предметах, он приказал мне переменить свою одежду, и потом ввел меня в монастырь. Здесь увидел я около шестисот монахов, собравшихся тогда в одно место. Все они посреди монастыря ожидали св. Феодора. Когда он возвратился и сел под финиковым деревом, то и они сели. Поскольку я с удивлением смотрел на собрание и благочиние их, и чуждался общества их, то св.Феодор, заметив сие, приказал мне сесть подле него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 100. 1) Тяжело управлять; но ради Господа, ради нас пострадавшего до смерти крестной, терплю; терпите и вы. – 2) Посмотрите мысленно, как терпели древние. 3) Будем же подражать им. 23] 1. Если б я чувственными очами смотрел на случающиеся с нами почти каждый день, скорбные неприятности; то давно бы изнемог и другому отдал бразды настоятельства; но как при сем к Богу воззревает смиренный ум мой, ради Коего и вы сюда призваны, и я предал себя вам, то не отказываюсь и не отчаиваюсь, и готов все терпеть укрепляем будучи Христом Господом, по молитве отца моего и вашего, за вас, возлюбленных моих и ради Господа моего и Владыки. Ибо если Он, создавший всяческая, благоволил ради меня, в силу таинства воплощенного домостроительства, искушен быть, поруган, уничижен, осмеян, распят, прободен копьем, погребен; то чего мне не перенести? Или лучше, чему нам с вами охотно не подвергнуться? Пусть находят скорби, тесноты, раны, лишения, смерти. Что все сие, при несомненной вере, что если добре будем воинствовать, если бодренно будем стоять и доблестно противостоять, то стяжаем в воздаяние вечные блага? Когда немощная плоть начнет изнемогать, напомним себе, что поблажая ей, усокровиществуем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия, и воспрянем к воодушевленному мужеству. 2. О, где ныне древние оные святые души! Как оскудело ныне, воодушевлявшее их, рвение! Радость для них и веселие была телесная скорбь, слава и величие – крайнее уничижение. Их исполняла пламенная любовь к Господу; их снедало ненасытимое вожделение не того, чтоб исполнять волю свою, а того, чтоб отнюдь не исполнять ее; они искали не того, чтоб начальствовать, а чтоб быть под началом и в послушании до самой старости. Где блаженная оная престарелая глава, смиренно простоявшая до окончания трапезы? Где многоискушенный оный маргарит послушания в продолжении тридцати лет? Где тот, где этот? – Ибо се, как хор звезд, предстоит уму моему все оное священное соборище святых, просиявших всякого рода добродетелями. – Протечем мысленно святые их обители. Вот учреждения великого Пахомия. – Воззрим там на приснопамятного Иону, на Петрония преславного, на Феодора освященного. Перейдем за тем к обители Феодосия великого, посмотрим и там на Василия присноживущего, на Аеция дивного, – на того-то и того-то. Отсюда перенесемся в священные подвизалища Феоктиста блаженного, Евфимия великого, Саввы освященного; и сокращая слово, скажу: пробежим мысленно все, бывшее в древних, средних и последних обителях, как и сколько каждый в них подвизался добре совершить течение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 150. Определив, что мы, зачем мы, где мы и куда отойдем, изображает решение страшного суда и участь десных и шуих, и выводит назидательный урок. 83] Напоминаю вам, будем помышлять, рассуждать и рассматривать, – что мы, зачем мы, где мы и куда отойдем? – Мы творение Божие, дело рук Его, по образу и подобию Его созданные, имеющие власть над всем, сущим под небесем; ибо как написано, Он «все покорил под ноги наши» ( Пс. 8, 7 ). Мы вторые после Ангелов, как они первые, по естеству. – Зачем мы? – Не за чем, как чтоб быть во славу державы Его, подобно Ангелам, чрез верное исполнение всех заповедей Его, – так как мы «умалены малым чем от Ангелов» ( Пс. 8, 6 ), и еще менее будем таковы, когда совлечемся тления и облечемся в нетление. – Где мы? В месте изгнания, по прародительскому бессоветью, преслушанию и сластолюбию, перешедшему и к нам, потомкам его: о чем плакать подобает и рыдать, печалиться и стенать, помышляя о том, из какого благолепного извержены мы жилища, из какого Ангельского пребывания, какого блаженного утешения райского. – Куда отойдем? – В тамошний мip, в треблаженное Ангельское пребывалище, в светлую страну, в невечернюю жизнь, поели того, как на страшном всемирном суде, Судия всех и Бог, восседши на престоле славы, во мгновение ока рассудит все и воздаст каждому по делам его: соблюдшим заповеди Его даст стояние одесную, радость неизреченную, вкушение вечных благ, Царство Небесное, а преслушавших Его и по нерадению и сластолюбию учинивших зло – блуд, прелюбодеяние, хищение, зависть, убийство, распутство, нечистоту, отступничество, гордость, тщеславие и всякие другие виды зла, предаст вечным мукам: огню кромешному, червю ядовитому, тьме тмущей, в тартар бездонный, – каждого сообразно с собственными его грехами. Кто в премудрости, добре понудив естество, все претерпит мужественно, а если потребуется, то и умрет за добро, – тот в день оный просветится, как солнце, будет в части святых, в ликостоянии Ангелов, в веселии мучеников, в наслаждении Пророков и Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 190. 1) Трудно нам: враг всюду строит козни на прельщение нас; но зная сие будем внимать себе и противодействовать. – 2) Воодушевляясь тем, что еще немного, – и внидем в покой. – 3) И вразумление почерпая из слова Божия и отеческих писаний. 19] 1. Велик у нас подвиг, трудноодолим враг наш, сильна его против нас злоба, ни ночью не спит он, ни днем не дремлет, и никакими сторонними заботами не развлекается, только все рыщет вокруг Богом собранного стада нашего, чтоб похитить какую неосторожную и неутвержденную душу и поглотить ее. Вам ведомы козни его; блюдитесь убо. – Он возбудитель греха: вбрасывает помысел как удицу, прикрытую приманкой сласти. Вы же не будьте несмысленны, – как рыбы, по Апостольски сказать, «не неразумея умышлений его» ( 2Кор. 2, 11 ), не прельщайтесь наружным видом, и обличив его коварство, отгоните его; и он, лишась успеха, с горечью возвратится во своя. Вот его искусительные внушения: одному он так подлагает зависть, другому леность; тому перехождение в другое место, этому гордость, или то и другое одному и тому же, всяким образом влеча в сеть смерти. Будем же внимать себе, и – Господа имея одесную души, Единого возлюбленного и вожделенного избежим его уловления. Да не тиранит вас гнев, данный только против врага – змия; и огнь похоти да не имеет у вас свободы разжигать сердца ваши на срамные и неподобные дела; но кротостью украсившись и облекшись в прекрасное бесстрастие, любите друг друга. 2. Еще немного понудьте себя и блаженными наречетесь; еще мало елико – елико напрягитесь скоро тещи, – и достигнете града оного небесного, пресветлого и преукрашенного, где неописанный брачный храм девственных душ, где лоно Авраамово, божественный рай, царство небесное. Сей град содержа в мысли, будем воодушевлять себя к скорейшему течению по пути к нему, не обращая внимания на труд и утомление. 3. Внимайте Богодухновенным глаголам Евангелий, Апостолов, Пророков и душеспасительным писаниям Отцов, и ими питайте, и насыщайте души ваши. В делах же и трудах, кои каждому даны, благодушно пребывайте с терпением, братолюбием, взаимным помоганием и состраданием, да во всех и всем славится имя Бога нашего, Ему же служим и поклоняемся.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 230. Помышляя, до чего возвышено естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойной жизнью. 7] Праздников праздник для нас и при дверех сущее Вознесение Спасителя нашего, Иисуса Христа, – таинство великое и преестественное: ибо естество наше вземлется за пределы видимого неба, как написано: «Бог, богатый в милости... нас мертвых прегрешенми сооживи Христом... и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе» ( Еф. 2, 4–6 ), «одесную Себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы, и всякого имене именуемого не точью в веце сем, но и в грядущем: и вся покори под нозе Его: и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его, исполняющего исполняющего всяческая во всех» ( Еф. 1, 20–23 ). Видите, на какую высоту славы подъято человеческое естество? Не от земли ли на небо? Не от тления ли к нетлению? Сколько иной трудится, чтоб сделаться другом царю земному и смертному? Мы же, и притом «суще отчуждени и враги помышленми в делах лукавых» ( Кол. 1, 21 ), даром не только примирены Богу и Отцу Господом нашим Иисусом Христом, но и до всыновления возвышены. И ныне естество наше на небесах, от всякой видимой и невидимой твари поклоняемое. Таково величие неизреченного человеколюбия благого Бога нашего! Помыслив о нем, и зная недомыслимость его для нашего ума, блаженный Павел, молится, «да Бог Господа нашего Иисуса Христа даст верующим духа премудрости в познание Его.... Яко уведети нам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас, верующих по действу державы крепости Его, юже содея о Христе» ( Еф. 1, 17–21 ). – Но что ведь и было! – Пришел Он к нам всеблагой чрез девственное рождение, поработился подобающим законам естества, взошел на крест, «пригвоздив на нем еже на нас рукописание» ( Кол. 2, 14 ), низшел в преисподняя земли, разрешив болезни смертные, воскрес, совосставив в Себе человеческое естество, наконец, вознесся во славе, явив Себя Ходатаем за нас Богу и Отцу, – Таково, в кратце сказать, значение сего св.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 250. 1) Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе – обновление жизни. – 2) Какое назначение трех сил душевных, и как извратило их падение. – 3) Приглашает право действовать всеми силами и хранить благородство, коим облагорожены мы в Господе. – 4) Заключая: так действовали отцы; так будем действовать и мы. 30] 1. Велико и неизреченно человеколюбие к нам Господа нашего Иисуса Христа, что Он не только «пришед благовести мир наш дальним и ближним», как написано ( Еф. 2, 17 ); но и возшед на небеса, оставил нам святых Апостолов тоже самое благовествовать, – как пишет блаженный Павел: «по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примирится с Богом: не ведевшего бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» ( 2Кор. 5, 20. 21 ). Какое безмерное о нас попечение! Какое неизреченное человеколюбие! «Не ведевшего греха по нас грех сотвори». Как и каким образом? – Не о грехе, как справедливо осуждаемом, беззаконном действии говорит Он. Да не будет! – Ибо «греха» Он «не сотвори, ми обретеся лесть во устех Его» ( 1Петр. 2, 22 ). Но о том, что Он облекся в наше, поврежденное грехом, естество, что «недуги наши прият и болезни понесе» ( Мф. 8, 17 ), что за нас распят был и бесчестнейшей подвергся смерти. Вот что значит: «по нас грех Его сотвори!» Для чего? «да мы будем правда Божия о Нем». Как? Избавившись от греха, осуждения достойного, и в Нем живя и движась. Почему и наводит, говоря: «споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам» ( 2Кор. 6, 1 ). Видите, как уговаривает и убеждает? – Что значит: «не вотще благодать Божию прияти вам?» То, чтобы мы не возвращались вспять, чтоб не поддавались тем же страстям, от коих отказались и не были нарушителями обетов, какие дали пред лицом Бога и св. Ангелов. – Но что? но «да во обновлении жизни ходити начнем» ( Рим. 6, 4 ), – жизни чистой и непорочной, добродетельной небесной. 2. Дошедши до сего, хочу показать вам некую сокровеннейшую силу слова. Что же именно это такое? – Душа человеческая имеет три силы, – мыслительную, раздражительную и желательную. Дело мыслительной силы – веровать во Святую Троицу; дело раздражительной – гневаться на змия искусителя, отнюдь не подпуская его к себе; дело желательной – вожделевать и любить сотворившего нас Бога. Но дьявол, изменив и извратив сии душевные силы, начал устроять нам чрез них пагубу. Как? – Силу желательную в праотце нашем Адаме соблазнив ко вкушению запрещенного; силу раздражительную в Каине возбудив к убиению брата его Авеля; силою мыслительной уклонив человечество к идолопоклонству. Вот каков образ действования завистливого врага нашего!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 320. 1) Житейские своими делами занимаются; а мы – своим, которое выше всех. – 2) Будем же верны своему чину, борясь со всем противоположным ему. – 3) Для сего делай всякий свое дело, и в свое время. 118] 1. Иные иными повествованиями услаждаются и хвалятся: военные – о воинских делах, пловцы – о морских, земледельцы – о землеобработных, другими занимающиеся мастерствами и искусствами – о том, что относится к ним, и обще сказать, нет никого, – кто бы не услаждался делами своего звания. Нам же радостны сказания не о таких вещах: ибо наше все не плотяно, но относится ко спасению души, к угождению Богу, к преставлению отсели, к водворению там; и, как говорит Апостол, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала» ( Филип. 4, 8 ), вот предметы для наших бесед, равно как для забот и попечений. И может ли быть что радостнее сего и блаженнее. – Это может всякий видеть из того, каков конец тех и других вещей; тех вещей как начало, так и конец не заходит за пределы века сего; а наших и начало из другого, высшего мipa, и конец за пределами его, бесконечный и вечный. Ибо существо их есть добродетель, которая творящих ее делает богами: ибо истинен рекший: «Аз рех: бози есте и сынове Вышнего вси» ( Пс. 81, 6 ). О, какой великой милости сподобились мы! – «Возрадуемся же Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании и во псалмех воскликнем Ему» ( Пс. 94, 1. 2 ); «яко избрал есть нас от начала во спасение во святыню Духа и веры истины, в неже и призва нас», чрез приятие схимы нашей, «в получение славы Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Сол. 2, 13. 14 ). 2. Будем же стоять в вере неуклонно, воспримем послушание неложное, сохраним целомудрие ненарушимым. Один у нас предмет возлюбления – Жених Христос, «красный добротою паче сынов человеческих», – одно наследие – царство небесное, блага вышнего Иерусалима. Плоть и кровь, богатство и слава и вся суетность, далеко да отступят от нас. – Впрочем пока мы во плоти, нам присуща брань: ибо не было бы и добродетели, если б не было брани. Если случится нам быть плененными чуждыми помыслами, поскорее воззовем себя к трезвению, паче всего боясь греха делом, как яда смертоносного, и шага, далеко отреваващего нас от Бога. Помыслы будем отражать помыслами, и против вожделений привведем вожделения. И это без лености и послабления, Цель у демона борющего – неотступностью брани ввергнуть нас в уныние и расслабление, чтоб мы отказались от противостояния ему. Но если мы пребудем непреклонны в противоборстве дьяволу, противостоя ему, чтобы не приходилось терпеть от того, то несомненно одержим над ним победу, и получим победный венец уготованный нам на небесах. Ибо брат Божий говорит: «блажен человек, иже претерпит искушение: зане искусен быв примет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» ( Иак. 1, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 90. 1) Как на мне долг – всегда воодушевлять вас на брань: так на вас – всегда стоять во всеоружии духовном и бороться. – 2) Жаловаться, что борьба долго длится, не уместно; приводятся примеры борцов и советуется мужаться. – 3) Не страшитесь привидений: небоязненность и молитва – лучшие средства против них. 13] 1. Неотложно необходимо мне всегда простирать слово утешения и увещания к вам, трудящимся до утомления в деле Божием, в вашем блаженном и многотрудном послушании. Если б ваш подвиг и ваше борение с обходами супостата пресекалось в какое-либо определенное время; пресекалось бы и мое вам утешение и увещание. Но как те никогда не престают и ни днем ни ночью не дают покоя, то, по всей справедливости, и на мне лежит долг соразмерно с тем привносить в души и утешение, и возбуждение, и обнадежение, придавая вам силы, бодренности и рвения к истреблению невидимых против вас ополчений. Воину, как знаете, всегда должно действовать по-воински, и строго держаться всего, что требуется сим званием. Почему и вам, истинным воинам Христовым, должно всегда смотреть, в порядке ли оружия ваши, имеет ли каждый из вас меч послушания, броню веры, шлем упования спасения, щит смирения, лук молитвы, и все другое, потребное в воинствовании нашем духовном. Не так прекрасно и изумления достойно видеть плотского воина в своем всеоружии, сколько воина Христова, имеющего все сказанное. Посему, чада мои, вооружайтесь, ограждайтесь, стройтесь, воюйте, и побеждайте борющего вас дьявола, и не дивитесь ничему случающемуся с вами, ни тому, что удары получаете и устреления, ни тому, что поскользаетесь и падаете; только скорее вставайте. 2. Иные досадуют, изумляются, или даже в отчаяние впадают, что их тиранит или срамная похоть, или серчание, или хула, или зависть, или переменчивость, или другое что подобное. Я же напротив удивляюсь им самим. Скажи мне, брате, или так без трудов и бедствований, без борений и побед ожидаешь ты получить себе венцы? – Но говорит: «Я имею уже столько и столько лет, сколько раз говел, исповедался и причащался, показал то и то, преизобиловал слезами и воздыханиями, был полезен и братиям, жившим со мной, в немощи их.» Увы какая мудрость?! Скажи-ка ты мне, сколько лет имеешь в брани? три, пять, десять? Но блаженная Амма Сарра сорок лет доблестно боролась с демоном блуда, и мужественно перенесла сие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Псалом 31 Псалом Давиду, разума – т.е. поучительный псалом, внушенный Давиду свыше. Это первый псалом из 20 псалмов, которые носят на себе такое надписание. «Давид, – говорит св. Афан., – изображая (в сем псалме) великое свое злострадание, какое претерпевал во время покаяния, ублажает сподобившихся оставления грехов банею пакибытия». «Псалом изречен, – говор. бл. Феодорит, – после падения, среди постигших бедствий. Пророческими очами провидя благодать нового Завета и оставление грехов, даруемое верующим чрез всесвятое крещение, Давид ублажает сих верующих, как приемлющих избавление от грехов без трудов». Иудеи называли сей псалом сердцем Давида – за выраженные здесь чувства скорби и раскаяния о соделанном грехе. 1 . Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Слова: оставишася беззакония, прикрышася греси – явно показывают, что Давид здесь имел в виду искупление людей, веру и крещение; потому что иначе грехи и не оставляются человеку. «Блаженными называю тех, которые, но человеколюбию Владыки, без труда, прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и прикрывает грехи, и не остается даже следов их» (Бл. Феод.). «Оставление беззаконий, – говорит св. Афан., – приобретается крещением, прикрываются же грехи горьким покаянием». Св. Апостол Павел ( Рим. 4:7–8 ) приводит настоящий и следующий стихи в доказательство того, что все верующие из Иудеев и язычников, все по вере и милости Божией, получают оправдание; потому что Давид говорит вообще о всех грешниках, о всех людях. С Евр.: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты»! 2 . Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть 215 . Блажен человек, коему Господь Бог не вменяет грехов; и тот блажен, у кого нет коварства и обмана во устах 216 , или в душе его, кто поступает с ближними и во всяком деле без лести и обмана. С Евр.: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства»! 3 . Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко умолчах, т.е. «будучи уже не в состоянии издавать глас» (св. Афан.); скорбя и сокрушаясь духом, вопия ко Господу во весь день, так страдал и ослабел, что самые кости мои обетшали, т.е. все, что есть во мне крепкого, ослабело. Бл. Феодорит несколько иначе: «Поскольку не показал я врачу струпа в ту же минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть: то состарился, вопия и обвиняя грех». С Евр.: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Н. В. Лебедев Почитание святых является догматом Православной Церкви. Догмат этот наша Церковь всегда свято чтила и бережно хранила, защищая его в довольно упорной борьбе с протестантством и его многочисленными разветвлениями в виде так называемых рационалистических сект, отрицающих почитание святых. Святые являются нашими заступниками, ходатаями и молитвенниками пред Богом. Утверждая так, мы отличаем их от нашего «Единого Ходатая (Посредника) Христа Иисуса», о Котором говорит св. апостол Павел: «Един есть Бог, и Един Ходатай (Посредник) Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» ( 1Тим.2:5-6 ). Славянское слово «ходатай», или русское «посредник» у апостола значит живой свидетель, стоящий посреди и соединяющий посредствуемых, совокупивший в себе разъединенное (Бл. Феодорит). Апостол словами: «Един Бог и Един Ходатай» имел в виду показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе: как Бог один, так и Посредник между Богом и людьми один. Другого посредника нет и быть не может. Иисус Христос стал Посредником чрез вочеловечение. И Блаженный Феодорит говорит: «Апостол назвал Христа Иисуса Посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству и с нами по человечеству». «Посредничество состояло не в слове только ходатайственном, но и в деле, и требовало жертвы», – объясняет святитель Феофан Затворник , – как и говорит Апостол Павел: «Давый Себе избавление». Посему и в церковных песнопениях воспевается: «Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, и к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения (из мрака неведения) приведение имамы (мы получили доступ к источнику Света – Твоему Отцу)» (5я песнь Канона 2го гласа). Итак, по природе, по искуплению у нас один Ходатай или Посредник между Богом и человеками – Иисус Христос. По благодати же ходатаями или молитвенниками нашими пред Богом являются кроме Матери Божией и ангелов все святые, которых мы прославляем, и со своими молитвами к которым обращаемся.

http://azbyka.ru/pochitanie-svyatyx-lebe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010